ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Организация малого бизнеса на примере Китая (стр. 1 из 2). Малый и средний бизнес в китае


Особенности развития малого предпринимательства в России и Китае.

Коваленко Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент; Багирова Лейла Ильгизовна, студент Попченко Ангелина Сергеевна, студент Набережночелнинский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Предпринимательство играет важную роль в экономике любой страны. В Китае малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики. Благодаря малому предпринимательству появляется больше рабочих мест. Но, как и в любой другой стране, малое предпринимательство является уязвимым, ему необходима поддержка государства. Правительство Китая осознает это и пытается помочь развитию малого предпринимательства.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образованный «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства. [1]

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается "Департаментом развития МСП" в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае регулируется законом от 2002 года «О стимулировании развития малых и средних предприятий». Этот закон обеспечивает поддержку малому предпринимательству в правовой и финансовой сфере, в конкурентной борьбе с крупными компаниями. Однако, малое предпринимательство этой страны сталкивается с рядом проблем:

  • действия чиновников бюрократического аппарата среднего звена;
  • проблемы с получением кредитов;
  • произвол со стороны местных чиновников;
  • необоснованные штрафы.

Для решения назревших проблем в Китае приняты меры, направленные на улучшение предпринимательского климата в стране:

  • совершенствование законодательства в части защиты частной собственности, а также трудовых взаимоотношений и социальных гарантий;
  • реализация всех действующих положений в отношении малого бизнеса и создание благоприятных общественных и экономических условий для эффективного хозяйствования в рамках закона;
  • создание для малого бизнеса равных условий с предприятиями государственной, коллективной, иностранной и другими формами собственности в части налогообложения, кредитования, экспорта, импорта и т.п.;
  • закрепление прав частных предприятий на участие в создании городских и сельских кооперативов и народных банков на акционерной основе. [2]

В целях расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство "Бейджунг МСП онлайн компании" (Beijing SME Online Co., Ltd.). Их основной вебсайт в Бейджунге (Пекине). [3]

По последним данным Государственного торгово-промышленного административного  управления Китая, в конце  2013 г. в  стране насчитывалось 15 млн. 278 тыс. зарегистрированных малых и средних  торгово-промышленных предприятий (не включая индивидуальные хозяйства). Рост по сравнению с 2012 г. составил 11,8%. Уставной капитал этих предприятий увеличился на 17,4%  до 96,8 трлн. долл.

Доля малых и микропредприятий среди иностранных предприятий составляет 53,94%, среди государственных и коллективных предприятий - 61,39%, среди частных предприятий - 80,72%.

Отметим, что к концу 2013 г. в стране уже насчитывалось 44 млн. 362,9 тыс. индивидуальных промышленных и торговых предприятий (+9,3%). По сравнению с 2012 г. их  уставной капитал вырос на 23,1% до 2 трлн. 430 млрд. юаней. Число специализированных крестьянских кооперативов увеличилось до 982,4 тыс. (+42,6%)  с уставным капиталом  в 1 трлн. 890 млрд. юаней  (+71,8%).

Таким образом, с учетом индивидуальных хозяйств количество средних, мелких и микропредприятий выросло до 59, 6 млн. (+19,2%).

В этой категории бизнеса занято до 80% населения крупных и малых городов. Среднегодовой прирост количества занятых в малом и среднем бизнесе за последние 5 лет составил 17,3%,  в то время как общий прирост количества занятых в среднем по стране составил только 10,3%. На 1 тыс. жителей страны приходилось 28 человек, занятых в малом и среднем бизнесе. По этому показателю Китай пока уступает развитым странам (45 человек на 1 тыс. жителей), но опережает развивающиеся страны (25 человек на 1 тыс. жителей).

Согласно статистике, на долю МСП пришлось 74,7% совокупной добавленной стоимости промышленного производства, 58,9% от общих объемов потребительского рынка, 62,3% от общего объема экспорта. Важно отметить, что на долю малых и средних предприятий пришлось 65% зарегистрированных патентов, 75% инновационных внедрений, ими было освоено более 80% видов новой продукции.  Более 70% предприятий, расположенных в парках высоких технологий, относятся к разряду МСП, на их долю приходится более 82,6% высокотехнологичного производства в стране. [4]

В России же, по данным Росстата, на 1 января 2014 года зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями страны, численность работающих составляет 25% занятых в экономике. Причем - 62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия,4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия).

В 2014 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2014 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).

Отметим, что льготами и другими мерами поддержки за последний год не пользовалось 73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы, опрошенных РАНХиГС, еще 15% не помнят, обращались ли за помощью. Опрос 2000 руководителей и заместителей руководителей малых и средних предприятий по всем отраслям проводился в июне – июле 2015 г. по инициативе департамента экономической политики и развития Москвы.

Об информационной поддержке просили 5% опрошенных, о льготах по аренде – 4%, консультациях – 3%. За большинством мер поддержки, например компенсацией ставки или поручительством по кредитам, налоговым каникулам и т. д., обращалось лишь по 1% опрошенных. Господдержка не пользуется спросом вне зависимости от вида или размера бизнеса по причине бюрократической волокиты и коррупции, отмечают авторы исследования. [5]

Не востребована и патентная система налогообложения, которая при ее введении рассматривалась властями как мера стимулирования бизнеса. В результате  65% респондентов не знают о ее существовании, удобной и выгодной - считает лишь 12%.

Патентная система была введена с 2013 г. Перейти на нее могут индивидуальные предприниматели, нанимающие не более 15 человек. В Москве купить патент можно на 65 видов бизнеса, его годовой доход не должен превышать 60 млн. руб. Стоимость – 6% от потенциально возможного дохода (зависит от вида деятельности). Патент на розничную торговлю в ЦАО – 20 000 руб. в месяц, в пределах МКАД – 10 000, за МКАД – 7000. Патент освобождает от НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц, которое используется в бизнесе. Популярность патентов в Москве растет: по данным департамента экономической политики, в январе – июне было куплено 22 300 патентов, что на 22% больше, чем за весь 2014 год. Стоимость купленных патентов выросла с 1,4 млрд. до 1,8 млрд. Число самих индивидуальных предпринимателей увеличилось за это время на 11500 человек до 227000. В 2015 г. федеральный бюджет выделил 17 млрд. руб. на государственную поддержку подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», из них Москве – 878 млн. [6]

И так, можно сделать вывод о том, что предпринимательство играет важную роль в становлении цивилизованной рыночной  экономики любой страны. Как в Китае, так и в России малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики, но оно очень уязвимо, ему необходима поддержка государства.

В России большинство людей не осведомлены о программах господдержки, а другие просто не верят в ее доступность и боятся идти на риск.  Поэтому стоит больше уделять внимания    широкой информированности предпринимателей и населения об успехах, возможностях и изменениях в предпринимательской среде, а так же  оказывать  реальную поддержку малому бизнесу на всех уровнях хозяйствования.

Литература:

  1. Источник: http://www.jurnal.org/articles/2010/ekon11.html
  2. Источник: http://ecsn.ru/files/pdf/200702/200702_21.pdf
  3. Источник: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_415227. html
  4. Источник: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action= showproduct&id=4686
  5. Источник: http://www.garant.ru/article/602378/
  6. Источник: http://nanalog.ru/index.php?newsid=1114

journalpro.ru

О развитии малых и средних предприятий Китая

Библиографическое описание:

Васюхин О. В., Ван К. О развитии малых и средних предприятий Китая [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 226-228. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6489/ (дата обращения: 29.08.2018).

Средние и малые предприятия –неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т. д.

Начиная с 2003 года, в стране произошло стремительное развитие среднего и малого бизнеса, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов среднего и малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны. Статистические данные показывают, что в настоящее время на долю малых и средних предприятий Китая приходится 50,5 процента валового внутреннего продукта страны. На них занято более 75 процентов трудоспособных людей в городах и поселках всей страны.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП‘» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В Китае создан первый научно-технический парк промышленного проектирования и диза.

Первый в Китае научно- технический парк, специализирующийся на промышленном проектировании и дизайне, открыт в городе Уси восточнокитайской провинции Цзянсу. В первую очередь строительства парка были построены офисные помещения площадью в 16 тыс. квадратных метров для десятков НИИ и предприятий, которые специализируются проектированием интегральных схем, дизайном упаковок и реклам и т. д. Проектируемая площадь второй очереди строительства парка общим объемом капиталовложений в 200 млн юаней составляет 60 тыс. кв. м. Крупный научно-технический парк поставил себе цель за ближайшие 3–5 лет «вырастить» порядка 50 крупных компаний по проектированию электронных приборов, телекоммуникационной и машиностроительной продукции, упаковочных материалов. Согласно итогам обследования, проведенного недавно Государственным информационным центром, Центром по изучению проблем развития при Госсовете КНР и другими ведомствами страны, экономическое развитие в некоторых районах страны тесно связано с уровнем развития местных малых и средних предприятий.

Китай будет поэтапно улучшать политико-правовую систему средних и малых предприятий и механизм социализации услуг этому сектору, а также либерализирует условия их роста, заявил заместитель председателя государственного комитета по делам развития и реформы Чжан Сяоцян на первой Всекитайской ярмарке средних и малых предприятий. Он отметил необходимость улучшения работы, связанной с рассмотрением и утверждением Способов государственного управления развитием фондов средних и малых предприятий и Способов управления кредитными гарантиями средних и малых предприятий, обратил внимание на важность повышения темпов работы, рассмотрения и утверждения политических правил стимулирования развития средних и малых предприятий. В их числе такие аспекты политического характера, как улучшение правительственных закупок, подготовка талантливых специалистов, освоения рынка, выстраивание системы кредитования средних и малых предприятий. Средние и малые предприятия стали основной силой поддержки роста китайской экономики. Торгово-промышленные административные органы страны зарегистрировали свыше 3,6 млн средних и малых предприятий и 27,9 млн единоличных торгово-промышленных хозяйств. Конечная продукция и услуги, создаваемые на средних и малых предприятиях, составляют 55,6 процента валового внутреннего продукта Китая, они дают 74,7 процента добавленной стоимости в промышленности и 62,3 процента экспорта. [В настоящее время 65 процентов патентов приходится на средние и малые предприятия, более 75 процентов технологических новинок выполнены в этом секторе, там же освоено более 80 процентов новой продукции.

Государственная поддержка малого бизнеса

Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в стране все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти страны стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день малое предпринимательство в стране действует в соответствии с Законом ‘’О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства‘’, принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. Поддержкой малого бизнеса в стране занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

В Китае начинается кредитование зарубежных инвестиций.

Государственный комитет по делам развития и реформам и Импортно-экспортный банк Китая распространили совместное уведомление о том, что Китай будет выделять специальные кредиты для инвестирования в крупные проекты за рубежом, реализация которых поощряется правительством. Как сообщается, Государственный комитет по делам развития и реформ и Импортно-экспортный банк Китая совместно установят режим кредитования зарубежных инвестиций. И Импортно-экспортный банк Китая будет ежегодно выделять специальные льготные кредиты на реализацию проектов за рубежом. Такие кредиты будут направляться, главным образом, на реализацию проектов, восполняющих нехватку отечественных ресурсов и стимулирующих экспорт отечественной техники, продукции, оборудования и рабочей силы, проекты, способствующие повышению конкурентоспособности предприятий за рубежом при освоении международного рынка и др. В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым лидером, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. При этом необходимо учитывать, что:

1. Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций.

2. Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы.

3. Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

4. Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными.

В период до 2020 года по национальной программе экономического развития основное внимание будет уделено 11 отраслям промышленности, среди которых ключевыми являются телекоммуникация и IT-технологии. Современная индустриализация китайской промышленности должна перейти от ресурсоёмкого хозяйства к наукоёмкому и высокотехнологичному производству, основанному на экологически чистых технологиях. В решении этой задачи одна из ведущих ролей отводится малым и средним предприятиям, как стимуляторам оживления экономического рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности.

 

Литература:

 

1.      Доклад о развитии малых и средних предприятий Китая в 2004 г. [Электронный ресурс].– Электрон. дан. — http://pg.jrj.com.cn/acc/pdf/2005/gp/nb/0322/600415_2004_n.pdf

2.      Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — http://www.chinairn.com/doc/70270/252682.html

3.      Жэньминь Жибао

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, предприятие, малое предпринимательство, малый бизнес, малый, среднее, Государственный комитет, Импортно-экспортный банк Китая, дело развития, валовый внутренний продукт.

moluch.ru

Малый бизнес в развитых странах

 

   Малый бизнес в развитых странах малый бизнес в развитых странах_малый_бизнесиграет самую существенную роль в их экономиках.  Продолжаем начатый  цикл статей о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае малый бизнес получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.

   малый бизнес в развитых странах_флаг-ФранцииМалый бизнес во Франции.

   Малый бизнес в развитых странах это прежде всего относится к Франции. Ведь малый бизнес во Франции существует уже много веков, имеет свои традиции. И во многом способствовал многовековому экономическому развитию страны.   Во Франции к категории малого бизнеса относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

   В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.

  Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес  в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные.

   Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов  не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п.

  Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.   Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к.  оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы.

     Малый бизнес в развитых странах — малому бизнесу во Франции уже сотни лет.

 Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом  во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок.

  Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во Франции около 50% новых рабочих мест.  Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

     Но в последнее время, особенно после прихода к власти социалистов (правительство, предшествующее нынешнему) и, проводимой ими налоговой политики, положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. И в первую очередь это относится к представителям малого бизнеса. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них  меньше 10.  Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции.

    малый бизнес в развитых странах_флаг_КитаяМалый бизнес в Китае.

     Малый бизнес в развитых странах — это рассказ и о малом бизнесе Китая. В гигантском росте китайской экономики очень существенную роль играет и быстрый рост малого бизнеса. Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом.

     А  мелкое кустарное  производство развивалось в Китае с древности.  Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР  в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях  малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

     Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских  компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

      В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это  меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32-33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

          Малый бизнес в развитых странах — фонды по поддержке малого бизнеса в Китае. 

     Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

     Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

   Во многих китайских университетах   уже  более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело.  В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими  университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеcа.

              Малый бизнес в развитых странах — поддержка малого бизнеса правительством Китая. 

      В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса.  В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых  предприятий.  

      Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует  в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.

malbusiness.com

Организация малого бизнеса на примере Китая

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РЕФЕРАТ

Организация малого бизнеса за рубежом на примере Китая

Выполнила: студентка 4 курса

Алматы

2010

Малый бизнес в Китае

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии .

В 2002 году в Китае был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

2003 г. на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.

К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.

Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.

В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания "современного общества", находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Особое практическое значение имеют положения об учреждении "Государственного фонда развития малых и средних предприятий" (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.

Национальная комиссия по развитию и реформированию

Основным проводником государственной экономической политики в стране является "Национальная комиссия по развитию и реформированию" (the National Development and Reform Commission - NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан "Департамент малого и среднего предпринимательства" и образован "Китайский центр координации и кооперации бизнеса" (The China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора МСП; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается "Департаментом развития МСП" в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство "Бейджунг МСП онлайн компании" (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Новые технологии

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.

Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.

Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.

mirznanii.com

Как поддерживают малый бизнес в Китае

В 2003 г. на XVI съезде КПК  (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.

К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.

Малый бизнес - ключевой сектор

Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.

В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания "современного общества", находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Особое практическое значение имеют положения об учреждении "Государственного фонда развития малых и средних предприятий" (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.

Национальная комиссия по развитию и реформированию

Основным проводником государственной экономической политики в стране является "Национальная комиссия по развитию и реформированию" (the National Development and Reform Commission - NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан "Департамент малого и среднего предпринимательства" и образован "Китайский центр координации и кооперации бизнеса" (The China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора МСП; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается "Департаментом развития МСП" в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

 В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство "Бейджунг МСП онлайн компании" (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Новые технологии

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.

Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.

Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.

По материалам издания "Деловая пресса".

bishelp.ru

Организация малого бизнеса на примере Китая

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РЕФЕРАТ

Организация малого бизнеса за рубежом на примере Китая

Выполнила: студентка 4 курса

Алматы

2010

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.

В 2002 году в Китае был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

2003 г. на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.

К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.

Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.

В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания "современного общества", находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Особое практическое значение имеют положения об учреждении "Государственного фонда развития малых и средних предприятий" (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.

Национальная комиссия по развитию и реформированию

Основным проводником государственной экономической политики в стране является "Национальная комиссия по развитию и реформированию" (the National Development and Reform Commission - NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан "Департамент малого и среднего предпринимательства" и образован "Китайский центр координации и кооперации бизнеса" (The China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора МСП; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается "Департаментом развития МСП" в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство "Бейджунг МСП онлайн компании" (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Новые технологии

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.

Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.

Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.

ТЕХНОПАРКИ ВРЕМЕН МАХРОВОГО КОММУНИЗМА

Оказывается, еще в 1982 году в целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран была принята программа инноваций в социально-экономической сфере на основе идеи создания научных парков.

Первый парк был организован недалеко от Гонконга в Шэньчжэне в 1985 году. Научно-техническую поддержку парку оказал и местный университет, и все научные центры страны. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Учредителями научного парка выступили муниципалитет Шэньчжэня, Академии наук КНР и «Международная трастовая и инвестиционная корпорация провинции Гуандун».

Правительство КНР на безвозмездной основе передало парку 316 гектаров земли и предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, возможность доступа к научно-техническим грантам правительства и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты.

За десять лет работы парка «Шэньчжэнь» было разработано более 90 новых технологий и продуктов, некоторые из них завоевали международное признание, например, китайская интегрированная компьютерная система «Чжучжэнь», лучшая в мире портативная рентгеновская установка «Xenton».

В целях дальнейшей активизации инновационной деятельности в секторе МСП в 1987 году Китай начал создавать «инкубаторы научно-технических предприятий» (они также называются центрами развития и освоения высоких и новейших технологий). Эти инкубаторы осуществляют поиск и поддержку технических и научных инноваций путем создания высокотехнологичных МСП.

Следующим этапом в научно-техническом развитии Китая было создание в 1988 году Пекинской экспериментальной зоны новых и высоких технологий, являющейся крупнейшим технологическим парком страны. На его территории в 100 квадратных км функционируют десятки учебных заведений (в том числе Пекинский государственный университет), 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов.

globuss24.ru

малый и средний бизнес получит помощь в торговле с КНР — Российская газета

Крупнейшая выставочная площадка Сочи - Главный медиацентр - 30-31мая 2016 года примет второй Российско-Китайский деловой форум малого и среднего бизнеса.

Председатель российской части Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Борис Титов выразил надежду, что работа Форума будет плодотворной и эффективной. Насколько? Об этом и многом другом Борис Титов рассказал в интервью "Дыханию Китая".

Развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности с Китаем, рассматривается как один из ключевых приоритетов внешнеэкономической политики России?

Борис Титов: Неудивительно, что Китай вошел в число наших приоритетов, в том числе и в сфере внешней торговли. Скорее удивительно, что его там раньше не было. Экономика КНР развивается чрезвычайно динамично, эта страна по праву считается в наше время настоящей "мастерской мира". К экономическому сотрудничеству с КНР, к выходу на китайский рынок стремятся все ключевые глобальные компании, всемирно известные экономические гиганты. Понятно, что малый и средний бизнес в России также хочет получить свои дивиденды от торговли с КНР, и наша главная задача - ему в этом помочь.

В прошлом году в Пекине в ходе церемонии открытия первого Российско-Китайского форума-2015 "Большие возможности малого и среднего бизнеса" вы заявили о том, что форум - не просто очередная конференция, а институт народной дипломатии.

В первом Российско-Китайском форуме "Большие возможности для малого бизнеса" приняли участие более 300 компаний из России и Китая. Порядка 30% российских компаний смогли найти на форуме китайских инвесторов и партнеров. Были заключены контракты на несколько сот миллионов долларов

Борис Титов: В КНР 85% экономически активного населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства, которые формируют 60% ВВП страны. К сожалению, мы пока в 3-4 раза отстаем по этим показателям. И для нас развитие сотрудничества с Китаем может стать одним из стимулов развития малого и среднего бизнеса. Приграничная торговля между нашими странами развивается не одно десятилетие. Для ее развития необходимо всемерное упрощение формальностей при пересечении границы. Мы, в частности, предлагаем ввести безвизовый режим с КНР.

В Харбине создается постоянно действующая торгово-выставочная площадка, на которой представители китайской стороны могут ознакомиться с образцами российских товаров, предлагаемых на экспорт.

В прошлом году мы провели первый Российско-Китайский форум "Большие возможности для малого бизнеса". В нем приняли участие более 300 компаний из России и Китая. Порядка 30% российских компаний смогли найти на форуме китайских инвесторов и партнеров. Были заключены контракты на несколько сот миллионов долларов. Это при том что форум готовился в очень сжатые сроки. Мы рассчитываем, что после второго форума уже до 80% российских компаний-участниц смогут получить положительный отклик на свои предложения.

Дальний Восток по прежнему один из главных объектов инвестирования для китайских партнеров?

Борис Титов: Китайские инвестиции на Дальнем Востоке наиболее ощутимы в сельскохозяйственной сфере и в производстве продуктов питания. Поскольку транспортировка сельскохозяйственной продукции в Центральную Россию из-за значительных расстояний связана с большими транспортными расходами, а рынок сбыта в Дальневосточных регионах не велик, то экспорт в Китай - это реальный стимул для развития сельского хозяйства и пищепрома в регионе. Китайские инвесторы активно идут в наш агропром, так как наша продукция более экологична, нежели китайская. Не секрет, что значительные достижения в промышленности в этой стране связаны с серьезным осложнением экологической ситуации. Поэтому экологически чистые продукты пользуются значительным спросом, и их производство привлекает китайских инвесторов.

На первом Форуме вы призывали инвестировать в Крым - западные ворота древнего Шелкового пути. Символические страховые и прочие платежи, включая таможенные, - все это уже работает и помогает взаимодействию и налаживанию сотрудничества малого и среднего бизнеса. Привлекает ли это китайских предпринимателей в Крым?

Борис Титов: Китайские инвесторы проявляют большую заинтересованность во вложениях в Крым. И статус особой экономической зоны с мегапривлекательными условиями для резидентов - большой стимул. Ряд проектов находится в проработке. Но, конечно, санкции осложняют этот процесс. Глобальные китайские компании опасаются штрафных санкций со стороны ЕС и США. Однако большой сектор китайского малого и среднего бизнеса не работает на глобальных рынках, поэтому можно не обращать внимания на санкции. Именно от него можно ожидать наибольшей активности в Крыму.

В КНР 85 процентов экономически активного населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства, которые формируют 60 процентов ВВП страны

Отвечая на вопрос, как малый бизнес России и Китая строит отношения между собой, мы можем говорить об эффективности взаимодействия наших стран в широком смысле. Как развиваются эти отношения?

Борис Титов: В России будет создан центр содействия китайским инвесторам по реализации проектов и планируется организовать систему стыковки малого бизнеса и предприятий, главная цель которой - поиск китайского партнера в той или иной сфере. Система будет работать по принципу социальной сети: российским предпринимателям можно будет подавать заявки на поиск подходящего партнера в КНР, затем этот опыт планируется использовать со странами АТЭС. Таким образом удастся избежать потери времени на поиск партнера, создав единую базу данных. Прежний хаотичный способ таких поисков, основанный на личных связях бизнесмена и имеющейся у него информации, в наше время выглядит анахронизмом.

В России накоплен значительный научный и практический опыт в реализации экологических проектов. Фото: Сергей Михеев

Вопросы совершенствования условий российско-китайского бизнес-сотрудничества находятся в центре внимания Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития. Так, 22 апреля на Network-сессии "Диалоги: Инвестиции" эксперты из России и Китая обсуждали вопрос, как привлечь инвестиции из Китая. Участники сессии познакомились с главами банков и финансовых организаций КНР в РФ, узнали, как получить одобрение проекта или же рекомендации экспертов по его доработке, где найти дешевые деньги под реализацию проекта.

В Харбине под эгидой Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития создается постоянно действующая торгово-выставочная площадка, на которой представители китайской стороны могут ознакомиться с образцами российских товаров, предлагаемых на экспорт. Мероприятия такого рода помогают заинтересованным бизнесменам сократить время и усилия, необходимые для решения многих важных вопросов.

Объем импорта из Китая в Россию достиг внушительных размеров, а вот обратный процесс - гораздо скромнее. Может ли малый и средний бизнес стать главным стимулом движения вперед?

Борис Титов: Разумеется, именно малый и средний бизнес, более мобильный, более оперативный, может сыграть в этом значимую роль. Как сказал первый вице-премьер Госсовета Чжан Гаоли, "наше развитие показывает: малый и средний бизнес - очень энергичный". Действительно, впечатляющие успехи КНР во многом обусловлены достижениями малого и среднего бизнеса. Китайский опыт показывает, что для таких достижений необходимо создавать соответствующие условия. У них нет специальных структур по защите бизнеса. Этим занимаются государственные и партийные структуры. Проблемы решаются быстро и всегда исходя из интереса развития бизнеса. Китайские власти стараются защищать интересы своих предпринимателей за границей. Между обращением китайских инвесторов в посольство и мерами реагирования проходит всего несколько часов. Нашим властям есть чему поучиться. В то же время у нас есть что предложить китайскому рынку. Я имею в виду возможность экспорта в Китай сельхозпродукции (продукты мясопереработки и пчеловодческая продукция), промышленного оборудования (установки для очистки нефтедобывающих и газотурбинных установок, авиационных и автомобильных двигателей, сырья и др.), программного обеспечения и решений в сфере автоматизации предприятий и т.д. По многим из этих направлений именно малый и средний бизнес может наиболее оперативно реагировать на требования китайского рынка. Были опасения, что наши предприниматели будут стараться найти в Китае исключительно источник финансирования или дешевых товаров. Но практика показывает: у нашего бизнеса есть стремление к наращиванию экспорта в Китай. Большие перспективы у туристического бизнеса. Есть возможность увеличить турпоток между Россией и Китаем. Необходимо ввести безвизовый туристический обмен туристами, то есть отменить визы для туристов. И очень большие перспективы есть у экологических проектов. Я уже говорил о непростой экологической ситуации в Китае. А у нас накоплен значительный научный и практический опыт в очищении и обеззараживании местности, восстановлении плодородия почвы, очищении водоемов, восстановлении флоры и фауны. В этой сфере работы в Китае - непочатый край.

Стартовал Год обменов СМИ России и Китая. Страны объединяют свои усилия в создании сообщества интересов российско-китайских СМИ. Поможет ли этот новый масштабный гуманитарный проект развитию малого и среднего бизнеса?

Борис Титов: На фоне участившихся связей и контактов между высшими руководителями Китая и России, а также ввиду недостаточной степени осведомленности друг о друге на уровне общества медиасотрудничество играет особую значимую роль. Безусловно, это относится и к вопросам российско-китайского бизнес-сотрудничества. Информированность о возможностях друг друга, о потребностях российского и китайского рынков принципиально важны для бизнесменов. Значение информации для них чрезвычайно велико. Не сомневаюсь в том, что развитие медиасотрудничества может помочь представителям малого и среднего бизнеса наших стран найти зарубежных партнеров.

rg.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство