Статьи
Вот они — разумные эгоисты
Вот они — разумные эгоисты
Экономика и Жизнь, №35 (9145) сентябрь 2006
«Теория разумного эгоизма» — такое название получила политика, которую все чаще применяют компании в отношении окружающей среды. Согласно ей вложение средств в социальные, в том числе и экологические, программы является одним из факторов обеспечения стабильного развития бизнеса на пути создания репутации социально ответственной компании.
Теория разумного эгоизма настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку уменьшает долгосрочные потери. Тратя деньги на социальные программы, предприятие сокращает свой текущий доход, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые прибыли в будущем.
Добровольная сертификация
Проявление социальной ответственности выражается в сертификации предприятия на соответствие международным экологическим стандартам серии ISO 14000, которые сегодня являются одной из наиболее значимых международных природоохранных инициатив. Наличие у пред приятия сертификата ISO 14000 (экологический менеджмент) позволяет поднять его имидж, улучшить отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг) и стоимость акций предприятия на рынке. Сертификация способна привести к существенным экономическим эффектам.
Газовики и нефтяники
Крупнейшая в России газодобывающая компания «Газпром» первая в топливно-энергетическом комплексе России приняла добровольные обязательства в области охраны природы. Согласно ее экологической политике приоритетными направлениями стали сохранение природной среды, рациональное природопользование и обеспечение промышленной и экологической безопасности. Предприятие тратит миллионы долларов на охрану атмосферного воздуха и водных ресурсов, утилизацию промышленных отходов, рекультивацию земель и т. д.
Не отстают от газовиков и нефтяники. «ЛУКОЙЛ» разработал и внедряет свою программу по охране окружающей среды. Глава компании Вагит Аликнеров за «бережное отношение к национальному достоянию» получил диплом «Экологически образцовая компания» от председателя Комитета по экологии Госдумы РФ.
Энергетики
Энергетическая промышленность на охрану окружающей среды тратит средств почти в два раза больше нефтяной и газовой. Так, РАО «ЕЭС России» внедряет свою экологическую программу, руководствуясь обязательствами, вытекающими из подписанных РФ Конвенции ООН по трансграничному загрязнению воздуха на большие расстояния, Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 09.05.92) и Киотского протокола, Плана действия «Группы восьми» «Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие» (Глениглс, 08.07.2005).
Целью экологической политики РАО «ЕЭС России» является повышение уровня экологической безопасности, рост капитализации энергокомпаний холдинга за счет обеспечения надежного и экологически безопасного производства.
Таким образом, разумный эгоизм является наиболее верным шагом компании в отношениях с окружающим миром.
Правила социально ответственной компании
1. «Держать карты открытыми», то есть о свершении какого-либо происшествия компания должна заявить первой, иначе об этом сообщит кто-нибудь другой, и тогда факты могут быть изложены в самом неблагоприятном для компании свете, а самой компании уже сложно будет бороться за свою репутацию.
2. «Не отворачивайся от общественности». Это означает,что проблемы, которые волнуют общественность, должны волновать и компанию, и, следовательно, она должна принимать активное участие в их решении.
3. «Правило бумеранга», иначе говоря, «больше отдашь — больше получишь», так как все вложения, сделанные компанией в долгосрочной перспективе, вернутся.
Справка
Система управления окружающей средой позволяет предприятиям:
• обеспечить процесс улучшения экологических характеристик их деятельности, т. е. постоянно уменьшать воздействие на окружающую среду;
• снизить количество аварийных ситуаций;
• соответствовать повышенным требованиям инвесторов и партнеров;
• облегчить выход на международный рынок и укрепить там свои позиции;
• поддерживать хорошие отношения с общественностью и контролирующими органами.
Алексей Нестеров.
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09