Главная

Рейтинг систем сертификации

Паспорт качества

Новости

Контактная информация

Карта сайта

Статьи

Отмена лицензирования приведет к хаосу

Отмена лицензирования приведет к хаосу

Строительный экспресс октябрь, №1 2006

Есть основания полагать, что в России система лицензирования различных видов строитель­ной деятельности, именуемая энергичными реформаторами в Правительстве РФ и Госдуме не иначе как «административный барьер» и «директивный ресурс», действительно может утонуть в реке забвения. «Право на жизнь» для лицензионной системы в виде поправки в действующий федеральный закон о лицензировании действительно только до 1 января 2007 г. Не приходится сомневаться, что после этой поворотной даты рассыплется, утратит былое фундаментальное значение и система госстандартов и нормативов в строительстве, «отойдет» скромно в сторону госэкспертиза.

Что же придет им на смену? Прийти должна группа технических регламентов. Должна, но не придет. Для разработчиков этих регламентов новая нормативная субстанция оказа­лась неподатливой, трудновоспринимаемой.

Нет опоры на позитивный опыт. Нет четкого представления о мере профессиональной и юридической ответственности участников строительного цикла перед таким докумен­том, как регламент. Так надо ли наращивать обороты реформ, выбрасывая за борт надеж­ные, оправдавшие себя инструменты управ­ления строительством, получая при этом лишь гарантированную возможность въехать в со­вершенно дикий строительных рынок?

За сохранение системы лицензирования решительно высказался мэр Москвы Юрий Лужков в острой полемической статье, опуб­ликованной в начале нынешнего года в «Рос­сийской газете». Год завершается. Угроза «одичания» строительного рынка нарастает. Газета «Строительный экспресс» предоставля­ет слово генеральному директору Федераль­ного лицензионного центра при Росстрое Александру Васильевичу Толкачеву.

— Прежде всего необходимо сказать о том, что сама по себе та­кая юридическая категория в экономике строительства, как лицензирование, никогда не была категорией формально-бюрокра­тической или даже фискальной.

В России государственное ли­цензирование строительной дея­тельности впервые законодатель­но оформлено было еще в 1991 го­ду. Российская экономика разво­рачивалась тогда, выражаясь язы­ком моряков, «на новый курсовой угол по правому борту». Все меня­лось непредсказуемо и быстро. В проектировании лидирующими субъектами стали неведомые объ­единения и частные конторы, пришедшие на смену авторитет­ным профессиональным государ­ственным институтам. В подряд­ной деятельности вышли к заказ­чикам «с любыми услугами» сот­ни возникших строительных фирм, не имевших никакой аттес­тации, кроме собственной гром­кой рекламы. Если строительст­во — это только бизнес, то надо «уметь зарабатывать» деньги. Как же иначе? Время было смутное, ненадежное, со скандальными происшествиями, связанными со снижением качества строитель­ства и его безопасности.

По телевидению и в газетах нам все чаще рассказывают жут­кие истории, связанные с обру­шением строительных конструк­ций в тоннелях, аквапарках, торговых центрах, жилых домах. Хочется припомнить сегодня не­большой, но очень трогательный в моральном плане аварийный эпизод, связанный с хозяйствен­ной инициативой садоводческого товарищества актеров Большого и Малого театров, решившего со­орудить на отведенном участке коттеджи. Доверчивые актеры за сходную цену поручили вы­полнить проектно-изыскательские работы на участке специа­листу из частной «фирмочки», умевшему «научно» рассуждать о грунтах и основаниях, разми­ная в пальцах щепотку земли из-под лопаты. Все коттеджи, построенные потом на рекомен­дованных фундаментах, просели, получили трещины в стенах, а некоторые развалились совсем.

Поэтому законодательная база по лицензированию от 1991 года преследовала не какие-то фис­кальные цели, связанные с бюд­жетными интересами, но самую общую и самую важную цель — защиту прав потребителей строи­тельной продукции.

Защита прав потребителей в названном аспекте понимается как безопасность функционирова­ния среды обитания человека: его жилища, социальной и производ­ственной сферы, инженерной ин­фраструктуры. Безопасность — главный критерий определения лицензируемого вида деятельнос­ти и в отечественном, и в зару­бежном законодательстве. Дея­тельность без лицензии в соответ­ствии со статьей 171 УК РФ рас­сматривается как незаконное предпринимательство.

Беру на себя смелость заявить сегодня от имени потребителей строительной продукции и услуг, что такая вот строгость по отно­шению к исполнителям проектно-строительных заказов на всех ста­диях инвестиционного цикла — это абсолютно правильно, это все­ляет в каждого из нас ощущение своей гражданской защищеннос­ти. Лицензирование, по нашему мнению, нельзя классифициро­вать сегодня как некий хозяй­ственный рудимент. Потребность в этом инструменте управления будет последовательно возрастать.

Недавно на заседании Прави­тельства РФ с тревожной озабо­ченностью обсуждалась проблема роста аварийности на граждан­ском авиатранспорте. Почему так получается? Дело в том, что ко­лоссальный сектор взаимоотно­шений между авиапромышлен­ностью и частными авиакомпа­ниями выключен из сферы вни­мания государства. Что происхо­дит в этом секторе, остается тай­ной, покрытой мраком. Принято решение закрыть вовсе ряд авиа­предприятий. Остальным придет­ся подтягиваться к тем требова­ниям, которые необходимы для получения лицензии.

Но ведь это авиатранспорт, а сфера строительства во сто крат объемнее и проблематичнее. Хо­чется поддержать мнение мэра Москвы Юриа Лужкова в том, что государству так же необходи­мо осознать «гибельность право­вой неопределенности в секторе строительства, в регулировании, в контроле и надзоре во всех це­почках строительной отрасли».

Устойчива ли наша россий­ская система лицензионного кон­троля строительства по отноше­нию к внешним негативным воз­действиям? Скажу твердо: дей­ствующая система устойчива, об­ладает необходимой жесткостью требований и результативна. Не­устойчивость наблюдалась в то недолгое смутное время «па­рада суверенитетов», когда пол­номочия по лицензированию бы­ли переданы в регионы и превра­тились в источник дохода для ме­стных бюджетов и даже для от­дельных чиновников.

Нынешний Госстрой (Феде­ральное агентство по строитель­ству и жилищно-коммунальному хозяйству) осуществляет центра­лизованный контроль в соответ­ствии с ФЗ № 128 от 8 августа 2001 г. «О лицензировании от­дельных видов деятельности». Налажена проверка сведений о лицензиате и соблюдении им необходимых требований по проектированию, строительст­ву и инженерным изысканиям. Обозначены требования к про­фессиональному уровню соиска­телей лицензий и лицензиатов, стажу работы по специальности, к соблюдению ими норм законо­дательства и положений Градо­строительного кодекса РФ.

Необходимо еще раз напо­мнить: система лицензирования обязывает инженерно-техничес­кий персонал в строительстве по­стоянно повышать свою квали­фикацию. И сегодня Росстрой осуществляет сотрудничество со 120 вузами страны по этому направлению. Ни один из буду­щих технических регламентов в строительстве, призванных за­менить действующие СНиПы, не будет содержать по природе своей требований по повышению квалификации. Так надо ли от­казываться от такого инструмен­та государственного регулирова­ния, как лицензирование?

В соответствии с нормами ФЗ № 80, принятого в июле 2005 года, налажена проверка са­мой возможности выполнения ли­цензионных требований соискате­лем лицензии и лицензиатом, и это становится серьезным барье­ром для непрофессиональных предпринимателей, намереваю­щихся выйти на российский стро­ительный рынок. К сентябрю ны­нешнего года уже проведено свы­ше 37,5 тыс. проверок соблюдения лицензиатами лицензионных тре­бований и условий. Меры воздей­ствия применены к 13,2 тыс. ли­цензиатам, действие лицензий приостановлено для более 2,5 тыс. организаций. Росстрой не высту­пает при этом как некий каратель­ный орган. Если держатель лицен­зии не согласен с нашими претен­зиями, конфликт можно разре­шить в судебном порядке.

Колоссальная заслуга нынеш­него Росстроя — создание уни­кальной базы реестра лицензий с полной информацией о всех ли­цензированных участниках рос­сийского рынка проектно-изыскательских и строительных ус­луг, а также принятых мерах воздействия за допущенные на­рушения лицензионных требова­ний. Возникла весьма благопри­ятная ситуация, когда сама сис­тема лицензирования позволяет контролировать появление на строительном рынке органи­заций и индивидуальных пред­принимателей на этапе возник­новения у них намерения зани­маться инженерными изыскани­ями, проектированием и строи­тельством. Электронная версия реестра лицензий открыта для свободного доступа физических и юридических лиц в сети Интер­нет. Утрата такой базы в связи с отменой лицензирования будет шагом навстречу хаосу.

Профессионалы-эксплуатаци­онники знают, что брак в строи­тельстве может проявиться через месяцы и даже годы после завер­шения объекта. И неизвестно, бу­дет ли к тому времени существо­вать на указанном месте строитель­ная фирма, возводившая этот объ­ект. Но с помощью нашей базы реестра лицензий мы имеем все возможности найти авторов брака.

Обращусь к последним аргумен­там. Может быть, все наши трево­ги снимает введенный в действие обновленный Градостроительный кодекс РФ? Это, к сожалению, не совсем так. Для инженерных изысканий (грунты оснований, фундаменты) в Градостроительном кодексе вообще не предусмотрены какие бы то ни было методы гос­контроля. Кроме того, сам кодекс является сегодня законом отло­женного действия, поскольку все методы планирования, проектиро­вания, экспертизы и контроля ориентированы в нем на техничес­кие регламенты. А где они? Их по­явление в реальности предполага­ется в 2008 году и позже. Переда­ча функций государственного регу­лирования в строительстве саморе­гулируемым организациям в бли­жайшем времени также не состо­ится, поскольку отсутствуют зако­нодательные основы взаимоотно­шений государства и бизнеса в це­лом и в строительной отрасли в ча­стности. Создание нормативной ба­зы по саморегулированию в строи­тельстве и организационно-техни­ческие процедуры формирования таких организаций — дело весьма и весьма нескорое.

Итак, кто же сегодня поддер­живает Росстрой в его намерени­ях сохранить и далее эффектив­ную и работоспособную систему лицензирования строительной отрасли? Это прежде всего рос­сийская общественность в широ­ком значении слова, союзы круп­ных строительных фирм, работа­ющих устойчиво и дорожащих своей репутацией, территориаль­ные администрации, сумевшие наладить в своих регионах ритм строительных потоков.

Следует также отметить, что, выступая на расширенной колле­гии Генпрокуратуры РФ в февра­ле 2006 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил внимание на необходимость на­ведения порядка в сфере долево­го жилищного строительства, на соблюдение требований градо­строительного и земельного зако­нодательства. Здесь как раз и не­обходимо существенное усиление госконтроля и надзора в строи­тельной отрасли, в том числе ли­цензионного контроля в качестве механизма государственного ре­гулирования по всем звеньям строительной отрасли.

Другие статьи

© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство