Статьи
Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин: «Главная задача – убрать перекосы»
Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин: «Главная задача – убрать перекосы»
Газета «Новые известия», 18 декабря 2006 г.
Незадолго до Нового года цены на столичное жилье стабилизировались, и теперь многие жители Москвы надеются улучшить свои жилищные условия. О том, насколько реальны эти надежды, что происходит в сфере столичного строительства, как будет выглядеть Москва в ближайшей перспективе, рассказывает гость «НИ» — первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы Владимир РЕСИН.
- Владимир Иосифович, 2006 год подходит к концу. Каким был этот год для московских строителей?
- Год был непростым. Все, что запланировано, мы, конечно, делаем, но работать, признаюсь, становится во всех отношениях сложнее. Год от года увеличиваются объемы, возрастает доля социального строительства, повышается и ответственность. В этом году московские строители возведут около 5 млн. кв. метров жилья — и это только в Москве. Много работы и за пределами столицы: только в Московской области построено около 2 млн. кв. м жилья. Всего же столичные строители работают более чем в 65 городах России и 11 странах зарубежья. Помимо жилья возводится вся необходимая инфраструктура, школы, детские сады, поликлиники, магазины, дороги, инженерные коммуникации. Одновременно в городе воссоздаются и сооружаются многие уникальные объекты, такие как Музей-заповедник Царицыно и Ледовый дворец на Ходынском поле, в котором уже проходят соревнования.
- Объемы строительства впечатляют, но даже эти объемы не могут остановить столичный рост цен на жилье. Какой ваш прогноз относительно ценовой динамики на ближайшее время?
- Думаю, не удивлю вас, если повторю, что цены на жилье определяет рынок. В последние полтора десятилетия, благодаря новому строительству, жилищный фонд Москвы вырос на 60 млн. кв. м, то есть почти на треть, но спрос превышает предложение. Это касается как первичного, так и вторичного рынка жилья. Хлынувший в страну поток нефтедолларов резко увеличил доходы компаний, работающих в нефтедобывающей и смежных с ней отраслях. У их сотрудников поднялись зарплаты и другие бонусы. И на эти доходы люди начали покупать квартиры. Отсюда — такой рост уровня спроса. Но начиная с сентября, рост цен на московские квартиры заметно замедлился, и скорее всего в ближайшей перспективе динамика стоимости квадратного метра в Москве будет определяться уровнем инфляции в стране.
- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы изменить в корне ситуацию с ценами и сделать жилье доступным широким слоям населения?
- Единственное, что может остановить рост цен, как в Москве, так и в других городах, — это динамичное увеличение строительства жилья в регионах. Первоочередная задача для регионов — запустить инвестиционный процесс. Чтобы строительство было действительно привлекательным для инвесторов, местные власти должны иметь четкую программу строительства, гарантирующую инвесторам нормальную прибыль от участия в строительных проектах. Первостепенное внимание необходимо уделять опережающему строительству инженерии. Совершенно очевидно, что площадка, обеспеченная всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, которую можно создать за счет средств государства, будет привлекательной для инвесторов, на деньги которых можно будет построить не только жилые дома, но и значительную часть социальной инфраструктуры. И, разумеется, необходимо возрождать промышленность строительных материалов, прежде всего домостроительные комбинаты, которые способны в короткие сроки обеспечить начало массового строительства жилья в регионах.
- Национальный приоритетный проект по доступному жилью предусматривает активное строительство и развитие ипотеки. Что делается в этом направлении в Москве?
- Доступность жилья не означает только его дешевизну. И одна из главных задач национального проекта — разработать экономические механизмы, при помощи которых новая квартира будет доступна более широкому кругу покупателей. Ипотека — один из наиболее перспективных способов сделать жилье более доступным среднему покупателю. За ипотекой — будущее. Сейчас в Москве разработана и действует уникальная программа социальной ипотеки, рассчитанная на тех граждан, которые пока не могут себе позволить ипотечный кредит на обычных условиях. Столичному правительству удалось добиться существенного снижения размера первоначального взноса за жилье, а в перспективе — снижение процентной ставки по кредитам до 6-7% годовых. Социальная ипотека — перспективное направление в жилищном строительстве, объемы возводимого в рамках этой программы жилья планируется ежегодно увеличивать. Если в 2006 году для социальной ипотеки будет построено около 300 тыс. кв. м жилья, то в следующем году — уже 477 тыс. кв. м, а в 2008 году — 550 тыс. кв. м. Кроме социальной ипотеки, в Москве приняты и успешно выполняются и другие жилищные программы, удачно сочетающие социальные и рыночные механизмы. Это — купля-продажа жилья с рассрочкой платежа, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья по программе: «Молодой семье — доступное жилье».
- Помимо развития ипотеки, что еще делается в столице в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России»?
- Собственно, Москва уже давно реализует этот приоритетный национальный проект, занимая достойное место в стране по объему, составу и адресной направленности социальной и экономической поддержки москвичей в жилищной сфере. Судите сами: только за последние 5 лет почти 40 тыс. семей очередников получили благоустроенные квартиры. Было расселено более 20 тыс. коммунальных квартир. Из ветхих и аварийных домов 90 тыс. семей переехали в современные и комфортные квартиры. Городской жилищный фонд увеличился более чем на 22 млн. кв. метров и достиг почти 207 млн. кв. м. Но, несмотря на достигнутые результаты, ситуация с обеспеченностью москвичей современным комфортным жильем стоит все еще очень остро. Поэтому в Москве была разработана специальная среднесрочная жилищная программа «Москвичам — доступное жилье», призванная в корне изменить ситуацию с обеспечением доступности жилья для всех групп москвичей. Основными целями программы является повышение доступности жилья до уровня индекса доступности, равного 7 годам, а также сокращение численности очереди на жилье в 2 раза и уменьшение максимального срока ожидания до 10 лет. Отмечу: программа предлагает ряд совершенно новаторских, не применявшихся ранее мер. Например, ориентирование коммерческих застройщиков на увеличение доли продаж жилья гражданам, постоянно проживающим в Москве не менее 10 лет; возрождение жилищных кооперативов; организация и регулирование рынка найма жилья, который в настоящее время по факту является теневым. Одновременно программа предлагает часть проектов коммерческого жилищного строительства переориентировать на создание частных доходных домов.
- Получается, что программа предусматривает введение мер протекционизма для москвичей. Но будут ли эти механизмы реально работать на практике?
- Думаю, что это хорошее начинание, мы — городское правительство — в первую очередь должны заботиться о тех, для кого мы работаем, — о москвичах. Но при этом необходимо тщательно проработать механизмы этой помощи, чтобы не ущемлять права других граждан.
- В начале года мэр Москвы поручил строителям резко увеличить строительство детских садов. Это поручение выполнено?
- Да, в этом году мы развернули масштабное строительство — будут построены, как и сказал мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, 100 детских садов. 12 детских садов строится в этом году в рамках городской программы, 70 — на дополнительные средства мэрии, остальные — за счет средств инвесторов. Больше всего новых мест для дошкольников появится в Юго-Восточном, Восточном, Северном и Западном округах. В будущем году в Москве планируется построить еще 110 детских садов. Это позволит ликвидировать тот дефицит мест в дошкольных учреждениях, который пока еще существует.
- Символом уходящего года в определенном смысле можно назвать обманутых «дольщиков»: волнения и митинги людей, обманутых недобросовестными застройщиками, не утихали весь год. Как решается в Москве эта проблема?
- Эта проблема решается предметно. В целях реализации мероприятий по защите интересов граждан, пострадавших от действий недобросовестных инвесторов, работает комиссия по проверке выполнения инвестиционных проектов по строительству жилых домов в городе Москве. В ее состав вошли ответственные представители всех отраслевых департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектур административных округов. Еженедельно комиссия проводит оперативные совещания, на которых рассматриваются текущие вопросы по решению данной проблемы. Некоторые дома уже сданы, люди получили долгожданные квартиры. Основная масса домов будет сдана в 2007 году, последние — в 2008 году. Более 300 обманутых соинвесторов получат ключи от своих квартир уже в декабре-январе. Наряду с решением уже существующих проблем по конкретным адресам проводится комплекс мер, призванных предотвратить подобные ситуации в будущем. Ужесточены критерии для отбора инвесторов на коммерческую застройку. Создается реестр деловой репутации партнеров Москвы. Располагая предысторией и необходимой информацией о компаниях, постепенно удастся вытеснить с рынка недобросовестных и непрофессиональных его участников, постепенно двигаться к цивилизованному рынку. Еще раз хочу подчеркнуть: вопрос номер один — отработать законодательную базу, решить вопрос в корне, чтобы проблема обманутых дольщиков не возникала в принципе. Вопрос трудный, но решаемый.
- Владимир Иосифович, что бы вы назвали главной проблемой на сегодня в столичном строительстве?
- Одна из главных проблем — подключение новостроек к энергосетям. Многие годы объемы ввода жилья существенно опережали развитие инфраструктуры и, в частности, строительство новых и реконструкцию существующих энергосетей. Острый дефицит энергоснабжения может даже привести к тому, что мы будем вынуждены уменьшить объемы строительства в 2007-2008 годах. Это очень серьезная проблема, и мы ищем любые способы, чтобы в кратчайшие сроки решить ее в корне. Есть и положительная динамика в этом вопросе: например, в мае этого года мэр Москвы Юрий Лужков и председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подписали совместную программу по развитию столичной энергетики на 2006-2010 годы. Согласно программе планируется построить 8 крупнейших энергоблоков, а также множество небольших объектов — газотурбинных установок на ТЭЦ, которые, кроме электричества, дадут городу дополнительно 3 тыс. гигакалорий тепла. Главным итогом должно стать повышение надежности всей энергосистемы Московского региона. Еще один сложный вопрос — транспорт. Делается многое. Строятся новые радиальные трассы, например, Звенигородский проспект, который соединит Новорижское шоссе с Центром и существенно снимет остроту транспортной проблемы на всем Северо-Западе и Западе Москвы. Параллельно с проспектом строится и Строгинская линия метро, которую с нетерпением ждут жители Митино и Строгино. Спроектировано и начинает строиться Четвертое транспортное кольцо, значение которого, наверное, объяснять никому не надо. Началась комплексная реконструкция Ленинградки: от Кремля до МКАД движение по трассе станет бессветофорным, появятся новые развязки. Но при этом темпы роста количества автомобилей и загруженности столичных улиц резко превышают темпы дорожного строительства. Поэтому необходимо в самое ближайшее время проработать кардинальные пути решения этой проблемы. Это может быть и развитие новых видов транспорта, таких как легкое метро или монорельс, и строительство вылетных магистралей над железнодорожными путями, и возведение подземных дублеров главных городских трасс. Сейчас над этими вопросами работают ведущие специалисты, надеюсь, принципиальное решение проблемы будет найдено.
- И последний вопрос: как будет развиваться город в ближайшие годы? На что будет сделан главный акцент?
- Согласно Генплану развития столицы, главная задача архитекторов и строителей — сделать Москву удобным для жителей городом. Сейчас в столице реализуются крупномасштабные программы, которые существенно изменят облик города. Это реконструкция центра, снос пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция и реновация кварталов сложившейся застройки, перебазирование, реформирование и ликвидация промзон, строительство высотных зданий. Город будет активно развиваться: появятся новые жилые кварталы, транспортные магистрали и многоуровневые развязки. Вырастут высотные здания, поднимутся корпуса ММДЦ «Москва-Сити», исчезнут пятиэтажки и ветхие здания, промзоны... А вот исторический центр, где сосредоточены памятники архитектуры и культуры и где сохранилась историческая застройка, практически не изменит своего облика, там будут проводиться, главным образом, работы по реставрации и реконструкции существующих зданий. Несмотря на то, что работы в городе ведутся согласно Генплану, имеются некоторые «перекосы». Это связано с тем, что по жилищному строительству мы опережаем Генплан примерно на год, в то время как инфраструктура развивается в рамках существующих норм. Таким образом, мы получили отставание по таким важнейшим для города показателям, как дорожное строительство, тепловые и энергосети, детские сады. Подробно мы говорили об этом выше, поэтому подчеркну лишь, что наша задача на ближайшее время эти перекосы ликвидировать. И в заключение скажу еще об одной важной тенденции. Это взаимоотношения Москвы и Московской области. Дело в том, что реально существует не два отдельных субъекта, а одна большая агломерация — Москва и ближайшее Подмосковье, в которой проживает постоянное население свыше 15 млн. человек, использующее единую территорию как для поездок на работу, домой, так и для отдыха и развлечений. Поэтому я полностью согласен с мнением Юрия Михайловича Лужкова о том, что на будущее необходимо рассматривать не отдельно Генеральные планы Москвы и области, а разрабатывать единые решения всего комплекса градостроительных задач во всей этой агломерации, которую представляет собой московский регион. Если этого не сделать, то в дальнейшем возможны крупные ошибки.
Николай Семенов, фото Владимира Машатина
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09