Статьи
Стандарт качества — один для всех
Газета «Экономика и время», №26 (661) 16 июля 2007 года
Экономика России развивается, вместе с ней развивается и покупательная способность населения. Времена дефицита уже прошли. Сегодня потребитель может сам диктовать условия поставщикам, отдавая предпочтение качественной продукции.
В рамках международной системы производства существует стандарт, непосредственно связанный с уровнем качества — ISO 9000. Серия стандартов ISO 9000 стала визитной карточкой для многих российских предприятий (в том числе промышленных), а для кого-то — незаменимым помощником при решении деловых вопросов. Будь то поиск новых партнеров или инвесторов, получение долгосрочного заказа или победа в тендерах.
Стандарт ISO 9000 описывает модель, по которой менеджмент компании может сформировать систему управления предприятием с позиции гарантии качества. В свою очередь, отсутствие у предприятия сертификата этой серии закрывает многие перспективы. Например, выход на международный рынок может быть осложнен или вовсе невозможен.
Без сертификата на внешний рынок не выйти
Во многих иностранных корпорациях давно освоили стандарт ISO 9000. И этому правилу они заставляют следовать своих партнеров по бизнесу. Например, контракты заключают только с теми предприятиями, которые готовы доказать качество продукции сертификатом этой серии. К числу таких требовательных партнеров можно отнести известные мировые автогиганты General Motors, Ford, Chrysler, Volkswagen.
Следует заметить, что и в России с недавних пор стали появляться организации, сотрудничающие только с обладателями сертификатов ISO 9000. В их число входят «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «АвтоВАЗ» и многие другие корпорации.
Может сложиться впечатление, что сертификаты серий ISO 9000 и ISO 14000 необходимы только для производителей, ориентированных на иностранного потребителя. Однако для многих промышленных предприятий, не имеющих пока сбыта продукции на внешних рынках, получение сертификатов этой серии — повод предложить свой товар заграничному потребителю и развить взаимовыгодные отношения с зарубежными партнерами.
Северо-Запад РФ — зона менеджмента качества
Сегодня среди предприятий, внедривших систему менеджмента качества серии ISO 9000 и систему экологического менеджмента ISO 14000 на своих производствах, можно найти представителей практически всех направлений деятельности. Многие руководители этих предприятий отмечают позитивное влияние новых систем управления на основе международных стандартов.
Это признают и в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Сертификат ISO 9000 был получен компанией в 1998 году, и уже с 1999 года объемы производства были увеличены более чем на треть. В числе других преимуществ от внедрения системы менеджмента качества руководство предприятия выделяет следующие:
проведены плановая реконструкция завода и замена почти всех агрегатов; установлена новая система промывки пивоваренного оборудования; осуществлена закупка лучшего сырья для обеспечения заданного уровня качества пива.Еще один представитель Северо-Западного региона, внедривший стандарт качества продукции, — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод». В 1995 году предприятие получило сертификат соответствия системы менеджмента качества международному стандарту серии ISO 9000, в результате чего в 1998-м оно стало лауреатом премии Правительства РФ в области качества. В 2000 году проведен аудит предприятия на предмет соответствия стандарту экологического менеджмента ISO 14000.
За 10 лет на предприятии был разработан способ изменения технология производства для повышения долговечности подшипников, организовано собственное производство упаковочных материалов, идут планомерная замена и модернизация действующего оборудования, созданы собственный станкостроительный комплекс и подразделение по переработке отходов производства, удалось добиться высоких показателей качества подшипников в России, занять 25% внутреннего рынка, выйти на прямые поставки американским машиностроителям -Polaris и John Deer и корейской Daewoo, минуя сертифицированных посредников.
Компания «Аэропортстрой» — одно из старейших предприятий строительного комплекса Петербурга. Оно возвело большинство основных корпусов и специализированных объектов в Пулково, аэровокзальные комплексы в Риге, Мурманске и Великих Луках, учебные и жилые здания Академии гражданской авиации, более 50 жилых домов, а также школы, медицинско-оздорови-тельные учреждения, другие объекты социального, промышленного и транспортного назначения.
Многолетний опыт работы, а также наличие сертификата качества серии ISO 9000 помогли ОАО «Аэропортстрой» получить премию Санкт-Петербурга по качеству 2006 года в номинации «Промышленные организации».
Эти и многие другие примеры позволяют продемонстрировать на практике преимущества построения международных систем менеджмента на предприятиях. Желающие ориентироваться на качество производимых товаров и на минимум негативного экологического влияния уже в скором времени смогут по достоинству оценить достигнутые результаты.
Григорий МАТВИЕНКО,
эксперт Национального Экспертного
Совета по Качеству (НЭСК)
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09