Статьи
Можно ли в России производить качественную продукцию?
В Советском Союзе проблемы с качеством продукции были всегда. Отсутствие стимулов к качественному труду привели к всеобщей распущенности и неорганизованности, что стало причиной катастрофического снижения качества продукции во всех сферах. Дошло до того, что в восьмидесятые годы прошлого века в целом городе трудно было найти хорошего каменщика или плотника. Все делалось спустя рукава. Советское руководство видело нарастающие проблемы качества и даже пыталось принимать какие-то меры.
Лет 25 назад вышла директива создать на всех предприятиях государственную приемку, суть которой — в государственной инспекции качества. Такие органы были созданы на многих предприятиях. Они проверяли соответствие продукции и технологических процессов конструкторской и технологической документации. Параллельно в конструкторских и технологических службах предприятий велось внедрение ЕСКД (Единая система конструкторской документации) и ЕСТД (Единая система технологической документации).
Качество продукции — основное поле сражений
на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе — экономическая катастрофа
Просуществовали Госприемка недолго. С одной стороны, эта система оказалась чрезвычайно бюрократической, с другой стороны, она не подчинялась руководителям предприятий, из-за чего тормозила ход производственного процесса. Будучи не заинтересованной в конечных результатах, госприемка стала настоящим бедствием для производственников.
Сегодня сам рынок диктует необходимость поиска новых подходов в совершенствовании качества. Д. Харрингтон сказал: «Качество продукции — основное поле сражений на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе — экономическая катастрофа».
Как говорит руководитель консалтинговой компании «Дьяконов и партнеры» Денис Дьяконов: «На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются единственным ясным предложением в направлении повышения качества. Ложкой дегтя в бочке меда являются заложенные в них конфликты с российской действительностью.
Потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ИСО 9001. Это хороший толчок к началу работ по качеству, но он может привести к бесполезным затратам и разочарованию.
С одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры. С другой стороны, использование указанных стандартов опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным. Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей.
Если же документировать существующую систему, это приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов.
Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует.
Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ИСО 9000, — это «жить по правилам, которые помогают жить лучше». Однако ментально даже в современной России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты и силу власти. Гротескно утрируя, можно сказать, что в целом культурный базис российских систем менеджмента качества — это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказания... непричастных.
Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. Но переход этот очень непростой.
Как построить систему статистического управления качеством и вписать ее в общую систему менеджмента качества — это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.
Потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ИСО 9001. Это хороший толчок к началу работ по качеству, но он может привести к бесполезным затратам и разочарованию.
Можно удивляться тому, как легкомысленно предприятия начинают внедрять стандарты ИСО 9000. Многие руководители поручают подготовку документов по системе качества рядовым сотрудникам, чаще всего почему-то отделов стандартизации, но при этом надеются, что в результате внедрения стандартов все болезни менеджмента предприятия пройдут сами собой. Они не проводят диагностику менеджмента, не выявляют болезни и не определяют методики лечения.
А между тем реформы, которые вывели Японию в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента.
Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000, должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами».
Источник: www.umpro.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09