Статьи
Мороженое: стандарты и качество
Татьяна ЗЫКОВА — «Российская газета»
Потребление мороженого на одного жителя России составляло в 1966 году 5 литров мороженого, а сегодня — 5,4 литра. Ежегодно объемы производства растут на 2 – 3%. А за первое полугодие 2007 года объемы производства возросли на 14% по сравнению с 2006 годом. Больше всего сегодня производится мороженого в Мордовии, Удмуртии, Нижегородской и Оренбургской, Мурманской, Ивановской, Курской и Московской областях.
По последним данным Росстата, мороженое в России подорожало на 1,7%. Но это только начало. В августе цены на холодное лакомство подскочат на 15 – 20%. Так, по крайней мере, считают те аналитики рынка, чье мнение растиражировано некоторыми СМИ.
«Эти прогнозы сильно преувеличены», — уверенно опроверг слухи председатель правления Союза мороженщиков России Вячеслав Выгодин. При той гиперконкуренции, когда 250 российских производителей мороженого, расталкивая друг друга локтями, бьются за покупателя, столь резкое подорожание россиянам не грозит. «А если оно и случится, то, скорее всего, следующим летом, — поделился своим прогнозом Вячеслав Выгодин, — когда жесткий передел взорвет «сладкий» рынок».
В том, что серьезные перемены на рынке неминуемы, собеседник Выгодин не сомневается. Сегодня, по его словам, ряд отечественных производителей вводят покупателя в заблуждение, манипулируя с рецептурами, выдавая дешевый товар за более дорогой, снижая качество мороженого. Ради того, чтобы сдержать рост цен и соответственно сохранить свою нишу на рынке, сотни мелких производителей «выбрасывают» в продажу партии «стаканчиков» и брикетов, в которых натуральные молочные жиры, то есть сливочное масло, заменяются добавками из растительных жиров. Но суррогатное мороженое выдается за «высококачественное натуральное».
И это, по данным Роспотребнадзора, повсеместная практика. В результате российское мороженое стало одним из самых дешевых в мире. Только нужна ли такая «дешевизна» покупателю?
Напомним, что сегодня четкий государственный стандарт (ГОСТ) в России существует только на три вида мороженого — пломбир, сливочное и молочное. Отличаются они друг от друга содержанием животных жиров. В «классическом» пломбире уровень жира по норме должен быть 12 — 20%. В сливочном мороженом — 8-10 процентов, в молочном — не менее 6 процентов. На все остальное мороженое с растительными жирами ГОСТов нет, а рецептуру разрабатывают сами производители. И, пользуясь отсутствием в России технического регламента на мороженое, в котором должна быть прописана ответственность за введение потребителя в заблуждение, кормят непросвещенный в хитросплетениях ГОСТов, стандартов и технических условий народ тоннами суррогата под видом пломбира и «Лакомки». И создают на рынке недобросовестную конкуренцию.
Ведь производить в таких условиях ГОСТовское мороженое становится невыгодно. По идее цена на него должна быть значительно выше, чем на остальное мороженое. Но «правильные» производители не могут себе этого позволить. Сегодня они «в меньшинстве» и не в состоянии конкурировать с дешевым товаром, не отягощенным качеством. Средняя рентабельность в отрасли находится в пределах 5%, что в 3 — 4 раза ниже, чем в советские времена. Ситуация осложняется еще и «работой» многочисленных посредников и оптовиков, которые, добиваясь скидок, делают закупочную цену минимальной. При себестоимости стаканчика сливочного пломбира, к примеру, в 3 — 6 руб. дистрибьютор покупает его у производителя за 6 — 12 руб. Таким образом оптовики получают 50 — 100% прибыли. Наценка розничной торговли тоже доходит до 100%. Кроме того, с прошлого года основное сырье, из которого производится мороженое — сухое натуральное молоко, — подорожало в два раза. А пальмовое масло — на 25%. Цены на него с января 2007 года подскочили на 250 долларов за тонну, достигнув почти 900 долларов. Растут тарифы на энергоресурсы, что тоже отражается на себестоимости холодного лакомства.
По сценарию, нарисованному аналитиками рынка мороженого, уже к этой осени производители, которые сегодня еще придерживаются ГОСТов, понесут реальные убытки и будут вынуждены повышать отпускные цены. Хотя тут же столкнутся с проблемами сбыта. В итоге в России еще больше увеличится доля мороженого, изготовленного с нарушением ГОСТов. Что, в общем-то, тоже сыграет против рынка. Многие покупатели уже «раскусили» подмену. Основной потребитель российского мороженого (его специалисты называют «импульсивным») привык покупать и съедать мороженое «на бегу». Но сегодня он меняет свои предпочтения. И переходит на «параллельные импульсивные» продукты: чипсы, шоколадки, снеки, жвачки, баночное пиво и газировку. Как свидетельствуют результаты маркетинговых опросов, количество потребителей мороженого ежегодно снижается в России на 3 –5%. Кроме того, наше мороженое — продукт сезонный. Летом в жару его раскупают охотно. В межсезонье — затишье. Тогда как, например, американцы едят мороженое круглый год — для многих это полноценное питательное блюдо на обед, ужин или завтрак. В Европе мороженое со всевозможными сервисными ритуалами подают во всех кафе и ресторанах. В итоге на одного американца приходится 17 — 25 литров мороженого в год. Среднестатистический гражданин ЕС в год потребляет около 12 — 14 литров, а россиянин — до 5 литров.
В ожидании кризиса мороженщики живут уже несколько лет. Сегодня половина оборудования для производства мороженого устарела. Холодильники и компрессоры, авторефрижераторы и морозильные прилавки приходится покупать за границей, что тяжелым грузом ложится на себестоимость продукции. Впрочем, ситуация на рынке начинает меняться. Крупные, эффективно работающие предприятия скупают более мелкие, слабо оснащенные. За последние два-три года количество производителей в отрасли уменьшилось на 100 предприятий (с 350 до 250). Пик слияний и поглощений ожидается в следующем году. «Если на рынке останутся десятки игроков вместо нескольких сотен, то в отрасли начнутся перемены в лучшую сторону», — считает Выгодин.
При этом он не исключает, что цены на мороженое, сдерживаемые сегодня ситуацией на рынке, могут значительно подняться. Вот только выиграет ли потребитель в качестве — неизвестно. Если к тому времени не будет принят технический регламент на мороженое, никто не запретит производителям «печь» пломбир по собственным рецептам — хоть с перцем, хоть с горчицей, хоть с суррогатным жиром. Так что прежде, чем купить мороженое, внимательно читайте, что написано на этикетке. «Пока самый верный опознавательный знак качества — аббревиатура ГОСТ, то есть продукт изготовлен по госстандарту», — пояснил Вячеслав Выгодин.
Источник: www.businesspress.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09