Статьи
Допуск СРО: СРОчно куплен или бесСРОчно выдан?
Новая система регулирования строительного рынка заработала в полную силу с января 2010 года. Для строителей не осталось неясных вопросов, и исчезла путаница с официальной разрешающей строительство документацией. По закону, с 1 января этого года вести деятельность по выполнению видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, возможно только при наличии допуска, выданного саморегулируемой организацией (СРО). Для получения допуска следует вступить в СРО, предварительно пройдя процедуру проверки, а также взять на себя определенные обязательства, в том числе и финансовые.
Только саморегулирование вступило в силу, как на рынке появились коммерческие предложения от недобросовестных посреднических компаний с предложением купить допуск.
Свой взгляд на проблему существования в строительном сообществе СРО, не готовых вести серьезную деятельность, а также на факты торговли допусками озвучивает президент СРО «Центрстройэкспертиза-статус» Михаил Воловик.
— Михаил Валентинович, возглавляемая вами СРО «Центрстройэкспертиза-статус» известна как организация, уделяющая при приеме компании в свои члены особое внимание ее репутации и истории деятельности. Расскажите о системе «входного контроля» в вашу СРО.
— Хочу подчеркнуть, что любая саморегулируемая организация — это прежде всего некоммерческое партнерство, которому государство поручило часть своих функций, в частности, по выдаче допусков на строительные работы и по контролю за деятельностью строительных компаний. Работу самих СРО контролирует Ростехнадзор. Членство в СРО — это не только наличие допуска на ведение строительных работ, это еще и коллективная материальная и моральная ответственность, это возможность для каждой строительной компании получить определенные преимущества, льготы.
Костяк СРО «Центрстройэкспертиза-статус» составляют малые и средние компании. Многие пришли по рекомендации. Мы придаем большое значение принципу личного знакомства, рекомендациям, преемственности поколений. В первую очередь, хорошая репутация является «входным билетом».
— СМИ пестрят цитатами возмущенных руководителей СРО о случаях подделок допусков, предложениях их откровенной продажи. Это дискредитирует суть системы саморегулирования. Получается, за деньги можно получить любой допуск, вопрос только в цене.
— Система саморегулирования в строительстве работает меньше года. На сегодняшний день нет трудностей с тем, чтобы любому заинтересованному лицу удостовериться в законности работы той или иной СРО, легитимности выданного допуска и членства строительной компании в СРО. Некоммерческие партнерства, ведущие открытую политику, ведут реестр выданных допусков, с которым может ознакомиться любой желающий. Данные об организациях, внесенных в реестр СРО, также предоставляются в Ростехнадзор. Хочу подчеркнуть, что сами руководители строительных компаний должны быть бдительны, может, даже в какой-то степени придирчивы и настойчивы, тогда вас не смогут обмануть. Сравнивайте предложения различных СРО, обращайтесь к услугам аккредитованных при СРО консультационных центров, сверяйте полученные данные в Ростехнадзоре, и проблем не будет.
Насчет цены могу сказать, что процедура принятия компании в СРО и выдачи допуска требует привлечения работы специалистов, определенных расходов. Более того, работа серьезной СРО не ограничивается только выдачей допуска. После принятия компании в члены СРО и выдачи ей допуска начинается работа не только по контролю деятельности этой компании, но и по содействию в различных вопросах: получении заказов, расширении деятельности, при необходимости защиты интересов при проведении тендеров и государственных заказов. Саморегулирование предполагает коллективную ответственность и взаимопомощь, как материальную, так и моральную.
— Есть мнение, что саморегулирование — система новая, непривычная для строителей, а потому и шансов на успех у нее нет. Многие сторонники лицензирования выступают за возврат к старой системе. Что вы думаете по этому поводу?
— Система лицензирования создавалась в 90-е годы и была рассчитана под другие объемы строительства и другие задачи. Совершенно очевидно, что в силу объективных причин в последние несколько лет лицензирование перестало справляться с функциями контроля, поэтому и понадобилась новая система регулирования отрасли. На мой взгляд, возврат к лицензированию — тупиковый путь. Механизм саморегулирования запущен, нужно дать возможность системе поработать, получить первые результаты, а потом уже, по необходимости, что-то менять, корректировать, улучшать. Отрасль должна пройти некий этап самоочищения. Увидев первые результаты, успехи и недостатки, мы сможем понять, в каком направлении двигаться.
Издание: Журнал «СтройПРОФИль», № 2-10
24.03.10© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09