ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса. Поддержка бизнеса в россии


Государственная поддержка

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня

Минэкономразвития

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года №147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса (http://government.ru/media/files/dplfMsmcALNGS3lkDrh6XAYscv7quKXK.pdf) и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:

  • получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

  • регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

  • постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;

  • осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;

  • поддержка малого и среднего предпринимательства;

  • технологическое присоединение к электрическим сетям;

  • подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;

  • подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;

  • наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;

  • эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;

  • эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

  • качество инвестиционного портала субъекта Федерации.

Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).

Целевые модели будут использованы субъектами Федерации для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.

Наименование/ Руководство

Основные направления поддержки субъектов МСП

Контакты

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП)

 

Член Совета директоров, генеральный директор – председатель правления Браверман Александр Арнольдович

1. Обеспечение доступного финансирования.2. Расширение доступа к закупкам отдельных видов заказчиков.3. Обеспечение информационно-маркетинговой поддержки.4. Обеспечение имущественной поддержки.5. Обеспечение правовой поддержки.

http://www.acgrf.ru/malomu_i_srednemu_biznesu/

Адрес: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1

Телефон: +7(495)6989800, +7(495)6989801

http://www.acgrf.ru/

Фонд развития промышленности ФГАУ «РФТР»

Директор Комиссаров Алексей Геннадиевич

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

http://frprf.ru/o-fonde/

Адрес: Россия, 105062, Москва, Лялин переулок, д.6, стр.1

Телефон: +7 (495) 789-4730

http://www.rftr.ru/

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

 

Генеральный директор Чупшева Светлана Витальевна

  • продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере.
  • развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.
  • улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе.
  • содействие развитию профессиональных компетенций.
  • формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в социальных учреждениях.
  • развитие НКО в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.

Ключевые функции:

  • поддержка инициатив
  • управление проектами: инициация и поиск, отбор и продвижение
  • развитие сети Агентства;
  • ликвидация административных барьеров;
  • распространение лучших практик;
  • управление изменениями нормативно-правовой базы;
  • поддержка молодых профессиональных коллективов.

Адрес: 121099,         

г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9 Телефон: +7 495 690-91-29 Факс: +7 495 690-91-39 http://www.asi.ru/

 

Навигатор по мерам государственной поддержки бизнеса - http://www.investinregions.ru/incentives/
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Председатель наблюдательного совета Свинаренко Андрей Геннадьевич, генеральный директор Поляков Сергей Геннадьевич
  •  проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
  • содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
  • привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
  • подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).

http://www.fasie.ru/programs/

Адрес: 119034,  г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5, Телефон: +7 (495) 231-19-01, Факс: +7 (495) 231-19-02 http://www.fasie.ru/
Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР)  

Председатель Правления Тюпанов Алексей Александрович

  Стратегические направления:       
  • страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
  • развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;
  • страховая поддержка российских инвестиций за рубежом;
  • поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.
    http://www.exiar.ru/export_support_msp/solutions_medium_exporters/
Адрес: 119034, 1-й Зачатьевский переулок, дом 3, строение 1, г. Москва, Россия Телефон: +7 (495) 783-11-88, +7 (495) 783-11-22 http://www.exiar.ru/  
Российский экспортный центр      Генеральный директор Фрадков Петр Михайлович Первый заместитель Председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – член Правления   Государственный институт поддержки экспорта, созданный в структуре Внешэкономбанка при поддержке Правительства Российской Федерации. Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» - здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок.    http://www.exportcenter.ru/functions/ Адрес: 123610, Москва, Краснопресненская наб. 12, подъезд 9Телефон: +7 (495) 937-47-47 Факс. +7 (495) 937-47-41 http://www.exportcenter.ru/  Консультационная поддержка: +7 495 937-47-47 доб., [email protected]u

Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации по следующим направлениям:·        

  • оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

  • софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности;

  • содействие развитию молодёжного предпринимательства;

  • организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов МСП.

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства было принято Постановление от 29 декабря 2016 года №1538, согласно которому исключена необходимость проведения конкурсного отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий на эти цели. Это сократит сроки доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства.

tpprf.ru

Поддержка малого бизнеса

Само наименование основного законодательного акта, которым регламентируется деятельность сектора малого бизнеса в нашей стране – «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (№209-ФЗ) – определяет приоритеты национальной политики в данном вопросе. Ее целями являются создание условий для развития малого и среднего бизнеса, количественный прирост организаций такого типа, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции, увеличение ее доли в объеме валового внутреннего продукта, содействие продвижению товаров и услуг на внутреннем рынке и за рубежом.

 

Следует признать, что в настоящее время малый бизнес России находится на стадии становления, значительно уступая в количественных и качественных показателях зарубежным странам (см. схему).

 

 

Заинтересованность в развитии сектора малого бизнеса продиктована, в числе прочего и его важной стабилизационной функции в плане занятости населения, особенно в период кризиса экономики.

 

В стране сформирована многофункциональная система поддержки малого бизнеса, которая осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Она представлена различными институтами: это центры по поддержке предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, гарантийные фонды, организации, привлекающие инвестиции в малый бизнес, технопарки, бизнес-инкубаторы и научно-деловые центры, ремесленные палаты, консультационные и микрофинансовые организации, иные структуры.

 

 

Для предприятий малого бизнеса действуют специальный налоговый режим, упрощенные формы ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

 

Расширяется перечень видов  деятельности, где могут проявить себя малые предприятия. Так, в 2012 году законом «Об образовании» им впервые была предоставлена возможность оказывать образовательные услуги при наличии соответствующей лицензии. Однако, согласно данным статистики, малый бизнес России по-прежнему сконцентрирован в сфере торговли и услуг.

 

Регламентирован порядок доступа малых предприятий к госзакупкам: для них законом определена не менее чем 15% квота от годового объема.  

 

Основные государственные  программы поддержки малого бизнеса

 

  • Программа Минэкономразвития

В рамках программы средства федерального бюджета на конкурсной основе и на условиях софинансирования распределяются между региональными бюджетами. Объединенные финансовые ресурсы получают субъекты малого предпринимательства. Средства так же расходуются на создание гарантийных фондов, развитие микрофинансовых организаций, иных субъектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. 

 

  • Программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк»

Программа реализуется через агента Внешэкономбанка – МСП Банк. Сеть дочерних банковских структур и небанковских организаций предоставляет предпринимателям кредиты в сумме до 150 млн. рублей с процентной ставкой, значительно меньшей, чем среднерыночные показатели. Максимальный срок займа – 7 лет. В числе приоритетных направлений – социальная деятельность, инновации, энергосберегающие проекты, программы кластерного развития регионов.

 

  • Программа гарантийной поддержки Агентства кредитных гарантий

Агентство реализует программу повышения доступности заемных средств для субъектов малого бизнеса посредством предоставления гарантий и поручительств, координируя деятельность региональных гарантийных фондов, банковского сектора и предпринимателей.

 

Финансовая поддержка

 

Финансовая помощь субъектам малого бизнеса предоставляется из средств региональных и местных бюджетов, которым в свою очередь выделяет средств бюджет федеральный. Формы предоставления финансовой помощи:

  • субсидии;
  • бюджетные инвестиции;
  • государственные и муниципальные гарантии по обязательствам.

 

Имущественная поддержка

 

Этот вид поддержки оказывается в виде передачи во владение или пользования субъектам малого и среднего бизнеса государственного и муниципального имущества – земельных наделов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, инструментов и пр. Передача может осуществляться как на возмездной основе, так и даром, либо на льготных условиях, но обязательно – с соблюдением целевого назначения. Минимальный срок действия таких договоров – 5 лет. Имущество, которым могут быть наделены предприниматели, включается в специальные реестры, которые подлежат обязательной публикации в СМИ и в Интернете.

 

Информационная поддержка

 

В целях информирования субъектов малого предпринимательства о реализации программ поддержки и развития, своевременного доведения экономической, правовой, статистической информации, распространения знаний в сфере маркетинга и информационных технологий, органы государственной и муниципальной власти обеспечивают работу информационных систем. Необходимые данные размещаются в свободном доступе в сети Интернет на ресурсах, соответствующих  компетенции государственных органов.

 

Консультационная поддержка

 

Предоставляется в двух формах – государство либо учреждает организации, осуществляющие консультирование бизнесменов, либо компенсирует их затраты на получение квалифицированной помощи данного рода - при условии предоставления подтверждающей документации.

 

Поддержка в области подготовки и переподготовки кадров

 

Кадровая поддержка осуществляется в виде создания и внедрения специализированных обучающих программ, повышения профессиональных и деловых навыков социально незащищенных групп населения, а так же оказание методической помощи субъектам малого бизнеса.

 

Содействие получают и предприниматели, ведущие определенную деятельность, признаваемую приоритетной. Для субъектов, работающих в области инноваций и промышленного производства, поддержка выражается в развитии технопарков и научно-производственных зон, оказании помощи в получении патентов, создании специализированных инвестиционных фондов и привлечении малых форм бизнеса к заключению договоров субподряда. Поддерживается деятельность  малых предприятий, экспортирующих продукцию за рубеж. Специальные меры дотирования разработаны для сельхозпроизводителей и предприятий, занимающихся ремесленной деятельностью.

 

Содействие развитию молодежного предпринимательства

 

Специализированная программа «Ты - предприниматель» Федерального Агентства по делам молодежи направлена на вовлечение в предпринимательскую деятельность школьников и студентов, развитие их деловых навыков, а так же формирование положительного образа российского предпринимателя. Программа реализована в более чем половине субъектов России, в результате чего тысячи молодых людей прошли обучение, было создано около десяти тысяч новых малых предприятий, открылись новые рабочие места.  А Общероссийская общественная организация «Ассоциация молодых предпринимателей России»  с 2009 года учреждает ежегодную премию для молодых граждан, решивших начать собственное дело.

 

 

utmagazine.ru

2. Государственная поддержка малого бизнеса в России

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оз­доровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного разви­тия государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Меж­ду тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринима­тельская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуж­даются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы госу­дарственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федера­ция развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 регио­нальных отделений) и др.22 Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными про­блемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России пред­ставляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специаль­ные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по та­ким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предпри­ятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%'. Доля креди­тов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером ми­нимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма мини­мальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс.. у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.

Одна из причин высоких процентов по кредитам для предпри­ятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансо­вое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информацион­ном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантиро­ванные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантирован­ные займы дают кредиторам государственные гарантии, состав­ляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышлен­ные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в пре­доставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает та­кая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленно­стью, и др. Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вло­жений: в торговле, общественном питании, в строительстве граж­данских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обуслов­лено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким про­блемам государственных структур управления, отсутствием право­вых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-иссле­довательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем фи­нансирования научной сферы. В результате это привело к монопо­лизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренче­ских структур в материальной сфере.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государст­венной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по раз­витию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также при­оритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство про­мышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производствен­ных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жи­лищного и производственного назначения. Такие приоритеты оста­ются в силе и на сегодняшний день.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государствен­ной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции»23. Законом были определены формы и методы государственно­го регулирования и стимулирования субъектов малого предприни­мательства, разграничены полномочия между Российской Федера­цией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, матери­ально-технических и информационных ресурсов, а также на­учно-технических разработок и технологий; • введение упрошенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сер­тификации продукции, представления государственной стати­стической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов ма­лого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров для малых предприятий.

В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы нало­гообложения предприятий малого бизнеса.

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акци­зы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов дея­тельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается по­тенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на еди­ницу физического показателя, который корректируется повышаю­щими (понижающими) коэффициентами.

Разработаны федеральные программы поддержки малого пред­принимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994—1995 годы» и «Федеральная про­грамма государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных меро­приятий данной программы в сумме 386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласован­ности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Феде­ральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного меро­приятия полностью выполнены лишь 53%, частично — 25 и не вы­полнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах Рос­сии. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы спе­циальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный реги­он России — Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области — Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.)24.

Правительство Москвы уделяет внимание развитию предпри­ятий малого бизнеса. В составе правительства Москвы созданы Де­партамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринима­тельства. Развитию малого бизнеса в Москве содействуют Москов­ская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая ком­пания, Московское агентство развития предпринимательства и т.д. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому предпринимательству.

Москва пытается создать свои, специфические условия для раз­вития малого бизнеса. Принят и действует Закон Москвы «Об ос­новах малого предпринимательства в г. Москве», в соответствии с которым в столице используются свои правила создания, регистра­ции, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, что способствует их развитию. Приняты пять комплексных про­грамм развития и поддержки малого бизнеса в Москве (1994—1995, 1996-1997, 1998-2000, 2001-2002, 2003-2009 гг.).

Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам разви­тия малого бизнеса, в столице малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их числе:

• несовершенная система налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречи­вость отдельных нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправ­ность в доступе к различным материальным ресурсам, их до­роговизна;

• сложности с арендой и приобретением помещений, их высо­кая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

Помимо федеральных и региональных многие негосударствен­ные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и стра­ховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия ма­лого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

• «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

• «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;

• «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» — устранить административ­ные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмот­рены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельно­стью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими не­обоснованными действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании от­дельных видов деятельности» существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура ли­цензирования. Закон позволяет обеспечить единую государствен­ную политику в области лицензирования, создает условия для ста­бильной работы предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков госу­дарственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат на­логовым инспекциям При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизне­са в нашей стране немало. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45—50, то в России на 1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предпри­ятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общей численно­сти работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%.

Причины подобного положения известны: это сложность полу­чения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъ­емная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего раз­вития малого бизнеса в России.

Одно из направлений поддержки малого бизнеса в Москве — развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу сто­лицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры — Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключа­ется в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно дейст­вующих организаций инфраструктуры поддержки малых предпри­ятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Мо­сква», который позволил продвинуть в регионы России тысячи на­именований продукции московских предприятий, а также Межре­гиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало на­лаживанию связей малого и крупного бизнеса.

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка мало­го бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строитель­стве — с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257 проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту. Кроме того, 76 венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта —займы от муниципальных фондов. Основными получателями фан­тов стали: торговля — 19,1%, производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновацион­ный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресур­сов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Одно из основных направлений Комплексной программы — создание единого информационного пространства для предприни­мателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интер­нет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже от­крыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, кото­рые обусловлены в основном несовершенством федерального зако­нодательства, — недостаточная нормативно-правовая база, громозд­кая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Моск­вы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологическил зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Новая Программа поддержки малого бизнеса в Москве преду­сматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-комму­нального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также под­держка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

Другой приоритет — информационное обеспечение малого биз­неса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализа­ции Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. малых предприятий города. Путем развития сущест­вующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в матом бизнесе до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

Определенные надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уп­латы налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими им­портное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанав­ливается ускоренный порядок признания расходов на научно-.исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налого­вые периоды.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Для организации работы этих зон вновь создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

По расчетам Министерства экономического развития и торгов­ли издержки на преодоление административных барьеров для рези­дентов промышленно-производственных зон снизятся на 5—7%, технико-внедренческих — на 3—5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ 8—12%, а снижение про­изводственных издержек составит 5—7%.

Ожидается положительный эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд руб. инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд руб. в год. Будут созданы 14 тысяч рабочих мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд руб.

Время покажет, насколько эффективными для развития малого бизнеса окажутся особые экономические зоны.

studfiles.net

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Библиографическое описание:

Сыскетов И. Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 210-213. — URL https://moluch.ru/archive/120/33317/ (дата обращения: 29.08.2018).



В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования

Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме законов и нормативных актов, также действуют государственные программы, которые готовы поддержать малого и среднего предпринимателя. Данные программы предоставляют федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Срок действия данной программы от 1 до 4 лет, она имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних предпринимателей.

Интенсивность развития малого и среднего бизнеса отражает динамика экономических показателей предприятий, которые относятся к этому сектору. Основные показатели экономической деятельности малых предприятий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых исредних предприятий вРоссии вдинамике за 2013–2015гг.

Показатели

Средние предприятия

Малые предприятия

2013

2014

2015

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

Число предприятий (на конец года), тыс

15,9

13,8

13,7

1836,4

2003,0

2063,1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

1964,4

1719,5

1630,7

10421,9

10755,7

10775,2

1

2

3

4

5

6

7

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

19824

21537

23961

15743

16711

17948

Оборот предприятий, млрд. руб.

5150,4

4710,6

4717,5

22610,2

23463,7

24781,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

262,2

209,1

274,3

431,6

521,5

574,9

Внеоборотные активы, млрд. руб.

1394,2

1657,2

1689,7

17190,2

19628,5

63724,1

Оборотные активы, млрд. руб.

2579,5

3443,9

3679,1

14927,6

18121,1

61358,8

Капитал и резервы, млрд. руб.

986,1

1267,4

1283,7

15211,5

17501,4

18591,1

*Источник: Федеральная служба государственной статистики

По итогам 2015г. в России на 12,4 % увеличилось число малых предприятий, на 9,6 % увеличился их оборот. Однако наблюдается отрицательная динамика по этим же показателями среди средних предприятий. Их число за 2 года снизилось на 13,8 %, что говорит о недостаточной интенсивности развития малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста как региона, так и страны в целом. Поэтому стимулирование сектора малого и среднего бизнеса является для государства немаловажной задачей. Государство заинтересовано в развитии данного вида предпринимательства так как:

− стабилизация экономики страны достигается за счет увеличение количества субъектов рынка, что обеспечивает распределение рисков между большим числом предприятий;

− повышается экономическая маневренность, особенности управления позволяют малым и средним предприятиям приспосабливаться и быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка;

− повышается инновационная активность, так как внедрение инноваций предприятиями сектора малого и среднего бизнеса проходит маневреннее и менее рискованно, чем более крупными предприятиями;

− обеспечивается сдерживание экономических последствий кризиса, так как малые предприятия в силу своей гибкости и мобильности сглаживают негативные процессы в сфере занятости населения, формирую новые рыночные ниши, тем самым повышая занятость и платежеспособность населения. [1]

Все перечисленные преимущества достигаются развитым сектором малого и среднего предпринимательства. Однако его развитию препятствуют некоторые причины: очень низкая конкурентоспособность сектора малого и среднего предпринимательства на рынке ресурсов по сравнению с крупным бизнесом, повышенная чувствительность к изменениям. Задачами государства в содействии развитию малого бизнеса являются создание предпринимательского климата, компенсирующего объективные ограничения и стимулирующего объективные преимущества сектора малого и среднего предпринимательства. Государство, законодательно регулируя вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба, предлагая такие инструменты по регулированию рынка ресурсов как регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости, а также разрабатывая механизмы поддержки конкуренции, обеспечивает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства. Механизмы государственной поддержки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Механизмы государственной поддержки сектора малого исреднего предпринимательства

Направление

Пути реализации

1

2

финансы

− гранты начинающим предпринимателям

− субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам

модернизация

− субсидирование процентных ставок по кредитам

− субсидии на покупку нового оборудования

− лизинг оборудования

− энергоэффективность

инновационная инфраструктура

− центры кластерного развития

− региональные центры инжиниринга

− центры прототипирования

экспорт

− региональные центры поддержки экспорта

− Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры

социальные инициативы

− субсидии социально-ориентированным субъектам МСП

− субсидии Центрам дневного времяпрепровождения детей, Дошкольным образовательным центрам

− молодежное предпринимательство, в т. ч. центры молодежного инновационного творчества

− народные художественные промыслы

специальная инфраструктура

− бизнес-инкубаторы, промышленные парки (в том числе частные) и технопарки

*Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России

Государства старается поддерживать малое и среднее предпринимательства различными методами (представленными в табл. 2). Особенно внимание уделяется предпринимателям с инновационными идеями. В университете студентам государство предоставляет возможность помощи в открытии своего бизнеса, проводит различные форумы, выделяет средства коммерческим организациям для обучения студентов по различным направлениям. Бизнес-инкубаторы также являются мощным помощником для тех, у кого есть свои идеи, но они пока не знают, как их реализовать, поэтому эти структуры организовывают поддержку стартап-проектов молодых ученых и начинающих предпринимателей абсолютно на всех этапах развития: от разработки проекта до коммерциализации. [3]

С 2009 г. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, выделен отдельный комплекс мер информационного, образовательного и консультационного характера — программа «Ты — предприниматель». Указанные меры реализуются Минэкономразвития России совместно c Федеральным агентством по делам молодежи и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Финансируются региональным и федеральным бюджетами. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний c государственным участием». Ожидается, что реализация данного мероприятия позволит направить на поддержку малого и среднего предпринимательства в краткосрочной перспективе до 1 трлн. рублей в год в форме закупок товаров, услуг и работ. Так, помимо мер стимулирования создания малых предприятий и их законодательной поддержки, государство обеспечивает спрос на их продукцию, выступая в качестве заказчика (табл. 3).

Таблица 3

Проведение торгов изапросов котировок на поставки товаров, выполнение работ иоказание услуг для государственных имуниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства

Конкурсы

Аукционы

Запроса котировок

всего

%

всего

%

всего

%

1

2

3

4

5

6

7

2011

3606

5,3

40417

11,9

95797

19,9

2013

4200

6,7

52409

11,3

78977

16,6

2014

3673

7,3

76738

12,2

88179

18,0

2015

6071

12,2

96661

12,2

96247

17,5

Источник: Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России

Так, от 10 % до 20 % государственных и муниципальных заказов приходится на субъекты среднего предпринимательства (исключение составляют сферы безопасности и обороны страны), а такая адресация заказов является одной из антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом, малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитие сектора малого и среднего бизнеса и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития экономико-социальных аспектов страны, а поэтому контролируются и поддерживаются государством различными реформами законодательной нормативно-правовой и налоговой базы, регулированием административных действий предприятий, инновационной и кредитно-финансовой поддержкой. В целом наша страна занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, о чем свидетельствуют развитие различных программ по его поддержке.

Литература:
  1. Кузнецова И. А. Большой справочник для малого бизнеса[Текст]: практ. пособие / И. А. Кузнецова. — М.: Дашков и К, 2012. — 368 с.: табл. — Библиогр.: с. 353–366.
  2. Базилевич А. И. Малый бизнес[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Базилевич [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2014. — 336 с.: табл. — Библиогр.: с. 333–334.
  3. Невская М. А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами[Текст]: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. — М.: Дашков и К, 2013. — 232 с. — Библиогр.: с. 219–227.

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, Российская Федерация, предпринимательство, Минэкономразвития России, бизнес, развитие малого, предприятие, поддержка малого, государственная поддержка, субъект малого.

moluch.ru

Государственная поддержка малого бизнеса в России

Кувичко Алина Александровна, студентка НГУЭУ, Россия, г. Новосибирск

Экономическая нестабильность в России, которая наблюдается с 2014 года, лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Подтверждение этой тенденции можно найти в статистике, представленной электронным ресурсом Википедия: «Уровень безработицы в октябре 2015 года, по данным „Росстата“ (учет по методике МОТ), составил 5,5 % экономически активного населения, или 4,3 млн из 76,8 млн человек, в мае 2016 года — 5,6% или 4,3 млн. человек». Альтернативой для данной категории населения может стать малый бизнес. Всероссийский центр изучения общественного мнения сделал вывод, что сегодня каждый третий гражданин России хочет открыть собственное дело. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности этого сделать. Именно поэтому государство приняло решение о выдаче субсидий на открытие и поддержку малого бизнеса в 2017 году.

В данной статье будут рассмотрены действующие на сегодняшний день государственные программы помощи малому бизнесу, основные проблемы, возникающие на пути начинающих предпринимателей, а также роль этого сектора экономики для финансовой системы государства.

Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства. Согласно данным электронного ресурса Бюджет.ру, в настоящее время в России насчитывается 5,6 млн малых предприятий, что составляет около 95% от общего числа коммерческих предприятий и примерно пятую часть ВВП России. Поэтому малое предпринимательство является важным сектором экономики.

Во-первых, данные субъекты более легко переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале девяностых годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий, и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Что касается государственных учреждений, то они не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации.

Во-вторых, малый бизнес — неотъемлемый источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней.

В-третьих, они обеспечивают занятость людей, что положительно отражается на уровне безработицы. Небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и так далее. Именно здесь можно получить необходимый опыт.

Перед открытием собственного бизнеса необходимо получить определенные навыки. Их могут предоставить центры занятости, предлагающие разнообразные обучающие курсы. Зачастую также практикуются программы, позволяющие обучаться абсолютно бесплатно. На подобных семинарах проводится обучение по следующим направлениям: ведение бизнеса и бухгалтерии, управление персоналом, разработка бизнес-стратегий.

Эти навыки необходимы для того, чтобы понимать, как не только создать свое дело, но и как поддерживать его конкурентоспособность и эффективное функционирование. Государство готово оказывать помощь, все, что требуется, это прийти в государственный центр занятости, зарегистрироваться как безработный и получить необходимую поддержку.

После приобретения необходимых знаний, главной задачей начинающего предпринимателя является правильный выбор ниши для развития собственного бизнеса. Любой развивающийся проект нуждается в инвестициях, которые можно получить у государства. Например, правительство города Новосибирска готово предоставить открывшемуся бизнесу до полумиллиона рублей. Данный вид субсидии является безвозмездным предоставлением средств со стороны бюджета города юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что частично или полностью возмещает затраты бизнесмена. За данной субсидией к правительству Новосибирска могут обратиться малые и средние компании, регистрация которых была осуществлена не более 2-х лет назад.

Помощь малому бизнесу может выделяться для реализации следующих целей:

— приобретение помещения;

— покупка оборудования, товара для последующей продажи;

— покупка нематериальных активов.

Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Государственные органы позже смогут запросить официальные подтверждающие документы от получателя, например, чеки, накладные с указанной суммой. Если средства были потрачены не полностью, остальную часть потребуется вернуть.

На сегодняшний день в России существует несколько видов финансовой помощи и условий поддержки малого бизнеса:

1. Гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес, — в сравнении с 2015 годом, в 2017 году размер субсидии увеличился с 300000 до 500000 рублей. Гранты на поддержку малого бизнеса предоставляются лицам, которые зарегистрированы на протяжении более 2 лет.

Средства выдаются на конкурсной основе с целью их направления на нужды бизнеса, кроме аренды помещений и выплаты зарплаты наемным рабочим.

2. Гранты для приобретения основных средств — государственная программа в поддержку малого бизнеса в 2017 году гарантирует выдачу до 5000000 рублей на предпринимательство.

Получить субсидию на развитие малого бизнеса такого формата смогут частные предприниматели в промышленной, жилищно-коммунальной, экономической и социальной сфере, которые:

— подготовят и защитят проект развития бизнеса;

— предоставят полный пакет документов по требованию комиссии.

3. Денежные субсидии на бизнес от Центра занятости 2017 — государство предлагает до 58800 рублей для открытия небольшого частного предпринимательства.

4. Компенсации кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего бизнеса — программа 2017 года предложена Правительством России по финансовой и имущественной поддержке. Для покрытия части процентной ставки предприниматель предоставляет бизнес-план, необходимые документы, после чего принимается решение о выделении финансовой помощи данному лицу. Сумма выплат может составлять до 15000000 рублей.

5. Финансовая государственная поддержка социально незащищенным категориям населения (освободившихся из мест лишения свободы, инвалидам, матерям и отцам-одиночкам, выпускникам интернатов, др.) — программа предусматривает выдачу субсидии до 1500000 рублей для поддержки запланированных мероприятий по стабилизации и развитии предпринимательства.

6. Обучение и стажировки за счет государственных средств, профессиональная переквалификация (можно оформить с полным или частичным покрытием расходов).

7. Бизнес-инкубаторы (обычно на базе Фондов поддержки малого предпринимательства) — помощь для расширения области рабочей площади (аренды помещений, складов, пр.), обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес плана по образцу для получения субсидии.

8. Помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе (аутсорсинг).

9. Содействие развитию инновационных технологий 2017 — государством выделяются средства для покрытия затрат на продвижение нового продукта, приобретения на него патента и лицензионных прав (максимум 2500000 рублей).

Для получения субсидии на открытие собственного бизнеса в 2017 году необходимо:

— выбрать вид деятельности, которым планируется заниматься;

— составить бизнес план для субсидии;

— зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

— обратиться с заявлением в государственный орган, который проводит субсидирование малых предприятий;

— подтвердить необходимость получения выплат;

— составить приблизительные расходы на открытие и развитие бизнеса, предоставить для ознакомления комиссии;

— собрать пакет документов, необходимых для оформления дотации (паспорт, ИНН, справку о доходах, др.).

В течение 60 дней комиссией принимается решение о предоставлении субсидии, как способа поддержки малого бизнеса государством, о котором предприниматель уведомляется по почте либо посредством телефонной связи.

Помимо денег начинающий предприниматель может получить и другую помощь. Так от государства можно получить офис за небольшую арендную плату или купить оборудование по льготной цене. Все зависит от того, какой бизнес развивает начинающий предприниматель.

На сегодняшний день не только государство может предложить свою помощь, это могут делать еще и банки. Многие кредитные организации выдают кредиты на открытие и развитие бизнеса на приемлемых условиях. Кредиты являются залоговыми, в качестве залога может стать недвижимость заемщика или его бизнес.

Получить кредит в банке бывает гораздо проще и в разы быстрее, чем помощь от государства. Это связано с тем, что в банках требуется минимальный пакет документов и заявки рассматриваются в течение нескольких часов.

Но, несмотря на поддержку малого бизнеса, в России, по сравнению с другими странами, его процент слишком мал. И хотя, согласно данным «Росстата», за последние пять лет количество малых предприятий выросло на 13,7 тысяч единиц, доля малого бизнеса все так же мала (около 21%, в то время как в странах Евросоюза этот показатель доходит до 70%). Проблема в данном случае заключается в теневой экономике. Действующие программы позволят обнаружить предпринимателей, которые ведут незарегистрированную деятельность.

Правительство делает все возможное, чтобы граждане России могли открывать свое дело и быть конкурентоспособными на рынке страны. Для поддержки предпринимателей создана Федеральная корпорация бизнеса, которая обеспечивает материальную поддержку начинающим предпринимателям.

journalpro.ru

Центр поддержки малого бизнеса

Руководствуясь задачей освещения успешных практик реализации программ поддержки деловой активности малого бизнеса, обозначенной Президентом РФ на Совещании с членами Правительства РФ 31 октября 2017 года, Главный интернет-портал регионов России, Общественно-информационное агентство «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют в помощь региональным и муниципальным органам исполнительной власти Стратегический презентационный сервис субъектов РФ "Поддержка малого бизнеса" https://worknet-info.ru/business

Бесплатно рассказать о новых возможностях в создании благоприятных условий для ведения и создания бизнеса могут заинтересованные органы исполнительной власти субъектов РФ и Администрации всех видов муниципальных образований (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район). Поделиться новостями в сфере содействия малому бизнесу на территориях населенных пунктов регионов России можно здесь https://worknet-info.ru/my-blogs

Мероприятия, направленные на развитие бизнеса и потребительского рынка, налоговое стимулирование, создание новых рынков сбыта в сферах поставок на внутренний рынок, высоких технологий, экспорта и внедрения лучших управленческих решений государственными управленческими командами можно осветить на странице https://worknet-info.ru/events

Региональным и муниципальным предпринимателям, а также рядовым гражданам, планирующим открыть собственное дело и найти сторонников в его продвижении, предоставляется бесплатная возможность аккумулировать актуальную информацию о своих товарах и услугах в разделах "Мои продукты" https://worknet-info.ru/my-products или "Рынок" https://worknet-info.ru/products

В процессе формирования Сервиса происходит информирование населения страны о новых возможностях регионов России в деле поддержки бизнеса; - демонстрация новых подходов в политике развития предпринимательства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; - выявление конкурентных преимуществ представителей отраслей региональной экономики и социальной сферы; - содействие руководителям малых предприятий и организаций в распространении успешных примеров ведения бизнеса; - презентация успешных практик региональных и муниципальных органов исполнительной власти при реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности; - оценка ресурсов, возможностей и внутренних резервов регионов России. Сводные Рабочие группы регионального и муниципального развития можно создать в разделе https://worknet-info.ru/groups

Благодаря многофункциональной системе размещения на Сервисе информации о механизмах развития деловой активности на местах обеспечивается дифференцированный подход со стороны федеральных органов власти к каждому региону России и муниципальному образованию, естественный анализ особенностей его развития, кадрового, социально-экономического и инвестиционного потенциала.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

worknet-info.ru

Поддержка малого бизнеса в России: декларации и реальность

Кризис сыграл предпринимателям только на руку: появились новые возможности, об этом говорил не кто-то, а сам глава государства Владимир Путин на всероссийском форуме предпринимателей в январе этого года. Но теперь давайте посмотрим объективно на то, какие у бизнеса трудности и есть ли в этих ситуациях предпосылки развития.

Поддержка не держит

Декларативно поддержка малого бизнеса на государственном уровне есть. И в реальности есть законы и постановления, которые подтверждают заявления высших чиновников об этом. Однако, как всё это работает? И работает ли? Основные проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, можно разделить на четыре категории, рассказали ПРОВЭДу в Министерстве экономического развития:

- Поиск рынков сбыта продукции

- Недоступность финансовых средств

- Высокий уровень фискальной нагрузки

- Общеэкономические проблемы (девальвация рубля, рост цен).

Поиск и удержание рынков сбыта – извечная проблема малого бизнеса. Если в «тучные» годы малые предприятия боялись нашествия акул капитализма, например, сетевых магазинов, то сейчас основная проблема – сокращение покупательского спроса.

И не сказать, что государство ничего не делает. Есть, например, постановление, согласно которому госкомпании и крупный бизнес обязаны закупать у малых и средних предприятий не менее 18% от общего стоимостного объема закупок. А что получается на практике? Под видом малого бизнеса в тендерах участвуют дочерние компании крупных предприятий, которые и выигрывают заказ.  К тому же требования зачастую пишутся под определенную компанию, так что говорить о конкурентной борьбе не приходится.

Еще один бич российского бизнеса – запредельные ставки по кредитам: а ведь для развития бизнеса нужны средства. Процентная ставка по кредиту складывается из нескольких составляющих, поясняет финансист, соавтор блога «Деньги и Мы» Андрей Блохин. Первая – стоимость денег. Для банка деньги – это товар, который он приобретает, например, размещая денежные средства вкладчиков, либо делая заем у другого банка. Кстати, на стоимость денег прямым образом влияет ключевая ставка ЦБ, т.е. та ставка, по которой Центральный Банк готов кредитовать коммерческие кредитно-финансовые учреждения (КФУ). Вторая составляющая – это общеэкономические риски  (инфляция) и риски портфеля клиента (вероятность невозврата). Третья – расходы, которые несет банк: зарплата сотрудников, аренда помещения, налоги и пр., но их  доля невелика в общем объеме. И последнее – это аппетит к риску, т.е. объем риска, который организация готова принять для достижения финансовых целей.

«Для примера возьмем один крупный банк, - продолжает Андрей Блохин, - он кредитует бизнес под 23% годовых. Из них стоимость денег составляет 5%, маржа – также около 5-6%, остальное – риски». С коллегой солидарен другой автор блога «Деньги и Мы» Михаил Алексеев. «Хорошие заемщики, которых можно кредитовать без проблем, наперечет, да и они ушли в госбанки или крупные коммерческие банки, типа Альфы, Райфа и.т.д. Остальных можно кредитовать только по высокой ставке, которая есть плата за риск плюс оплата высоких издержек банка, часть из них можно снизить, если ЦБ снизит ключевую ставку».

Но ведь малый бизнес окружен особой заботой государства. Для его процветания была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства - единый координационный центр по развитию финансовой, инфраструктурной и инвестиционной поддержки МСП, как говорится на ее сайте. Хотя уже давно действуют и гарантийный фонд, и фонд микрокредитования. Но насколько проще отчитаться о проделанной работе, заявив о создании очередной структуры, чем о достижении реальных результатов (тем более, если их наличие под большим вопросом). А количество все никак не переходит в качество вопреки закону Гегеля.

Хотите помочь – просто не мешайте

Вообще, самая большая помощь, которую государство может оказать бизнесу, это – не мешать ему работать. Количество контролирующих органов у нас составляет двузначное число. И у каждого свои требования, нормативы, порядки, в которых и разобраться-то непросто, а не нарушить еще сложнее.

Государство и здесь как бы пошло навстречу предпринимателям. С начала года для субъектов малого предпринимательства начались, т.н. «надзорные каникулы»: в отношении них в течение двух лет не будут проводиться плановые проверки. Все бы хорошо, если не оговорки.  Так закон не распространяется на компании и ИП, совершившие в течение трех предыдущих лет серьезные правонарушения. А по мнению руководителя комитета по регулированию контрольно-надзорной деятельности «Деловой России» Михаила Розенфельда, у нас в стране годами складывалась ситуация «не хочешь, а нарушишь». Поэтому приостановка деятельности предприятия или действия лицензии случались сплошь и рядом: и до сих пор у многих контрольно-надзорных органов на местах это любимый инструмент. 

Правительство дополнительно внесло ряд ограничений, касающихся сферы деятельности компаний, претендующих на освобождение от проверок. Организации и индивидуальные предприниматели социальной сферы, здравоохранения, промышленной безопасности, образования, электроэнергетики и теплоснабжения оказались вне «надзорных каникул».

Но даже законопослушному бизнесу, который выбрал «правильную» сферу деятельности, не стоит рассчитывать на полное забвение со стороны государства. «Надзорные каникулы», - поясняет Михаил Розенфельд,  - распространили не на все виды контрольно-надзорных мероприятий (а их множество – наблюдение, мониторинг, рейды, внеплановые проверки, документарные проверки, административное расследование и т.д.), а исключительно на неналоговые (так называемые административные) плановые проверки бизнеса. Это значительно сужает поле применения нововведения. Следует иметь в виду: внеплановые проверки бизнеса, если судить по статистике, столь же распространены и несут вслед за собой значительные административные издержки». Получается, кардинального изменения ситуации ожидать не стоит: уязвимость бизнеса сохранится как минимум еще на несколько лет, резюмирует эксперт.

Помимо надзорных, государство предоставило малому бизнесу еще и двухлетние «налоговые каникулы». Правда, не всем, а только ИП, которые а) впервые прошли регистрацию, б) применяют упрощенную или патентную систему налогообложения, в) работают в производственной, социальной или научной сфере и г) только в том случае, если данная льгота будет утверждена на региональном уровне. Закон действует чуть больше года; количество регионов, в которых введены каникулы, немногим больше десятка.

Кроме того самый обременительный налог для бизнеса,  – страховые взносы за работников, так и остается без изменений.

Помимо прямых налогов существуют еще и косвенные. «Повышение цен на бензин на 10%, о котором заявили в правительстве, повлечет за собой рост цен на все товары, – комментирует ситуацию Андрей Блохин, - Тот же эффект вызывает постоянное удорожание электричества, коммунальных платежей и других услуг естественных монополий. Т.е. с одной стороны государство декларирует поддержку бизнеса, а с другой – поднимает налоги, чтобы наполнить бюджет». Не забудем и про кратное падение рубля, вызванное обвалом мировых цен на нефть.  «У нас инфляция издержек, а не спроса, - добавляет Михаил Алексеев, - если ЦБ создает ситуацию непредсказуемости и неопределенности, то бизнесу ничего не остается, как закладывать это в издержки, вот, они и растут».

Хотя, разве колебание курса – это проблема? Как оказалось, напротив  - «новые возможности на рынках». Только вот бизнес почему-то не торопится благодарить государство за такую поддержку.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство