Завершил свою продуктивную работу X юбилейный Международный конгресс «Менеджмент и качество третьего тысячелетия» (18-19 марта 2008 г., Москва, Президент-Отель). Актуальный для страны девиз Конгресса – «РОССИИ – НОВОЕ КАЧЕСТВО РОСТА» – определил тематику форума и состав его организаторов, партнеров и участников.
В этом юбилейном году Конгресс проводился совместно с Временной комиссией Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы РФ, что говорит о значимости мероприятия и высоком уровне решаемых на нем вопросов.
Организаторами Конгресса выступили Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Международный институт качества бизнеса, Европейская организация качества, Ассоциация «Международный конгресс качества телекоммуникаций», НИИ «Интерэкомс».
Участников и гостей Конгресса приветствовал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов. В своем обращении он отметил: «Сегодня уже понятно, что высокое качество продукции и услуг, современные технологии менеджмента – реальная основа для повышения эффективности российской экономики, конкурентоспособности отечественных предприятий, создания достойных условий жизни людей. Экономические успехи, как отдельных компаний, так и государства в целом, зависят от усилий всех задействованных в этом процессе организаций, от умения руководителей применять современные методы управления».
Международный Конгресс «Менеджмент и качество третьего тысячелетия» является главным штабом всероссийского движения за качество, культуру управления и труда. Он проводится ежегодно в Москве на протяжении уже 10 лет, собирая лучших в своей области профессионалов, менеджеров с богатым опытом работы для обсуждения актуальных проблем совершенствования экономической стратегии России, политики в сфере управления на всех уровнях.
Х юбилейный Конгресс собрал представителей передовых телекоммуникационных компаний – операторов фиксированной и мобильной телефонной связи («АСВТ», «Волгателеком», «Голден Лайн», «Евразия Телеком», «Компания ТрансТелеком», «КОМСТАР-ОТС», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «РТКомм.РУ», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ», «Центртелеком», «Сибирьтелеком» и др.), системных интеграторов, проектировщиков и строителей сетей связи, российских и зарубежных производителей и поставщиков телекоммуникационного и медицинского оборудования, технологий и услуг, оптоэлектроники, кабельных и электротехнических изделий, пищевой продукции, а также представителей научных и проектных институтов, вузов и других заинтересованных организаций. Около 70% участников составляли высшие топ-менеджеры. Традиционно Конгресс вызывает большой интерес со стороны СМИ, так как является единственным в России масштабным мероприятием в области менеджмента и качества.
В ходе работы Х юбилейного Конгресса были рассмотрены: важнейшие аспекты реализации приоритетных национальных проектов; новые подходы к развитию менеджмента и оценке деятельности компаний, организаций, в том числе практические аспекты управления качеством и человеческими ресурсами; актуальные проблемы в области образования и вопросы совершенствования законодательной базы в сфере образования; направления совершенствования систем менеджмента качества и другие актуальные вопросы в области науки, образования, культуры, социального развития страны. Программа Конгресса включала в себя 2 пленарных заседания, прошедших 18 марта в Президент-Отеле, и 2 практических семинара, состоявшихся 19 марта в НИИ «Интерэкомс».
С трибуны Конгресса прозвучали выступления представителей государственных органов управления, зарубежных организаций, представители бизнеса и науки. Большой блок вопросов, поднятых на Конгрессе в первый день его работы, был акцентирован на реформировании управления.
Открыл пленарное заседание член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Общественного совета Глобального проекта «России – новое качество роста» Н.Ф. Пожитков.
Приветствуя участников Конгресса, он сказал: «Вот уже 10 лет мы с вами активно работаем в области повышения качества продукции и услуг, совершенствования менеджмента. И приятно видеть результаты этой работы в деятельности ряда российских компаний. Их достижения и успехи наглядно демонстрируют национальные премии и конкурсы, проводимые в рамках Глобального проекта «России – новое качество роста». Как вы знаете, данный проект проводится под патронажем Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Мы высоко ценим значение таких мероприятий в плане стимулирования развития российской экономики, повышения ее конкурентоспособности».
Далее в своем докладе Н.Ф. Пожитков подробно рассмотрел проблемы в сфере инфокоммуникационных технологий: отсутствие необходимых нормативных актов, неэффективное использование ИКТ для оказания государственных услуг гражданам и др. При этом преобразования в сфере ИКТ и других областях невозможны без поддержки государства. Необходимо обеспечить на любых объектах управления, будь то государство или отдельная компания, высокий уровень культуры управления и культуры труда. Сегодня назрела острая потребность консолидированных усилий государства, частного бизнеса и гражданского общества по обеспечению конкурентоспособности России. Нельзя переоценить при этом роль проводимых ежегодно конгрессов в области качества.
Заместитель руководителя Комитета Госдумы по образованию Г.К. Сафаралиев продолжил в своем выступлении тему необходимости преобразований в области образования, рассказал о модернизации системы образования в России и внедрении здесь новых подходов в управлении. В сфере образования требуется введение стандартов, применение инновационных подходов, что поможет преодолеть образовавшийся разрыв между требованиями рынка и уровнем подготовки выпускников учебных заведений. Согласно разрабатываемой Концепции развития на перспективу до 2020 г. система образования в России претерпит значительные преобразования. Именно Конгресс может стать площадкой для обсуждения проблем в этой области, внесения предложений по совершенствованию образовательной деятельности от всех заинтересованных сторон.
Тема совершенствования управления получила свое развитие в выступлении заместителя руководителя Ростехрегулирования Е.Р. Петросяна.
Отличительной чертой сегодняшнего момента является то, что менеджмент направлен уже не только на улучшения в области производства качественной продукции, но и на совершенствование самого управления. Необходимо связывать реальные результаты деятельности предприятия с действующими на нем механизмами менеджмента, которые в своей совокупности составляют корпоративную культуру. Для оценки результативности менеджмента могут быть использованы такие модели, как: CAF, PDCA, BSC и др. На Конгрессе ежегодно обсуждаются новые направления в менеджменте, новые пути повышения эффективности управления.
Подход к оценке эффективности управления по модели CAF был подробно представлен в докладе Президента Европейской организации качества Ю.А. Гусакова. Сегодня в 27 странах модель CAF является инструментом реформирования в государственной сфере. Особенно активно внедрение CAF проводится на уровне министерств. Идет процесс развития CAF и в России. Будучи постоянным участником Конгресса, Ю.А. Гусаков, ежегодно знакомит участников мероприятия с новыми тенденциями и актуальными направлениями в европейском менеджменте.
Генеральный директор Группы компаний «Интерэкомс» Ю.И. Мхитарян посвятил свое выступление вопросам стратегии развития российской экономики. Сейчас в России не все руководители компаний знают такое сочетание букв и цифр, как ИСО 9001, а в мире применение данных стандартов является общепринятой практикой. Для российской практики характерны случаи наличия у компаний сертификатов соответствия стандартам ИСО, но несоответствия им по факту, так как сертификаты просто покупаются. Это результат непонимания руководством некоторых российских компаний мировых тенденций, современных условий ведения бизнеса в преддверии вступления России в ВТО, отсутствия государственной политики в области качества.
Положительным примером на фоне традиционной для России практики являются принципы деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Заместитель руководителя ФАС А.Н. Голомолзин рассказал участникам Конгресса не только о результатах работы службы, но и о предпринимаемых мерах по повышению удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг. ФАС использует систему показателей для внутренней оценки своей деятельности, на основе которой проводит аудиты. Не ограничиваясь самооценкой, служба использует обратную связь для получения внешней оценки своей деятельности.
Часто компании сталкиваются с проблемами, которые выходят за границы возможности их влияния на ситуацию. Но от реакции руководства, от принятых в кризисный момент решений зависит будущее компании.
Директор Московского представительства компании ELTA-R (Болгария) Илиев Илия Петков остановился в своем докладе на проблеме рейдерских атак. Использование компанией процессного подхода значительно повышает ее устойчивость в условиях активных действий рейдеров.
Начальник службы управления качеством ОАО «ВолгаТелеком» В.Г. Максимов познакомил участников Конгресса с опытом компании по разработке, внедрению и сертификации системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО. Компания активно участвует в движении за качество, является официальным спонсором Конгресса. Задачи движения совпадают с миссией ОАО «ВолгаТелеком», которая состоит в создании условий для обеспечения достойного качества жизни сограждан за счет внедрения достижений информационных технологий.
Сегодня общепризнано возросшее значение человеческого фактора в деятельности компаний. Передовые компании строят управление персоналом на основе системного подхода. Этим вопросам были посвящены выступления Заместителя генерального директора НИИ «Интерэкомс» по научной работе Л.К. Стегниенко и начальника Группы качества ФГУП «РЧЦ ЦФО» В.А. Кириллова.
На вопросах защищенности информации акцентировал в своем выступлении внимание профессор ЦНИИС В.О. Шварцман.
Выступления вызвали живой интерес у участников Конгресса, так как поднятые докладчиками вопросы представляют ценность для прогрессивных руководителей компаний любой сферы деятельности.
18 марта на Конгрессе состоялась торжественная церемония награждения победителей Международного конкурса «За лучшие достижения в бизнесе», проводимого в рамках Глобального проекта «России - новое качество роста», а также лауреатов, удостоенных Высшей общественной награды «ЗОЛОТОЙ ЗНАК». Учитывая важность мероприятия, в процедуре награждения принимают участие руководители государственных и международных организаций.
Запланированные на второй день работы Конгресса семинары собрали рекордное количество участников и прошли в оживленных дискуссиях по темам: «Факторы устойчивого развития предприятий» и «Интегрированные системы менеджмента. Создание и формирование». Автор и ведущий семинаров Л.Г.Егорова, международный эксперт, главный эксперт-консультант ЦССК «Интерэкомс», ответила на многочисленные вопросы участников, касающиеся аспектов устойчивого развития предприятия; приоритетности экологического менеджмента в концепции устойчивого развития; факторов, способствующих и препятствующих интеграции систем менеджмента ит.д.
В ходе семинара представители передовых компаний, работающих на российском рынке, обсудили с коллегами практические вопросы функционирования систем менеджмента качества. Особенно острая дискуссия развернулась вокруг проблем интеграции различных систем менеджмента и ее практической реализации. По итогам работы семинаров участникам были выданы свидетельства установленного образца.
По мнению участников Х юбилейного Международного конгресса, традиция его проведения должна быть продолжена. Работа Конгресса вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности российских компаний и экономики России в целом, способствует появлению новых экономических и социальных проектов, направленных на развитие страны и повышение качества жизни.