Национальная премия качества Малкольма Болдриджа.
Национальная премия качества Малкольма Болдриджа (Malcolm
Baldrige National Quality Award — MBNQA) была учреждена и утверждена указом
президента США Р. Рейгана в августе 1987 г. Первая премия М. Болдриджа была
присуждена в 1988 г. В группу производственных компаний, получивших премию,
вошла компания Motorola. Как заявил на церемонии присуждения премии ее
руководитель Р. Гэлвил, целью компании является “ноль дефектов во всем, что мы
делаем”.
Премия призвана помочь осознанию американскими
предпринимателями роли качества в достижении конкурентоспособности предприятия
на мировом рынке и в овладении современными методами обеспечения качества. Кроме
того, премия поддерживает усилия компаний США по улучшению качества, позволяет
отметить их достижения и наиболее успешные программы в области качества.
При разработке критериев премии за основу был взят подход,
получивший название Всеобщего управления качеством. (TQM).
Премия М. Болдриджа присуждается трем категориям компаний:
- производственным компаниям;
- сервисным компаниям;
- компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или
сервисные компании с числом работающих не более 500 человек.
Наиболее важным итогом учреждения премии М. Болдриджа стало то,
что многие компании в США при разработке систем качества и дальнейшем ее
совершенствовании ориентировались на ее критерии. О значительном интересе к этим
критериям говорит хотя бы такой факт: в 1990 и 1991 гг. было затребовано 180
тыс. копий критериев, хотя в конкурсе за этот же период участвовало всего 100
компаний. Премия М. Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие
компании оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли
особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical , получившая
премию Болдриджа в 1990 г., частично мотивировала участие в конкурсе желанием
добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь, целью
компании Wallace Company, также завоевавшей премию в 1990 г., было выполнение
требований, предъявляемых к качеству ее партнером – компанией Hoechst
Celanese.