ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Выделка кожи в домашних условиях. Дубление кожи


Виды дубления кожи – Ярмарка Мастеров

Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия.

Прежде чем попасть в руки мастеру, кожа проходит долгий и кропотливый этап обработки. В частности, я хочу затронуть тему дубления. Что такое дубление кожи и для чего его делают? Дубление кожи — это процесс обработки кожи (точнее, это еще пока не кожа, а промежуточный полуфабрикат) дубильными веществами. Благодаря чему у кожи снижается влагоемкость (способность набухать в воде), повышается жесткость, прочность и упругость (в дальнейшем износостойкость).

Выделяют два основных типа дубления: растительное и хромовое. Конечно, их не только два, есть еще циркониевое, синтетическое, алюминиевое, жировое и комбинированное. Но не будем вдаваться в подробности каждого типа, так как обычному покупателю это совершенно не важно при покупке изделия из кожи. Нас больше интересует качество кожи, ее свойства — как будет дальше вести себя это изделие в процессе эксплуатации, и почему цена между типовыми изделиями имеет порой значительную разницу.

Итак, кожа растительного дубления. Мастера ее называют просто «растишка». Этот тип дубления основан на применении дубящих веществ, содержащихся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. То есть можно сказать, что кожа растительного дубления — это полностью натуральный продукт высшего качества. Не будет лишним отметить, что процесс растительного дубления достаточно долгий и занимает примерно 12 месяцев! В основном кожу растительного дубления используют мастера, занимающиеся тиснением кожи. Потому как после увлажнения данная кожа становится пластичной и легко поддается тиснению штампами, а самое главное в дальнейшем не расправляется и отлично держит художественный рельеф, который ей придали. Но и многие мастера, не связанные с искусством тиснения и гравировки, очень любят и ценят этот материал, предпочитая работать только с ним из-за его натуральности и «живости».

 

Подобные изделия можно сделать только из кожи растительного дубления!

При хромовом дублении кожу обрабатывают растворами основных солей хрома. Кстати, кожевники называют ее просто — «хромка». Однако кожа хромового дубления, то есть та, что получена из шкур, обработанных более современным, «химическим» способом, — это тоже не такой уж плохой вариант. Она дольше сохраняет первозданный внешний вид и может служить многие годы. Для человека изделия из кожи хромового дубления совершенно не вредны. Большинство кожаных изделий и особенно обуви сделано как раз-таки из такой кожи. Кожа при этом типе дубления становится очень прочной, обладает мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эта кожа очень упруга, поэтому плохо держит тиснение. По времени хромовое дубление занимает около суток и считается самым распространенным.

На фото представлена кожа хромового дубления без покрытия. В частности краст.

Все-таки скажу пару слов и о коже жирового дубления. В последнее время очень популярны стали изделия, в частности сумки, из кожи с названием Crazy Hors (в переводе «дикая лошадь»). Это кожа со шлифованной поверхностью, на которой легко остаются царапины и следы эксплуатации. Благодаря этому изделие обретает потертый, винтажный вид. Так вот, крейзи хорс — это кожа жирового дубления.

Кожа Crazy Hors.

Как отличить кожу растительного дубления от хромового? Кожа хромового дубления на срезе чаще всего имеет серый цвет, но бывает и в цвет верхнему слою кожи, если кожа прокрашена насквозь. «Растишка» на срезе телесного цвета, розоватого. В основном продают ее неокрашенную, в таком случае мастер сам окрашивает кожу в нужный цвет или просто покрывает финишем для защиты от влаги и грязи. Но иногда можно встретить в продаже кожу растительного дубления, уже окрашенную и имеющую финишное покрытие.Текстура такой кожи хорошо различима, однако видно, что над ней имеется еще один тонкий, слегка глянцевитый слой. Не всем нравится такой вид, но практически он всё-таки оправдан. «Хромка» всегда идет окрашенной и в большинстве случаев с покрытием. Но о типах и разновидностях кожи, ее покрытиях можно говорить долго и для этого лучше создать отдельную ему. Я хотела всего лишь немного разъяснить обычному покупателю, чем отличаются два самых основных вида кожи по типу дубления.

Исходя из вышесказанного, хочу еще один итог подвести. Что касаемо цены: кожа растительного дубления всегда значительно дороже кожи хромового дубления. Надо сказать, что она в меньшем количестве представлена на отечественном рынке.

В целом, решение дилеммы «какая кожа лучше — растительного или хромового дубления?» в значительной степени зависит от личных предпочтений.

Благодарю за внимание!

www.livemaster.ru

Дубление кожи своими руками

Все мы любим, носить дорогие шубы из меха, кожаные изделия и аксессуары. Но не всегда мы задаем себе вопрос – как же сделать изделие таким прекрасным? Все кожаные и меховые изделия нуждаются в обработке. Эта обработка и называется дублением кожи. А все это нужно для прочности, пластичности, так необходимых при обработке кожаных изделий. Сам процесс дубления кожи не очень-то сложный и представляет собой пропитку кожи различными дубильными веществами. Но насколько быстро пропитается наше кожаное изделие, зависит от многих факторов: от самого изделия, от раствора и  его консистенции, также от температуры самого дубильного вещества, и от времени дубления.

Методы дубления кожи

Дубление кожи – это, пожалуй, самый первый и очень важный этап ее обработки. Самые распространенные методы дубления кожи – это растительное, жировое и минеральное дубление.

Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.

Кожа хромового дубления включает в себя уже некие хромовые соединения. Кожа становится очень прочной. Для человека изделия из кожи хромового дубления не вредят. Так же изделия хорошо красятся. Они прочны, эластичны, но пропускают воду и очень быстро намокают.

Жировое дубление кожи делается с помощью жиров животных (отсюда и название), и рыбьего жира. При таком дублении мы будем иметь замшу.

Также существует и алюминиевое и циркониевое дубление.

Чтобы получить качественное изделие из кожи, нужно сделать много усилий. Сам процесс дубления кожи включает в себя множество шагов. Сначала кожу обрабатывают водой с добавками. Этот процесс называется отмока. Далее идет процесс золения, затем мездрение, обеззоливание, мягчение, пикеливание и дубление. Когда уже кожа прошла процесс дубления, то ее отдают на двоение. После двоения кожа имеет одинаковую толщину и не имеет нажора. Затем она проходит строгание. При этом процессе кожа делается гладкой, равномерной и растягивается. Чтобы кожа приобрела хорошую пластичность, ее обычно додубливают. Обязательно кожа проходит покраску. Что бы она имела красивый вид, ее красят в разнообразные цвета. Затем идет жирование, после чего кожа более мягкая, эластичная и почти не намокает в воде. После этого из кожи удаляют всю влажность (сушка), и кожа уже окончательно становится тканью. Очень важным процессом является покрывное крашение. Благодаря ему кожа делается очень гладкой и имеет ослепительный блеск. И последний процесс дубления кожи – это прессование. Оно делается несколько раз, что бы придать изделию уже хороший вид.

Дубление кожи в домашних условиях

Но дубление кожи можно сделать и в домашних условиях своими руками. Самым таким распространённым  животным является кролик. Очень важно знать, что для мехового производства очень важно, что бы животное было убито именно зимой. Для того чтобы правильно снять шкурку кролика, нужно его за задние лапки подвесить, что бы при ударе кровь вышла носом. Ни в коем случаи кровь не должна попасть на мех. Начинают снимать шкурку с передних лапок, затем разрезают от хвоста до бедер и передних лап. Если вы все сделаете правильно, то шкурка снимется очень быстро и легко. Но для первого раза нужно, что бы кто-нибудь показал, как это делать. Шкурку кролика хорошо нужно высушить. Сушить желательно в местах, куда не попадает дождь, и нет прямых лучей солнца. Так же сушить нужно шерстью внутрь. Следите за тем, что бы в помещении не было мышей и моли. Они могут испортить вам кролика. Когда шкурка высохла, ее нужно смягчить. Требуется взять определённое количество воды (на 1 кг. шкур – 1 л. воды) и замочить в ней на целые сутки кролика. Когда шкурка станет мягкой, с нее сдирают оставшийся жир и пленку. Но на этом этапе нужно быть очень бдительными и осторожными. Делать все так, чтобы не порезать шкурку. Затем ее нужно замочить в отмочке опять на сутки. Чтобы шкурка была более прочной и долговечной ее дубят. В дубильном растворе ее нужно держать 2 или 3 суток. Достав, ее смазывают жировой эмульсией. Затем шкурку отправляют опять на сушку. Когда уже она высушилась, ее кидают в барабан вместе с опилками древесины, и там вращают. Затем нужно шкурку обтянуть ножом, что бы она была более эластична. Потом опять вращают в барабане, и заключающим этапом будет отжимка. Она производится тупым ножом. Делать это надо вдоль, и поперёк. Как видим, сам процесс дубления кожи в домашних условия не очень то и сложный!

Виды кожи и их применение

Вид кожи напрямую зависит, из какого животного она, и какой обработке поддавалась. Например: шеврет – это кожа из шкур овец. Она поддавалась хромовому дублению. Всем известный велюр — это также кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью. Для нее используют свиные шкуры. Обычно у этих шкур есть дефекты, и они отлично подходят  для получения велюра. Лицевая сторона у него ворсистая. А всем нам известную замшу делают из шкур козы, оленя и лося. Эта кожа очень мягкая и приятная на ощупь, тягучая. Еще из шкур коз и овец делают лайку, и используют алюминиевое дубление. Эта кожа самая мягкая и тонкая, и из нее делают в основном перчатки. Очень популярна и лакированная кожа. Из нее шьют и пальто, и юбки, и сумки, и даже обувь. Лакированная кожа красиво блестит на солнце, и ее цвет бывает разный.  А кожа растительного дубления плотная, эластичная и хорошо впитывает влагу. Из нее делают ремешки, бижутерию, ювелирные изделия. По цвету сама кожа очень красивая. Начиная от теплого желтого, и заканчивая коричневым.

У каждого человека должна быть хоть одна кожаная вещь. Это могут быть ремни, одежда, сумки, обувь и различные аксессуары. Кожаные вещи очень долго служат и имеют элегантный вид. В них вы будете чувствовать себя комфортно, и самое главное, кожа – это ведь натуральный продукт!

P.S. Друзья! Если Вам понравилась эта статья и наш сайт, поддержите нас и поделитесь записью в соц. сетях, или лучше щёлкните на рекламу справа вверху страницы — это поможет нашему сборнику статей существовать дальше и развиваться.

rpgear.ru

Виды и классификация натуральной кожи – Ярмарка Мастеров

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность.  Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

http://www.livemaster.ru/gallery/247431-moi-kozhanye-mechty 

 

www.livemaster.ru

Кожремесло » Виды кожи по выделке.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-седельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ — таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители — синтаны — придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку — белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация:

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями;б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями;в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Краст – кожа полученная с помощью барабанного крашения, поверхностная отделка у таких кож отсутствует. Поэтому они имеют естественную лицевую поверхность. Так как отделка лицевой стороны отсутствует это дает возможность избежать множество пороков связанных с отслоением. Обработка современными методами придает красту качества гидрофобности, а специальный режим окраски — сквозной прокрас. Качественно выделанный краст сложно отличить от кож, которые имеют гладкую лицевую повехность. Производится из шкур крупного рогатого скота.

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением.

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплетных работах

5.00 avg. rating (100% score) - 5 votes

kozhremeslo.ru

Дубление кожи органическими дубящими веществами

Альдегидное дубление является одним из самых старых видов дубления. Оно являлось основой так называемого дымного дубления, упоминание о котором относится к III веку до н. э.

Дымное дубление представляет собой копчение голья в дыму, получавшемся от сжигания некоторых трав и камыша. В дыму имеется формальдегид, который поглощается гольем, и производит дубление.

В конце XIX в. появились патенты на применение формальдегида (НСНО). Исследования показали, что дубящим действием обладают продукты полимеризации формальдегида, имеющие гидроксильные группы. Гидроксильные группы могут реагировать с аминогруппами макромолекул коллагена. Повышение температуры сваривания при формальдегидном дублении доходит до 90° С. Формальдегидная кожа имеет недостаточную полноту, но хорошую устойчивость к действию пота. Дубление с применением одного формальдегида встречается при выделке белой перчаточной кожи. Чаще формальдегид применяется при комбинации с хромовым или растительным дублением. В комбинациях формальдегид повышает потоустойчивость кожи и температуру сваривания. Помимо формальдегида, применяется целый ряд альдегидов.

Жировым дублением вырабатывается кожа, называемая замшей. В качестве дубящего материала применяют жидкую часть жира морских животных - тюленью ворвань, рыбий жир и т. п., содержащую значительное количество непредельных жирных кислот. Сырье для производства замши должно обладать рыхлой структурой, и режимы процесса подготовительных операций подбирают так, чтобы получить еще большее разделение структурных элементов. В голье вводят жир в большом количестве (до 70% от веса голья), стремясь равномерно распределить его в толще, для чего применяют сильные механические воздействия, сжимающие голье (валяние в барабане, мятье в молоточных мялках). К жиру добавляют катализаторы окисления (соли железа, кобальта и т. п.). Пропитанное голье подвергают подсушке, при этом происходит окисление жира, распределенного на большой внутренней поверхности структурных элементов голья. При окислении, по-видимому, выделяется альдегид акролеин, оказывающий дубящее действие. Также было установлено образование при окислении жира других альдегидов (глиоксаля и др.). Кроме альдегидов происходит связывание продуктов окисления жира макромолекулами коллагена; факт этот можно считать установленным. Однако механизм этой связи до сего времени трактуется различно.

В полуфабрикате после окончания окисления остается большое количество окисленного жира, который удаляют прессованием и промыванием слабым раствором соды. Этот жир, носящий название дегра, обладает прекрасными эмульгирующими свойствами и высоко ценится в ряде производств.

Температура сваривания голья повышается при жировом дублении не более, чем на 30° С, но замша может стираться в щелочных растворах и короткое время находиться в кипятке, не теряя после высыхания мягкости и гибкости. Обычно при производстве замши лицо у голья для ускорения проникания жира снимается, и лицевая поверхность делается ворсистой. Замша обладает большой мягкостью и тягучестью, имеет малый удельный вес (0,4-0,5 г/см3) и хорошо впитывает влажную грязь. Используется замша для изготовления верха обуви, перчаток, одежды, обивочной кожи, кожи для протирки и полировки окон, стекол очков и протезов.

Танидное дубление, называемое также растительным и красным дублением, основано на применении веществ, растворимых в воде, находящихся в различных частях разнообразных растений. Эти вещества носят название танидов. Число растений, содержащих таниды, очень велико, но практическое значение имеют только такие, которые содержат таниды в достаточном количестве.

Из отечественных растений к таким относятся: дуб (таниды содержатся в древесине и коре), каштан (в древесине), ель (в коре), ива (в коре), лиственница (в коре), сумах (в листьях), бадан (в листьях и в корне), кермек (в корне), чухра (в корне), таран (в корне). Из зарубежных растений, кроме дуба и каштана, назовем лишь пользующиеся большой известностью у нас квебрахо (в древесине), мимоза (в коре), мангровэ (в коре). Кроме того, следует упомянуть: а) чашечки желудя малоазиатского дуба, поступающие в продажу под названием валонея, б) чернильные орешки - болезненные наросты на листьях некоторых растений, растущих в Китае, Турции и других странах.

Содержание танидов в некоторых экзотических растениях очень велико, например: кора мимозы содержит 32% танидов, кора мангрове - 40%, чернильные орешки - от 57 до 77%.

Растительное дубление известно было за 3000 лет до н. э. и до 1850 г. осуществлялось посыпанием голья измельченным дубильным материалом и заливкой водой. Способ носил название сыпочного. При этом способе процесс дубления протекал очень длительно, для тяжелого сырья продолжительность достигала двух лет.

С появлением дубильных экстрактов, получаемых экстрагированием дубильных материалов водой и сгущением водной вытяжки, выпариванием в вакууме до жидкого или сухого состояния, появилась возможность работать с дубильными соками, содержащими значительное количество танидов (до 200 г/л), а также возможность значительно ускорить процесс, проводя его в чанах на концентрированных соках или в барабанах. В случае применения барабанов тяжелое голье удается выдубить за 72 ч.

Таниды являются производными полифенолов, содержащими до 30% гидроксилов. Эти гидроксилы, реагируя с аминогруппами макромолекул коллагена, образуют мостик между ними; возникают также водородные связи между макромолекулами и танидом.

Таниды, которые прочно связываются с макромолекулами и водой не вымываются, называются связанными танидами. Количество их составляет 30-90% от веса голья в зависимости от вида дубителя и режима дубления. В одном случае была получена кожа, содержащая 120% связанных танидов. Кроме связанных невымываемых танидов часть танидов сорбируется на поверхности структурных элементов и может быть вымыта водой. Так как в дубильном материале и в экстрактах имеются, кроме танидов, вещества, растворимые в воде, но не обладающие дубящими свойствами (так называемые нетаниды), часть их поглощается и остается в коже. При анализе кожи оставшиеся нетаниды переходят в раствор и определяются как вымываемые.

Таким образом, по сравнению с описанными выше способами дубления применение растительного дубления дает возможность отложить в толще голья значительное количество веществ, часть которых прочно связана с белком, а часть заполняет промежутки между структурными элементами и вымывается водой.

Подбирая соответствующее голье и регулируя состав дубильного сока и промывку после дубления, можно получать кожу с любой твердостью и жесткостью на изгиб, от твердой, как доска, до мягкой, как ткань. Объемный выход может быть доведен до 400 см3/100 г гольевого вещества. Прочность связи дубящих веществ с белком в танидном дублении невелика; температура сваривания максимально повышается на 25° С.

В нашей стране растительное дубление в чистом виде не применяется, широкое распространение получает комбинированное хромтанидное дубление. Голье первоначально обрабатывают хромовыми солями с пониженной дозировкой их (0,5-0,8% от веса голья) в пересчете на Сr2O3, а затем после некоторой выдержки обрабатывают танидами. Процесс дубления сильно ускоряется, и температура сваривания повышается.

Синтанное дубление основано на дубящем действии полученных химическим путем дубящих веществ, близких по своим свойствам к растительным танидам. В результате большой работы в этом направлении кожевенное производство располагает в настоящее время очень большим количеством продуктов, называемых синтанами, которые с успехом используются в комбинированном дублении, заменяя растительные таниды.

В основе синтанов лежат производные ароматических углеводородов, содержащие сульфогруппу (-SО3H) или ОН-группу (фенолы, нафтолы).

На базе некоторых полифенолов, например резорцина, можно получить продукт, полностью заменяющий таниды, однако дефицитность резорцина не позволяет организовать выпуск этого продукта.

Синтаны могут быть изготовлены и на базе так называемого сульфитного щелока, отхода в производстве целлюлозы из древесины. Экстракт, выпускаемый из этого щелока, носит название сульфитцеллюлозного и может заменить часть растительных танидов в производстве юфти и подошвы.

www.otkani.ru

Выделка кожи в домашних условиях | Выделка шкур

Выделка кожи. Подготовительные работы

Выделка кожи как и любая выделка шкур требует для начала работ подготовить рабочее место, инструмент, оборудование, химикаты и ещё множество приспособлений, необходимых для реализации данной технологии. Нужно учитывать, что в домашних условиях обрабатывать крупные и тяжёлые шкуры (15 – 25 кг) почти невозможно, а вот небольшие и средние (к примеру овечьи и козьи, можно и коровью, если разрезать на четыре части) вполне реализуемо.

Рабочее место можно обустроить в тёплом сарае, нужно подвести холодную воду, свет на 220 В и по возможности на 380 В, организовать вентиляцию и слив отработанных жидкостей в канализацию или выгребную яму. Для работы в любую погоду понадобится обогрев рабочего помещения- любая печь. Для просушки кожи: навес и бельевой трос в пластиковой оболочке.

Инструмент такой же, как и для выделки шкур: ножи, ножницы, двуручные скребки, тупик с косы, пластиковые и металлические шпатели, кисти, деревянное весло, молоток, термометр, утюг. Ёмкости пластиковые на 200 – 250 литров, вёдра, небольшие ёмкости и поддоны.

Приспособления: колода для мездрения и сгона волоса, деревянные козлики для стекания мокрой кожи, деревянные щиты или рамы для растягивания и сушки кожи.Выделка кожи вполне доступна для надомных мастеров, которые уже имеют опыт выделывания меховых шкур и механизировали все операции. Оборудование: механический баркас для всех видов жидкостных операций, откатной барабан, мездрильный и стругальный станок, шлифовальный станок, валики для отжима , центрифуга, стол ( 100 на 150 см), покрытый линолеумом.

Многие надомники вместо баркаса используют бытовую бетономешалку, а для стирки и промывки старые стиральные машинки, для отжима резиновые валики.Для соблюдения техники безопасности: не промокаемый фартук, спецодежда, перчатки резиновые, сапоги.

Схема выделки кожи, крашение, отделочные работы

Выделка кожи состоит из следующих операций: сортировка шкур в партии, промывка, отмока, мездрение, доотмока, обезволашивание, сгонка волоса, золение, чистка лица и бахтармы, промывка, обеззоливание, мягчение, промывка, стирка, промывка, пикелевание, дубление, пролёжка, подчистка бахтармы, промывка, нейтрализация, крашение, жирование, промывка, сушка, разбивка и потяжка, правка, шлифовка бахтармы, формирование товарной пластины, нанесение аппретур, нанесение мерии.

Сортировка шкур в партии

Шкуры сортируют по виду: овечьи отдельно, козьи отдельно и телячьи. Каждый вид шкуры отличается друг от друга химией кожи, поэтому весовые параметры препаратов в растворах разные, собираются шкуры в партии одного вида и выделываются отдельно.

Учитывается консервация шкур: пресно сухие и сухо солёные в одну партию, мокро солёные и парные (недавно снятые) в другую, так как время отмокания для таких шкур разное. Для сухих оно колеблется от суток до двух, для мокрых от 12 часов до 16.

Отобранные шкуры в партии осматривают, всё что не нужно обрезают, чистят от соли, грязи, мусора, взвешивают и определяют вес партии.

Отмачивание шкур

Качественная выделка кожи возможна в том случае, когда при отмачивании шкуры, её состояние приближается к парной шкуре по всей площади дермы. Режим отмоки зависит от консервации шкур.

Отмачивание мокросолёного сырья производится в воде температурой 20 – 25 градусов. Для баркасов (и для механического перемешивания) ЖК = 2 – 5 (жидкостный коэффициент – это отношение количества воды к весу шкур в кг.), соли 15 – 20 г/л, любой ПАВ для лучшего обводнения – стиральный порошок -2 г/л (можно сульфанол – жидкое мыло). Продолжительность 12 – 14 часов. Для баркасов перемешивание 10 мин каждого часа. При ручном перемешивании в ёмкости веслом, количество воды такое, чтобы можно свободно перемешивать шкуры, вода на 4 – 5 см прикрывает сырьё. Часто перемешиваем.

Пресно сухое и сухосолёное сырьё отмачивают в воде температурой 25 градусов на протяжении 24 – 40 часов. ЖК =5 для баркасов. При повышении температуры для прекращения гнилостных процессов в растворе добавляют любой антисептик – формалин 1 г/л или КФН- 1 г/л. Добавляют соли 40 г/л и стирального порошка 3 г/л. Иногда для плохо размачиваемых шкур добавляют сульфид натрия или кальцинированную соду.

Перемешивание для баркасов 10 мин каждого часа. При ручном перемешивании стараемся чаще мешать шкуры, потому что механическое воздействие уменьшает срок отмоки. Каждые 12 -16 часов растворы отмоки меняем на новые, можно совмещать отмачивание с мездрением и отбиванием на колоде- это тоже уменьшает срок отмоки. По окончании шкура по состоянию приближена к парной на всей площади, при проверке на щипок возможно лёгкое выдёргивание волоса. После чего шкуры отжимают на валиках (или в ценрифуге) или развешивают на козелки и дают стечь жидкости.

 

Мездрение

Шкуру выкладывают мехом вниз на колоду и начинают мездрить острым двуручным скребком или тупиком из полотна косы от хвоста к голове.

Колода на уровне пояса мастера. Снимаются остатки мяса, жира и плёнка с помощью тупика на «сбивок», острым полотном можно и подстругать толстые места (имея уже определённые навыки работы тупиком) движениями от себя в сторону.

Мездрение самый трудоёмкий процесс в выделке шкур и кож, занимает много времени. Желательно этот процесс механизировать, изготовить самому по чертежам мездрильный станок или же приобрести готовый. Работа на станке займёт минимум времени и облегчит ваш труд.

Мездрение занимает несколько часов, поэтому шкуры, находящиеся в очереди, нужно прикрыть тряпкой, чтобы избежать пересыхания. Если появляются плохо отмоченные участки на коже, то такие шкуры нужно отправить на доотмоку. Выделка кожи требует аккуратного выполнения работ по мездрению сырья, чтобы избежать брака: порезов, сильного срезание кожевой ткани. При мездрении происходит частичное разбивание кожи. По окончании шкуры промывают в чистой воде.

Обезволашивание и сгонка волоса

Для того чтобы избавиться от волосяного покрова на шкуре, нужно разрушить эпидермис (тонкая желатинно – образная плёнка на лицевой части шкуры) и луковицы волос. В домашних условиях обезволашивание проводится намазным способом. На шкуру, разложенной на столе мехом вниз, наносится кистью раствор из извести и сульфида натрия (сернистого натрия).

На небольшую шкуру потребуется 40 г сернистого натрия и 160 г негашеной извести (оксида кальция). Гасим известь в отдельной посуде, смешиваем с сернистым натрием, доводим консистенцию до сметанообразного состояния и наносим на бахтарму (сторона кожи обратная лицу). Температура намазной жидкости 28 – 30 градусов, в зимнее время 30 – 32 градуса. Шкуру по хребту складываем пополам мехом внутрь и сворачиваем неплотным рулоном, оставляем в тёплом помещении (20 – 30 градусов) укрыв мешковиной на 10 — 15 часов. Через 3 часа проверяют ослабление связи шерсти с дермой. Процесс золения шкуры:

При ослаблении шерсть легко сгоняется резиновым шпателем, шкуру раскладывают на столе и в перчатках удаляют мех, желательно эту операцию делать на воздухе. Сгонку волоса нужно проводить аккуратно, чтобы не повредить лицо кожи и не оставить царапин. Оставшийся мелкий волос – подсед, сгоняют куском сукна: шинелью. Если ослабление слабое, бахтарму снова намазывают раствором и на дозревание. Согнать волос можно с помощью двуручного скребка, уложив шкуру на деревянный козлик мездрой вниз. Обезволошенная шкура именуется гольем. 

Золение

В процессе золения разрыхляются волокна коллагена, растворяются межволоконные белки, разрушается не снятый эпидермис и не согнанный мягкий волос – подсед. Кожа входит в щелочной нажор, поглощая воду, она утолщается, становится упругой. Чем дольше кожа находится в зольной жидкости, тем она будет мягче. Кожи на подошвы держат в зольнике недолго, для верха обуви продолжительное время, на одёжную кожу ещё дольше.

Выделка кожи зависит от продолжительности нахождения голья в зольнике, чем дольше, тем мягче. Продолжительность колеблется от суток до семи. Золение проводят в чанах, используются те же компоненты, что и при обезволашивании.

Готовят раствор: негашёной извести 20 г/л, питьевой соды 0,8 г/л, добавляют золу (пепел) и сернистый натрий 10 г/л иногда карбонат калия (поташ). Раствор по густоте сливок. Шкуры укладывают в зольник друг на друга в пластмассовую ёмкость с крышкой, хорошо проливают  раствором. Два раза в сутки шкуры перекладывают. При исчезновении резиноватости шкуры вынимают. Температура зольного раствора 23 – 26 градуса.

При механическом воздействии сроки уменьшаются. Мастер руководствуясь своим опытом сам определяет готовность шкур и время нахождения голья в зольнике (в зависимости от вида сырья), обычно для овчины и козлины — это 4 суток.

Чистка лица и бахтармы

В толще кожевой ткани голья находятся разложившиеся белки, известь, сернистый натрий, остатки луковиц волос (гнейст), промывкой сразу удалить их очень сложно. Поэтому с помощью механической чистки лица приходится выдавливать их из кожи.

Кожу раскладывают на колоду лицом к верху или на столе и пластиковым или резиновым шпателем выдавливают жидкость из кожи от середины к краям. Очищенные кожи складывают в ёмкость и укрывают, чтобы не пересыхали. Бахтарму тоже чистят тупиком на колоде. Кожу взвешивают и определяют массу голья.

Промывка

Промывку голья проводят в баркасах (бетономешалке) тёплой водой 24 – 25 градусов в течении 1 – 2 часа непрерывно перемешивая. Воду меняют несколько раз. Можно эту операцию проводить в стиральной машине, каждый раз меняя воду. В процессе промывки кожа уплотняется, становится тоньше и не скользкой. Воду сливают и дают стечь влаги со шкур. Если нет возможности механической промывки голья, то используют приём опускания в чистую воду.

После сгонки волоса, чистки лица и бахтармы, шкуры тщательно промывают в чистой воде, затем укладывают в ёмкость с водой на 24 часа, шкуры часто перемешивают. Температура воды 24 -25 градуса. В конце промывка при температуре 26 -28 градусов, а затем при 18 – 20 градусов.

Обеззоливание

Для того, чтобы провести мягчение кожи, нужно нейтрализовать остатки щёлочи в голье сульфатом аммония. Снимается нажор и улучшаются условия для мягчения.Готовим раствор: ЖК = 3 для баркасов, вода температурой 36 -38 градусов, сульфата аммония (удобрение) – 3 г/л, продолжительность 3 часа, непрерывно перемешиваем кожу. Затем проводят мягчение в этом же растворе.

Мягчение

После мягчения кожа делается пористой, увеличивается воздухопроницаемость. Под действием ферментов, кожа со стороны лица приобретает мягкость, делается гладкой и шелковистой. Выделка кожи будет качественной при соблюдении всех условий ферментного мягчения для голья.

Мягчение можно проводить настоем поджелудочной железы. Законсервированную железу измельчают на мясорубке и в течении часа вымачивают в 10 кратном количестве 2%-ного раствора сульфата аммония при температуре 38 градусов, добавляют по 1 г/л.

Можно добавить панкреатин (готовая вытяжка из поджелудочной железы) смешанный с водой в соотношении 1:10 или протосубтилин Г – ЗЖ также смешанный с водой в том же соотношении. Количество мягчителей от 0,7 – 1 г/л.

В раствор ЖК = 3 температурой воды 36 -38 градусов добавляют фермент, продолжительность 3 – 4 часа, часто перемешиваем, по окончании стирка.

В домашних условиях для мягчения используют куриный помёт.  Сухого берут 5% от веса голья, сырого – 25%. Помёт измельчают, заливают тёплой водой, дают настояться и забродить, после чего смесь отцеживают через сито и эту жидкость вливают в ёмкость с кожей. Этот раствор называют «шакшой». ЖК =3. Продолжительность мягчения 3 часа, температура 36 град. Шкуры постоянно перемешиваем.

Как показала практика мягчение «шакшой» телячьего, овечьего и козлиного голья проходит вполне эффективно. Для крупных шкур и КРС лучше мягчение с использованием поджелудочной железы.

Чтобы правильно определить время нахождения голья в мягчителе, шкуру вынимают, отжимают, пропуская через руку, проводят рукой по лицу. Поверхность должна быть гладкой и шелковистой, никакой шероховатости.

Затем определяют на отпечаток пальца: кожу складывают по середине и пальцами сдавливают лицо, остаётся отпечаток, который ещё долго не проходит.Третья проверка на появления пузырьков воздуха в мешочке: шкуру собирают в мешочек, одной рукой зажимают образовавшийся воздух, опускают в ведро с водой, а второй рукой стараются выдавить воздух по всей поверхности мешочка.

Если воздушные пузырьки появляются на всей поверхности, мягчение голья можно прекращать.Все три способа подходят для овчины и козлины, для телячьих больше подходит метод отпечатка пальца.

Стирка (химчистка)

После мягчения шкуры тщательно промывают в воде, голье должно быть не набухшим, мягким с шелковистым лицом, хорошо сохранять отпечаток пальца, при пробе фенолфталеином не должно быть розового окрашивания. Выделка кожи не обходится без стирки.

Шкуры стирают в тёплой воде температурой 30 – 32 градуса с добавлением неионогенного ПАВ – стирального порошка для ручной стирки 0,5 % от массы голья, соли (хлорид натрия) 3% от массы голья. Продолжительность пол часа. Затем промывка в тёплой воде 28 -30 град. и заканчивают в воде 20 – 22 град. Промывка 30 мин. ЖК = 2,5.

Пикелевание

Выделка кожи при дублении хромовым дубителем предполагает содержание кислой среды в толще кожевой ткани, что приводит к равномерному дублению. В домашних условиях для выделки кожи можно использовать минеральные и органические кислоты для разрыхления коллагеновых волокон в дерме. Пикелевать кожу можно серной кислотой, уксусной или муравьиной.

Процесс пикелевания: готовим раствор: соли 50 г/л, серной кислоты 96% — 8 г/л (или уксусной 70 % — 20 г/л, или муравьиной – 10 г/л), кислоту в ёмкость заливают в виде разбавленного 10 % раствора, ЖК = 2 – 5 для баркасов, температура 35 град.

Для жирного голья овчины можно добавить керосин 30 г/л и жидкое мыло 10 г/л. Продолжительность 24 – 36 часов. Шкуры часто перемешиваем. Пикелевание заканчиваем при появлении «сушинки». РН отработанной пикельной жидкости 3 – 3,4. Измеряют РН метром.

Дубление

Выделка кожи как и любая выделка меховой шкуры не обходится без процесса дубления, при котором коже придаётся стойкость к воздействию тепла, влаги и химических реагентов, а также увеличивается прочность. Дубление кожи лучше проводить хромовыми препаратами.

Процесс дубления:  пикельный раствор (без выгрузки голья) нагревают до температуры 40 град. (ЖК = 2 – 5) и добавляют хромовый сухой дубитель (хром сернокислый основной) основностью 30 – 32 % — 9 г/л, предварительно растворённый в кипятке в пропорции 1*10 в кастрюле. Шкуры часто перемешиваем. Через 12 часов дубильный раствор подогреваем до температуры 45 град и ещё добавляем дубителя – 9 г/л уже основностью 36 -42 %. Шкуры перемешиваем через пол часа. Продолжительность второго дубления 24 часа.

Продолжительность дубления зависит от вида голья, концентрации и качества дубителя, температуры, механического воздействия и регулировки основности дубителя в растворе с помощью пищевой или кальцинированной соды.

Через 16 часов от начала дубления вводим пищевую соду (бикарбонат натрия) 2,5 г/л разбавленную в тёплой воде, через час вводим кальцинированную соду (карбонат) — 1,5 – 2 г/л. Через 24 часа от начала дубления берут пробу на продубленность.

Если усадка взятого образца кожи (5 на 5 см) более 10 %, то добавляют ещё 1,5 – 2 г/л пищевой соды и продолжают дубление. РН отработанной дубильной жидкости 3,5 – 3,8. Шкуры часто перемешивают. Выделка кожи считается качественной, когда температура сваривания кожевой ткани приближена к  75 -80 градусов.

Продубленность кожи проверяют при кипячении пробного кусочка 5 на 5 см на усадку (на КИП). Если усадка больше 10%, дубление продолжают. По окончании шкуры отжимают, дают стечь воде на козликах. Затем пролёжка.

Пролёжка

Шкуры выкладывают на столе или щите лицом к лицу в стопу, расправляя без возникновения складок. Продолжительность 24 часа. Стопу укрывают клеёнкой для предотвращения пересыхания. За время пролёжки кожа дозревает, дубящие вещества равномерно распределяются по волокнам. Температура в помещении не ниже 20 градусов.

Обработка бахтармы

На колоде бахтарму подчищают тупиком или скребком двуручным. Работают на «сбивок», очищают от остатков мяса, плёнки. Толстые места подстругивают острым тупиком на «срезок». Если есть мездрильная машина или строгальный станок, то это будет идеальным вариантом. Кожу осматривают, обрезают, формируют товарную пластину (растянутая и высушенная кожа). Взвешивают и подсчитывают массу подструганного голья. Определяют, какие кожи нужно красить, а какие не стоит. На этом основная выделка кожи завершена.

Крашение кожи

Выделка кожи предусматривает крашение. Красить кожи можно окуночным и намазным методом. Наиболее эффективный окуночный. Покраску проводят в баркасах или бетономешалке. Для покраски кож используют кислотные и прямые красители: прямой чёрный «З» для кожи, прямой коричневый «КХ» для кожи, кислотный чёрный и кислотный коричневый.

Крашение кислотными красителями даёт ровный окрас, краска хорошо проникает в глубь (глубокий прокрас). Недостаток: покраска не насыщенная, более блеклая чем прямыми.При покраске прямыми красителями получают красиво окрашенную кожу высокой светопрочности. Недостаток: не глубокий прокрас кожевой ткани. Краска проходит с лица и бахтармы не на всю толщину кожи, на срезе в середине видна не прокрашенная полоска. Для того, чтобы устранить этот недостаток, мастера используют сразу 2 красителя.

Покраска в коричневый цвет

Готовим красильный раствор: ЖК = 5 – 10 для баркаса, температура раствора 50 – 60 град. Краситель кислотный коричневый «2К» для кожи — 6 г/л. Вода мягкая. Перед покраской краситель растворяют 20 – 40 кратном количестве воды температурой 70 – 75 град. Раствор краски фильтруют через марлю. Время крашения 3 – 4 часа. Через час добавляем кислоту или уксусную или муравьиную — 2 г/л. Шкуры часто перемешивают.

Покраска в чёрный цвет

Красильный раствор: ЖК = 5 – 10. Температура раствора 50 – 60 град. Вода мягкая. Прямой чёрный «З» для кожи 3% от веса строганой кожи. Прямой зеленый 0,2% от веса кожи. Прямой коричневый «КХ» — 0,15% от веса кожи. Кислотный чёрный С (200%) -0,5 % от веса. Красители растворяем в 20 — 40 кратном количестве воды температурой 75 град., процеживают через марлю, вливают в раствор.

Шкуры часто перемешивают. Через 1 – 2 часа заливаем уксусную или муравьиную кислоту – 2г/л разбавленной в воде в соотношении 1 * 10 в три приёма через 10 мин. Продолжительность покраски 3 – 4 часа.

В чёрный цвет можно покрасить кожу следующим раствором: солянокислый анилин 60 г/л, бертолетовая соль 20 г/л, медный купорос 30 г/л. Красить можно распылителем. Для придания коже красивого внешнего вида, нужно нанести покрытие.

Состав покрытия: казеиновый клей 100%, бура 15%, сода кальцинированная 10 – 20%, едкий натр – 2 – 4%, раствор аммиака 5 – 15%, глицерин 15 – 20 %. Все компоненты растворяют в воде и наносят или распылителем или кистью.

Для покраски кожи можно использовать прямые красители для хлопка. После покраски кожи, шкуры тщательно промывают в теплой воде.

Жирование

Выделка кожи как и выделка меховых шкур после покраски требует жирование бахтармы. Жирование – это одна из важных операций. Жир проникает в глубь кожи, смазывает коллагеновые волокна, при сушки они уже не склеиваются, кожа делается водостойкой, мягкой, гибкой, имеет хороший внешний вид, исчезает ломкость лица.

Жирование может быть окуночным и намазным. В баркасах лучше проводить окуночное жирование с использованием фабричных жирующих композиций. Они бывают импортные и отечественные. Намазной способ более прост, но менее эффективен. Конечно желательно использовать уже отработанную промышленными технологиями жировку, в домашних условиях за неимением таких препаратов можно воспользоваться кустарной эмульсией.

Рецептов приготовления жировок много, в основном на основе животных и синтетических жиров, можно воспользоваться самым простым: одна часть глицерина и столько же яичного желтка, всё хорошо перемешать. Наносится жирным слоем на влажную бахтарму кистью. Затем через 2 часа кожу развешивают на бельевой трос и сушат.Для баркаса или бетономешалки: после покраски кожи можно жировать окуночным способом, используя кустарную жировку.

Готовим жировку: в литре тёплой воды растворяем хозяйственное мыло 2,5% от массы кожи, затем заливаем касторовое масло 2% от массы кожи, добавляем буры 0,1%. Полученный раствор перемешивая подогреваем и доводим до кипения.

Готовим раствор: ЖК = 5, температура воды 60 град, заливаем готовую жировую эмульсию, закладываем шкуры и в течении часа непрерывно перемешиваем. Затем промывка в воде 35 – 40 град. и сушка.

Сушка

Влажные шкуры развешивают в тёплое время под навесом на тросе (или на проволоке покрытой защитным слоем), они должны свисать равномерно по обе стороны. В холодное время сушат в тёплом помещении при температуре 30 град. По мере высыхания их потягивают по длине и по ширине. Шкуры медленно сохнут, как бы вялятся, их часто потягивают, визуально наблюдают за этим процессом, кожа не должны пересыхать.

Если появились пересохшие места, кожу снимают, укладывают на стол, слегка увлажняют, накрывают клеенкой и ждут часа 2, затем разминают. Высушенная кожа таким способом, мягкая, тягучая, легко деформируется и сминается.

Можно кожу сразу высушить до сухаря, затем выкладывают на столе, увлажняют распылителем или тампоном, бахтарма к бахтарме, лицо к лицу. Стопу укрывают клеенкой и оставляют на сутки. Затем увлажнённую кожу можно разбить в откатном барабане с помощью резиновых кусков или шаров. Разбитую кожу вытаскивают и подсушивают.

Правка кож

После размягчения кожи, её нужно расправить (правка – разбивка кожи на щитах на товарную пластину), чтобы увеличить размеры по площади. Кожа становится тоньше, лицевая часть более ровной. Кожу снова раскладывают на столе в стопу бахтарма к бахтарме и лицо к лицу, увлажняют распылителем тёплой водой, укрывают. Через 2 -3 часа увлажнённую кожу раскладывают на щиты лицом к верху, закрепляют концы степлером или гвоздями и вытягивают в разные стороны, складки расправляют.

Затем щиты выставляют на просушку в тёплом помещении. За 12 – 24 часа кожа должна высохнуть полностью, температуру нужно поддерживать, иначе процесс высыхания затянется. Высохшую кожу снимают со щитов и укладывают в стопу.

Шлифовка бахтармы кожи

Для придания кожевой пластине товарного вида, нужно бахтарму отшлифовать и обрезать всё ненужное. Шлифуют кожу на станке. Его можно изготовить самому у себя в мастерской. Деревянный вал диаметром 30 см и длиной 60 см устанавливается на подшипниках и с помощью ременной передачи и шкивов задаётся 300 – 350 оборотов в мин. Электродвигатель мощностью до 1 квт. Шлифовальную шкурку среднего размера набивают гвоздиками на барабан.

В процессе шлифовки кожа утончается и разминается, бахтарма делается шероховатой. Отшлифовать кожу можно и вручную. Для этого лист снова увлажняют и растягивают на щите бахтармой на верх. Отшлифовать можно шкуркой на бруске, можно приобрести ручную шлифовальную машинку, можно использовать шлифовальные приспособления для болгарок и дрелей.

Отделочные операции

Выделка кожи завершается отделочными работами. Для придания красивого вида кожи на лицо нужно нанести искусственный защитный слой – аппретуру. Аппретура придает коже блеск, цвет, повышается водостойкость, скрываются пороки, улучшается внешний вид.

Для получения ровной поверхности лица, кожу можно прогладить утюгом, но не сильно горячим. Гладят с лицевой стороны, от центра к краям, до получения блестящей ровной поверхности. Затем её обезжиривают, грунтуют, наносят покрытия.

Специальные покрытия можно приобрести у фирм производителей. Согласно инструкции наносятся на обезжиренную поверхность лица. Обезжирить можно бензином «Калоша» или 5% водным раствором аммиака. С помощью тампона протирается лицо, высушивается и можно наносить покрытие.

Первый слой покрытия наносится в виде грунтовки, не жалея – с помощью валика или велюровой подушечки. Затем кожу сушат в течении 4 часов и снова наносят покрытие, но уже в виде покраски, снова сушат 4 – 6 часов.

Если возникла необходимость, то можно ещё нанести слой. Затем коже дают основательно просохнуть в течении суток.

Для придания нанесённому покрытию водостойкости, лицо натирают восковыми бесцветными кремами или восковыми препаратами. Наносят тонким слоем, затем полируют сукном (шинелью) или специальными щётками.

Для получения ровного сплошного глянца можно самому приготовить покрытие для кожи: краситель или пигмент 15г, бура 5г, белок одного яйца, кровь животного – 200 мл, молоко -100 мл, глицерин 3 мл, формалин 2мл. Краситель растворяем в кипятке в 500мл воды, отдельно в 100мл растворяем буру, взбиваем белок и смешиваем с охлаждённым красителем. Затем добавляем кровь, молоко, хорошо перемешиваем, затем глицерин, формалин и в конце буру, опять мешаем. Смесь профильтровать.

Перед нанесением покрытия лицо протираем молочной кислотой (1*12). Затем сушат в сушилке 15 мин, после сушки лицо протирают вазелином и натирают гладким стеклом (лощат), можно прогладить не сильно горячим утюгом.

Импортные аэрозольные краски для кож (фирма Саламандра) можно использовать для косметической доработки кож.

Нанесение Мерии

Чтобы на коже был своеобразный рисунок (мерия), её не гладят. После нанесения покрытия и воскового крема, слегка увлажняют бахтарму и кожи закладывают в откатной барабан для разбивки. С помощью резиновых кусков или шаров происходит разминание кожи в барабане, чем дольше вращаем, тем мельче рисунок и мягче кожа.

mehodel.ru

Дубление кожи

Как указывалось выше, дубление является основной операцией в кожевенном производстве и состоит во введении в толщу голья веществ, обладающих свойством сорбироваться на поверхности структурных элементов и химически взаимодействовать с функциональными группами полипептидных цепей макромолекул, расположенных на поверхности структурного элемента. Структурным элементом, на поверхности которого происходит взаимодействие, является, по-видимому, фибрилла с поперечником в 0,1 мк. Дубильные вещества, как правило, имеют несколько реакционных групп и в силу этого реагируют одновременно с функциональными группами двух соседних макромолекул коллагена.

Благодаря реакции функциональных групп макромолекул, лежащих на поверхности фибриллы, она теряет свою способность склеиваться с соседними фибриллами, и высыхание дубленого полуфабриката происходит так, что толщина высушенного полуфабриката уменьшается в значительно меньшей степени, чем это происходит при высыхании голья или дермы парной шкуры. При высушивании голья получается твердый материал, называемый пергаментом. Пергамент при определенном увлажнении приобретает пластичность, которая позволяет формовать из пергамента некоторые виды технических изделий. Пергамент имеет предел прочности при растяжении 10 кгс/мм2. Путем многократного изгибания (на протяжении 24 ч) можно получить мягкий материал, однако после намокания этот материал при последующем высыхании опять делается пергаментом. Воздушносухому выдубленному полуфабрикату достаточно изгибания на протяжении очень небольшого количества времени (около 1 мин), чтобы приобрести необходимую мягкость.

Мокрое голье, будучи нагрето до температуры 40-65° С (в зависимости от вида сырья и способа получения голья), резко уменьшает свои размеры, а по высыхании дает хрупкий, отличный от пергамента, материал со значительно меньшей площадью.

У дубленого полуфабриката и кожи (в хорошо обводненном состоянии) это явление наблюдается при более высоких температурах. Повышение температуры, при которой наблюдается описанное выше явление, составляет от 25 до 80° С в зависимости от вида дубящих веществ.

Температура, при которой наблюдается описанное явление, называется температурой сваривания и является очень важным показателем степени дубления и качества кожи.

Кроме того, дубление в значительной степени снижает возможность бактериального повреждения кожи, намокшей в процессе эксплуатации.

Таковы основные результаты процесса дубления.

Дубильными веществами являются вещества, растворимые в воде; растворы имеют полуколлоидный и коллоидный характер.

Дубильные вещества можно разделить на две группы: минеральные и органические.

К минеральным дубильным веществам относятся соли трехвалентных металлов хрома, алюминия и железа; соли двухвалентных радикалов - титанила (ТiO) и цирконила (ZrO), соли кремнекислоты.

Из перечисленных соединений наибольшее значение имеют хромовые соли, дубление которыми дает хромовую кожу. Дубление циркониевыми соединениями имеет большие перспективы и начинает широко внедряться. Остальные виды дубящих веществ имеют небольшое применение.

Органические дубящие вещества относятся к различным классам органических соединений: альдегидов, жирных кислот, фенолов.

Широкое распространение за последнее время начинает получать комбинированное дубление, в котором применяется несколько дубящих веществ.

Остановимся несколько подробнее на некоторых видах дубления.

www.otkani.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство