Комиссия при переводе с карты сбербанка на карту другого банка: «Сбербанк» с 1 июля введёт комиссию за переводы на карты других банков через их сервисы — Финансы на vc.ru

SWIFT и украинский конфликт: последние события | Insights

26 февраля 2022 года ЕС, Великобритания, Канада и США опубликовали Совместное заявление о дальнейших ограничительных мерах в свете конфликта в Украине. Эти страны обязались исключить отдельные российские банки из системы обмена сообщениями Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT).

Семь российских банков были заблокированы в системе SWIFT 12 марта 2022 г., а три белорусских предприятия также были заблокированы в системе 20 марта 2022 г. 4 мая 2022 г. Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, объявила, что запрет будет снят. был расширен еще и за счет исключения из системы SWIFT крупнейшего российского банка Сбербанка, а также Московского кредитного банка и Россельхозбанка.

SWIFT — это базирующаяся в Бельгии кооперативная служба обмена финансовыми сообщениями, поддерживающая 11 000 банковских организаций и организаций, занимающихся ценными бумагами, рыночную инфраструктуру и корпоративных клиентов в более чем 200 странах. В результате запрета эти отдельные российские банки не смогут инициировать платежные инструкции в соответствующих платежных системах или получать входящие платежи в тех же самых системах.

Запрещенные российские банки и белорусские организации могут искать альтернативы SWIFT, такие как маршрутизация платежей через страны, которые не ввели санкции, такие как Китай, у которого есть собственная платежная система, называемая Трансграничной межбанковской платежной системой (CIPS). В России есть альтернатива SWIFT, известная как Система передачи финансовых сообщений (SPFS), которая также может использоваться в качестве платежных платформ для криптоактивов.

Альтернативы SWIFT имеют критически важные ограничения по функциональной совместимости, стоимости, безопасности и скорости.

Запрещенные российские банки

2 марта 2022 года ЕС опубликовал Регламент Европейского совета (ЕС) 2022/345 и Решение Европейского совета (CFSP) 2022/346 в официальном журнале Европейского Союза. В этом Регламенте и Решении определены отдельные российские банки, на которые распространяется запрет SWIFT.

Это: Банк ВТБ (второй по величине банк в России), Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Совкомбанк, Банк Открытие, Новикомбанк и Промсвязьбанк.

Запрет вступил в силу 12 марта 2022 года.

Официальный журнал также применяет меру к «любому юридическому лицу, организации или органу, учрежденным в России, имущественные права которых прямо или косвенно принадлежат более чем на 50%» этим российским банки.

В этот список не входят Сбербанк, крупнейший кредитор России по размеру активов, или Газпромбанк, который активно участвует в энергетическом секторе. Согласно пресс-релизу ЕС, Европейская комиссия «готова добавить [в список] новые российские банки в кратчайшие сроки».

Алексей Кудрин, бывший министр финансов России, предположил, что отключение всех российских финансовых учреждений от SWIFT может привести к сокращению экономики России на 5%.

Запрещенные белорусские организации

12 марта 2022 г. SWIFT опубликовал заявление, в котором отмечалось, что он отключил отдельные российские банки, а также отключит следующие три белорусских организации (и их определенные дочерние предприятия в Беларуси) 20 марта 2022 г. в соответствии с еще один Регламент, являющийся Регламентом Совета (ЕС) 2022/39.8: Белагропромбанк, Банк Дабрабыт и Банк развития Республики Беларусь.

Что такое SWIFT?

SWIFT выступает в качестве носителя сообщений, содержащих платежные инструкции, между финансовыми учреждениями, вовлеченными в транзакцию.

Сама организация SWIFT не ведет счета учреждений, не владеет фондами учреждений и не выполняет клиринговые или расчетные функции. После того, как платеж был инициирован с использованием сообщения SWIFT, он должен быть урегулирован через платежную систему, такую ​​как Трансъевропейская автоматизированная система экспресс-переводов с валовыми расчетами в режиме реального времени (TARGET2).

SWIFT отправляет более 40 миллионов сообщений в день, 1% из которых связаны с российскими платежами.

SWIFT находится в совместной собственности 2000 банков и финансовых учреждений. Совет директоров SWIFT состоит из 25 независимых директоров, назначаемых акционерами. Согласно статье 17 Устава SWIFT, страны с большим количеством учреждений-членов SWIFT имеют дополнительные права назначать директоров.

SWIFT контролируется Национальным банком Бельгии в партнерстве с крупными центральными банками по всему миру, включая Федеральную резервную систему США и Банк Англии.

1 марта 2022 года SWIFT опубликовала пресс-релиз, в котором отмечается Совместное заявление и говорится, что SWIFT взаимодействует с этими органами, чтобы понять, на какие организации будут распространяться эти новые меры. SWIFT заявляет, что отключит их, когда получит юридическое указание сделать это.

Как участники удаляются из SWIFT?

Статья 16(c) Устава SWIFT гласит:

«c. Совет директоров может приостановить или исключить Акционера из Компании, если, по его мнению, он установит, что такой Акционер:

  • не соблюдает Устав Компании и/или Корпоративные правила или какие-либо обязательства по отношению к Компании;
  • заключает какие-либо договоренности или мировые соглашения со своими кредиторами или в отношении них;
  • подпадает под действие правил, влияющих на его долю в Компании;
  • совершает акт халатности, который может нанести ущерб интересам Компании.
    при условии, что Совет директоров в письменной форме проинформирует Акционера о причинах, лежащих в основе его решения, и о соблюдении соответствующих обязательных положений бельгийского законодательства».

Часть 3 Корпоративных правил SWIFT также предусматривает, что совету директоров должен быть предоставлен письменный отчет от руководства SWIFT о прекращении деятельности существующего акционера. Прекращение (исключение) регулируется разделом 7.3 о разрешении споров в Корпоративных правилах SWIFT.

SWIFT не опубликовал протокол заседания своего совета директоров, на котором было принято решение о запрете отдельных российских банков и белорусских организаций в соответствии с Регламентом (ЕС) 2022/345, Решение советника (CFSP) 2022/ 346 и Регламент Совета (ЕС) 2022/39.8.

Все отношения между SWIFT и каждым участником, а также Устав SWIFT и Корпоративные правила SWIFT регулируются законодательством Бельгии.

14 марта 2022 года Financial Times сообщила, что различные банкиры и финансовые регуляторы (не названные) обеспокоены перспективой кибератаки (или атак) на SWIFT. SWIFT предоставила Financial Times заявление, в котором отметила, что она очень серьезно относится к «безопасности» и имеет «сильную среду контроля для физической и кибербезопасности».

Альтернативы SWIFT

СПФС

В рамках крымских санкций 2014 года России грозило исключение из SWIFT. Западные страны не пошли на это, но это побудило Россию начать разработку собственной системы трансграничных переводов — СПФС.

На конец 2020 года к СПФС подключено 23 иностранных банка из Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана и Швейцарии. Также в планах привязать SPFS к платежным системам Китая, Индии и Ирана. Эти планы могут быть ускорены вплоть до запрета на SWIFT значительному количеству российских банков.

СПФС не рассматривается как жизнеспособная альтернатива SWIFT, учитывая, что в настоящее время система работает только на территории России и сопряжена с высокими транзакционными издержками.

Межбанковские связи

Российские банки могут выбрать прямые операции с иностранными банками для обработки платежей с использованием традиционных платежных каналов, таких как факс, электронная почта и любые доступные двусторонние системы обмена сообщениями. Это, вероятно, приведет к задержкам и дополнительным расходам в процессе платежей, которые могут быть переложены на плательщика/получателя.

Это также может привести к переводу платежного бизнеса в несанкционированные российские банки, на которые не распространяется запрет SWIFT.

Трансграничная межбанковская платежная система

CIPS – это платежная система, предлагающая своим участникам клиринговые и расчетные услуги по трансграничным платежам в юанях. Это важная платежная инфраструктура в Китае.

Выступая за то, чтобы Россия не была запрещена в SWIFT, канцлер Австрии Карл Нехаммер сказал, что «приостановка SWIFT затронет Российскую Федерацию меньше, чем Европейский Союз», и утверждал, что Россия может использовать «свою собственную платежную систему, а во-вторых, она немедленно переключится на китайские платежные системы».

Личность участников не является общедоступной. Но, согласно Объявлению участников CIPS № 73, на январь 2022 года CIPS насчитывает 75 прямых участников и 1205 косвенных участников. Российские банки, вероятно, будут как прямыми, так и косвенными участниками CIPS.

Платежные сети криптоактивов

Запрет российских банков в SWIFT может привести к тому, что российские платежи будут обрабатываться в децентрализованных сетях, таких как биткойн.

По данным Banco Santander, объем импортно-экспортных потоков России составляет около 570 миллиардов долларов США в год, и этот объем может быть размещен в сети биткойнов. Биткойн обрабатывает 20 миллиардов долларов США внутрисетевых транзакций в день или более 7 триллионов долларов США в год.

Влияние запрета

Для контрагентов по договорным отношениям удаление российских и белорусских учреждений и организаций из SWIFT в связи с решениями Европейской комиссии может послужить основанием для расторжения договора по причине незаконности.

DLA Piper предполагает, что контрагенты могут пытаться ссылаться на незаконные действия, в том числе в случае невыполнения обязательств, в различных коммерческих и финансовых соглашениях.

Остается значительная неопределенность в отношении статуса транзакций в полете в то время, когда доступ к SWIFT запрещен. Эти платежи будут регулироваться механизмами непредвиденных обстоятельств, управления ликвидностью и разрешения соответствующих платежных систем.

Влияние запрета SWIFT на сегодняшний день в значительной степени омрачено санкциями против российских лиц и фирм; и действия некоторых карточных схем и корпораций по прекращению деятельности в России. Российские банки, на которые не распространяется запрет SWIFT, такие как Сбербанк, сталкиваются со значительными проблемами с ликвидностью, поскольку депозиты снимаются, а обязательства сокращаются. Сбербанк закрыл свои европейские юридические лица в соответствии с распоряжением Европейского центрального банка в результате санкций ЕС.

Банк России снизил резервные требования для российских банков и продолжил повышать процентные ставки до более чем 20%, учитывая дефицит ликвидности в российской банковской системе, который, как сообщается, составляет 68 миллиардов долларов США. В день объявления о запрете SWIFT в первых 7 российских банках российские граждане сняли около триллиона рублей, что составляет 6,5% денежной базы.

Запрет SWIFT, а также санкции и другие корпоративные действия могут способствовать неисполнению обязательств России за рубежом. Это может привести к резкому сокращению ликвидности на западных рынках, учитывая, что, по оценкам МВФ, в следующем финансовом году российские предприятия должны заплатить более 100 миллиардов долларов США. Кредитные рейтинговые агентства понизили рейтинги как российских банков, так и инструментов российского правительства.

Несмотря на сохраняющиеся на рынке опасения по поводу того, что правительство России, возможно, не сможет выплатить проценты и основную сумму долга, номинированного в долларах США, ему до сих пор удавалось избегать дефолта и выплачивать просроченную задолженность в долларах США. из тех его долларовых резервов, которые не заморожены в США и других странах. Тем не менее, поскольку санкции продолжают действовать, а российское правительство продолжает причитаться со значительными выплатами по облигациям, как до, так и после выдачи действующей специальной лицензии Управления по контролю за иностранными активами США, которая позволяет «получать проценты, дивиденды или платежи по истечении срока погашения». по долговым или долевым обязательствам, срок действия которых истекает 25 мая 2022 г., сохраняются опасения относительно способности России продолжать платить. Хотя последствия такого дефолта России невозможно предсказать, примечательно, что Кристалина Георгиева из МВФ заявила в марте 2022 года, что, хотя такой дефолт российского правительства больше не является невероятным событием, она не принимает во внимание идею более широкого шока для мировой экономики. финансовой системы в случае такого дефолта.

Теги: #SWIFT #ukraine #sanctions #SWIFTban #russia

bne IntelliNews — RIDDLE: Дальше падать – жесткая мобилизация в России очевидно, закончился. (Министерство обороны уже заявило об этом накануне.) Тем не менее, даже если усилия по призыву в армию действительно свернуты — по крайней мере, на данный момент — давление с целью расширения экономической мобилизации страны растет. 24 октября Путин подписал указ о создании координационного комитета во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Комитет создан для обеспечения предоставления товаров и услуг для поддержки военных операций России в Украине. Это удвоенное внимание к экономическому вмешательству и управлению сочетается с незначительно улучшенным прогнозом Центрального банка России (ЦБР) по ВВП на 2022 год: теперь он ожидает сокращения всего на 3-3,5% и 1-4% в 2023 году, когда экономика «достигнет дна». «Являются ли эти цифры заслуживающими доверия показателями? Едва. Темпы снижения ВВП в годовом исчислении предположительно увеличились до 5% в сентябре, и никто не уверен, когда на горизонте может появиться новая волна мобилизации. Итак, что именно происходит и чего на самом деле может достичь экономическая мобилизация?

Кто будет платить?

За последние восемь месяцев стало сложнее оценивать истинное состояние российской экономики. Тем не менее, бюджет предлагает полезное окно для ускорения решения проблем, связанных с мобилизацией. В июле-сентябре произошло чистое 20-процентное номинальное увеличение расходов в годовом исчислении против 14-процентного номинального снижения в годовом исчислении, при этом годовая инфляция превысила 13 %, что означает сокращение невоенных расходов в реальном выражении. Налоговая нагрузка на бизнес растет, в первую очередь за счет увеличения социальных отчислений, расходы на «национальную экономику» сокращаются на 800 млрд руб. в 2023 году, а расходы на оборону остаются выше по мере затягивания вторжения. Силуанов утверждает, что сокращение экономических расходов отражает ускоренные в 2022 году проекты, направленные на «рационализацию» распределения расходов на экономику. Другими словами, относительное торможение экономики, вызванное фискальной политикой, будет больше в 2023–2024 годах.

Все это указывает на бюрократические махинации, в частности, поскольку валютные активы из Фонда национального благосостояния, используемые для компенсации дефицитных расходов, фактически печатаются в рублях, а не обмениваются из-за финансовых санкций. Недавние усилия, предпринятые Думой совместно с Министерством финансов, по установлению «жесткого» минимального уровня доходов от нефти и газа в новом бюджетном правиле в размере 8 трлн рублей на 2023–2025 годы представляют собой увеличение на 30% по сравнению с базовым планом этого года. После 2025 года он будет индексироваться на 4 % ежегодно в соответствии с целевым показателем инфляции ЦБ РФ. Счетная палата и никто другой не может объяснить, зачем нужен базовый уровень. Ясно то, что в настоящее время проводится широкий спектр повышений налогов в нефтегазовом и угольном секторах в надежде собрать до 3 триллионов рублей дополнительных доходов, и в краткосрочной перспективе выпуск долговых обязательств рассматривается как более рискованный.

Эти предложения по налогам разработаны, чтобы избежать значительного увеличения налогового бремени для домохозяйств в то время, когда они меньше всего могут себе это позволить. Увеличение налоговой нагрузки на население приведет к дальнейшему сокращению потребления и подорвет обоснованность бизнес-инвестиций, обслуживающих российский рынок. Есть ряд вопиющих проблем, которые это никак не решает: военная мобилизация уже разрушает потребление и сокращает доходы, многие отечественные отрасли обслуживают экспортеров, а милитаризация производства увеличивает расходы государства.

Спрос на распаковку

С момента объявления мобилизации 21 сентября страну покинуло от 700 000 до 1 млн человек (преимущественно в возрасте 20-25 лет). ИТ-специалисты (примерно 2,5% нанятой рабочей силы) были особенно непостоянны. До объявления мобилизации оценки показывали, что с начала вторжения страну покинули 23% всех ИТ-специалистов. В целом у тех, кто бежал от мобилизации, были средства для этого, что означает непропорционально большие удары по НДС и связанным с ним налоговым поступлениям от среднего и высшего среднего класса россиян, проживающих в городах. Потеря квалифицированных работников, вероятно, еще не так велика, как предполагают первоначальные данные об эмиграции, поскольку многие из тех, кто переехал за границу, могут работать удаленно. Однако эти люди не потребляют товары и услуги в России, и региональные власти жаловались на нехватку специалистов до объявления мобилизации.

Всплеск эмиграции и призыва на военную службу привел к спаду потребительских настроений, когда почти 30% населения живет за чертой бедности или около нее. Цены на жилье в последние месяцы в целом снизились, поскольку спрос на ипотеку испарился, что свело на нет часть прироста благосостояния, полученного в 2020–2021 годах благодаря схеме ипотечных субсидий. Эмиграция и мобилизация одновременно увеличили продажи квартир: в период с сентября по октябрь количество предложений увеличилось на 20 % по сравнению с предыдущим месяцем. Тем не менее, размер средней ипотеки за последний год рос быстрее, чем инфляция. Спрос на жилье — и строительный сектор — не восстановится без дальнейшего роста заработной платы после того, как нынешний поток панических продаж ослабнет.

Данные о долгах также рассказывают историю о большей слабости, чем могут указывать агрегированные данные. После вторжения в феврале чистая задолженность домохозяйств немного снизилась. В январе среднее домохозяйство тратило 11,6% своего располагаемого дохода на обслуживание долгов, а к июлю эта цифра немного снизилась до 11,4%. Тем не менее, выпуск и операции по кредитным картам достигли рекордного уровня, и, по оценкам, к концу сентября 63% всех потребительских долгов удерживались с помощью кредитной карты. Некоторые из этих расходов можно объяснить замещением. Внутреннее производство легких автомобилей упало на 77,4%, что, естественно, снизит аппетит к автокредитам (если только покупатель не может позволить себе импорт). Тем не менее, растущая доля потребления оплачивается кредитом, что делает домохозяйства более уязвимыми к изменениям денежно-кредитной политики. ЦБ РФ отметил, что потеря рабочей силы в различных бизнесах и секторах является проинфляционной, увеличивая риск того, что она повысит ставки и, следовательно, повысит стоимость кредита.

Неуверенность в последствиях мобилизации повсеместна. Правительство гарантировало, что любой мобилизованный может вернуться к своей работе, почти ничего не говоря о том, как решить проблему адаптации раненых, возвращающихся с фронта. Количество временных вакансий в октябре выросло на 52 % по сравнению с предыдущим месяцем, поскольку теперь работодатели вынуждены приспосабливаться к потенциальной внезапной потере сотрудников. Предприятия в регионах, сильно затронутых призывом на военную службу, изо всех сил пытаются нанять больше женщин, что поднимает дополнительные вопросы о бремени ухода за детьми, предоставлении государственных услуг и негативных последствиях мобилизации для рождаемости (и увеличения количества браков среди призывников, вскоре отправляющихся на фронт). Расходы требуют базового представления о том, как выглядит завтра и послезавтра. Добиться этого становится все труднее. Как добывающие отрасли, обычно самые сильные, так и производители становятся более пессимистичными после краткого восстановления летом.

Инвестиционная проблема

Только всплеск военных расходов в этом году действительно может объяснить относительную устойчивость показателей объема производства в экономике. Но это не является устойчивым. Корпоративные займы за январь-август снизились на 23,5% г/г до 41,7 трлн руб. Хотя отчасти это можно объяснить относительным повышением процентных ставок, более важной проблемой является крах доверия к спросу. Выплата долгов может быть хорошей вещью, но заимствование является опережающим индикатором для инвестиций. Рост инвестиций в основной капитал на 4 % в годовом исчислении, зафиксированный Росстатом во втором квартале, был полностью обусловлен федеральными, региональными и муниципальными расходами. Корпорации не видели реального роста, и теперь внутренний рынок товаров и услуг сокращается из-за сокращения бюджета на услуги в реальном выражении, заложенного в бюджетный цикл 2023–2025 годов. До сих пор потребительские расходы и импорт нормализовались на заметно более низком уровне. Инвестиции в следующем году также будут ниже из-за сокращения спроса, наблюдаемого в этом году, поскольку циклы инвестиционного планирования страдают от запаздывающих эффектов рецессии.

Это большая проблема для Мишустина и его экономических технократов. В настоящее время одной большой идеей по устранению нехватки снабжения для призывников является привлечение МСП к масштабным усилиям по переориентации существующего производства на военные нужды и снаряжение. Если оставить в стороне проблему координации, план состоит в том, чтобы использовать военные расходы в качестве формы стимула для улучшения перспектив малых предприятий, которые несоразмерно пострадали с начала пандемии Covid. Большинство мер поддержки, объявленных с конца сентября, сводились к продлению существующих политик, таких как «каникулы» из-за проверок регулирующих органов, замораживание выплат процентов по кредиту и арендной платы, а также замораживание социальных отчислений. Ни одна из этих мер на самом деле не создает спроса или инвестиций, тем более что многие МСП зависят от более крупных корпораций, которые урезали свои расходы на свои собственные контракты. Спрос, который они создают, полностью зависит от военных расходов и, как следствие, заработной платы или закупок, осуществляемых за счет государства, а не частных компаний и домохозяйств. Зачем расширять производство, если вы не знаете, как долго будет продолжаться война и будут ли у вас государственные деньги через 12 месяцев?

Проблема экспорта

До февраля 2022 года российская экономика могла полагаться на экспортеров для повышения спроса на отечественную промышленность. Нефтегазовые компании генерируют спрос на стальные трубы, буровое оборудование и услуги, угольщики генерируют заказы на полувагоны (полувагоны), и обе генерируют налоговые поступления, перераспределяемые на государственные закупки. Эта связь зависит от легкого доступа к импорту, который уже не так надежен из-за санкций. Добыча нефти, газа и угля сокращается. Теперь Минфин ожидает снижения добычи нефти на 7-8% в 2023 году до примерно 9%.0,84 млн баррелей в день (баррелей в сутки), при этом более значительное снижение связано с ожидаемыми доходами бюджета. Россия никак не может компенсировать потерю объемов продаж на европейские рынки на год и годы вперед. У производителей угля экспорт в октябре снизился на 11% в годовом исчислении, они застряли, предлагая скидки на уровне или выше 50% от рыночных ориентиров, а запрет на уголь в ЕС привел к большим задержкам на железнодорожных маршрутах в восточном направлении. При этом РЖД планирует сократить инвестпрограмму на 2023 год на 13% до 1,075 трлн рублей. Эти сокращения происходят после того, как министр восточного развития Алексей Чекунов отметил, что бюджет теряет 1,5-2 триллиона рублей из-за неспособности системы справиться с увеличением экспорта в восточном направлении. Ожидается, что экспорт удобрений упадет на 5-15% из-за трудностей с доставкой на европейские рынки.

Отсутствуют компенсирующие стимулы для компенсации снижения объемов добычи полезных ископаемых, которые в период с 2015 по февраль 2022 года определяли относительные уровни розничного товарооборота и производственной активности. Производство инновационных железнодорожных вагонов – вагонов с высокотехнологичными элементами для отслеживания экстремальных погодных условий, способных перевозить на 8 тонн больше груза, чем старые модели – практически прекращено. Менее эффективные вагоны требуют большего объема для удовлетворения экспортного спроса, но основные экспортеры, платящие за них в первую очередь, столкнулись с резким ростом логистических затрат и, следовательно, с меньшей маржой. Тарифы на энергоносители повышаются, чтобы помочь с дефицитом бюджета, и производители ожидают, что цены на энергоносители вырастут 90,6% в следующем году. Огромный урожай зерна в этом году не дает большого подъема, поскольку в результате более низкие цены и ограничения экспортных мощностей в настоящее время снижают спрос на комбайны отечественного производства.

Физические возможности для экспорта теперь также зависят от сбоев на рынке труда из-за призыва. Достаточно сказать, что экспортеры не могут обеспечить «страховочную сетку» для спроса, как это было во время прошлых рецессий, и при этом они не могут обеспечить значительный экономический рост из-за режима санкций и связанных с ними рисков.

Реинжиниринг этатизма

Мобилизация экономики является сложной задачей для политической системы и существующих экономических и политических институтов из-за ее последствий для бюджетной политики и распределения ресурсов. Использование резервов Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита в ближайшие годы имеет смысл, чтобы избежать роста инфляции, но наносит ущерб корпоративному сектору. Дефицит создает корпоративную прибыль, поскольку заимствование создает пул активов, которые могут быть куплены банками для поддержки кредитования и покрытия расходов. Этого явно не происходит, хотя заимствования увеличились, поскольку резервы государственных банков также используются для покрытия дефицита. Но на самом деле происходит еще одна итерация жесткой экономии. Без увеличения прибыли доступные корпоративные ресурсы для инвестиций в производство сократятся, и эта проблема усугубляется тем фактом, что большая часть инвестиций в основной капитал с 2014 года была самофинансируемой, а не заемной, финансируемой частным сектором.

Чем активнее координационный комитет и министерства в Москве будут активно вмешиваться в регулирование экономической деятельности, тем больше будет зависеть экономика от федерального бюджета и приоритетов. Заработная плата призывников выплачивается государством, а их потребление оплачивается государством. Перенаправление ресурсов на товары военного назначения также снижает стимулирующий эффект расходов. Пули и оружие изнашиваются на поле боя. Они не создают такого большого дополнительного спроса за пределами промышленных городов, где расположены заводы.

Кроме того, мобилизация создает конфликты с нулевой суммой между заинтересованными группами.