2.2. Сущность и содержание понятия "менеджмент". Понятие менеджмента
1. Понятие менеджмента
9
Информационный материал для студентов 6 курса заочной формы получения образования фармацевтического факультета и факультета подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация» по теме: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА».
План
1. Понятие менеджмента
2. Законы и закономерности менеджмента
3. Принципы менеджмента
4. Функции менеджмента
5. Уровни и виды управления
6. Подходы к управлению: ситуационный, системный, процессный.
7. Методы управления
В условиях рыночных отношений аптечные структуры приобретают хозяйственную самостоятельность, которая сопровождается возникновением различных проблем. Аптечные предприятия сталкиваются с вопросами снабжения и сбыта, ценообразования, изучения рынка, конкурентоспособности товара, обеспечения эффективной деятельности предприятий. Чтобы решать возникшие проблемы, необходимо овладеть новыми знаниями и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний – постижение науки и искусства менеджмента.
«Менеджмент» (manage– управлять) – слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный и т.п.).
Возник менеджмент в Америке с появлением первых переселенцев. Первоначально он означал умение рачительно вести домашнее хозяйство. С развитием общества, экономики понятие «менеджмент», естественно, трансформировалось
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Термины «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы. В классическом же представлении термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например, управление автомобилем и иными более сложными техническими системами. Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Таким образом, главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей.
Менеджменту присущи характерные черты:
обязательное наличие цели при управлении;
особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности;
управление имеет место в организации;
управление направлено на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции;
гибкость управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
2. Законы и закономерности менеджмента
Законы являются объективными экономическими категориями и определяют форму структуру процесс управления. В науке под законом понимают отношения которые носят характер устойчивых объективных существенных и повторяющихся при определенных условиях явлений.
Законы т. о. отражают сущность определенной совокупности явлений.
К общим законам управления относят:
Закон специализации;
Закон интеграции;
Закон необходимой и достаточной централизации управления;
Закон демократизации управления;
Закон времени.
1. Закон специализации управления. Сущность заключается в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников и возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий отдельных людей.
Современный менеджмент включает: управление политикой предприятия, общими вопросами, производством, закупками, сбытом, финансами; и разделение деятельности управленческого персонала носит характер специализации, профессионализма.
На современном предприятии, ввиду того, что управление является сложным делом, функцию руководства, как правило, выполняет группа людей.
2. Закон интеграции управления– дифференциация неотделима от интеграции. Интеграция – это объединение разрозненных, специальных действий в единый общий процесс управления. Этот закон носит объективный характер, т.е. в практической работе управление не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности работника.
3. Закон необходимой и достаточной централизации управления.
Этот закон можно рассмотреть как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления.
Закон предполагает с одной стороны централизацию управления. Т.е. проведение определенной линии управления по вертикали (сверху-вниз), с другой – он предусматривает и необходимость передачи отдельных функций управления на более низкий уровень.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий – называются централизованные; децентрализованные организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
Преимущества централизации:
улучшается контроль управления службой;
обеспечивается целостность, согласованность действий;
дает возможность избежать ошибок в решениях, принимаемых менее опытными руководителями.
Преимущества децентрализации:
облегчает процесс управления большой фирмой за счет передачи полномочий на средние и низшие уровни управления;
право принимать решения, предоставляется руководителю, который непосредственно занимается данным вопросом;
способствует быстрому продвижению молодых специалистов;
стимулирует инициативу.
4. Закон демократизации управления.
Управление будет эффективно только в том случае, если оно соответствует интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.
Демократизация включает широкий круг вопросов: привлечение большого числа трудящихся к управлению, использование закона демократизации управления.
5. Закон времени –является важным законом рыночной экономики. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятия (скорость производства, быстрота оборота капитала, реакция на изменение условий).
В процессе управления время находится в центре внимания. В рыночных условиях важно определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, успеть перестроить правленческую структуру.
studfiles.net
1. Понятие и виды менеджмента
Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.
Основными составляющими любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.
Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента – США – менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Необходимо отметить, что употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения с людьми; властью и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица».
В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В учебном пособии «Менеджмент организаций» под редакцией доктора экономических наук, профессора З.П.Румянцевой, доктора экономических наук, профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям».2
Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд значений.
«Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в «автономном плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно – административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.
Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.
В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует термин «руководство».
В-четвертых, менеджмент – учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.
В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы».3
На мой взгляд – это наиболее полное определение понятия «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что “русское слово “управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».
Вышеизложенные определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:
1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:
менеджмент социальной сферы;
банковский менеджмент;
налоговый менеджмент;
организационный менеджмент;
международный менеджмент;
кадровый и др.
studfiles.net
Понятие менеджмента – коротко о главном
С приходом рыночной экономики появились новые концепции управления, и теперь в наше стремительно развивающееся время управление организацией является довольно сложной работой, которую невозможно выполнить, не имея понимания общих правил и значимости многочисленных вариантов, влияющих на каждую ситуацию отдельно. С нововведениями внедрилось и многогранное понятие менеджмента, которое можно рассматривать как практику управления, как науку и искусство, как сложный процесс с принятием управленческого решения и как общую организацию управления компанией.
Простыми словами, понятие менеджмента объясняется умением достигать поставленных целей при помощи человеческого труда, интеллекта и правильного использования как материальных ресурсов, так и трудовых. Также менеджмент является совокупностью методов, принципов и форм управления, основанных на научной системе знаний. Эта система состоит из теоретической и практической базы, и обеспечивает управление научно обоснованными рекомендациями.
Основные понятия менеджмента раскрывают задачи, цели, принципы и функции управления, его субъекты и объекты, а также виды.
Главной целью менеджмента является обеспечение желаемого дохода и прибыли путем обоснованной организации производства и кадрового потенциала, а также увеличением реализации и уменьшением затрат. Достигается эта цель решением следующих задач: оценкой состояния организации, определением целей развития и их приоритетности, построением стратегического плана и пр.
Рассматривая понятие менеджмента как процесс непрерывного взаимодействия, в нём можно выделить четыре функции, которые сами по себе тоже являются процессом. К ним относятся следующие: планирование, организация, мотивирование и контроль. В их рамках определяется, когда, что и как производить, каким образом использовать и распределять ресурсы, как руководить работниками.
Кроме этого, существует несколько видов менеджмента, которые выделились в самостоятельные направления. Среди них организационный менеджмент, производственный, маркетинговый, инновационный, финансовый и пр. Все они выполняют собственные управленческие функции и решают свои задачи. Однако самым важным из них является понятие финансового менеджмента, потому что это искусство управления финансами фирмы. Здесь составляется бюджет организации, финансовый план, формирование и распределение её денежных ресурсов, оценка финансового состояния и проведение необходимых мер по его укреплению.
Подводя итоги, можно сказать, что, глубоко изучив понятие менеджмента, становятся доступны все закономерности управления, появляется возможность на практике эффективно использовать эти знания, объективно оценивая и оптимизируя систему управления. Но готовых формул для решения всех трудностей тут нет в связи с тем, что условия окружающей среды постоянно меняются, так же, как и цели организации, зато вы научитесь правильно думать и творчески применять основополагающие принципы к существующим ситуациям.
fb.ru
Понятие менеджмента и управления.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
В реальной жизни существуют различные организации. Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств — сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом.
Естественно, это свойство реализуется посредством действий людей. Поэтому менеджмент — это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
В определении заложено две важные идеи:
1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
2) эффективное и производительное достижение целей организации
Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.
Управление:
• в социальных системах возникает как обособленная функция некоторых членов организации;
• особый, специфический вид профессиональной деятельности;
• всегда имеет дело с людьми;
• с одной стороны – искусство управления, с другой – регулярный технологический процесс;
• характерно для любой организации, организация невозможна без управления.
Менеджмент – особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются: ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; ориентация на постоянное повышение эффективности производства; децентрализация и свобода в принятии решений; разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.
До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент – особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности, которая реализуется через выполнение управленческих действий – функций управления. Наряду с этими подходами наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.
Объект и субъект управления
Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие.
Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
К примеру, в универмаге управляющей подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой - отделы (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага трансформируется из управляющей подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства.
По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент.
Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов.
Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Существуют различные модели стратегического менеджмента. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче.
Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.
Функции управления
Функции управления: прогнозирование - планирование – организация – мотивация – контроль – анализ – регулирование .
Связующие процессы (коммуникации, корпоративная культура; принятие решений, лидерство) в организации.
Планирование определяет «место», в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут. Планирование — это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
(Например, высшее руководство компании Hewlett-Packard поставило следующую задачу: подразделение микроволновых приборов в течение года должно занять лидирующие позиции на находящемся в стадии становления рынке цифровой видео- и аудиотехники.)
Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации.
Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. (К примеру, бразильская компания Semco (производство промышленного оборудования), когда-то высокоструктурированный авторитарно управляемый бизнес, сегодня «свято верит» в принципы доверия, свободы и демократии. Обязанности ее исполнительного директора поочередно выполняют шесть менеджеров, среди которых одна женщина; каждый из них «правит» компанией шесть месяцев. Сотрудники Semco самостоятельно разрабатывают рабочие графики, в случае необходимости объединяют свои усилия для выполнения тех или иных задач. Организация оказалась настолько эффективной, что в Сан-Паулу началось настоящее паломничество представителей сотен американских компаний.)
Значение лидерства как одной из функций менеджмента постоянно возрастает. Под лидерством (руководством) понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.
Контроль — четвертая функция управленческого процесса. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов. Новые тенденции наделения властью и повышения степени самостоятельности работников привели к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров.(пример В датской компании International Service System (ISS), которая из местной фирмы по уборке офисов превратилась в транснациональную корпорацию стоимостью $ 2 млрд, вся система контроля основана на принципе, гласящем, что в тех случаях, когда работники на всех управленческих уровнях обладают необходимой информацией, они, как правило, принимают наиболее адекватные ситуации решения. Поэтому работники низших уровней проходят обширную подготовку: учатся контролировать собственную работу и ее соответствие стандартам компании, своевременно вносить в нее коррективы.)
studfiles.net
Понятие менеджмента. Функции менеджмента. Принципы современного менеджмента.
Понятие менеджмента. Функции менеджмента. Принципы современного менеджмента.
Слово «Менеджмент» происходит от лат. (manus – рука) относящ. к сфере управления на том или ином этапе развития человеческой цивилизации.Существует множество понятий менеджмента:1) особого рода умелость;2) власть и искусство толкования;3) способ, манера общения с людьми;4) административная единица.
Менеджмент – процесс распределения и движения ресурсов в организации заранее заданной целью по заранее отработанным направлениям развития, т.е. совокупность всех методов, принципов и форм управления организациями с целью эффективности их деятельности.Функции менеджмента:
1. Планирование. Включает в себя определённую последовательную деятельность в организации.
2. Прогнозирование. Включает определение возможности ситуаций и условий в будущем.
3. Организация труда. Включает в себя формирование структуры организаций, постановку целей и задач.
4. Координация. Включает в себя процесс, гарантирующий бесперебойность и непрерывность действий организаций.
5. Мотивация. Включает в себя процесс побуждения себя и других к деятельности.
6. Контроль. Она позволяет руководителю выявлять проблемы и корректировать деятельность в дальнейшем.
Основные принципы современного менеджмента:
1. Стабильное стремление к повышению эффективности производства.
2. Хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений.
3. Постоянная корректировка целей и программ.
4. Ориентация на достижение запланированных конечных результатов.
5. Использование современной информационной базы.
6. Привлечение всех сотрудников организации к управлению.
7. Оценка управление работы в целом на основе реальных результатов.
8. Делать упор на основные факторы улучшения деятельности организации.
9. Проведение детального экономического анализа каждого управленческого решения.
10. Возрастающая роль маркетинга является ключевой для моб. организации.
Организация как объект менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации.
Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участникимеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.Жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
1) получение ресурсов из внешней среды;
2) преобразование ресурсов в готовый продукт;
3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
При исследовании организации используются 2 подхода:
1) Структурный, при котором организация рассматривается как определённая структура со своими подразделениями и их взаимосвязью.
2) Поведенческий, при котором организация рассматривается как единое целое; в центре исследования данного подхода находится человек, который работает в данной организации.
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.
Внешняя среда организации включает в себя 2 сферы:
1) Общее внешнее окружение, которое отражает состояние общества
2) Деловое окружение организации
- покупатели
- поставщики
- конкуренты
- деловые партнёры
Внешняя среда включает косвенное влияние на организацию:
1. Экономический фактор
2. Политический фактор
3. Правовой фактор
4. Демографический фактор
Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.
В внутреннюю среду организации входят:- структура организации- внутриорганизационные процессы- кадры- технологии
3.Школа научного управления Ф.Тейлора, её значение в развитии менеджмента.Научная школа управления (1885–1920 гг.).Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора:1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.
Он разработал систему дифференциальной оплаты,согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Классическая школа управления А.Файоля, её значение в развитии менеджмента.
Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).Основателем административной школы управления является Анри Файоль.
Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией. Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Главная заслуга Анри Файоля – были сформулированы 14 принципов управления в организации, от которой зависит успех управленческой деятельности:
1. Разделение труда
2. Полномочие и ответственность
3. Дисциплина
4. Единство распорядительства
5. Единство руководства
6. Подчинение личных интересов общим
7. Централизация
8. Цепи взаимодействия
9. Вознаграждение персонала
10. Порядок
11. Стабильность персонала
12. Равенство
13. Корпоративный дух
14. Инициатива
Школа человеческих отношений, её значение в развитии менеджмента.
Школа человеческих отношений зародилась в 20 -30 гг. XX века.Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.
Данная школа устанавливает, что решающее влияние на производительность труда оказывает влияние не только не только материальные, но психологические и социальные факторы. Элтон Мэйо отметил, что ухудшение социального климата в организации негативно отражается на экономических показателях.
В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.
Цели организации. Требования, предъявляемые к целям организации. Условия достижения целей.
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель.
Цель управления организации относится к будущему и желаемому состоянию объекта управления.
Цели выполняют 3 функции:
1) Организационная роль, когда организации направлена на достижение целей
2) Мотивирующая роль, данная роль связана с мотивацией деятельности по активизации людей на достижении целей
3) Контролирующая роль
Классификация целей:
1. По уровню (отраслевые, территориальные)
2. По сроку действия (перспективные, текущие)
3. По охвату проблем и масштабу действия (стратегические, тактические)
Требования, предъявляемые к целям:- согласование и совместимость цели- гибкость (цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении)- реалистичность- понятность для исполнителя
Достижение целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников организации, то есть совокупности поступков, активного поведения. Она характеризуется такими чертами как пространственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.
10.Понятие мотивации. Процесс мотивации. Потребностно-мотивационные теории.
Мотивация (стимулирование) – управленческая деятельность, процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия стимулов, мотивов и от ожидаемых результатов.Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.Основные стадии мотивации.
- Возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Основные группы потребностей:
- физиологические;
- психологические;
- социальные.
- «что я должен получить, чтобы устранить потребность»;
- «что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю»;
- «в какой мере я могу добиться того, чего желаю»;
- «насколько то, что я могу получить, может устранить потребность».
Потребностно – мотивационные теории.
Одним из ведущих исследователей мотивационно-потребностной сферы является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу. Создавая свою теорию мотивации, он признавал, что люди имеют множество разных потребностей. Эти потребности можно условно поделить на пять главных категорий:
- Физиологические потребности. К ним относятся потребности в еде, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе.
- Потребности в сохранности.
- Потребности в причастности. Ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе.
- Потребности в уважении.
- Потребности в самореализации (самовыражении).
Согласно модели Маслоу, меж всеми группами потребностей существует иерархия, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды. Также первые два уровня потребностей считают первичными, а следующие три - вторичными.
Клайтон Альдерфер сделал попытку согласовать теорию Маслоу с результатами своих экспериментальных исследований. Он, в свою очередь, выделил три иерархических уровня: потребности существования, связующие потребности и потребности роста. Основной принцип теории Альдерфера – предполагает, что полное блокирование или препятствия, встречающиеся на пути удовлетворения потребностей более высокого уровня, влекут за собой актуализацию потребностей более низкого уровня.
Заметный вклад в разработку трудности мотивации поведения вносит теория мотивационных потребностей Дэвида МакКлелланда. Не отрицая значимости прошлых теорий и их выводов о значимости биологических и остальных «базисных» потребностей в мотивации поведения работников. Он утверждал, что людям присущи три основные потребности: потребность власти; потребность в достижениях; потребность в причастности.
11.Содержательные теории мотивации. Теория потребностей А.Маслоу. Теория Ф.Герцберга и др.
1. Иерархия потребностей Маслоу:
а) физиологические
б) потребности в безопасности и защите
в) социальные
г) потребности в уважении
д) потребности в самореализации
Расположив все потребности в виде пятиуровневой пирамиды, А. Маслоу пришел к следующему выводу. Потребность более высокого уровня активизируется только в том случае, если удовлетворена потребность, находящаяся на предыдущей ступени иерархической структуры. Когда приоритетные потребности удовлетворяются, возникают потребности еще более высокого уровня.
2. Теория потребностей Дэвида МакКлелланда (3 основных уровня):
а) потребность во власти
б) потребность успеха
г) потребность в причастности
Дэвид Мак Клелланд делает упор на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности. На их основе, как считает Мак Клелланд, возникает и четвертая потребность - избегать неприятностей, препятствий или противодействий в реализации трех вышеуказанных потребностей.
3. Двухфакторная теория мотивации Герцберга:
а) гигиенические факторы (политика фирма, условия работы, заработок, межличностные отношения)
б) мотивирующие факторы
Согласно Ф. Херцбергу, сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение приводит к неудовлетворенности трудом. Следовательно, эти факторы не имеют для работников мотивирующего значения. Группа мотиваторов (мотиваций) непосредственно вызывает удовлетворенность трудом и влияет на уровень трудовых достижений.
4. Теория Альдерфера:
а) потребности существования
б) связующие потребности
в) потребности роста
Развивая теорию А.Маслоу и выделяя вместо пяти три иерархических уровня потребностей (существования, общения, роста), К.Альдерфер полагает, что движение от потребности к потребности идет не только снизу вверх, но и наоборот. Так если при актуализированной и до конца не удовлетворенной потребности высшего уровня возрастает действие потребности более низкого плана, человек переключает на нее свое внимание.
Стили работы руководителя.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.
Сущность стилей руководства.1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.Положительные моменты:
- не требует особых материальных затрат:
- позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты:
- подавляет инициативу;
- требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
- повышает степень бюрократизма.
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.Положительные моменты:
- стимулирует творческую деятельность;
- снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
- повышает мотивацию труда;
- улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.
Отрицательные моменты:
- не осуществляется жесткого централизованного контроля;
- ответственность за выполнение может долго перекладываться;
- затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности. 1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от ситуации, в которой они применяются.
Натуралистическая школа.
Минусы: в рамках натуралистического подхода власть описывается как «исключительно человеческий феномен», не существующий без своего носителя – «естественного человека» – и в силу чего, зависимая от его индивидуальных особенностей как природного существа.
Плюсы: индивидуальный аспект природы власти играет существенную роль особенно в тех обществах, где существует кризис власти, где власть «продается и покупается», и где отсутствуют такие социальные ограничители, как закон, мораль, традиция.
Поведенческий (бихевиористский) подход.Минусы: поведенческий (бихевиористкий) подход к исследованию власти, так же как и натуралистическая школа, уходит от изучения объективных оснований природы власти как социального явления, выделяя в особую сферу научного анализа причины, преимущественно коренящиеся в естественной сущности человека.
Ролевая теория власти.
Дальнейшее распределение экономических и политических статусов и ролей в человеческом обществе, основанном на социально-экономическом неравенстве, ведут к тому, что властные отношения обретают форму иерархизированной и жестко централизованной вертикали, включающей вероятность конфликта и сопротивления между ее полюсами и нередко прибегающей к репрессивно-карательным санкциям.
Реляционисткий подход.
Плюсы: главное достоинство такого подхода – стремление акцентировать значение конкретных принципов, методов, способов властного принуждения или влияния.
В этом теоретическом подходе, представленных в свое время различными концепциями, показаны наиболее характерные и часто встречающиеся интерпретации природы и сущности власти, основанные не на объективной логике самого политического процесса, а преимущественно на его субъективной составляющей.
Таким образом, у каждой из форм власти существуют свои плюсы и минусы, а значит, нет и единого рецепта по сочетанию этих форм. Ясно, что для успешного существования организации нельзя придерживать только одной, определенной, формы власти.
Рациональные решения.
Классификация по отдельным признакам:
1. По роли достижения цели: стратегические, тактические.
2. По временному признанию: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
3. По результативности: вероятностные.
4. По степени обязательности исполнения: директивные, рекомендательные, ориентирующие.
5. По функциональному назначению: организующие, регулирующие, координирующие, активизирующие.
6. По широте охвата: общие, специальные.
7. По сфере реализации: производствен., финансовые, кадровые, технические, экономические и др.
8. По способу принятия: единоличные, коллективные, консультативные, совместные, парламентские.
9. По предопределенности: запрограммированные, незапрограммированные.
10. По способу выработки: интуитивные, аналитические, адаптационные.
Понятие менеджмента. Функции менеджмента. Принципы современного менеджмента.
Слово «Менеджмент» происходит от лат. (manus – рука) относящ. к сфере управления на том или ином этапе развития человеческой цивилизации.Существует множество понятий менеджмента:1) особого рода умелость;2) власть и искусство толкования;3) способ, манера общения с людьми;4) административная единица.
Менеджмент – процесс распределения и движения ресурсов в организации заранее заданной целью по заранее отработанным направлениям развития, т.е. совокупность всех методов, принципов и форм управления организациями с целью эффективности их деятельности.Функции менеджмента:
1. Планирование. Включает в себя определённую последовательную деятельность в организации.
2. Прогнозирование. Включает определение возможности ситуаций и условий в будущем.
3. Организация труда. Включает в себя формирование структуры организаций, постановку целей и задач.
4. Координация. Включает в себя процесс, гарантирующий бесперебойность и непрерывность действий организаций.
5. Мотивация. Включает в себя процесс побуждения себя и других к деятельности.
6. Контроль. Она позволяет руководителю выявлять проблемы и корректировать деятельность в дальнейшем.
Основные принципы современного менеджмента:
1. Стабильное стремление к повышению эффективности производства.
2. Хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений.
3. Постоянная корректировка целей и программ.
4. Ориентация на достижение запланированных конечных результатов.
5. Использование современной информационной базы.
6. Привлечение всех сотрудников организации к управлению.
7. Оценка управление работы в целом на основе реальных результатов.
8. Делать упор на основные факторы улучшения деятельности организации.
9. Проведение детального экономического анализа каждого управленческого решения.
10. Возрастающая роль маркетинга является ключевой для моб. организации.
Читайте также:
- I. Общее понятие о целях, содержании, средствах и видах общения
- II. Исключить «лишнее» понятие
- III. Основные функции и полномочия Управления
- PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
- Абсолютные и относительные ссылки. Стандартные формулы и функции. Логические функции
- Административное наказание: понятие и виды
- Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
- Акты толкования норм права: понятие и виды.
- Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.
- Алгоритм нахождения производной сложной функции
- Аналоговое и цифровое телевещание. Технико-технологическая составляющая современного телевещания.
- Арифметические операции и стандартные функции
lektsia.com
2.2. Сущность и содержание понятия "менеджмент"
Понятие "менеджмент" является достаточно общим и трактуется по-разному. В нем сведены воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.д.), и как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения, их роль в деятельности предприятия (правления, начальник цеха, мастер). Всего доминирует функциональный подход, который определяет задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров различных организационных ривнив.Понятие менеджмент должен межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управления предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе часто употребляются как синонимы. П. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в различных значениях, хотя срок менеджмент исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, ее выполняющих, он указывает на социальное или служебное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований. Канадский теоретик в области трудовых отношений М. Кинг видит в менеджменте "... связующее звено между трудом и капиталом, которая способна аннулировать классовые противоречия". Следовательно, дать полное и краткое определение этого понятия довольно сложно, проще указать его характерные черты, из которых состоит феномен менеджмента. Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями, управление, ориентированное на доходность и прибыльность, деятельность по надзору, что использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, составляют административный штат предпринимательской организации и ин.С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие при-чинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую цепочку общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных видносин.Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно представить в виде следующей модели (рис. 2). Особенности менеджмента как науки. Менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций тощо.Во-вторых, истинность тех или иных теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и ришень.В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях людини.В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практици.Многие знают, что делают, но немногие из них делают то, что знають.Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций является успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей роботи.В управлении (как в теории, так и в практике) есть много авторитетных людей, от Ф. Тейлора, основателя научного управления, в сторонника гуманизации и развития человеческих отношений А. Маслоу, живой легенды менеджмента, П. Друкера и ин.Но для руководителя предприятия и организации бездумное (слепое) подражание существующих теорий и популярных концепций недопустимо, так как существуют различия в условиях деятельности организаций, опыт и стиле управлиння.Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывания и утверждения независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход позволит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее пидходящу.Рассмотрение понятия менеджмент с разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управлиння.Менеджмент как функция. Прежде всего менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижения определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В последующих разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или иных видов управленческих робит.В Украину важное практическое значение для преодоления экономического кризиса имеет овладение социальной функцией менеджмента, которую П. Друкер охарактеризовал так: "Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Он является его результатом. Везде, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не получали развития. В немногих случаях, когда мы смогли вызвать энергию менеджмента, мы обеспечивали стремительное развитие. Развитие является скорее делом человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерация человеческой энергии и придания ей направлении является задачей менеджмента ". Везде, где удавалось ввести и задействовать его потенциал, начинался стремительное развитие. Примеры тому - Япония, Южная Корея, "IBM", "Крайслер" тощо.Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, также процессом. Следовательно, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Этот влияние оказывает соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управлиння.Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать ефективно.Менеджмент - это категория людей, которые управляют организацией. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку целей и разработку путей ее достижения. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Следовательно, главной задачей управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее мети.Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научные основы этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрирована в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческого труда, устанавливает причинно-следственные связи, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей более эффективна. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой дияльности.Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Научиться управлять можно только путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процес.Теоретический плюрализм в трактовке сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе по менеджменту есть много его определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: "Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, несомненно, чрезвычайно важны, а организацией менеджмента. Этим термином именуется координация и объединение в процессе производства индивидуальных усилий и создания побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, способствовали бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства ". Во вступительной статье к фундаментальной книги М. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедоури "Основы менеджмента" дается следующее определение: "Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности из руководства людьми в самых разнообразных организациях ". Или: "Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли". Дж. Дункан в работе "Основополагающие идеи в менеджменте" отмечает: "Менеджмент - это координация людских и других ресурсов для решения поставленных организацией задач". Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, что обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ различных определений менеджмента, а также исследования проблем управления на микроуровне в условиях становления и развития рыночных отношений в Украине позволяет сформулировать такое его визначення.Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, что позволяет организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизведения соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизводства. Субъектами таких отношений являются: руководители-менеджеры и подчиненные в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей мети.Когда мы говорим о менеджменте, то, как правило, имеем в виду человека менеджера - человека, осуществляет управленческие действия в определенной организации. Кроме этого, когда говорят менеджер, то имеют в виду профессионального управляющего, представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Он отвечает за повседневное управление организацией, имеет реальную власть в своих прерогатив.Итак, менеджеры - это профессиональный слой управленцев, главная задача которых - координация и организация деятельности коллективов на основе учета объективных законов и закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера является его привлечение к управленческой работы организации за определенную плату. Такой критерий позволяет отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-собственников. Если собственник предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной особенностью профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизму.Менеджмент как практика возникла и развивается в связи с необходимостью передачи собственником организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения целей организации. Иными словами, появление социального института менеджеров была исторически обусловлена объективным процессом отделение капитала-функции от капитала-власности.В экономической литературе, посвященной современным проблемам управления, понятия менеджмент часто используется как синоним понятия бизнес. Бизнесмен и менеджер - это не то. Бизнесмен - это тот, кто "делает деньги", например владелец капитала, находящегося в обороте и приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой никого нет, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении с люди.Более конкретной формой бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, начинает новое дело, реализует некоторые нововведения, вкладывает личные средства в новое предприятие и берет на себя личный ризик.Рассматривая вопрос о различии между предпринимателем и менеджером, следует отметить, что предприниматель появился раньше менеджера, поскольку основатель и владелец предприятия может быть одним лицом, пока он способен или хочет управлять предприятием. Затем возникает потребность в делегировании некоторых полномочий специалисту по управлению предприятием - менеджеру. Параллельно происходит и развитие собственности. Если небольшим предприятием может управлять его владелец (единоличное владение), то с увеличением его размеров необходимо большее количество управляющих, вследствие чего предприятие приобретает других организационно-правовых форм. Очень большие предприятия превращаются в корпоративные, которые имеют разветвленную организационную структуру и многоуровневое управление. В развитых странах во главе крупных предприятий стоит не предприниматель-владелец, а менеджер, который не является его собственником, но осуществляет функции организации и управления. Но это не значит, что менеджер не является предпринимателем, а предприниматель не может быть менеджером, хотя формально их функции видризняються.По мнению канадского исследователя X. Вудса, "... менеджер как исполнитель собственника или работодателя выполняет функции по управлению персоналом и в этой роли рассматривается отдельно от предпринимателя". Различия между менеджером и предпринимателем оказываются в административном (бюрократическом) и демократическом подхода к управлению производственной деятельностью. Успешно решать противоречия между этими двумя подходами в управлении крупными фирмами удастся не завжди.С теоретической точки зрения можно и полезно для овладения искусством управления рассмотреть соотношение понятий предприниматель, менеджер, специалист. Прежде всего следует отметить, что в практике современного предпринимательства отделить их друг от друга невозможно. Каждый, кто начинает заниматься бизнесом, должен в определенной степени сочетать в себе сразу трех человек: предпринимателя, менеджера и фахивця.Менеджер - это тот, для кого обязательные слова: дисциплина, тренировки, организованность.
econbooks.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.