Что стоит за новым вводом российских войск в Беларусь?
Развертывание ясно свидетельствует о продолжающейся эрозии суверенитета Беларуси, которую соседи страны все чаще считают новой нормой.
После вторжения в Украину предсказывать действия России и Белоруссии было глупой игрой, учитывая, насколько бессмысленными и саморазрушительными были действия их лидеров во время войны. Поэтому бесполезно задаваться вопросом, может ли новое наступление на Киев быть начато из Беларуси с участием армии страны, вопрос, поднятый недавним размещением тысяч российских войск в Беларуси, все более милитаристской риторикой Минска и слухами о скорая мобилизация в белорусской прессе.
Исходя из военного баланса и политических рисков, с которыми столкнулся оспариваемый белорусский лидер Александр Лукашенко в случае полного вступления Беларуси в войну, совместного российско-белорусского нападения на Украину с севера в обозримом будущем произойти не должно. Тем не менее рациональный анализ не может полностью успокоить, учитывая то, что мир узнал в феврале: Лукашенко и его российский коллега Владимир Путин живут в своей собственной реальности со своими рисками и возможностями.
900:02 10 октября Лукашенко объявил, что он и Путин приняли решение разместить в Беларуси региональную группировку войск, в состав которой войдут войска обеих стран. Лукашенко назвал развертывание ответом на провокации НАТО на границе, формирование диверсионных отрядов, укомплектованных белорусскими эмигрантами, и украинские планы нападения на Беларусь.
Региональная группировка войск — бездействующий институт Союзного государства в составе России и Белоруссии, который должен быть мобилизован перед лицом военной угрозы двум странам — существовала только на бумаге с момента ее создания Путиным и Лукашенко в начало 2000-х. По словам Лукашенко, костяк соединения составят белорусские вооруженные силы, а в качестве подкрепления выступят русские. 900:03
С 15 октября в Беларусь начали прибывать российские войска, техника и истребители МИГ-31. Министерство обороны Беларуси заявило, что рассчитывает принять до 9 тысяч российских военнослужащих.
Российские источники не уточнили, сколько будет задействовано, и в целом мало что рассказали о маневрах. Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов указал только, что подразделение не будет воевать в Украине, добавив, что войска перебрасываются в Беларусь, чтобы развеять опасения Лукашенко.
Ни Минску, ни Москве сложно поверить на слово. Поскольку в феврале Россия начала вторжение в Украину не только со своей территории, но и с территории Белоруссии, маневры легко интерпретировать как подготовку к новому наступлению на Киев с севера: попытку перехватить инициативу после серии украинских побед на поле битвы. Однако в конечном итоге невозможно делать однозначные выводы, не зная, сколько войск и какой техники разместит Россия и где они будут размещены в Беларуси.
С начала войны Украина охраняет свою северную границу. Поэтому сомнительно, что количества, которое Россия, как ожидается, разместит в Беларуси, будет достаточно для еще одного нападения на Киев, даже с добавлением белорусской армии.
По оценкам военных экспертов, в мирное время Лукашенко может призвать до 10 тысяч контрактников, в основном из рядов сил специальных операций. Даже если в ходе мобилизационной кампании эти силы удвоятся или утроятся, их все равно будет слишком мало для успешного наступления на севере Украины.
Минобороны Беларуси заявило, что русские привезут с собой 170 танков и 200 БМП, однако визуального подтверждения этому пока нет. На имеющихся кадрах показана перевозка десятков советских танков Т-72 из Белоруссии в Россию, куда, как сообщается, направляется Донбасс: еще одно указание на то, что возобновление наступления на Киев с севера не предвидится, зачем истощать арсенал своего единственного союзника если он планирует нападение?
С весны поводов для полноценного вступления Лукашенко в войну стало еще меньше, а риски этого ничуть не уменьшились. Первый и самый очевидный риск — это перспектива разгрома наиболее боеспособных сил Беларуси, что не сулит Лукашенко ничего плохого, учитывая исторически сложившееся положение автократов после военных поражений и тот факт, что пик его популярности уже пройден.
Во-вторых, среди белорусов сохраняется консенсус, оцениваемый примерно в 90 процентов по телефону и интернет-опросам, что белорусская армия не должна участвовать в войне. Таким образом, белорусские военнослужащие вряд ли будут высоко мотивированы. Их российские коллеги борются за идеи, распространенные в их собственном обществе, а белорусам придется умереть за совершенно чуждые идеалы имперской экспансии. При таких обстоятельствах уклонение от призыва и дезертирство, несомненно, станут нормой.
Учитывая связанные с этим риски, можно ожидать, что Лукашенко будет уклоняться от ответа как можно дольше. Его лучшим аргументом против полного вступления в войну будет то, что для Кремля небольшая военная поддержка, обеспечиваемая белорусской армией, не стоит серьезного риска дестабилизации Беларуси, ставшей надежным военным плацдармом для России.
Тем не менее факт остается фактом: Лукашенко руководил эскалацией, как реальной, так и риторической, и нельзя исключать, что он действительно опасается военной или диверсионной атаки на Беларусь. Сотни белорусских добровольцев воюют на стороне Украины, и некоторые из них открыто заявляют о своей решимости свергнуть пророссийскую диктатуру в своей стране после войны. Тем временем в белорусской оппозиции, базирующейся в Литве и Польше, происходит своего рода милитаризация: в августе бывший старший офицер полиции Александр Азаров и подполковник в отставке Валерий Сахащик присоединились к кабинету Светланы Тихановской в изгнании в качестве министров.
Люди Тихановской в погонах признались, что готовились к различным сценариям смены режима, включая силовое отстранение Лукашенко. С этой целью Азаров и Сахащик наладили связи с белорусскими добровольцами в Украине и предложили белорусам курсы военной подготовки по всей Восточной Европе.
Подобные шаги расцениваются Лукашенко и КГБ как часть подготовки западной разведки к чему-то нелицеприятному, подразумевающему не только ввод российских войск в Беларусь, но и проведение контртеррористических учений, имитирующих захват приграничных городов отрядами вооруженной оппозиции.
Мировоззрение Лукашенко было глубоко сформировано конспирологическими докладами его шпионов, которые, возможно, сочетались с поражениями России на поле боя и болтовней о том, где НАТО может нанести ответный удар по российскому тактическому ядерному удару, чтобы убедить его в готовящемся нападении на Беларусь.
Причины, по которым Москва стремится перебросить свои силы в Беларусь, более очевидны. Во-первых, он дает возможность обучать мобилизованных им резервистов в то время, когда в России ощущается нехватка офицеров и снаряжения для учебных целей.
Большинство военных экспертов считают, что Россия также рассчитывает, что развертывание заставит Украину перебросить часть своих резервов на север или сохранить там значимое присутствие, что ограничит ее продвижение на других фронтах в рамках контрнаступления Россия намерена замедлить любой ценой.
Военная угроза Союзному государству, на которую ссылаются Москва и Минск с целью развертывания региональной группировки войск, в ближайшее время никуда не денутся, хотя бы потому, что она по большому счету мнимая. Тем не менее эрозия белорусского суверенитета, которую знаменует развертывание — процесс, начавшийся в 2020 году и ускорившийся в 2022 году, — совсем не воображаемый.
Российское военное присутствие в Белоруссии все чаще рассматривается соседями последней как новая норма и ключевая особенность региональной ситуации с безопасностью. Все стороны, в том числе Москва и Киев, будут планировать такое положение дел, при котором Лукашенко в военном отношении будет либо лишен свободы действий, либо будет контролировать вооруженные силы Беларуси, но не ее территорию.
В этих условиях планы России относительно своего военного плацдарма на Запад могут из относительно скромных на данном этапе войны стать гораздо более амбициозными к следующему.
Автор:
- Артем Шрайбман
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
NATO — Тема: Отношения с Беларусью
- Последнее обновление: 22 июл. 2022 09:19
- Английский
- Французский
- Русский
- украинец
НАТО много лет работала над построением партнерства с Беларусью, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес, с 1992 года, когда страна присоединилась к Совету Североатлантического сотрудничества. В 2021 году союзники приостановили практическое сотрудничество между НАТО и Беларусью, сохранив при необходимости диалог. Союзники по НАТО осудили Беларусь за то, что она позволила России совершить жестокое и неспровоцированное вторжение в Украину в феврале 2022 года, а также за ее продолжающееся соучастие в агрессивной войне России.
Фото: Ужурский через Getty Images
- Союзники по НАТО внимательно следят за событиями, разворачивающимися в Беларуси с августа 2020 года. Генеральный секретарь НАТО призвал белорусские власти продемонстрировать полное уважение прав человека, включая свободу слова и право на мирный протест. Он подчеркнул, что народ Беларуси сам определяет свое будущее. Все союзники поддерживают суверенную и независимую Беларусь.
- Союзники по НАТО осудили Беларусь за то, что она позволила России совершить жестокое и неспровоцированное вторжение в Украину в феврале 2022 года, а также за ее продолжающееся соучастие в агрессивной войне России.
- В мае 2021 года НАТО решительно осудила отклонение и вынужденную посадку рейса Ryanair между Афинами и Вильнюсом в Минске, Беларусь, а также удаление и арест белорусского журналиста Романа Пратасевича, находившегося на борту, и его спутницы Софии Сапеги.
- На саммите в Брюсселе в июне 2021 года лидеры НАТО заявили, что политика и действия Беларуси имеют последствия для региональной стабильности и что они нарушают принципы, лежащие в основе партнерства между НАТО и Беларусью. Главы государств и правительств призвали Беларусь соблюдать международное право, уважать права человека и основные свободы и немедленно и безоговорочно освободить всех политических заключенных, в том числе принадлежащих к Союзу поляков Беларуси.
- В ноябре 2021 года НАТО осудила инструментализацию искусственно созданной Беларусью нелегальной миграции как гибридную акцию, направленную на Польшу, Литву и Латвию в политических целях. Союзники по НАТО призвали Беларусь прекратить эти действия, уважать права человека и основные свободы и соблюдать международное право.
- В ноябре 2021 года союзники приостановили любое практическое сотрудничество, как гражданское, так и военное, между НАТО и Беларусью, при этом поддерживая диалог по мере необходимости.
Эволюция отношений
- Отношения Беларуси с НАТО начались в 1992 году, когда она вступила в Совет Североатлантического сотрудничества. На смену этому форуму для диалога в 1997 году пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет всех союзников и страны-партнеры в евроатлантическом регионе.
- Дипломатическая миссия Беларуси при НАТО открыта в апреле 1998 года.
- Двустороннее сотрудничество началось с присоединения Беларуси к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) в 1995. В рамках ПРМ НАТО и Беларусь развили практическое сотрудничество в ряде областей в рамках Индивидуальной программы партнерства и сотрудничества (IPCP), согласованной между НАТО и Беларусью.
- На базе ИПКП белорусские военнослужащие прошли курсы в странах НАТО и было налажено практическое сотрудничество в таких областях, как гражданская готовность, научное сотрудничество, операции по поддержанию мира, а также языковая подготовка и военное образование.
- Отдел общественной дипломатии НАТО совместно с Белорусским центром исследований внешней политики и безопасности организовал ежегодный семинар в Минске для обсуждения вопросов региональной и международной безопасности с белорусскими экспертами и студентами. Последний из этих семинаров состоялся в декабре 2018 года. Представители белорусского гражданского общества регулярно посещали брифинги НАТО в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Бельгия.
Ключевые направления сотрудничества до 2021 года
Сотрудничество Беларуси с НАТО до 2021 года было взаимовыгодным. Вот некоторые основные моменты:
- Беларусь приняла участие в Процессе планирования и анализа ПРМ (PARP). Целью этого участия было поощрение прозрачности и помощь стране в развитии потенциала и оперативной совместимости для международных операций по поддержанию мира. НАТО помогла установить цели планирования, которые позволили Беларуси развить некоторые из своих сил и средств для потенциального участия в мероприятиях ПРМ, включая операции ПРМ под руководством НАТО, и таким образом способствовали безопасности и стабильности.
- Беларусь имела доступ к широкому каталогу образовательных и учебных возможностей, предлагаемых образовательными и учебными центрами НАТО, а также курсы, организованные союзниками и партнерами, и участвовала в них.
- С 2001 года Беларусь получила гранты примерно за 40 совместных мероприятий в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (SPS). Особое внимание было уделено телекоммуникациям, исследованиям по оценке рисков, связанных с Чернобылем, и системам обнаружения взрывчатых веществ. Один примечательный проект объединил ученых из Беларуси, Норвегии и Украины для оценки опасностей, связанных с радиоактивным загрязнением в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике.
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Беларуси приняло участие в ежегодных гражданских учениях по чрезвычайным ситуациям, организованных Евроатлантическим координационным центром НАТО по реагированию на стихийные бедствия (EADRCC).
- Беларусь приняла участие в проекте Трастового фонда НАТО, направленном на оказание помощи Беларуси в выполнении обязательств по Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.