ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Каковы перспективы малого и среднего бизнеса в Украине. Перспективный малый бизнес в украине


пути выживания / Украинский бизнес ресурс UBR.ua

Развитие бизнеса в Украине который год остается на низком уровне. Такая ситуация спровоцирована неразвитой регуляторной средой, слабым доступом к финансированию и низким ростом конкуренции. Всемирный банк, в исследовании "Проблемы и перспективы развития частного сектора в Украине", особое внимание уделил малому и среднему бизнесу, ведь именно эта сфера нуждается в значительном реформировании и внутреннем решении проблем.

Один из авторов исследования, директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси, и Молдовы Чимяо Фан отмечает, что Украина имеет достаточно высокий потенциал для развития предпринимательства.

Природные запасы, уровень образования наших сограждан довольно высокий. Но почему-то происходит так, что товары и услуги очень часто нам предоставляют зарубежные компании. Да и украинские специалисты за рубежом ценятся намного больше, чем в родной стране.

Проблема в монополизации бизнеса

Старший экономист Всемирного банка Марчин Пятковски говорит, что для нормального развития малого и среднего бизнеса, необходимо уменьшить масштабы монополизации большого бизнеса. Ведь сейчас в Украине крупные предприятия просто вытесняют мелкий бизнес. В итоге получается, что небольшое количество крупных игроков просто поглощают рынки.

Читайте также:

Несмотря на улучшение позиций Украины в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка, условия существования бизнеса оставляют желать лучшего. Страна продолжает занимать позиции значительно ниже, чем соседи. Особо это заметно по таким показателям, как получение доступа к энергоснабжению, уплаты налогов и трансграничной торговли.

Основные проблемы, которые мешают развитию бизнеса:
  • Чрезмерное количество разрешений, норм и лицензий;
  • Неэффективные и коррумпированные проверки;
  • Устаревшие технические стандарты, часто унаследованные с советских времен;
  • Непоследовательное и неэффективное внедрение правил;
  • Слабая защита прав собственности.

Рекомендации Всемирного банка, относительно путей развития малого и среднего бизнеса в Украине:
  • Применение принципа "регуляторной гильотины", который должен помочь существенно сократить количество разрешений, лицензий и требований относительно ведения бизнеса.
  • Создание всеохватывающей системы проверок на основе оценки рисков и внедрения единой для всех контрольных органов системы критериев оценки рисков и контрольных перечней вопросов.
  • Укрепление практики оценки регулятивного влияния соответственно с международными стандартами, что поможет повысить эффективность нового законодательства. 
  • Имплементация законодательства о расширении доступа общественности к документам, которые касаются ведения бизнеса и процесса консультаций относительно нового законодательства.
  • Повышение качества и независимости судовой власти.

Низкая конкуренция на внутренних рынках

Еще одной проблемой для украинского бизнеса является низкий уровень конкуренции на внутренних рынках. Во многих сферах наблюдается высокая концентрация крупных предприятий, а показатели выхода на рынок новых фирм остаются низкими. В такой ситуации новым игрокам на рынке производства товаров и услуг трудно укрепить свои позиции, да и вообще выжить.

Основные проблемы конкурентной среды состоят в том, что много секторов имеют высокую концентрацию фирм и олигополистических структур, которые приводят к завышенным ценам. В дополнение к этому иностранные инвесторы покидают нашу страну, а без их вложений уровень развития предприятий остается низким. К примеру, по данным Международной финансовой корпорации (IFC), иностранные инвестиции в украинский бизнес в первой половине 2013 года снизились на 53%, до $1,3 млрд.

Эксперты предлагают сделать несколько шагов, которые помогут бороться с проблемой:

  • Введение в действие Закона "Об оказании государственной помощи предприятиям" и внедрение эффективной системы контроля по указанию антиконкурентной государственной помощи.
  • Расширение полномочий и возможностей Антимонопольного комитета относительно сбора информации о правонарушениях. 
  • Принятие законодательных изменений и дополнений с целью гармонизации законодательства Украины о защите конкуренции со стандартами ЕС.
  • Усиление фактической политической независимости Антимонопольного комитета.
  • Обозначения границ компетенции судей относительно рассмотрения дел о нарушениях конкуренции.

Почему бизнес плохо развивается?

Заместитель главы комитета по вопросам экономической политики Ксения Ляпина, в ответ на предложенные пути развития малого и среднего бизнеса в Украине заявила, что в нынешних реалиях трудно воплощать все это в жизнь. Она акцентирует внимание на то, что действующая власть скорее делает все для того, чтобы данный сектор не смог выбраться из сложной ситуации.

Председатель общественной организации "Фортеця", народный депутат Украины партии "УДАР" Оксана Продан и вовсе считает, что еще три года назад бизнесу проще было выжить. Например, если на него давила административная или исполнительная власть, то он жаловался в прокуратуру и каким-то образом находил механизмы ухода от притеснений. Если давление было со стороны местных органов самоуправления, бизнес мог пойти в органы исполнительной власти.

Сейчас вариантов у бизнеса все меньше. Только крупные игроки, которые давно укрепились на рынке, находят возможности выживания. Они же и давят потенциальных конкурентов.

Эксперты констатируют, что малый и средний бизнес может выйти на новый уровень только в том случае, если этому будет способствовать власть. Пока не настроено законодательство, касающееся бизнеса, и пока Антимонопольный комитет работает недостаточно прозрачно, бизнесу в Украине будет нелегко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

ubr.ua

Каковы перспективы малого и среднего бизнеса в Украине

    Лучший деловой климат в Украине наблюдается в Винницкой, Львовской, Ровенской, Тернопольской и Закарпатской областях.

    Такие результаты ежегодного исследования Института экономических исследований и политических консультаций. Об общей картине делового климата и как функционирует малый и средний бизнес в Украине.

    Бизнес-климат в регионах

    Эксперты оценили регионы Украины на основе опроса предпринимателей по 4 критериям: качество деловой среды, текущая бизнес-активность, долговременная бизнес-активность и оценка основных 3 регуляторных процедур (регистрации, налогового администрирования, проверок).

  Первое место среди регионов заняла Винницкая область. Это единственная область Украины, где предприниматели положительно оценили текущее состояние деловой среды. Также в Винницкой области зафиксировано высокие долгосрочные ожидания среди всех регионов Украины.

    Проверки на предприятиях

    О проверках, то в Украине значительно возросло количество малых и средних предприятий, которые проверялись хотя бы одним органом. В 2015 таких предприятий было 51,2%, а в 2016 - 68%. Причем штрафами заканчивались 60,7% всех проверок. В то же время уменьшилась общая стоимость всех проверок: в 2016 она составляла в среднем 27 325 грн.

    Чаще всего с проверками приходят на предприятия в Хмельницкой, Ивано-Франковской, Ровенской и Винницкой областях. Меньше беспокоят с проверками предпринимателей в Закарпатской, Житомирской и Донецкой областях.

    Чаще всего затратами (штраф, конфискация или/и неофициальными расходами) заканчивались проверки для предприятий Закарпатской (58,8%), Ивано-Франковской (56,2%), Тернопольской (51,6%), Черкасской (51,5%) и Запорожской (51,4%) областей.

    Среди государственных органов наиболее проверок осуществляли органы пожарной охраны (23,9% предприятий за год), ГНИ (15,5%), Государственная служба по труду (11,4%). В ТОП-7 самых активных госорганов также попали органы Пенсионного фонда (9%), Держсанепидемстанция (7,3%), Министерство экологии и природных ресурсов (7,2%) и органы МВД (5,3%).

    Чаще всего затратами заканчивались проверки ГНИ. Так, 49% малых и средних предприятий, которые прошли проверку этим органом, должны были уплатить штрафы, а 4,9% сообщили об уплате неофициальных платежей. Ничего не платили в результате проверок налоговой 46,5% МСП. Значительная часть предприятий понесла расходы и в результате проверок Министерством экологии и природных ресурсов (46,3%), Государственной службой Украины по вопросам труда (36%), органами пожарной охраны (26,4%) и Государственной финансовой инспекцией (23,5%) .

    В среднем госорганы приходят на малые и средние предприятия с проверками до 4 раз в год, и длятся они в общем около 15 дней.

    Малое и среднее предприятие: расходы, тенденции, проблемы

    В среднем организационные расходы на новое малое или среднее предприятие составляют 27412 грн. В эту сумму входят регистрация, лицензирование, техническое регулирование, санитарно-гигиенический контроль и проверки.

    В частности, полная регистрация или перерегистрация бизнеса в среднем составляет 432 грн и продолжается 11 дней.

    Одно малое или среднее предприятие трудоустраивает в среднем 22 человека, причем физические лица-предприниматели трудоустраивают в среднем 3 человек, а предприятия-юридические лица - 30 человек. Три четверти руководителей МСП - мужчины, одна четверть - женщины.

    Украинский бизнес не доверяет банковской сфере. 67% всех малых и средних предприятий никогда не брали кредиты у банков. В сфере IT банкам не доверяют аж 80% предприятий.

    Основными препятствиями для развития предприятия бизнесмены назвали низкий спрос (59%), неблагоприятную политическую ситуацию (44%) и высокие ставки налогов (35%). На уплату налогов в 2016 году предприятия тратили в среднем 24,9% дохода.

    Половина МСП имеют или отдел маркетинга, или отдельного сотрудника, который полностью или частично занимается вопросами маркетинга. 57% предприятий имеют бизнес-план или стратегию развития бизнеса, которой они придерживаются.

    Такие предприятия работают преимущественно на местном рынке (города или области). И более половины из них не планируют выходить на новые географические рынки в течение следующих двух лет. Основные причины этого - недостаток финансирования, отсутствие партнеров за рубежом и непредсказуемость торговой политики Украины.

Источник: http://businessua.com/

uteka.ua

Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Украине

Деева Наталья Эдуардовна Кандидат экономических наук, доцент

Гайдатов Александр Викторович Кандидат экономических наук, доцент

Пода Елена Евгеньевна Студентка группы МП07а Донецкий национальный технический университет, Украина

Что происходит сейчас с малым бизнесом, от чего зависит перспектива? Этот вопрос волнует всех украинцев, которые там задействованы.

К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВВП — около 11%.

Совокупный финансовый результат малых и средних предприятий был положительным в 2000 году (чуть более 1 млрд грн). С тех пор малый бизнес неизменно оставался в минусах — в 2003 году суммарные убытки малого и среднего бизнеса достигли 1,3 млрд грн, в 2005-м — 529 млн грн, по данным Госкомстата [1].

В настоящее время наблюдается массовый уход отечественного бизнеса «в тень». Основными причинами этого являются, во-первых, политическая нестабильность, а также тотальное недоверие граждан всем без исключения ветвям власти; во-вторых, чрезвычайно сложная налоговая система и коррумпированность разрешительных органов.

Экономически развитой можно назвать лишь ту страну, где нормально развивается малый и средний бизнес. Украина впереди всех по количеству налогов (178 место из 178 претендентов, как страна с самой сложной системой налогообложения, и 145 из 150 по уровню прозрачности системы налогового кодекса) и чтобы выжить предпринимателям приходится уходить в тень.

Чуть ли не единственное преимущество Украины перед развитыми странами с точки зрения развития малого бизнеса — множество незаполненных ниш. « Промышленный экспорт стимулировал рост экономики и доходов, и сейчас развиваются строительство, торговля, которые зависят от доходов населения, — отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко. — А это именно те сектора, где может себя проявить малый и средний бизнес» [1].

Бизнес был серьезно подкошен экономическим кризисом.

Сейчас малый и средний бизнес нельзя назвать двигателем национальной экономики. Во - первых, что такое малый бизнес в Украине? Со дня независимости малый бизнес взял направление посредничество, а не производство. Во-вторых , так как из года в год количество посредников относительно производителей росло то назрел вопрос о рентабельности в малом бизнесе, мелкий бизнес работает в привязке к территории размещения и с появлением конкурента на данной территории , распределение клиентской базы идет в сторону уменьшения для обоих . Качество продукции они изменить не могут (это функция производственника), они улучшают сервис или снижают цену . Меньше цена, меньше прибыль, низкая рентабельность. В среднем диапазон рентабельности 10%-20% от стоимости товара. В-третьих, это покупательская способность потенциального клиента. В-четвертых, перспектива, рост. Перспектива малого бизнеса - это переход в разряд среднего, перспектива среднего – в разряд крупного, и здесь у большинства ее нет. Причина проста - капитал и условия работы (избирательность закона)[3].

Большинство предпринимателей интересует несколько ключевых вопросов ведения дел в бизнесе - это аренда; повышение коммунальных платежей, если это помещение; проверки; неопределенность в будущей налоговой среде для малого бизнеса; дешевый кредит , где ставка не должна превышать 10 % . Если приоритеты выбора помощи будут не правильные, то малый бизнес или уйдет в тень или ныне действующие предприниматели в скором будущем предпринимателями таковыми являться не будут [3].

Сейчас существует много сложных задач для новоизбранного правительства. Цена вопроса – реанимация одного из «двигателей» экономики, а именно малого и среднего бизнеса. В настоящее время, по данным Госкомпредпринимательства, в Украине 99,7% всех зарегистрированных предприятий — малые и средние. Это говорит о том, что перспектива подъема экономики за их счет существует очень значительная, но для этого нужна политическая воля и профессиональные решения, свободные от политической борьбы. Пока все ветви власти не будут работать слажено и в рамках закона малый и средний бизнес так и будет нести на себе тяжкое бремя государственной политики [4].

Предприниматели убеждены, что правительство должно выполнить требования представителей малого и среднего бизнеса: Преодолеть налоговую коррупцию. Для этого необходимо: пересмотреть законодательство, автоматизировать процессы учета, проверить сомнительные операции. Отменить все налоги для малого бизнеса. Ввести налоговые каникулы для предпринимателей на 2-3 года, что позволит вывести малый и средний бизнес из тени. Защитить и развить внутренний рынок и украинских производителей: нужно принять меры по ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли товарами, сдерживанию роста импорта и поддержки экспорта. С этой целью предприниматели предлагают пересмотреть ставки таможенных сборов на импортируемые товары в сторону увеличения и ввести систему квот на ввоз в Украину товаров, аналоги которых производятся в Украине, а также запретить кредитование любых импортных закупок, исключая продовольственные товары, при их дефиците в Украине. Сделать процесс формирования бюджета прозрачным и прогнозируемым. Предприниматели должны знать, на что рассчитывать, планируя развитие своего бизнеса. Заложить в бюджете 2010 года средства для возвращения невозмещенного НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня считается главным коррупционным налогом. И его необходимо отменить. [2] Уменьшить административные барьеры для развития бизнеса путем сокращения количества всех видов контрольных проверок; Создать возможности для развития самозанятости лица или семейного бизнеса. Это подразумевает максимально упрощенную систему регистрации таких предприятий, эффективно работающую в Европе: отправка в электронной форме заявки - получение патента - начало работы. [4]

В нашей стране все же существует путь экономического процветания – это малый и средний бизнес. И если новое правительство сможет сделать прозрачные правила игры, сможет ввести не силовыми методами, а рыночными эти теневые компании в сферу экономики, в черту налогообложения, то, безусловно, за счет этого резерва могут быть выполнены социальные обещания, а прозрачные условия ведения бизнеса привлекут инвестиции в нашу страну.

Литература Как развивается малый бизнес в Украине. Нелли Вернер http://www.prostobiz.ua/biznes/razvitie_biznesa/analitika/kak_razvivaetsya_malyy_biznes_v_ukraine Совершенно секретно: Украина принимает бюджет 2010. Ярослав Месяц http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/mesyats/a22164 Что происходит сейчас с малым бизнесом, от чего зависит перспектива? Андрей Аторин http://blogs.korrespondent.net/users/blog/atorin/a23232 Бизнес в Украине: сломленный, но не уничтоженный. Ирина Бережная http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/berezhnaja/a21600

be5.biz

Как развивается малый бизнес в Украине - статья

Удел украинского малого бизнеса — торговля и сектор услуг. Небольшой производитель после вступления в ВТО может исчезнуть как класс

Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВВП — около 11% (данные прошлогоднего исследования УкрСиббанка). В 2005 году прибыли малых предприятий составили лишь 5,5% всех доходов отечественной экономики, подсчитал Госкомстат. В Европе этот показатель выше в несколько раз: в Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВНП по всей Западной Европе — 63-67%. Несмотря на рост доходов украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВВП неуклонно снижается. Отстает Украина и по количеству компаний — представителей сектора малоги и среднего бизнеса. В 2005 году на 1000 человек населения Украины приходилось 11 малых и средних предприятий. В странах Центральной и Восточной Европы — 34 предприятия на 1000 человек.

Малый бизнес - лоточники

Кустарники и лоточники, так в свое время назвал представителей малого бизнеса экс-президент Леонид Кучма, — необходимый элемент любой экономики. Крупные компании, даже игроки FMCG-рынка и сектора услуг физически не могут удовлетворить нужды всех без исключения групп потребителей. Сильная сторона малого бизнеса в Европе и США — ориентация на «нестандартных» потребителей: крупные корпорации работают на усредненного, унифицированного покупателя, малый бизнес заполняет пробелы, продавая продукцию и уcлуги, производство которых невыгодно большим игрокам рынков. Малый бизнес — база для формирования т. н. новой экономики: крупных компаний, созданных не на обломках промпредприятий бывшего СССР, а с нуля.

«Наиболее жесткий и бескомпромиссный конкурентный отбор идет на уровне малого бизнеса. Около 80% малых предприятий существуют год-два», — констатирует старший экономист центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский.

Как правило, компании «новой экономики» успешнее экс-советских предприятий. Примеров, даже украинских, немало. Все четыре отечественных компании, вышедшие на IPO, созданы уже в независимой Украине. Nemiroff — один из самых крупнейших игроков мирового рынка алкоголя. История компании «Квазар-Микро» (сейчас — одно из подразделений российского концерна Sitronics) начиналась с небольшой фирмы, торговавшей каталогами Intel.Однако приведенные примеры скорее исключение, чем правило. Малый бизнес — обуза для украинской экономики. Совокупный финансовый результат (проще говоря, прибыль) малых и средних предприятий был положительным в далеком 2000 году (чуть более 1 млрд грн). С тех пор, несмотря на рост доходов, малый бизнес неизменно оставался в минусах — в 2003 году суммарные убытки малого и среднего бизнеса достигли 1,3 млрд грн, в 2005-м — 529 млн грн, по данным Госкомстата.

Челнок в тени

Импульс к развитию малый бизнес в Украине получил во время экономического спада начала 90-х. Кризис в промышленности пошел на пользу частному предпринимательству. Крупные заводы сокращали и останавливали производство, отправляя работников в вынужденные отпуска. В 1995 году официальный показатель безработицы составлял 0,5%, тогда как реальные ее масштабы, по разным оценкам, достигали 15-20% трудоспособного населения.

«Если бы малый бизнес не абсорбировал эту массу рабочей силы, наверное, в стране произошел бы социальный взрыв», — считает Владимир Дубровский.

Малый и средний бизнес начал выходить из тени в конце прошлого десятилетия. С 1995 до 2005 года число официально зарегистрированных малых предприятий увеличилось вдвое — с 96 тыс. до 217 тыс. Но дело не только в законопослушности украинцев. Во-первых, за последнее десятилетие ряд крупных во времена СССР предприятий, особенно,

ориентированных на военно-промышленный комплекс, перешли в категорию среднего бизнеса. Во-вторых, многие государственные заводы (как правило, представители легкой и пищевой промышленности) пережили реструктуризацию — на базе отдельных цехов были созданы и приватизированы самостоятельные предприятия. Одна из причин масштабной реорганизации — появление в 1998 году упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. Многие собственники посчитали выгодным разделить крупное производство на несколько средних и малых предприятий, сотрудничавших между собой. Такая схема позволяла увеличить обороты бизнеса за счет снижения налоговых расходов.
Разрешите доложить

С развитием частного предпринимательства набирала обороты и бюрократическая машина. Пожарный надзор, СЭС, органы местного самоуправления и прочие ведомства обложили бизнес всевозможными разрешениями, которые необходимы для старта и развития собственного дела. Процедура оформления документации становилась все сложнее: по данным Международной финансовой корпорации (IFC), в 2003 году украинские предприятия в среднем тратили на получение всех разрешений более трех месяцев, в 2004-м — 4,5 месяца. Причем большая часть разрешительных документов — временные: их приходится переоформлять ежегодно.

«Начиная бизнес в Украине, предприниматель зачастую не может даже предположить, сколько и каких конкретно разрешений ему придется получать. До принятия Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» в 2005 году таких разрешений насчитывалось около 1200. В настоящее время — чуть менее 400. Это только те разрешения, которые упоминаются в украинских законах, а не в подзаконных актах, постановлениях, приказах или инструкциях», — говорит Санжар Ибрагимов, советник по юридическим вопросам проекта IFC «Развитие предпринимательства в Украине».

Одними разрешениями госрегулирование малого бизнеса не ограничивается. « Украина остается экономикой с сильнейшим режимом контроля со стороны государства. В развитых странах процедуру проверок проходят только предприятия, входящие в группу риска — малая часть от общего числа субъектов, занятых в фармацевтике, химической промышленности, ядерных разработках и других потенциально опасных видах деятельности», — рассказывает Флорентин Бланк, руководитель проекта IFC «Развитие предпринимательства в Украине». В 2004 году украинский малый и средний бизнес перенес 1,4 млн проверок, которые стоили предпринимателям 500 млн грн (включая штрафы и неофициальные платежи контролирующим органам). По данным исследований международной организации, в Грузии, к примеру, государство регулярно проверяет менее трети всех фирм, в Беларуси — две трети.

«У нас же в 2006 году различным проверкам подверглось 95% предприятий — подобный режим существует только в Таджикистане», — говорит Флорентин Бланк.

Торговая марка

Распространенное мнение: малый бизнес — главный, если не единственный источник инноваций в экономике. Мол, мелкие фирмы могут легко занять свою нишу на рынке, создав новый товар или услугу. Так оно и есть, но не в Украине. Классическое украинское малое предприятие — представитель либо торгового сектора, либо сектора услуг. Если судить по структуре кредитов, которые отечественные банки выдают МСП, на производство приходится, по разным оценкам, менее 5% оборота малого и среднего отечественного бизнеса.

По мнению специалистов IFC, развитие промышленного сектора, а с ним и инноваций, тормозит в первую очередь существующая в стране система стандартизации.

Любой произведенный в Украине товар, а также оборудование, задействованное в производстве, должны соответствовать украинским стандартам, многие из которых содержат требования, существовавшие еще при СССР. Чтобы выпускать нестандартный или даже просто новый товар, нужно оплатить труд инженеров, способных составить технические характеристики продукта, которые станут базой для создания нового стандарта. Такие расходы не под силу начинающему бизнесмену: украинские изобретатели и рационализаторы специализируются не на производстве, а на продаже собственных проектов или идей. Другая проблема украинского малого бизнеса — неумение и нежелание собственников выстраивать долгосрочную стратегию развития бизнеса. « По данным наших исследований предпринимательской среды, в 2003 году только 3-4% МСП имели планы по увеличению бизнеса на несколько лет вперед. Остальные на вопрос, не собираются ли они расширяться в течение ближайших пяти лет, отвечали: слишком долгий срок для планирования». Более того, украинский мелкий производитель после вступления в ВТО может и вовсе исчезнуть как класс.

«После вступления в ВТО украинский рынок будет открыт для продукции иностранных компаний. Украинские производители, зажатые отечественными стандартами, будут вынуждены уступить рынок иностранным производителям», — считает Санжар Ибрагимов.

Все в нишу

Чуть ли не единственное преимущество Украины перед развитыми странами с точки зрения развития малого бизнеса — множество незаполненных ниш. « Промышленный экспорт стимулировал рост экономики и доходов, и сейчас развиваются строительство, торговля, которые зависят от доходов населения, — отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко. — А это именно те сектора, где может себя проявить малый и средний бизнес. Если в Европе и США, чтобы начать успешное дело, нужно создать что-то новое, то в наших условиях можно просто восполнять растущий спрос на уже существующие товары или услуги». « Доля малого и среднего бизнеса в экономике Украины может вырасти за счет естественных процессов. Например, если цены металла, минудобрений или машиностроительной продукции на мировых рынках упадут, крупные экспортно-ориентированные предприятия сократят производство, и их вклад в ВВП снизится, — говорит исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций Оксана Кузякив. — Но малый бизнес в ближайшие 3-5 лет вряд ли будет иметь экспортный потенциал».

www.prostobiz.ua


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство