Из чего делается бензин: Бензин – его качество, состав и свойства

Бензин – его качество, состав и свойства


Самое распространенное горючее для автомобилей и не только – бензин – топливная смесь, получаемая из нефти, имеет сложный состав, различается по множеству категорий и применяется с начала ХХ века. В настоящее время качество бензина в десятки раз улучшено в сравнении с первыми видами топлив, а производственные нормы, требования к составу регулируются условиями сразу нескольких ГОСТ и пересматриваются в соответствии с усилением экологической безопасности по спецификациям Европейского парламента и Совета. Тем не менее, автовладельцам по сей день приходится иметь дело с бензинами недостаточного качества. В обзоре обсуждаем, в чем опасность таких топливных смесей и как избежать нежелательных последствий заправки низкосортным бензином на сомнительных АЗС.


1. Состав и марки бензина

2. Как получают бензин

3. Требования к качеству бензина

4. Какие марки бензина продают на АЗС

5.  Присадки в бензин

6. Всегда ли нужны присадки для повышения октанового числа

7. Где покупать качественный бензин

Состав и марки бензина


У такого вида горючего всегда сложный, многокомпонентный состав – несколько тяжёлых и лёгких фракций нефти, кислосодержащие соединения, также отличаются пропорции углеводородов, примесей. Для определения качества бензинов применяется оценка их физико-химических свойств, но в любом виде бензин производят исключительно из нефти. К слову, происхождение нефти, расположение скважины, отчасти тоже влияет на производство конечного продукта. Например, практически любой состав отечественных месторождения «грешит» увеличенной концентрацией серы. Такая особенность сырья требует дополнительной очистки фракций: присутствие серы в готовом бензине, согласно международным эко-стандартам,  должно быть сведено к мизерным показателям.   

Производство бензина


Получение топлива из сырой нефти – это многоступенчатый сложный технологический цикл. Пропуская непосредственно добычу и транспортировку сырья на предприятие, началом изготовления бензина, как конечного продукта, можно считать снятие проб с нефти. 


Этот этап важен именно для получения информации об элементном и групповом составе, плотности нефти – присутствие в сырье различных соединений всегда непостоянно и обусловлено расположением скважин. После определения концентрации элементов, соединений, нефть направляется в производственный многоэтапный процесс очистки, перегонки, крекинга при высоких температурах, риформинга. Бензин с одним из октановых чисел получают после обработки смеси в газофракционирующей установке, где производится регулировка содержания изобутана, пропан-бутана в топливной смеси. 

Требования к качеству бензина


Поскольку применение высокотоксичных, с присутствием тетраэтилсвинца этилированных бензинов запрещено в России и в большинстве стран мира, параметры качества выдвигаются и оцениваются только в отношении неэтилированных марок горючего.   Характеристики химического и фракционного состава бензина, полученного в процессе многоступенчатой переработки, указаны в трех ГОСТах и одном ТУ (№0251-001-12150839-2015). К параметрам качества автомобильных, мотоциклетных бензинов выдвигаются требования с учётом октанового числа топлива:


  • ГОСТ 2084-77 – межгосударственный документ для стран СНГ, на территории РФ его действие распространяется только на бензин АИ-76;


  • ГОСТ Р 51105-97 – для марок бензина Нормаль-80 и Регуляр-92, более знакомых под обозначениями АИ-80 и АИ-92, стандарт на основе европейского EN 228-1993;


  • ГОСТ Р 51866-2002 – для бензинов с октановым числом 95 и 98, Премиум Евро-95 и Супер Евро-98, включая их виды, документ адаптирован по EN 228-2004. 

Общие технические требования и разбивка по классам для всех составов бензинов определены в ГОСТ 32513-2013. Этим регламентом можно пользоваться при оценке новых марок бензина, например, ЭКТО-100 (Pulsar 100, Ultimate 100 или АИ-100), а также спортивных разработок 100+ с октановым числом, не менее 102 (С-102) и 105. Топливо двух последних видов рекомендуется для гоночных авто, суперкаров, гибридных моторов, такие бензины в повседневном применении пока не популярны.  


Подробнее о составе бензинов с разным октановым числом, об эффективности топлива и параметрах качества относительно разных конструкций двигателей и КПП:

Какие марки бензина продают на АЗС


Самая известная и распространенная система категоризации топлива – по октановому числу. Параметр указывает на сопротивляемость бензина к детонации при определенной степени сжатия в камере сгорания. Чем выше бензин имеет октановое число, тем выше и степень сжатия, а значит, и двигатель должен работать плавнее, равномерно сжигая топливно-воздушную смесь. 


Октановое число для любых бензинов определяется лабораторно, исследовательским и моторным методом, с помощью профессиональных установок, позволяющих имитировать режим поездки «город» (исследовательский метод, при небольших оборотах мотора), а также при максимальной нагрузке на двигатель (моторный метод).   


В уже перечисленных ГОСТах указаны все официальные марки для бензинов с разным октановым числом. Начиная с апреля 2003 года, на российских АЗС автовладельцам доступны бензины 4 марок (согласно №34-ФЗ от 22.03.2003): 


  • АИ-80 – он же А-76, Н-80 или бензин Нормаль-80 в тексте ГОСТ Р 51105-97;


  • АИ-92 – в документе указан, как Регуляр-92;


  • АИ-95 – в ГОСТ Р 51866-2002 этот бензин именуется, как Премиум-95, Премиум-Евро-95;


  • АИ-98 – согласно тому же ГОСТ это Супер-98 или Супер-Евро-98. 


Кроме того, в наименовании бензинов указывается класс экологической безопасности – чем больше цифра, тем благоприятнее для окружающей среды состав продуктов отработки топливно-воздушной смеси. Полностью обозначение бензина выглядит и расшифровывается так: 


Экологические классы бензинов К1, К2 и К3 в России или запрещены, К4 не производится или практически выведено из обращения, а о том, какое топливо лучше, единого мнения не существует. Но всё же решение такого непростого для мотора и финансов вопроса стоит доверить производителю. На современных авто информация от минимальном октановом числе в рекомендуемом бензине размещена на внутренней стороне люка бензобака. 

Не для всех моторов самое высокое октановое число бензина будет означать наилучшую работу клапанов. Бензин рекомендуется выбирать по конструкции и мощности двигателя: высокооктановый АИ-95 не улучшит параметры ДВС со средними характеристиками, литражом, оборотами. И напротив: турбированным версиям двигателей, гибридным моделям рекомендуются виды бензинов с октановым числом от 98, включая спортивный состав топлива или искусственное увеличение параметра с помощью присадок – октан-корректоров.    


Подробно о самых распространённых заблуждениях в вопросе подхода к выбору бензина:

Присадки в бензин


Спорить о том, вредны или полезны специальные добавки к бензину, совершенно необязательно, список разрешенных, а значит безопасных для автомобиля добавок можно найти в регламенте таможенного союза ТР ТС 013/2011. Согласно информации в документе, бензин уже на этапе производства не может содержать такие соединения, как железо, свинец и марганец. Это же условие разумно применить и к выбору присадок для заливки к бензину непосредственно в баке автомобиля самостоятельно. 


Настороженно стоит отнестись к присутствию монометиланилинов (N-метиланилин), несмотря на то, что именно это химическое соединение является самым популярным для повышения антидетонационных свойств бензина. Октановое число такой присадки составляет 280 (по исследовательскому методу), но оптимизм автовладельцев заметно угасает при изучении негативного влияния N-метиланилина на состав бензинов. Недостаточно равномерное растворение любой такой присадки в бензине со временем приводит к образованию смолистых соединений и повышенной нагрузке, износу узлов и деталей двигателя. 


Как более дружелюбные по отношению к бензинам и мотору ТР ТС 013/2011 заявляет присадки на основе трет-бутилметиловых эфиров – МТБЭ. Соединения показывают октановое число в 115-135 по исследовательскому методу, и не является токсичным, способствуя в то же время равномерности сгорания топлива, уменьшению риска коррозии. 

Промышленное производство бензинов допускает ввод присадок, но смешивание разных фракций должно осуществляться контролируемо, на специальных установках, которые и позволяют добиться равномерной консистенции конечного продукта.   

Всегда ли нужны присадки для повышения октанового числа


КПД и мощность мотора не улучшатся, если на АЗС покупается та марка бензина, которая соответствует характеристикам двигателя и рекомендациям производителя авто. В этом случае октан-корректоры не нужны. Их безосновательное применение может ухудшить экономичность ДВС. Вместо октаноповышающих соединений можно обратить внимание на катализаторы горения. 


Если на авто установлен двигатель, работающий под АИ-95 или АИ-98, а по стечению обстоятельств залить любой из этих бензинов возможности нет, октаноповышающая присадка нужна. Без корректора нарушается работа датчика детонации, срабатывая на опережение зажигания. Это может привести в лучшем случае к снижению мощности мотора, а при неблагоприятном прогнозе к прогоранию поршней, детонации и выходу двигателя из строя. 


Стоит учесть, что на рынке автомобильного топлива присутствуют нечистоплотные продавцы бензина, расценивающие предупреждения на применение нежелательных присадок, как безграничное разрешение подобных манипуляций. В итоге автовладельцы, не догадываясь о том, что заправляют бак бензином, разбавленным сторонними смесями, замечают неполадки в работе двигателя. 

Где покупать качественный бензин


Рекомендуется заливать бензин только на АЗС официальных производителей, имеющих достойную репутацию и крупные сети по всей стране. Такие станции всегда готовы предоставить паспорт качества и сертификаты на любую партию топлива. Найти ближайшую проверенную заправку, даже находясь в незнакомом городе, можно на карте АЗС, участвующих в программе организации сети надёжных компаний нефтегазовой сферы: производителей, поставщиков и ритейлеров ГСМ.

Как делается бензин


Бензин — самая популярная и востребованная во всем мире горючая жидкость. Около 850 миллионов ненасытных машин каждый день потребляют более 7 миллиардов литров этого горючего, и их зверский аппетит постоянно растет. Сегодня каждый автовладелец имеет возможность заправлять своего «железного коня» действительно качественным топливом. О том, как его делают, читайте в нашей статье.

Из чего делают топливо

Ни для кого не секрет, что бензин делают из нефти. В России этот вид топлива известен с 1823 года. В те времена его изготавливали на единственном нефтеперерабатывающем заводе под Моздоком. Производство осуществлялось на больших перегонных установках, напоминающих самогонные аппараты. Сегодня это огромное предприятие с самым современным и точным оборудованием, где ежедневно производят бензин, реактивное топливо, дизель и мазут для удовлетворения потребностей в топливе граждан не только России, но и других стран.

Первый этап: очистка нефти

Сырая нефть, только что добытая из недр земли, не пригодна для использования в качестве горючего: сначала ее необходимо промыть и очистить от ненужных солей. Для этого сырье перемешивают с водой и через смесь пропускают ток. Под воздействием электричества соли начинают оседать на дно резервуара. Но даже такую, очищенную нефть все еще нельзя заливать в бензобак.

В состав нефти входят различные углеводороды, каждый из которых отличается по количеству атомов углерода и водорода. Самый легкий из них — газ пропан, самый тяжелый применяется для производства асфальта. Получить бензин из черного золота — задача непростая, реализуемая с помощью сложных химических процессов. Поэтому следующим этапом производства автомобильного топлива является сепарация.

Второй этап: сепарация нефти

Существует две технологии получения бензина:

  • устаревший способ — метод прямой перегонки
  • современный, применяемый на всех нефтеперерабатывающих предприятиях — термический и каталитический крекинг

Метод прямой перегонки

Это устаревший способ производства топлива, именно его применяли на заре появления двигателя внутреннего сгорания. Суть процесса — нагревание нефти в закрытой емкости, получение компонентов в виде газов и сбор конденсата в другом резервуаре.

Однако таким способом уже давно не пользуются из-за его нерентабельности:

  • из 1 л сырой нефти на выходе получается всего 150 мл бензина
  • готовый бензин имеет низкое октановое число — всего 50–60, а этого недостаточно, чтобы завести двигатель

Поэтому для массового производства топлива используется современная и экономически более выгодная технология — термический и каталитический крекинг.

Термический и каталитический крекинг

В специальном аппарате нефть нагревается до 370 градусов. Жидкость закипает и разделяется на молекулы. Сначала в воду превращаются самые тяжелые, битумные фракции. Они оседают у основания трубы. Самые легкие молекулы, из которых состоит бензин и реактивное топливо, поднимаются по трубе выше, конденсируются и собираются в специальную емкость.

Преимущества данной технологии:

  • из 1 л сырой нефти получается как минимум 0,5 л бензина
  • готовое топливо имеет октановое число 70–80 единиц, чего вполне достаточно для работы карбюраторного двигателя

Для получения АИ-92 и АИ-95 в бензин добавляются дополнительные присадки: спирты, эфиры, алкилы. На данном этапе производство бензина завершается. По времени оно длится не менее 6 часов.

Третий этап: лабораторный анализ

Сложность изготовления автомобильного топлива заключается в том, что полученная жидкость очень опасна: одно неловкое движение — и она может взорваться. Но именно способность к детонации делает бензин таким нужным и полезным. Взрывчатость бензина и его чистота от примесей проверяется в лаборатории. Только прозрачный, чистый бензин, соответствующий европейским стандартам качества, выходит за ворота предприятия и попадает в топливный бак вашего автомобиля.

Можно ли сделать бензин самостоятельно

Этим вопросом наверняка задавался каждый автовладелец, ведь цены на топливо растут из года в год. Поискав в Интернете информацию, можно найти достаточно простой способ получения бензина в домашних условиях, которым пользовались еще наши деды во времена топливного дефицита. Но стоит ли овчинка выделки?

Во-первых, вам нужно будет где-то приобрести сырую нефть, которая, как правило, продается в баррелях, а это ни много ни мало 159 литров.

Во-вторых, от данного объема сырья вы в лучшем случае получите только 15% топлива, причем низкого качества, непригодного для применения.

В-третьих, для повышения октанового числа до нужного показателя придется добавлять присадки, а без специального оборудования, знаний и умений вы вряд ли получите действительно качественный и безопасный продукт.

Производство бензина не то занятие, которым стоит заниматься самостоятельно. Это технически, физически и химически сложный процесс, состоящий из нескольких этапов и требующий тщательного контроля со стороны специалистов. Куда проще, безопаснее и выгоднее заправить свой автомобиль уже готовым, чистым и качественным топливом, которое реализуется напрямую с завода-изготовителя, — таким, как на АЗС «Ресурс-Ойл».

Информационный бюллетень по бензину

БЕНЗИН

Этот информационный бюллетень содержит ответы на основные
вопросы по бензину. Объяснит, что такое бензин, как можно быть
подвержены его воздействию, как это может вызвать у вас заболевание, и способы уменьшить или предотвратить воздействие
к бензину.

ЧТО ТАКОЕ БЕНЗИН?

Бензин представляет собой бледно-коричневую или розовую жидкость, изготовленную
из переработанной сырой нефти. Он легко испаряется, легко воспламеняется и может образовывать
взрывоопасные смеси в воздухе. Бензин представляет собой смесь многих различных водородных
и углеродсодержащие химические вещества (углеводороды). Типичная бензиновая смесь
содержит около 150 различных углеводородов, в том числе бутан, пентан,
изопентан и соединения БТЭК (бензол, этилбензол, толуол и
ксилолы).

Бензин также содержит химические вещества, такие как
смазочные материалы, антикоррозионные и антиобледенительные присадки, которые добавляются для улучшения
производительность автомобиля. Эти соединения обычно присутствуют только в очень малых количествах.
суммы. До 1980-х годов свинец обычно использовался в бензине в качестве
антидетонационное средство. Использование свинца было прекращено из-за загрязнения воздуха.
и проблемы со здоровьем. Некоторые бензины также содержат этанол, который производится из
кукуруза. Этанол помогает автомобилю работать более эффективно и производит меньше
загрязнение.

КАК БЕНЗИН ПОПАДАЕТ В
СРЕДА?

Разливы, утечки или неправильная утилизация бензина
может вызвать загрязнение почвы, грунтовых вод, поверхностных вод и воздуха. Утечка
подземные резервуары для хранения или трубопроводы также могут привести к попаданию бензина
окружающая почва и грунтовые воды. Бензин может выбрасываться в воздух при
большие автоцистерны заполняются и опорожняются, и когда вы заправляете свой автомобиль на
сервисная станция.

КАК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ БЕНЗИНА?

Вы можете подвергнуться воздействию бензина

  • вдыхание паров бензина,
  • питьевая вода, загрязненная бензином,
    или
  • прикосновение к бензину, почве или воде
    загрязнены бензином.

Чаще всего контакт с бензином происходит
вдыхание паров при заправке топливного бака автомобиля. Пары также могут присутствовать
в воздухе при испарении бензина из загрязненной почвы или воды. Бензин
пары могут скапливаться в подвалах, подвалах и жилых помещениях. Преднамеренное
нюхание бензина также является проблемой общественного здравоохранения.

Когда бензин просачивается в почву, он может
загрязняют подземные воды, используемые для питья. Большинство химических веществ в бензине
удаляются при водоподготовке, но люди, которые пьют неочищенную воду или воду
из частных колодцев могут быть выставлены. Бензин также может проникать через кожу.
во время контакта, например, при заправке бензина или очистке бензина
проливать.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ БЕНЗИНА НА ЗДОРОВЬЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ?

Многие вредные воздействия бензина обусловлены
отдельные химические вещества в бензине, в основном БТЭК, присутствующие в небольших количествах.
суммы. Вдыхание небольшого количества паров бензина может привести к поражению носа и горла.
раздражение, головные боли, головокружение, тошнота, рвота, спутанность сознания и нарушение дыхания
сложности. Симптомы проглатывания небольшого количества бензина включают рот,
раздражение горла и желудка, тошнота, рвота, головокружение и головные боли.
Ежегодно проглатывание бензина вызывает множество случайных отравлений. Некоторые эффекты
Контакт кожи с бензином включает сыпь, покраснение и отек. Существование
воздействие большого количества бензина может привести к коме или смерти.

Воздействие бензина на здоровье
в течение длительного периода времени малоизвестны. Это связано с тем, что люди, подвергающиеся
бензин обычно подвергается воздействию многих других вещей, которые также могут нанести вред здоровью
последствия. Некоторые работники, ежедневно подвергающиеся воздействию бензина на работе,
страдал потерей памяти и нарушением мышечной функции. На очень высоких уровнях некоторые из
химические вещества в бензине, такие как бензол, как известно, вызывают рак. Текущий
данные, однако, не показывают, что воздействие низких концентраций бензина вызывает
рак у человека.

МОГУ ЛИ Я ПРОВЕРИТЬ НА БЕНЗИН
ВОЗДЕЙСТВИЕ?

В настоящее время нет тестов для измерения
бензин в вашем теле, но, если вы думаете, что вы больны из-за бензина
воздействия, немедленно обратитесь к врачу. Расскажите своему врачу, что вы подозреваете
загрязнение, почему вы подозреваете его и каковы ваши симптомы.

КАК Я МОГУ УМЕНЬШИТЬ БЕНЗИН
ВОЗДЕЙСТВИЕ?

В связи с широким использованием бензина в автомобилях,
грузовики, автобусы и оборудование для ухода за газонами, устранение воздействия будет
трудный. Как правило, вы можете чувствовать запах бензина на уровнях, которые не были бы
ожидается, что это может вызвать последствия для здоровья. Так как бензин может чувствоваться при низких уровнях,
источник обычно может быть найден и устранен.

Если вы подозреваете, что ваш водопровод
загрязнены бензином, вот несколько способов уменьшить воздействие

  • Если в колодезной воде есть бензин, не
    выпей это. Рассмотрите возможность использования бутилированной воды вместо воды из-под крана или подключения к
    общественное водоснабжение.
  • Примите душ или вымойтесь в прохладной воде. Мыть и
    полоскать одежду в холодной воде. Чем горячее вода, тем больше бензина испаряется
    в воздух, которым вы дышите.
  • Проветривание ванных комнат, туалетов и кухонь
    во время и после использования воды, открывая двери и окна и включая вытяжку
    фанаты.

ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?

Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс
Отдел гигиены окружающей среды
Ул. Джефферсон, 525,
Спрингфилд, Иллинойс 62761
217-782-5830
Телетайп (только для слабослышащих) 800-547-0466

Этот информационный бюллетень был частично поддержан
средства от Комплексного экологического реагирования, компенсации и
Целевой фонд Закона об ответственности на основе соглашения о сотрудничестве с Агентством по
Реестр токсичных веществ и заболеваний, Служба общественного здравоохранения, Департамент США
здравоохранения и социальных служб
.

Объяснение бензина — Управление энергетической информации США (EIA)

Бензин — нефтепродукт

Бензин — это топливо, изготовленное из сырой нефти и других нефтяных жидкостей. Бензин в основном используется в автомобильных двигателях. Нефтеперерабатывающие и смесительные заводы производят готовый автомобильный бензин для розничной реализации на автозаправочных станциях.

Нефтеперерабатывающие заводы в основном производят компоненты бензиновых смесей, называемые бензиновыми смесями , которые необходимо смешивать с другими жидкостями для получения готового автомобильного бензина. Большая часть готового автомобильного бензина производится на смесительных терминалах, где бензиновые смеси, готовый бензин и топливный этанол смешиваются для получения готового автомобильного бензина различных марок и составов. Некоторые компании также смешивают моющие средства и другие добавки с бензином перед поставкой в ​​розничные магазины. Смесительные терминалы более многочисленны и широко рассредоточены, чем нефтеперерабатывающие заводы, и имеют оборудование для наполнения автоцистерн, развозящих готовый автомобильный бензин к розничным торговым точкам.

Большая часть готового автомобильного бензина, продаваемого в настоящее время в США, содержит около 10% топливного этанола по объему. Этанол добавляется в бензин в основном для удовлетворения требований Стандарта возобновляемого топлива, который предназначен для сокращения выбросов парниковых газов и количества нефти, которую США импортируют из других стран.

Бензин зависит от марки

  • Обычный
  • Средний
  • Премиум

Некоторые компании называют эти марки бензина по-разному, например, обычный , неэтилированный , средний , средний , супер , премиум или супер премиум , но все они указывают октановое число, которое является антидетонационной характеристикой бензина. (Ни один сорт автомобильного бензина, который сейчас продается в США, не содержит свинец.) Бензин с самым низким октановым числом обычно является самым дешевым. Производители транспортных средств рекомендуют марку бензина для использования в каждой модели своих автомобилей.

Бензонасос с разными сортами бензина

Источник: Стоковая фотография (защищено авторским правом)

Бензин также различается по рецептуре

Помимо марки автомобильного бензина, рецептура бензина может различаться в зависимости от места продажи или сезона года. . Федеральные программы и программы штата по борьбе с загрязнением воздуха, направленные на снижение содержания угарного газа, смога и токсинов в воздухе, требуют обогащенного кислородом бензина с измененным составом и низкой летучести. В некоторых районах страны требуется использовать бензин специального состава для снижения определенных выбросов, и состав может меняться в зимние и летние месяцы. Эти специфичные для данной области требования означают, что бензин не везде одинаков. Бензин, произведенный для продажи в одном регионе США, может быть запрещен к продаже в другом регионе.

знаете ли вы

?

Бензин меняется в зависимости от сезона.

Основное различие между зимним и летним бензином заключается в давлении паров. Давление паров бензина важно для правильной работы автомобильного двигателя. В зимние месяцы давление паров должно быть достаточно высоким для легкого запуска двигателя. Летом во многих районах требуется более низкое давление пара, чтобы уменьшить загрязнение воздуха.