Российское председательство в Арктическом совете: Пробуждение гиганта
Смотреть все статьи
Введение
20 мая 2021 г. в Рейкьявике, Исландия, состоялась 12-я -я -я встреча министров Арктического совета. Встреча 2021 года была ожидаема наблюдателями региона, поскольку она знаменует собой начало чередующегося председательства России. Москва возглавляет совет во второй раз с момента его создания в 1996 году.
На этом заседании Российская Федерация представила повестку дня своего председательства в Арктическом совете. Продолжая цели исландского председательства, Россия намерена проводить прагматичную политику в Арктике. В надежде найти баланс между экономическими интересами, неотложной заботой об окружающей среде и ожидаемыми требованиями социальной политики Россия выделила четыре приоритета: качество жизни арктических сообществ, которые не ограничиваются коренными народами; защита от последствий изменения климата, в частности таяния вечной мерзлоты; социально-экономическое сотрудничество между арктическими регионами для ускорения строительства устойчивых инфраструктур; и, наконец, обеспечение стабильности Арктического совета и действия в пользу его развития. В ходе встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил приверженность России продолжению усилий, предпринятых за последние два года.
В мае 2019 года впервые в истории форума восьми министрам иностранных дел не удалось согласовать совместное заявление во время министерской встречи в Рованиеми, которая завершила финляндское председательство. Госсекретарь США Майк Помпео резко раскритиковал деятельность Китая в полярном регионе, а также позицию Канады и России в отношении морских переходов. Столкнувшись с тем, что администрация Трампа не соглашается с общим мнением о более активном участии в региональном сотрудничестве, Россия увидела возможность позиционировать себя как лидера арктического сотрудничества.
В то время как Россию обычно называют угрозой в Арктике, в контексте больших экономических амбиций и стратегической напряженности, напоминающей период холодной войны, какой позиции можно ожидать от Москвы в течение этого двухлетнего президентства?
Исторический интерес России к Арктике
Крайний Север России представляет собой большую часть арктического региона как с точки зрения демографии, так и с точки зрения площади. В то время как половина населения Арктики проживает в России, ее береговая линия составляет 53% береговой линии Северного Ледовитого океана. Для Москвы Арктика имеет стратегическое значение для утверждения международного статуса и могущества страны. Россия продемонстрировала сильное присутствие в Арктике, особенно после открытия в 2014 году новых военных баз вдоль Северного морского пути. Ставя доступ к природным ресурсам в центр своей стратегии и стремясь восстановить эту первоначальную границу, которая была сердцевиной советского воображения, Россия является ключевым игроком в управлении Арктикой.
Интерес России к арктическому региону не нов, так как стратегический и экономический потенциал региона подчеркивался со времен Крымской войны в 19 веке. Этот конфликт выявил военный потенциал Северного морского пути. Во время Первой мировой войны построенный в 1915 году Мурманский порт служил пунктом снабжения союзных войск. Выходя за рамки национального масштаба, интерес России к Арктике заставил советский режим позиционировать себя в пользу прочного регионального сотрудничества, позволяющего лучше управлять этой стратегической зоной. В 1987, Мурманская речь Горбачева призвала сделать Арктический регион зоной мира и ввела межгосударственное сотрудничество
1
, которая была оформлена девятью годами позже с принятием Оттавской декларации в 1996 году. Многие исследовательские проекты Арктического совета связаны с решением экологических проблем в российской Арктике.
В период с 1996 по 1999 год Россия имела слабое присутствие в Арктическом совете. Однако в 2000-е годы Москва начала инвестировать в крупные проекты развития так называемой «рентабельной» российской Арктики. В настоящее время на Арктический регион приходится значительная доля национальной экономики – от 10 до 20% российского ВВП и всего экспорта приходится на этот регион. Важная для национальной безопасности Москвы российская Арктика понимается прежде всего из-за ее экономического и коммерческого потенциала, что остается точкой зрения российской элиты.
Итак, первое российское председательство в период с 2004 по 2006 год получило вялые оценки наблюдателей. Даже если встречи были хорошо организованы, российская повестка была бедна по существу, и, в конце концов, было запущено мало проектов. Однако были свидетельства приверженности сотрудничеству – например, российское государство снизило стоимость сопровождения ледоколов в рамках Международного полярного года до 50% по просьбе Швеции в 2006 г. Элана Уилсон Роу, географ NUPI, отмечает нынешний парадокс арктической политики: поскольку экологические вопросы становятся стратегическими, сотрудничать в этой сфере сегодня труднее, чем в XIX90-е
2
. Однако полярная политика России в период ее председательства в Арктическом совете направлена на укрепление сотрудничества даже с неарктическими государствами.
С 2007 г. возрождение российских амбиций в Арктике
Если 2 августа 2007 г. в ходе российской экспедиции был установлен флаг на дне океана в предполагаемом месте Северного полюса на глубине 4261 метр скорее коммуникативная стратегия, чем территориальная претензия, она остается ярким примером амбиций России в регионе. Российское государство утверждает, что часть морского дна, известная как хребет Ломоносова, простирается до сибирского континентального шельфа, что позволяет запрашивать расширение исключительной экономической зоны (ИЭЗ) страны. Однако стремление России отстаивать эти права часто преувеличивается, поскольку Канада и Дания подали аналогичные претензии в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS). Если бы эти претензии были подтверждены, эти государства могли бы договориться о расширении своей ИЭЗ. Однако следует помнить, что требование, подтвержденное CLCS, не ведет автоматически к расширению ИЭЗ — это будет предметом двусторонних переговоров.
В 2008 году исполняющий обязанности Президента России Дмитрий Медведев определил четкую линию политики в отношении Арктики в документе « Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и последующую перспективу ».
3
. Затем Москва запустила инвестиционный план на 35 миллиардов евро до 2020 года, подчеркнув стратегическую важность Арктики для России.
Россия как новый лидер в Арктике ?
В сентябре 2017 года в рамках «Программы развития Арктики до 2025 года» Минэкономразвития России представило законопроект о создании восьми «хаб-зон». С этой арктической стратегией Россия возобновила активную политику крупномасштабного развития своего полярного региона и посылает убедительный сигнал о своем желании контролировать район, который считается центральным для ее экономического развития, а также ее политики безопасности и обороны. С тех пор Москва продолжает свои усилия по укреплению потенциала Северного флота, продолжению строительства и модернизации военной инфраструктуры, такой как военные аэродромы (среди прочего, Кольский полуостров, остров Котельный, Тикси и Анадырь), а также совершенствованию своей сети воздушно-космической обороны. Однако следует отметить, что, несмотря на это реинвестирование, уровень инфраструктуры и оборудования остается намного ниже, чем был во времена холодной войны. В то же время в Арктике активизируются военные действия, и страны НАТО регулярно организуют учения «Холодный ответ» в Норвегии.
На дипломатическом уровне за российскими инвестициями можно наблюдать и через организацию крупных конференций по инициативе Москвы. Пятый Международный арктический форум («Арктика, территория диалога»), организованный в Санкт-Петербурге в апреле 2019 года, стал для Москвы возможностью представить свои амбициозные проекты по экономическому развитию своего северного региона. Российские группы, такие как «Новатэк», «Газпром», «Норникель» и «Росатом» — участники-организаторы — возглавляют реализацию этой стратегии. По сравнению с предыдущим форумом, состоявшимся в 2017 году, аудитория на 50% больше, и в центре обсуждения были вопросы коммерческого освоения Северного морского пути и эксплуатации его подземных ресурсов. В конечном счете, эта конференция представляется дипломатическим инструментом для объединения международных партнеров для политического и экономического сотрудничества в регионе.
В своем послании от 21 апреля 2021 года Владимир Путин подтвердил приверженность своего правительства улучшению инфраструктуры и связности в российской Арктике в рамках новой стратегии, намеченной правительством на 2020 год. газового месторождения в стратегический порт Сабетта демонстрирует решение России вкладывать значительные средства в инфраструктуру этого отдаленного, но богатого ресурсами региона. Эти инфраструктурные и энергетические проекты дополняют стремление России развивать Северный морской путь (СМП), что является приоритетом российского правительства. СМП является основой этой политики, проводимой на Крайнем Севере с конца 2000-х гг. Хотя Росатом, государственная компания, управляющая СМП, не стесняется продвигать этот маршрут, который преподносится как альтернатива традиционным морским маршрутам, Москва далека от достижения своих целей. Еще до 2018 года Россия предполагала годовой объем грузовых перевозок в 80 млн тонн на 2024 год, при текущей траектории (32 млн тонн на 2020 год) эта цифра не будет достигнута. С тех пор российские власти снизили свою цель до 60 млн тонн грузов, проходящих через СМП в год, то есть в два раза больше, чем сейчас.
Теперь, когда Соединенные Штаты ослаблены диссидентской политикой Трампа, Россия может стать политическим лидером в регионе. В то время как Москва ищет технологического и финансового партнерства, размещение инвестиций и технологий в Арктике более чем когда-либо требует спокойного политического климат в интересах всех — прежде всего России
4
. Новый Стратегический план Арктического совета, одобренный на встрече в Рейкьявике, подтверждает важность регионального сотрудничества
5
.
Европейский Союз и Россия, история недоразумения
На фоне украинского кризиса и европейских санкций Россия по-прежнему выступает против и блокирует получение Европейским Союзом статуса наблюдателя, первоначально отложенного во время министерской встречи 2017 года, решение не было принято ни на встрече 2019, ни на встрече 2021 года. Несмотря на поддержку Норвегии, Финляндии и Швеции, ЕС получил только ad hoc Статус наблюдателя в Арктическом совете. Вопрос о предоставлении Арктическому совету статуса наблюдателя ЕС, осложненный украинским кризисом, заставляет задуматься о географической близости ЕС к России в регионе и о сложности сохранения Арктики свободной от внешней геополитической напряженности.
Арктика фигурирует в глобальной внешней политике и стратегии безопасности ЕС, Общее видение, совместные действия: более сильная Европа , выпущенная в июне 2016 г. Эта стратегия признает важность сохранения существующих направлений сотрудничества с Россией в Арктике и подчеркивает стратегическую заинтересованность ЕС в поддержании мира в этом районе и отсутствии напряженности благодаря сотрудничеству, обеспечиваемому Арктическим советом.
Некоторые форумы регионального сотрудничества, такие как Северное измерение (объединяющее четырех партнеров по вопросам, касающимся окружающей среды, общественного здравоохранения, социального обеспечения и культуры, а также транспорта и инфраструктуры) или Совет Баренцева/Евроарктического сотрудничества, являются немногими возможности для сотрудничества, которые продолжаются, заставляют Россию и ЕС работать вместе после кризиса 2014 года.
Однако санкции Запада после аннексии Крыма Россией в 2014 году только усилили российскую тенденцию «развернуться на Восток».
6
. Чтобы компенсировать внезапное прекращение инвестиций и потерю доступа к западной банковской системе в результате санкций, России стало необходимо найти альтернативы, позволяющие ей осуществлять свои энергетические проекты в Арктике.
7
. Последние несколько лет Москва стремится диверсифицировать и открыть свои проекты для инвестиций из азиатских стран (Япония, Индия, Сингапур). Точно так же Россия сблизилась с Китаем, чтобы получить доступ к финансовым ресурсам из разных Структуры инициативы «Один пояс, один путь» .
Нынешнее состояние китайско-российских отношений — какова реальность и какие возможности для Арктики?
Китайско-российское партнерство, которое два государства часто называют стратегическим, находится под пристальным наблюдением. Растут опасения по поводу создания «китайско-российской оси» в Арктике и других местах. Однако важно иметь в виду, что эта тревожная риторика часто связана с другими целями (электоральные соображения, получение кредитов во время переговоров по ограниченному бюджету).
Несмотря на их дипломатическую позицию, отношения между Россией и Китаем довольно неоднозначны
8
. Москва и Пекин по-прежнему настороженно относятся друг к другу. Позиция России в отношении заявки Китая на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете была давним препятствием для Китая, чья первая заявка датируется 2007 годом. Хотя страны Северной Европы были за, Россия и Канада сопротивлялись. Эти два правительства увидели в этом ненужную интернационализацию организации. В 2013 году этот статус наконец был предоставлен Китаю. Удаление слова «постоянный» в официальном названии и кодификация ролей и обязанностей наблюдателей в Совете ослабили давнее нежелание.
Однако в полярном регионе сотрудничество между двумя государствами остается в основном экономически и то в ограниченной степени. Хотя Китай часто называют спонсором российских проектов и инфраструктуры, в настоящее время страна участвует только в трех проектах: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2» и газопроводе «Сила Сибири». Эти экономические связи и китайские инвестиции, безусловно, важны, но они остаются в том же масштабе, что и другие международные партнеры. Они также представляют собой редкие китайские прорывы во всем арктическом регионе. В то время как китайско-российское партнерство привлекает все больше внимания средств массовой информации, Китайская Народная Республика — не единственная азиатская страна, работающая с Россией над газовыми и нефтяными проектами. Например, Япония также участвует в проекте «Арктик СПГ 2» через консорциум Mitsui и JOGMEC.
Однако за этим прогрессом скрывается реальность давнего недоверия между российскими и китайскими властями. Хотя торговые сделки являются признаком расширения сотрудничества, объясняет доктор Элизабет Бьюкенен из Университета Дикина в Австралии, « партнерство в Арктике следует рассматривать с точки зрения русской пословицы «Доверяй, но проверяй». » В связи с этим полезно помнить о длительном сроке заключения торговых сделок по различным проектам в Арктике. Китайско-российские отношения » таит в себе исторические обиды и некоторые взаимные подозрения — и не только среди политических элит. », — говорит Бьюкенен.
Несмотря на эти оговорки и препятствия, именно с Россией Китай добился наиболее заметного прогресса в установлении своего присутствия в Арктике. В настоящее время существует готовность продолжить это экономическое партнерство и даже распространить его на инвестиции и проекты, связанные с добывающими секторами и секторами связи.
Китай стремится узаконить свое присутствие в Арктике, заявляя, что он является «приарктическим» государством, и эта риторика используется не только им: различные акторы стремятся показать свою близость к региону, причем близость не только рассматривается как географическое измерение. Polar Silk Road (PSR) — это попытка Китая объединить Северный Ледовитый океан и его потенциальное судоходное значение в рамках своей более крупной инициативы «Один пояс, один путь» . Включая Арктику во всемирный суперпроект, Китай пытается позиционировать себя как жизнеспособный ответ на потребности развития региона, что, конечно же, поможет ему получить более законное и центральное место в Арктике.
На данный момент российские и китайские интересы движутся в одном направлении, и руководство Китая, похоже, осознает, что оно должно извлечь из этого максимальную пользу, прежде чем произойдет возможный поворот вспять. включает ПРБ как цель экономического развития, которую необходимо достичь, что представляет собой новый шаг в региональном мышлении для руководства Китая. В будущем было бы разумно оставаться в курсе эволюции этого конкретного аспекта. Вполне вероятно, что усилия Китая по медленному, но верному определению Арктики как глобального пространства вступят в противоречие с российскими интересами. Ведь в этом вопросе Россия очень чувствительна и считает своим правом и обязанностью контролировать морские перевозки вдоль своих берегов. Москва, уже осознавая эту экономическую зависимость от китайских инвестиций, пытается диверсифицировать своих партнеров, особенно со странами Азии. Таким образом, роль, которую Москва захочет уступить наблюдателям Арктического совета в отношении различных пунктов, упомянутых выше, будет предметом пристального внимания. Отсутствие ответов на заявления о предоставлении статуса наблюдателя, поданные Ирландией, Эстонией и Чехией на последней министерской встрече 19 мая.20-е и 20-е могут быть ранним сигналом.
Добыча полезных ископаемых является еще одним важным вопросом для региона и российско-китайского партнерства. Освоение Россией своих арктических территорий до сих пор всегда было тесно связано с добычей полезных ископаемых и углеводородов. Но экологический кризис и климатические изменения, глубоко затрагивающие регион, требуют замедления или даже прекращения такой практики. Как новое российское председательство в Арктическом совете — организация, в значительной степени созданная вокруг экологических и климатических проблем и занимающаяся ими, — сформулирует свои решения этого парадокса региона, чрезмерно подверженного и уязвимого к пагубным последствиям изменения климата, но открывающего новые возможности для эксплуатации? которые ускоряют его? Официальная китайская риторика также нуждается в сомнении. Китайские власти позиционируют себя как сторонники экологических и глобальных изменений, что противоречит экономической деятельности, которую напрямую продвигает то же руководство. В Арктике и даже в большей степени в российской Арктике китайское присутствие во многом, если не полностью, связано с этой вредоносной деятельностью.
Каковы перспективы президентства в 2021-2023 годах?
На встрече министров Арктического совета 20 мая 2021 г. были одобрены многие планы действий и отчеты, в том числе Доклад об изменении климата в Арктике 2021 г. Глобальное потепление угрожает этому региону мира, где его последствия ощущаются в три раза быстрее, чем в другом месте на земном шаре
9
, преемственность климатической и экологической повестки в период председательства в совете является ключевым аспектом регионального управления. Однако добывающие амбиции России в арктическом регионе вызывают опасения по поводу экологических последствий такой промышленной политики.
Горное дело – это реальный рычаг экономического развития и утверждения национального единства и структурирования сибирской территории. Создание настоящих бизнес-городов
10
как и в Новом Уренгое, где 70% рабочих мест приходится на российскую газовую промышленность, эта экономическая модель представляет собой основную базу деятельности для жителей арктического региона.
Эта неустойчивая добывающая экономика является настоящим прорывом в экологическом переходе Сибири и России в целом. Таяние вечной мерзлоты, вызванное глобальным потеплением, ослабляет инфраструктуру и ускоряет последствия глобального потепления в цикле обратной связи. Несмотря на экологическую политику в 1990-е годы привели к охране 25% территории Якутии
11
российская арктическая территория в настоящее время ослаблена последствиями изменения климата, которые угрожают как городским центрам, населению, так и господствующей в этих полярных регионах добывающей экономике
12
. Коренное население, составляющее 5% населения российской Арктики, остается под давлением деятельности добывающей промышленности. Эти действия представляют угрозу для сохранения их территории, несмотря на реализацию политики компенсации с проведением независимой экспертизы для оценки ущерба, причиненного данным видом эксплуатации.
Предстоящее председательство в Арктическом совете представляет собой реальную возможность для России продемонстрировать свою заинтересованность в установлении здорового и многостороннего сотрудничества между различными членами Арктического совета. Поскольку Россия не может использовать это президентство для удовлетворения своих национальных амбиций, она вынуждена действовать на опережение по отношению к другим арктическим странам. Арктическим государствам до сих пор удавалось сохранять диалог и сотрудничество в регионе, и эта ситуация, несмотря на определенные уступки, такие как статус наблюдателя ЕС, является предметом консенсуса восьми арктических государств.
Россия намерена опираться на председательство Исландии и занять прагматичный подход к интеграции всех государств этого региона в конструктивный диалог. Председательство России является частью Арктической стратегии России на 2020-2035 годы, направленной на широкомасштабное освоение ее арктической территории. В то же время Москва через своего арктического посла Николая Коршунова заявляет, что « тесно сотрудничает со всеми арктическими странами не только в разработке арктической политики, но и в ее реализации»9.0026 » .
20 мая 2021 года Сергей Лавров подчеркнул готовность своей страны продолжать сотрудничество, инициированное председательством Исландии, продолжая работу по климатическим и социально-экономическим вопросам в полярном регионе: « Мы надеемся, что председательство России послужит дальнейшее укрепление регионального сотрудничества. Решение проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в высоких широтах, требует действительно коллективных подходов ».
Однако можно выделить парадокс между российской повесткой дня в Арктическом совете, ориентированной на устойчивое развитие и борьбу с последствиями изменения климата и соответствующей предыдущему председательству Исландии и Финляндии, и самой иная реальность внутренней политики развития своих арктических регионов. Экологическая катастрофа мая 2020 года с выбросом 20 000 тонн дизельного топлива в реку Амбарную и ее притоки в Норильской области напоминает нам об огромном дефиците государственной политики по сохранению окружающей среды и борьбе с изменением климата. С другой стороны, положение коренных малочисленных народов Российской Арктики постоянно ослабляется административными и правовыми мерами, в том числе законом об «иностранных агентах», препятствующим деятельности таких НКО, как Райпон ( Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера ), которые поддерживают тесные контакты со своими коллегами в других арктических регионах. Эти парадоксы могут поставить дипломатические заявления Москвы на арктической арене в затруднительное положение
Notes
- Åtland, K. (2008). Михаил Горбачев, Мурманская инициатива и десекьюритизация межгосударственных отношений в Арктике. Сотрудничество и конфликты, 43(3), 289-311. дои: 10.1177/0010836708092838.
- Элана Уилсон Роу (ред.), Россия и Север, Оттава, Univ. Ottawa Press, 2009, 218 стр.
- Правительство России. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. 2008. Consulté le 31/05/2018.
- Lasserre, Choquet, Escudé Joffres, Géopolitique des pôles , Cavalier bleu 2021.
- Арктический совет (2021). Стратегический план Арктического совета на 2021–2030 гг. Рейкьявик. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2600.
- Шагина Мария. «Поворот России в Азию: между риторикой и содержанием». Орбис 64, № 3 (1 января 2020 г.): 447‑60.
- Dans un discours de 2021, V. Poutine montrait cette tenance à la diversification, orientée vers l’Asie. Путин, Владимир. «Россия и меняющийся мир. Статья В. Путина о внешней политике». Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, 27 февраля 2012 г. http://rusemb.org.uk/press/612.
- Сараджян Симон. «Почему союз России с Китаем маловероятен, но не невозможен». Исследования и документы. Париж, Франция: Fondation pour la Recherche Stratégique, сентябрь 2020 г.
- Брэди, Энн-Мари. Китай как полярная великая держава . Издательство Кембриджского университета, 2017, с. 233.
- Деше, Пьер-Анри. «Отчет предупреждает, что Арктика нагревается в три раза быстрее, чем планета». Phys.Org , 20 мая 2021 г. https://phys.org/news/2021-05-arctic-faster-planet.html.
- Иветт Ваге. Les formes et les enjeux de l’urbanisation en Arctique. Дэниел Джоли. L’Arctique en Mutation, 46, Editions de l’EHPE, стр. 125-134, 2016, Les Mémoires du Laboratoire de Géomorphologie, 978-2-
1-23-9. Halshs-01779914
- Эмили МАЙ, «Экстремально-восточная Сибирь: природа и посткоммунистическая республика Саха (Якутия)», Strates [En ligne], 12 | 2006.
Gazprom: Nord Stream 1 supply to EU to be cut further
Published
Related Topics
- Russia-Ukraine war
Image source, Getty Images
Дженнифер Мейерханс
BBC News
Российский энергетический гигант «Газпром» заявляет, что в очередной раз резко сократит поставки газа в ЕС по магистральному газопроводу из-за ремонтных работ.
«Газпром» заявил, что остановка еще одной турбины на газопроводе «Северный поток-1» сократит суточную добычу газа до 20%, что вдвое сократит текущий уровень поставок.
Правительство Германии заявило, что технических причин для ограничения поставок газа нет.
Вероятно, странам ЕС будет сложнее пополнить свои запасы газа перед зимой.
Трубопровод «Северный поток-1», по которому газ перекачивается из России в Германию, уже несколько недель работает значительно ниже мощности и в начале этого месяца был полностью остановлен на 10-дневный перерыв на техническое обслуживание.
В прошлом году Россия поставила в ЕС 40% своего газа, и ЕС обвинил Россию в использовании энергии в качестве оружия.
Европейская комиссия призвала страны сократить потребление газа на 15% в течение следующих семи месяцев после того, как Россия предупредила, что может ограничить или полностью остановить поставки.
Согласно предложениям, добровольная цель может стать обязательной в чрезвычайной ситуации.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что перспектива прекращения Россией всех поставок в ЕС является «вероятным сценарием».
Во вторник министры энергетики встретятся в Брюсселе, чтобы подписать планы.
Но ожидаются многочисленные отказы на фоне сопротивления со стороны некоторых государств-членов.
Оптовые цены на газ подскочили после вторжения России в Украину в феврале, что сказалось на счетах потребителей за электроэнергию.
Реагируя на заявление «Газпрома», президент Украины Владимир Зеленский заявил, что это «открытая газовая война, которую Россия ведет против объединенной Европы — именно так ее и следует воспринимать».
- Может ли мир обойтись без нефти и газа?
- Нет веры в Россию, Германия борется за энергию
- Российский газовый босс говорит: «Наш продукт, наши правила»
Газпром заявил, что последнее сокращение поставок начнется в 04:00 по Гринвичу в среду из-за «технического состояния» одной из двух последних работающих турбин.
Но пресс-секретарь министерства экономики Германии заявила информационному агентству AFP: «Согласно имеющейся у нас информации, технических причин для сокращения поставок нет».
Кремль утверждает, что является надежным энергетическим партнером, и обвиняет западные санкции в недавнем прекращении поставок газа в ЕС.