ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Одноколёсная строительная тачка – на что обратить внимание, делая выбор? Разработка песка в ручнуюс носилками и тачками строительными


характеристики, применение, цена за м3 и мешок

Песок ― своеобразный материал: кроме детских мимолетных замков из него ничего не возведешь, но тем не менее на стройках без него не обойтись. И хотя он распространен почти везде, не каждый подходит по составу для повсеместного применения. Строительным песком называется сыпучий неорганический материал с зернами не более 5 мм. Впечатляют объемы его использования: одна только Москва расходует восемь кубических километров в год.

Оглавление:

  1. Характеристики
  2. Сфера применения
  3. Цены

Его виды и особенности

По происхождению сыпучие стройматериалы делятся на естественные и искусственные. Последние получают дроблением мрамора, гранита, кварца, а также шлаков и стекловидных тел. Затраты на измельчение частично окупаются тем, что материалу с неровными гранями для образования раствора нужно меньше цемента.

Натуральные же пески добывают из месторождений, находящихся на суше или в воде (реке, море). Один из них ― карьерный, его в природе много, да и добывать легко, но он содержит в себе камни и глину, то есть может быть неоднородным по механическому составу. Если использовать его на подсыпку (дорожную или под фундамент), то никаких проблем нет; для применения в строительных растворах надо очищать.

После обработки он идет уже в двух разновидностях: сеянный и намывной. Если после сита глина и пыль в нем еще остаются, так как удаляются только крупные фракции, то после того, как он побудет под струей воды ― уже нет. Очищенный стройматериал применяют для штукатурных работ.

Речной, как и морской, примесей не имеет, можно использовать везде. Но при всей своей универсальности ему в растворах для схватывания и прочности нужно много цемента, так как зерно окатанное. Вдобавок дороговат: нет расходов на промывку, но для добычи требуется гидронасосная спецтехника, потому стоит такой материал в 2 раза больше карьерного. А морской из-за содержания солей надо обязательно промыть пресной водой.

Все реки разные, открытые месторождения тоже, потому пески для строительных работ, взятые не из одного места, отличаются по химико-механическому составу. Поэтому не может быть универсального использования этого материала с общим названием. Это учитывается в сферах применения: никто не отправит карьерный песок для изготовления штукатурного раствора. Точно также из речного не будут готовить бетон. Так как материал сыпучий, любой его вид можно расфасовать в мешки, что особенно удобно в ремонтных работах.

Технические характеристики песка

Главные характеристики, выявлением которых занимаются лаборатории:

1. Модуль крупности, или МКР. При прохождении через ряд сит с заданной величиной ячейки на каждом из них остается какая либо фракция. Потом все они суммируются, и результат делится на 100. Так определяется зернистость материала. Эта характеристика важна потому, что у крупного песка много пустот между частицами, значит, повышенный расход цемента.

2. Коэффициент фильтрации. Единица измерения ― м/сут., указывается глубина проникновения воды в толщу. Зависимость с другими характеристиками такова: чем больше зерна и чище, тем выше этот показатель.

3. Объемно-насыпная масса. При загрузке сыпучих веществ между его частицами пустот больше, чем у очень долго пролежавшего массива пород. У нетронутого песка плотность около 2500 кг/м3, у пересыпаемого ― в два раза меньше, то есть вес одного куба сокращается вдвое. Эти числа важны при определении расхода материалов.

4. Влажность. От нее сильно зависит и предыдущая характеристика: при увеличении количества воды до 10 % объемно-насыпная масса и плотность падают, так как обволакивание жидкостью песчинок идет без вытеснения воздуха из пустот и промежутков между ними, при большей же доле влаги газ уходит, и эти показатели растут.

5. Класс радиоактивности. Если этот показатель выше 370 Бк/кг, то экологически безопасное использование песка ― только за городом при строительстве дорог, коли ниже ― можно применять в домостроении.

6. Содержание глины, ила и пыли. Эти частицы уменьшают сцепление с цементом, так как его вяжущие свойства расходуются вхолостую на обволакивание микрочастиц. Они могут быть органического происхождения, и их последующее разложение сократит сроки службы конструкции.

7. Важен еще и такой показатель, как класс. Он определяет крепость и твердость бетона, так как эта величина показывает прочность частиц на сжатие: 1 ― до 30 мПа; 2 ― до 20, специальный ― до 40.

Применение

Сам по себе песок недорогой (цену за 1 м3 можно узнать в данной статье), особенно если он карьерный, поэтому его огромное количество тратится на строительства автодорог. На стройках неоценима роль песка, как наполнителя в растворах и бетонах, в заливке фундаментов, даже простое выравнивание площадки под возведение дома проходит с применением этого материала. Мелкие его фракции являются одним из компонентов в сухих смесях. Фильтрующие свойства и способность свободно пропускать через себя воду позволяет использовать его для дренажа.

На аэродромах песок используется в качестве асфальтового наполнителя, благо образованные им поверхности обладают необходимыми твердостью и износоустойчивостью. Для удобства применения и транспортировки индивидуальными застройщиками материал продается в мешках весом 25 и 50 кг.

В декоративной отделке фасадов и комнат, для обустройства пешеходных дорожек в ландшафтном дизайне широко используются для цветного выделения окрашенные пески. Коммунальные службы применяют материал для оформления детских площадок.

Если взять весь стройматериал за 100 %, то в процентном отношении складывается такая картина:

  • 40 % ― дороги;
  • 25 % потребляет промышленность;
  • 20 % ― капитальное строительство;
  • 15 % используют частники, коммунальные службы, сельское хозяйство.

Стоимость

Она непрерывно медленно растет, особенно в послекризисное время. Уже стал классическим пример выхода США в прошлом веке из Великой Депрессии благодаря вложению денег в строительство. Его объемы увеличиваются, а повышенный спрос может диктовать цены. От близости мест добычи, так как при больших расстояниях возрастает стоимость доставки. Улучшение характеристик (просеивание, промывка, сортировка) материала тоже стоит немалых денег. От вида, способа его получения цена также зависит: для этого существуют ГОСТы с требованиями к сортности, определяющей стоимость.

На нее может повлиять вид транспорта при доставке, количество его единиц, время на выполнение, требуемая срочность. Речной песок самый дорогой из-за трудностей добычи. Но цены на карьерный, зато промытый, приближаются к нему благодаря технологии очистки. При заказе большого количества стоимость за куб или за тонну меньше, чем в розницу, где можно приобрести песок в мешках.

Вот как меняется цена за 1 м3 у разных видов:

НаименованиеЦена, руб/м3
Речной980
Карьерный630
Мытый850
Сеянный750
Пескогрунт400

Объемы доставки:

Цены за 1 м3, рубли
Объем м3351015182025100500
Карьерный1 9701 300800620600580530520470
Сеянный2 1501 320830690640620590580530
Мытый2 2001 370950770700670650640620
Речной2 6701 5001 000920880870840820810

Следует иметь в виду, что курс рубля изменяется. Поэтому вполне возможно, что купить сыпучий материал придется по более высоким ценам. Наиболее дорого приобретать его в мешках по причине малого объема и веса и стоимости самой упаковки.

stroitel-list.ru

Носилки строительные – назначение и изготовление + видео

Носилки строительные применяются в ремонтных, хозяйственных и бытовых целях со времен древнеегипетских фараонов, и при этом они не утеряли своей актуальности в эпоху космических полетов, инноваций и микроэлектроники.

Носилки – основные определения

Сколь бы бурно не развивался технологический прогресс, полностью отменить ручную переноску грузов он не в состоянии. Возможно, это произойдет в отдаленном будущем, когда в каждом хозяйстве найдется место роботам, однако сегодня подобная перспектива выглядит фантастической. А обыкновенные носилки более чем реалистичны и вполне универсальны.

С помощью носилок переносятся камни, керамическая плитка, кирпичи для кладки каминов, шлакоблоки для возведения стен и вообще любые штучные стройматериалы. Они удобны для транспортировки различных сыпучих грузов – от цемента и песка до гальки и щебня. На носилках можно выносить мусор со стройплощадки, листву, траву и корни с приусадебных участков. Их применяют для разгрузки комбикорма, удобрений и в качестве мобильной емкости для множества иных хозяйственных дел.

Использование любых носилок предполагает труд двух человек со сравнительно схожей силой и выносливостью. Если напарника не имеется, придется как можно шире применять садовую тележку или тачку – в одиночку пользоваться носилками попросту невозможно. Разве что носить их в ненагруженном состоянии и переставлять с места на место, что вряд ли поможет в ремонте или строительстве.

Разновидности строительно-хозяйственных носилок

По материалу изготовления различают носилки строительные пластиковые, металлические и деревянные:

  • Пластиковые носилки – строго говоря, из пластмассы сделана только основная емкость, а рукоятки у многих моделей выполняются из дерева. Применяются обычно для переноски сыпучих грузов, так как из таких носилок они не просыпаются. Максимальная грузоподъемность достигает 100-120 кг. К сожалению, самый прочный пластик может расколоться или потрескаться от одного неосторожного удара, и придется приобретать инструмент заново;
  • Металлические носилки. Их емкость сделана из листовой жести (на стальном каркасе либо без такового), ручки тоже могут быть обиты металлом. Обладают максимальной прочностью и грузоподъемностью до 200 кг. Однако стоимость жестяного корпуса весьма значительна, а пригодность к ремонту невелика. О такие носилки легко порезаться или пораниться в процессе работы;
  • Деревянные носилки. Удобны для любых строительно-ремонтно-хозяйственных целей, их просто изготовить самостоятельно и легко при необходимости починить. Из недостатков можно отметить большой вес – перемещение даже пустого устройства потребует больших усилий, чем переноска металлического или пластикового «коллеги».

Стандартные размеры носилок строительных касаются габаритов емкости для груза и составляют 20-30 см в глубину, 50-60 см в ширину и 70-90 см в длину. Общая длина рукояток лежит в пределах 150-160 см, дабы была возможность разворачивать носилки в нагруженном состоянии на лестничных пролетах.

Зачем заниматься самостоятельным изготовлением обыкновенных носилок, если данный товар не является дефицитом для хозяйственных магазинов? Во-первых, потому что торговые сети предлагают обычно пластиковые и металлические носилки. Первые имеют непозволительно малый срок службы, а вторые весьма ощутимую стоимость.

Во-вторых, часто возникает необходимость сделать носилки конкретного размера, а подобрать весь комплекс габаритов в готовом виде затруднительно. В-третьих, при личном изготовлении деревянных носилок можно соорудить приспособление-трансформер (которого вам не предложит ни один магазин). Позвольте изложить руководство по такому конструированию во всех деталях.

Как сделать деревянные строительные носилки своими руками?

Из материалов нам понадобится доска толщиной 25-30 мм, тонкий лист оцинкованного металла и расширенный набор для деревообработки – ножовка, электролобзик, шуруповерт, дрель и крепежная фурнитура.

Как сделать деревянные строительные носилки своими руками - пошаговая схема

Шаг 1: Выпиливаем рукоятки

Из доски шириной 10-12 см и толщиной 3-4 см вырезаются фигурные рукоятки, которые послужат основой для всех носилок. Средняя часть доски остается без изменений, а с краев снимается небольшая фаска сверху, и делается глубокий вырез снизу, на длину в 35-40 см с каждой стороны. Тем самым уменьшается общий вес рукояток, им придается удобная для обхвата форма.

Лучше всего нанести рисунок будущих вырезов на обе доски по шаблону и точно придерживаться его при обработке. Чем точнее размер обеих рукояток, тем удобнее пользоваться готовыми носилками, так как у них будет равновесный баланс. Вырезают рукоятки на столярном верстаке, надежно закрепив их в тисках или клиньях.

Шаг 2: Сборка носилочной основы

Взяв две доски точно такой же ширины, как и необрезанные ручки, закрепляем их на расстоянии 50-65 см друг от друга, сооружая каркас будущих носилок. Длина этих поперечных досок определяет ширину носилок и составляет 50-60 см. Крепеж поперечин выполняется саморезными шурупами длиной от 60 мм, шагом 3 см, на ровной поверхности, с проверкой прямоугольности всех узлов.

Когда поперечные доски закреплены, их обязательно усиливают четырьмя стальными уголками с внутренней (невидимой) стороны каркаса. Лучше выбрать уголки с длинными "полками", на которых имеется по 3-4 крепежных отверстия с каждой стороны. Дополнительная фурнитура придаст всей конструкции высокую прочность и позволит переносить груз весом более 100 кг.

Шаг 3: Сооружаем настил

На готовый каркас настилаются доски толщиной от 25 мм, причем выполняется это по строго определенной процедуре. С одной стороны доски настила идут точно "заподлицо" с размерами носилок, а вот с другой они должны выступать за габарит примерно на 5 см.

Первыми крепятся две доски с торцов настила – они опираются как на сами рукоятки, так и на поперечные доски. Крепеж выполняется саморезными шурупами длиной от 50 мм, с высокой частотой монтажного шага – не менее 3 см между саморезами. Следующие элементы настила крепятся только с торцевых частей, где под ними лежат рукоятки. Среднюю доску придется точно выпилить по длине и уложить в образовавшийся паз, закрепив как минимум одним шурупом с каждой стороны.

Шаг 4: Поднимаем борта и обустраиваем днище

Теперь можно закрепить два коротких бортика и один длинный – тот, что с выровненной стороны настила. Для бортов используют доску толщиной от 20 мм. Удобнее всего крепить бортики на стальные уголки, причем с наружной стороны – если фурнитура расположена внутри носилок, она будет забиваться насыпным грузом, ее легко повредить массивными кирпичами и т.п.

На днище укладывается лист оцинкованного металла, вырезаемый точно по его размеру. Крепеж оцинковки выполняется короткими монтажными гвоздями с широкими шляпками, с шагом 10-12 см. На этой же стадии удобно надеть на рукоятки специальные прорезиненные насадки с удалением от торцов на 2-3 см, дабы не повредить кисти рук при случайном ударе нагруженных носилок о препятствие.

Шаг 5: Изготавливаем откидной бортик

Завершающий этап самостоятельного "носилкостроительства" связан с изготовлением и крепежом откидного бортика. Данная деталь полезна при транспортировке легких и сыпучих грузов, особенно на значительные расстояния. К открытой стороне настила примеряется доска небольшой толщины (от 15 мм) и длины, ее ширина может немного превышать высоту наших носилок. К выступающему торцу настила и мобильному бортику крепятся поворотные петли. По краям этого бортика стоит предусмотреть фурнитуру для его фиксации в откинутом состоянии – задвижки, крючки и т.п.

Таков примерный "рецепт", как сделать универсальные носилки из деревянных досок. Если переноска сыпучих грузов для вас неактуальна, то 5 этап можно опустить – кирпичи, шлакоблоки и мешки с цементом вполне можно перемещать и с одним открытым бортом, что даже облегчает их загрузку и разгрузку.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

remoskop.ru

Считаем сколько материала в машине — Экострой

В частном строительстве или при строительстве больших объектов существует потребность в определении количества песка, который доставляется на строительный объект Камазами или другими автомобилями.

Рассматриваемый материал может иметь различное происхождение. Так морской песок используется в строительстве редко, в виду его дороговизны, песок с карьеров используется чаще, но он имеет различные примеси, поэтому приготавливать раствор и бетон из него не рекомендуется. Речной песок имеет широкое применение в строительстве, из него готовят растворы различного предназначения и бетон, он недорогой и чистый.

Подсчитать сколько песка в Камазе и даже в кубическом метре довольно таки сложно, материал может иметь различную влажность и содержать различные прибавки. Согласно государственным строительным нормам, вес песка принимают 1600 кг/м3, чем и руководствуются в расчётах.

Что касается количества песка в Камазе, то здесь следует руководствоваться грузоподъёмностью автомобиля и объёмом его кузова. Известно, что данные автомобили могут иметь следующую грузоподъёмность: 7 т, 15 т, 20 т, и 25 т. Грузоподъёмность автомобиля лучше не превышать – запчасти и работа обойдутся дороже, чем стоимость лишней тонны доставленного песка.

Объём Камаза зависит от их грузоподъёмности:

  • 7 тонный Камаз – 6 м3. При гостовском весе в 1600 кг/м3 с учётом грузоподъёмности, эта машина будет заполнена 7000/1600=4,37 м3, примерно три четверти борта, больше песка нагружать не рекомендуется;
  • 15-ти тонный Камаз, стандартный объём кузова 8 м3. Рассчитываем количество песка в кузове 15000/1600=9,3 м3 – машину можно заполнять песком полностью и даже насыпать небольшую горку поверх бортов. При полной загрузке по борта 8 м3, количество песка будет 8×1600=12,8 т;
  • 20-ти тонный Камаз, объём кузова 10 м3. Такой автомобиль может взять 20000/1600=12,5 м3, кузов с горкой. При полной загрузке кузова без горки вес песка будет 10×1600= 16 тонн;
  • 25-ти тонный Камаз, объём кузова 12 м3. Такая машина по своей грузоподъёмности может взять 25000/1600=15,6 м3 – кузов с большой горкой, при максимальной загрузке кузова без горки вес песка будет 12×1600=19,2 тонны.

РАСЧЕТ КУБОМЕТРОВ И ВЕСА ПЕСКА В МАШИНЕ

Расчет кубометров песка в машине напрямую зависит от грузоподъемности автомобиля, поэтому всегда необходимо учитывать этот факт, что иногда отражается на невозможности загрузки полного кузова. Именно поэтому продажа сыпучих материалов и загрузка его в кузов авто производится, как правило, нормировано в зависимости от платформы грузовика. Так кузов КАМАЗа может иметь вместительность 6 м3, 8 м3, 10 м3, 12 м3, а при необходимости больших объемов поставок используется самосвал HOWO (DongFeng) с грузовой вместительностью 20 и 25 м3.

Примеры расчетов, сколько тонн песка в КАМАЗе или другого грузовика:

6 м3 сухого строительного песка плотностью 1600 кг/м3 (в среднем) будет весить 1600*6=9600 кг или 9,6 тонн.8 м3 сухого строительного песка плотностью 1600 кг/м3 будет весить 1600*8=12800 кг или 12,8 тонны.10 м3 того же песка будет весить 1600*10=16000 кг или 16 тонн.12 м3 песка аналогичных параметров будет весить 1600*12=19200 кг или 19,2 тонны.20 м3 песка – 1600*20=32000 кг или 32 тонны.25 м3 песка – 1600*25=40000 кг или 40 тонн.

Не стоит забывать, что плотность песка при расчетах берется всегда ориентировочно (усреднено), т.к. она сильно зависит от физических особенностей песка: состав с учетом размера фракции и примесей, степень уплотнения и увлажнения. Поэтому насыпная плотность песка всегда варьируется в значительных пределах даже при разных погодных условиях, поэтому при закупке материала всегда стоит уточнить столь важный параметр, ведь не всегда грузовик из-за ограничения по грузоподъемности способен доставить необходимый объем. К примеру:

Грузоподъемность авто составляет 10 тонн при объеме кузова 6 м3, а плотность песка 1600 кг/м3.6 м3 * 1600 кг/м3 = 9,6 тонн — получается, что авто способно доставить груз.

Но, тот же автомобиль не сможет доставить песок плотностью 1800 кг/м3 при полной загрузке кузова, т.к. 6 м3 * 1800 кг/м3 = 10,8 тонны, что будет обозначать перегруз машины.

Расчет, сколько кубов песка в КАМАЗе, производится по предельной грузоподъемности автомобиля с учетом насыпной плотности определенного песка:

Так авто грузоподъемностью 10 тонн в среднем способно доставить от 5 м3 до 8,5 м3 песка в зависимости от насыпной плотности материала от 1200 до 1800 кг/м3:

10 тонн / 1200 кг/м3 = 8, 33 м3.10 тонн / 1800 кг/м3 = 5,55 м3.

А, КамАЗ, грузоподъемностью 17 тонн, в среднем доставит 10 кубов строительного песка плотностью 1600 кг/м3: 17 тонн / 1600 кг/м3 = 10, 6 м3.

Самосвал DONG FENG имеет грузоподъемность 31 тонну, что дает возможность ориентировочно доставить до 20 м3 (ограничение вместительности кузова) строительного песка: 31 тонна / 1600 кг/м3 = 19,4 м3.

Карьерный самосвал HOVA имеет грузоподъемность до 50 тонн, что ориентировочно дает возможность доставить 25 м3 (ограничение вместимости кузова) строительного песка: 50 тонн / 1600 кг/м3 = 31,25 м3.

РАСЧЕТ КУБОМЕТРОВ И ВЕСА ЩЕБНЯ ГРУЗОВОГО АВТО

Расчет, сколько в КамАЗе кубов щебня, можно провести только ориентировочно, т.к. необходимо учитывать насыпную плотность щебня, которая сильно варьируется от физических особенностей материала, и предельной грузоподъемности машины. Для лучшего понимания зависимости, стоит рассмотреть несколько примеров:

  1. КамАЗ, грузоподъемностью 15 тонн, в среднем способен доставить:Щебня известнякового или песчаникового насыпной плотностью 1300 кг/м3 только 10 м3 из-за ограничения объема кузова: 15 тонн / 1300 кг/м3 = 11,5 м3.Щебня гранитного также 10 м3 из-за ограничения габаритов кузова: 15 тонн / 1470 кг/м3 = 10,2 м3.При повышении насыпной плотности щебня из-за уменьшения фракции щебня и повышения его влажности может привести к ограничению доставляемого объема до 8-9 м3.
  2. КамАЗ, грузоподъемностью 7,7 тонны с объемом платформы 6 м3, способен доставить:Известнякового щебня с насыпной плотностью 1300 кг/м3 порядка 6 м3: 7,7 тонны / 1300 кг/м3 = 5,9 м3.Гранитного щебня с насыпной плотностью 1470 кг/м3 всего около 5 м3: 7,7 тонны / 1470 кг/м3 = 5,2 м3.
  3. КамАЗ, грузоподъемностью 25 тонн и объемом платформы 20 м3, способен доставить:Щебня с насыпной плотностью 1300 кг/м3 около 19 м3: 25 тонн / 1300 кг/м3 = 19,2 м3.Щебня с насыпной плотностью 1470 кг/м3 только 17 м3: 25 тонн / 1470 кг/м3 = 17 м3.
  4. Карьерные самосвалы HOVA и DONG FENG с кузовной вместительностью соответственно 25 м3 и 20 м3 способны доставить гранитного щебня только по своему максимальному объему кузова, т.к.:50 тонн (грузоподъемность HOVA) / 1470 кг/м3 = 34 м3, что невозможно вместить в кузов.31 тонна (грузоподъемность DONG FENG) /1470 кг/м3 = 21 м3, что неспособен принять кузов авто.

Расчет, сколько тонн щебня в КамАЗе, производится с учетом вместительности кузова, максимальной грузоподъемности и насыпной плотности щебня (гранитного), а именно, для примера:

6 м3 * 1470 кг/м3 = 8,82 тонн, что соответствует перегрузу, поэтому грузовик с кузовом 6 м3 доставит только 7,7 тонны.8 м3 * 1470 кг/м3 = 11,76 тонн, что способен доставить грузовик с кузовом 8 или 10 м3.10 м3 * 1470 кг/м3 = 14,7 тонн, что соответствует предельной нагрузке авто с кузовом 10 м3.12 м3 * 1470 кг/м3 = 17,6 тонн, с чем отлично справиться грузовик с 12-ти кубовой платформой.20 м3 * 1470 кг/м3 = 29,4 тонн, что соответствует рабочей нагрузке грузовика DONG FENG.25 м3 * 1470 кг/м3 = 36,75 тонн, что соответствует рабочей нагрузке грузовика HOVA.

Стоит обязательно учесть при расчете, сколько щебня и песка входит в КамАЗ, что насыпная плотность материалов существенно отличается даже в пределах одного месторождения и от погодных условий, поэтому точные расчеты могут быть только индивидуальными с учетом параметров доставляемого грузовика и физических характеристик партии материала.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

eco-nerud.ru

Тачка одноколёсная строительная – подбираем нужный вариант! + Видео

При создании собственного парка инструментов на дачном участке или в строительстве, прежде всего, руководствуемся принципом: сможем ли мы без этого обойтись, и берем только самое нужное. А вот тачка одноколёсная строительная – необходимость или уже роскошь? Будем выяснять.

Перемещение груза на небольшие расстояния – какие варианты?

Давайте разберемся, нужны ли нам на стройплощадке, в дачном или приусадебном хозяйстве дополнительные средства перемещения груза, или можно обойтись подручными средствами и инструментами. Самое простое, что приходит в голову – сыпучий или мелкодробный груз, привезенный навалом и выгруженный у ворот, можно доставить в нужное место при помощи совковой лопаты, которая, наверняка, у вас есть. Но возникают серьезные опасения, и связаны они отнюдь не с количеством времени, затраченным на эту операцию – а уйдет его немало…

Беспокоит, прежде всего, то, что вы приложите неистовые физические усилия, надеемся, без последствий для здоровья, а результативность будет крайне невелика. Значит, это не выход, пользоваться можно им только в крайнем случае. В принципе, можно попробовать груз засыпать сначала в мешки, а уже их потом доставить к нужному месту. Но эта работа, осуществляемая вручную, удовольствия вам точно уж не доставит. Безусловно, это заменит вам в некотором смысле силовую тренировку в спортзале, но и эта польза сомнительна, не говоря уже о результативности перемещения груза. Этот вариант тоже оставим на крайний случай.

Вспоминая старые фильмы, на память приходит один проверенный способ – груз можно доставлять на носилках.

Конструкция проста: два бруска, средней длины, посередине которых установлен деревянный или металлический щит с невысокими бортами. Безусловно, грузоподъемность этого средства будет выше, чем у мешка, и гораздо больше, нежели у самого крупного лотка совковой лопаты. Однако, если в первых двух случаях вы могли долго и упорно трудиться в одиночку, то в случае с носилками вам все же не обойтись без напарника. Поэтому этот вариант отложим как вполне возможный, но связанный с определенными условиями.

Очевидно, без средств малой механизации нам в этом, казалось бы, простом деле, увы, не обойтись. Что мы можем применить? Много лет назад человечество уже изобрело себе такую помощницу и с успехом применяет ее до сих пор. Речь о тачках и тележках. Грузоподъемность будет существенно выше, чем у предыдущих «конкурентов», с управлением справится один человек, причем средних физических возможностей. Одинаково удобно вам будет перемещать и сыпучие или мелкодробные грузы как навалом, так и в мешках или коробках, и мусор, и инструменты, и прочее.

Тачка и тележка, кузов и количество колес – как в этом разобраться?

Тачка и тележка – это близкие родственницы, причем в современном использовании терминов даже кое-когда пересекающиеся. Однако тележками все же принято именовать двух-, трех-, и четырехколесные конструкции с платформами для перевозки упакованных грузов на небольшие расстояния. Их используют преимущественно на предприятиях различной направленности: промышленных, торговых, складских и т.д.

А вот тачки в большей степени предназначены для работы на стройках и дачных хозяйствах, а потому и названия разновидностей у них соответствующие: строительные и садовые. Первые с более мощными конструкциями рамы и кузова, вторые – существенно облегчённые. От этого будет зависеть и общая грузоподъемность устройства – обратите на это внимание при покупке.

Что же касается количества колес в обеих разновидностях, то оно будет зависеть от условий и задач эксплуатации. Так, например тележка строительная одноколесная, равно как и её садовая коллега, прежде всего, будет крайне маневренна, способна легко перемещаться по пересеченной местности и по мосткам поднимать груз на нужную высоту. Однако есть и проблема – такая модель не совсем устойчива, к ней нужно будет приноровиться.

Двухколесные вариации тачки, прежде всего, гораздо более устойчивы, грузоподъемность у них существенно выше, управлять ими проще, для этого не требуются особые физические усилия. Однако с манёврами всё гораздо сложнее, на узких дорожках дачного участка или стройплощадки вы можете и не уместиться с её двухколесной конструкцией. Выбор велик, всё измерьте, опробуйте и выберите ту модель, которая вам подходит больше.

Одноколёсная строительная тачка – выбираем нужную модель

Нужно отметить, что одноколесная конструкция – родоначальница всех тачек и тележек, хотя, безусловно, при выборе той или иной модификации этот факт в её биографии ни в коем случае не должен повлиять на ваше решение. Основополагающими должны стать все же аспекты практического применения, такие как грузоподъемность, крепость рамы, качество колес, ручек и т.д. Не забудьте сравнить габариты тачки с шириной ваших дверей, калиток, через которые вам придется проходить. Неприятные сюрпризы вам не нужны.

Одноколесная тачка поможет вам перевезти примерно 100-150 кг груза, а объем кузова (есть и такой параметр) 70-80 л. Для вас такая грузоподъемность маловата? Выбирайте тогда модель с усиленной рамой, позволяющей перемещать и 200, и 250 кг. Для тяжеловозов и листовой материал, используемый для металлического кузова, должен быть толще. Проверить надежность конструкции можно так: разместите тачку под небольшим углом и с силой надавите на неё – хорошее устройство не шелохнется.

Колеса бывают с пневматическими камерами, пластиковые и литые резиновые. Хорошо показали себя в эксплуатации все варианты, однако, пластик может бояться перепада температур, пневматика менее грузоподъемна. Так что тут дело вкуса и привычек. А вот с ручками тачки – главное удобство. Если конструкция хороша, нагрузка на спину будет минимальна, а если нет, то вы будете больше приходить в себя, нежели работать.

Прежде всего, вы, независимо от своих личных габаритов, должны удобно расположиться между ручками, поднимите тачку в рабочее положение – никаких неприятных ощущений ни в спине, ни в руках быть не должно, она ведь пустая. Если что-то смущает, это не ваш вариант, нужно искать другой.

Всем знакомая тачка – самоделка для работы и дизайна

Наверняка, найдутся скептики, которые проворчат, что за новое приспособление придется выложить в магазине кругленькую сумму. Это правда, даром вам ни один хозяин не отдаст даже самый простой инструмент. Но, как известно, «тот, кто хочет что-то сделать, ищет способы, а кто не хочет ничего делать, ищет причину». И в случае с тачкой или тележкой выход в самом деле есть, во всяком случае с садовой точно.

Вот самый простой пример. Наверняка, у вас завалялись обрезки старых труб, или вы знаете, где их можно взять. Скрепите их в конструкцию тачечной рамы при помощи сварочного аппарата (подсмотрите, сфотографируйте, зарисуйте всё, что вам нужно у магазинной модели). Есть лист железа для того, чтобы сделать кузов – отлично, нет – ничего страшного, подумайте, что можно использовать: например, старую детскую ванночку, корыто и т.д. Вам нужна ось и колесо. Это можно купить или использовать те, что служили в детских коляске или велосипеде. Соедините все составные части и пользуйтесь на здоровье.

Не забудьте еще и о том варианте, что вокруг нас полно тех, кто ни за что на свете не будет восстанавливать что-то сломанное или потерявшее кондицию. Тачка с прохудившимся дном, отломившейся ручкой или сломанным колесом – вы в состоянии дать ей новую жизнь, заменив поврежденные детали, и она вам послужит верой и правдой.

Ну, а если в вас еще и дизайнер «поселился», то вы точно должны ухватиться за модную в последние годы идею использовать старые предметы: стулья, табуреты, покрышки, тачки, после определенной «реинкарнации» в создании композиций на клумбе или в палисаднике. Выкрасите обновляемое изделие в какой-нибудь яркий цвет, застелите емкость тачечного кузова полиэтиленом, засыпьте керамзит в качестве дренажа. Удобрите землю вашей будущей клумбы, и посадите те цветы, которые смело сможете назвать своими «зелеными друзьями». Дело сделано! Эта изюминка вашего участка не оставит равнодушными ни членов вашей семьи, ни друзей, ни соседей.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

remoskop.ru

Машины для сортировки и мойки нерудных строительных материалов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Машины и установки для переработки нерудных материалов

Машины для сортировки и мойки нерудных строительных материалов

Продукт, полученный в результате дробления горных пород на тех или иных дробильных машинах, перед употреблением должен быть рассортирован на группы (фракции) по размерам входящих в них кусков. В строительстве для приготовления бетонных смесей в качестве крупного заполнителя применяют щебень и гравий следующих фракций: 5 (3)…10, 10…20, 20…40, 40…70, 70…150 мм.. На заводах сборных железобетонных изделий основными фракциями являются: 5(3) …10 и 10…20 мм.

При сортировке из материала выделяют также посторонние примеси, снижающие качество продукции, т. е. осуществляют обогащение продукта. Сортировку и обогащение материалов осуществляют несколькими способами — воздушным, гидравлическим и механическим.

Воздушная сортировка осуществляется в потоке воздуха на специальных установках (сепараторах). Гидравлическая сортировка осуществляется в потоке воды на установках — гидроклассификаторах и гидроциклонах. Механическая сортировка заключается в просеивании кусков материала на ситах, решетах или колосниках. Машины для механической сортировки называются грохотами.

Сита (рис. 229, а) представляют собой переплетение продольных и ггоперечных стальных проволок (прутков), образующие квадратные или прямоугольные отверстия разных размеров в различных ситах. Сита изготовляют также с помощью сварки проволок верхнего ряда с проволоками нижнего ряда точечной сваркой.

Решета (см. рис. 229, б) изготовляют из стальных листов с просеченными в них отверстиями. Плоские листы-применяют для плоских грохотов, а листы, свернутые в цилиндры — для барабанных грохотов.

Колосники (см. рис. 229, в) представляют собой ряд плоских стальных полос, расположенных на определенном расстоянии друг от друга.

Рис. 229. Схема просеивающих поверхностей и способов сортировки нерудных материалов

Подвижные грохоты по конструкции разделяют на плоские, барабанные и валковые, по расположению рабочих поверхностей — на горизонтальные и наклонные. В строительной промышленности в основном применяют плоские виброгрохоты. Барабанные грохоты используют при мокром процессе сортировки песка и гравия, совмещаемом с их промывкой.

Плоские виброгрохоты по конструктивным признакам привода разделяют на эксцентриковые (гирационные), инерционные наклонные и горизонтальные, резонансные горизонтальные.

Эксцентриковый (гирационный) грохот (рис. 230) состоит из сварной рамы, опирающейся на фундамент с помощью амортизаторов, короба с двумя ситами и эксцентрикового вала, вращающегося в шарикоподшипниках, корпуса которых установлены на неподвижной раме. Эксцентриковой частью вал поддерживает короб. Привод к эксцентриковому валу от электродвигателя осуществляется посредством клиноременной передачи. Короб опирается на раму через пружинные амортизаторы. При вращении эксцентрикового вала каждая точка подвижного короба с ситами описывает траекторию в виде окружности. Маховики с противовесами уравновешивают массу эксцентриковой части вала.

Эксцентриковые грохоты изготовляют с двумя ярусами сит (решет) шириной 1500…1750 мм и длиной 3750… 4500 мм. Угол наклона в зависимости от его конструкции находится в пределах 0…30”. Производительность грохотов до 300 м3/ч. Применяют грохоты для среднего и крупного грохочения с размером кусков до 400 мм.

Плоский инерционный горизонтальный виброгрохот С-388 (рис. 231) состоит из неподвижной рамы и подвижного корпуса, в котором расположены сита. Подвижный корпус с установленным на нем вибратором связан с неподвижной рамой с помощью плоских 4 и спиральных 5 пружин. Вибратор направленных колебаний, установленный параллельно плоским пружинам, позволяет корпусу, совершать колебания в направлении, перпендикулярном или наклонном к их плоскости. Спиральные пружины уравновешивают массу вибрирующего корпуса грохота. Инерционные виброгрохоты выпускают производительностью 350, 450 и 900 т/ч.

При влажности материала 3…5% производительность грохота с мелкими ситами (до 25 мм) резко снижается.

Рис. 230. Эксцентриковый грохот1 — амортизатор; 2 — короб; 3 — подшипник; 4 — эксцентриковый вал; 5 — клииоременная передача; 6 — электродвигатель; 7 — рама; 8 — пружина; 9, 10 — сита; 11 — маховик; 12 — противовес

Рис. 231. Инерционный горизонтальный грохота — общий вид; б — схема роботы; 1— неподвижная рама; 2 — подвижный корпус; 3 — вибратор; 4 — плоская пружина; 5 — спиральная пружина

При грохочении с промывкой материала производительность грохотов с мелкими ситами возрастает в 1,5 раза.

При незначительном загрязнении материалы промывают в процессе. грохочения на плоских ситах с подачей воды на просеивающие поверхности. Гравий и щебень средней загрязненности промывают в цилиндрических гравиемойках-сортировках.

Машины с вращающейся ванной разделяются на барабанные мойки и мойки-сортировки. В барабанных мойках промываемый материал движется внутри вращающегося барабана с водой от загрузочной зоны к разгрузочной. Поток промывочной воды или совпадает с направлением движения материала (в прямоточных мойках) или, наоборот, движется навстречу промываемому материалу. Внутренняя поверхность барабана имеет лопасти, с помощью которых материал перемешивается в процессе промывки и перемещается вдоль барабана к разгрузочному люку.

Цилиндрическая гравиемойка-сортировка (рис. 234) состоит из многосекционного барабана и привода электродвигателя, редуктора и открытой зубчатой передачи, установленных на общей раме. Барабан состоит из промывочной секции и трех цилиндрических решет, два из которых являются продолжением промывочной секции, а третье охватывает первое. Первое решето имеет отверстия диаметром (мм) 20, второе — 40, а третье, наружное — 6, что обеспечивает разделение массы на фракции 0…6, 6… 20, 20…40 и более 40 мм. Для загрузки гравиемойки-сортировки служит лоток. Куски сортируемого материала размером более 40 мм поступают за пределы барабана через открытую торцовую часть третьей секции. Опорой барабана со стороны загрузки служат два ролика, со стороны привода — подшипник скольжения, в котором вращается вал барабана. Вода для промывки подается по трубе, введенной в промывочную секцию и имеющей на Цилиндрической поверхности большое число отверстий малого диаметра. Расход воды зависит от степени загрязненности посторонними примесями и может достигать 5 м3 на 1 м3 промываемого материала.

Чтобы облегчить поступательное движение сортируемой массы материала внутри барабана, ему придается уклон 5..7°.

Рис. 234. Барабанная мойка-сортирсвка1 — промывочная секция; 2 —лоток; 3 — трубопровод; 4, 5, 9 — решета;

Читать далее: Дробильно-сортировочные установки

Категория: - Машины и установки для переработки нерудных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Песок

Песок

Песок может быть природным и искусственным. Природный образовался вследствие разрушения твердых горных пород под воздействием природных факторов. Искусственный получают дроблением пород на специальном оборудовании.

Основные технические характеристики

1. Модуль крупности. В зависимости от этой характеристики песку присваивается Группа по крупности, и выбирается область применения такого песка для строительства. Сам же модуль крупности определяется довольно сложно. Ведь в любом песке имеются зерна разных размеров. Поэтому, для определения, отсеиваются фракции песка, измеряется процент их содержания в общей массе, и по специальной формуле высчитывается модуль.В таблице приведена Группа крупности песка в зависимости от модуля крупности. Зависимость группы крупности песка от модуля крупности2. Коэффициент фильтрации. Показывает скорость прохождения воды через слой песка, измеряется в метрах/сутки. Известно, что чем крупнее зерна, и чем меньше примесей, тем лучше проходит вода. Большое количество примесей глины значительно уменьшает коэффициент фильтрации и ограничивает область применения песка.

Природный песок, применяемый в строительстве, должен соответствовать ГОСТ8736-93. Согласно этому нормативу пески делятся на 2 класса по качеству. Для первого класса ГОСТом ограничивается процент содержания очень крупных и очень мелких зерен, а также содержание пылеватых, глинистых частиц и глины кусками. 2 класс имеет большие допуски.

Классы песка в соответствии с ГОСТ

Виды песка

В строительстве применяются следующие виды песка.

1. Карьерный.Самый дешевый и самый распространенный. Его добыча ведется карьерным способом. Чаще он соответствует мелкой и очень мелкой группе крупности, а его коэффициент фильтрации находится в пределах 1,5 – 3 м/сут.

Не редко его используют в строительстве без дополнительной обработки, хоть он и содержит примеси глины, камней и пыли. Обычная область применения, - это строительство дорог, подсыпка котлованов, площадок и т.п. Просеянный (более дорогой) карьерный песок применяют для изготовления кирпичей, смесей, растворов. Но вопрос его применения зависит от качества месторождения, т.е. от процентного содержания примесей.

2. Намывной.Это самый дорогостоящий и самый качественный песок, добываемый гидромеханизированным способом. Его модуль крупности равен 2,0 – 2,5, а коэффициент фильтрации 5 – 7 м/сут., примесей не более 1%. Относится к 1 классу качества. Используется для производства цемента, смесей, бетонов, отделочных работ…

3. Речной.Добывается со дна рек или из пересохших рек, по типу карьерного. Обычно не содержит глины, поэтому цементный раствор с таким песком может давать значительную усадку (по этой причине его иногда заменяют карьерным песком). Содержание примесей – 0,3% , модуль крупности 1,6 – 2,8, а коэффициент фильтрации 5 – 7 м/сут. По сути, имеет универсальное применение. Чаще для производства смесей и бетонов.

4. Морской. Добывается со дна морей. Содержит более крупные фракции, модуль крупности в пределах 2,5 – 3,5. Коэффициент фильтрации - до 20 м /сут., практически не содержит примесей. Также универсален по применению.

Применение

Качество песка очень важно. Применение несоответствующего по качеству песка (вне соответствия с проектными требованиями) приводит к весьма плохим результатам строительства. Компании, продающие песок, должны предоставить:- сертификаты соответствия- протоколы сертификационных испытаний.

В документах отражается:- дата выдачи документа- название и другие сведения о компании- номера партий- количество песка в каждой партии- соответствие стандартам (ГОСТу)- класс песка- модуль крупности- процент содержания примесей.

stroy-block.com.ua

Подводная добыча полезных ископаемых

Попытки освоения россыпных месторождений морского дна предпринимались еще с античных времен. В XI веке до н. э. финикийцы использовали отложения морских ракушек для производства пурпурной краски, в VI веке до н. э. на островах Полинезии разрабатывались коралловые рифы, в III веке до н. э. с глубины 4 м у острова Халка в проливе Босфор ныряльщики добывали медную руду. В средние века освоение минеральных ресурсов морского дна практически прекратилось. Лишь в Восточной Азии добывалось золото на пляжевых россыпях. С конца XIX столетия морское дно снова начинает привлекать внимание как источник полезных ископаемых (так в 1884 г. на побережье Бразилии началось освоение россыпей тяжелых минералов: ильменита, рутила, циркона, монацита). Но по-настоящему промышленные масштабы подводная добыча приобретает лишь в XX веке.

Современное состояние освоения минеральных ресурсов Мирового океана

В настоящее время на освоение минеральных ресурсов Мирового океана направлены усилия подавляющего большинства промышленно развитых стран. Эти усилия тем интенсивнее, чем отчетливее понимание того, что запасы полезных ископаемых суши в значительной степени истощены и назрела необходимость вовлечения в сферу общественного производства ресурсов океанского дна, в первую очередь месторождений шельфа как наиболее доступных.

О масштабах этих ресурсов убедительно говорят следующие примеры. При запасах морских песков, оцениваемых триллионами тонн, ежегодная мировая добыча составляет всего лишь около 1 млрд т год. При ежегодном мировом потреблении известняков суши около 200 млн т за тот же период на дно океана осаждается 1,5 млрд т известковых илов, а их суммарные запасы составляют 1016 т. Скопления ценных минералов в россыпях береговой зоны составляют миллиарды тонн. Причем основную часть их обработки – дробление, растирание, концентрацию – «берет» на себя сама природа.

Самыми «главными» полезными ископаемыми шельфа сегодня являются нефть и газ. Следующее по значению – сырье для производства строительных материалов, добываемое ныне в огромных количествах. Объем добычи строительных материалов со дна морей составляет по некоторым оценкам не менее 45% от суммарных объемов подводной добычи полезных ископаемых. Так, к концу столетия вне пределов земной тверди ежегодно добывалось: в США около 500 млн т, в Великобритании – 200 млн т, в Японии – 70 млн т строительных материалов. В 80-х годах XX века ежегодная добыча стройматериалов из подводных месторождений в СССР достигала 20 млн т. 90% песка, добываемого в южных областях Украины (Одесская, Николаевская, Херсонская) и АР Крым для строительных целей, извлекается из-под воды путем освоения месторождений, расположенных на шельфе Черного и Азовского морей, в р. Днепр и Южный Буг, в обводненных карьерах вблизи рек.

Если учесть, что ресурсы стройматериалов на суше, особенно в промышленно развитых странах, нередко близки к истощению, то будет ясна роль морских месторождений стройматериалов в настоящее время и в ближайшем будущем.

Практически все страны с морским (а, особенно, с океанским побережьем) располагают шельфовыми месторождениями россыпных полезных ископаемых (РПИ). Особенно значительны запасы этого сырья в шельфовой зоне, примыкающей к границам таких государств как США, Канада, Япония, Великобритания, Австралия, Индонезия, Бразилия, Россия. Компании развитых в промышленном отношении стран давно и успешно ведут разработку месторождений РПИ не только у себя «дома», но и на территории стран, не имеющих своего технологического оборудования. В ряде государств подводные горные работы ведутся не один десяток лет и имеют весьма большой удельный вес в общем объеме добычных работ. Например, в годы второй мировой войны узкая полоса магнетитовых береговых россыпей обеспечивала сырьем металлургические заводы Японии. Зерна магнетита были очищены морем до такой степени, что песок был пригоден для выплавки стали, минуя стадию получения чугуна. Сейчас ведутся разработки железоносных песков из россыпи на дне Токийского залива у о. Хонсю и на дне залива Ариаке. На берегах Новой Зеландии похожие россыпи, занимающие помимо пляжа обширное мелководье, полностью обеспечивают настоящие потребности страны в стали. В Шри-Ланке добыча рутила, циркона, ильменита после их добычи возобновляется на одних и тех же местах раз в три года. США почти полностью удовлетворяют потребность промышленности в цирконе за счет подводной разработки россыпей Северной Америки, приуроченных к пляжевым и шельфовым образованиям. Из этих же россыпей добывается 50% ильменита, используемого промышленностью страны. С 1935 г. в США производится подводная добыча платины, причем со дна моря добывают более 90% этого металла. Обширные работы по разработке морских россыпей ведутся в Австралии. Россыпи содержат в большом количестве циркон, рутил, ильменит, монацит. В районе п-ва Корнуолл открыта первая в Европе касситеритовая подводная россыпь, расположенная на глубине 20–30 м. В настоящее время ведется ее разработка. В последние годы в России россыпи дают примерно 70% всей добычи золота. Причем основная часть это россыпи, отрабатываемые гидравлическим способом при помощи драг.

Земснаряд для добычи песчано-гравийных материалов производительностью 800–1000 м3/ч с установкой для обогащения НСМ проекта 81390 (производство ОАО НПО «Судоремонт», г. Нижний Новгород)

При современном состоянии техники и технологии подводная добыча полезных ископаемых в ряде случаев, может быть более экономичной, по сравнению с материковой. Исключение из технологического цикла буровзрывных работ, нескольких стадий дробления и некоторых других вспомогательных операций снижает себестоимость добываемых полезных ископаемых. Естественно, любое сравнение корректно при анализе конкретных горно-технических и горно-экологических условий. Но, например, многолетний опыт разработки месторождений ильменит-рутил-цирконовых песков в Австралии показал, что при гидравлической подводной добыче себестоимость получаемых концентратов в 4–6 раз ниже, чем при освоении месторождения россыпных полезных ископаемых на суше.

История развития техники для производства подводных горных работ

Появление и развитие земснарядов изначально было обусловлено необходимостью ведения гидротехнических работ. Плавучая землеройная машина с ручным приводом создана механиком Буанаюто Лорини в 1590 году в Венеции. Изобретенный им двухчелюстной грейфер, претерпев лишь небольшие изменения в конструкции, вот уже полтысячелетия продолжает служить в качестве важнейшего узла грейферного снаряда.

В России технику для производства подводных добычных работ применяют начиная с XVII века, когда ручными одночерпаковыми драгами выполнялись старательские работы на уральских и сибирских реках. Такая конструкция явилась прообразом современного штангового снаряда.

В 1718 году французским инженером де ля Бальмом разработана более сложная конструкция с двумя ковшами, приводимая в действие с помощью двух установленных на понтоне ступальных колес, движимых 16 рабочими. Впоследствии новинку великолепно справлявшуюся с тяжелым илом, наносами и каменными включениями строили и применяли повсеместно, включая Россию.

В том же 1718 г. в Голландии изобретен первый многочерпаковый плавучий снаряд с ручным приводом. В 1781 г. в Англии изготовлены первые землечерпалки с конным приводом. В 1796 г. в качестве привода многочерпакового снаряда была установлена паровая машина Уатта мощность 4 л. с. В России впервые паровой многочерпаковый снаряд был изготовлен на Ижорском заводе в 1811 г. Всасывание пульпы, т. е. смеси воды и добываемого грунта, впервые было осуществлено в 1859 г. во Франции во время дноуглубительных работ в порту Сен Назер. На р. Волге землесосы появились уже в 1874 г.

В 19-м веке земснаряды стали создаваться достаточно активно. Появились и достаточно быстро сформировались основные типы земснарядов, принципиально практически не изменившиеся и до наших дней. Приводом для исполнительных органов этих снарядов первоначально служили паровые машины, потом двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели.

Современное состояние техники для производства подводных гидротехнических и горных работ

К современным механизмам для производства подводных горных работ следует относятся землесосные снаряды, эрлифтные и эжекторные снаряды, многочерпаковые снаряды и драги, грейферные снаряды, штанговые снаряды, экскаваторы-драглайны, скреперные драги, скреперные канатные установки, самоходные и прицепные скреперы и комбинации перечисленных механизмов. При использовании этой техники в открытом море широко распространены килевые плавсредства, на которых монтируется оборудование. На реках и озерах, а также в защищенных от волнения участках моря применяют плавсредства понтонного типа.

Земснаряд электрический малогабаритный производительностью 20 м3/ч (производство ОАО НПО «Судоремонт», г. Нижний Новгород)

Среди всех перечисленных видов снарядов наибольшее распространение получили гидравлические (землесосные) снаряды (плавающие землеройные машины, извлекающие грунт из-под воды в виде водогрунтовой смеси-пульпы и транспортирующие эту смесь на то или иное расстояние), которые по типу гидротранспортной системы для перемещения добытого материала с глубины, разделяют на гидравлические, эжекторные и эрлифтные. За период эксплуатации землесосных снарядов наибольшее распространение получили снаряды общего назначения, к которым относят электроземлесосные снаряды, рассчитанные на работу в песчаных и супесчаных грунтах, с глубиной разработки от 3 до 15 м. Номинальная производительность земснарядов общего назначения ограничена 1000 м3/ч грунта. Они с успехом применяются для выполнения различных земляных работ главным образом при гидротехническом строительстве и горных работах при разработке песчано-гравийных месторождений. На территории России и Украины известны следующие производители земснарядов: ОАО НПО «Судоремонт» (г. Нижний Новгород), Миасский ремонтно механический завод, Шлиссельбургский опытный завод «Нордстрой», Завод гидромеханизации в г. Рыбинске, Механический завод гидрооборудования г. Москва, Сумской ремонтно механический завод (Украина), Коммунальное предприятие «Коммунэкоресурсы» г. Донецк (Украина). В настоящее время этими производителями изготавливаются земснаряды с глубиной разработки грунтов от 3 до 50 м, производительностью по грунту от 1,5 до 900 м3/час. Основные технические характеристики земснарядов, изготавливаемых данными предприятиями, приведены в таблице 1.

Таблица 1Краткая техническая характеристика землесосных снарядов, выпускаемых отечественными производителями

Марка з.с. Грунтовой насос Производи-тельность по грунту, м3/час Максимальная глубина грунтозабора, м Вид привода Установленная мощность, кВт
ОАО НПО «Судоремонт»
ШП-100 н.д. 100 5 дизель 200
ШАП-50 н.д. 50 5 электрический н.д.
Пр.81840 ГрАТ 2500/40 400–500   дизель 232
ШАП-200 100МП 350-19 200 12 дизель н.д.
Пр.8628 н.д. 20 4 электрический 60
ШАП-160 ГрУ 1600/25 160 10 электрический н.д.
Пр. Р109 115МП-350-29,8 1000т/ч 15 электрический 500
Пр. 81390 115МП-350-29,8 900 20 дизель 500
Механический завод гидрооборудования
600/28 777.00.00.00 10ГрУ-8А 60 7 электрический 315
ЗРС-Г ГрАУ 1600/25 150 8,5 дизель-электрический 400
С-42 ГрУ 2000/63, ЗГМ-2М 80–260 30 электрический 1000
С-56 20Р-11М, 20Р-11КУ 350 30 электрический 2000
Завод гидромеханизации
12Э.40М.42.3 ГрУ 2000/63 200 12 электрический 1000
12Э.40М.63.3 ГрУ 3800/56 400 12 электрический 1790
ЛС-27 ГрАУ 1600/25 160 12 дизель-электрический 450
Проект 8410 ГрАУ 400/20 60 4,5 дизель-электрический 180
25Э.50Г.63.3 ГрУ 3800/90 450 25 электрический 2200
12Э.30Г.(32).1 ГрАУ 1600/25 160 15 электрический 400
Эжекторный Э.50Г.42.3   250 20 электрический 1250
ЗЭК 400/20 ГрАУ 400/20 50 8 электрический,дизель-электрический 90
ЗЭК 700/40 ГрАУ 700/20 70 8 электрический,дизель-электрический 235
Шлиссельбургский опытный завод «Нордстрой»
ЭКО 1Э К100-65-250 20 4 электрический,дизель-электрический н.д.
ЭКО-31 ЦНМ-360 50 8 дизель-электрический н.д.
ПМТ-100 200Д90 110 13 дизель-электрический н.д.
ЗГН-5Э/400 ГрАУ 400/20 40 6,5 электрический,дизель-электрический н.д.
ЗГН-5Э/800 ГрАУ 800/28 80 7,5 электрический,дизель-электрический н.д.
ЗГН-42Э ГрАУ 2000/63 200 15 электрический н.д.
Сумской ремонтно-механический завод
МЗ-16(Д)Э ГрАУ 700/70 70 6,5 электрический,дизель-электрический 240
МЗ-17(Д)Э ГрАУ 1600/25 160 6,5 электрический,дизель-электрический 300
МЗ-18(Д)Э ГрАУ 400/20 40 6,5 электрический,дизель-электрический 85
Коммунэкоресурсы
ЗС-00.100.00 НЖН-200А 30 3,5 электрический 40
ЗС-01.100.00 ГрАТ 160/40 16 3,5 электрический 40
ЗС-02.100.00 ГрАУ 400/20 40 5 электрический 64

Крупнейшим в России производителем земснарядов является ОАО НПО «Судоремонт» (г. Нижний Новгород). Предприятием выпускаются практически все известные типы устройств для подводной разработки грунтов. Изготавливаются гидравлические, эжекторные, эрлифтные земснаряды с производительностью по грунту до 1500 м3/ч и глубиной разработки до 50 м. На земснарядах устанавливают сгустительно-обогатительное оборудование. Кроме этого заводом изготавливаются штанговые снаряды на базе экскаваторов ЭКГ-5У, ЭКГ-8, ЭКГ-10 производительностью до 500 м3/ч, предназначенные для разработки всех категорий грунтов, включая дробленую скалу. Выпускаемая предприятием драга позволяет при производительности 75 м3/ч разрабатывать обводненные россыпные месторождения золота, производить обогащение горной массы с выделением чернового концентрата. Для выполнения дноуглубительных работ по грунтам I–IV категорий на неглубоких водоемах предназначен дноуглубительный снаряд производительностью до 100 м3/ч.

Механический завод гидрооборудования (г. Москва) специализируется как на изготовлении полнокомплектных земснарядов типа ЗГМД, 600 28, С42, ЭНЗ, ЗРС-Г, С-56 производительностью до 350 м3/ч и максимальной глубиной разработки 30 м, так и на комплектующих к гидравлическому и электрическому оборудованию земснарядов. Предприятие также выпускает гидромониторы ГМН-250С и ГМДу-300, разрыхлительные фрезы, плавучие пульпопроводы Ду-300÷600.

Рис. 1. ЛС-27 в забое

Предприятием ОАО «Завод гидромеханизации» в настоящее время выпускаются плавучие, несамоходные, электрические, дизель-электрические земснаряды, предназначенные для добычи и транспортирования нерудных материалов (песок, гравий) из обводненных карьеров, прокладки каналов, расчистки неглубоких водоемов (рис. 1). По требованию заказчика характеристики базовых моделей могут изменяться по глубине разработки, с установкой различных видов грунтовых насосов. Для расширения технологических возможностей земснаряды могут комплектоваться пульпопроводами различной длины, бустерными станциями, сгустителями пульпы, сменными грунтозаборными устройствами.

Крупным изготовителем земснарядов среднего класса в России является АО «Миасский ремонтно-механический завод». Здесь изготовлено более 100 земснарядов типа С42 02. Несамоходный земснаряд представляет собой конструкцию, состоящую из четырех понтонов. Все агрегаты и механизмы смонтированы в металлическом корпусе трюмного типа. Земснаряд оборудован фрезерным рыхлителем.

Сумской ремонтно механический завод (Украина) производит земснаряды уже более 30 лет. Завод специализируется на изготовлении земснарядов производительностью до 200 м3/ч по грунту глубиной разработки до 20 м и плавучих пульпопроводов Ду-200, 300, 400. На земснарядах могут быть установлены механические фрезерные и гидравлические рыхлители, обеспечивающие рыхление грунтов I и II категорий. Разработка грунтов земснарядами МЗ, ЗГМ, БК-250 осуществляется грунтовыми насосами от дизель-электрического или электрического привода. Для осуществления рабочих перемещений на земснарядах устанавливают две сваи в неподвижных направляющих и папильонажные лебедки.

Предприятием «Коммунэкоресурсы» (г. Донецк, Украина) изготавливаются земснаряды с незначительной глубиной разработки (до 5 м) и производительностью по грунту до 40 м3/ч. Земснаряды серии ЗС оборудованы фрезерным рыхлителем, применяются в основном при разработке угольных шламов и очистке водоемов.

Крупнейшим российским производителем оборудования, предназначенного для отработки россыпных месторождений полезных ископаемых является Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ). В 1930 году здесь была разработана первая драга с емкостью ковша 150 л и максимальной глубиной разработки 5,9 м. В активе завода – драга производительностью 650 м3/ч и глубиной разработки до 50 м. В настоящее время заводом освоено производство 400-литровых драг с глубиной черпания до 30 м и разработана драга Д50 с емкостью черпака 50 л. ИЗТМ имеет огромный опыт строительства драг типоразмером от 80 до 600 л. Большинство драг СССР были построены на ИЗТМ и безотказно работают несколько десятилетий.

Среди известных зарубежных производителей техники для производства подводных гидротехнических и добычных работ можно также назвать такие фирмы, как IHC Holland (Голландия), Appeledore Ferguson Shipiard (Великобритания), Merre (Франция), Wartsila (Финляндия), Ellicott Dredge (США), Heinrich Dopke GmbH (Германия), IMS Dredges, Dredging Supply Company (США).

Краткий анализ цен на предлагаемые виды земснарядов показал, что разница в цене за 1 кг продукции сильно отличается в зависимости от завода-изготовителя. Если за 1 кг продукции в России и Украине запрашивают $5–10, то производители США и Европы предлагают свою продукцию по цене более $15 за 1 кг.

Устройства для разработки грунтов на больших глубинах

Для добычи полезных ископаемых с больших глубин используются специальные суда, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием. На строительстве таких судов специализируются следующие фирмы: IHC Holland, Appeledore Ferguson Shipiard, Merre, Wartsila, Ellicott International, Heinrich Dopke GmbH, Нижегородский судоремонтный завод и др. Характеристика судов, изготовленных данными фирмами, приведена в таблице 2. На всех известных судах данного назначения используется гидравлическая или гидропневматическая (эрлифтная) система подъема полезного ископаемого и струйные или фрезерные рыхлители.

Таблица 2Характеристики судов для добычи стройматериалов с больших глубин

Наименование судов Страна-изготовитель Год постройки Тип судна Максимальная глубина грунтозабора Производи-тельность,М3/ч
Arco Severen Великобритания 1984 самоотвозной земснаряд 30 н.д.
Arco TyneArco Thames Великобритания 1987 земснаряд с грейфером 30,4 1500
Arco AdurArco Avon Великобритания 1988 самоотвозной земснаряд 45 200
Penfret Франция 1988 земснаряд с грейфером 30 500
Arco DartArco Dee Нидерланды 1990 самоотвозной земснаряд н.д. н.д.
Gamdijk Нидерланды 1992 самоотвозной земснаряд 50 800
Пр. 4001 Россия   несамоходный пневмо-гидравлический земснаряд 50 925
Пр. 81410 Россия   самоходный земснаряд с обогатительной установкой 30 1500

Земснаряды фирмы Adreba Dredgers B. V. обеспечивают добычу с глубины до 70 м и имеют производительность до 1200 т/ч. Новые разработки фирмы направлены на автоматизацию процесса, усовершенствование системы позиционирования, позволяющей оператору определять местоположение всасывающей головки.

Пакет услуг фирмы Metso Minerals (Deutschland) GmbH под названием Future Gare, разработанный вместе с несколькими специализированными фирмами, предназначен для анализа риска отказов оборудования для подводной добычи песка и гравия и разработки мероприятий по повышению его производительности (его потенциал фирма оценивает в 50%). Кроме того, фирма предлагает услуги в разработке системы замкнутого водоснабжения.

Фирма De Groot Nijkerk разработала четыре новых земснаряда, два из которых уже находятся в эксплуатации. Модель EPDZ-350 добывает песок с глубины 42 м, причем весь процесс протекает в автоматическом режиме. Земснаряд DPZ-500 монтируется на одном главном, четырех боковых и двух передних понтонах. Смонтированная на боковых понтонах стрела позволяет вести добычу с глубины до 60 м.

Рис. 2. Земснаряд для добычи песчано-гравийных материалов производительностью 1500 м3/ч проекта 81410 (производство ОАО НПО «Судоремонт», г. Нижний Новгород)

ОАО НПО «Судоремонт» (г. Нижний Новгород) изготавливаются два вида глубоководных земснарядов. Модель проекта 4001 представляет собой несамоходный пневмогидравлический дизель-электрический земснаряд, предназначенный для добычи песчано-гравийной смеси из подводных карьеров с глубин до 50 м и ее последующего разделения на гравий и песок с выгрузкой в транспортные суда. Предусмотрено 22 места для членов экипажа при автономности работы 20 суток. Модель Пр. 81410 является самоходным земснарядом, предназначенным для добычи песчано-гравийных материалов с глубин до 30 метров в водных бассейнах с ограничением по высоте волны при работе до 1,0 м (рис. 2). На судне производится обогащение горной массы путем отделения мелких фракций менее 3 мм и отвода их в выработанное пространство. Погрузка обогащенного п. и. производится в транспортные суда проектов «Волго-Дон», 567,461Д, Р79,1581, П81. На земснаряде оборудованы места для проживания 28 членов экипажа.

Фирма Heinrich Dopke GmbH в течение 40 лет специализируется на производстве земснарядов по заказам конкретных потребителей. За все время существования на фирме изготовлено более 400 земснарядов, эксплуатирующихся во многих странах. Максимальная глубина работы земснарядов превышает 30 м, подача устанавливаемых на них насосов варьируется от 100 до 5000 м3/ч, при необходимости используются вспомогательные средства для разрыхления пород – гидромониторы или механические головки. Производительность повышается за счет системы автоматизации, включающей подсистему позиционирования относительно донного забоя.

Технология добычи строительных материалов

Сейчас земснаряды применяются, в основном, при дноуглублении судового хода, в морских портах и на крупных реках (в Украине это реки Днепр, Дунай, Южный Буг, Днестр и др. при попутной добыче песка, потребляемого строительной индустрией (рис. 3). Значительное количество земснарядов используется при добыче строительного и стекольного песка из обводненных месторождений суши и подводных морских залежей (рис. 4).

Рис. 3. Гавань «Океан»

При разработке обводненных месторождений песков применяется традиционная технология. Добычные работы производятся с применением земснаряда, транспортирующего разрабатываемую горную массу по рефулерному и стационарному пульпопроводам на карты намыва. Подпитка водой котлована земснаряда производится за счет оборотного водоснабжения, после обезвоживания песка на картах намыва.

Опыт проектирования и эксплуатации песчаных карьеров на месторождениях Александровское, Галициновское, Афанасьевское, Балабановское, Трихатское (Украина), показывает, что цеховая себестоимость песка, добываемого по описанной технологии, без учета платы за недра, при эксплуатации электрических земснарядов, составляет около 4 грн/м3 ($0,75), а при использовании дизельных земснарядов повышается до 8 грн/м3 ($1,5).

Рис. 4. Добыча строительного и стекольного песка из обводненных месторождений суши

Актуальность применения землесосных снарядов при отработке сухопутных обводненных месторождений песков обосновывается минимальной себестоимостью добычи 1 м3 п. и. При сравнении, на этапе проектирования, отработки Балабановского месторождения строительных песков (Николаевская обл., Украина), трех технологических схем добычи песка – экскаваторная, гидромониторно-землесосными установками и плавучими земснарядами, установлено, что при использовании дизельного земснаряда ЛС-27 и МЗ-11 затраты в 1,02 1,4 раза меньше, чем при разработке с использованием других рассмотренных технологических схем выемки обводненного полезного ископаемого. При этом, весомая доля затрат в экскаваторной и гидромониторно-землесосной схемах разработки приходится на дренажные работы и водоотлив (18–18,7%). С учетом же издержек за нарушение гидрологического режима в районе, прилегающем к месту добычи, указанные затраты достигают 22–24%. Применение же электрических земснарядов ЗГМ-1 350А, МЗ-16Э позволяет уменьшить затраты соответственно в 2,9–4 раза.

При глубоководной морской добыче полезных ископаемых, в особенности шельфовых, необходимо уделять большое значение минимизации экологического ущерба, наносимого окружающей водной среде добычными работами.

Негативные последствия масштабной морской добычи песков достаточно подробно изучены. Основные из них:

  • уничтожение нерестилищ рыб, в результате резко сокращается улов и численность морских животных;
  • уничтожение донной флоры и фауны;
  • загрязнение и уменьшение пляжной зоны;
  • оползание берегов в море.

Например, в результате эксплуатации Ялтинского месторождения строительного песка (1952–1975 гг.) на дне бухты в 250–300 м от набережной образовался подводный карьер протяженностью более 2 км. Следствием этого явилось сокращение пляжа и повышенный риск возникновения оползневых явлений в сейсмически активной зоне на Крымском полуострове.

С учетом опыта эксплуатации подводных карьеров и моделирования процесса динамики подводного склона пришли в выводу, что глубина разработки строительных песков должна превышать 25–30 м. Поэтому с такими глубинами шельфовой зоны и связаны реальные перспективы развития сырьевой базы.

Рис. 5. Судовой добычной комплекс (СДК) для подводной морской добычи песка по экологически щадящей технологии (разработка Национального горного университета, г. Днепропетровск)

Для подводной морской добычи песка, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, в институте НИПИ Океанмаш (г. Днепропетровск) был разработан судовой добычной комплекс (СДК). Научное обоснование решений выполнялось специалистами Национального горного университета (г. Днепропетровск). Суть экологически щадящей технологии заключается в заборе полезного ископаемого из-под донной поверхности посредством гидравлического грунтозаборного устройства (рис. 5). При этом минимально нарушается донная поверхность, практически исключается образование тонкодисперсных взвесей в зоне грунтозабора. Добытое п. и. погружается в отвозные плавсредства, при этом образование шлейфа мутности отсутствует, так как отработанная вода не сливается в водоем, как при традиционной технологии, а в комплексе оборотного водоснабжения направляется к грунтозаборному устройству для размыва грунта. Технически проект осуществим и в более простом варианте – СДК создается в виде самоотвозного земснаряда, оснащенного гидротранспортным технологическим оборудованием судового базирования с системой оборотного водоснабжения. Ведение разработки месторождений предполагалось посредством ямочной технологии добычи.

С целью опробования основных технических решений была создана крупномасштабная модель грунтозаборного устройства (М1:4), представляющая собой комбинацию водоструйного насоса и гидромонитора. В 1998 г. на Днепровском речном полигоне в устье р. Самары вблизи г. Днепропетровск были проведены испытания экспериментальной установки, включая образцы полноразмерных технических средств добычи и элементов экологически щадящей технологии. В результате оценки экологических последствий отработки полигона установлено отсутствие нарушения донной поверхности, сохранение прозрачности воды, сохранение планктонных и донных организмов – 90–95% исходного состояния. Общий результат испытаний позволил рекомендовать способ добычи для промышленного внедрения при разработке подводных месторождений песков. Однако ввиду общего экономического кризиса в стране работы были свернуты, а институт расформирован.

В настоящее время в Национальном горном университете ведутся работы по исследованию процессов, происходящих при размыве грунтов турбулентной водяной струей, обоснованию рациональных параметров, разработке и модернизации технических средств для ведения подводных горных работ, разработке технологии добычи (в том числе экологически щадящей) полезных ископаемых из подводных месторождений. Выполняется проектирование горных предприятий для разработки обводненных россыпных и нерудных строительных полезных ископаемых.

В целом, как считают специалисты, XXI век будет временем бурного развития морской геологии и морского горного промысла. В последние 50 лет Мировой океан активно исследуется экономически развитыми странами, рассматривающими его как основную сырьевую базу будущего, как потенциальный источник снабжения минеральным сырьем различных отраслей экономики на долгосрочную перспективу. Политики ведущих мировых держав прекрасно осознают – кто будет первым в изучении ресурсов Мирового океана, создании средств и технологий для их добычи, тот станет хозяином ресурсов в будущем. На этом фоне сворачивание соответствующих целевых программ и явно недостаточное финансирование науки в странах СНГ не вызывают оптимизма. Однако, начавшийся экономический рост все же дает надежду, что уже в ближайшем будущем научные центры и производители, работающие над созданием эффективных технологий и оборудования для освоения минеральных ресурсов Мирового океана, получат реальную поддержку и смогут должным образом ответить на вызовы времени.

library.stroit.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство