ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Технологическая карта урока швейное дело «Лен. Льняное волокно. Получение льняных тканей». Урок прядильное производство льна


Школьные уроки и методические разработки для учителей школ. Педагогическое сообщество «Моё образование»

ПОДСКАЗКА

Раздел «Уроки» представляет собой коллекцию авторских разработок, предложенных нашими пользователями. Здесь может быть и Ваш урок, если Вы готовы поделиться своей методической разработкой с коллегами.

Скрыть подсказку 5

Цель: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа; учить выразительному чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом; оценивать своих товарищей и себя; развивать эмоциональность, артистичность.

0

Тест выполняется программой easyQuizzy. Все вопросы составлены по спортсменам Удмуртии и г. Можги по лыжным гонкам. В начале урока идет ознакомление темы, а в конце урока выполняется тестовая часть на оценку и на закрепления знаний. Урок относится к теоретическим знаниям предмета. Вопросы составлены для расширения кругозора знаний своего края. Тесты можно составлять в разных объёмах и разных тем. Можно предложить, как домашние задание, выполнить или составить самостоятельно.

1

Методическая разработка урока английского языка для 6 класса.

2

Конспект урока наглядной геометрии в 6 классе будет полезен учителям математики для подготовки открытого урока или внеклассного мероприятия по математике. Интересный материал, дополнительный реквизит призваны развить интерес учащихся к урокам наглядной геометрии.

1

Урок по электробезопасности.

3

Презентация к уроку.

2

Разнообразие животных в природе

1

Цель: Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола. Задачи: 1.Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча.. 2.Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств. 3.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.

1

Тема : «Обобщение изученного материала по произведениям Х.К.Андерсена» Цели: - расширить знания детей о жизни и творчестве Х.К.Андерсена. -развивать творческие способности, умение размышлять, прививать интерес к чтению, пополнять словарный запас; -воспитывать культуру общения, доброе отношение к людям. Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков, кроссворд.

0

Учащиеся в игровой форме повторяют основные события, личности России XVII века.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Технологическая карта урока швейное дело «Лен. Льняное волокно. Получение льняных тканей»

Этап урока

Цель урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Создание положительной атмосферы на занятии

Здравствуйте, ребята! Звенит звонок, зовёт звонок,Пора нам начинать урок. Отдых наш кончается,Работа начинается.Усердно будем мы трудиться,Чтобы чему-то научиться.

Отметка отсутствующих,

проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют готовность к уроку, дежурные сообщают об отсутствующих.

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Систематизировать имеющиеся знания у обучающихся

Девочки, давайте вспомним какие текстильные волокна вы знаете?

Из чего делают ткань?

Какие простейшие переплетения вы знаете?

Мы с вами уже изучили тему хлопчатобумажные ткани, давайте вспомним этапы производства х/б тканей

Отвечают: текстильные волокна делятся на две группы натуральные и химические.

Отвечают: ткань получается в результате переплетения нитей на ткацких станках.

Показывают на плакате полотняное, сатиновое, саржевое переплетение.

Работают по карточкам в парах, определяют последовательность производства х/б ткани

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Создание мотивационной базы для активной творческой работы детей

Мы вспоминали процесс производства пряжи и сведения о волокнах неслучайно. Изучив самые распространенные ткани полотняного переплетения – хлопчатобумажные ткани, мы переходим к следующей группе тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Тема нашего урока – льняные ткани. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Мы познакомимся с растением – лён, свойствами льняного волокна, этапами производства льняных тканей.

Воспринимают тему и формируют задачи совместно с учителем.

Объяснение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания материала урока

Лен - это растение используется для изготовления ткани и др.полезных веществ. Лён обыкновенный, или прядильный  однолетняя голая или почти голая (без волосков) трава; стебель высотой от 30 до 100 см. Одежда изо льна характеризуется большой прочностью и стойкостью, хорошо впитывает влагу, даёт ощущение прохлады в жару. (слайд) Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись (слайд). Сначала лён собирают и получают льняную солому (слайд). Это выполняют с помощью машин. Затем его вымачивают, далее осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание (слайд). После чего следует прядильное производство: чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты) (слайд). Следующий этап это изготовление ткани на ткацком станке (слайд). Затем следует отделочное производство: отбеливание и окраска.

Работа по учебнику (стр.20)

 

Работа со словарём (лён, льняная солома, льняное волокно, чистольняные ткани, полульняные ткани)

 

Воспринимают рассказ учителя, восстанавливают последовательность получения ткани по слайдам.

Читают по цепочке, обсуждают прочитанное.

Записывают слова в словарь, запоминают их значение.

Физминутка

Изменение деятельности детей,  чтобы этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий.

На физминутке мы вспомним основные линии фигуры человека (слайд, фоновая музыка). Упражнение № 1. «Линия шеи».Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу.1.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.Упражнение № 2. «Линия груди».Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу.1.Поднять руки перед собой на уровне груди.2.Развести руки в разные стороны, чтобы сократились мышцы спины и лопатки соприкоснулись.3.Возвратить руки в исходное положение на уровне линии груди.4.Опустить руки вниз.Повторить 3-4 раза.Упражнение № 3. «Линия талии».Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу, руки на поясе (талии).1.Максимальный прогиб туловища назад.2.Наклон туловища вперёд.Повторить 3 – 4 раза.Упражнение № 4. «Линия бёдер».Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу, руки на бёдрах.1.Поворот туловища вправо раскачивающими движениями.2.Поворот туловища влево. Повторить 3 – 4 раза. 

Называют линии фигуры человека, выполняют упражнения совместно с учителем.

Практическая часть

Развитие самостоятельности и творческих способностей в про­цессе принятия решений и выполнения практических задач.

Работа по карточкам «Этапы производства льняных тканей».

Повторение техники безопасности при работе с ножницами. Работа с коллекцией «Льняные ткани»

Определяют последовательность производства льняных тканей самостоятельно.

Оформляют в альбоме лист «Льняные ткани».

Рефлексия

Дети самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

На доске расположены фразы Я сегодня узнала….

Было трудно…

Было интересно…

Я научилась…

Я смогла…

Меня удивило…

Девочки выбирают незаконченную фразу и заканчивают предложение.

Подведение итогов урока

Повторение и закрепление изученного, подведение итога урока.

Для чего выращивают лён? Какие свойства имеет льняное волокно? В чём состоит отделка льняных тканей? Какие виды льняных тканей выпускает промышленность? На следующем уроке мы с вами подробнее изучим свойства льняных тканей. Спасибо за урок! Оценивание. Домашнее задание стр.19-20 повторить изучаемый материал. Дежурные убирают рабочие места.

Отвечают на вопросы, дежурные убирают рабочие места.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок по теме "Классификация текстильных волокон". Понятие о пряже и прядении,ткани и ткачестве

Разделы: Технология

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
  2. Изучить понятия «пряжа», «прядение», «ткань», «ткачество».
  3. Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
  4. Дать краткие сведения о профессиях прядильщицы и ткача.
  5. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
  6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
  7. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

- кабинет трудового обучения; - инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, цветная бумага, клей; - материалы: образцы ткани.

Дидактическое обеспечение:

- слайды по теме «Материаловедение» 5 класс; - материалы для контроля знаний учащихся: - тесты; - кроссворды.

Методы обучения:

- словесные: загадки, вопросы, пословицы, беседа о профессиях; - наглядные: слайды, коллекции «Хлопок», «Лён», образцы ткани, тесты; - кроссворды; - практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон хлопка и льна, по выполнению макета полотняного переплетения, по определению лицевой стороны ткани.

Форма организации деятельности учащихся:

- индивидуальная.

Тип урока:

- урок приобретения учащимися новых знаний.

План урока

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие; 1.2. Проверка явки учащихся; 1.3. Заполнение классного журнала; 1.4. Проверка готовности учащихся к уроку; 1.5. Настрой учащихся на работу; 1.6. Доведение до учащихся темы и плана урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Сообщение новых сведений:

3.1. Классификация текстильных волокон. 3.2. Изучение волокон хлопка. 3.3. Изучение волокон льна. 3.4. Закрепление нового материала.

4. Практическая работа «Изучение волокон хлопка и льна».

4.1. Вводный инструктаж. 4.2. Самостоятельная работа учащихся. 4.3. Текущий инструктаж. 4.4. Заключительный инструктаж.

5. Физкультминутка.

6. Сообщение новых сведений.

6.1. Что такое пряжа и прядение. 6.2. Что такое ткань и ткачество. 6.3. Производство хлопчатобумажных тканей. 6.4. Производство льняных тканей. 6.5. Получение тканей. 6.6. Признаки определения нити основы в ткани. 6.7. Производственные этапы изготовления ткани. 6.8. Отделка ткани. 6.9. Ткацкое переплетение. 6.10. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

7. Физкультминутка.

8. Практическая работа «Выполнение макета полотняного переплетения».

8.1. Вводный инструктаж. 8.2. Самостоятельная работа учащихся. 8.3. Текущий инструктаж. 8.4. Заключительный инструктаж.

9. Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани».

9.1. Вводный инструктаж. 9.2. Самостоятельная работа учащихся. 9.3. Текущий инструктаж. 9.4. Заключительный инструктаж.

10. Закрепление нового материала.

11. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

12. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.

Обратите внимание, на доске написаны две загадки.

1). В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает.

2). Голубой глазок, золотой стебелёк, Скромный на вид, на весь мир знаменит,Кормит, одевает и дом украшает.

В процессе изучения нового материала вы сможете их отгадать. Это ещё одна причина внимательно слушать и активно работать.

План урока:

1) проверка домашнего задания; 2) изучение нового материала; 3) практическая работа; 4) изучение нового материала; 5) две практические работы; 6) закрепление материала.

2.

Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

3.

3.1. Известны три основных способа производства швейных материалов: способ ткачества; способ вязания; химический и механический способ. А, как и из чего делают ткань? Ткань вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем его поперечный размер.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на два основных класса: натуральные и химические (слайд №2).

Натуральное волокно создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

3.2. (Во время объяснения этого вопроса я рекомендую использовать слайд №3).

3.3. (Следует использовать слайд №4).

3.4.

1). Какие текстильные волокна вам известны? (Мы знаем волокна натуральные и химические). 2). Какие натуральные волокна мы сегодня изучили? (Мы изучили волокна растительного происхождения – хлопок и лён). 3). Вернёмся к нашим загадкам, можете вы теперь сказать, о чём в них говорится? (В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне).

4.

4.1. Далее мы с вами будем выполнять практическую работу №1 на 10-ой странице ваших учебников. Используя наши коллекции «Волокна» вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь. Выполняйте работу по пунктам как указано в учебниках.

4.2. В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или возникают затруднения в работе, проводится текущий инструктаж.

4.3. В ходе текущего инструктажа следует более подробно разъяснить порядок выполнения работы, сконцентрировать внимание учащихся на более эффективных методах выполнения работы.

4.4.Анализируется работа учащихся, разбираются типичные ошибки.

5.

6.

6.1. Вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами. А как из волокна получается ткань, вы знаете? Нет. Далее, мы с вами об этом и будем говорить.

(При объяснении использовать слайды №5).

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные или бельевые ткани), в других толстая и пушистая (фланель, байка).

Из истории прядения.

Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. Веретёна для неё тоже точили из дерева. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость.

Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Зимними вечерами молодёжь часто собиралась на посиделки. Девушки приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе невест. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только красивой, но и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмёшь дуру пряху, не сошьёт мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Но вот девушка по всем статьям приглянулась парню. На этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут». (Я рекомендую дать ученице выступить перед классом с рассказом об истории прядения и использовать слайды №6 и №7).

6.2. Пряжа поступает в ткацкое производство, где из неё изготавливают ткань.

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс производства ткани из пряжи называется ткачеством.

Ткань получают переплетением долевых нитей (нитей основы) и поперечных (нитей утка). Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы. Нити, идущие поперёк ткани называются нитями утка. Неосыпающиеся края ткани называются кромками. (Объяснение лучше проводить с показом на ткани).

Подготовка нитей основы.

1). Нити перематывают с початков на бобины.

2). Производят сновку – перемотку с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой). Число нитей, перемотанных на навой, доходит до 3000 и более. Перематывание совмещают со шлихтованием. Это нити основы проклеивают шлихтой – специальным клеящим составом, для придания нитям основы гладкости и прочности.

3). Завершается подготовка пробиранием – каждую нить протаскивают в глазки ремизок (эта операция выполняется вручную).

Подготовка нитей утка.

Нить утка перематывают с початков и бобин на специальные деревянные уточные шпули. (Рассказ сопровождается показом слайда №8).

Устройство и работа ткацкого станка. Процесс получения ткани мы рассмотрим по рисунку. (Слайд №9).

Из истории ткачества.

Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с её помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку.

В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».

Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения. (Лучше будет, если это будет выступление учащейся с использованием слайда №10).

6.3. Производство хлопчатобумажных тканей можно представить в виде таблицы (использовать слайд №11).

6.4. Процесс производства льняных тканей рассмотрим по следующей таблице (использовать слайд №12).

6.5.. Весь процесс получения ткани можно представить в виде схемы (слайд №5). Сначала из волокна в процессе прядения мы получаем пряжу, затем идёт процесс ткачества, и получаем суровую ткань, которая, проходит отделку, и получаем готовую ткань.

6.6. При раскрое швейных изделий следует учитывать направление нити основы.

(Объяснение следует сопровождать показом на ткани и использовать слайд №13).

6.7. Существует шесть производственных этапов изготовления ткани: (При рассмотрении данного вопроса использовать слайд №14).

6.8.ткань с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой. (Использовать слайд №15).

Очень интересным является процесс печатания тканей, в результате чего на них получаются разноцветные рисунки. (Можно воспроизвести процесс печатания с помощью валика для наката. Для этого нужно взять гуашевую краску любого цвета, развести её водой в ёмкости достаточного размера, окунуть в получившуюся жидкость валик и сделать накат на изнаночной стороне полоски обоев или на плотной бумаге).

Теперь познакомимся с профессиями прядильного и ткацкого производства.

Основные профессии прядильного производства.

Оператор чесальных машин работает на чесальных машинах, производит загрузку волокон в машину, ликвидирует обрыв ленты при выходе из машины.

Оператор ленточного оборудования обслуживает ленточную машину, предупреждает обрыв ленты.

Оператор гребнечесального оборудования обслуживает гребнечесальную машину, производит заправку машины лентой, ликвидирует обрыв ленты.

Оператор крутильного оборудования работает на крутильных машинах, следит за качеством кручения пряжи, производит смену бобин с пряжей, регулирует натяжение нитей, ликвидирует обрывы пряжи.

Оператор мотальной машины перематывает пряжу и нити на мотальных машинах, ликвидирует обрывы пряжи, следит за натяжением нити.

Оператор ровничного оборудования обслуживает ровничные машины, следит за качеством сходящей с машины ровницы.

Прядильщица работает на прядильных машинах, проверяет качество ровницы и нитей, поступающих на прядильные машины. Она наблюдает за качеством вырабатываемой пряжи, ликвидирует обрыв пряжи.

Рабочие всех профессий должны знать устройство машин, на которых они работают, причины возникающих неполадок, способы предупреждения и устранения брака в работе.

Все рабочие обязаны соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, следить за порядком на своих рабочих местах и производить их уборку.

Профессии ткацкого производства.

Ткачиха обслуживает ткацкий станок: производит пуск и остановку станка, ликвидирует обрыв нитей, снимает наработанную ткань, обметает, чистит и смазывает станок, предупреждает и выявляет дефекты ткани.

Ткачиха должна знать устройство ткацкого станка, свойства пряжи, строение ткани, требования к качеству ткани, требования по безопасности труда и пожарной безопасности.

Контролёр качества тканей работает на браковочно-мерильной машине, выявляет дефекты ткани, проверяет ширину ткани и длину ткани в куске, заполняет ярлык (маркировку), наклеивает ярлык на кусок ткани, содержит в порядке своё рабочее место.

Контролёр должен знать виды дефектов тканей, устройство браковочно-мерильной машины, способ заправки ткани в машину, правила безопасности труда и пожарной безопасности на производстве.

Рекомендую дать учащимся подготовить доклады о профессиях прядильного и ткацкого производства. Можно использовать слайды №16 и №17.

6.9. Мы уже говорили, что ткань получают путём переплетения нитей.

Делаем вывод, что ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Различной последовательностью чередования основных и уточных нитей создаётся огромное количество переплетений.

Самое простое и самое распространённое переплетение нитей в ткани – это полотняное, в котором нити переплетаются через одну. (При объяснении пользоваться слайдом №18).

6.10.Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам: (При объяснении использовать слайд №19).

7.

8.

8.1. Далее вы будете выполнять макет полотняного переплетения. Для этого вам понадобится цветная бумага двух цветов, ножницы и клей.

(При объяснении пользоваться учебником и слайдами №20 и №21).

Прежде, чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (Рассказывают ученицы).

8.2.Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж.

8.3. В ходе текущего инструктажа указываются правильные методы работы и пути исправления ошибок.

8.4. На заключительном инструктаже учитель анализирует деятельность работы учащихся и указывает на типичные ошибки.

9. По образцам тканей вы должны определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Используя таблицу (слайд №22) в рабочей тетради опиши, по какому признаку определила лицевую сторону ткани.

10. Закрепление нового материала с использованием теста (слайд №23).

11. На следующий урок принесите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей для оформления коллекций и изучения свойств ткани. Учить термины. В учебниках стр. 7 – 14.

12. Итоги урока.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

урок 5 класс Производство хлопчатобумажных и льняных тканей

Урок по материаловедению в 5 классе.

Тема: Производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель:

  1. Образовательная – ознакомить с историей производства хлопчатобумажных и льняных тканей. Научить определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани.

  2. Развивающая – развитие мыслительной способности, умение анализировать и сопоставлять.

  3. Воспитательная – содействовать воспитанию творческой активности, интересу к труду.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрационные, практический.

Оборудование и материалы: таблица классификации волокон, коллекция тканей, схема модели полотняного переплетения, коробочки гербария с хлопком и льном, образцы тканей, толстая игла.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература – умение пользоваться терминами.

История – исторические события, связанные с производством ткани.

ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими предметами.

Время: 45 x 2.

План урока:

  1. Организационный момент:

  2. Изложение нового материала:

  3. Проведение физкультурной минутки.

  4. Закрепление нового материала (тест).

  5. Практическая часть.

  6. Подведение итогов:

  7. Домашнее задание.

  8. Уборка рабочих мест.

Учащиеся разделены на 3 группы, которые заранее готовят сообщения на определенные темы.

Ход урока:

Ткань – материал, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Вопросы:

Обобщить ответы учащихся, рассказать о делении тканей на бытовые, технические и социальные.

Для изучения структуры тканей раздать учащимся по образцу ткани полотняного переплетения.

Задание.

Толстой иглой вынуть нити из ткани, рассмотреть, как они переплетаются между собой.

Вопросы:

  • Из чего состоит нить?

  • Как нити переплетаются в ткани?

  • Все ли нити одинаковые по толщине?

Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод, что нить состоит из волокон, перекрученных между собой.

Все волокна делятся на натуральные и химические (табл. Текстильные волокна).

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные - пряжу и делать из нее ткань. Чтобы получить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений - льна и конопли.

1 сообщение учащихся (Получение волокон из кенафа, джута, конопли).

Производство ткани - это прядение, ткачество, отделка.

Волокном для производства хлопчатобумажной ткани служит растение хлопчатник, а льняной ткани - лен.

Показать коробочку гербария с хлопком и льном. Если из хлопка удалить семена, то будет обыкновенная вата.

Задание:

Вынуть из ваты тонкие пучки и попробовать их скрутить. Повторяя это движение, пытаемся сделать нить как можно длиннее.

Прядение - процесс получения пряжи из волокон.

2 сообщение учащихся (Из истории прядения).

Пряжу получают на прядильных фабриках. Сначала волокна поступают на прядильную фабрику, где из спутанной массы волокон небольшой прочности получают непрерывную, прочную, ровную нить (пряжу). Волокно разрыхляют на мелкие клочки при помощи игл разрыхлительной машины. Затем в трепальной с помощью специального барабана из волокон удаляют примеси. Потом волокна идут на чесальную машину, где их разделяют на отдельные волокна, распрямляют и превращают в толстый жгут (ленту). На ленточной машине ленту выравнивают по толщине. На ровничной машине ленту вытягивают и подкручивают. На прядильных машинах из ровницы получают пряжу путем скручивания и вытягивания. Затем пряжа идет на ткацкую фабрику, где из нее получают ткань.

3 сообщение учащихся (Из истории ткачества).

Процесс получения пряжи из волокон называется ткачество.

Основные процессы ткацкого производства:

  • образование ткацкого зева;

  • протягивание поперечной нити;

  • наматывание ткани на товарный валик.

Нити, идущие вдоль ткацкого станка, называют основными (долевые нити), нити, идущие поперек ткацкого станка, называют уточными. По краю ткацкого станка образуется кромка, которая предотвращает ткань от осыпания.

Способы определения основной и уточной нитей:

  • по направлению нити основы ткань не тянется или тянется плохо, а по направлению нити утка - хорошо;

  • нити основы более тонкие и прочные, нити утка толстые и пушистые;

  • по звуку: при резком растяжении основной нити звук звонкий, уточной глухой;

  • по кромке: нить основы проходит вдоль кромки, нить утка поперек.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтый цвет. Ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают различными растворами, красят. Все эти операции производят с лицевой стороны, поэтому она более гладкая и на ней меньше узелков и пороков. Рисунок печатают с помощью печатных машин с лицевой стороны, которая, в свою очередь, более яркая, чем изнаночная.

Практическая работа:

Определение долевой нити ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Каждая группа учащихся получает карточку-задание и набор образцов тканей. Учащиеся должны выбрать соответствующие и наклеить их на карту. Группа девочек делает отчет по теме «Что мы узнали о тканях?».

Дополнительный материал к уроку

«Получение волокон из кенафа, джута и конопли».

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута и конопли.

Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Пакистане. Волокно кенафа отличается высокой прочностью гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей, и ковровых изделий.

Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно в Индии, Китае, Монголии, России. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которого делают морские канаты, веревки, парусину.

«Из истории прядения»

Для производства ткани крестьяне выращивали лен и коноплю. Стебли льна долго вымачивали в речной воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стеблей вытаскивали на берег, сушили, трепали, мяли, и очищали от примесей. После этого лен чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Так получали льняную кудель - волокно для прядения нитей. Кудель закрепляли в верхней части прялки. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, вращала веретено.

Более древним растением является конопля. Также как и лен, коноплю вымачивали, но не мяли мялкой, а толкли в ступе пестом. Из мягких стеблей получали кудель и пряли пряжу. Это был тяжелый труд, но к 14 годам все девочки в крестьянских семьях очень умело обращались с веретеном.

«Из истории ткачества»

В каждой крестьянской семье был ткацкий стан, на котором изготавливали ткань полотняного переплетения. Занимались также тканьем на дощечках - изготавливали пояса. Снятые со станка холсты отбеливали: складывали в кадки и заливали раствором древесной золы и воды. Затем холст раскатывали по траве на солнечном месте, смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал», а зимой в ясные морозные дни его раскладывали по сугробам. Этот процесс назывался «зорить» ткань. И наконец, холст мокрым складывали в бочку, пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили.

Высушенные холсты красили. В качестве красителей в ткачестве использовали кору деревьев, траву, листья, цветы.

Тест.

Обвести букву соответствующего варианта ответа.

  1. Используются для производства пряжи

  1. толокно

  2. веретено

  3. волокно

  4. суровье.

  1. К текстильным волокнам не относятся

  1. хлопчатник

  2. хлопок

  3. лен

  4. кенаф.

  1. Натуральное волокно животного происхождения

  1. хлопок

  2. канва

  3. пенька

  4. шерсть.

  1. Тонкая нить из скрученных волокон

  1. соломка

  2. пряжа

  3. волосок

  4. ворсинка.

  1. Процесс переплетения нити основы и утка.

  1. ткачество

  2. прядение

  3. вязание

  4. скручивание.

  1. Нить, идущая вдоль ткани

  1. пряжа

  2. кромка

  3. основа

  4. канва.

  1. Поперечная нить в ткани

  1. виток

  2. моток

  3. узелок

  4. уток.

  1. Придание красивого внешнего вида пряжи

  1. очистка

  2. отделка

  3. окраска

  4. сушка.

  1. Сторона ткани с гладкой поверхностью и четким рисунком

  1. лицевая

  2. изнаночная

  3. плоская

  4. внутренняя.

infourok.ru

выделка и обработка льна — Славянская культура

Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.             Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.
На начало XX века Россия — самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала — пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному. Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо. В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:
  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна. Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • — средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • — северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.
 Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.             Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья. Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.
Похожие статьи:

Славянские символы → Загадка вологодских узоров

Аудиокниги → Мы славяне - Семенова Мария (2002)

Традиции → Плетение венков

Книги → Ремесло Древней Руси. Рыбаков Б.А.

Рукоделие → Сольвычегодской школе народных ремёсел 20 лет

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Выделка и обработка льна - Ткачество - Ремесленичество

Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

            Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.
На начало XX века Россия — самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала — пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному. Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо. В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:
  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна. Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • — средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • — северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.
 Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.             Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья. Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.

Источник

www.slavianin.ru

Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения" (6-й класс)

Разделы: Технология

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с получением и свойствами волокон животного происхождения; провести сравнительный анализ натуральных волокон растительного и животного происхождения. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.
  2. Способствовать формированию представлений о мире профессий.
  3. Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения.
  4. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к вещам; уважение к чужому труду.

Тип урока: теоретический.

Межпредметные связи: история, география, литература, биология.

Материально-техническое оснащение:

  1. Плакаты: «Текстильные волокна», «Пряха», «Первичная обработка шерсти», «Первичная обработка шёлка», «Золотое руно», «Прядильный станок», «Ткацкий станок», «Веретёна».
  2. Кроссворд для повторения раздела «Материаловедение» 5 класс
  3. Прялка, веретено, шерсть для прядения
  4. Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти», «Последовательность обработки шерсти»
  5. Лабораторная работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых волокон»
  6. Раздаточный материал и инструменты для проведения лабораторной работы
  7. Карточки с написанием слов для словаря и названием профессий
  8. Изображения животных: коза, кролик, овцы различных пород, верблюд, собака.
  9. DVD-проектор, экран

Объект труда: образцы тканей

Предварительная работа: чтение «Мифы Древней Греции. Золотое руно», повторить по тетради за 5 класс раздел «Материаловедение».

Домашнее задание на следующий урок: учебник п. 1-2, рабочая тетрадь задания 22-29, подобрать образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Ход занятия.

1. Организационная часть урока.

Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькие, мамы заворачивали вас в мягкие, тёплые пелёнки. Если становилось холодно, просила надеть тёплую кофту. Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобретать необходимые вещи. К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. В этом году вы будете изготавливать более сложное изделие, чем в 5 классе, поэтому знания полученные на уроках материаловедения помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки.

Тема нашего урока – Натуральные волокна животного происхождения.

3. Закрепление ранее пройденного материала, подготовка к восприятию нового материала.

- Вспомним то, что вы уже знаете. Предлагаю вам решить кроссворд.

Кроссворд.

По вертикали:

  1. Волокна делятся на… и химические.
  2. На стеблях белеют чашки, В них и нитки, и рубашки.
  3. Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции.
  4. Процесс получения нити из волокон…
  5. Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани.
  6. Как называется ткань снятая с ткацкого станка.

По горизонтали:

  1. Ткацкое переплетение.
  2. Назовите «русский шёлк».
  3. Я вдоль ткани хожу.
  4. Мой братец ходит поперёк ткани.
  5. Сторона ткани с ярким, чётким рисунком.
  6. Изделие, изготовленное на ткацком станке.
  7. Хлопчатобумажная, ворсовая ткань
  8. Из чего состоит ткань?
  9. Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок.

Графическое изображение кроссворда расположено на доске. Учащийся, давший правильный ответ, записывает его в кроссворд, и получает жетон.

Подведение итогов разгадывания кроссворда.

4. Объяснение нового материала.

Работа по схеме «Прядильные волокна».

- Рассмотрим схему, изображённую на доске. Прочитайте её название.

- Вспомним, что такое прядильные волокна?

(Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами).

- На какие две большие группы они делятся?

- Чем отличаются эти две группы?

- Какие волокна вы изучали в 5 классе?

- У вас на рабочих местах находится таблица «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка». Первые две колонки таблицы вы заполнили в 5 классе. Рассмотрите их. Две последние колонки вы заполните сегодня на уроке.

Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти и шёлка

Внешний вид и свойства волокон

хлопок

лён

шерсть

Шёлк

Цвет

Белый

Светло – серый

Белый, чёрный, рыжий

Белый

Блеск

Матовый

Резкий

Нерезкий

Не очень резкий

Длина

6-52мм

250-1000мм

10-250мм

700-800м

Толщина (тонина)

Тонкое

Среднее

Толстые

Очень тонкое

Извитость

Слабо извитые

Прямые

Сильно извитые

Прямое

Мягкость

Мягкие

Средняя

Средняя

Мягкие

Гладкость

Пушистые

Гладкие

Пушистые

Гладкие

прочность

средняя

высокая

средняя

высокая

- Как вы думаете, для чего нужно знать свойства волокон?

(Свойства волокон влияют на свойства тканей, из которых они изготовлены).

Сегодня мы изучим натуральные волокна животного происхождения. К этой группе относится натуральная шерсть и натуральный шёлк.

(Запись схемы в тетрадь).

(По мере объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка»).

Шерсть.

Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, кроликов, лам длиной 10-250 мм.

Основную массу шерсти дают овцы – это около 90% от всего объёма шерсти. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжье. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец.

(Показ изображений овец разных пород, рассматривание коллекции тканей).

В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую.

Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон.

Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна.

Полугрубая шерсть включает в своём составе пуховые и более толстые переходные волокна.

Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна.

Шерсть, срезанная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло.

Особо ценится шерсть, получаемая от овец породы меринос, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, лёгкие, дорогостоящие ткани. Таких овец разводят в Англии и Новой Зеландии. Причём, основой экономики Новой Зеландии является экспорт, т.е. вывоз из страны, молочных продуктов и овечьей шерсти. Такая шерсть ценится как золото, а породистое животное стоит как дорогой автомобиль.

Шерсть по - другому называется руно, её снимают специальными ножницами стригали, а время стрижки одной овцы не должно превышать 3 минут.

Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку.

Пряжу получают на прядильных фабриках спрессованную в упаковках по 250кг. Волокна подвергают разрыхлению и трепанию на разрыхлительных и трепальных машинах. Эти машины обслуживают операторы. В машинах волокна очищают от сорных примесей. Из трепальной машины волокна выходят в виде холста, который скатывается в рулон.

Затем холст поступает на чесальную машину, где его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами. Прочёсанный холст преобразуется в ленту.

Лента поступает на ленточные машины, где её вытягивают и слегка подкручивают – получается ровница.

Затем ровница поступает на прядильное производство, где и изготавливают пряжу.

(Работа по схемам на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).

Производство шерстяных тканей

Первичная обработка волокон шерсти

  1. Сортировка волокон
  2. Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной и трепальной машинах
  3. Мытьё волокон с мылом и содой
  4. Сушка волокон

Подготовительное производство

  1. Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты
  2. Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине
  3. Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу

 Прядильное производство

Вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую.

Ткацкое производство

Производство ткани.

Отделочное производство

Отбеливание, окрашивание

(Показ основных продуктов процесса прядения. Запись схемы в тетрадь).

- Скажите, а раньше вы слышали слово «руно»? Когда?

- К уроку я просила вас прочитать «Миф о золотом руне». А знаете ли вы, что золотое руно существовало на самом деле и это исторически достоверный факт.

Дело в том, что описанная в мифе Колхида – это Грузия. У жителей отдельных высокогорных селений Грузии существовал способ добычи золота в горных реках. Шкуру барана опускали на некоторое время в поток горной реки, и крупинки золота задерживались между ворсинками. Через некоторое время шкуру доставали, и закрепляли на вешалах, золото падало на положенный внизу холст по мере высыхания шкуры. Следует отметить, что золота добывали таким способом не много, и в скором времени он отошёл.

- А как в старину получали пряжу?

(Рассказ о прялках и веретёнах, прядильных станках, показ изображений на экране. Показ учителем способа прядения козьего пуха на самодельном веретене без прялки).

Прялка – это приспособление для ручного прядения. У прялки есть гребень, на него закрепляли кудель, из которой пряха левой рукой тянула нить, а правой рукой накручивала эту нить на веретено.

Характеристика шерстяных тканей

Тонкую и полутонкую шерсть используют в производстве тонких платьевых и костюмных тканей; грубую шерсть используют при производстве войлока, валенок.

Шерстяные ткани мало пачкаются, мало мнутся, впитывают воду, хорошо сохраняют тепло, почти не мнутся, хорошо драпируются, обладают большой пылеёмкостью. Шерстяные ткани имеют свойство сволачивания, сваливания волокон.

Шерстяные ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными или набивными.

Маркировку «натуральная шерсть» разрешено использовать, если в составе волокон шерстяных тканей содержится не более 7% других волокон. Маркировку «чистая натуральная шерсть» ставят, если в составе ткани содержится не более 0,3% других волокон.

Изделия из шерсти стирают специальными моющими средствами при температуре воды 30, не трут, не выкручивают, надолго не замачивают. Выстиранные изделия раскладывают на плоскости до полного высыхания.

Шёлк.

Волокна шёлка – это коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить.

Из биологии вам известно, что бабочка откладывает яйца, из них появляются гусеницы, затем гусеницы вокруг себя наматывают тончайшие нити (куколка), а из куколки появляется бабочка.

Впервые шёлк был изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь, по которому везли ткани назвали Великий шёлковый путь. Об этом вам рассказывали на уроках истории.

Из волокон шёлка получают очень лёгкие, красивые и прочные ткани.

(Показ коллекции, рассматривание).

- Как вы думаете, какие изделия лучше изготовить из шёлковых тканей?

С одного кокона сматывают нить тоньше человеческого волоса и длиной 700-800 метров. Волокно прямое, белое и гладкое. Нить сматывают сразу с 6-8 коконов. Такой шёлк называется шёлк – сырец.

Рассмотрим процесс обработки коконов.

Первичная обработка

  1. Сбор коконов тутового шелкопряда
  2. Обработка паром
  3. Сушка горячим воздухом
  4. Получение шёлка – сырца
  5. Сматывание шёлковых нитей

Характеристика шёлковых тканей

Шёлковые ткани красивые, прочные, тонкие, мягкие, имеют блестящую и гладкую поверхность, гигроскопичны, воздухопроницаемы.

Подведение итогов заполнения таблицы «Сравнительная характеристика волокон шерсти, шёлка, хлопка, льна».

5. Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.

  • Что такое шерсть?
  • Как ещё можно назвать шерсть?
  • Что входит в первичную обработку волокон шерсти?
  • Охарактеризуйте волокна шерсти.
  • Как получают волокна шёлка?
  • Охарактеризуйте волокна шёлка.
  • Найдите отличия волокон шерсти от волокон шёлка.
  • Как свойства волокон влияют на свойства тканей? Приведите примеры.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство