Бизнес план архитектурного бюро. Бизнес план архитектурного бюро
Бизнес план архитектурного бюро
Бизнес план архитектурного бюро
Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов — их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. «Если раньше люди редко заказывали проект, в основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства», — считает Михаил Иванов, генеральный директор компании «Бау-Групп». Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам», — говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще одна причина, уверен Михаил Иванов: «Есть два мнения: удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель». Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий — цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: «Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется».
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные игроки — бесчисленная орда свободных «художников» самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», — рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными — больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и «брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее. Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух «друг моего друга» — «классный дизайнер», «раскрученные» профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху. Есть в архитектурной среде и «откат», когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные проценты
Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в «Первом макетном цехе»: «Каждый наш макет — это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима — это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании, выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько порядков. «Иногда «выход» заказа — 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, — сетует Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. — Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых «квартирных» проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок. Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта — достаточно нудная работа, без терпения, повышенного внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача — организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100—200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее). Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей. «Работать со «своей» бригадой очень удобно, — уверена Наталья Клешнина, — за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать». Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ — от 350—450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор «окучивают» среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры обычно берут 5—10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем «стоят» от 50—200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования — когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов). Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей — вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад саратовская фирма «ZODчество», заказав НИЦ «Миромак» небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов). И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500—5 000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря «точечному» попаданию.
Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не требуется — дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. «Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».
Компьютеры и программное обеспечение — вот основные затраты начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это — управление, проектирование и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало — 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4—5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше — как минимум 10%.
Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше — план БТИ или работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: «я так вижу» и «такого не говорил никогда!» Дизайн-проект — это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10—15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.
stud24.ru
Бизнес план архитектурного бюро
Бизнес план архитектурного бюро
Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов — их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. «Если раньше люди редко заказывали проект, в основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства», — считает Михаил Иванов, генеральный директор компании «Бау-Групп». Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам», — говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще одна причина, уверен Михаил Иванов: «Есть два мнения: удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель». Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий — цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: «Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется».
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные игроки — бесчисленная орда свободных «художников» самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», — рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными — больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и «брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее. Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух «друг моего друга» — «классный дизайнер», «раскрученные» профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху. Есть в архитектурной среде и «откат», когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные проценты
Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в «Первом макетном цехе»: «Каждый наш макет — это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима — это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании, выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько порядков. «Иногда «выход» заказа — 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, — сетует Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. — Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых «квартирных» проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок. Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта — достаточно нудная работа, без терпения, повышенного внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача — организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100—200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее). Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей. «Работать со «своей» бригадой очень удобно, — уверена Наталья Клешнина, — за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать». Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ — от 350—450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор «окучивают» среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры обычно берут 5—10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем «стоят» от 50—200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования — когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов). Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей — вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад саратовская фирма «ZODчество», заказав НИЦ «Миромак» небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов). И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500—5 000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря «точечному» попаданию.
Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не требуется — дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. «Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».
Компьютеры и программное обеспечение — вот основные затраты начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это — управление, проектирование и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало — 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4—5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше — как минимум 10%.
Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше — план БТИ или работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: «я так вижу» и «такого не говорил никогда!» Дизайн-проект — это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10—15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.
Рабочий проект и авторский
надзор
Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций — следующие этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в 5—10 долларов за метр. Визуализация в программе 3D Studio Max позволяет клиенту не только узреть свое обиталище, но и побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь идет о загородном коттедже) — не всегда входят в обязанности архитектора-проектировщика, он может работать с субподрядчиками либо предоставить клиенту самому выбирать исполнителей. Однако авторский надзор — очень важная услуга, которая, во-первых, оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен оказывать каждый профессионал, взявшийся за гуж, — понятие в этой среде растяжимое. Одному достаточно создать пакет документации и один раз появиться на месте, получить деньги за проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью. Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения строителями своих идей, и это, разумеется, положительно влияет на их имидж и отношения с заказчиком. Не жалейте времени, ведите проекты, и заказчик вас не забудет. Архитектурный рынок, ко всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем играют рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных бюрократических средах. Частные заказы — это, как правило, доступ к конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих тонкостях клиентской биографии. Любую деятельность лучше сдавать поэтапно, соответственно же брать с клиента деньги. Однако надо помнить, что проект после согласования с заказчиком становится обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях является единственным доказательством вашей невиновности.
Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.111 сек.)mybiblioteka.su
Как открыть архитектурное бюро |на bizidei.ru. Бизнес идеи - Идеи, бизнес планы
Для того чтобы организовать и с успехом воплотить в жизнь данный бизнес проект и открыть архитектурного бюро, необходимо позаботиться об ассортименте предлагаемых клиентам услуг. Чем более обширным будет спектр работ, выполняемых на заказ квалифицированными, профессиональными дизайнерами и архитекторами, тем большее количество клиентов обратиться в бюро за услугами. При этом, несмотря на всю важность этого вопроса для успеха недостаточно учитывать и принимать во внимание только его. Подход к организации бизнеса должен быть комплексным и помимо разработки ассортимента предлагаемых услуг включать составление стратегии предприятия, использование современных методов ведения бизнеса, анализ рынка, спроса и предложения, затрат и планируемой прибыли. В противном случае можно потерпеть неудачу и сделать бизнес нерентабельным, а то и вовсе убыточным. Организация архитектурного бюро требует учета множества факторов, особенностей и нюансов.
Стоит отметить, что обычно за такое непростое дело, как открытие архитектурного бюро «с нуля» берутся настоящие профессионалы, которые имеют немалый опыт и хорошую репутацию в этой сфере деятельности, а также обладают большим кругом постоянных клиентов. Именно этой категории людей проще всего начинать этот бизнес.
Архитектурное бюро, как правило, функционирует в форме юридического лица. При этом такое юридическое лицо должно обладать соответствующей лицензией на проведение проектных и ремонтно-строительных работ. Однако в случае, если руководитель архитектурного бюро — архитектор, который имеет персональную лицензию на творческую архитектурную деятельность, юридическому лицу получать отдельную лицензию не обязательно.
Для получения лицензии соискатель должен соответствовать установленным в законодательном порядке критериям и требованиям. Также немаловажное значение имеют уровень квалификации специалистов и их производственного опыта. Согласно положению о текущем надзоре, каждая организация в течение срока действия лицензии должна пройти проверку лицензирующего органа. Органами архитектурного надзора выступают Государственная вневедомственная экспертиза проектов, Государственная жилищная инспекция и Госархстройнадзор.
На сегодняшний день архитектурные бюро предлагают клиентам такие виды услуг, как:
- разработка дизайн-проектов, а также сопроводительной документации к ним;
- разработка эскизных предложений и стилевых концепций интерьеров;
- разработка инженерных чертежей и проектной документации;
- согласование перепланировки в МВК с последующим внесением изменений в планы БТИ;
- проведение ремонтных работ;
- авторский надзор за выполнением проектов;
- комплектацию объектов отделочными материалами, а также мебелью.
На практике подавляющее число клиентов обращается в архитектурное бюро с просьбой осуществить разработку дизайна интерьера, однако в дальнейшем выбирает также услуги бюро по строительству, согласованию и авторскому надзору. При этом оплата каждого вида работ производится отдельно.
Расценки на работы могут быть самыми разными и устанавливаются архитектурными бюро самостоятельно в зависимости от видов работ, их сложности и прочих факторов. На данный момент более или менее стандартные расценки сформированы теми архитектурными компаниями, которые работают с жилой недвижимостью. К примеру, разработка дизайна интерьера квартиры сегодня стоит порядка 50 долларов за один квадратный метр, а один квадратный метр дизайн-проекта строительства объекта стоит приблизительно 200 долларов, авторский надзор обходится клиентам в сумму около 1000 тысячи долларов в месяц. При этом в зависимости от уровня сложности цены на работы могут варьироваться в ту или иную сторону.
Еще одним важным критерием, влияющим на стоимость услуг, является объем выполняемых работ и их сложность. Архитектурные бюро могут оказывать несколько разновидностей услуг: создание объектов «под ключ», реализация проектов «до гвоздя», проведение разовых работ, разработку макета или осуществление только проектирования и визуализации. В процессе работы архитектурного бюро идеальной является ситуация, при которой имеются заказчик, архитектор, выполняющий планировку объекта, строитель, реализующий задумки и планы архитектора, а также дизайнер, который исправляет ошибки, допущенные архитектором. Но, стоит отметить, что на практике в большинстве случаев сосредоточиться можно только на создании проектов или выполнении функций представителя и надзоре за строительством.
Опыт многочисленных архитекторских бюро показывает, что одновременно можно воплощать в жизнь от двух до трех заказов. При этом, необходимо учитывать, что подготовка проектной документации представляет собой очень трудоемкий, требующий большой концентрации сил и внимания и весьма нудный процесс.
При создании архитектурного бюро основными статьями затрат станут получения лицензии, аренда офиса, приобретение оргтехники, содержание штата сотрудников.
Для работы архитектурного бюро потребуется штат сотрудников в количестве не менее тех человек. При этом расходы, связанные с выплатой заработной платы составят от 1,2 до 1,5 тысяч долларов.
Для функционирования архитектурного бюро, конечно, потребуется офис. При этом офис должен выглядеть презентабельно, иметь оригинальную планировку, в его интерьере должны быть использованы современные дизайнерские решения и при всем при этом, он должен быть уютным и обеспечивать комфортные условия как для клиентов, та и для сотрудников компании. Иными словами, офис и его интерьер должен дать клиенту сразу понять, что он обратился к настоящим профессионалам и отменным специалистам своего дела.
Кроме того, офис должен максимально способствовать комфортной работе сотрудников. Он должен быть снабжен стильной, но при этом эргономичной мебелью, позволяющей удобно работать и не испытывать каких-либо физических неудобств в процессе работы. Лучше, если это будут специальные столы, позволяющие регулировать наклон столешницы и изменять высоту стола.
Комфортные условия работы для сотрудников – гарантия хорошей работы и высокой производительности, что важно в любом деле, а особенно в таком непростом как архитектурное проектирование.
Помимо мебели для работы следует приобрести компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение.
Основную категорию клиентов архитектурно-дизайнерского бюро составляют владельцы квартир и домов, площадь которых составляет от 200 до 600 квадратных метров. Однако, стоит отметить, что такое положение дел скорее было характерным для еще недалекого прошлого. На сегодняшний же день в связи с активной рекламой и популяризацией этого вида услуг в прессе и на телевидении все чаще в архитектурные бюро стали обращаться за услугами и владельцы более скромных площадей. Сегодня дизайн квартиры, площадью до 100 квадратных метров - явление уже весьма привычное. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что услуги архитекторов и дизайнеров постепенно, но уверенно переходят из разряда элитных в категорию массовых. Хорошо способствует этому и сложившаяся на данный момент практика сдачи в эксплуатацию жилых домов без какой-либо внутренней отделки помещений.
Архитектурное бюро – очень прибыльное направление бизнеса. Уровень рентабельности здесь обычно более 200%, а в некоторых случаях и в несколько раз выше. Однако касается это именно работы архитекторов и дизайнеров. В качестве дополнительного источника дохода для многих компаний выступает работа со строительными материалами. Формирование такого дохода происходит за счет торговой наценки на товары в размере от 25 до 30% в случае, если архитектурное бюро само обеспечивает ремонтно-строительные бригады всеми необходимыми материалами или за счет посреднического вознаграждения, которое компания получает от непосредственных продавцов, которые порекомендованы клиентам.
Стоит отметить, что осуществление ремонтных работ также является очень прибыльным направлением бизнеса. Однако штатные ремонтные бригады создаются в компаниях довольно редко. Большая часть архитектурно-дизайнерских бюро сотрудничает на партнерских отношениях с несколькими строительными бригадами, которые за посредничество выплачивают компаниям определенное вознаграждение.
Для раскрутки архитектурного бюро и привлечения клиентов необходима реклама. Однако, стоит отметить, что в этой сфере деятельности не все средства рекламы эффективны. Так, например, наружная реклама не приносит ощутимых результатов. Специфика деятельности архитектурно-дизайнерских бюро диктует и правила рекламы предоставляемых услуг. При этом для достижения результата и максимальной эффективности рекламы продвижение услуг должно производиться по определенным каналам, которые так или иначе связаны со строительством, дизайном и ремонтом помещений.
Все средства, которые используются для эффективной рекламы и продвижения услуг архитектурно-дизайнерского бюро можно подразделить на три группы:
1. Реклама в СМИ, включающая в себя:
- публикации рекламного характера в специализированных журналах и прочих изданиях;
- создание интернет-сайта, содержащего всю необходимую о компании информацию, а также примеры выполненных ранее работ;
- участие в телепроектах, посвященных темам строительства, ремонта, перепланировки и дизайна интерьеров.
2. Информация, полученная от риэлторских, строительных и прочих компаний. Эта группа средств основана на наличии личных знакомств и связей руководства, а также ведущих сотрудников бюро в вышеперечисленных сферах. Большое значение в данном случае имеют посредническое вознаграждение и, так называемые, «откаты».
3. Рекомендации клиентов архитектурно-дизайнерского бюро. Иными словами, так называемое «сарафанное радио», по которому предыдущие клиенты будут оповещать новых, среди которых их друзья, родственники и знакомые, об услугах, предоставляемых компанией и их качественном уровне.
Другие материалы:Следующие материалы:
Предыдущие материалы
www.bizidei.ru
Бизнес план архитектурного бюро / +38 (096) 514 33 44
Бизнес план архитектурного бюро
Сегодня рынок услуг по <обустройству окружающей среды> медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов - их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. <Если раньше люди редко заказывали проект, в основном <евростандарт> делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства>, - считает Михаил Иванов, генеральный директор компании <Бау-Групп>. Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать <детали>. Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном - по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает <индивидуальные> заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к <типовым> предложениям (5 вариантов проектов для <панелек>). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других - узкая специализация. Так, например, <Первый макетный цех> успешно занял особую нишу - производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов - картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются <смежные> строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри <застройщика>. В строительной компании <Бау-Групп> своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. <Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам>, - говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро <обрастает> строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные <слияния> - очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15-25%), потенциально привлекательны. И еще одна причина, уверен Михаил Иванов: <Есть два мнения: удобнее получать услуги <в одном флаконе>, когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников <комплексности>. Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное - она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель>. Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий - цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: <Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут <закрывать> лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор - все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя <авторский надзор> над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется>.
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3-5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10-15 человек, остальные игроки - бесчисленная орда свободных <художников> самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти <громких> и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. <Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и <теснота>> положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать>, - рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это <объект под ключ>, <проект до гвоздя>, разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными - больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик - заказывает музыку, Архитектор - старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель - совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер - исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. <Имя> и <брэнд>, неважно - частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио - это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее. Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух <друг моего друга> - <классный дизайнер>, <раскрученные> профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху. Есть в архитектурной среде и <откат>, когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные проценты
Некоторые игроки не скрывают - определить цену не просто, очень индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в <Первом макетном цехе>: <Каждый наш макет - это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета - трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить>. Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима - это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании, выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько порядков. <Иногда <выход> заказа - 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, - сетует Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. - Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком>. По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2-3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых <квартирных> проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные <площадки> - это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок. Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта - достаточно нудная работа, без терпения, повышенного внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача - организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100-200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее). Параллельно можно искать субподрядчиков - бригаду строителей. <Работать со <своей> бригадой очень удобно, - уверена Наталья Клешнина, - за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать>. Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора - ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ - от 350-450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор <окучивают> среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов - ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры обычно берут 5-10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем <стоят> от 50-200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования - когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов). Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей - вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно - строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад саратовская фирма , заказав НИЦ <Миромак> небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов). И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500-5 000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря <точечному> попаданию.
Проектировать дома - бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный <архитектурный> бизнес, грандиозных вложений не требуется - дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. <Архитекторы - это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не <сшибать деньгу>, то офис - олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель>, - убежден Михаил Иванов, генеральный директор <Бау-Групп>.
Компьютеры и программное обеспечение - вот основные затраты начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это - управление, проектирование и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало - 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4-5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше - как минимум 10%.
Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше - план БТИ или работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: <я так вижу> и <такого не говорил никогда!> Дизайн-проект - это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10-15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.
Рабочий проект и авторский
надзор
Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций - следующие этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в 2-10 долларов за метр. Визуализация в программе 3D Studio Max позволяет клиенту не только узреть свое обиталище, но и побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь идет о загородном коттедже) - не всегда входят в обязанности архитектора-проектировщика, он может работать с субподрядчиками либо предоставить клиенту самому выбирать исполнителей. Однако авторский надзор - очень важная услуга, которая, во-первых, оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен оказывать каждый профессионал, взявшийся за гуж, - понятие в этой среде растяжимое. Одному достаточно создать пакет документации и один раз появиться на месте, получить деньги за проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью. Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения строителями своих идей, и это, разумеется, положительно влияет на их имидж и отношения с заказчиком. Не жалейте времени, ведите проекты, и заказчик вас не забудет. Архитектурный рынок, ко всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем играют рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных бюрократических средах. Частные заказы - это, как правило, доступ к конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих тонкостях клиентской биографии. Любую деятельность лучше сдавать поэтапно, соответственно же брать с клиента деньги. Однако надо помнить, что проект после согласования с заказчиком становится обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях является единственным доказательством вашей невиновности.
Источник :http://erynok.com/bizplan.php?id=42
architecture.okis.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству. +7 (495) 692-96-09