ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Российский модный бизнес — состояние и перспективы. Модный бизнес в россии


Модный бизнес: полезные советы начинающим предпринимателям

07 июня 2016

В избранное: хотите выпускать одежду под своим брендом – учите матчасть

В России появляется всё больше локального производства одежды под своим брендом. По просьбе Biz360 эксперты модного бизнеса Дмитрий Тимуршин (Freedom Team) и Дарья Ядерная (Y Consulting) дали рекомендации, как начать своё дело талантливому дизайнеру одежды и повести маркетинг в индустрии моды. А Наталья Тарнавская, владелица бренда женского белья «Косичкина», Игорь Фролов, основатель компании по пошиву курток Northwestfur, Эдуард Минасян, основатель бренда Siberia, и Таня Снеж-Лебедева, выпускающая одежду под марками Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust, прокомментировали эти рекомендации, как превратить производство одежды в бизнес.  

30 рекомендаций от Дмитрия Тимуршина

Досье

Дмитрий Тимуршин, предприниматель, эксперт по запуску креативных пространств в ритейле. Директор агентства творческих инициатив  Freedom Team, владелец магазинов фэшн-марок российских дизайнеров в Петербурге  Freedom Store, студии печати на ткани  Printlab, швейного коворкинга Workplace, линии одежды  Freedom by Tecstyle,  организатор фестиваля локальных фэшн-марок Freedom Market и т.д.

1. Будьте одержимы

Начинать фэшн-бизнес без опыта имеет смысл только в том случае, если есть одержимость. Иначе вы быстро сдуетесь.

  • Игорь Фролов: Желательно ещё иметь идею бизнеса и четкое представление, чего именно вы хотите. Делайте то, что вы задумали, не надо пытаться угодить покупателю, из этого ничего не выйдет. Лучше убеждайте покупателя в том, что ваш продукт - лучший для него.

2. Не стартуйте без бизнес-плана

Составьте бизнес-план - лучше потерять деньги на бумаге, чем по-настоящему. Не забудьте включить в статью расходов и собственную зарплату - хотя бы по минимальной почасовой ставке. Увеличьте получившуюся сумму на 20-50% - это и будет реальный минимум, включающий непредвиденные расходы. Вы должны иметь запас прочности как минимум на три месяца работы в минус.

  • Наталья Тарнавская: Если вы хотите построить не микробутик, а полноценный бизнес, то увеличьте сумму не на 50, а на 300% и будьте готовы к запасу прочности на 2-3 года работы в минус. Чаще всего, делая бизнес-план, люди не думают о сертификации, бухгалтерии, внезапных колебаниях цен на материалы, упаковке, бирках, складской таре, курьерах, некачественно сделанных работах, которые нужно будет переделывать - от лекал до фотографий, и прочем.

  • Игорь Фролов: Запас прочности нужен минимум на год.

  • Таня Снеж-Лебедева: На практике марка/магазин с дорогим сегментом одежды раскручивается минимум два года. У нас так и было - два года работы с минимальной прибылью. То есть вы должны понимать, что это долгосрочное вложение и желательно иметь дополнительный источник дохода или стартовый капитал, который позволит не разочароваться в вашей идее раньше времени.

3. Проверьте спрос на ваш товар

Для этого можно создать интернет-магазин в «ВКонтакте», представив в нём примерный ассортимент. Пошейте сэмплы, образцы; пусть сами, криво-косо, главное - уловить идею, поймать тренд. Так вы сможете познакомиться с целевой аудиторией, посмотреть, как люди реагируют на ваш товар. Отталкиваясь от этой реакции, можно вносить коррективы в коллекцию, изменять цифры в бизнес-плане.

  • Игорь Фролов: Трудно угадать спрос, не начав торговать. А если вы выводите на рынок что-то новое, угадать вообще невозможно. Тут всё будет зависеть не только от товара, но и от того, как вы сможете убедить людей его покупать.

  • Таня Снеж-Лебедева: «Вконтакте» работает только на недорогую продукцию, к тому же страницу там, как и в Facebook трудно и дорого раскручивать из-за низкой эффективности рекламных вложений. Самой популярной сетью в нашем бизнесе сейчас является Instagram. Второй инструмент реальных продаж без посредников – «Ярмарка Мастеров». Что важно для многих дизайнеров, тут действует предоплата за товар. То есть вы можете получить деньги и затем уже создать изделие.

4. Стартуйте с бюджетом не менее 300 тысяч рублей

Есть прецеденты, когда люди запускали производство одежды, имея 100 тысяч рублей. Но сегодня это малореально. «Средней температурой по больнице» считается цифра в 300 тысяч рублей. Это минимум, который уйдет у вас на разработку продукта и пошив, а также на всё, что связно с продвижением и упаковкой - сайт, логотип, копирайт, фотосессия и т.п. Эти две большие статьи съедят бюджета примерно поровну.

  • Таня Снеж-Лебедева: Даже если вы сами не умеете строить лекала и шить, вы можете выбрать две-три модели, которые будут особенными благодаря своей идее, и продавать их в разных тканях и цветовых решениях. Примеров марок, которые начинали с такой стратегии - множество, взять хотя бы кардиганы грузинского бренда Lalo, которые начали с одной модели кардиганов с объёмными косами в разных цветах. Не стоит недооценивать упаковку. Она должна быть такой, чтобы покупатель, получая ваш товар, был очарован и тронут. Не обязательно тратиться на дорогие коробки к вашим платьям, достаточно каких-то интересных деталей.

Таня Снеж Лебедева (бренды Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust).

5. На отшив коллекции потребуется не менее 500 тысяч рублей

После того, как вы пройдёте первую стадию - тестирования идеи (300 тысяч рублей), понадобятся дополнительные вложения, примерно 0,5-1 млн. рублей на отшив коллекции в тираже. Они уйдут на увеличение объёмов выпускаемой продукции, расширение модельного ряда, увеличение количественного присутствия, рост розничной сети, работу с так называемыми «лидерами мнений» (реклама, промо).

Найти (не путайте с «отдать») эту сумму зачастую легче, так как у вас уже будут статистические показатели продаж. То есть в банк за кредитом вы придёте не с пустыми руками.

  • Игорь Фролов: Чтобы нормально торговать в офлайн-магазине, нужно в среднем иметь товара на 1-2 млн. рублей. 

  • Таня Снеж-Лебедева: Если вы нашьёте изделий, а они «зависнут», вполне реально разориться за сезон. Не делайте поначалу большого тиража - пошейте пару-тройку моделей в хорошем качестве, выложите в соцсети, покажите в шоурумах, посмотрите на реакцию. Сейчас многие швейные цеха берутся за штучное производство. Если не знаете ни одного цеха, поищите швею на osinka.ru или договоритесь с ателье, что будете обеспечивать их потоком заказов, если они предоставят вам скидку. Тогда вы сможете сделать свои модели в образцах или минимальных сериях, а дальше шить столько, сколько закажут. Это реальная схема, позволяющая начать с минимумом затрат.

  • Наталья Тарнавская: Фэшн-бренды обычно уделяют мало внимания логистике и учёту, считая их скучными и неблагородными делами. На самом деле правильный склад решит проблему быстрой обработки заказов и позволит избежать очень распространённой заразы у маленьких брендов - отсутствия заявленных в магазине моделей. Не думайте, что вся коллекция удачно поместится у вас в гараже или за ширмой в офисе, планируйте складское помещение, артикулы, регулярные инвентаризации склада и людей, которые будут заниматься обработкой и отправкой заказов. Плохая доставка даёт гораздо больше негативных комментариев в сетях, чем сами модели. 

Наталья Тарнавская (бренд «Косичкина»).

6. Придумайте запоминающееся название

Брендовое название для бренда одежды или магазина, как ни странно, может быть любым. Оно может быть даже совершенно не про одежду. Может быть абракадаброй или цифрами, лишь бы запоминалось. Главное - целостность нейминга и его созвучие с идеей продукта и ценностями целевой аудитории. Ваш креатив и marketing-стратегия должны быть понятны.

7. Не гонитесь за мировыми брендами, а опережайте их

Конкурировать с мировыми брендами у вас не получится, да и не следует. Но это тот случай, когда недостатки - ещё и преимущества. У вас всегда будет небольшой ассортимент, лимитированная коллекция, а значит, вы сможете гарантировать эксклюзивность каждой вещи. У вас будет заведомо выше скорость реакции на изменяющиеся тенденции, вы всегда сможете быть чуть впереди, успевать раньше мировых брендов. Это то, что ценится молодой и творческой аудиторией. Главное в локальном фешн-бизнесе – это своевременность, актуальность коллекций и правильная цена.

  • Игорь Фролов: К вам также пойдут люди, которым нужно не просто одеться, но для которых важны мелочи, от кроя до строчек. Не обращайте внимания на «обывателей», массовый продукт - это отдельная история и вам в неё не надо. Со временем, когда вы станете хорошо известны в определенных кругах, массовый покупатель сам вами заинтересуется.

Игорь Фролов (бренд Northwestfur).

8. Изучайте опыт «динозавров» fashion-индустрии

Не конкурировать с зарубежными «монстрами» - вовсе не значит, что на них не стоит обращать внимания. Изучайте их опыт, их ранние ошибки, статистику продаж, маркетинговые ходы, которые выстрелили в своё время. Но! Всегда помните: в России своя специфика, и иностранный опыт может быть здесь применён лишь с «поправкой на местность».

  • Игорь Фролов: Я в качестве примера для подражания выбрал Canada Goose, досконально изучил их бизнес-модель и стараюсь применять их технологии у себя.

9. Договаривайтесь с сетями

Если вы только начинаете, то лучше ограничиться интернет-магазином или зайти на рынок через раскрученный розничный ритейл. Напишите администрации магазина или сети письмо с предложением, сопроводив его качественным портфолио своей коллекции. Звоните байерам, договаривайтесь о встречах, показывайте образцы.

10. Цена в интернете и в рознице должна быть одинаковой

Минимальная накрутка магазина: 100-150% под реализацию, 300% - при выкупе. Торговаться можно, но это может продолжаться долго и нервно. Альтернатива - продажа через интернет. Однако и в этом случае о ценах в магазинах не забывайте - держите их в голове при формировании розничной цены на свои изделия: цена на ваших ресурсах (сайт, соцсети) не должна отличаться от цены в магазинах, иначе с вами не будут работать.

11. С сайтом на старте можно подождать

Сайт одежному бренду не помешает, но на первом этапе он не так уж важен - сначала можно открыть магазин в «Вконтакте». Продажи у вас сначала будут идти через соцсети, поэтому деньги и внимание лучше потратить в первую очередь на них. Магазин в «ВКонтакте» создаётся в любой группе - просто подключите эту функцию в настройках, заполните карточки товаров фото и описаниями, поставьте цену. От вас потребуется: хорошие фото, качественное описание моделей, хорошие цены и условия доставки.

  • Игорь Фролов: Тем не менее, сайт нужен. Его будут спрашивать и оптовики, и розничные покупатели.

12. Не торопитесь открывать шоу-рум

Открытие шоу-рума может разорить бизнес на старте. Аренда, оформление, зарплаты и прочие расходы быстро съедят ваши условные 300 тысяч рублей без всякого учёта «запаса прочности». На начальном этапе для вас куда важнее создать востребованный ассортимент, наладить производство и маркетинг. Если же вы хотите сразу играть по-взрослому, тогда приготовьтесь вложить в офлайн-точку от 200 тысяч рублей до 1 миллиона.

  • Игорь Фролов: Пока вы стабильно не зарабатываете, свой офлайн-магазин не нужен. Но потом обязательно откройте хотя бы один, чтобы общаться с «живыми» покупателями. Пожелания оптовиков и конечного потребителя не всегда совпадают, а вам нужен именно конечный потребитель.

  • Таня Снеж-Лебедева: Бессмысленно делать магазин в крупных торговых центрах – это стоит больших денег и не окупится. Вам нужен небольшой уютный шоу-рум в хорошем доступном месте (у метро, с парковкой, пусть и во дворах или на третьем этаже бизнес-центра). Например, шоу-рум в 20 «квадратов» в пределах Бульварного кольца в Москве можно найти за 40 тысяч рублей в месяц, даже дешевле. Сделайте эти несколько метров такими, чтобы туда захотелось возвращаться. Не берите продавца, здесь распространена работа «по записи»: ваш клиент будет рад, если его встретит сам дизайнер.

Магазин фэшн-марок российских дизайнеров Freedom Store.

13. Не преувеличивайте фактор сезонности

Если вы – не массовое производство, не стоит шить пальто летом или парусиновые штаны зимой в надежде на большой сезонный спрос. Лучше разработайте 10 моделей сезонных вещей, сшив по три ходовых размера каждой позиции. А дальше – действуйте с учётом реального спроса.

  • Игорь Фролов: Вначале лучше шить по факту получения заказов. Потом сами поймёте, какие запасы вам нужны на складе.

14. Не забудьте про оборудование и ПО

Если вы всё-таки решили запускать шоу-рум, то вам понадобятся профильная система учета (например, «1С:Бухгалтерия»), экварийнг, а также камеры наблюдения на кассах и в зале.

  • Таня Снеж-Лебедева: Важно обзавестись торговым эквайрингом – мобильным терминалом, принимающим карты. Его можно подключить к любому смартфону и принять оплату по карте клиента. Конечно, для этого у вас должно быть юридическое лицо, на счёт которого поступят деньги. Стандартный процент эквайринга – 1,5-2,5%. Плюс, не забывайте про налог в ценообразовании.

15. Продавцы должны быть лояльны бренду

Продавцы – важные люди в вашем бизнесе. Они должны быть с горящими глазами, абсолютно лояльные бренду. Мотивировать их лучше классической схемой формирования зарплаты: фиксированная часть плюс процент с продаж. Какой размер «фикса» устанавливать – зависит от эффективности сотрудника и вашего чутья. Бескомпромиссно расставайтесь с ворами и лентяями, которые «сидят за зарплату» и не заинтересованы в процентах с продаж. 

16. Не тратьтесь на излишний пиар

Если денег в обрез, ваши траты должны соответствовать принципам необходимого и достаточного. То есть ни пышное открытие магазина, ни дорогой ремонт не нужны. Экономьте на участии в платных фэшн-показах, если это не является частью PR-стратегии. И вообще, если вы - не PR-специалист или маркетолог (и других нет), то и никаких показов не надо. На начальном этапе вам достаточно будет участвовать в маркетах - локальных «гараж-сейлах». Такой подход сразу даст прямые продажи и обратную связь от живой аудитории. Кроме того, сэкономить можно, правильно выбрав форму собственности и тип налогообложения.

17. Не экономьте на фотографиях

На чём не стоит экономить, так это на хороших фотографиях. Они вам понадобятся и для продаж в соцсетях, и для оформления сайта в будущем, и для продвижения. Люди покупают глазами, работают эмоции. По той же причине уделите особое внимание разработке логотипа, истории бренда, его легенде. Не жалейте денег на хорошие тексты и работу с соцсетями.

18. Не шейте из «обидных» материалов

Нет никакого смысла в погоне за ценой шить из дешёвого материала сомнительного качества. Всё равно себестоимость пошива у вас будет значительно выше, чем у масс-маркета. Постарайтесь найти золотую середину «цена-качество». Помните, ваше преимущество - эксклюзивность. Нельзя делать вещи из «обидных» материалов.

  • Игорь Фролов: Качественные материалы - ваше основное конкурентное преимущество, забудьте про низкие цены.

19. Рассказывайте свою историю

Что делать в соцсетях? Рассказывайте свою историю. Это может быть ваш личный бренд - человека-дизайнера. Почему нет? Пишите о своём деле, которое стало вашим смыслом. Пишите о том, что делаете действительно хорошо. Люди любят истории про смелых, способных идти за своей мечтой. Ваша история будет продавать вас и то, что вы создаёте.

  • Эдуард Минасян: Посыл к потребителю не может быть таким: купите мой товар. Вы должны говорить: купите мою идею. Поклонниками бренда становятся благодаря его идее, тогда о нем рассказывают при любой удобной возможности. 

Эдуард Минасян (бренд Siberia).

20. Будьте дальновидны

Самые частые ошибки – непродуманность и недальновидность. Скажем, вы можете купить дорогую ткань, но при этом использовать дешёвую фурнитуру и не проработать досконально лекала. В итоге получите высокую себестоимость и невостребованное изделие.

21. Слушайте свою аудиторию

Не стоит ориентироваться исключительно на свой вкус. Всегда нужно пытаться понять потребности аудитории, слушать своих клиентов. Самый простой вариант обратной связи - количество заявок и обращений. Если в день у вас нет ни одного заказа, стоит задуматься над ассортиментом.

  • Игорь Фролов: Идти за аудиторией тоже не нужно, иначе вы начнете штамповать то, что и так уже продаётся тоннами вокруг.

22. Начните с коворкинга или ателье мелких серий

Если вы целитесь в нишу индивидуального пошива, есть смысл сначала податься в швейные коворкинги - пространства, в которых работают швеи, дизайнеры, модельеры. В коворкинге резиденты получают рабочее место и оборудование (швейная машинка, манекены, раскроечный стол и т.д.) Также там есть отдельная примерочная, где проходят встречи с клиентами. Это дешевле, чем свой цех. Там вы узнаете все подводные камни ремесла. А дальше уже примете решение: открывать собственный бизнес или отдавать заказы на аутсорсинг.

Швейный коворкинг WorkPlace.

Другой вариант - поищите ателье мелкосерийного производства. Открывать на начальном этапе собственное - рискованно и долго, да и рентабельность в этом случае с большой долей вероятности будет отрицательной.

23. Не гонитесь за широкой линейкой

Сколько вещей отшивать для начала? Не начинайте с большого ассортимента. Для первой коллекции будет достаточно четырёх единиц изделия на один цвет и размер. Помните, только 20-30 процентов модельного ряда будут в дальнейшем приносить вам 80 процентов дохода. Поэтому сделайте акцент на трендах сезона, предложите самые актуальные, востребованные модели в трёх самых ходовых размерах. Точно не проиграете.

  • Игорь Фролов: Небольшой ассортимент имеет большие плюсы для стартапа: меньше расходов и стабильнее качество.

  • Таня Снеж-Лебедева:  Когда вы поработаете и поймёте, какие модели идут хорошо, какие шоу-румы или магазины их покупают и в каком количестве - вот тогда стоит делать сезонные запасы, исходя из планов продаж. Но если вы только начинаете, лучше найти пару швей-надомниц, которые смогут оперативно восполнить ваши запасы - пусть пошив выйдет и дороже, чем в цехе.

24. Будьте актуальным

Попадание в сезон - традиционно слабое место российских дизайнеров. Мы постоянно догоняем, но не задаём тренды. Если вам удастся «оседлать» волну, ваши сезонные продажи вырастут минимум вдвое. Как это сделать? Слушать своих клиентов и стремительно действовать. Ходите на тусовки, будьте там, где собирается активная молодёжь. Именно она, как бы плохо с деньгами ни было, всегда будет хотеть выглядеть иначе, чем большинство. Если нет желания тусить - существуют тренд-бюро. Раз в полгода они выпускают тренд-буки, где можно подглядеть новые тенденции.

  • Таня Снеж-Лебедева: Ошибка многих начинающих дизайнеров в том, что создав какую-то популярную модель, в следующий сезон они отказываются её шить, поскольку «это прошлая коллекция». Пока вы не мировой фэшн-монстр, вам нет основания прекращать выпускать модели, которые хорошо покупают. Это не нужно ни вам, ни вашим клиентам. Определите своих «дойных коров» и предлагайте их в разных цветовых решениях с разными дополнениями.

25. Расходные материалы покупайте оптом

Ткани всегда выгоднее покупать оптом. Опт часто начинается от одного рулона. Да, представьте: всего один рулон, а не вагон или состав, как думают многие. Часто трикотаж продают на вес. Крупная партия в этом случае начинается от 20 кг. Поэтому пусть вас не пугает это неуютное слово «опт». Кроме того, традиционно в Петербурге (и тем более, в регионах) выбор ткани и фурнитуры значительно меньше, чем в Москве, а значит, есть смысл поискать поставщиков в столице.

Покупать ткани и фурнитуру за границей - в Китае, Индии и т.д. - на первом этапе нет смысла: у вас слишком маленькие объёмы, разница в цене для вас не будет ощутимой.

  • Игорь Фролов: В Москве хорошие ткани для верхней одежды продает «Юнсен», у них есть представительство и в Петербурге. Недорогие ткани можно брать в «Балтийском текстиле». Утеплители от фабрики нетканых материалов «Весь мир» ничем не хуже импортных аналогов. По соотношению цена-качество рекомендую нитки прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова. Молнии лучше брать в российском представительстве YKK, из недорогих могу посоветовать Arta-F. Фурнитура - кнопки, липучки и т.д. - BIG-accessories. Это то, что мы сами используем для пошива курток. Для других видов одежды материалы будут отличаться.

  • Таня Снеж-Лебедева: Зачастую выгоднее покупать ткани в Италии на стоках, чем в Китае и Индии. К тому же в Италии вы можете найти действительно оригинальный материал. Стоки работают круглый год, но если ехать невыгодно - есть много магазинов, занимающихся продажей итальянских стоковых тканей в России. Для того, чтобы попасть на какие-то специализированные стоки в Европе, можно воспользоваться услугами специальных агентов. Также в Италии есть город Прато - центр текстильной промышленности - там без проблем можно найти склады стоковых тканей.

26. Локальные марки сейчас очень востребованы

Конкуренции в локальном фэшн-бизнесе как таковой нет. Хотя эта ниша сейчас очень востребованная. Связано это с тем, что кризису всего полтора года, и мало кто смог эффективно среагировать на освободившуюся нишу. Добавьте к этому и общий мировой тренд сопротивления корпорациям, компаниям-гигантам. Главным вашим соперником можно считать масс-маркет. Поэтому между собой выгоднее не соперничать, а объединяться, учиться друг у друга.

27. Следите за трендами

Так сложилось, что Россия находится на периферии мировой моды, поэтому все тренды к нам приходят из-за границы. Это значит, что вы можете хотя бы примерно угадать, что будет модно в ближайшем сезоне.

28. Учитесь у успешных практиков

В наших институтах готовят ремесленников. А чтобы бизнес удался, нужен симбиоз знаний, навыков, фантазии и коммерческого чутья. Поэтому правильным шагом для расширения собственных профессиональных горизонтов будет посещение интенсивов и курсов от уже состоявшихся профи, имеющих работающие бизнесы.

29. Будьте оптимистом

Обмануть вас могут на любом этапе. Но это не значит, что обманут непременно. Если постоянно пребывать в страхе, лучше вообще ничего не начинать.

30. Ищите «ту самую» идею

Ваша марка может выстрелить и долго держаться в топе благодаря лишь одной яркой и стильной идее.

  • Наталья Тарнавская: Швейный бизнес успешен только тогда, когда пошивом и раскроем занимаются профи-швеи, а маркетингом - профи в маркетинге, никак не наоборот. Российский локальный легпром страдает очень низким качеством пошива и экономией на материалах. Стартаперы верят, что смелый дизайн или яркий бренд заменят ровную строчку. Пожалуйста, избегайте этого и берите на работу к станку только ремесленников, а не талантливых дизайнеров.
21 рекомендация от Дарьи Ядерной

Досье

Дарья Ядерная, бизнес-консультант, владелец и директор исследовательской компании в индустрии моды Y Consulting, баинг-агентства Y for Buy, преподаватель МГИМО и Британской высшей школы дизайна в Москве, бизнес-тренер Art&Image. Была директором деловой программы Mercedes Benz Fashion Week Russia, экспертом Baku Fashion Week 2014, Caspian Fashion Week 2015, Belarus Fashion Week и т.д.

1. Разработайте «план Б»

В бизнес-плане нужно не забывать о «плане Б»: что я буду делать, если не получится. Посчитайте, сколько денег вы потеряете. Товар всегда можно реализовать - вопрос, по какой цене. А какие-то расходы (например, затраты на показы) возместить не получится.

2. Нельзя продать коллекцию, не пошив её

Если вы давно знакомы с байерами (закупщики товара для магазинов одежды) и у вас хорошие отношения, теоретически возможен вариант, когда байеры посмотрят на эскизы и сразу дадут резюме по закупке. В моей практике был такой случай, но это редкость. Прототипы придётся отшить всё равно, и уже потом тестировать их на стилистах и байерах.

3. Запланируйте на отшив коллекции ~300 тысяч рублей

Разработка и отшив коллекции в 10-12 артикулов обойдётся примерно в 300 тысяч рублей. Это очень примерно.

В частности, разработка одного лекала стоит 3 тысячи рублей, на 10 артикулов это получится 30 тысяч. Еще около тысячи рублей - градация на два размера. Итого, 40 тысяч рублей на лекала.

Если в рознице ваш товар стоит от 8 до 10 тысяч рублей за единицу, то себестоимость её производства - примерно 2,5 тысячи. 10 артикулов в трёх размерах (30 изделий) – уже 75 тысяч рублей. Это в идеальном мире. На практике в первый раз будет примерно +30% к цене, то есть 105 тысяч рублей. Пошив первых образцов будет стоить в два раза дороже. 10 артикулов по 5 тысяч рублей – 50 тысяч рублей.

Съемка лукбука - около 30 тысяч рублей, и это минимум. Бирки – около 10 тысяч рублей за минимальную партию. Сайт – 10 тысяч рублей, сюда войдёт наполнение, оплата домена и, например, конструктор Wix.com. Регистрация юридического лица – около 10 тысяч рублей.

Это уже 255 000 рублей. Добавьте транспортные расходы (поездки на фабрики и к партнёрам), печать полиграфической продукции (каталоги, визитки) и т.д.

  • Эдуард Минасян: Всё зависит от товара и подхода. Свой бренд мы запустили на семь тысяч рублей, заплатив за пошив первых футболок, а через год наш оборот составлял 700 тысяч в год. Лукбук, реклама, онлайн-магазин - всё это можно сделать по взаимозачёту или вообще бесплатно. Главное, не терять качество исполнения.

4. Грамотно планируйте запасы

В каждую точку продаж нужно поставить не менее 40 изделий. Если у вас 2-3 такие точки, надо будет отшить около 120 изделий. Это потребует не менее 300 тысяч рублей инвестиций. Кроме того, нужно иметь в наличии товар для себя (интернет-магазин, инстаграм-продажи – тоже около 100 изделий. Плюс нужны деньги на PR, шоу-рум и прочее – например, химчистку после съёмок.

  • Наталья Тарнавская: Работая с розницей по реализации, вам нужно будет вкладывать в неё существенно больше, чем вы будете получать. Например, чтобы закрыть ассортимент в одной розничной точке, нужно поставить сотню единиц продукции. Но это не значит, что сто предметов магазин продаст за месяц - в лучшем случае он реализует двадцать штук, но через месяц попросит закрыть дыры в ассортименте новой поставкой. Отшивая партию, будьте готовы к тому, что вы с ней расстанетесь сразу, а деньги за неё будете получать весь следующий год. При этом только крупные ритейлеры аккуратно выплачивают деньги и делают осязаемые объёмы продаж, поэтому с ними не страшно работать по реализации. Маленькие бутики продают очень плохо, а не платить привыкли стабильно, поэтому лучше продавать им меньше, но по предоплате.

5. Используйте маркетплейсы

Нет смысла повторять уже пройдённый путь, надо идти своей дорогой, пользоваться новыми возможностями - например, маркетплейсами (виртуальными торговыми площадками – прим. редакции).

  • Таня Снеж-Лебедева: Не для всякого товара подходят маркетплейсы. Этот формат рассчитан на широкую аудиторию, средний или низкий ценовой сегмент. Участие в маркетпейсе марки, позиционирующейся как люксовая и эксклюзивная, может оказаться ударом по имиджу.

6. Помните о важности примерки

Есть мнение, что на маркетах неудобно мерить одежду. Тем не менее, все меряют.

7. Шоу-рум потребует серьёзных расходов

Открывать собственный бизнес офлайн-магазин потребует от 3 миллионов рублей инвестиций. Эти деньги пойдут на ремонт помещения, торговое оборудование, свет, музыку, кассу, депозит за аренду и саму аренду на первый месяц, собственно товар. Плюс расходы на открытие магазина.

  • Таня Снеж-Лебедева: Для открытия шоу-рума без учёта стоимости товара достаточно будет 180 тысяч рублей: 80 тысяч - аренда первого и последнего месяца при условии арендной ставки 40 тысячи рублей, 40 тысяч – агенту по недвижимости, 60 тысяч - на ремонт и оборудование. Шоу-рум должен быть удобным, уютным и стильным – итальянские у вас вешала или из «Икеи», значения не имеет. Создайте атмосферу, любому дизайнеру это под силу.

8. Используйте конструкторы сайтов

Минимальная стоимость изготовления интернет-магазина одежды – 20 тысяч рублей. Самое важное в нём – удобство использования. Лучше взять готовый шаблон, чем изобретать велосипед.

9. Соблюдайте баланс между базовыми и экспериментальными моделями

Выбор ассортимента - это вопрос правильного баланса между базой и трендом, ядром бренда и коммерческими экспериментами. В среднем, на базовые модели приходится около 40% ассортимента, на ядро коллекции и тренд – еще около 40%. Eye-catchers (яркие модели, бросающиеся в глаза) и высокий тренд занимают не более 20%.

  • Наталья Тарнавская: Российскому дизайнеру надо быть готовым к тому, что разрабатывать модели он сможет на основе доступных тканей и фурнитуры, а не наоборот - подбирать ткань к придуманной модели. Привязка моделей к материалам означает необходимость большой закупки сырья. Пример: вы придумали модель, купили ткани на одну партию, модель пользуется спросом, а ткань у поставщиков закончилась – всё, повторить партию вы не сможете.

10. Пресекайте воровство со стороны продавцов

Пять технологий, с помощью которых продавцы одежды обычно обманывают работодателей:

  • пробивают товары своим сообщникам по заниженной цене, как со скидкой;

  • сканируют один товар, а продают другой;

  • принимают на обмен более дешёвый товар с дорогой биркой и меняют на более дорогой;

  • «подсортировывают» товар – то есть добавляют более дешёвые товары под видом дорогих или товары других марок под поддельными бирками;

  • выписывают бумажные чеки, а не пробивают в кассе.

11. Правильно выбирайте налоговый режим

Если вы выбрали упрощенную систему налогообложения и собрались платить налог 15% с дохода после вычета расходов, то подумайте, точно ли вы сможете учитывать все свои траты? Часто локальные производители одежды покупают ткани и фурнитуру неофициально, часть расходов вообще не учитывается де факто. В этом случае лучше выбрать 6% с дохода, а по мере «легализации» бизнеса переходить на первый вариант.

12. Участвуйте в конкурсах дизайнеров

Участие в платных фэшн-показах стоит от 100 тысяч до 2 миллионов рублей, не считая затрат на подготовку моделей. Показы дают PR и узнаваемость, но в целом – как сработаете. Если ваша цель – клиенты, то ориентируйтесь на локальные и региональные показы, если цель – PR, то эффективнее большие площадки. Ради PR и узнаваемости у отраслевой публики стоит участвовать в конкурсах дизайнеров. Не важно, выиграли вы или нет, о вас напишут как об участнике конкурса, вы познакомитесь с жюри, в котором сидят эксперты отрасли, узнаете больше о внутренней «кухне».

13. Планируйте пиар-активности

Пиар-стратегия должна прописываться на год вперёд – все PR мероприятия, выступления, график публикаций в социальных сетях, цели по прессе, работе с блогерами и знаменитостями. Это нужно, чтобы заложить расходы в бюджет, планировать движение образцов по журналам и воплощать имидж бренда последовательно, а не хаотично.

  • Эдуард Минасян: Никогда не делайте что-либо на «отвали», даже посты в соцсетях. Пользователи чувствуют всё, любую халатность. Не превращайте соцсеть в мусорку. И фото, и описание товара должны быть на высоте – особенно, если единственный контакт с вашей продукцией покупатель имеет через интернет. 

14. Узнавайте свою аудиторию

Смотрите на реальную аудиторию. Например, вы делаете одежду для юных девушек, а приходят к вам преимущественно женщины в возрасте 40+. Им, в отличие от девушек, ваша продукция нравится, но влезть в неё они не могут - нужен другой размер или посадка по фигуре (ретро-посадка).

  • Эдуард Минасян: Люди любят общаться. Спрашивайте у людей, которые приобрели ваш товар, всё ли им понравилось. Был ли вежлив с ними менеджер или транспортная служба. Нравится ли им ярлычок на футболке и как они узнали о вашем бренде. От покупателей вы получите самые ценные замечания.

15. Сертификация – не обязательна

Сертификация одежды не является обязательной, если это не нижнее белье и не детская одежда.

  • Наталья Тарнавская: Сертификаты или декларации соответствия вам нужны для офлайновой розницы или работы с крупными магазинами, поэтому, если первые коллекции вы планируете продавать в своих интернет-магазинах и соцсетях, можно отложить вопрос сертифицирования.

16. За скидками – на улицу Сельскохозяйственная

Все спрашивают: где можно выбирать и закупать материалы мелким оптом со скидками? Улица Сельскохозяйственная в Москве вас спасёт.

17. Спрашивайте у подрядчика о его клиентах

При выборе мелкосерийного производства смотрите не только на сроки и цены, но и на то, для кого они шьют. Так можно отследить качество.

18. Не промахнитесь с ценой

«Дизайнерская» вещь по-российски стоит от 5000 рублей, по мировым стандартам – от 250 евро в рознице.

19. Привлекать ли инвестора: взвесьте все «за» и «против»

Инвестор нужен, когда вы уже реализовали несколько коллекций (3-4 сезона), но для расширения производства и PR-поддержки не хватает денег. Например, чтобы отшить большой тираж (в том числе для крупных партнёров, которые работают только на условиях реализации), чтобы выйти на международный рынок, оплатить участие в международной выставке. Органический рост – это хорошо, но медленно. Без инвестора рост может занимать от 5 до 10 лет, с инвестором – от 2 до 3 лет.

  • Игорь Фролов: Я уверен, что вариант постепенного развития – лучший. Не стоит сразу вкладывать деньги во всё, расставьте приоритеты.

20. Главное – бизнес-процессы

Стратегию бренда можно выстроить только на бизнес-процессах. Дизайн может быть их основой, а может и не быть, но без правильных бизнес-процессов любая идея, даже самая оригинальная, загнётся.

21. Тренды: plus size, домашняя одежда, silver market

Какие тренды я вижу в ближайшие 5 лет? Сейчас активно развивается ниша размеров plus size, однако рынок магазинов для этой среды ещё не сформирован, то есть спрос на дизайнерскую одежду есть, но дизайнерам по сути негде её продавать. Аналогичная история и с домашней одеждой – это очень перспективный рынок, но он только формируется.

Очень важной нишей становится silver market – рынок зрелых покупателей в возрасте старше 50 лет. Старение населения – мировой тренд, у этих покупателей есть средства, которые они могут потратить на себя. Но мода, в основном, по-прежнему ориентирована на молодых покупателей и в трендах, и в крое – например, на рынке очень не хватает изделий с ретро-посадкой.

Читайте также:

Как устроена небольшая компания по производству модной одежды.Как предприниматель из Новгорода шьёт крутые куртки для активного отдыха.Как предприниматели с Урала продают одежду под брендом Сибири.Как бренд «Косичкина» ломает стереотипы на рынке нижнего белья.biz360

biz360.ru

Как создать модный бизнес в России с нуля и без специальных знаний

Тема моды мне близка не только из-за сайта о моде и стиле Шпильки. И не только потому что современные женщины это вам не советские,  в моде разбираются, от дефицита элементарных вещей не страдают, а интернет сделал доступной любую информацию о красоте. Лет, наверное 10 своей жизни  я посвятила теме моды как бизнеса.

Первую свою юбку я сшила в 12 лет. В 19 я заработала первые деньги, сшив сокурснице какое-то платье. В 23 у меня с подругой был небольшой бизнес по пошиву и продаже одежды, доход от которого позволил мне оплатить мое второе в\о в Академии гос.службы. Да, это был бизнес 90х , со всеми вытекающими, но тем не менее, имел все характерные для бизнеса качества: у нас были раз в неделю совещания с разбором полетов, сведением дебета и кредита и составлением небольшого плана производства и продаж, с учетом технологических возможностей, сроков и потребительского спроса. У нас была бухгалтерия, аренда торговых точек и " торговые представители". Были нанятые девушки -надомницы, которые шили женские юбки всех размеров с бирками от неизвестных иностранных фирм. Реклама была в основном сарафанного радио, но была и в газетах. В общем, полный цикл. А в качестве бонуса, я создала что-то вроде " женского клуба", где девушки общались не только на тему, как одеваться, но и на тему психологии отношений с мужчинами. Это повлияло на мое решение выучиться на психолога в ВШП, но это уже другая история).

Повседневная мода для среднестатистического россиянина

Шить одежду в малых объемах и индивидуально было выгодно в начале 90х. В магазинах действительно было засилье некачественного и необоснованно дорогого импорта, вперемешку с качественным и тоже дорогим. И даже инд-пошив  каких-нибудь брюк в ателье, которые стоили в магазине, скажем, пятьсот-тысячу рублей, а шитые (копия, точнее, как сейчас аккуратно выражаются, реплика брендовых) обходились в максимум 300, был выгоден.

Сейчас времена поменялись. Инд-пошив не может заменить кажуал по причине появления на нашем рынке демократичных марок, типа ZARA, с идеальными лекалами, остромодными тенденциями и копеечными ценами во время распродаж.

Времена поменялись уже в конце 90х, когда перепродавать готовый импорт стало выгоднее по причине появления у нас в стране крупных ритейлеров в этой области.  Но не менее выгодно стало в конце 90х- начале нулевых производить маленькие ( как сейчас говорят капсульные) линии одежды на мини-фабриках.

В настоящее время, благодаря интернет-торговле, я предполагаю, будет развитие в этом направлении. Причем, на основе бизнес-подхода и профессионализма.

Высказывания людей о том, что в связи с ростом цен, уходом с рынка крупных игроков ( см. Стокманн уходит из России)  и реально поскудневшим ассортиментом в магазинах одежды ( особенно в регионах, они первые пострадали), на первый план, как в лихие 90е, выйдет пошив в ателье, во-первых непрофессиональны и явно говорят о том, что человек не понимает разницы, к примеру, между бытовыми и промышленными выкройками, а во-вторых , попросту оторваны от реальности.

Потребитель уже не тот

Я так подробно остановилась на теме 90х для того, чтобы обозначить контраст " тогда" и " сейчас". Подчеркиваю, мы обсуждаем тему повседневной одежды сейчас и возможности-потребности россиянина со средней зарплатой 33 тысячи рублей.

Население уже не голодно и повидало мир. Самый обычный обыватель из какого-нибудь Таганрога в состоянии отличить " фабричный Китай" от ... обычной тряпки Абибас или бренда Наколенке. Девушка, пришедшая заказывать платье в ателье, будет ожидать учета новых тенденций в крое и обработке, потому что читает модные и глянцевые журналы и разбирается в трендах.

А вы можете себе представить тетеньку -закройщицу в ателье, которая каждый месяц повышает свою квалификацию, изучая новые технологии? Владельца ателье, вбухивающего немерянные деньги в современное оборудование, а не в великие и могучие оверлоки 51Акласса? Сколько там у нас налогов? 40%? И все это никак не отражается на цене за услуги! Поэтому основная целевая аудитория ателье - это те, кому надо "подшить низ изделия" или обладатели нестандартных фигур.

Цены не кусаются?

Кстати, о ценах на услуги.Вот расценки на услуги дешевого ателье в супермаркете рядом с моим  домом ( я сейчас живу в Волгограде, это город-миллионник, не самый дорогой и комфортный для проживания).

В общем, брюки шитые выйдет минимум примерно 1800-2000, по этой же цене можно купить уже готовые новой коллекции  INCITY  или, в два раза дешевле на распродаже в Зара или Манго. И там не надо ждать две недели и ходить на примерки. Кроме того, бренды перестраиваются, чтобы сохранить российский рынок, удешевляя модели различными способами.

Примеры из Европы и Азии также  только подчеркивают нежизнеспособность идеи " нас спасут ателье" в современных условиях.

Да,  потомки римских легионеров шьют ботинки и пиджаки для россиян, начав сто лет назад с маленького семейного ателье и набрав за век работы огромный социальный капитал в виде нужных связей. Но вряд ли подобная модель развития бизнеса вообще приживется на нашей почве, как с точки зрения менталитета, так и  с точки зрения инфраструктуры и государственной социальной политики. Тот потребитель, кто в состоянии оплатить работу итальянских мастеров, будет продолжать это делать даже в кризис. Или же будет продолжать оплачивать дорогостоящие копии известных брендов у знакомых портних в их частных ателье. Только это весьма малая часть населения, их доход выше 33тр, образ жизни тоже не "среднестатистический" и заказывают они все-таки не совсем кажуал.

Что касается тех, кто идет в ателье, чтобы сэкономить и решить проблему дефицита вещей кажуал, для них вы можете себе представить российского предпринимателя, а также его работников, обладающих производительностью китайцев ( с вовсе не итальянскими, а с китайскими же зарплатами и китайскими же ценами на конечный продукт)?

А что делать с таким явлением как AliExpress,  где можно купить и получить все, подождав всего лишь пару недель? Да, кстати, и упомянутые мной  европейские и российские марки качественного среднего уровня также уже давно практикуют оформление покупок по интернету. Достаточно выбрать модель, определиться с размером и курьер доставит ее прямо на дом. Магазины в какой-то степени стали выполнять функцию и шоу-румов, и это тоже одна из устойчивых тенденций.

Очевиден тренд: продажа и инд-пошив одежды через интернет. Уже никого не удивляют сайты, предлагающие пошив рубашек премиум-класса, сайты дизайнеров с фото новых коллекций. Это еще не массово, но очень прибыльно.

Собственно, вот история, как пара девушек в декрете создали прибыльный модный бизнес ( можно использовать как бизнес-план)

Пара девушек-москвичек буквально за полгода раскрутили бизнес по продаже модных платьев. Ни одна из девушек представления не имела о том, как шить, но обе любят красиво одеваться, и обе разбираются в правовой и технологической стороне вопроса: одна девушка юрист, вторая менеджер архитектурной фирмы.

Организация бизнеса

1. Девушки придумали и зарегистрировали Торговую марку, затем создали аккаунт в Фейсбуке и Инстаграмме, немного позже вложились в их раскрутку.

2. Зарегистрировали юр лицо (возможно, вначале было ИП)

3. Посмотрев журналы и популярные страницы в интернете, выбрали несколько моделей по сезону, составив основу коллекции ( замечу, что коллекция одежды обычно состоит из 5 блоков: верхняя одежда, кажуал, спорт, праздничная и специальная , чаще всего свадебная). Под выбранные модели была сделана закупка тканей ( разумеется, полиэстер, опт по очень низкой цене)

Производство продукта

4. Нашли конструктора одежды, которая по эскизу или фото разработает в специальной программе и затем распечатает на плоттере лекала всех моделей коллекции с полным размерным рядом ( с учетом особенностей линии, так как 44й размер молодежной линии и 44й размер классической линии - это две большие разницы даже в одной марке). А также конструктор отшивала образцы. Вариант: конструктор делает программные файлы, а распечатка файлов делается в каком-нибудь рекламном агентстве, где есть оборудование для печати. Пошив образцов также отдается, например, технологу-профессионалу из ателье.

5. Заключили договор с фабрикой на оптовый пошив моделей из коллекции. На фабриках, как правило, оборудование помощнее, чем в ателье, а цены очень даже низкие. Пошив платья  может стоить 500р при заказе от 10 штук, а продается это платье от 4тр за единицу. И это платье в принципе может позволить себе девушка со средней по РФ зарплатой в  33тр.

Продажи и реклама

6. Немного вложившись в раскрутку аккаунтов на ФБ и в Инста, практически все продажи осуществляли в первое время через Интернет. Был самовывоз из Шоурумов ( брались в субаренду по выходным, это позволило не платить безумные деньги за год).

7. В настоящее время осуществляются продажи на http://www.trendsbrands.ru/ и https://www.wildberries.ru/, по-прежнему в Инстаграмм и в Фейсбук и еще в реальных магазинах, заказывающих те или иные модели под своих покупателей.

Девушки уже вышли из декретных отпусков и вернулись на свои прежние места работы. Бизнес раскрутился , стабильно работает и отдан в управление.

К сожалению, я не располагаю информацией о финансовых вложениях, которые были сделаны в создание этого бизнеса полного цикла, с нуля и при практически максимальном аутсорсинге и отсутствии всевозможных платежей по производству, но при желании можно посчитать. Точно не миллионы.

Думаю, очевиден некий сверхоптимизм относительно того, что ателье к нам вернутся. По-моему, перспектива развития модного бизнеса - за интернет-продажами и на основе коворкинга. И Россия вполне в тренде.

© Эвелина Гаевская

evelyn-apple.livejournal.com

«Fashion-бизнес в России» — реальность или миф? — DESIGNERS FROM RUSSIA

Чтобы разобраться в сути самого понятия и в его нюансах относительно российского рынка, международный проект FollowTheFabrika приглашает всех заинтересованных дизайнеров одежды посетить самое полезное событие этой весны и разобраться как же все-таки работать с fashion-индустрией страны без грамотно работающей самой индустрии.

27 марта в центре Москвы в ресторане Оджахури соберутся интересные спикеры, которые расскажут с чего нужно начинать строить прибыльный fashion-бизнес и ответят на все интересующие вопросы не только начинающих дизайнеров, но и действующих бизнесменов в области моды для выявления острых проблематик. Среди выступающих будет Марина Юшваева (основатель проекта «Sabellino», выпускник Skolkovo Executive MBA, руководитель Skolkovo Fashion Club), а также прямиком из Италии в формате online перед гостями выступит Мария Кирова. Мария выпускница «IED Milan, Master in Brand Management and Communication», бизнес-девелопер fashion&beauty проектов, прошла путь от заместителя генерального директора Национального конкурса «Мисс Россия» и директора по международным связям MBFW Russia до международных брендов. Мария поделится как итальянской, так и российской точками зрения и собственным успешным опытом. Более того, Лейсан Писклова (сооснователь компании BeLiveEnjoy, бизнес-консультант) расскажет про проблематику опта на международные рынки.

Немного цифр и данных для понимания проблемы:• РОССИЯ В МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 0,014%• РЫНОК РОССИИ 2.7 ТРЛН РУБ• 78% ПРИХОДИТСЯ НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ• ПРИ ЭТОМ ГОДОВОЙ ОБОРОТА ZARA И H&M В РОСИИ МЕНЕ 5% РЫНКА

Плюсы текущего состояния в России:• огромный потенциал роста;• большое количество талантливых модельеров;• восприятие Москвы в мире как столицы моды с умеренными ценами.

Минусы текущего состояния в России:• отсутствие сырьевой базы;• отсутствие проф кадров;• негативный имидж у рядовых профессий.

Не теряйте времени и присоединяйтесь к обсуждению, ведь «FollowTheFabrika 2018» — это совершенно новый уровень модного проекта, который позволяет молодым дизайнерам утвердится на рынке, дает шанс участия в неделях моды «A la Russe» по всему миру. Дает возможность получить грандиозный опыт и множество необходимых контактов.

Инфо-партнеры:глянцы: Модный magazin (АО «Аргументы и факты»), «LUXE TOP», Fashion People Magazine, Работница, Burda, PROfashion, #Bloggmagazine, Glyanets, #Paparazzirussia, Designers;порталы: Designers from Russia, Fashion Education, Moda.ru и другие.

Dress code: Cozy/Сбор гостей: 12.00/Адрес: Садовая-Черногрязская, 22, стр.1Контакты: Мария Резникова, [email protected]; 8(926)095-33-23

DESIGNERS FROM RUSSIA
РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected] Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

designersfromrussia.ru

Российский модный бизнес — состояние и перспективы

Модный бизнес в России

Сейчас в России модный бизнес развивается в основном в сегменте одежды класса Pret-a-Porte средней ценовой категории. Особенно большой рост произошел в течение последних нескольких лет. На рынке фешн индустрии российские бренды удачно конкурируют с крупнейшими лидерами западного модного бизнеса. Основное внимание производителей и покупателей модного сегмента направлено на использование проверенных бизнес-технологий, которые помогают в запуске новых дизайнерских марок. Одной из таких технологий является алгоритм построения бизнеса с помощью крупных торговых сетей и по продаже товаров различного назначения.

Значительную роль в росте инвестиций и оборотов в такой сфере как модный бизнес играют рекламные агентства. Но, несмотря на серьезность и фундаментальность таких понятий, как маркетинг и брендирование, многим на сегодняшний день не хватает опыта и креатива, которые необходимы при построении розничного бизнеса.

Специфика модного бизнеса заключается в том, что успех модного бренда существует в прямой зависимости от персоны, которая стоит за его глянцевой обложкой. Об этом достаточно ярко свидетельствует успех именитых дизайнеров одежды сегмента «люкс», когда яркая и харизматичная личность дизайнера во многом повлияла на имидж и успех люксового бренда.

Поскольку в марках средней ценовой группы творцом имиджа компании часто является сам владелец бизнеса, и его личность напрямую влияет на стилистику и качество коллекции, внешний вид и стилистику в рекламе, то помощь и коррекция рекламных посылов профессиональными маркетологами и PR менеджерами тут просто необходима.

Ведь конечный итоговый маркетинговый комплекс определяет восприятие бренда целевой аудиторией (конечными покупателями), на которую рассчитан товар.На сегодняшний день в России и за рубежом наиболее распространенной практикой является первоначальное привлечение покупателей в новые магазины путем рекламы уже известной и популярной модной марки. Таким образом, после информирования покупателей и формирования у них определенного уровня лояльности к сети магазинов, происходит превращение самого торгового пространства в бренд, под который в дальнейшем продавец создает эксклюзивное торговое оборудование, брендированный интерьер и формирует ассортимент, работая конкретно на «своего» покупателя. Это значительно помогает при развитии и повышении популярности и количества продаж коллекций молодых брендов, недавно появившихся в модном бизнесе.

Мой блог находят по следующим фразам

Статья прочитана 453 раз(a).

Еще из этой рубрики:

brandpost.ru

6 новых идей бизнеса в сфере моды

Начнём наш обзор идей модного бизнеса сразу с самого интересного!

Представляем вашему вниманию компанию из Нью-Йорка – Rent the Runway, которая сдает в прокат дизайнерские платья!

Как это делается? Заказчица выбирает понравившееся платье из виртуального гардероба на сайте, делает заказ, оплачивает стоимость аренды (около 10% от стоимости платья, что означает цифру в пределах от 50 до 200 долларов), и получает своё платье в специальном чехле почтовой службой.

По окончании срока проката, (от 4 до 8 дней), клиентка возвращает платье – вновь через почту Нью-Йорка. Это что касается абсолютно новых платьев в тренде сезона…

Прокат же платьев из старых коллекций стоит всего 25 долларов. Ха-ха… Как оказывается выгодно любить строгую классику – по ней же не видно, “какая это коллекция”!

Так, ну а что же всё-таки делать нам? Мы ведь (я полагаю) не жители Нью-Йорка? Добро пожаловать на сайт выкроек! Путешествие по нему зародит в вас честолюбивую идею – научиться шить самой!

Если как следует захотеть, действительно можно всё-таки научиться шить самостоятельно и, наконец, перестать зависеть от примитивного ширпотреба, сшитого не на Вашу фигуру, из синтетики, а стоящего добрый кусок от вашей зарплаты!

Хорошо… Мы с вами походили по сайту, где собрана библиотека всевозможных выкроек… И уже позиционируем себя как начинающие модельеры… ОК. Тогда нам пора в магазин этих самых – начинающих модельеров!

Следующая идея модного бизнеса нашего обзора – Fashionology LA – новый интерактивный брендовый магазин-воркшоп в Беверли Хиллз, предназначенный для подростков. По своей сути он напоминает урок труда в школе, где мы шили фартучки, но только по своей сути… А вот по подаче и по исполнению – ничего общего с нудными “трудами”! Великолепный, завораживающий аттракцион! Впрочем, судите сами…

Как театр начинается с вешалки, так и процесс дизайна начинается в этом магазине-воркшопе тоже – сразу со входа. На стенах холла развешаны экраны с примерами удачного дизайна.

Но вот начинается сам творческий процесс. С помощью “Панели дизайна” с интерактивным экраном дети выбирают сначала предмет одежды, который они будут создавать – (платье, юбку), затем выбирают стиль – (Поп, Рок, Малибу и т.п.), причем все стили включают широкую цветовую гамму! Дальше – идут такие опции как – Пришить, Приколоть, Зажать…

Вот не зря говорят, что в Америке нет моды, там есть только лёгкая промышленность… А если и есть там мода, (уточню от себя) то какая-то уж очень своя, наособицу. Вот скажите, Читатель, что вы слышали о таких стилях одежды, как вышеупомянутые – “поп”, “рок”, “малибу”? Я, признаться (вдумчивый читатель журнала “Вог” и коллекционер мемуаров кутюрье) – ничего… “Нью Лук” – представляю, “малибу” – хоть убей…

И однако же, сама бизнес-идея этой интерактивной игры по потешному, детскому “пошиву” одежды – вдохновляет. Чем сильны американцы, так это своим энтузиазмом и внедрением высоких технологий – куда только возможно.

***

Вернёмся, однако, в мир моды. Причём – моды высокой.Потрясающая идея модного бизнеса!

Британская компания Net-a-Porter стала крупнейшим в мире онлайн-бутиком модной одежды, доказав, что люди готовы покупать дорогостоящую дизайнерскую одежду через интернет.

Поскольку сегодня любая страница в рунете и соцсетях наводнена баннерной рекламой каких-то тёмных магазинов, точек и складов, продающих “Гуччи” за копейки, я думаю всем нам будет небезынтересно немного реабилитировать эту идею модного бизнеса, прочитав, как делают настоящий бизнес по продаже через интернет брендовой одежды, а не то, что вы подумали про Китай и привычный русский лохотрон…

Кстати, сейчас эта британская компания поставляет продукцию более чем в 170 стран мира…

А вот ещё одна идея модного бизнеса от жителей той же самой страны – британцев.

Ими придумана оригинальная услуга для тех перелётных “птиц”, которые живут кое-как, на перекладных – в отелях – “скорая гардеробная помощь!”

Незаменимо для всех командировочных, вынужденных присутствовать на представительских мероприятиях…

А вот эта идея модного бизнеса восхитила (лично меня) более, чем другие, и я оставляю за собой право угостить ею Вас, Уважаемый читатель, как десертом. Внимание!

Стокгольмский интернет-сервис Looklet, учит своих пользователей составлять коллекцию “лук-буков”, составлять картинки “Тотал лук” из дизайнерской одежды.

К услугам пользователей виртуального модного салона предлагается более 2000 элементов модной и стильной одежды и аксессуаров, которые можно сочетать друг с другом, создавая СВОЙ неповторимый образ, а кроме того – 7 различных типов моделей с различной внешностью.

Одевая этих виртуальных “куколок” в дизайнерскую одежду, вы сохраняете в особой папке все свои труды, а затем выносите на суд зрителей, ожидая их комментариев. (Или не выносите).

Приз зрительских симпатий – слава и возможность работать модным редактором в фешн-журнале.

Кстати, эта виртуальная тренировка – создавать “комплекты”, сокращает нам опыты быстротекущей жизни, а именно, многочасовое одевание-раздевание в негостеприимных примерочных сетевых одёжных универмагов…

В принципе, эта идея модного бизнеса не абсолютно нова. Многие магазины уже давно учат своих поклонниц компоновать “кофты с юбками” в виртуальном режиме. Вот только ссылки, где можно в реале купить такую одежду, даются всё на те же унылые – ма-га-зи-ны…

В отличие же от них, описываемый нами сервис Looklet указывает ссылки (где купить такую юбку) на дизайнерские сайты! Чувствуете разницу? Одежда-то – уникальная!

***

У нас же с вами пока есть только оч-чень небогатый спектр возможностей – как учиться составлять себе модный гардероб… Передача “Модный приговор”? “Снимите это немедленно”? Да ещё пара-тройка модных блоггеров, вроде Риты Галкиной, которые занимаются сложной и неблагодарной работой – вытравлением из нашего коллективного бессознательного – прочно укоренившегося там всеукрывающего образа “Матери-Телогрейки”…

Когда же у нас появится хотя бы один сайт или сервис, подобный описанным выше стартапам?..

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

Как видите, фантазия предпринимателей, действительно, неисчерпаема, особенно, если стимулировать воображение чтением подборок необычных идей портала 1000ideas.ru или с помощью уникального, не имеющего аналога в мире конструктора бизнес-идей «Таро 1000 идей» (авторская разработка одноименного портала).

Ваш бизнес или работа связаны с постоянной потребностью в новых идеях?

Конструктор бизнес-идей "1000 идей"® - инструмент, которым успешно пользуются современные амбициозные компании для:

  • поиска нестандартных маркетинговых решений
  • разработки запоминающихся рекламных акций
  • создания уникальных товаров или услуг
  • и вывода их на рынок

Не секрет, что большинство гениальных идей лежат на поверхности. Иногда, чтобы заметить очевидное, достаточно легкой подсказки.

Творческий конструктор “Таро 1000 идей” поможет вам за месяц создать больше новых идей, чем ваши конкуренты смогут придумать за год.

Узнать больше о необычном творческом конструкторе

subscribe.ru

Россия модная: как устроен фэшн-бизнес в регионах

Модный бизнес в российских регионах не похож на московский. Екатерина Петухова узнала, в чем его главные особенности и какую одежду покупают в Челябинске, Иркутске, Самаре, Владивостоке, а также в других городах нашей необъятной родины

Во время  недели моды в Париже, что проходила в марте, шоу-румы ведущих брендов настигла паника. «Я смотрела фотографии с показов haute couture, — с неподдельным волнением делилась со мной моя знакомая менеджер по продажам из одной очень известной люксовой марки, — русских it-girls в два раза меньше, чем обычно. Это точно — я считала. Похоже, у вас там и правда кризис. Скажи мне, — она вдруг перешла на таинственный шепот, — байеры из регионов до Парижа доедут?» В глазах ее при этом светился огонек надежды, зеленый как американский доллар. Что я могла ей ответить? Конечно, то, что они уже в пути.

Надо отметить, что соотечественники — коллеги по цеху — меня не подвели. Приехали и заказали. Моя знакомая, правда, из тех, кому вечно все не так. «Все-таки вы, русские, сумасшедшие. Вот байеры приехали, пишут заказы. Но ведь у вас кризис — они заплатят?» — в левом глазу опять зажегся контрольный зеленый свет. Тут уж меня настиг, как нынче принято говорить, cultural gap. Ну как ей объяснишь, что если рассуждать исключительно в рамках экономических соображений, то все эти модные магазины в регионах давно уже можно было закрыть? И что вообще все регионы в совокупности за вычетом Москвы и Петербурга составляют лишь четверть от объема продаж в люксе и премиуме в России. А когда я вспоминаю своих многочисленных знакомых байеров из российских регионов, то они совсем не похожи на дельцов, а вот на сумасшедших и правда иногда немного смахивают. Например, в моменты, когда с детским восторгом рассказывают о том, какие новые марки нашли и как приучают к ним своих клиентов, которые привыкли к Dolce & Gabbana и Gucci.

Ну как их за это осуждать, ведь с кем не бывало: дашь себе зарок возить теперь только ультрамодное и современное, а придешь — потрогаешь Maison Kitsuné какой-нибудь, поковыряешь пайетки на Ashish, но рука-то сама так и тянется к Céline. А тут еще из телевизора настоятельно рекомендуют голосовать за вечные ценности. Такую расплывчатую мысль можно интерпретировать по-разному, но приятнее всего — проголосовать рублем за Chanel. Так что если рассуждать в рамках строгой экономики, то всем, кроме «тяжелого люкса», вообще можно было бы забыть о регионах. Но вот только в регионах мода — это всегда немного больше, чем просто бизнес. Это реализация мечты и сверхзадачи. Потому что если цель — деньги, то уж точно проще и выгоднее заняться чем-то другим.

Вообще игроков в регионах можно условно разбить на два лагеря. В первом — те, кто в моде еще с эпохи первоначального накопления капитала. Закаленные в боях, они торговали на барахолках, открывали первые бутики (тогда еще часто с ударением на «у»), а потом постепенно, по мере того как рынок становился более зрелым, облагораживался и их бизнес, и пул брендов. Вторые же появились уже в так называемые «тучные» годы до 2008-го, тогда свободные деньги были во многих отраслях и некоторые из тех, кто занимался строительством, девелопментом, работали в финансовом и инвестиционном секторах, дифференцировали свой бизнес или занятия жен и дочерей. Ведь это сейчас темпы роста рынка моды в 15—20 % кажутся чем-то из области фантастики, а в 2006—2007 годах они были вполне реальными и многие, глядя на это, не боялись инвестировать в моду. Кризис 2008—2009 годов оставил на плаву самых устойчивых игроков, с финансовой подпоркой и хорошим опытом.

в регионах мода — это всегда немного больше, чем просто бизнес. Это реализация мечты и сверхзадачи

С тех пор невероятных взлетов не испытывал никто. Дело в том, что аудитория сегментов премиум и люкс в российском городе, пусть даже и довольно крупном, всегда ограничена. Если поговорить с байерами из городов с населением от 600—700 тысяч до миллиона человек, то они с уверенностью и единодушием называют цифру в диапазоне от 500 до 800 лояльных покупателей, и в два раза больше — когда речь идет о тех, кто покупает на скидках или время от времени. Надо сказать, что о своих клиентах владельцы магазинов в регионах знают вообще все — от имени и обхвата талии до любимого цвета. Многие пишут заказы специально под конкретных людей, сколько раз приходилось слышать в шоу-румах: «Возьму этих платьев только два — для себя и для Маши, все равно у нас в городе это больше никто не купит».

Такой клиентский сервис — это действительно неоспоримое преимущество магазинов в регионах и серьезное оружие в конкурентной борьбе с внешним врагом — онлайн-магазинами. Их вторжение в последние годы стало нарушать баланс, более-менее установившийся среди 3—5 наиболее сильных, зачастую переживших не один кризис локальных игроков. Причем среди региональных покупателей особенно популярны интернет-магазины из Москвы и Петербурга, в то время как жители столиц, напротив, большую активность проявляют в отношении иностранных игроков типа Net-a-Porter, Mytheresa, Shopbop и др.

Особенно серьезно местным игрокам приходится бороться за молодую аудиторию, в то время как представители старшего поколения более лояльны. Они все еще едва ли покупают что-то онлайн, а шопинг за границей случается лишь время от времени и часто осложняется слабым знанием иностранного языка. Зато у себя в городе, где они обладают определенным статусом, они любят пойти в магазин, продавцы которого знают их вкусы и учитывают пожелания. На этих покупателях, стабильных в спросе, но часто довольно консервативных во взглядах и предпочтениях, во многом держатся региональные рынки. Поэтому пул наиболее популярных и коммерчески успешных в регионах брендов часто кажется нам немного старомодным и поэтому же Max Mara, пожалуй, единственный бренд в высоком ценовом сегменте, который удается «переварить» в формате монобренда в разных городах России.

Но даже к таким, проверенным брендам в этом сезоне байеры подходили с опаской. И те, кто обычно виртуозно писали заказ, с первого взгляда оценивая возможность продать эти вещи у себя в регионе, на этот раз подолгу размышляли, подсчитывали цены в рублях на калькуляторе и грустно вздыхали. «Под нож» чаще всего попадали остромодные вещи, а ставку региональные байеры делают на обувь и сумки, знаковые, беспроигрышные модели, которые всегда актуальны. В новом сезоне мода в регионах будет более классической, менее рискованной и оттого, к сожалению, немного скучной. Как печально резюмировала одна владелица регионального магазина, думая о заказе яркого и очень дорогого платья из шоу: «Давайте лучше то черное обычное. Нет сейчас у людей настроения одеваться». 

Дмитрий Ружин

IQONS (Челябинск)

Для нас спрос особенно не меняется. Наши клиенты покупают интеллектуальную моду, они люди умные, поэтому рубли они перевели в валюту заранее. Думаю, что сейчас, с точки зрения продаж, наиболее актуальны вещи «на все времена», более классические — багаж Louis Vuitton, платки Hermès, также у нас хорошо покупают одежду и сумки Céline, Givenchy, Christophe Lemaire, Rick Owens. Понимаете, люди, которые, скажем,  привыкли к качеству Céline, не готовы на другое. С русскими дизайнерами мы не работаем принципиально. Они должны называться не дизайнерами, а ателье. Мы недавно во время недели моды в Милане хотели сделать pop-up store русских дизайнеров, но ни один из них не был готов к поставке товара. Нашим дизайнерам недостает коммерческой хватки и знаний.

Наша стратегия, если кризис будет развиваться по худшему сценарию? Будем открывать магазин в Европе или в Америке — это не фантазия, а вполне серьезный план.

 

Наталья Усачева

Enigma (Иркутск)

Разумеется, этот сезон для нас тяжелый, хотя я работаю на рынке очень давно и это не первый кризис, который мы переживаем. Думаю, что основная проблема в том, что пересчитанные по новому курсу цены пугают клиентов, им нужно время, чтобы адаптироваться. Конкуренты в этой ситуации начинают борьбу и делают ранние распродажи. Вообще рынок в России крайне нецивилизованный. Например, в Европе муниципалитет устанавливает единые периоды скидок для всех магазинов, если у кого-то совсем тяжелое положение, то ему разрешают снизить цены, но все равно весь процесс регулируется. В свой магазин я постоянно пытаюсь привозить новые бренды, часто в городе совсем неизвестные, хотя в мире их хорошо знают и любят, например, те же Acne или Alexander Wang. С моей точки зрения, нет бренда или товарной категории, которые однозначно бы работали хорошо, а другие совсем плохо, — все продается понемножку, в этом и сила мультибренда.

Основная стратегия борьбы с кризисом в нашем случае — это хорошие, справедливые цены.

 

Екатерина Заводчикова

VOLNA (Самара)

Конечно, мы почувствовали наступление кризиса, но пока что не замечаем большого спада в продажах. Некоторые клиенты ушли, но на их место пришли новые — видимо, это те, кто раньше покупал за границей. Надо сказать, что спад чувствуется гораздо больше в contemporary-сегменте, а люкс, наоборот, лучше переживает сложные времена. Среди сильных брендов я назвала бы Saint Laurent, а вот более концептуальные марки, например одежда Céline, стали сложнее продаваться, сумок это, конечно, не касается. Но из тех брендов, что представляем мы, лучше всего себя чувствуют Alexander Terekhov. Думаю, это связано с тем, что коллекции больше адаптированы под российский рынок: вещи женственные, яркие, очень нравятся покупателям. Из русских дизайнеров мы продаем еще Walk of Shame, у них тоже есть свои поклонницы. В качестве стратегии борьбы с кризисом мы снизили заказы на следующий сезон примерно на 30 %, в основном под сокращение попали вещи из дефиле. Эти вещи в поставке, как правило, самые последние, а чем позже приходит товар, тем меньший интерес он вызывает у покупателей. Дальше будем действовать по ситуации.

 

Павел Резниченко

Defile (Владивосток)

Как ни странно, но мы кризис особо не ощутили. Конечно, определенный спад был, но постепенно ситуация нормализуется, думаю, что если рубль продолжит укрепляться, то к осени мы более или менее восстановим позиции. Зимой было тяжеловато, но мы продержались благодаря нашим постоянным клиентам, мотивировали их скидками. Раньше они ездили в Европу, специально покупали какие-то вещи там, потому что было дешевле, а теперь по курсу плюс карточка на скидку в нашем магазине — пересчет показывает, что это гораздо выгоднее. Хотя чувствуется, что клиенты стали более избирательными, — раньше покупали два платья Alaïa, а теперь говорят «обойдусь одним». Вообще-то, из брендов лидер у нас — Stella McCartney, отлично показывает себя в продажах. В кризисный прошлый сезон мы впервые начали продавать Dior, и показатели продаж тоже очень и очень хорошие.

К экспериментам с русскими дизайнерами в текущей ситуации мы не готовы, хотя получаем подобные предложения постоянно.

В качестве антикризисной стратегии мы решили снизить заказы на следующий сезон примерно на 30 %, но при этом оставить весь пул марок. Цены пришлось пересчитать по новому курсу, но в предыдущем сезоне мы их почти не повышали — только на верхнюю одежду.  

www.buro247.ru

Модный бизнес

 

Авторская концепция развития бизнеса от ОРБИС-Консалт

Роберт Музиль писал о наступлении времён, когда гениальность перестала быть уникальным свойством и хотя этот «новый дух чувствовал себя ещё не совсем уверенно», появилось даже выражение «гениальная скаковая лошадь».

В начале XXI века гениальностью скаковых лошадей уже никого не удивишь. Гениальность спокойно перешла в разряд повседневной лексики и перестала быть даже желательным свойством.

Мы не читаем книги гениальных писателей, не ходим на выставки гениальных художников и даже, страшно сказать, не покупаем одежду гениальных дизайнеров.

Что же мы делаем?

Мы ходим на концерты модных исполнителей, покупаем модную одежду и модные автомобили.

Возникает вопрос: неужели бизнес, определяющий ныне едва ли не все основные моменты нашей жизни, может остаться в стороне от всеобщего становления модным???

Как показывает наша консалтинговая практика - нет, конечно, нет.

ВНИМАНИЕ. Следуя модным тенденциям менеджмента, вы потребляете моду. А, как всем известно: в мире моды прибыль получает тот, кто моду создаёт. В то время как тот, кто моде следует, тратит на это деньги, и тем больше, чем тщательнее стремится следовать новинкам последних коллекций. Так что - время выбирать модельеров и создавать собственные модные тренды.

Итак,

Модный бизнес 

 

Понятие   моды   не   меняется   в   зависимости   от   того, к  чему  его  применяют.

Не   является   исключением   и   бизнес, который  хочет стать  модным. 

Модный бизнес, как и любое модное явление:

☺ обладает широкой известностью☺ находится в центре внимания☺ востребован☺ подаёт заметные окружающим сигналы престижности☺ диктует свои правила игры☺ является лидером по скорости и массовости реакции потребителей

Любому владельцу бизнеса или топ-менеджеру очевидно, что в случае публичного бизнеса все эти свойства являются необходимыми для достижения экономических целей бизнеса.

Что же нужно сделать для того, чтобы ваш бизнес стал модным и получал все причитающиеся в этой связи блага?

 

Ответ прост:

  • поставить цель - сделать свой бизнес модным
  • представить себе как будет выглядеть ваш модный бизнес, так же как вы представляете себе модный автомобиль
  • определить какие конкретные преимущества это принесёт
  • найти в своём бизнесе то, что может послужить «точкой опоры» для превращения его в модный
  • и «перевернуть землю»

 ОРБИС-Консалт предлагает:

  • стать вашим проводником в мире модных бизнес-идей (кто, что, почему, где и зачем носит/не носит в конкретных обстоятельствах бизнес-жизни)
  • перевести ваше видение модного бизнеса в строгую систему экономических показателей и организационных процедур
  • определить экономическую эффективность омоднения
  • оценить оптимальную для вашего бизнеса «точку опоры»
  • сопровождать и оказывать поддержку в период этапа «переворачивания земли»

Каждый, кто устремится покорять пространство модных идей вместе с нами, получит:

  • индивидуальное решение его задачи, которое не тиражируется и
  • комбинацию инструментов с учетом особенностей бизнеса

В качестве бонуса - отличный refresh для всех, кто участвует в проекте с вашей стороны. Модный бизнес - великолепный способ:

  • говорить о бизнесе обычным языком, которым мы пользуемся, обсуждая приятные для нас явления: новый предмет гардероба, долгожданный отпуск, автомобиль и т.п.
  • раскрепоститься и начать думать о бизнесе без налёта сверх серьёзности, торжественности и сакральности
  • посмотреть на известное по новому
  • ощутить себя не потребителем, а творцом моды
  • и просто получить удовольствие

Продукт ОРБИС-Консалт предлагается в двух форматах:

  • полноформатный проект по превращению вашего бизнеса в модный
  • семинар, знакомящий с инструментами модного бизнеса

Отличие нашего предложения от традиционных в том, что обычно модным намереваются сделать продукт, событие, бренд. Но бизнес, по сути, является одновременно и продуктом, и со-бытием (в смысле Витгенштейна) и брендом. Бизнес может быть таким же модным как личный гардероб, путешествие или стиль жизни.

 

 

Целевая аудитория продукта/услуги

Объект, к которому применим продукт/услуга

Период жизни продукта/услуги

Модный бизнес

  • конечные потребители B2C & B2B
  • поставщики и подрядчики (деловые партнеры)
  • потенциальные сотрудники (рынок труда)
  • внутренние подразделения организации

планируемый этап жизненного цикла бизнеса

Реклама

  • конечные потребители B2C
  • без адреса B2B
  • продукт
  • бренд
  • событие

продолжительность рекламной кампании

PR

  • конкретные сегменты B2B определяются конкретной задачей PR-кампании
  • без адреса B2C
  • бизнес
  • персона
  • событие

продолжительность PR-кампании

Маркетинг

  • внутренние подразделения организации

планируемый жизненный цикл продукта

ОРБИС-Консалт заверяет вас, что идея  имеет под собой строгую академическую почву и родилась в ходе практической деятельности, в процессе оказания услуг классического консалтинга.

 

P.S. от ОРКОШИ (для тех, кто хочет знать: причем здесь гениальность). Методолог ОРКОША отметил, что между гениальным и модным есть, в сущности, только одно различие. Гениальными рождаются (даже лошади), и обещание сделать кого-нибудь гениальным носит весьма сомнительный характер. А вот  модным можно сделать кого угодно и что угодно, в том числе и бизнес, что делает это качество гораздо более привлекательным, а  обещание превратить бизнес в модный - выполнимым. 

 

or-con.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство