ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Почему малый бизнес имеет важное значение для экономики? Почему государство должно оказывать поддержку малому бизнесу


Почему малый бизнес не интересуется поддержкой государства

Согласно данным Росстата, лишь 2,7% малого бизнеса в России пользуются мерами государственной поддержки. К государству обращаются 3,1% индивидуальных предпринимателей и 2% малых предприятий. В целом о существовании программ господдержки осведомлено около трети представителей сектора: 28,9% ИП и 31,5% от числа предприятий.

Статистическое ведомство сделало такие выводы по итогам сплошного статистического обследования малого и среднего предпринимательства, которое было проведено в 2015 году. О том, почему малый бизнес не обращается к государству, и изменилось ли положение вещей за последние два года, газете «Малый бизнес» рассказал заместитель председателя совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег» Юлиан Лазовский:

Юлиан Лазовский, заместитель председателя совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег»

«Низкий интерес к мерам господдержки вполне закономерен – бизнесу отлично известно, что деньги от государства трудно получить, но еще труднее отчитаться в их использовании и при этом уцелеть.

Программы поддержки предусматривают сложные процедуры и большой объем документации, сопровождающий заявку на грант или субсидию. Большинство малых предприятий даже не ведут полноценного учета: например, менеджеры нашей площадки тратят довольно много времени на то, чтобы вместе с предпринимателями разобраться в бизнесе и составить непротиворечивую картину для потенциального инвестора. Где уж тут говорить о том, чтобы предприниматели самостоятельно готовили полноценный пакет документов для получения господдержки. Кроме того, государственные программы поддержки направлены на производство и инновационные технологии, а 80% малого бизнеса занимаются розничной торговлей и сервисом.

Но и после получения денег проблемы только начинаются. Чего греха таить, малый бизнес отличается низкой финансовой грамотностью и дисциплиной и распоряжается попавшими ему в руки деньгами так, как ему удобно, не обращая внимания на связанные с программами поддержки ограничения. Особенно часто этим грешат аграрии. Кроме того, предприятия, получающие субсидии, часто находятся уже в таком положении, что никакие деньги помочь им уже не могут, а государство, в отличие от банков, проверяет соответствие компании формальным показателям программы, а не ее кредитоспособность. Вот и возникают доходящие до судов и уголовных дел споры о возврате субсидий и понятно, что никакой бизнес связываться с этим не хочет.

На мой взгляд, с 2015 года ситуация практически не изменилась и эта тенденция будет доминировать и дальше, а вместе с ростом бюджетного дефицита приведет к сокращению поддержки МСБ, что, безусловно, неправильно. Значительно эффективнее было бы распределять средства не через государственные программы, а через специальные институты, например, цепочку «МСП банк — специализированные МФО», которые бы взяли на себя работу с субъектами малого предпринимательства и оценку рисков инвестирования в их бизнес».

mbgazeta.ru

Как может государство помочь малому бизнесу? / Бизнес / Бизнес и инвестиции

С каждым годом всё большего распространения приобретает помощь малому бизнесу от государства. Это выгодно как предпринимателям, так и стране. Чиновники получают долгосрочную перспективу от инвестирования в данный сектор экономики, ведь малый и средний бизнес является опорой государства во многих развитых странах. Но в первую очередь это возможность для реализации личного потенциала молодых и энергичных людей, которые стремятся к чему-то большему, нежели работа в офисе от рассвета до заката. Этот тот самый средний класс, являющийся основой для стабильного и процветающего общества. Мало того, для того чтобы начать собственное дело необязательно быть молодым, достаточно иметь идею и кое-что ещё:

  • справку о доходах;
  • оригинал трудовой книжки и одну копию;
  • паспорт вместе с несколькими копиями;
  • диплом, свидетельство об окончании школы или колледжа;
  • сертификаты о прохождении курсов;
  • реквизиты банковского счёта для перечисления денег в случае принятого положительного решения.

Реальна ли помощь малому бизнесу от государства?

Также, стоит отметить, что в последнее время значительно упростилась система подачи заявок. Больше нет необходимости стоять длинные очереди в администрации и других государственных органах. Если же говорить о суммах, то здесь всё чисто индивидуально для каждой области и региона. Тем не менее в среднем размер гранта составляет порядка 300 тысяч рублей. Конечно, сумма не столь внушительна, но главное отличие подобной формы поддержки — это безвозвратность.

Грант представляет собой одноразовую финансовую субсидию, но получить её не так-то уж и просто, ведь конкурс чрезвычайно велик. Тысячи молодых специалистов подают проекты своих стартапов для утверждения. Соответственно нужен хороший бизнес-план, чтобы иметь возможность побороться за финансирование.

Необходимо учитывать и то, что разные сферы экономики имеют отличный приоритет развития для государства. В результате количество грантов, как и суммы, может существенно отличаться. Поэтому, если вам в первый раз не удалось заполучить помощь, не нужно опускать рук, возможно, стоит попробовать другую сферу деятельности. Мало того, если у вас уже имеется бизнес это не причина отказываться от данной возможности. Согласно закону № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» просить поддержку для запущенных проектов не запрещено. Поэтому помощь малому бизнесу от государства, даже не для стартапа — вполне реальна.

Что нужно знать, чтобы получить поддержку?

Для начала нужно разобраться, какой собственно бывает помощь. В первую очередь, как было сказано выше — наиболее распространённая и желаемая форма поддержки это гранты, но ими перечень не ограничивается. К примеру, очень часто государство способно выделить место под производство или какое-либо другое дело. Ещё можно рассмотреть вариант со снижением стоимости арендной платы. Для того, кто уже владеет бизнесом, есть высокая вероятность оформить кредит в банке со сниженной процентной ставкой. Не исключается и прямое финансирование, правда, подобного чаще всего удостаиваются научные проекты при университетах или академиях.

Как было упомянуто ранее, есть перечень сфер, в которые государство предпочитает инвестировать. На первом месте здесь, безусловно, инновации. Объясняется это довольно-таки просто. Данная сфера способна в значительной мере повлиять на рост экономики в долгосрочном периоде. Но не оставляют без внимания и другие отрасли, особого внимания удостоились:

  • транспорт;
  • образование;
  • строительство;
  • инновационные проекты;
  • ЖКХ и смежные сферы;
  • производство;
  • спорт.

Хотя с последним дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Конечно, финансирование ведётся, но сама система выделения средств оставляет желать лучшего. Мало того, есть альтернатива федеральной помощи — муниципалитеты, как последний шанс.

Не стоит забывать и о том, что государственные чиновники отдают предпочтение социальным проектам. Это означает, что ваш бизнес в той или иной степени должен помогать нуждающимся категориям населения или, к примеру, если речь идёт о муниципалитете — приносить пользу городу.

Интересным вариантом является  промышленный альпинизм. В первую очередь это весьма оплачиваемая работа, требующая специальных навыков, а также, имеющая высокую степень риска. Тем не менее, если у вас есть необходимые умения и опыт, то в подаваемом бизнес-плане можно указать в качестве профилирующего направления деятельности реставрацию культурных памятников, фасадов исторических зданий и так далее. Мало того, такая работа приносит ощутимую пользу городу и способствует сбережению исторического наследия.

В заключение … ещё несколько важных сведений

Для того чтобы иметь шансы на получение государственной поддержки, нужно начать с подачи документов в центр занятости, свидетельствующих о том, что вы являетесь предпринимателем. Лишь после этого можно подавать бизнес-план.

Относительно финансирования: очень часто встречается вариант с частичной помощью, когда 60% вносит предприниматель, а 40 — государство. Также нужно учитывать, что в случае получения гранта в  городе Москве, его хватит лишь на открытие ларька. Поэтому не нужно забывать о дополнительных источниках финансирования  и спонсорах, последние точно лишними не будут.

Интересным вариантом является предоставление техники и оборудования по низким тарифным ставкам. Естественно, что наиболее предпочтительной формой сотрудничества считается лизинг. Но здесь всё в большей степени зависит от государственного аппарата и законодательных актов, регламентирующих данный вид помощи.

Итог закономерен. Государственная помощь это отличная возможность начать свой бизнес или дать второй шанс старому проекту. Поэтому не стоит пренебрегать открытыми дверьми, если предоставляется возможность ими воспользоваться.

ossi.ru

почему малому бизнесу невыгодно расти :: Бизнес :: РБК

Существующие способы поддержки малого бизнеса не стимулируют предпринимателей работать вбелую и платить налоги

Росстат уже не в первый раз сообщает о падении промышленного производства в России. Правительство раз за разом обещает принять меры и утверждает антикризисные планы, центром которых становятся льготные кредиты и очередные программы поддержки. Но даже беглый анализ показывает, что все эти меры принципиально не отличаются от политики, которую правительство проводило и до кризиса. Разница заметна только в объемах и условиях финансирования проектов, конечные бенефициары и направления остаются неизменными.

Настоящая причина кризиса кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку малого бизнеса. Сами же малые предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки — сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон» и новые правила кадастровой оценки недвижимости.

Лозунг о необходимости поддержки малого бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции — они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России — в малом бизнесе.

У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый бизнес дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел.

Посмотрим на ситуацию с налогами. По официальным данным Федерального казначейства, сумма уплаченного налога по ЕНВД практически не изменяется с 2010 года и составляет около 76 млрд руб. Выходит, что каждый из 2,1 млн наших малых предпринимателей (ИП и ООО) платит в месяц смешную сумму 3 тыс. руб. Учтем, что уплаченные по ЕНВД деньги частично учитываются как страховые платежи в социальные фонды, что дополнительно снижает налоговые выплаты, и получается, что никакой особой выгоды бюджету малый бизнес не приносит, а с учетом затрат государства на администрирование льгот для малого бизнеса получается замах на рубль, а удар на копейку.

Что касается занятости населения — к февралю 2016 года правительство оценило теневой рынок занятости в 12 млн человек. Это 15% от всего трудоспособного населения нашей страны. Где же прячутся эти люди? Вы не найдете их на крупных фабриках и в сетевых магазинах, там, где их обязательно найдут очередные и внеочередные проверки контролирующих органов. Сами чиновники признают, что люди «пропадают» в малом бизнесе, который, пользуясь свободой от проверок, уходит с головой в теневое предпринимательство.

Превращение малого бизнеса в средний и крупный — это еще один расхожий миф. Как мы уже видели выше, чем меньше ваш бизнес, тем выгоднее его вести. Серые схемы, легальные низкие налоги и попустительское отношение проверяющих органов работают только до определенного размера бизнеса. Стоит компании подрасти, увеличить свой оборот, и система резко меняется, делая бизнес убыточным. Особенно это ярко проявляется в сфере производства, ведь если доход компании превышает 80 млн руб., упрощенная налоговая система заменяется обычной и нагрузка резко увеличивается. Компаниям, переходящим на общую систему налогообложения (ОСНО), приходится оплачивать налог на прибыль (20%), НДС (18%), налог на имущество (до 2,2%), в отличие от упрощенной системы налогообложения там перед предпринимателем стоит выбор: либо платить 6% с доходов, либо схема «доходы минус расходы» — 15%. Комментарии здесь излишни.

Убыточно иметь растущий бизнес, и предприниматели становятся перед выбором: останавливать свое развитие, расти и неизбежно банкротиться или «делать как все» — формально дробить свой бизнес на несколько «независимых» частей, плодя бумажную работу, уходя от налогов и увеличивая коррупционный фактор при внезапных проверках. Проблемы и риски здесь очевидны, это и снижение налоговых поступлений, и страх предпринимателей перед проверками контролирующих органов, и опасность захвата бизнеса крупными структурами.

По сути, поддержка малого торгового бизнеса превратилась в способ вытянуть из государства финансовые ресурсы и кинуть их в пустоту. Драйвером для развития страны должно стать собственное реальное производство. Единственной возможностью для его развития является смещение налогового бремени со стороны производства в сторону потребления.

Кардинальный разворот системы требует определенного политического мужества и воли, в том числе и для признания неэффективности прошлых решений, но когда речь идет о самом выживании экономики нашей страны, иначе быть и не может.

www.rbc.ru

Как поддерживает малый бизнес государство?

Здоровая рыночная среда обеспечивает поддержания нормальной экономики в государстве и создает прочную основу для будущего благосостояния нации. Позаботиться о тех участниках рынка, которые не могут самостоятельно довести свои товары или услуги до покупателя - долг каждого государства. Государственная поддержка и есть тот механизм, способный вывести большое число субъектов малого предпринимательства из трудной ситуации в лидеры, помочь им своим непосредственным участием и сделать доступной деятельность компании в условиях жесткой конкуренции либо поспособствовать освоению ими новых направлений.

Для регулирования отношений в сфере развития малого бизнеса был принят ФЗ № 209 РФ. Закон о развитии предпринимательства устанавливает сложный механизм взаимодействия государства и малого бизнеса, почему его не раз критиковали за отсутствие многих важных положений. За такой поддержкой государства часто обращаются и мошенники. Государство всячески стремится это пресекать через свои органы власти, но масштабы довольно велики таких преступлений.

Государственная поддержка оказывается не всем обратившимся, а только тем, кто соответствует критериям и вовремя подал заявку на ее получение. После чего, стоит соблюдать правила и обязанности ведь нецелевое расходование и использование средств и источников поддержки строго карается государством. В государстве существует реестр субъектов малого предпринимательства, куда вносятся сведения о юридических лицах получивших поддержку проекта. Малый бизнес существует в непростых экономических условиях в России и постоянно его денежные активы находятся в зоне риска. Для стартапов, все-таки, стоит пройти путь бизнеса сначала с государством.

Отметим, что субъектами малого предпринимательства считаются только организации;

  • если они созданы с целью получения прибыли
  • доля РФ и субъектов РФ в их уставном капитале не более 25 %
  • средняя численность работников субъекта малого предпринимательства не свыше установленных пределов для конкретной отрасли
  • доля, принадлежащая одному или нескольким юрлицам не более 25 %
  • выручка за предыдущий период не должна превышать 400 млн. рублей.

К сожалению, согласно закону некоммерческие лица не могут быть признаны малым бизнесом и рассчитывать на государственную поддержку. Не предоставляется господдержка кредитным организациям, страховым компаниям, участникам соглашения о разделе продукции, ломбардам, валютным нерезидентам, организаторам игорного бизнеса и другим.

Еще один участник программы, который по закону имеет право претендовать на поддержку государства это микропредприятие – коммерческие организации, потребительские кооперативы, кроме унитарных предприятий, где средняя численность работников за календарный год не более 15 человек, чистая выручка за предшествующий календарный год не свыше 60 млн. рублей и доля участия РФ не более 25 процентов.

Субъекты отечественного малого бизнеса нуждаются в поддержке государства, так же как и другие юридические лица. Чтобы развивать свои дела малый бизнес выбирает один из двух путей; помощь от инвесторов или господдержка. Инвесторы, конечно, могут дать и больше денег и в более сжатые сроки, чем государство, но потребуют взамен также свои средства в немалом объеме. Гарантировать, что инвестор даст средства малому бизнесу невозможно, даже если предварительно уже есть договоренность. Крылатая фраза из кинофильма 12 стульев как нельзя лучше показывает всю схему инвестиции: “ Утром деньги – днем стулья, днем деньги - вечером стулья, вечером деньги - …”. Если выбрано государство, то представителю малому бизнеса предстоит пройти проверки и предоставить пакет документов, чтобы его заявка на помощь от государства была удовлетворена. Заслужить это вправе любое предприятие в сфере малого бизнеса.

В России формами господдержки бизнесу являются : федеральные и региональные и местные программы в виде снижения пошлин налогов и сборов, предоставление преимуществ и грантов, участие в выставках и ярмарках, аренда помещений передача оборудования и материалов и др. Функция по контролю за исполнением законодательства и развитием государственной поддержки бизнеса являются предметами ведения Минэкономразвития РФ. В субъектах РФ это обязанность органов исполнительной власти и местных властей. К примеру, в Новосибирской области поддержка осуществляется в форме средств Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, посредством поиска партнеров и размещения заказов на кооперацию Новосибирским региональным центром субконтрактации, с помощью проведения исследований и испытаний в Центре молодежного инновационного творчества и т.п. Малый бизнес работает с небольшим количеством людей и небольшими средствами, которые заложены в его бюджет.

Увы, к 2014 году количество обратившихся за помощью к государству за поддержкой малого бизнеса слишком мало, чтобы говорить о большой роли государства в экономике малого предпринимательства. Тому виной длительность процедуры рассмотрения, высокая степень контроля, невысокий процент граждан занятых в бизнесе, экономические сложности, недоверие граждан к чиновникам и коррупция, небольшой объем средств и др. Таким положением и ИП и другие предприятия малого бизнеса не могут быть удовлетворены.

В целом в России пока не научились использовать все возможности от помощи малому бизнеса в форме господдержки. Недавно Министр экономического развития республики Карелия господин Валентин Чмиль по поводу государственной поддержки предпринимательства в интервью российской газете заявил, что необходимо создавать условия, чтобы малые предприятия перерастали в средние, при том, что на территории региона зарегистрировано уже свыше 27 тысяч малых предприятий с участием государства. Очевидно, Россия пока не может сделать промышленный или правильнее сказать экономический рывок вперед, после которого произойдет существенное улучшение финансового состояния большинства. Никак не могут способствовать этому и вводимые Правительством РФ эмбарго на поставку продовольствия из за рубежа, во всяком случае, во внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

04.09.2014

yurtex.ru

Почему малый бизнес имеет важное значение для экономики?

Рыночная экономика нуждается в развитии предпринимательских навыков, чтобы процветать. Может ли малый бизнес влиять на экономику во времена мощных финансовых кризисов и дефолтов, которые с легкостью уничтожают гигантов с многомиллиардным оборотом...

Знаете ли вы, например, что Бэнк оф Америка изначально создавался как малый бизнес и только потом вырос до транснационального монстра? В одной только Америке около 30 000 предприятий малого бизнеса.

Какими незначительными бы они не казались, но их деятельность увеличивает ВВП. Клиенты все чаще доверяют малому бизнесе, чем более крупным компаниям. Малые предприятия успешно развиваются и обеспечивают устойчивость экономике.

Они просты в управлении, очень гибки и легко адаптируются к экономическим изменениям. Они помогают создавать множество рабочих мест.

Если сравнить общее число людей, занятых в секторе малого бизнеса с крупным бизнесом, вы увидите, что процент занятости в малых предприятиях выше.

В периоды рецессий и увольнений, количество малых предприятий растет, а количество больших корпораций сокращается.

Почему малый бизнес имеет важное значение для экономики?

Почему малый бизнес имеет важное значение для экономики?

Малые предприятия являются основой рыночной экономики.

Хотя многие предприятия малого бизнеса в экономике могут зависеть благодаря аутсорсинга крупных компаний, то эта зависимость и распространяется обратно. Крупный бизнес в таких случаях также нуждается в малышах-помощниках.

Малые предприятия создают больше товаров и услуг.

Они обслуживают не только домашние хозяйства напрямую, но также помогают транснациональным корпорациям.

Таким образом, малый бизнес очень важен для экономики, потому что он является основой роста и развития.

Во времена экономических кризисов оборот малых предприятий страдает в наименьшей степени по сравнению с компаниями среднего и крупного бизнеса. Государство должно ценить и поддерживать малый бизнес...

-----

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с друзьями. Спасибо :)

money-job.ru

Малый бизнес с позиции государства

Малый бизнес и государство

Малый бизнес и государство

Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.

Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места.Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда. Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.

Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность

В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.

Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с  развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.

И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.

Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.

Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.

Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.

Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.

Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.

Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.

Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.

Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.

При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.

Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.

От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.

Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.

Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.

Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.

vadim-galkin.ru

Кто кого? Частный бизнес и государство

Должно ли государство поддерживать частный бизнес? Ответ очевиден для большинства – должно, иначе зачем еще нужно государство со своими фискальными функциями и контролирующим аппаратом?

В общем, тема очередной схватки «Бойцовского клуба» интриги не обещала. Однако когда вспомнили бюджетные миллиарды, вложенные в российский автопром (обращаем внимание – частный), и пойманных на взятках чиновников (вспоминаем Сдвижкова), наши мнения разделились. С одной стороны, любое государство, являясь одновременно и органом насилия, и инструментом социального регулирования, занимается своими гражданами – мелкими и средними предпринимателями. Их в Ярославской области 52 тысячи. Плюс малые предприятия, крестьянские хозяйства. Они – активная часть общества, формирующая бюджеты всех уровней и обеспечивающая товарами и услугами потребителей.

Наверное, «Бойцовскому клубу» в минувший четверг не очень повезло. О том, должно ли государство помогать частному бизнесу, рассуждали не простые предприниматели, обремененные ежедневными проблемами, кредитами и налогами, а избранники-депутаты: ярославского муниципалитета Дмитрий Донсков и Ярославской областной думы Альфир Бакиров. Оба, впрочем, к предпринимателям отношение имеют. Донсков владеет сетью компьютерных клубов. Бакиров – бывший бизнесмен, сегодня он возглавляет общественную организацию «Опора России», которая создана как посредник в переговорах предпринимателей с государством.

Оба персонажа в бизнесе не новички. Бакиров начинал в памятные времена «дикого» российского рынка начала девяностых. Говорит, что если бы не поддержка государства, сегодня депутата Бакирова просто не было бы. Донсков, судя по возрасту, вошел в бизнес позже, но динамично развивающийся рынок Интернета, очевидно, позволил быстро не только встать на ноги, но и сесть в депутатское кресло. Но, несмотря на схожесть положения, депутаты стали оппонентами. Донсков выдвинул тезис о вредности государственной поддержки для предпринимательства, Бакиров – о ее жизненной необходимости.

Аргументы Донскова могут убедить, скорее, тех, кто в помощи не нуждается. Например, представителей малозатратного и высокодоходного бизнеса, каким является и сам депутат. Тот, кто ничего не производит и извлекает прибыль из виртуального пространства, очевидно, не нуждается в льготном кредитовании, грантах и субсидиях. Еще Донскова возмущает первоочередное право арендаторов на выкуп муниципального имущества. Чем хуже тот, кто арендует частные площади? Необходимо все продавать на аукционах, только тогда условия для всех будут равные. А государственное дело – это создание свободного и действительно конкурентоспособного рынка, где у каждого предпринимателя равные условия.

Чиновничьи структуры по государственной поддержке малого бизнеса раздуты и неэффективны. В них работают, скорее, из «любви к процессу». Ну, может, из-за высокой зарплаты. В результате большая часть финансовой поддержки не доходит до предпринимателя, а совершенно законно оседает в карманах чиновников и в различных общественных консультационных организациях. Каковой является и «Опора России».

Руководитель «Опоры» Альфир Бакиров с тезисом не согласен. По воспоминаниям депутата, частный бизнес, не щадя себя, в начале девяностых работал для пользы государства (?). И сегодня пришло время отдавать долги (?). Бакиров апеллировал и к иностранному опыту. В Америке, например, государство тратит огромные средства на поддержку молодежного бизнеса. При этом большая часть государственного финансирования пропадает зря. Но то, что идет на пользу, со временем окупает все государственные потери. И это – эффективно, — считает Бакиров.

Российские примеры менее убедительны. Местные предприниматели крайне неохотно обращаются за государственной помощью. Например, в этом году до сих пор остаются невостребованными 40 миллионов бюджетных рублей, выделенных на поддержку малого бизнеса. Может, предприниматели опасаются откатов? Разговоры о коррупционной составляющей бюджетных траншей далеко не беспочвенны.

Предприниматели не верят в то, что государство искренне и безвозмездно будет помогать развивать частный бизнес. Впрочем, аморфное понятие «государство» вполне можно заменить конкретным «чиновник». И тогда это будет ответом на многие вопросы. Например, почему успешный предприниматель, не подходящий, по мнению чиновников, для государственной помощи, за счет своих налогов должен помогать начинающему? Или зачем государству рисковать своими деньгами, вкладывая их в студенческий бизнес?

Банковские кредиты – особый разговор. Банки любят деньги, считают их и заботятся о своих вложениях. Потому, наверное, так сложно взять банковский кредит, и так высоки процентные ставки. Щедрое государство выделяет деньги более легкомысленно. Хотя с этим утверждением можно и поспорить. Да, государственная помощь либо безвозмездна, либо по нынешним временам почти бесплатна. Но далеко не каждый предприниматель получит грант или льготный кредит. Критерии отбора есть, они достаточно жестки. Мало простого желания открыть свой бизнес. Надо соответствовать условиям рынка.

На этом желании и соответствии разделилась уже наша компания. «Хочу продавать молоко, а шансов без господдержки у меня нет, что же мне делать?» — вопрошала молодая часть коллектива. «Хочу – для государства не аргумент, если молоко нужно потребителю, никакая поддержка тебе не нужна», — отвечала другая часть, обремененная опытом. Вечный спор между желанием и возможностями не закончился ничем. На ринге победил Бакиров. Но, скорее, не потому, что был убедителен. Просто в зале совершенно случайно оказалось достаточно членов «Опоры России», которые дружно поддержали своего председателя. Разделилась во мнениях и наша команда. Двое примкнули к победителю, двое проголосовали за Донскова. И опять не по аргументам владельца компьютерных клубов, а лишь потому, что вера в искренность государства (или чиновников?) потеряна.

Точку же в споре поставил Президент Медведев, заявив в своем осеннем послании, что неэффективных собственников, кто сам не может справиться без поддержки государства, в перспективе государство все-таки поддерживать не планирует.

Так что если вы правильно ведете свой бизнес, если у вас есть разумные мысли и ваши товары или услуги на рынке востребованы, у вас есть все шансы получить государственную помощь. И слово «хочу» здесь остается неуместным. А жаль. У каждого должен быть свой шанс. Даже у тех, кто еще сам не знает, насколько он эффективен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 770

rweek.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство