ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы. Аллегория в рекламе примеры


Художественный стиль: примеры текстов и речевых вариаций

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

  • Несказанно счастлива
  • Люто ненавидеть
  • Гул паровоза
  • Зверский аппетит
  • Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

  • Веня готов был лопнуть от смеха.
  • Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.
  • Его грызла совесть, долго и коварно.
  • Когда она увидела цену, ее задушила жаба.
  • Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.
5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

  • Голоден как волк.
  • Неприступен как стена.
  • Прекрасна, словно богиня.
  • Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.
  • Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.
6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

  • Смерть – объятия Аида
  • Сон – царство Морфея
  • Неприступность – Форт Нокс
  • Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

  • Итак, звалась она Татьяной…
  • Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы
  • Не к месту глупостью тягаться
Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

shard-copywriting.ru

это...Определение и примеры из литературы

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в лите­ра­ту­ре.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся  в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му тер­ми­ну:

Аллегория — ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го явле­ния дей­стви­тель­но­сти, при­зна­ки кото­ро­го помо­га­ют ярче пред­ста­вить это поня­тие, его основ­ные чер­ты.

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — ино­ска­за­ние) — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диа­ло­га.

Раскроем его общий смысл более подроб­но.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истол­ко­ва­ния.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
СонЦарство Морфея
СмертьОбъятия Аида
НеприступностьФорт Нокс
ПравосудиеФемида

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го раз­го­во­ра.

Аллегория в литературе

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му тер­ми­ну:

Аллегория — ино­ска­за­ние, сло­во или обо­рот речи, упо­треб­лен­ные не в пря­мом, а в пере­нос­ном зна­че­нии.

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном обра­зе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глу­по­ва­тые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жиз­ни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские обра­зы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шлипри­выч­ной лини­ей,Вздрагивали и скри­пе­ли;Молчали жёл­тые и синие,В зелё­ных пла­ка­ли и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цве­та.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Молчалин, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять вес­на; опять сме­ёт­ся луг,И весел лес сво­ей мла­дой одеж­дой,И посе­лян неуто­ми­мый плугБраздит поля с покор­ством и надеж­дой.

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни обще­ства:

Весна! Выставляется пер­вая рама —И в ком­на­ту шум ворвал­ся,И бла­го­вест ближ­не­го хра­ма,И говор наро­да, и стук коле­са.Мне в душу пове­я­ло жиз­нью и волей:Вон — даль голу­бая вид­на…И хочет­ся в поле, широ­кое поле,Где, шествуя, сып­лет цве­та­ми вес­на!

Тему вес­ны, напол­нив  алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Уж вер­ба вся пуши­стаяРаскинулась кру­гом,Опять вес­на души­стаяПовеяла кры­лом.Везде раз­но­об­раз­ноюКартиной занят взгляд,Шумит тол­пою празд­ноюНарод, чему-то рад…Какой-то тай­ной жаж­доюМечта рас­па­ле­на —И над душою каж­доюПроносится вес­на.

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Сады мол­чат. Унылыми гла­за­миС уны­ни­ем в душе гля­жу вокруг;Последний лист раз­ме­тен под нога­ми,Последний луче­зар­ный день потух.

russkiiyazyk.ru

Ответы@Mail.Ru: примеры аллегории

Классический пример аллегории, зафиксированный теорией литературы – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия. Бдительность (журавль, лампа, дракон с яблоками Гесперид) Бедность (как порок — старуха с опущенной рукой, держащей камень, что символизирует падение духа; как обет религиозных орденов — молодая женщина в лохомтьях) Благодарность (фигура, встречающаяся с Истиной) Верность (ключ, собака) Возмездие (Немезида с веревкой и вазой) Глупость (шутовской наряд) Истина (обнаженная фигура, встречающаяся с Благодарностью) Кротость (агнец) Любовь (Любовь небесная и Любовь земная) Милосердие (ваза с языками пламени, свеча) Мир (голубь, сожжение доспехов, оружия или попрание их колесами повозки, встреча с фигурой Справедливости) Невинность (агнец) Отчаяние (повесившаяся женщина) Послушание — один из обетов религиозных орденов (верблюд) Сила физическая (Геркулес) и моральная/мудрость (Минерва) Смерть Смирение (агнец) Согласие (пара голубей, обращенных друг к другу) Терпение (агнец, вол) Удобный случай (весы на острие лезвия, падающий на лоб локон) Целомудрие — (башня, попрание ногами вепря-Распутства, покрывало-вуаль на лице, голуби; горностаевый мех при триумфе Целомудрия)

-Я чувствую себя, как мокрая соль в солонке! -В каком смысле? -НЕВЫСЫПАЮСЬ!

Любая басня (например, И. А. Крылова)

Общеизвестны СТАРИННЫЕ аллегории. : весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь. Аллегория однозначна, она выражает строго определенный предмет или понятие, например: Прекрасен царскосельский сад, Где ЛЬВА сразив, почил ОРЕЛ России мощной (лев - Швеция) На лоне мира и отрад. А. Пушкин) Аллегоричны поэтические ОБРАЗЫ, построенные на последовательном метафорическом ряде: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из ЗОЛОТЫХ НОЖОН не вырвешь свой КЛИНОК, ПОКРЫТЫЙ РЖАВЧИНОЙ ПРЕЗРЕНЬЯ ? (М. Лермонтов) В РУССКОЙ литературе 18 в. известны переводный аллегорический роман «Езда в остров любви» Поля Тальмана (перевод В. Тредиаковского) и аллегорическая стихотворная драма Иннокентия Одровокс-Мигалевича «Стефанотокос» («Рожденный к венцу») , посвященная вступлению на царство Елизаветы Петровны; действующие лица этой драмы: Верность, Надежда, Злоба, Зависть, Лукавство, Совесть, Слава, Еуропа, Азия и др. В истории МИРОВОЙ литературы известны примеры, когда поэты создавали аллегорические образы-персонажи. Таков аллегорический эпос средних веков. Аллегоричны персонажи «Божественной комедии» Данте, где звери (пантера, лев, волчица) — это страсти человека, Вергилий, спасающий от зверей, — разум, Беатриче — божественная наука. Аллегорична средневековая восточная поэзия (например, поэма узбекского поэта 15 в. Алишера Навои «Семь планет») . На аллегоризацию персонажей указывают фамилии в произведениях некоторых русских писателей, напр. Простакова и Правдин у Д. Фонвизина, Скалозуб и Молчалин у А. Грибоедова, Тяпкин-Ляпкин и Собакевич у Н. Гоголя, ряд фамилий в произведениях М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского (пьесы «Баня» и «Клоп») . На аллегории строятся басня и притч

сравнение кого то с чем то

Аллегория - Иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

touch.otvet.mail.ru

Образные средства в рекламе - Дипломная работа стр. 3

а (искра чувства, буря страстей и т.п.). Индивидуально-авторские метафоры очень выразительны, возможности создания их неисчерпаемы, как неограниченны возможности выявления сходства различных признаков сопоставляемых предметов, действий, состояний.

Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развернутая метафора (Отговорила роща золотая березовым, веселым языком... - Ес.). Развернутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический прием образной речи. [4; с. 40].

 

.1.2 Олицетворение

Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами.

Олицетворение - один из самых распространенных тропов. Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить.

Олицетворение - один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал), публицистическом (Заговорили наши орудия). Прием олицетворения используется в заголовках газетных статей (Ледовая дорожка ждет, Солнце зажигает маяки, Матч принес рекорды).

Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona - лицо, facere - делать) - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик ( А Пуща уже зябнет от легких ночных морозов, от долгих туманов. Пуща спокойна и равнодушна к страстям человеческим. Много всего повидали ее дубравы. Но молчаливы. И, умирая, ничего не расскажут). [4; с. 45].

 

.1.3 Аллегория

Аллегорией (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы.

Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения:

- пришла осень может означать наступила старость,

замело снегом дороги - к прошлому нет возврата,

пусть всегда будет солнце - пусть неизменным будет счастье.

Такие аллегории носят общеязыковой характер.

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений Арион, Анчар, Пророк, Соловей и роза [4; с. 52].

 

.1.4 Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П.) - названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия:

для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет;

метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает. [4; с. 50].

При метонимии предметы, объединяемые названием, каким-то образом связаны.

Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. Источники метонимического сближения понятий неисчерпаемы, что дает большой простор творческому использованию этого тропа. [4; с. 50].

 

.1.5. Антономасия

Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например:

фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение - лгун, хвастун.

Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину.

Подобные имена персонажей могут использоваться как выразительное средство образной речи.

Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны... (П.)].

Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература. В современном литературном языке образное употребление имен героев античной мифологии возможно лишь в юмористических, сатирических произведениях.

Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках.

 

.1.6 Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха (гр. synecdochē - соподразумевание, соотнесение). Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот.

Можно выделить несколько разновидностей синекдохи:

состоящая в употреблении формы единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист).

Название части предмета может заменять слово, обозначающее весь предмет (Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой! - П.).

Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется

www.studsell.com

Аллегория – это популярный прием в искусстве :: SYL.ru

Многие люди в детстве мечтали стать писателями – известными и востребованными. Свое желание превратиться в мастера слова юные почитатели искусства мотивировали тем, что делать ничего сложного не надо – сядь себе и пиши, а вот деньги и слава за это предполагаются немыслимые. Но позже на деле все оказывалось гораздо сложнее. Написать небольшой рассказ, а тем более объемный роман, совсем не просто. Ведь литература – вещь сложная, и здесь нужно много чему научиться. Владение тропами, аллегориями, метафорами и другими речевыми оборотами требует конкретных знаний и умений. К тому же следует знать, что такое аллегория в литературе, какие бывают эвфемизмы, и многое другое. Для начала поговорим об аллегории.

Пояснение термина

Аллегория – это значимый художественный прием. По-другому этот термин можно обозначить как иносказание. Именно так переводится слово «аллегория» с древнегреческого языка. Благодаря подобному приему авторы выражают истину, но в другом ее свете, путем конкретных образов. При этом смысловая нагрузка высказывания или текста не изменяется.

Так, женщину с весами (Фемиду) в изобразительном искусстве принято воспринимать как символ правосудия. Именно данный образ лежит в основе аллегории. Поэтому можно утверждать, что аллегория – это выражение символа. Рассматриваемый прием никогда не обозначает конкретно то, что демонстрирует. К примеру, в искусстве для выражения материнства используют неодинаковые аллегорические образы. Самые распространенные среди них – это Мадонна, держащая на руках новорожденного малыша; кормящая мать и волчица, которая вскармливает грудничков. В аллегорию закладывается переносный смысл. Поэтому человек понимает, что под тропом имеется в виду абсолютно не то, что изображено.

Первичная форма

В своем первоначальном виде аллегория – это прием, который был направлен исключительно на отображение скрытого смысла. При этом использовались другие образы, на первый взгляд ничем не связанные. В основном аллегорию применяют для передачи абстрактных понятий, не имеющих никакого отношения к конкретным предметам. С самого своего появления она имела необычайную популярность в поэзии Востока, подарившей миру неоценимое культурное и литературное наследие.

После того как аллегория стандартизировала идею, к которой была применена, она обрела популярность и в Европе. Понятие этого художественного приема стало расширенным и начало походить на то, что обозначал символ во второй половине XVIII столетия. Во времена наивысшего расцвета Романтизма это становится особенно заметно.

Как это делается в литературе

Аллегория в литературе берет начало в античных произведениях. Она ярко выражена во всемирно известных гомеровских шедеврах – «Одиссея» и «Илиада». В красочных образах перед читателями предстает цепочка аллегорических картин. Например, Одиссей – это олицетворение пытливой мысли человека, Пенелопа, его жена, воплощает трогательный и живой образ верности.

Невероятно аллегорическими считаются тексты из Священного Писания. Образы и притчи, которые в них содержатся, передают большую смысловую нагрузку, тем самым побуждая людей разыскивать новые толкования соответственно с потребностью приходящих эпох.

Чтобы понять, что такое аллегория в литературе, достаточно изучить прозаические и поэтические классические произведения, которые переполнены подобными образами. К таковым относятся «Человеческая комедия», написанная Данте Алигьери, баллады Жуковского, «Слово о полку Игореве», шекспировские сонеты и другие шедевры мировой литературы.

Крылов и аллегория

Аллегория – это примеры басен, написанных Крыловым. Почти все персонажи его произведений – животные. Читая басни, человек понимает, что под этими символами подразумеваются людские достоинства и пороки. Например, лиса является воплощением лживости, лести, хитрости и наглости. С ослом всегда ассоциируется упорство, неграмотность и тупоумие. А медведь, наоборот, стал олицетворением мощи, недалекости и добродушия. Спесь и самовлюбленность воплощает петух. Каждая из басен, отображая интересную историю о лесных жителях, доносит до читателей конкретную идею правильного с моральной точки зрения поведения.

Философия

Аллегория – это (примеры в литературе и искусстве описаны выше) троп, который в истории философии первый раз попробовали выделить в период эллинизма. Такие попытки были связаны с желанием пояснить тексты древних авторов (Гомер являлся одним из них). Но форма высказывания не отделялась от содержания, а символ смешивался с самой аллегорией. Троп широко использовался в период средневековья, а во времена Возрождения был распространен в трех направлениях искусства: барокко, классицизме и маньеризме.

Аллегория – это традиционный троп, используемый во всех жанрах литературы. Она дает возможность читать между строк.

www.syl.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство