ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Тайны и секреты знаменитой цирковой династии Дуровых. Брат дурова


Династия Дуровых. Цирковые артисты

Дуровы – знаменитая фамилия в истории России. Представители ее – известные актеры и циркачи. Дрессировщики зверей выходят на арены мировых цирков, а на экранах кино и театральных афишах часто появляется имя Льва Дурова, популярного артиста.

Надежда Дурова

Среди предков славной династии – Надежда Дурова, героиня войны 1812 г., легендарная кавалерист-девица. Она была адъютантом Кутузова в период Отечественной войны, в Бородинской битве получила контузию. В 1816 году Надежда вышла в отставку и поселилась в Петербурге. Потом она перебралась к отцу, а после его кончины – к брату. Томясь от скуки, Надежда занялась разбором записей и решила составить автобиографию. Василий Андреевич, ее брат, был знаком с А. С. Пушкиным. Он посоветовал показать поэту рукопись. Пушкин высоко оценил сочинение и даже взялся его издать. Успех был грандиозный. Надежда Дурова, сразу же ставшая популярной, написала еще 4 тома рассказов и повестей, однако интерес к ней постепенно стал утихать. В последние годы она активно занималась благотворительностью и даже превратила свой дом в небольшой зверинец. Надежда подбирала всех брошенных и больных животных, встречавшихся на ее пути.

Выступления Владимира и Анатолия Дуровых

Ее потомки переняли любовь к животным. Речь идет о Владимире и Анатолии Дуровых. Они еще мальчишками сбежали из дома и создали политическую клоунаду – новое направление в цирковом искусстве.

На конец 19-го – начало 20-го в. пришелся расцвет творчества Дуровых. Приезд Владимира и Анатолия в цирк любого города в то время становился настоящим событием и наводил панику на градоначальников и полицмейстеров. Они боялись каламбуров, острот и даже афиш братьев Дуровых.

Анатолий Дуров – основатель династии

Анатолий, основатель династии Дуровых, практически не демонстрировал на арене экзотических и редких животных. В его программе почти не было номеров с использованием сложной дрессуры.

Елена Робертовна, жена Анатолия, выступала в различных жанрах на манеже. Она показывала номера верховой езды, дрессировки, мнемотехники. После того как умер Дуров Анатолий Леонидович, она стала хранительницей расположенного в Воронеже дома-музея его имени. Анатолий Леонидович не желал, чтобы дети пошли по его стопам, поскольку знал на своем опыте, каким унизительным является труд цирковых артистов. Однако Анатолий, его сын, начал выступления на арене против воли отца. Его именем продолжилась династия Дуровых.

Анатолий Анатольевич

Начало его карьеры – демонстрация небольшого номера. У артиста было всего 4-5 собачек. Анатолий Анатольевич Дуров взял псевдоним "Толя - сын знаменитости", под которым в 1914 году впервые появился в цирке братьев Никитиных, в то время находившемся на гастролях в Рязани. За сатирические выпады, направленные на военную политику государства, в этом же году он был сослан в Вятскую губернию, в г. Котельнич.

А. А. Дуров начавшуюся революцию сразу же приветствовал. Он оказался во время гастролей в Крыму. Белогвардейские власти не дали ему разрешения возвратиться в Советскую республику. Анатолий Анатольевич отправился на гастроли за границу и лишь в 1925 году попал на родину. Однако в 1926 году артист вновь уехал на гастроли. Анатолий умер внезапно – был сражен случайной пулей на охоте близ Ижевска в 1928 году.

Карьера Владимира Анатольевича

Внук Владимир пошел по стопам своего деда. Годы его жизни – 1909-1972. Династия Дуровых получила в его лице нового достойного продолжателя. В аттракционе Владимира было много обличительного характера реприз, а также сатирических сценок. Клоун при этом нередко выражал свое критическое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь. Дуров Владимир Григорьевич получил почетное звание – "Народный артист СССР".

Тереза Васильевна

Дочь Марии Анатольевны (выступавшей с 6 лет на сцене) и Мильвы Василия Васильевича, циркового артиста, Тереза, также решила пойти по стопам своего деда. Выступать она начала с восьми лет. Сначала Тереза помогала братьям и отцу: исполняла акробатические номера, выезжала на лошадке. Через некоторое время она решила выступать со своей группой животных. Тереза показывала шуточные номера. В ее представлениях участвовали дрессированные лисички, курочки, собаки и кошки. Все считали, что у Терезы ничего не выйдет, что она опозорит именитую семью. Дуровы искренне полагали, что дрессировка – дело сугубо мужское. Тереза выступала на рыночных площадях в балаганах, в клубах, на эстрадных подмостках, в заводских цехах. Дурова Тереза Васильевна нередко выезжала на гастроли в отдаленные места. Для того чтобы прокормить себя и животных, ей приходилось работать практически круглые сутки.

Однажды ее лисичку покусала бродячая собака. Через несколько дней она умерла. Мрачные люди приехали в грузовике. Они сказали, что лисица умерла от бешенства, а затем погрузили в машину всех остальных животных Терезы и увезли. Так девушка осталась без работы. Весть о ее беде облетела все цирки. Денежные переводы были посланы от коллег со всех концов страны.

С тех пор Тереза, приезжая в город, первым делом интересовалась, есть ли в цирке пенсионеры и инвалиды. Одному она оплатила больничные счета, другому помогла вставить стекла. "Союзгосцирк" со временем начал понемногу помогать Терезе. Стали кое-что приобретать: обезьяну, зебру, верблюда. Животных, правда, брали без разбора. Бывали и совсем дикие: обезьяна покусала Терезу, а зебра переломала дрессировщице ребра. Нелегко приходилось с питомцами Терезе. Однако она подчинила их верным способом – лаской.

Дурова сумела приручить даже слониху, убившую 5 дрессировщиков. Она научила ее выполнять трюк, который считается смертельным. Сложность номера, в котором слониха переступает через дрессировщика, заключается в том, что обычно эти животные сбрасывают преграду со своего пути или обходят ее. При одном неверном движении смерть наступает мгновенно. После того как артистка показала впервые этот номер, ей объявили выговор. Дирекция цирка запретила этот опасный трюк. Тем не менее именно за него Терезе Васильевне впоследствии дали звание заслуженной артистки РСФСР. Во всем мире никто, кроме нее, не исполняет этот номер. Династия Дуровых по праву гордится своей знаменитой представительницей. Она доказала, что женщины не хуже мужчин могут дрессировать животных.

Тереза Ганнибаловна

Дочь Терезы Дуровой Тереза Ганнибаловна Дурова родилась 3 октября 1953 года. Она 13 лет проработала с матерью, а затем возглавила театр клоунады. В 2003 году Тереза Ганнибаловна получила звание Народной артистки России. Это еще одна женщина, именем которой известна династия Дуровых.

Владимир Леонидович – основатель династии

Владимир Леонидович Дуров (годы жизни – 1863-1934) – основатель другой династии. Он стремился поставить на научную основу искусство дрессуры. Необычайно широк был творческий диапазон артиста. Он исполнял веселые номера для детей, а также был профессором, исследовавшим психику животных. Владимир Леонидович после смерти своего брата, произошедшей в 1916 году, отказался от гастролей. Однако Дуровы – цирковая династия, многие представители которой неизменно возвращались к семейному занятию. И Владимир Леонидович не стал исключением. Он поселился вместе с животными в Москве. На Старой Божедомке Владимир открыл увеселительное и научно-воспитательное учреждение под названием "Уголок В. Л. Дурова". Здесь он провел серию экспериментов с животными, стремился глубже проникнуть в область науки о рефлексах.

Дуров, возвратившись на арену цирка, хотел видеть себя уже не в качестве сатирика, клоуна-шута, а в качестве клоуна-лектора, ученого, пропагандиста. Он считал, что распространять знания гораздо важнее для него. Теперь он больше внимания уделял дрессировке животных и демонстрации лабораторных опытов. Однако и в его выступлениях отразились дуровские традиции. Это проявлялось в пестром составе животных, а также в особом стиле дрессировки, при котором у зрителей складывается впечатление того, что поступки и действия зверей являются сознательным волевым актом, который возникает в ответ на обращения дрессировщика.

50-летие творческой деятельности артиста было отпраздновано в 1927 году. Он также получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Владимир Леонидович до последнего дня совмещал выступления в цирке с деятельностью в Уголке им. В. Л. Дурова.

Анна Владимировна

Дуровы – цирковая династия, многие представители которой стали известными и получили почетные звания. Анна Владимировна – одна из таких представителей фамилии. Сначала она работала вместе со своим отцом. Анна Владимировна была дрессировщицей морских львов, а после того как ее отец умер, возглавила Уголок зверей, став его художественным руководителем. Анна Владимировна является автором и постановщиком множества спектаклей – "Терем-теремок", "Медведь и дрессировщик" и др. Она получила звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1965 году.

Наталья Владимировна

Наталья Владимировна, другая дочь Владимира Дурова, работала на эстраде и в театре, снималась в кино. Однако о карьере ее сегодня известно немного. Она умерла в 1918 году, совсем молодой.

Юрий Владимирович

Сын Натальи Владимировны Юрий Владимирович (годы жизни – 1909-1971) начал свою творческую деятельность в аттракционе деда – Владимира Леонидовича. Он помогал ему на репетициях в подготовке животных, а также являлся ассистентом во время выступлений. Юрий Владимирович демонстрировал собаку-математика, принимал участие в некоторых номерах. Вместе с тем он работал в театре-студии, руководил которым Ю. А. Завадский. После этого Юрий был ассистентом в аттракционе Владимира Григорьевича, своего двоюродного брата. В 1935 году он принялся за подготовку собственного аттракциона. Масштабный номер впервые создавался на государственной основе. В нем приняли участие животные дрессировщика Л. Иванова, который погиб. Юрий Владимирович всегда сочетал трюки с откликами на важные темы дня, дополнял патетикой элементы юмора и сатиры. Много времени Юрий Владимирович уделял дрессировке слонов, морских львов. Его аттракцион все время пополнялся новыми животными: зебрами, мангустами, страусами, попугаями, обезьянами. Юрий Владимирович в 1971 году получил звание Народного артиста СССР. Он умер в этом же году. Аттракцион его взял в свои руки Юрий Юрьевич, его сын.

Дурова Наталья Юрьевна

В династии Дуровых в 1963 году появился новый дрессировщик. Им стала Дурова Наталья Юрьевна (год рождения – 1934). Она отучилась в литературном институте, успела написать несколько книг, однако все же решила уйти в цирк. Наталья Юрьевна выступала с группой моржей, морских львов и обезьянами. Словесное комментирование сопровождало показ трюков животных. Наталья Юрьевна за неустанную деятельность была удостоена в 1989 году звания Народной артистки СССР. Она является художественным руководителем Уголка с 1978 года. В 1982 году Уголок был переименован и стал теперь Театром зверей им. В. Л. Дурова. В нем сегодня работают и некоторые другие представители известной династии.

fb.ru

Братья Дуровы

Всем известно, что братья Дуровы были талантливейшими артистами отечественного цирка.

Анатолий Дуров

Братья Дуровы о сцене мечтали с детства. Старший из них, Анатолий, с 12 лет стал заниматься с учителем – наездником и акробатом из цирка Гинне Анжелло Бриатором. Вторым его наставником стал Отто Клейс. Уже в 16 лет он убежал из дома и гастролировал с балаганом Вайнштока, а затем в труппе Ринальдо. Среди его основных номеров были выступления на трапеции и жонглирование.

Позже Анатолий Дуров стал заниматься дрессировкой, а также освоил клоунаду. Добившись признания, лучшие цирки стали приглашать его на гастроли. Исколесивший всю Европу в составе различных трупп, Анатолий Дуров в 1895 году вошел в число лучших цирковых артистов мира.

Он всегда выступал с животными. С их помощью Дуров ставил как небольшие сцены, так и целые спектакли. Хоть сам он никогда не был выдающимся дрессировщиком, чтобы обучить животных необходимым трюкам, ему требовалось всего несколько дней. Его наиболее известные номера исполнялись со свиньями и курами. Причем вся соль происходящего заключалась не столько в представлении, сколько в остроумных комментариях и репликах Дурова.

Анатолий Дуров отличался остроумием и на сцене, и в жизни. Ему хватало смелости смеяться над крупными чиновниками и государственными деятелями, полицейским произволом и обывательской тупостью, за что нередко подвергался критике прессы.

В своей усадьбе на окраине Воронежа он основал музей-паноптикум. А в 1913 году прочел лекцию  «О смехе и о жрецах смеха» в Политехническом музее Москвы. В 1916 году Анатолий Дуров скончался от брюшного тифа.

Владимир Дуров

Владимир Дуров также с детства мечтал стать артистом цирка. Прежде всего, он видел себя в роли дрессировщика. Когда его брат уехал с балаганом Вайнштока, Владимир устроился в цирк-зверинец на Цветном бульваре. Там он успел попробовать себя в роли сторожа, помощника дрессировщика, акробата и паяца.

Пытаясь овладеть мастерством дрессировки, Владимир учился в училище для учителей земских школ, Управе благочиния, а также посещал лекции знаменитого физиолога Сеченова. В своих представлениях он выступал с собаками, козами, морскими свинками, птицами и другими животными.

Начав давать собственные выступления в Москве, Владимир вызвал большое недовольство у своего брата, Анатолия Дурова. Тот считал, что младший брат пользуется его известным именем, пытаясь заработать себе славу.

Владимир Дуров объездил всю Россию с различными труппами. Спустя какое-то время он начал выступать совместно с Анатолием. Вдвоем братья имели колоссальный успех.

Владимир и дальше продолжал совершенствовать свое мастерство, секреты которого изложил в книге «Дрессировка животных». В своем Уголке в московском доме на Старой Божедомке (в настоящее время – улица Дурова) он составил представление с животными для детей, а также читал лекции по теме зоопсихологии. Не стало Владимира Дурова в 1934 году.

Братья Дуровы

Представления Анатолия и Владимира Дуровых пользовались огромным успехом в России. В них активно использовались опыт скоморохов, медвежатников и балаганных зазывал. Дуровы становятся основоположниками таких жанров, как публицистическая и сатирическая клоунада. Они впервые стали дрессировать животных, используя гуманные методы и научный подход.

www.letopis.info

Биография Владимира Дурова - РИА Новости, 07.07.2013

09:5007.07.2013

(обновлено: 10:03 07.07.2013)

6420186

Сегодня, 7 июля, исполняется 150 лет со дня рождения легендарного дрессировщика Владимира Дурова.

Российский дрессировщик и цирковой артист Владимир Леонидович Дуров родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1863 года в Москве в дворянской семье. Рано оставшийся без родителей Владимир вместе с младшим братом Анатолием воспитывался в семье своего крестного отца Николая Захарова. В 1873 году Владимира, а затем и Анатолия определили в военную гимназию.

Однако военная карьера не интересовала братьев, так как еще в раннем возрасте их увлек цирк. Владимир был исключен из четвертого класса гимназии, Анатолия исключили еще раньше за "шумное поведение". В дальнейшем мальчики учились в частном пансионе Крестовоздвиженского, откуда не раз убегали в балаганы и продолжали мечтать о цирке.

В 1879 году Владимир Дуров был помещен в московский пансион педагога Дмитрия Тихомирова, успешно сдал экзамен на звание учителя, служил преподавателем в Московском городском училище, а затем некоторое время — в управе благочиния на Воскресенской площади. В 1880 году Анатолий уехал в Тверь с балаганом Вайнштока, а Владимир вскоре поступил в цирк-зверинец Гуго Винклера, находившийся в Москве на Цветном бульваре. Здесь он работал сторожем при зверях, помощником дрессировщика, выступал как балаганный паяц и акробат.

Он наблюдал за поведением животных и пришел к выводу: в дрессировке следует использовать их естественные навыки. В зверинце Винклера Дуров начал выступать как дрессировщик с собакой Бишкой, козлом Бяшкой, крысами и морскими свинками. Владимир Дуров много занимался самообразованием, в качестве вольнослушателя бывал на лекциях выдающегося физиолога Ивана Сеченова.

Начав давать собственные выступления в Москве, Владимир вызвал большое недовольство у своего брата, Анатолия Дурова. Тот считал, что старший брат пользуется его известным именем, пытаясь заработать себе славу. Позже вражда между братьями крайне обострилась.

После гастролей в Москве Владимир поступил в цирк Безано, с которым объездил большую часть России. Дурова все больше увлекала дрессировка. У него было два пеликана, которых он научил перелистывать книгу и танцевать вальс. До него никто не пробовал дрессировать этих птиц.

С 1887 года стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик в цирке Саламонского и в провинциальных цирках.

Будучи уже знаменитым клоуном, Владимир Дуров в Москве на улице Старая Божедомка (ныне — улица Дурова) приобрел дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открыл "Уголок Дурова". В 1919 году в "Уголке Дурова" начала свою работу Практическая лаборатория по зоопсихологии. Ученый совет лаборатории, бывшей в ведении Главного управления научными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата по просвещению, возглавлял сам Владимир Дуров. В состав совета входили известные ученые: академик Владимир Бехтерев, академик Александр Леонтович, профессор Григорий Кожевников, профессор Александр Чижевский и другие. В лаборатории проводились работы по изучению влияния внешней среды на животных, использованию гипноза в дрессуре, читались лекции о психологии животных. В эти годы Дуров разработал свой метод безболевой дрессировки, основанный на рефлексологии, внимательно изучал теорию условных и безусловных рефлексов академика Ивана Павлова. Свой опыт и свое понимание сути дрессировки Дуров изложил в книге "Дрессировка животных".

В 1927 году в связи с 50-летием артистической деятельности Дурова ему первому из цирковых артистов было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а улица Старая Божедомка была переименована в его честь. До конца жизни Дуров не покидал цирковой арены, продолжал выступать в "Уголке Дурова" и вел научную работу.

Умер Владимир Дуров 3 августа 1934 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

После его смерти директором "Уголка" стала его дочь Анна Дурова-Садовская, с 1965 года заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1982 году "Уголок Дурова" был переименован в Театр зверей имени Дурова, который с 1978 года по 2007 год возглавляла правнучка Дурова — Наталья Дурова. По ее инициативе на базе старого зоомузея возник новый мемориальный музей Владимира Дурова и династии Дуровых, в котором проводится работа по изучению рода Дуровых. Исследованы документы архивов и библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Елабуги, личный архив Владимира Дурова.

С 2007 года художественным руководителем театра является правнук Владимира Дурова — народный артист России, известный режиссер Юрий Дуров.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

власти требуют закрыть страницы о Навальном «Вконтакте»

Роскомнадзор активно добивается блокировки страниц «Вконтакте» с упоминанием фамилии оппозиционера Алексея Навального, только за 5 часов в воскресенье отправив администрации соцсети более 50 писем, сообщает Николай Дуров, сооснователь сайта и брат Павла Дурова.

«Хорошо информированные источники сообщают, что ВК получило 53 письма от Роскомнадзора за последние 5 часов — и это в воскресный-то день! В основном пытаются заблокировать все страницы, группы и события, в которых упоминается слово «Навальный». Похоже, у кого-то очень сильно припекло чуть ниже спины», — пишет он на своей странице.

При этом, по словам Дурова, эти страницы не были внесены в реестр запрещенных материалов.

Читайте на Medialeaks: Идём на посадку. В твиттере собирают мемы, за которые в России вы можете попасть под экстремистскую статью

«То есть это выглядит, как чьи-то личные хотелки, либо попытка оставить себе путь для отступления, сделав вид, что материалы удалены по инициативе руководства ВК»,  — считает он.

«Непосредственные исполнители» (судя по всему, речь идет о работниках «Вконтакте») не хотят брать на себя ответственность за блокировку страниц, пишет Дуров. Также поступит и руководство соцсети, в итоге решение придется принимать лично совладельцу Mail.ru Group Алишеру Усманову, считает он.

В пятницу стало известно, что обвинение потребовало приговорить Алексея Навального к 10 годам лишения свободы, приговор будет оглашен 15 января. Сторонники оппозиционера заговорили о протестной акции в его поддержку, в соцсетях появились многочисленные страницы с ее анонсом.

Несмотря на блокировки по требованию Генпрокуратуры, сейчас одна из страниц насчитывает 22 тысячи участников. Эксперты газеты «Ведомости» считают, что блокировки приведут в более активному распространению запрещенной информации.

medialeaks.ru

Тайны и секреты знаменитой цирковой династии Дуровых

Дуровы, старинный дворянский род, известный с 16-го века. По словам актера Льва Дурова, «род Дуровых занимает одну шестую часть геральдической книги России». К этому роду принадлежали многие известные личности, например, «кавалерист-девица» Надежда Дурова, послужившая прообразом Шурочки Азаровой из фильма «Гусарская баллада». Представители известной династии цирковых артистов – Дуровых, тоже принадлежат к этому роду,

Два брата-акробата

Основателями этой знаменитой династии стали братья Анатолий Леонидович (1864–1916) и Владимир Леонидович (1863–1934) Дуровы.

Братья появились на свет в семье полицейского пристава Тверской части. Детство их нельзя назвать радужным и счастливым. Мать их умерла, когда старшему Владимиру едва исполнилось 6 лет. Отец от горя запил и вскоре тоже умер. Осиротевших мальчиков принял на воспитание адвокат Захаров, их крёстный отец.

Старший брат Владимир учился в военной гимназии, но увлекшись цирком, о военной карьере больше не помышлял, а решил связать свою жизнь с манежем.  Анатолий хотел последовать примеру брата, но крестный был против. Тогда Анатолий в 1880 году ушел из дома и поступил в балаган Вайнштока. Каждый из братьев в цирке делал самостоятельную карьеру, перепробовав себя в различных жанрах.

Владимир выступал как силач, звукоподражатель, иллюзионист, акробат художник-моменталист, куплетист и клоун. Затем стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик.

Анатолий начинал как канатоходец и акробат на трапеции, впоследствии остановился на клоунаде и стал одним из самых высокооплачиваемых цирковых артистов в России. У него, что называется, «был хорошо подвешен язык» и в разговорном жанре ему мало кто мог составить конкуренцию на сцене и манеже.

Примечательно, что братья выступали в разных цирках и продолжали соперничать, хотя могли бы сделать совместный номер.

У Владимира лучше получалось общаться с животными, чем с людьми, и он достиг уникальных результатов в дрессировке. Работу с животными он построил на кормлении, то есть вырабатывании условных рефлексов путём поощрения: животное получало еду за сделанный трюк.

Считается, что более бойкий Анатолий стает намного популярнее старшего брата. Уязвленный Владимир стает выступать в таких же костюмах, как Анатолий, а на афишах пишет: «Владимир Дуров-старший». В ответ Анатолий на своих афишах подписывается: «Анатолий Дуров I». Соперничество двух братьев продолжалось до 1916 года и прекратилось со смертью Анатолия.

Пытаясь выяснить, кто же из них лучше братья не давали расслабиться друг другу, оба работали с животными и в итоге добились весьма впечатляющих результатов.

Анатолий Дуров - первый стендапер России

Анатолий Дуров стал первым из клоунов, который выступал без грима, в богатом костюме и под своей фамилией, а не под псевдонимом. Он был мастером разговорного жанра, говоря современным языком, стендап-комиком. Многие называют именно Анатолия Дурова родоначальником политической сатиры. Он часто выступал с животными, которые были его партнерами в постановке басен, сценок и даже целых пьес. При этом дрессировкой он фактически не занимался. Например, он выпускал на манеж гуся и говорил, обращаясь к публике: «Вот посмотрите, какие у нас важные чиновники». За свою позицию, власти не очень жаловали Анатолия Дурова, он неоднократно подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда городов без права въезда в них.

 В 1901 году Дуров купил на окраине Воронежа дом и усадьбу и основал в нём музей-паноптикум, и устраивал там экскурсии для жителей Воронежа. В этой же усадьбе в 1912 году Анатолий как режиссер снял фильма «Война XX века», который смело можно назвать первой фарс-кинокомедией. Ведь в этой картине снимались собаки, свиньи, гуси, куры, индейки.

 Умер Анатолий Дуров в 1916 году от воспаления легких, будучи на гастролях в Мариуполе

Владимир Дуров - любимец животных и властей

Владимир Дуров, в отличие от брата, полностью посвятил себя работе с животными и как дрессировщику, ему долгое время не было равных в России. В начале прошлого века он купил в Москве дом по улице Божедомка, (ныне улица Дурова), где стал проводил психологические опыты на животных, в частности, по телепатии, психологии, парапсихологии и т. д.

В январе 1912 года Владимир Леонидович открыл в своем доме, театр живого уголка, (ныне театр им. В. Л. Дурова) и начал давать платные представления с животными. Театр пользовался огромной популярностью у публики. После революции 1917 года театр пришлось закрыть. Вновь он начал работу только в 1919 году, но уже не как частный театр, а государственный. Самому Дурову было разрешено и дальше руководить театром и проживать в его бывшем, но потом национализированном помещении. В отличие от брата, Владимир Леонидович на конфликт с властями никогда не шел ни в царской Росси, ни в СССР. Владимир Леонидович продолжал дрессировать зверей и выступать перед публикой и вскоре его труды были отмечены и новой властью. В 1927 году Дурову было присвоено звание Заслуженный артист Республики. Умер Владимир Дуров 3 августа 1934 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Актерскую династию Дуровых продлили дети знаменитых братьев. Каждая из этих ветвей развивалось по-своему, но их часто путают. Примечательно, что семьях Дуровых детей называли без особой выдумки. По линии Анатолия Дурова мальчиков называют Анатолиями, а девочек - Терезами. По линии Владимира Дурова – Юриями и Натальями.

Анатольевичи

У Анатолия Дурова и его жены и Терезы (немки по национальности) было трое детей: Евлампия, Мария и сын Анатолий, который с раннего детства помогал отцу в манеже. После смерти Анатолия Леонидовича унаследовал его аттракцион и стал выступать под именем А. Дуров-младший.

 

После революции Анатолий Дуров-младший выехал за границу. Выступал в Германии, Франции и Италии, где имел шумный успех. В СССР возвратился в 1925 году, много гастролировал по стране. Но в 1928 году во время гастролей в Ижевске погиб на охоте от случайного выстрела. После этого трагического случая, данная ветвь актерской династии оказалась под угрозой исчезновения, ведь своих детей у Анатолия не было. А у приемного сына обнаружился синдром Дауна.

Поэтому аттракцион Анатолия Дурова перешел по наследству потомкам его дочерей. Евлампия Дурова вышла замуж за Григория Шевченко, аптекаря из Воронежа и взяла его фамилию. В семье рождается мальчик которого назвали Владимир. А Мария вышла замуж циркового артиста Хундадзе (цирковой псевдоним Мильва), который основал новый жанр «переходная лестница» и родила дочь Терезу и сына Анатолия.

 Именно горячий грузин Хундадзе не дал пресечься этой ветви династии Дуровых. После смерти Анатолия Анатольевича он отправляется в Москву, где находит Владимира Шевченко, который учится там в студии Мейерхольда. Он убеждает парня вернуть через суд фамилию деда и продолжить его дело. В итоге Владимир Шевченко становится Владимиром Дуровым, и начинает выступать на манеже. У Владимира оказались правильные гены, он добивается впечатляющих успехов в работе дрессировщика и первым из Дуровых получает звание народного артиста СССР.

 

Но поскольку своих детей у него нет, то далее фамилию Дуровых в цирке продолжают представлять его племянники, дети Марии: Анатолий и Тереза (дети грузина Хундадзе и Марии Дуровой). Тереза, не смотря на изящное телосложение и небольшой рост (150 см), без страха работала с самыми разнообразными животными: верблюдами, кенгуру, обезьянами, медведями и даже слонами. На протяжении нескольких десятилетий ее номерам рукоплескали зрители во всем мире. Оставила цирковую арену в октябре 2003 г. после смерти любимой слонихи Монри.

Сейчас действующей артисткой этой ветви династии Дуровых является, дочь Терезы Дуровой (правнучка Анатолия Леонидовича Дурова), народная артистка России Тереза Ганнибаловна Дурова (ну как ту не запутаться «кто, есть кто» с одинаковыми именами!)

- Когда родилась я, они не долго думали, как меня назвать, потому что к отчеству Ганнибаловна не подходить ничего, кроме Терезы, - признается актриса. Таким образом, появилась третья Тереза в нашей семье, то бишь я.

Тереза Ганнибаловна приняла решение творить не на манеже, а на сцене. На базе Международного фестиваля клоунады она создала «Московский театр клоунады», став его художественным руководителем и режиссёром.  Сегодня этот театр известен как «Театриум на Серпуховке».

Владимировичи

После смерти Владимира Леонидовича «Уголок Дурова» возглавил его внук/сын (внук был усыновлён Владимиром Леонидовичем), тоже дрессировщик Юрий Дуров, после его смерти руководство приняла на себя сначала племянница, а затем, после её смерти, дочь Юрия Дурова, Наталья Юрьевна Дурова.

Не менее сложные перипетии наследования фамильного дела были и у второй ветви Дуровых. У Владимира Леонидовича было две дочери: Наталья и Анна.

Анна вышла замуж за актера Малого театра Прова Садовского (тоже представителя известной актерской династии Садовских. В 1926 году у них родился сын, которого по семейной традиции тоже назвали Пров (он стал третьим Провом в этой семье после прадеда и отца). Пров Прович станет актером и никакого отношения к цирку и животным иметь не будет.

Наталья была красивой и ветреной. Не будучи в браке, она родила двоих сыновей Юрия и Сергея от двух разных мужчин. Чтобы избежать скандала и огласки Владимир Леонидович усыновляет внуков и дает им свою фамилию и отчество.

После смерти Владимира Леонидовича «Уголок Дурова» возглавила его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская. После её смерти в 1977 году «Уголок» перешёл к её племяннику Юрию Дурову. Далее руководство знаменитым театром зверей Дурова приняла на себя дочь Юрия Дурова,  Наталья Юрьевна.

Фактически Наталья Дурова являлась не внучкой, а правнучкой основателя Уголка Дурова. А по линии матери, Зинаиды Тимофеевны Бродниной, Наталья Юрьевна прямая наследница известного композитора А.П. Бородина.

 

Наталья Дурова впервые вышла на арену цирка в 4 года. А уже в 9 лет ее вписали в трудовую книжку отца как стажёра и с этого времени начался её трудовой стаж. По инициативе Натальи Дуровой на базе старого зоомузея возник новый мемориальный музей Владимира Дурова и династии Дуровых, в котором проводится работа по изучению рода Дуровых.

Умерла Наталья Дурова в ноябре 2007 года и была похоронена рядом со своим дядей - Владимиром Георгиевичем Дуровым.

После смерти сестры «Уголок Дурова» возглавил ее брат, народный артист России, известный режиссер Юрий Юрьевич Дуров. Семейное дело Дуровых продолжает и дочь Юрия Юрьевича – Наталья Дурова (младшая). Она родилась в ноябре 1988 года в Днепропетровске, где ее родители были на гастролях. По семейной традиции Наташа уже в 5 лет начала выступать в цирке. Сейчас Наталья Юрьевна работает в театре, которым руководит ее отец. В ее номерах участвуют самые разнообразные животные: пудели, пони, козы, дикобразы и даже морской лев.

mydinasty.com

Братья Дуровы

Всем известно, что братья Дуровы были талантливейшими артистами отечественного цирка.

Анатолий Дуров

Братья Дуровы о сцене мечтали с детства. Старший из них, Анатолий, с 12 лет стал заниматься с учителем – наездником и акробатом из цирка Гинне Анжелло Бриатором. Вторым его наставником стал Отто Клейс. Уже в 16 лет он убежал из дома и гастролировал с балаганом Вайнштока, а затем в труппе Ринальдо. Среди его основных номеров были выступления на трапеции и жонглирование.

Позже Анатолий Дуров стал заниматься дрессировкой, а также освоил клоунаду. Добившись признания, лучшие цирки стали приглашать его на гастроли. Исколесивший всю Европу в составе различных трупп, Анатолий Дуров в 1895 году вошел в число лучших цирковых артистов мира.

Он всегда выступал с животными. С их помощью Дуров ставил как небольшие сцены, так и целые спектакли. Хоть сам он никогда не был выдающимся дрессировщиком, чтобы обучить животных необходимым трюкам, ему требовалось всего несколько дней. Его наиболее известные номера исполнялись со свиньями и курами. Причем вся соль происходящего заключалась не столько в представлении, сколько в остроумных комментариях и репликах Дурова.

Анатолий Дуров отличался остроумием и на сцене, и в жизни. Ему хватало смелости смеяться над крупными чиновниками и государственными деятелями, полицейским произволом и обывательской тупостью, за что нередко подвергался критике прессы.

В своей усадьбе на окраине Воронежа он основал музей-паноптикум. А в 1913 году прочел лекцию  «О смехе и о жрецах смеха» в Политехническом музее Москвы. В 1916 году Анатолий Дуров скончался от брюшного тифа.

Владимир Дуров

Владимир Дуров также с детства мечтал стать артистом цирка. Прежде всего, он видел себя в роли дрессировщика. Когда его брат уехал с балаганом Вайнштока, Владимир устроился в цирк-зверинец на Цветном бульваре. Там он успел попробовать себя в роли сторожа, помощника дрессировщика, акробата и паяца.

Пытаясь овладеть мастерством дрессировки, Владимир учился в училище для учителей земских школ, Управе благочиния, а также посещал лекции знаменитого физиолога Сеченова. В своих представлениях он выступал с собаками, козами, морскими свинками, птицами и другими животными.

Начав давать собственные выступления в Москве, Владимир вызвал большое недовольство у своего брата, Анатолия Дурова. Тот считал, что младший брат пользуется его известным именем, пытаясь заработать себе славу.

Владимир Дуров объездил всю Россию с различными труппами. Спустя какое-то время он начал выступать совместно с Анатолием. Вдвоем братья имели колоссальный успех.

Владимир и дальше продолжал совершенствовать свое мастерство, секреты которого изложил в книге «Дрессировка животных». В своем Уголке в московском доме на Старой Божедомке (в настоящее время – улица Дурова) он составил представление с животными для детей, а также читал лекции по теме зоопсихологии. Не стало Владимира Дурова в 1934 году.

Братья Дуровы

Представления Анатолия и Владимира Дуровых пользовались огромным успехом в России. В них активно использовались опыт скоморохов, медвежатников и балаганных зазывал. Дуровы становятся основоположниками таких жанров, как публицистическая и сатирическая клоунада. Они впервые стали дрессировать животных, используя гуманные методы и научный подход.

www.letopis.info

Цирковые династии: от Дуровых до Багдасаровых :: Новости :: ТВ Центр

8 декабря 1864 родился Анатолий Дуров - русский клоун и дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии. Всю свою жизнь он посвятил цирку и даже умер во время гастролей. По случаю юбилея артиста мы решили вспомнить самые известные цирковые семьи.

Династия клоунов и дрессировщиков Дуровых

8 декабря 1864 года родился Анатолий Леонидович Дуров, всемирно известный клоун, младший из братьев Дуровых – основателей большой цирковой династии. Родители будущих цирковых артистов рано умерли, и братьев на воспитание принял крестный отец. Приемные родители отдали мальчиков в кадетский корпус, однако братья предпочли работу в цирке военной службе и сбежали в один из балаганов, коих в тот период было великое множество. Старшего брата Владимира увлекла дрессура, именно он в 1912 году создал в своем московском доме театр живого уголка, позже он стал называться "Уголок Дурова". А младший, который с раннего детства был острым на язык, попробовал себя в качестве клоуна. Его дебют состоялся в 1879 году, и с тех пор выступления Анатолия Дурова шли с неизменным успехом.

Анатолий Дуров был первым из клоунов, кто отказался от грима, начал выступать под собственной фамилией и заговорил на манеже. Он же стал и первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире. Анатолий Дуров смело критиковал власть, иногда его остроты были направлены и в адрес императора. Писатель Степан Скиталец, друживший с клоуном, описал случай, как во время выступления в одном из губернских городов зрители поинтересовались, что значат подвязанные алыми лентами и запечатанные сургучом хвосты его поросят. "Паяц печально ответил: "Губернатор про хвост запретил говорить", – пишет Скиталец. Фамилия того губернатора была Хвостов, и не касаться темы хвостов было единственным условием выступления Анатолия Дурова в городе. 

Животные, особенно поросята, были постоянными участниками номеров "Короля шутов", как сам себя называл Дуров, неизменно добавляя: "Но не шут королей". Однако в отличие от старшего брата дрессировка его интересовала мало, звери служили артисту для различных аллегорий. О своих опытах дрессировки Дуров писал: "В случае нужды для номера поросят, я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей".

Мировая известность пришла к клоуну Анатолию Дурову в 1890 году, когда он гастролировал по Европе. Но несмотря на успех, жизнь клоуна была отнюдь не веселой. По воспоминаниям современников, вне манежа Дуров был серьезным, даже грустным человеком. Широко известна история о том, как антрепренер буквально силой заставил клоуна выступать в день смерти его малолетнего сына. Со временем испортились и отношения с братом Владимиром – из близких родственников они стали друг другу чужими людьми, а династия разделилась на две ветви. Однако род Дуровых был известен задолго до рождения Анатолия и Владимира. Первое упоминание о них относится к XVI веку. А кавалерист–девица Надежда Дурова, послужившая прототипом героини фильма "Гусарская баллада", приходится Анатолию и Владимиру прабабушкой. За 150 лет существования в семье Дуровых были воспитаны четыре народных артиста СССР: Юрий Владимирович, Владимир Григорьевич, Наталия Юрьевна и Лев Константинович, народная артистка России Тереза Васильевна, заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская, заслуженные артисты России Юрий Юрьевич и Тереза Ганнибаловна. Все они так или иначе связаны с цирком, за исключением актера Льва Дурова – внучатого племянника Анатолия и Владимира Дуровых.

В 1907 году Анатолий Дуров приобрел в Воронеже усадьбу, там же был создан музей, по которому весной и летом хозяин самостоятельно водил экскурсии. Умер Анатолий Дуров на гастролях в Мариуполе, где подхватил брюшной тиф. Хозяин гостиницы, где жил артист, узнав о болезни, потребовал освободить номер – Дурова перевезли в больницу, где он скончался 7 января 1916 года.

Аттракцион Анатолия Леонидовича Дурова унаследовал его сын – Толя, известный как клоун Толли и Анатолий Дуров–младший. Он погиб от случайного выстрела на охоте в 1925 году.

Династия дрессировщиков Филатовых

Одна из самых старых цирковых династий – Филатовы – насчитывает уже 178 лет. В 1836 году поводырь с медведем Филат и его жена, служительница при обезьянах, получили от губернатора Нижнего Новгорода разрешение на работу на рыночной площади. Однако основоположником этого рода считается Иван Лазаревич Филатов, родившийся в 1873 году, прославившийся как дрессировщик хищных животных и основоположник системы зооцирков в Советском Союзе. Из 13 детей, родившихся в браке Ивана и его жены гротеск–наездницы Таисии, лишь двое продолжили работать в цирке – дочь Мария (в замужестве Корнилова, основоположница династии Корниловых) и сын Валентин. Придуманный Валентином Ивановичем в 1949 году аттракцион "Медвежий цирк" принес семье всемирную известность. Однако, по признанию самого дрессировщика, с раннего детства он работал не только с медведями, но и со львами, слонами и другими животными.

В 1975 году Валентин Филатов выпускает новую программу "Цирк зверей", где вместе с ним работают его дочери Людмила и Татьяна, а также их мужья. Спустя четыре года в аттракцион добавили номер внучки Валентина Филатова – Юлии. В начале 90–х годов из–за экономических проблем сестры поделили программу. В начале 2000–х Юлия Филатова совместно с мужем Андреем Клыковым образовала новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР Валентина Филатова. Его именем назван также Екатеринбургский цирк.

Династия акробатов-вольтижеров и дрессировщиков Запашных

Настоящим основателем династии вольтижеров, укротителей, акробатов и гимнастов Запашных стал клоун Мильтон (настоящее имя Карл Томсон), гастролировавший в России в конце XIX века. Однако свою фамилию цирковые артисты унаследовали от Михаила Запашного – мужа дочери клоуна Мильтона Лидии. Он родился в 1900 году, к цирку отношения не имел и работал портовым грузчиком в Ейске. В цирк его пригласил легендарный борец Иван Поддубный, отметивший недюжинную силу борца. Но демонстрация физической силы быстро наскучила молодому человеку, и он начал осваивать новые цирковые жанры, в том числе силовую акробатику. Вместе с другом он создал номер в жанре гладиаторов, поначалу на афишах они именовались как "Братья Мильтонс". У Михаила и Лидии Запашных родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь. И хотя отец в нарушение традиции отказался брать их с собой на гастроли, надеясь, что они получат хорошее образование и перестанут скитаться по миру, судьба распорядилась иначе. После того, как дети смогли выбраться из блокадного Ленинграда и воссоединились с матерью в Саратове, из–за материальных затруднений младшему поколению семьи пришлось начать работать на манеже. Вальтер, Мстислав и Игорь пробовали себя в разных жанрах: от акробатики до дрессировки. Но именно в 1954 году появилась цирковая группа "Братья Запашные" – в этом же году дети Михаила Запашного выпустили номер "Акробаты–вольтижеры", равного которому нет до сих пор. Позже Вальтер и Мстислав Запашные начали выступать отдельно, и династия разделилась. Оба брата со временем пришли к дрессуре. Вальтер еще в середине XX века создал аттракцион "Среди хищников", в котором участвовали тигры, львы, пантеры и рыси. Первым в мире, оседлав льва, совершил прыжок с одного ренского колеса на другое, позднее этот номер повтори его сын Аскольд. Мстислав также создал уникальный номер, где в одной клетке оказались слоны и тигры. Параллельно он закончил ГИТИС и поставил несколько масштабных цирковых спектаклей. С мая 2003 по декабрь 2009 года возглавлял Росгосцирк, однако был уволен из–за многочисленных финансовых и юридических нарушений. Его младший сын Мстислав возглавляет Сочинский цирк. Дети Мстислава-младшего – пятое поколение династии Запашных – пошли по стопам отца.

Но самыми известными продолжателями рода сейчас являются дрессировщики Аскольд и Эдгард – сыновья Вальтера Запашного. Он, в отличие от отца, готовил своих детей к карьере цирковых артистов с раненного детства. Впервые мальчики вошли в клетку к хищникам в семилетнем возрасте. С тех пор они освоили различные цирковые жанры – от акробатики и жонглирования, до вольтижировки и дрессуры. Их старшая сестра Марица, дочь Вальтера Запашного от первого брака, также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Сейчас выступает вместе с сыном Даном. По признанию братьев Запашных, они несколько раз пытались подсчитать, сколько у них двоюродных братьев и сестер, но каждый раз сбивались со счета. Известно, что все Запашные так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже, каждый сам по себе.

Династия иллюзионистов Кио

Основателем династии иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Гришфельд–Ренард. С раннего детства Эмиль Кио мечтал о сцене, но когда в 26 лет его приняли в Московский театр миниатюр, он уже "заболел" цирком. Первым местом работы для него стал цирк Александра Чинизелли в Варшаве, где он служил и униформистом, и администратором, и берейтором, но истинным призванием Эмиля Кио были фокусы. Он стал первым в Советском Союзе артистом этого жанра, отказавшимся от восточной атрибутики, кроме того в своих представлениях он полностью отказался от каких–либо намеков на мистику и таинственность. Сам иллюзионист говорил, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки.

Впервые псевдоним Кио появился на афишах в 1922 году. О том, откуда он появился и что значит, ходит несколько легенд. Одна из них гласит, что как–то поздно вечером, проходя мимо кинотеатра "Художественный", Эмиль Теодорович обратил внимание на вывеску, в которой не горела буква "Н", и решил, что это "неплохая цирковая фамилия". По другой – он выбрал древнееврейское слово "ткио", которое слышал в варшавской синагоге, рядом с которой когда–то жил. Со временем псевдоним настолько прижился, что все документы Эмиль Теодорович стал получать именно на фамилию Кио.

Эмиль Кио стал первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, выступающим на цирковой арене. Именно он впервые ввел в свои номера клоунов, а его наработками до сих пор пользуются иллюзионисты по всему миру.

В 1958 году Эмиль Кио получил звание Народного артиста РСФСР. А в 1960 году был признан лучшим иллюзионистом мира, на следующий год в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи и стал четвертым цирковым артистом, получившим столь высокую награду.

Династию продолжили дети иллюзиониста – Эмиль и Игорь. Однако с самого начала было решено, что выступать они будут по отдельности, так как условия работы сводных братьев сильно отличались. Младший брат – Игорь – впервые вышел на арену в 1959 году, подменяя заболевшего отца, после смерти которого и унаследовал весь аттракцион. Старший брат начал все с нуля. В отличие от младшего брата, он по настоянию отца окончил Московский инженерно–строительный институт и даже несколько лет работал по специальности. Приобретенная профессия впоследствии помогла Эмилю Эмильевичу при конструировании реквизита. С 1992 года Эмиль Кио–младший работает в Японии. Занимает должность председателя "Союза цирковых деятелей России"

Игорь Кио до самой смерти в 2006 году много гастролировал за рубежом, но неизменно возвращался в Россию. По его признанию, он просто не мог допустить, чтобы фамилию Кио забыли на родине. Долгие годы он давал по 500–600 представлений в год, однако  принципиально не брал готовые фокусы и выпускал принципиально новые номера. В 1970 году в Бельгии удостоился Международной премии "Оскар", которая вручается "лучшему артисту". С началом перестройки Игорь Кио принял решение уйти из цирка и создал Творческое объединение "Шоу–иллюзион Игоря Кио", которое занималось организацией собственных гастролей и выступлений других коллективов. Продолжателями династии могут стать внуки Игоря Кио – Игорь и Никита, старший из которых впервые вышел на цирковую арену в раннем возрасте в представлении, посвященном 100–летию знаменитого прадеда.

Династия дрессировщиков лошадей Зариповых

Династия наездников и дрессировщиков лошадей Зариповых известна уже более 115 лет. Первым представителем знаменитого рода стал Карим Зарипов, родившийся в 1891 году в Узбекистане. Уже в 9 лет он начал выступать в качестве клоуна, а в 29 - организовал Ташкентский цирк. За длительную цирковую карьеру Карим работал в различных жанрах: воздушный гимнаст, клоун, дрессировщик лошадей, артист–наездник. В цирке же он встречает свою жену – Муборак. Его дети Хаким и Холида начали работать в труппе отца уже в восьмилетнем возрасте. В 1928 году Карим Зарипов всего за шесть месяцев подготовил номер "Красный Восток". А в 1942 году создает первый цирковой коллектив узбекских наездников, через четыре года появляется новый номер "Джигиты Узбекистана", в котором также участвуют жена Хакима и муж Холиды Зариповых. Специально для дочери Карим Зарипов создает номер "Гротеск–наездница", в котором Холида выступает не просто как акробат–вольтижер, но и танцует на спине скачущей лошади.

С 1952 года аттракцион "Джигиты Узбекистана" возглавляет Хаким Каримович. Долгое время вместе с ним выступали его дети – дочь Говхар и сын Анвар.

Однако наибольшей известности добился внук Хакима Зарипова – воздушный гимнаст Эркин (Игорь). Лауреат Международных премий, обладатель международных наград и рекордов с 2003 года работает во всемирно известном Cirque du Soleil. В 2012 году он попал в Книгу рекордов Гиннеса, установив сразу три рекорда.

Династия цирковых артистов Гринье

Родоначальницей известной украинской династии цирковых артистов Гринье является невестка известных в Киеве балалаечников Гурских Елена. "Лапотно–балалаечная" капелла Гурских в конце XIX века была известна на всю Россию, помимо плясовых и песен они исполняли и пародии на итальянские песни и немецкие польки, и разговорные сценки на злободневные темы. Дело родителей продолжил сын создателя капеллы Владимир с женой Еленой, которые взяли себе звучный псевдоним Гринье. Молодые супруги быстро отправились в "свободное плавание", создав разговорно-музыкальный дуэт, который с большим успехом выступал во всех увеселительных заведениях дореволюционной России. С 1920 года Елена Гринье начала выступать со своим  вторым мужем коверным клоуном Мишелем – настоящее имя Михаил Пятецкий. Так возник эксцентричный номер "Гринье и Мишель". Артисты пели, танцевали, играли на различных музыкальных инструментах. Параллельно гастролировал и Владимир Гурский, поставивший свой номер "Музыкальная эксцентрика" уже с новой партнершей.

Помимо собственного репертуара "Мишеля и Гринье", который состоял из музыкальных пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев, Елена Николаевна и Михаил Иванович занимались постановками программ для Петроградского цирка, которым в течение пяти лет руководил Михаил Пятецкий.

Династию продолжила их дочь Тамара Михайловна Гринье-Мишель. С раннего детства маленькая Тамара выступала вместе с родителями. А после окончания консерватории писала музыку для цирковых артистов. Например, акробаты Писарницкие в течение 20 лет исполняли свою программу "Веселые моряки", музыку для которой написала Тамара Гринье-Мишель. Вышла замуж за циркового артиста Владимира Саргуна, выступавшего в жанрах музыкальная эксцентрика и жонглер-эквилибрист. Дочь и внучка Тамары Михайловны Гринье – Елена и Тамара – также связали свою жизнь с цирковым искусством.

Династия наездников-джигитов Кантемировых

В 2007 году 100–летие отметила династия наездников–джигитов Кантемировых. Эта фамилия до сих пор является синонимом понятия "конный цирк", а также бережного отношения к людям и коням. Родоначальником династии считается Алибек Тузарович Кантемиров, родившийся в 1882 году в Осетии. Впервые на арену цирка он вышел в 1907 году в Батуми с номером "Соло–джигит". "Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда – он опять в седле…", – так описал современник первое выступление легендарного артиста в книге "Джигит Осетии". Успех не вскружил голову Алибеку, а заставил работать еще упорнее. До сих пор его коронный номер, когда всадник на полном ходу пролезал между задних ног лошади с выходом на круп, не смог повторить никто их артистов, выступающих в этом жанре. В общей сложности Алибек Кантемиров подготовил около 150 наездников–джигитов, многие из которых стали народными артистами нашей страны.

В 1924 году исполняется давняя мечта Алибека Кантемирова – он создает первый групповой номер "Джигиты Али–Бека". Труппа одной из первых получила возможность гастролировать за рубежом. В конце 30–х годов в коллектив влились сыновья Алибека – Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. Старший Хасанбек впервые вышел на манеж в пятилетнем возрасте с номером на скачущем пони.

Самыми сложными стали годы войны - из 12 артистов аттракциона, вернулись только двое, лошади же погибли все. В 1946 году начинать пришлось с нуля. Вскоре же перед Алибеком Кантемировым и его труппой появилась новая задача – постановка конных трюков для кино. В общей сложности Кантемировы поставили и сами снялись более чем в 50 картинах – от "Смелых людей" до "Неуловимых мстителей" и "Не бойся, я с тобой".

Аттракцион при этом не переставал существовать и гастролировать. А в конце 60–х к старшему поколению Кантемировых присоединилось младшее – внуки Алибека Тузаровича, дети старшего сына – Каджана, Алибек-младший и Анатолий.

После смерти отца в 1975 году – Хасанбек, Ирбек и Махтарбек разделились. Хасанбек возглавил цирковое этнографическое обозрение "Картины Кавказа", средний, Ирбек, унаследовал аттракцион отца, а младший – создал собственный конно–акробатический театр "Каскадер", воплотив мечту своего отца.

В настоящее время аттракцион "Джигиты Али–Бека" возглавляет сын Ирбека Маирбек Кантемиров. Его постановка "Авайя" была высоко оценена не только в России, но и далеко за пределами нашей страны.

Династия клоунов Фрателлини

Французская династия Фрателлини также известная как "Династия смеха" зародилась как ни странно в России. Представители этого рода вот уже более 100 лет выступают в жанре клоунады. А первым из семьи Фрателлини на манеж вышел Густаво, приехавший в Российскую Империю в начале XX века. Он выступал в цирках Москвы и Петербурга, но на весь мир прославили семейное дело трое его детей - Франсуа, Поль и Альбер. В 1910 году они создали самостоятельный "Цирк Братьев Фрателлини". После начала Первой Мировой войны семье пришлось вернуться во Францию, однако и там им поначалу не сопутствовала удача. Лишь в 20-х годах прошлого столетия семья Фрателлини добилась успеха – создала свою цирковую школу, которая спустя 10 лет получила официальный статус училища. Его выпускники, одним из которых является известный актер Венсан Кассель, обычно остаются в стенах цирка Фрателлини.

Выступления братьев, известных как Кико, Пополь и Баба, отличались от обычной клоунады – в свою программу они добавили акробатические трюки. Шоу братьев неизменно сопровождалось аншлагами. В период Второй мировой войны "Цирк Братьев Фрателлини" вновь переживал кризис, но после окончания возродился с новыми программами.

По воспоминаниям Ксении Куприной, дочери известного писателя, как-то в Парижском цирке им удалось познакомиться со знаменитыми клоунами. "Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель — самый чудесный ценитель цирка в мире", - пишет она в книге "Куприн – мой отец".

Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли

История всемирно известного американского "Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" началась в XIX веке. В 1841 году американский шоумен Финеас Барнум основал "Американский музей" своего имени, который очень быстро перерос в "Шоу уродов". Во время представления публике демонстрировали живых людей с различными аномалиями – лилипутов и сиамских близнецов, трехногих танцоров, русалку с острова Фиджи и русского мальчика с песьей мордой. После нескольких пожаров шоу Барнума отправилось на гастроли в Англию, где в 1881 году ему поступило предложение от владельцев лондонского цирка Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона об объединении. Так к "Шоу уродов" добавились выступления дрессированных зверей и появилось "Величайшее шоу на Земле Барнума и Бейли", гвоздем которого стал слон Джамбо.

Цирк пользовался бешеной популярностью как в Европе, так и за ее пределами. Он прославился благодаря наличию нескольких манежей. Они были расположены так, чтобы зрители могли одновременно наблюдать за несколькими аттракционами.

Параллельно в США в 1884 году пятеро братьев Ринглинг, цирковые артисты-самоучки, основывают передвижной цирк собственного имени. Отличительной особенностью их балагана стало уважительное отношение к публике, они полностью отказались от распространенного в то время мошенничества с билетами, азартных игр и другого надувательства. Вместо этого братья показывали чудеса акробатики и дрессировки.

Долгое время цирки конкурировали между собой и лишь после смерти Барнума в 1891 году они объединились. Хотя фамилия Ринглинг появилась в названии цирка лишь в 1919 году, после того как двое братьев стали его собственниками.

"Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" существует и сейчас. В 1967 году его приобрела семья Фелд, после чего разросся и зверинец – появились номера с лошадьми, тиграми, львами, леопардами, пантерами и зебрами. В 1986 году в цирке начали выступать китайские цирковые артисты.

По сей день цирк не изменяет традиции, насчитывающей более 100 лет: две его труппы в течение 11 месяцев гастролируют по миру, ни разу не пересекаясь, после чего возвращаются в штаб-квартиру, где готовят новые шоу.

Династия укротителей Багдасаровых

В одном ряду с династией Запашных, как укротителей хищников,  стоит и семья Багдасаровых, пожалуй, одна из самых молодых цирковых династий России. Но первым цирковым артистом из рода дрессировщиков стал гимнаст Николай Андреевич Язев. В 1937 году он поступил в Государственное училище циркового искусства и тогда же был принят в труппу цирка. Язев известен как первый гимнаст, совершивший трюк "перелет через турник". Однако он никогда не интересовался дрессурой, в отличие от будущего зятя – Михаила Ашотовича Багдасарова.

Решение стать дрессировщиком пришло к юному Мише еще в Баку, где он посетил деревянный цирк рядом со своим домом. В 12 лет он сбежал из дома с проезжим цирком, однако отец–проводник быстро разыскал сына и вернул обратно в Баку. Воплощению детской мечты помог случай: Михаилу было уже 16 лет, когда на гастролях в Баку из клетки вышли питомцы знаменитой укротительницы Маргариты Назаровой, известной также по главной роли в фильме "Полосатый рейс". На помощь артистке пришли униформисты и Михаил Багдасаров, который постоянно крутился возле цирка. В знак благодарности Назарова пообещал взять его в свою труппу по достижению 18–летия и слово свое сдержала. Однако дебют Михаила Багдасарова как циркового артиста состоялся только спустя девять лет, в 1973 году, с номером "Забавные ослики". Еще шесть лет понадобилось на постановку собственного аттракциона "Давид Сасунский", где участвовали львы, тигры, пантеры, ягуары и пумы.

А в 1991 году Михаил Ашотович выпускает новый аттракцион "Тигры–Шоу", главными героями которого становятся 18 уссурийских тигров, а ассистирует отцу дочь Карина, еще через два года на арену вышел и сын – Артур. Сейчас в аттракционе Багдасаровых помимо Карины с Артуром принимают участие зять и невестка Михаила Ашотовича – Антон и Лариса. Подрастает и третье поколение – внуки Ричард и Никита.

 

Ирина Кравцова, TVC.RU

www.tvc.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство