ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Демпинг. Демпинг цен


Демпинг цен и антидемпинговая политика

Особенностью отечественного рынка товаров народного потребления является тот факт, что на втором месте после "административных" (недобросовестных) методов конкурентной борьбы находится фактор уровня цен. При этом существует зависимость: чем шире круг потенциальных потребителей товаров, тем меньшую роль играет качество предлагаемого продукта или даже фактический баланс в соотношении цена/качество.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг цен, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Демпинг цен может являться:

следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;

результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Демпинг цен преследует, как правило, две цели:

Снижение цен или демпинг могут подразумевать добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию с финансовыми убытками для достижения сверхвысокой прибыли в будущем. Позволить себе такую "роскошь", как плановые убытки способны далеко не все компании. Для этого необходимо иметь либо значительные первоначальные инвестиции, либо уже "раскрученные" высокорентабельные направления деятельности (так называемые "дойные коровы"), которые способны служить финансовыми донорами для новых видов продукции. В "классическом" варианте широкомасштабная демпинговая политика имеет своей целью достижение доминирующего положения на рынке и высоких монопольных цен. Многие компании также избирают тактику, при которой снижение цен и рентабельности ниже среднеотраслевых, позволяют увеличить объемы продаж и получить более высокую валовую прибыль в будущем. Такая тактика наиболее приемлема для компаний со стабильным размером постоянных расходов, что и позволяет в наибольшей мере использовать эффект финансового рычага (финансовый леверидж).

Сокращение налоговых платежей за счет уменьшения продажных цен и уровня наценки (товарной надбавки) позволяет минимизировать фактические расходы предприятия (в части бюджетных платежей). Это связано с возможностью внедрения различных схем минимизации налогообложения, размер которого напрямую связан с уровнем наценки и валовым оборотом предприятия. Для такого уменьшения налоговых отчислений могут создаваться различные "буферные" структуры, поглощающие или нивелирующие товарные наценки, а также используются бартерные схемы, смешанные виды расчетов и т. д.

И первая и вторая цели направлены, в конечном итоге, на увеличение положительных денежных потоков компании, прирост объемов продаж и валовой прибыли[1] .

Снижение цен (или демпинг) представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Особое значение данный метод конкуренции играет для "раскрутки" новых торговых марок, продвижения на рынок новых брендов, промоутерских мероприятий.

Демпинг подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании.

Антидемпинговая политика – борьба с продажей импортных товаров на внутреннем рынке по заведомо заниженным ценам.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

В Республике Беларусь, как и во многих других странах, сформирована нормативно-правовая база, предусматривающая применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. В последнее время наблюдается устойчивый рост применения указанных инструментов защиты внутреннего рынка как в отношении импортируемых в Беларусь товаров, так и в отношении товаров отечественного производства, поставляемых на зарубежные рынки.

Несмотря на сравнительную новизну подобной практики, фирма «Власова и партнеры» уже имеет достаточный опыт представления интересов своих клиентов в расследованиях, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, проводимых как в Республике Беларусь, так и за ее пределами[2] .

Так, в течение последних двух лет при непосредственном содействии фирмы «Власова и партнеры» применения специальных защитных мер, в том числе в виде дополнительных таможенных пошлин, как того добивались инициаторы расследования, удалось избежать в отношении импорта изделий из минеральной ваты в Республику Беларусь, а также экспорта белорусского цемента в Республику Польша.

Так, например, в Республике Беларусь применяются антидемпинговые пошлины в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь[3] .

Закон о защите экономических интересов Республики Беларусь был принят в ноябре 2004 года. Согласно ему, начинать борьбу с демпингом можно, лишь доказав, что цены на импорт действительно занижены. Однако орган, который проводит соответствующее расследование, обозначен не был. Указом Президента эта обязанность была возложена на белорусский МИД.

Белорусская экономика ориентирована на экспорт. Внешнеторговый оборот республики на треть больше внутреннего валового продукта. В то же время на внутреннем рынке отечественные производители сами зачастую страдают из-за дешевого импорта. И не важно, российского шоколада или китайского ширпотреба.

Механизм защиты собственного производителя от демпинга существует во всех развитых странах. Яркий пример тому – поддержка сельскохозяйственных производителей в Западной Европе.

То, чем в Беларуси занимается МИД, в Европе осуществляет Еврокомиссия, в других странах – различные комиссии и министерства. Как результат их деятельности – сегодня 12 наименований наших товаров попадают под санкции за рубежом. Но это открытый процесс. В соответствие с международным антидемпинговым законодательством сторонам дается право отстаивать собственные интересы за рубежом. Этой задачей также будет заниматься Министерство иностранных дел Беларуси.

Таким образом, демпинг цен представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Демпинг цен подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании.

Антидемпинговая политика – борьба с продажей импортных товаров на внутреннем рынке по заведомо заниженным ценам. В Республике Беларусь, как и во многих других странах, сформирована нормативно-правовая база, предусматривающая применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Список литературы

Государственный бюджет: учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 364с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512с.

Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.

Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1997. – 540с.

Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.

Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.

Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.

Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.

Таможенный кодекс Республики Беларусь. Закон о таможенном тарифе РБ. Закон об экспортном контроле РБ. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. – 144с.

Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В. Романовского. – М.: Юрайт-М, 2001. – 504с.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.

www.marketing.spb.ru

www.vap.by

[1] www.marketing.spb.ru

[2] www.vap.by

[3] Таможенный кодекс Республики Беларусь. Закон о таможенном тарифе РБ. Закон об экспортном контроле РБ. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. – 144с. – С.122.

mirznanii.com

Что такое демпинг цен, рынка. Ценовая конкуренция

Демпинг  - продажа товаров или услуг по ценам, существенно ниже среднерыночных, иногда даже не покрывающим себестоимость продукции. Понятие демпинг цен происходит от английского dump, что дословно означает «сбрасывать, сваливать». То есть демпинг - сброс товара, его продажа по «бросовым» ценам. Целью демпинга обычно является повышение спроса на услуги компании, укрепление позиций на рынке и вытеснение с него конкурентов. Компания рассчитывает на то, что впоследствии недополученная из-за демпинга прибыль или даже убытки будут покрыты за счет роста товарооборота.

Однако случается и разовое использование демпинга государством или частными компаниями – для того чтобы, к примеру, разгрузить забитые склады или в случае возникновения острой потребности в деньгах, когда потери при демпинге будут на порядок ниже возможных убытков при «простое». При этом демпинговые товары совсем не обязательно будут низкокачественными и устаревшими.

В ряде стран демпинг считается негативным явлением и власти пытаются с ним бороться, несмотря на то что при демпинге конечный потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену. Дело в том, что демпинг пагубно сказывается на темпах роста экономики. Если демпинг принимает системный характер, он препятствует развитию отдельных отраслей рынка.

Демпинг существует не только внутри стран, но и на международном рынке. В соответствии с современным законодательством развитых стран, различают два основных вида депминга: ценовой демпинг, который представляет собой продажу на экспортном рынке товара по цене ниже его цены на национальном рынке, и стоимостной демпинг, в рамках которого товары на экспортном рынке продаются по цене ниже себестоимости.

Примечательно, что Всемирная торговая организация запрещает использовать демпинг, поскольку он нарушает справедливую конкуренцию и может привести к убыткам местных производителей. Многие страны пытаются противостоять демпингу, принимая различные законы и вводя специальные антидемпинговые пошлины. Государство имеет законное право облагать такими пошлинами товары, которые продаются по заниженным ценам и тем самым наносят ущерб отрасли импортёра.

Понятие демпинга тесно соприкасается с понятием ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция – форма конкуренции, основанная на установлении более низкой цены товара или услуги. И нужно понимать, что не любое снижение цен является демпингом. Если новые, более низкие цены основываются на снижении издержек производства и продаж, являются инструментом акций торгового маркетинга или представляют собой результат маркетинговой программы по перепозиционированию товара, это не демпинг рынка, а здоровая ценовая конкуренция.

А вот если компания добровольно и осознанно отказывается от нормального уровня рентабельности и в период снижения цен не работает над уровнем сервиса и высоким качеством продукции, то перед вами демпинг чистой воды.

myfin.by

Демпинг — Википедия

Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

  • Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
  • Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  • Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка и перед компанией встаёт дилемма: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренней, цене на внешнем рынке.
  • Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
  • Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.
  • Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
  • Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также часто в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное[как?] право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Также весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом.

ГАТТ/ВТО: понятие демпинга[править]

В рамках статьи VI ГАТТ и Соглашения по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) даётся как определение демпинга, так и методы борьбы с ним (посредством введения антидемпинговых пошлин)[1][2][3].

Так, в рамках статьи VI ГАТТ под демпингом при международной торговле понимается продажа товаров по цене ниже нормальной стоимости. При этом под нормальной стоимостью товара понимается такая стоимость товара, которая будет не ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Правда, если сравнить со страной внутреннего рынка не представляется возможным, сравнивают либо с экспортом аналогичного товара в другие (третьи) страны, либо учитывают по стоимости производства, при этом делая поправки на налоги, издержки, норму прибыли и прочее[4].

Мотивация следить за тем, чтобы цена импорта в страну от компании была не ниже цены на внутреннем (для производителя) рынке, следующая:

  • рынки более или менее конкурентны, поэтому цена складывается разумно. Значит, с учётом незнакомого рынка, издержек на доставку, рисков, рекламы и других дополнительных предположительных расходов компания в принципе не должна продавать на чужом рынке дешевле, чем на своём внутреннем. Если такое происходит регулярно, нужно внимательно присмотреться к таким действиям и применить антидемпинговые пошлины или временные меры.

ГАТТ/ВТО: применение антидемпинговых мер[править]

Наличие демпинга определяется по тому, что компания страны продаёт на рынке конкретной страны товары ниже нормальной стоимости. Под нормальной стоимостью понимается продажа в чужой конкретной стране товары ниже, чем у себя в стране.

Если демпинг причиняет или угрожает причинить серьёзный ущерб отрасли, то компании отрасли в достаточном количестве (не менее 50%) должны провести своё объективное расследование[5]. Расследование (т.н. процедурная составляющая) должно включать анализ:

  • доказательств факта демпинга
    • подсчёту антидемпинговой маржи (отношение разности нормальной цены EXW и экспортной цены EXW к экспортной цене CIP/CIF)
  • наличию материального ущерба
  • доказательства взаимосвязи между ними.

Собственно, именно на переводе из базиса EXW в CIP компания, которая обвиняется в демпинге, может завысить издержки и сама привести свои доказательства для отстаивания своих интересы в своём компетентном органе.

Но основе материалов по процедурной составляющей компетентный (государственный) орган может принять решение:

  • подавать заявление в орган по разрешению споров ВТО
  • и/или ввести ответные меры

Разрешение спора уже будет субстантивной составляющей. Что касается ответных мер, их можно ввести ещё до разбирательств в органе по разрешению споров ВТО (занимающих от года до несколько лет). Но сделать это можно не раньше 60 дней после начала расследования компаний от отрасли, страдающих от демпинга, совместно с компетентными органами[6]. Размеры мер не должны превышать размеров антидемпинговой маржи. Меры будут действовать как некая дополнительная пошлина за товар.

То есть ещё раз, пример демпинга с точки зрения ВТО:

  • Компания страны А в своей стране А продаёт товар за 220 долл., а на рынок страны Б поставляет за 200 долл.
  • Производители спустя месяца 4 смогут обратиться в компетентные органы, предоставив результаты расследования, а компетентный орган может ввести сразу временные ограничительные меры в размере демпинговый маржи (для компенсации последствий демпинга).
  • Компании страны А тогда рекомендуется обратиться к своим компетентным органам и, учитывая небольшую демпинговую маржу, попробовать представить свои доказательства (варьируя издержки при переходе от цены EXW к цене CIP/CIF для пересчёта маржи на основе своих расчётных данных).

www.wikiznanie.ru

Демпинг - это... Что такое Демпинг?

        продажа товаров монополиями, фирмами, не связанными с производством, или правительственными организациями на внешних рынках по бросовым ценам, т. е. по ценам ниже издержек производства. Экономическая природа и механизм Д. глубоко вскрыты в работах В. И. Ленина. Указывая на свойственную картелям и финансовому капиталу систему «вывоза по бросовым ценам», Ленин характеризует её следующим образом: «... Внутри страны картель продает свои продукты по монопольной — высокой цене, а за границу сбывает втридешева, — чтобы подорвать конкурента, чтобы расширять до максимума свое производство и т.д.» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 412). Ограничивая производство для внутреннего рынка, картели расширяют производство для внешнего рынка, продавая товары по убыточной цене и взимая с потребителей внутри страны монопольные цены. Отличительные черты Д.: резкое различие между высокими внутренними и низкими экспортными ценами; экспансионистские методы подавления конкурентов; система вывоза по бросовым ценам, а не единичные операции. Осуществляют Д. монополии, занятые сбытом как внутри страны, так и за её пределами. Когда экспорт осуществляют фирмы, не связанные с производством, или правительственные организации, то под Д. понимается экспорт по ценам ниже тех, по которым на внутреннем рынке были закуплены соответствующие товары; убытки при этом покрываются из средств государственного бюджета. Наличие субсидий для экспорта в большинстве случаев свидетельствует о Д., особенно, когда они достигают значительных размеров. Убытки экспортёра являются важнейшим признаком Д. независимо от того, каким из этих способов производится их покрытие.

         В законодательстве капиталистических стран Д. определяется как продажа товаров на внешних рынках по ценам ниже действующих на внутреннем рынке в стране экспорта. В этом случае импортирующая страна имеет право облагать товар, помимо обычной, ещё и так называемой антидемпинговой пошлиной в размере разницы между внутренней ценой в стране происхождения товара и экспортной ценой. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанное в 1947, определяет Д. как распространение продуктов одной страны на рынке другой по цене ниже «нормальной», если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран-участниц, или существенно замедляет создание национальной продукции. Международный антидемпинговый кодекс, принятый в Женеве в 1967 конференцией по тарифам стран — участниц ГАТТ, известной под названием «раунд Кеннеди», предусматривает включение в соответствующее законодательство параграфа о «нанесённом ущербе» местным предприятиям и предварительное представление доказательств об ущербе.

         Д. в конечном счёте обостряет противоречия между капиталистическими странами, нарушает их традиционные торговые отношения, увеличивает предложение товара на мировом рынке независимо от уровня издержек производства экспортёра, усиливает конкуренцию и ведёт к подрыву сложившегося уровня мировых цен (См. Мировые цены). В этой связи интересен, например, антидемпинговый закон Австрии 1962, в котором впервые содержатся количественные критерии: экспортная цена считается демпинговой, если она на 20 и более процентов ниже, чем на внутреннем рынке в стране происхождения, или по меньшей мере на 8% ниже цены, существующей на мировом рынке.

         В странах, осуществляющих Д., вследствие роста внутренних цен и налогов понижается жизненный уровень трудящихся. В странах, являющихся объектом Д., затрудняется развитие национальной промышленности, возрастает безработица. Крупные монополии посредством Д. подавляют своих конкурентов и захватывают новые рынки сбыта, расширяя в результате сферу своего господства и увеличивая прибыли. Этот товарный или коммерческий Д. часто называют «демпингом цен».

         После 2-й мировой войны 1939—45 США в больших размерах осуществляют Д. с.-х. продуктов. Например, за 1961—1965 субсидии при экспорте пшеницы составляли 23%, хлопка — 36%. За период 1954/55—1963/64 доля финансируемого государством экспорта определялась в 54% всего с.-х. экспорта США. В конце 60-х гг. 20 в. формы и методы Д. приобретают более скрытый характер: экспортные субсидии имеют тенденцию к понижению, но в то же время вводятся прямые доплаты производителям с.-х. продукции, которые являются скрытой формой субсидирования экспорта с.-х. продукции.

         Правительства буржуазных государств принимают меры против Д. Так, в феврале 1970 министерство торговли Великобритании приняло решение о введении временной антидемпинговой пошлины на импорт азотных удобрений из Бельгии и ФРГ, которая впоследствии была распространена на ту же продукцию, импортируемую из Италии, Австрии, Нидерландов и Швеции. Это решение было вызвано тем, что иностранные поставщики продавали свои товары в Великобритании по демпинговым ценам. Т. к. все иностранные поставщики азотных удобрений в Великобританию обязались не реализовывать их по таким низким ценам, было решено не взимать антидемпинговую пошлину, пока фирмы будут выполнять свои обязательства.

         Для современного этапа общего кризиса капитализма (См. Общий кризис капитализма) характерной разновидностью Д. становится валютный Д., возникающий в результате разрыва между внешней и внутренней покупательной способностью национальной валюты (см. Валютный курс).

         Лит.: Шильдкрут В., Проблемы цен мирового капиталистического рынка, М., 1963, с. 76—89.

         В. А. Шильдкрут.

dic.academic.ru

Демпинг

Демпинг (Dumping) — искусственное занижение цен на товары, работы или услуги на внешних рынках для их освоения и устранения конкурентов.

Демпинг используется компаниями и даже государствами с несколькими целями.

Во-первых, для захвата новых рынков. Так, демпинговая политика часто проводится странами-экспортерами стали, сельхозпродукции и т.п. Чаще всего это происходит в международной торговле и объясняется необходимостью поддержки внутренних производителей.

Во-вторых, для вытеснения конкурентов. Допустим, компания продает свою продукцию ниже себестоимости, заранее соглашаясь на определенные убытки, делая бизнес других предприятий невыгодным, а впоследствии, завоевав существенную долю в продажах, поднимает цены и возмещает потери с большой прибылью. Так поступают, в частности, сетевые розничные компании.

В-третьих, с помощью демпинга может проводиться государственная политика. Например, нацеленная на снижение процентных ставок по ипотеке. Для этого создаются государственные организации, такие как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, а также используются банки с государственным участием. Предоставляются денежные средства для проведения программ. В результате ставки по ипотеке снижаются, и коммерческие банки вынуждены следовать за этой тенденцией.

В-четвертых, в той или иной степени демпингом пользуются компании, в частности, банки с государственным участием. Они обычно предлагают более низкие тарифы, и таким образом происходит «перетягивание» клиентов у коммерческих кредитных организаций. При этом необходимо понимать, что такие банки с госучастием имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, поставщиком которых выступает государство.

В-пятых, существует вид демпинга, при котором цены на одну и ту же продукцию могут ощутимо отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Так определяется цена на нефть и газ, которая существенно возрастает при пересечении государственной границы. К этой же категории, но в обратную сторону можно отнести разницу в цене заимствований на внутреннем и внешнем рынках: кредиты за рубежом значительно дешевле, чем в Украине.

В основе демпинга лежит международная дискриминация в ценах вследствие продажи товаров на зарубежных рынках по более низким («бросовым») ценам, чем на внутреннем рынке. Экономический механизм демпинга включает три варианта действий экспортеров:

  1. убытки, которые несет экспортер на внешних рынках, компенсируются продажей товаров на внутреннем рынке по более высоким ценам;
  2. потери от демпинга могут быть компенсированы за счет государственных субсидий, льготных кредитов, предоставляемых для стимулирования экспорта, разницы внутренних и внешних цен на сырье и тому подобное;
  3. возмещение убытков и получение прибыли происходит после устранения с внешнего рынка конкурентов и завоевания на нем монопольного положения.

На практике различные виды демпинга могут сочетаться.

Массовый экспорт товаров по заниженным ценам может быть связан с отставанием в стране-экспортере темпов инфляции от темпов снижения обменного курса валюты (демпинг валютный).

Часто демпинг используют во время экономических потрясений и мировых кризисов. Отмечают демпинговые периоды 1929-1933 гг., 1970-х годов, 1990-х — начала XXI века. На сегодняшний день мировое сообщество рассматривает демпинг как проявление недобросовестной конкуренции и одну из форм так называемой ограничительной деловой практики, против которой решительно выступает Всемирная торговая организация.

Демпинг обостряет конкуренцию и противоречия между отдельными странами, нарушая их экономические связи. В стране, которая осуществляет демпинг, увеличивается прибыль экспортеров, а жизненный уровень населения может снижаться (при валютном демпинге — от инфляции, при товарном демпинге — от повышения цен на товары в связи с сокращением их предложения). В странах, которые становятся объектом демпинга, некоторые отрасли не могут выдержать конкуренцию с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица.

Слишком значительное занижение цен может привести к реэкспорту товаров. Демпинг стимулирует, а иногда и оправдывает протекционистскую политику государств-импортеров, которые пытаются защитить внутренний рынок. Главными средствами защиты является специальная антидемпинговая пошлина, дополняющая общие импортные тарифы.

После Второй мировой войны международное сообщество в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) начало борьбу с демпингом. В 1967 г. на конференции стран-участниц ГАТТ («раунд Кеннеди») принято Международный антидемпинговый кодекс, который предоставил право странам включать в национальное законодательство статьи против демпинга. Согласно международным нормам демпинг рассматривается как монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и определяется противозаконным действием. В антидемпинговом законодательстве Австрии в 1962 г. впервые были определены количественные критерии демпинга. Экспортная цена признавалась демпинговой при условии, если она была на 20% ниже внутренней цены страны-экспортера, или на 8% — мировой цены.

Антидемпинговые меры, санкционированные международным законодательством, предусматривают специальную антидемпинговую пошлину, квотирование или недопущение на внутренний рынок товаров предприятий, применяющих демпинг. Использование антидемпингового тарифа позволяет таможенным органам облагать эти фирмы дополнительными таможенными пошлинами на сумму, равную разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера и ценой, по которой товар экспортируется, то есть на величину «демпинговых ножниц цен».

Выход украинских предприятий-экспортеров на мировые рынки в 1990-х годах сопровождался антидемпинговыми процессами к ним, особенно со стороны стран-членов ЕС. Большинство из этих процессов экспортеры проиграли, причиной чего были незнание мирового опыта, международного права, конъюнктуры мировых рынков и т.д. С целью реализации принципов ГААТ/ВТО и предотвращения демпинговых ситуаций с украинскими товарами, защиты экономических интересов Украины в августе 1994 г. Правительство создало Межведомственную комиссию по вопросам антидемпинговых расследований относительно экспорта украинских товаров. Было определено, что при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности экспортно-импортных операций внешнеторговые (контрактные) цены должны соответствовать ценам, которые сложились на соответствующий товар на рынке страны-партнера. Введена ежемесячная публикация индикативных цен на основные виды экспортных товаров, которые рекомендовались для заключения сделок с иностранными партнерами.

На почве разного понимания термина и критериев демпинга возникают серьезные торговые конфликты между отдельными странами и группами стран. Факт применения демпинга доказать достаточно сложно. Для этого проводятся специальные антидемпинговые расследования, уточняются критерии демпинговой деятельности и тому подобное. Упрощению антидемпинговых расследований способствует деятельность Всемирной организации торговли, а получение в 2008 году Украиной членства в ВТО будет способствовать позитивному урегулированию таких вопросов.

В течение последних лет значение демпинга, особенно валютного, как средства для завоевания внешних рынков уменьшается, поскольку конкурентоспособность товаров экспортеров определяется не только ценой товаров, а, прежде всего, их качеством, надежностью поставок, экономичностью, качеством обслуживания и тому подобное.

(См. Ценообразование).

discovered.com.ua

Демпинг

Демпинг

Введение

Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещён. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Так же весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом[2].

1. Сущность демпинга в международной торговле

Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке [2]. Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Отмечается, что это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране [3].

Согласно ст. 2.1 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» [4].

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства. В современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов. Демпинг может преследовать и политические цели, в частности для подавления экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля.

Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

Экономический механизм, составляющий основу демпинга, состоит в следующих трех вариантах действий:

Во-первых, временный демпинг - это когда сниженные цены устанавливаются компанией, реализующей товар, на ограниченный срок. Такой демпинг направлен на вытеснение конкурентных фирм с рынка. После достижения данной цели, цены возвращаются к прежним пределам. В том случае, если фирма - экспортер - монополист на внутреннем рынке, то тогда она получает прибыль по максимуму, несмотря на сниженные цены.

во - вторых, в ряде случаев сниженные цены могут быть покрыты государственными субсидиями. Их государство предоставляет с целью стимуляции и активизации экспорта. Также убытки можно покрыть при помощи получения кредитов на льготных условиях.

в - третьих, демпинг позволяет устранить всех конкурентов на рынке, заняв их ниши и став монополистом.

На современном рынке присутствуют две разновидности демпинга: постоянный и временный.

временный демпинг предполагает снижение цен компанией - экспортером на небольшой срок, он преследует цель - устранить конкурентов. После ее достижения, цены возвращаются к исходным рыночным позициям;

постоянный демпинг предполагает снижение цен на длительное время.

Механизм демпинга, как показывает практика, имеет место в период экономических кризисов и потрясений. В истории прошлого столетия наиболее ярким примером может послужить мировой экономический кризис 30-х. гг., новой волной демпинга ознаменовались 70-е.гг. Многие иностранные компании получили официальное обвинение в демпинге, в частности, такого рода обвинения были предъявлены японской фирме Sony. Исследования показали, что на американском рынке телевизоры этой фирмы стоили почти в 2 раза дешевле, чем на японском рынке.

Сегодня демпинг активно используется и существует в основном в скрытой форме. Борьба с демпингом ведется еще со времен окончания Второй мировой войны. На конференции 1967 года был принят антидемпинговый международный кодекс. Государства приобрели право включать меры антидемпинговой политики в свои стратегии экономического развития. Нормы международного права расценивают демпинг как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы, считая его противозаконным действием. Одним из способов борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина. Антидемпинговые тарифы дают таможенным органам право облагать фирмы дополнительным сбором, сумма которого равна разнице между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется. В экономике, такой сбор именуется величина демпинговых «ножниц - цен».

Основными видами демпинга в развитых странах являются следующие:

ценовой демпинг - это разница между ценой, по которой товар реализуется на внешнем рынке и ценой, по которой товар реализуется на рынке компании - экспортера.

стоимостный демпинг - реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

Практика международной торговли показывает, что демпинг способен принимать и иные формы:

спорадический демпинг - он заметен в ситуации, когда товар реализуется на внешнем рынке по сниженным ценам эпизодически, по причине того, что внутренний рынок имеет меньшую емкость относительно произведенных товаров, иначе, чтобы не создавалась ситуация перепроизводства производителем, встает выбор: либо сократить объемы производства, либо реализовывать товар по «бросовым» ценам на внешнем рынке.

преднамеренный демпинг создается умышленно, и преследуют цель - устранить конкурентов и стать монополистом.

постоянный демпинг - регулярная реализация товаров по цене, которая ниже их номинальной или реальной стоимости.

обратный демпинг - это ситуация, когда реализация товара по сниженным ценам на внешнем рынке, приводит к увеличению их стоимости на внутреннем рынке.

взаимный демпинг - это своего рода партнерские отношения между странами, когда они реализуют идентичные товары на рынках друг друга по бросовым ценам.

Следует отметить, что последние две разновидности распространены крайне редко.

2. Международные антидемпинговые меры

Изначальной целью применения антидемпинговых мер в международной торговле является противодействие недобросовестной конкуренции. Закон РФ «О защите конкуренции» [1] дает следующее понятие недобросовестной конкуренции: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» (статья 4). Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

На борьбу с демпинговым импортом в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего нацелено применение антидемпинговых мер, под которыми понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью, посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств. Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли. В то же время сегодня и предприятия все чаще стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов -инициировать антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей - импортеров становится ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с рынка.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам и того обстоятельства, что это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Для целей применения антидемпинговых (как, впрочем, и компенсационных) расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

Одной из разновидностей антидемпинговых мер является введение антидемпинговой пошлины.

Механизм воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговая пошлина должна устанавливаться в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару, при этом под демпинговой маржей понимается разница между нормальной внутренней ценой в экспортирующей стране и экспортной ценой товара, вывозимого в другую страну по демпинговой цене. Разновидностью антидемпинговых мер является предварительная антидемпинговая пошлина. По итогам антидемпингового расследования могут быть введены временные (предварительные), а затем (по его итогам) установлены окончательные антидемпинговые пошлины. Однако подобные протекционистские меры, как правило, ведут к вытеснению с рынка иностранных предпринимателей. Такому негативному повороту событий есть альтернатива - принятие в ходе антидемпингового процесса особых обязательств (англ. undertakings - обязательства) (рис. 1).

Рис. 1

В РФ на нормативном уровне, а именно в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [5] закреплена следующая схема: «Расследование может быть приостановлено или прекращено органом, проводящим расследования, без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара, если в результате анализа этих обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие этих обязательств устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, и если Правительством Российской Федерации будет принято решение об одобрении этих обязательств» (статья 15). Содержание подобных норм свидетельствует о том, что односторонность антидемпингового обязательства весьма относительна: в ответ на принятие обязательств уполномоченный государственный орган не должен совершать определенные действия - устанавливать антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговые обязательства принципиально отличаются от антидемпинговых пошлин. Первые берет на себя иностранный экспортер демпингового товара, вторые уплачиваются местным импортером. Одним из отличий антидемпинговых обязательств от окончательных антидемпинговых пошлин является то, что обязательства могут быть приняты практически в любое время после инициирования антидемпингового расследования. Как правило, по итогам антидемпингового расследования (предварительным или окончательным) принимаются два вида антидемпинговых обязательств:

а) добровольное обязательство об отказе от демпинговых цен - имеет целью немедленное прекращение негативного воздействия демпингового импорта, наносящего ущерб определенной отрасли экономики государства-импортера;

б) добровольное обязательство о сокращении объема демпингового импорта - его задача состоит в сдерживании такого эффекта.

Оба эти вида обязательств закреплены в п. 1 ст. 8 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле.

По силе воздействия антидемпинговое обязательство практически равнозначно пошлинам, но в отличие от последних выполняет только регулирующую функцию и не является напрямую источником дохода соответствующего бюджета.

Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин и принятия ценовых обязательств по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные («предформальные») методы. Это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых мер (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта [6].

Таким образом, рассмотрев отдельные виды антидемпинговых мер, можно утверждать, что формально эти меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет.

Либерализация в сфере тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты - меры защиты внутреннего рынка. На протяжении всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны - члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка в праве ВТО

Первым документом ВТО, который включил в себя нормы, регулирующие меры защиты внутреннего рынка, было ГАТТ 1947 года (статья VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины»), закрепившее определение демпинга и установившее условия, позволяющие государствам - членам ГАТТ взимать антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В литературе существует мнение, что при всем важном историческом значении впервые сформулированных на многостороннем уровне правил обращения к антидемпинговым мерам статье VI ГАТТ присущи нечеткие положения, позволяющие странам относительно свободно ее толковать, обходить и продолжать использование антидемпинговых пошлин не только по прямому назначению, но и сугубо в протекционистских целях [7]. Отмечается, что к 1960-м годам формальное применение статьи XIX и процесса нового согласования стало сходить на нет. Крупные проблемы, такие как импорт тканей и одежды, решались путем заключения добровольных соглашений об ограничении экспорта [8].

Для преодоления разногласий в толковании и применении ст. VI ГАТТ неоднократно приходилось составлять дополняющие ее документы в форме договоренностей об общих правилах толкования и применения, получившие неофициальное название «Антидемпинговые кодексы». Третий Антидемпинговый кодекс появился в итоге переговоров «Уругвайский раунд» (1987-1993 гг.) в форме специального соглашения, наиболее полно регулирующего все проблемы, связанные с применением ст. VI ГАТТ.

Официально названный новый документ «Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г.» дополняет и конкретизирует положения указанной статьи ГАТТ и последующих договоренностей. Это позволяет говорить о достигнутом более высоком уровне современного многостороннего регулирования и применения антидемпинговых мер, базирующихся на совокупности значительно возросших прав и обязанностей участников ВТО в случае возникновения подозрений в демпинге, возбуждения соответствующих обвинений и применения антидемпинговых мер [9].

Соглашение состоит из трех разделов, устанавливающих:

* основы механизма антидемпингового регулирования;

* необходимые органы и процедуры;

* некоторые уточнения принципиального характера.

Документ содержит 18 статей, где детальнейшим образом прописаны правила борьбы с демпингом и злоупотреблениями в этой борьбе. К Соглашению относятся и два решения о направлениях дальнейшего совершенствования антидемпингового регулирования в рамках ВТО.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка по законодательству ЕС

На сегодняшний день основным актом ЕС в области антидемпингового регулирования является Регламент ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» [10] (Базовый антидемпинговый регламент). ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки. Оно, в частности, содержит два дополнительных, более либеральных положения, которые применяются не всеми членами ВТО. Этими положениями, направленными на установление сбалансированного применения антидемпинговых правил, являются «проверка интересов ЕС» и «правило меньшей пошлины».

В общем виде правило меньшей пошлины (Lesser duty rule) содержится в Соглашении по применению статьи VI ГАТТ-1994 ВТО (статья 9.1), а также в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (статья 19.2). Оно предусматривает положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размера (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь. В результате антидемпинговые пошлины могут быть определены на уровне меньшем, чем установленная демпинговая разница.

В отличие от принятого ВТО Антидемпингового кодекса, в ЕС обязательна проверка каждого возможного антидемпингового расследования на предмет его соответствия интересам ЕС в целом. ЕС считает, что меры искажают действие рыночных механизмов и могут принести европейским компаниям больше вреда при использовании другими странами, чем пользы.

Еще одним положением, отличающим антидемпинговое законодательство ЕС от Соглашения о применении статьи VI ГАТТ 1994 г., является разделение стран на рыночные и нерыночные. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообщество времена «холодной войны» и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты (кстати, до 1 июля 1998 г. в этом списке находились также Россия и Китай. Лишь в ходе прошедшего в мае 2002 г. саммита «Россия - Европейский союз» на высшем уровне была достигнута договоренность о предоставлении РФ рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур).

Законодательство ЕС устанавливает некоторые более жестокие правила применения антидемпинговых мер и сроки проведения отдельных этапов антидемпингового процесса.

3. Российское законодательство в части антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка и тенденции развития мер защиты внутреннего рынка в рамках Таможенного союза

В России также сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран - участниц ВТО. В настоящее время вопросы, связанные с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». До недавнего времени данный закон был основным нормативно- правовым актом в рассматриваемой сфере регулирования. Однако, в свете того, что РФ с

года является членом Таможенного союза (наряду с Белоруссией и Казахстаном), в рамках него был разработан свой нормативный блок, направленный на регулирование этого вопроса.

В частности, с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран от 25 января г. [11] (далее - Соглашение 2008 года), положения которого устанавливают возможности и механизмы применения единых мер защиты внутреннего рынка на территории Таможенного союза (далее - ТС). Это соглашение (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года) продублировало основные положения Закона 2003 г. и в настоящее время является базовым документом, регулирующим правоотношения в области применения обусловленных защитных мер на территории ТС.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования мер защиты: наднациональном (законодательство ТС) и внутреннем регулировании (законодательство РФ). Более того, вопрос правового регулирования защитных мер еще больше усложняется в свете вступления России в ВТО. В связи с этим можно условно выделить и третий уровень - это правовой пакет ВТО (включающий в том числе и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 года, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам). Ключевой становится проблема соотнесения всех трех уровней не только нормативного регулирования, но и практики применения защитных мер.

Напомним, что Белоруссия и Казахстан в настоящее время участниками ВТО не являются. Соответственно обязательства по выполнению основных соглашений ВТО, принятые Россией, на эти страны не распространяются. В итоге нельзя не согласиться с тем, что «государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу - торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением» [12]. Как связано законодательство ТС и правовой пакет ВТО?

Президент РФ 20 октября 2011 года подписал Федеральный закон от 19.10.2011 г. «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» [13]. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (далее - Договор) был подписан 19 мая 2011 г. и требовал ратификации. Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Договором, который вступает в силу с даты присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над соответствующими положениями и решениями ТС. Это означает, что положения ВТО становятся обязательными, в том числе для остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО для страны - члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в определенных случаях. Таким образом, несмотря на то, что базовые принципы ВТО уже заложены в международные договоренности, связанные с функционированием Таможенного союза, в случае коллизий для России приоритет будут иметь нормы ВТО.

Вторым вопросом в части регулирования мер защиты является соотношение законодательства и процедур расследования в ТС и РФ.

Фактически Соглашение 2008 года (наряду с другими документами, регулирующими вопросы применения мер защиты) призвано заменить собой Закон 2003 г. В частности, с 18 октября 2011 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории ТС проводятся единым органом - Департаментом по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. Необходимо отметить, что до этого времени проводить расследования на переходный период было поручено уполномоченным органам государств - членов ТС (в России - это Министерство промышленности и торговли). Следует отметить, что Соглашение 2008 года на сегодняшний день пока не действует в полной мере, в связи с чем рамках ТС принято также Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19 ноября 2010 года [14] (Соглашение переходного периода).

Таким образом, в целом нормативно- правовая база, разработанная в рамках ТС, представляет собой детально отрегулированный механизм мер защиты внутреннего рынка, эффективность которого мы сможем реально оценить только после того, как Соглашение 2008 года будет действовать в полной мере.

С другой стороны, к нашей и так многоуровневой системе законодательства, когда к национальному законодательству прибавляется еще огромный массив правил ведения внешней торговли и других видов деятельности, связанных с внешней торговлей, который регулируется ВТО, мы получили еще и наднациональную надстройку в виде международных соглашений и решений органов ТС. В итоге процедура расследований в рамках защитных мер, и так непростая, будет еще осложнена тем, что потребуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Однако это также означает, что мы выходим из правовой неопределенности, будут работать четкие правила: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.

4. Примеры демпинга в России

демпинг таможенный союз туризм

Демпинг в туризме

Клиенты, как правило, рассматривают предложения в рамках «своей» ценовой категории. Стоимость турпакета в большой степени зависит от перелета, а стоимость перелета - от его длительности. Поэтому можно выделить три группы направлений с разной длительностью перелета. В первую, с относительно коротким перелетом (до 5 часов), войдет Египет, Иордания, Израиль, ОАЭ. Во вторую - с перелетом 7-10 часов - Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Сейшелы, Мальдивы. Третья группа - направления с перелетом более 10 часов, это Доминикана, Куба, Мексика, Бали.

В 2011 году произошло то, что в сегменте каждой группы по какому-либо из направлений непременно был переизбыток перевозки, следовательно - демпинг. И это привело к оттоку туристов на наиболее доступное направление внутри группы. Например, из-за демпинга на египетском рынке Иордания, показывающая целый год стабильный рост, «просела» в декабре. В Иорданию едут те, кого интересует не только море, но и экскурсии. Но и для этих клиентов низкая стоимость предложений по Египту - $400-600 за пакет против иорданских $1000 - стала решающим факторам выбора направления. В результате Иордания недополучила существенную часть турпотока.

В сезоне 2011/2012 уже вроде бы привычный для относительно близких стран демпинг принял катастрофические масштабы и перекинулся на дальние направления. Большое количество бортов на Гоа и Пхукет из разных регионов России поставило в сложное положение операторов по Шри-Ланке, Мальдивам и Китаю. Переизбыток рейсов на Доминикану оттянул часть клиентов от других направлений группы - Кубы, Мексики, США (Майями). А пакеты стоимостью более 2000 долларов продавались с большим трудом - все привыкли к низким доминиканским ценам. В результате не заработал никто - ни те, кто демпинговал, ни те, кто потерял «своих» клиентов.

Демпинг в строительстве

Когда Заказчик (Инвестор) объекта строительства в Москве начинает выбор подрядчика, то, в ряде случаев, особенно у неопытных Заказчиков (Инвесторов) побеждает компания, давшая наименьшую цену. За счет чего получается более низкая цена? 1. Часть работ не учитывается в предложении, а потом в контракте. 2. Часть материалов не учитывается там же. 3. В предложении (и контракте) включена стоимость более низкого оборудования и материалов, по сравнению с проектным решением. Результат: заключение контракта. С последующим выставлением счета за дополнительные работы. С попытками пересогласовать замену оборудования у Проектировщика. Или на свое усмотрение поставить несогласованное оборудование. В половине случаев проходит, в половине - оказывается настоящим демпингом (исходя из его определения). Такие организации ведут помногу объектов одновременно. А Заказчики, когда понимают, в чем дело, уже не могут ничего сделать: часть контракта оплачена, люди приступили к работам, или даже сделали довольно значительную часть работ.

В этом примере демпинг отрицательно сказался именно на потребителе.

Демпинг в системе грузоперевозок

На примере одной из компаний, осуществляющих перевозку грузов.

Вход в новый регион вначале всегда убыточен. Необходимо иметь определенную частоту подхода транспортных средств, чтобы поддержать имидж быстрого перевозчика. Чтобы иметь возможность отправлять ТС с необходимой частотой нужно иметь клиентов для заполнения ТС грузом. Чтобы иметь клиентов, надо иметь имя в регионе и скорость. Круг замкнулся. Вход в Красноярск был уникален в том, что рынок был: а) занят перевозчиками, имеющими хорошую скорость и очень приемлемое качество услуг б) очень низок, то есть цены конкурентов были слишком низки для того, чтобы компании в принципе было интересно по ним работать, имеющиеся на рынке две крупных транспортных компании активно боролись за рынок путем постоянного снижения цен и работе с низкой рентабельностью. Нужно было: а) схватить хорошую долю и быстро б)поднять ценовую планку городских цен на приемлемый уровень для обеспечения плановой рентабельности. Работая в условиях ограниченных ресурсов необходимо оптимизировать их использование, нельзя отправлять вагоны на рынок с низкой рентабельностью , в то время как высокие рынки не полностью заняты. Особенность ранка транспортных услуг: высокая вовлеченность потребителя в конечный результат. Было принято простое решение - ОЧЕНЬ сильный демпинг вкупе с ОЧЕНЬ сильной рекламой. Плюс выход в город в низкий сезон, когда и так у ТС загрузка не полная. Результат: через 7 мес. владельцы двух других транспортных компаний, имеющий серьезные обороты пришли с просьбой о ПОДНЯТИИ цен до приемлемого этой компании уровня. И условия ценообразования и скидок уже диктовала именно она.

Данный пример является положительным для компании снизившей начальную цену. Она достигла нужных результатов и вышла на хороший уровень.

Заключение

В торговых отношениях между отдельными государствами есть традиционные виды товаров, по которым конкурентоспособная борьба между государственными производителями и иностранными экспортерами ведется довольно остро, и государство оказывает функциональную помощь национальным бизнесменам, устанавливая на пути импорта конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин. Например, во внешней торговле США и Японии среди таковых товаров, в отношении торговли которыми государство исполняет неизменное функциональное вмешательство, включая принятие антидемпинговых мер, разрешено назвать продукцию сталелитейной индустрии, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией таковыми товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция электронной индустрии. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные продукты и продукция сталелитейной промышленности. Большой резонанс вызвало возбуждение в США расследования и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции сталелитейной индустрии из 19 государств в 1992 году.

Практика внедрения антидемпинговых мер в интернациональной торговле указывает, что в настоящее время правовое регулирование экспорта и импорта, промышленно развитых капиталистических стран исполняется в рамках правил, сделанных на базе ГАТТ. Введение таможенных пошлин в нарушение положений ГАТТ, в том числе и антидемпинговых пошлин, служит базой для начала переговоров между заинтересованными государствами и с участием ВТО, целью которых является возобновление равновесия в международных торговых отношениях.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

2.Большой Юридический Словарь - #"justify">.Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. С. 22.

4.Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) - <http://www>. wto.ru

.Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.

.Попов Е., Попова Е. Враждебен ли иностранный рынок? (Антидемпинг в России, США и ЕС) // Закон. 2003. № 4. С. 105-107.

.Генеральное соглашение по тарифам и торговле. // Закон и бизнес. СПб., 1994. С. 17-19.

.Анжелика Сальви Дель Перо, Джорджо Барба Наваретти. Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ// Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. М., 2006. С. 372.

.Григорян С.А. Соглашение о применении статьи 6 ГАТТ// Государство и право. 2000. № 3. С. 107.

.Регламент Европейского совета ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» // СПС «Гарант».

.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» // Таможенный вестник. № 11. 2010.

.Баландина Г.В. Таможенный союз и перспективы интеграции // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 8. C. 4.

.Федеральный закон от 19.10.2011 г. № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»// Российская газета. № 237. 21.10.2011.

.Соглашение от 19.11.2010 г. «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» //Бюллетень международных договоров. 2011. № 6.

Теги: Демпинг  Контрольная работа  Мировая экономика, МЭОПросмотров: 4520Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Демпинг

diplomba.ru

Демпинг — экономическая этимология

Dumping, 倾销

Слово заимствовано в английском языке в начале 20 века. Впервые фиксируется в словаре Ушакова в 1935 году. Демпингом стали обозначать продажу товаром по бросовым ценам, что соответствует и первичному значению слова.

Демпинг - это калька от длительной формы английского глагола dump - опрокидывать, сбрасывать, сваливать. Старо норвежское dumpa - тяжело падать. Значения слова как существительного - хлам, свалка, груда, мусорная куча. Но в настоящее время первичный смысл слова уже не соответствует всему спектру его значений как экономического понятия. Демпинговые товары далеко не всегда представляют собой низкокачественные устаревшие товары, от которых только по этой причине необходимо избавляться.

Демпингу, как понятию отражающему современные реалии, можно дать три определения - ценовое, затратное и "оптовое".

Первое определение соотносит цену продажи за рубежом с ценой продажи у себя дома. Если чужим продают дешевле - то это и есть ценовое определение демпинга.

Второе - затратное определение демпинга - соотносит цену продажи за рубежом с затратами на производства. Если чужим продают по цене ниже себестоимости - то это и есть затратное определение демпинга.

Третье - "оптовое" определение демпинга - отражает неопределенность как существенную черту экономических процессов. Демпинг предстает как предложение крупной партии товаров или ценных бумаг без должного учета фактора цены и спроса.

Как видно, демпинг под одним определением не совпадает с демпингом под другим определением. Разное толкование демпинга дает основания для выделения следующих его видов.

Спорадический демпинг - демпинг как распродажа, как международный "сейл". Он может быть как ценовым, так и "себестоимостным". Его цель - сократить неликвидные товарные запасы. Его главная отличительная особенность - кратковременный характер. Как и у любого "сейла" - у него естественное "рыночное" происхождение. Поэтому и рыночные процессы не нарушаются, и конкуренты не разоряются, и антидемпинговые процедуры не применяются.

Постоянный демпинг - это постоянная, длительная по времени, систематическая распродажа товаров, суть которой - ценовой демпинг. Его цель - воспользоваться сравнительными преимуществами. Его главная отличительная особенность - более низкие издержки. Они позволяют варьировать цену, в том числе и за рубежом до уровня ниже домашней цены. Как и у любых сравнительных преимуществ у постоянного демпинга естественное "рыночное" происхождение. Поэтому рыночные процессы не нарушаются, но конкуренты могут пострадать. Поэтому демпинговые расследования постоянно инициируются. Но фирму нельзя обвинять в демпинге только за то, что она снижает цены.

"Разбойничий" демпинг - это постоянная, длительная по времени, систематическая распродажа товаров, суть которой - "себестоимостной" демпинг. Его цель - разорить и устранить конкурента. Его отличительная особенность - продажа товаров в убыток для себя на первом этапе с последующим использованием полученной монопольной власти для поднятия цен. Служит предметом демпинговых расследований. В отношении него применяются антидемпинговые меры, а именно - разрешается повышение импортных пошлин, которые в данном случае приобретают статус компенсационных пошлин. Отметим, что и у этого вида демпинга, как и у монополии, - естественная рыночная природа и он не так опасен, как на первый взгляд это представляется.

Категория: Связанные понятия: Затраты Пошлина Импорт Производство Запасы Cost Duty Import Production Reserves

© Фокин Н. И.

dictionary-economics.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство