Содержание
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса
№3-4(10-11), 2009
Научная жизнь
Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?
Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.
Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).
Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.
Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.
Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.
Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.
6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.
Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?
- Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
- По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
- Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.
- В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.
- Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
- Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.
- Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
- Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.
- Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
- Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Соединённые Штаты Америки
Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
В качестве других мер предложено следующее:
- Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
- Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
- Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
- Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
- Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
- Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта
Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.
Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.
Европейский союз
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:
- укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
- устранение административных барьеров;
- унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?
- Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
- Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
- Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
- Помощь безработным в организации своего бизнеса
- Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов
Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.
Заключение
Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.
Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.
Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.
К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.
Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.
Малый и средний бизнес | Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсĕн министерстви
Версия для слабовидящих
-
Главная -
Деятельность -
Направления деятельности -
Малый и средний бизнес
Направления деятельности
Актуальные вопросы отрасли
Подведомственные организации
Награды
Отчет о деятельности министерства
О приеме документов на соискание специальной стипендии для представителей молодежи и студентов
Бюджет для граждан
Меры Правительства Чувашии по поддержке экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 03. 11.2022 № 5
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 20.10.2022 № 4
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 04.10.2022 № 3
— Анкета обратной связи для завителей и получателей государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
— Правовое регулирование
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 19.08.2022 №2
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 03. 08.2022 №1
— Протокол заседания рабочей группы по проведению предварительной оценки проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, технопарков, промышленных технопарков на территории Чувашской Республики от 20.05.2022 № 1
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 22.12.2021 №4
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 10.11.2021 №3
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 24.09.2021 №2
— Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей государственной поддержки
— Протокол заседания Комиссии по проведению отбора на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства от 25. 08.2021 №1
— Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
— Заявка на получение субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)
— Координационный совет по развитию инвестиционной и предпринимательской активности, защите прав предпринимателей в Чувашской Республике
— Экономическая перепись малого бизнеса за 2020 год
— Контакты прямой связи
— Информация о торгово-промышленной палате и общественных объединениях предприятий
— Дни малого и среднего предпринимательства
— Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике
— Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике
— Социальное предпринимательство
— Ежеквартальный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
— Законодательство
— Региональные проекты Чувашской Республики в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
— Оказанная поддержка малому и среднему бизнесу в Чувашской Республике
— Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития Чувашии
— Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства
— Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике до 2030 года
Распечатать
Поделиться
Новости
16:14 | 28. 06.2021
День малого и среднего предпринимательства в Красночетайском районе
13:53 | 23.03.2021
Состоялся день малого и среднего предпринимательства (форум «Мой бизнес») в г. Алатырь и Алатырском районе
09:29 | 03.03.2021
Состоялся День малого и среднего предпринимательства в г. Канаш и Канашском районе
Посмотреть все›
Видеорепортажи
09:24 | 04.10.2018
В Чебоксарах прошел республиканский конкурс «Мастер — наследие народного искусства»
08:45 | 03.10.2018
В Чебоксарах прошел республиканский конкурс ремесленников
08:57 | 06.09.2018
Проще и быстрее — для предпринимателей в офисах МФЦ открылись специализированные окна
Посмотреть все›
Публикации
08:21 | 26. 11.2018
Открыт прием заявок на участие в конкурсе «Лучший экспортёр Чувашской Республики»
08:36 | 10.09.2018
В Новочебоксарске состоялся День малого и среднего предпринимательства
08:21 | 10.08.2018
Как вывести бизнес из тени?
Посмотреть все›
Настройка малых и средних предприятий для перезапуска и восстановления
Статья (PDF-274KB)
Экономический ответ правительств на пандемию COVID-19 включает в себя ряд мер, призванных помочь людям и предприятиям пережить шторм. В особо сложном положении находятся малые и средние предприятия (МСП). Падение спроса вынудило их уволить работников, и у многих нет финансовых ресурсов, чтобы выжить в таких условиях. Во многих странах до одной трети малых и средних предприятий могут обанкротиться в течение трех месяцев после начала пандемии в их странах.
1
1.
Коронавирус (COVID-19): ответные меры политики МСП , ОЭСР, oecd.org.
Но их жизнеспособность будет иметь решающее значение для любого посткризисного восстановления: на МСП приходится две трети глобальной занятости и половина мирового ВВП. Неспособность защитить их может поставить под угрозу всю мировую экономику.
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
С начала пандемии правительства реализовали значительное количество программ, направленных на удовлетворение потребностей МСП. Основная цель состояла в том, чтобы предоставить владельцам бизнеса критически важные средства и поддержку в ближайшей перспективе. Эти действия имеют решающее значение, но для максимизации их воздействия разработчики политики могут рассмотреть четыре дополнительных действия: облегчение доступа МСП к государственной поддержке, создание экосистемы поддержки через «нервный центр МСП», усиление внимания к обеспечению устойчивости и устойчивости, а также перепланирование для следующий нормальный.
Малые и средние предприятия могут стать двигателем экономики и занятости после кризиса, но эффективные ответные меры правительства сейчас будут иметь решающее значение. От этого зависят перспективы окончательного выздоровления.
Почему МСП более уязвимы перед кризисом
Женщины на рабочем месте 2022
То, чего хотят рабочие, меняется. Это может быть хорошо для правительства
Декарбонизация Индии: путь к устойчивому росту
Экономика титана: использование возможностей в переходе к энергетике
Тихий отказ от курения и управление эффективностью
В то время как всем компаниям пришлось быстро адаптироваться к сбоям и большей неопределенности, МСП особенно уязвимы. Три фактора увеличивают потенциальные последствия кризиса для МСП по сравнению с более крупными компаниями.
Падение спроса и проблемы с ликвидностью
С начала пандемии спрос резко упал. Согласно 15 исследованиям, проведенным в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), более половины малых и средних предприятий уже столкнулись с серьезными потерями в доходах, при этом многие из них располагают резервами всего на несколько месяцев. В Португалии 37% МСП сообщили о сокращении производства более чем на 50%.
2
2.
Коронавирус (COVID-19): ответные меры политики МСП , 6-10 апреля, ОЭСР, oecd.org.
В начале вспышки две трети малых и средних предприятий в Китае сообщили, что у них достаточно наличных средств для покрытия постоянных расходов не более чем на два месяца. В Соединенных Штатах средний малый бизнес имеет только 27 дней денежного потока. Такое сочетание факторов ставит МСП в уязвимое положение, и многие из них сталкиваются с риском окончательного закрытия.
Негибкие цепочки поставок и операции
Руководящие группы малого и среднего бизнеса не обладают той пропускной способностью, которая есть у крупных компаний в основных функциональных областях, для управления коммерческим давлением и реагирования на пандемию. Этот недостаток потенциала проявляется в неспособности быстро адаптировать свою цепочку поставок и производственные процессы. МСП часто получают ресурсы из цепочек поставок, которые стали длиннее, сложнее и глобальнее. Пандемия нарушила эти цепочки поставок, в результате чего многие МСП остались без материалов, необходимых им для поддержания деятельности. Кроме того, меры, направленные на замедление распространения болезни, также нарушили производственные процессы МСП. Заводские цеха малых предприятий не предназначены для физического дистанцирования, и у компаний обычно нет опыта и ресурсов для быстрой реконфигурации своей деятельности.
Непропорциональное представительство МСП в наиболее пострадавших секторах
Согласно нашему анализу, некоторые отрасли промышленности пострадают от кризиса сильнее, чем другие, и им потребуется больше времени для восстановления из-за долгосрочных перебоев со спросом и предложением. В этих секторах, к которым относятся розничная торговля, гостиничный бизнес, общественное питание, развлекательные услуги и строительство, преобладают МСП из-за местного характера спроса и более низких барьеров для входа. Например, в ОЭСР от 60 до 70 процентов МСП ведут бизнес в этих секторах, что делает МСП более затронутыми кризисом.
Почему важна защита МСП
Почти в каждом сообществе МСП являются важной частью экономики: они не только работодатели, но и клиенты более крупных компаний по всей цепочке поставок. Их выживание и способность быстро возобновить работу станут ориентиром для экономики в целом.
Значительное влияние на безработицу
На
МСП приходится 45 процентов общей занятости в странах с развивающейся экономикой и около 70 процентов в странах ОЭСР. Внезапная и резкая потеря спроса серьезно влияет на способность МСП функционировать, а связанное с этим закрытие увеличивает безработицу. В Соединенных Штатах 50 процентов всех малых и средних предприятий и 78 процентов малых предприятий (с выручкой менее 20 миллионов долларов) недавно уволили сотрудников, что привело к рекордному уровню безработицы.
Долгосрочный системный риск
Неспособность защитить малые и средние предприятия будет иметь волновой эффект для экономики в целом и поставит под угрозу скорость любого восстановления. Во-первых, поскольку люди сталкиваются с потерей дохода и повышенной неопределенностью, сокращение расходов и потребления окажет комплексный эффект на крупные компании. Точно так же кризис, вероятно, поставит под вопрос региональные усилия по экономическому развитию. Небольшие города в значительной степени зависят от МСП в плане занятости и экономической деятельности и могут столкнуться со значительными трудностями и миграцией, если малые предприятия закроются.
Препятствия для более эффективного реагирования на пандемию
Для устранения немедленных сбоев правительства объявили о беспрецедентных пакетах стимулирующих мер. Наш анализ каталогизировал более 1300 мер стимулирования в 51 стране, стоимость которых приближается к 11 триллионам долларов. Эти меры предназначались частично для МСП с упором на предоставление прямой и немедленной денежной помощи (например, освобождение от государственных сборов и денежные переводы фирмам), а также на долгосрочную поддержку баланса (например, программы кредитных гарантий). Подходы к поддержке постоянно развиваются, и некоторые правительства рассматривают возможность дополнительной поддержки МСП.
Несмотря на усилия, эффективность государственной поддержки на сегодняшний день ограничивается следующими тремя важными элементами:
Ограниченные возможности поддержки и сложные административные процедуры
Сложные процедуры и отсутствие потенциала препятствуют усилиям по поддержке МСП. Во многих правительствах развертывание программ поддержки МСП сопровождалось сбоями и другими задержками, которые замедляли процесс утверждения, изменениями в последнюю минуту в процедурах подачи заявок и неясностью критериев приемлемости для получения поддержки.
Отсутствие комплексного подхода и координации
Сейчас как никогда малые и средние предприятия нуждаются в комплексной поддержке, основанной на согласованной стратегии. Однако экосистема поддержки МСП имеет тенденцию быть сложной: в нее входят политики, банки, поставщики технической помощи из государственного и частного секторов, неправительственные организации и международные доноры. В настоящее время большинство правительств не могут мобилизовать эту экосистему, потому что у них нет единого специального организатора, который бы гарантировал, что все усилия будут направлены на достижение одних и тех же целей.
Ориентация на краткосрочное выживание, а не на будущий рост
Действия правительства были сосредоточены на том, чтобы помочь МСП пережить кризис. Почти все меры, введенные правительствами, направлены на улучшение ликвидности за счет отсрочки платежей, передачи стоимости предприятиям (например, поддержка заработной платы и снижение государственных сборов) и поддержки баланса (например, программы кредитных гарантий).
Хотите узнать больше о нашей практике в государственном секторе?
Меньшее количество инициатив направлено на решение долгосрочных проблем, с которыми МСП столкнутся при адаптации к постпандемической ситуации, если спрос еще не восстановился, когда закончатся государственные стимулы. Таким образом, помощь МСП в преодолении пандемии имеет решающее значение, но этого недостаточно: им нужна помощь в том, чтобы представить себе следующую норму ведения бизнеса. Им нужен долгосрочный план перезапуска и восстановления, направленный на превышение, а не просто возвращение к докризисным показателям.
Четыре действия по усилению воздействия существующих мер
Масштабы пандемии и вызванные ею экономические последствия заставили многих правительственных чиновников усомниться в том, что их меры на сегодняшний день достаточны для защиты МСП и создания основы для восстановления. Цель состоит в том, чтобы получить максимально возможную отдачу от существующих усилий и создать МСП для более быстрого восстановления после кризиса.
По нашему опыту, четыре действия являются критическими. Первые два сосредоточены на немедленных ответных мерах на пандемию, последние два — на том, как МСП могут стать сильнее.
Облегчить доступ SME к поддержке
Чтобы расширить участие МСП в мерах реагирования, директивные органы должны работать непосредственно с ними, помогая им определять правильные программы помощи, ориентироваться в процессах подачи заявок и обеспечивать помощь. Страны, успешно осуществившие такие мероприятия, создали единое интегрированное контактное лицо для МСП. Например, правительство Австралии создало специальный раздел веб-сайта с информацией для предприятий о доступных мерах поддержки и создало горячую линию для МСП.
Узнав о наиболее актуальной поддержке, малые и средние предприятия нуждаются в быстром и легком доступе к услугам. Например, ссуды, гранты и гарантии, которые требуют сложных заявок, могут быть сдерживающим фактором, особенно для самых маленьких предприятий, у которых нет персонала или ресурсов для длительных процессов подачи заявок. Упрощая административные процессы, правительства могут расширить участие МСП в программах помощи. Например, немецкая земля Бавария предложила пострадавшим МСП немедленную помощь в размере от 5000 до 30 000 евро. Аналогичным образом Банк развития бизнеса Канады (BDC) предложил кредит для малого бизнеса в размере до 100 000 канадских долларов, который можно получить онлайн в течение 48 часов с момента утверждения.
3
3.
Коронавирус (COVID-19): ответные меры политики МСП , ОЭСР, oecd.org.
Организовать и сфокусировать экосистему поддержки через «нервный центр малого и среднего бизнеса»
МСП сейчас нуждаются во всесторонней поддержке. Чтобы максимизировать воздействие правительственных мер реагирования, правительства должны создать «мозговой центр МСП», который будет выступать в качестве единого организатора, активировать всю экосистему и обеспечивать, чтобы все усилия были согласованы с всеобъемлющими целями. Необходимые первые шаги включают учет интересов различных сторон, повышение доступности информации и согласование спроса с предложением.
Кроме того, нервный центр МСП может выступать в качестве диспетчерской вышки, которая внимательно следит за внедрением и воздействием программ и устанавливает петлю обратной связи. Эти идеи позволяют политикам и участникам экосистемы поддержки МСП быстро адаптироваться и сосредоточить свою помощь. В настоящее время большинство правительств не в состоянии отслеживать прогресс, что создает «слепые пятна», которые ограничивают их способность предпринимать корректирующие действия для повышения эффективности программ. Нервный центр также предоставляет информацию об участии МСП в программах государственной поддержки на сегментном и региональном уровнях; эти идеи необходимы для мобилизации соответствующих заинтересованных сторон экосистемы.
Усиление внимания к обеспечению устойчивости и конкурентоспособности
Скорость восстановления будет зависеть от способности МСП вернуться к устойчивой деятельности после кризиса после того, как текущие меры стимулирования закончатся. Разработчики политики должны сосредоточить свое внимание на реализации трех основных мероприятий, которые имеют наибольшее влияние и актуальность для МСП: доступ к местному спросу, поддержка интернационализации и повышение производительности.
Во-первых, доля МСП в государственных закупках остается ниже, чем должна быть на многих рынках. Государственные закупки остаются средством устойчивого развития МСП с наибольшим влиянием, учитывая их долю в общем спросе (например, 30 процентов в странах ОЭСР и более 50 процентов в развивающихся странах). Правительства могут рассмотреть возможность облегчения административного бремени, которое на сегодняшний день ограничивает участие МСП в государственных закупках. Например, Министерство малого и среднего бизнеса и стартапов Южной Кореи приняло меры по упрощению процессов и административной нагрузки в сфере государственных закупок путем ограничения проверок на местах. Правительства многих стран предложили авансовые платежи за приобретаемые услуги и товары.
Спасение в размере 10 триллионов долларов: как правительства могут оказать влияние
Во-вторых, МСП процветают, когда они интегрированы в глобальные цепочки создания стоимости. Пандемия нарушила цепочки поставок и международную торговлю, и у МСП нет ресурсов, чтобы самостоятельно восстановить разорванные связи. Таким образом, интернационализация малого и среднего бизнеса должна стать центральным элементом национальных экспортных стратегий.
Наконец, программы повышения производительности будут необходимы для выживания МСП и их способности конкурировать на международном уровне. В то время как многие МСП боролись с кризисом, например, внедрив быстрые решения для электронной коммерции, существует острая потребность в дополнительных инновациях и оцифровке для дальнейшего улучшения их экономики и обеспечения их выживания. Правительства могут ускорить внедрение программ повышения производительности, а также максимально повысить эффективность существующих программ, отдав приоритет наиболее нуждающимся МСП (по размеру, сектору и потенциалу роста) и сопоставив их с подходящими технологиями, инфраструктурой и решениями по наращиванию потенциала. Государственное агентство Сингапура Workforce Singapore поддерживает малые и средние предприятия и работодателей с помощью нескольких программ, направленных на то, чтобы помочь предприятиям внедрить методы бережливого управления, а также технологии индустрии 4.0. Эта программа увеличила производительность участвующих малых и средних предприятий на 40-70 процентов. В Ирландии местные офисы предприятий в каждом округе будут предоставлять ваучеры на сумму от 2 500 до 10 000 евро — с паритетом финансирования 50 на 50 — для поддержки готовности к непрерывности бизнеса, инноваций и производительности.
4
4.
Коронавирус (COVID-19): ответные меры политики МСП , ОЭСР, oecd.org.
Перепланировать на следующий нормальный
Директивные органы и органы управления МСП могут рассмотреть возможность переоценки своих существующих стратегий и адаптации приоритетов к текущим условиям. Помимо текущей реакции на стимулы, правительства могут изучить три области.
Во-первых, лица, определяющие политику, могут расставить приоритеты в секторах, которые сильно пострадали, но быстро восстановятся (например, техническое обслуживание и строительство), внедрив индивидуальные меры. Такой подход может помочь повысить экономическую активность, сохраняя при этом здоровье населения. Во-вторых, правительства могли бы активизировать усилия по поддержке высокоэффективных и инновационных компаний с потенциалом расширения. Согласно нашему анализу, на эту категорию приходится всего 2-3 процента МСП в большинстве стран, но она обеспечивает более 60 процентов экономического роста и роста занятости. Таким образом, правительства могут стремиться более чем удвоить свою плотность расширения (долю расширения от общего числа МСП) в среднесрочной перспективе. Целевые и масштабируемые программы технической помощи и национальные платформы, которые стимулируют инновации продуктов, внедрение технологий, оцифровку и создание новых бизнес-моделей, необходимы для повышения плотности масштабирования. В 2016 году BDC учредила свою программу увеличения масштабов, «Программа драйверов роста», для поддержки быстрорастущих МСП в оптимизации их стратегий роста, структуры финансирования и внутреннего контроля. Компании, участвующие в этой программе, получат доступ к внутреннему опыту BDC и сети предпринимателей. На сегодняшний день программа поддержала более 140 предприятий.
Наконец, хотя ответ правительств направлен на поддержку выживания существующих МСП, эти усилия должны быть дополнены продвижением культуры предпринимательства, направленной на расширение бизнеса в приоритетных отраслях, увеличение количества высококачественных рабочих мест и улучшение социально-экономическая устойчивость и конкурентоспособность МСП.
Правительства признают, что МСП будут жизненно важным двигателем посткризисного восстановления экономики, и многие из них уже реализовали программы в ответ на пандемию. Но обеспечение того, чтобы помощь доходила до МСП и оказывала желаемое воздействие, требует более комплексного подхода. Правительства, которые предпримут четыре целенаправленных действия, ускорят их восстановление и создадут МСП для устойчивого успеха.
Малые и средние предприятия | Торговый представитель США
- Торговля товарами
- Текстиль
- Услуги
- Инвестиции
- Труд, работа
- Окружающая среда
- Электронная коммерция и телекоммуникации
- Государственные предприятия и конкурентная политика
- Малые и средние предприятия
- Права интеллектуальной собственности
- Технические барьеры в торговле и санитарно-фитосанитарные меры
- Прозрачность и противодействие коррупции
- Таможня, упрощение процедур торговли и правила происхождения
- Государственные закупки
- Развитие и наращивание торгового потенциала
- Урегулирование спора
- Двусторонние переговоры США и Японии по торговле автотранспортными средствами и нетарифным мерам
Продвижение интересов крупнейших работодателей Америки: малый и средний бизнес.
Малые и средние предприятия (МСП) составляют основу экономики США, а также вносят основной вклад в экономический рост в других странах с ТТП. На 28 миллионов американских малых и средних предприятий приходится почти две трети чистых новых рабочих мест в частном секторе за последние десятилетия. МСП, которые экспортируют, как правило, растут еще быстрее, создают больше рабочих мест и платят более высокую заработную плату, чем аналогичные предприятия, которые не ведут международную торговлю.
В 2014 году 170 000 американских малых и средних предприятий экспортировали товаров на сумму почти 180 миллиардов долларов в страны ТТП. Тем не менее, в то время как 98 процентов экспортеров США составляют малые предприятия, менее 5 процентов всех предприятий США экспортируют товары. Это означает, что у малого бизнеса есть огромный неиспользованный потенциал для увеличения доходов и поддержки рабочих мест за счет продажи американских товаров и услуг 95 процентам потребителей в мире, которые живут за пределами наших границ.
Наша цель — использовать TPP для предоставления МСП инструментов, необходимых им для конкурентоспособности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. TPP принесет пользу МСП за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров, оптимизации таможенных процедур, усиления защиты интеллектуальной собственности, продвижения электронной торговли и разработки более эффективных и прозрачных режимов регулирования.
TPP будет включать первую главу, посвященную вопросам, которые создают особые проблемы для МСП.
ЗАДАЧИ
- Отменить высокие тарифы в регионе TPP, которые превышают цены на многие товары и сельскохозяйственную продукцию, продаваемые малым бизнесом США.
- Оптимизируйте сложные технические и административные барьеры, которые затрудняют доступ малых предприятий к новым рынкам.
- Содействовать цифровой торговле и свободе Интернета, чтобы малые предприятия могли получить доступ к глобальному рынку.