90 определений понятия Менеджмент. Определение менеджмент
понятие и сущность :: BusinessMan.ru
Чтобы предприятие функционировало бесперебойно и эффективно, должен быть обеспечен качественный менеджмент. Понятие и сущность этого термина имеют множество трактовок, разработанных ведущими учеными и экономистами. Стоит отметить, что понятие менеджмента, хоть и схоже с таким явлением, как управление, но в то же время существенно отличается от него.
Менеджмент: понятие и сущность
Для того чтобы эффективно управлять организацией, важно досконально изучить теоретическую сторону вопроса. Особенно это касается такой сферы деятельности, как менеджмент. Понятие и сущность данного понятия могут быть выражены в таких терминах, как руководство, администрирование, распоряжение, управление и прочие синонимы. Кроме того, это отдельная дисциплина, которую изучают в учебных заведениях.
Стоит отметить, что для того, чтобы стать эффективным руководителем, важно знать, на каких постулатах основывается менеджмент. Понятие и сущность этого явления базируются на таких основных моментах:
- лояльное отношение к подчиненным, что создает в коллективе здоровую атмосферу;
- чувство личной ответственности менеджера за результаты работы организации;
- налаженные коммуникации как по вертикали, так и между равноправными подразделениями;
- поощрение инициативы среди рабочих, что помогает раскрытию их способностей, а также поиску новых идей;
- приобщение всех сотрудников к деятельности с целью создания ощущения общей цели;
- непрерывный мониторинг внешней среды с целью своевременного реагирования на изменения;
- в работе с подчиненными должна быть разработана политика, направленная на их удовлетворение;
- непосредственное участие руководителя во всех производственных процессах;
- соблюдение делового этикета как внутри организации, так и в работе с контрагентами;
- чистоплотность в ведении дел;
- знание фундаментальных принципов и правил менеджмента, а также использование их в работе;
- непрерывное самообразование и личностный рост.
Таким образом, можно сказать, что понятие и сущность менеджмента заключаются в непрерывном планировании, мотивировании, организации деятельности, а также контроле над оной на каждом из этапов.
Что понимают под словом "менеджмент"
Сущность и содержание понятия менеджмент можно охарактеризовать следующим образом:
1. Это наука, которая определяет теоретические основы управления предприятием.
2. Понятие, сущность менеджмента подразумевает непосредственно процесс регулирования деятельности организации.
3. Это творческие способности, которые определяют умение человека быстро принимать эффективные решения.
4. Это аппарат управления, который включает в себя менеджмент разных уровней.
Школы менеджмента
Понятие и сущность менеджмента формулировались совершенно по-разному экономистами, которые относились к разным научным течениям. Исходя из этого, можно выделить несколько основных школ, а именно:
- Школа научного управления. Подразумевала, что менеджмент должен быть основан на точных данных, полученных в результате замеров и хронометража. При этом работники были исключительно механизмом достижения производственных целей, а потому во внимание принимались только их физиологические особенности и потребности.
- Административная школа. Ставила перед собой такую цель, как разработка универсальных принципов, которые станут залогом успешной деятельности любой организации. При этом каждый из представителей данного течения имел непосредственный опыт управленческой деятельности.
- Школа человеческих отношений. Впервые выносит на первый план человеческий фактор. Работник перестает восприниматься только лишь как трудовая единица. Начинают приниматься во внимание его психологические особенности, что помогает повысить эффективность производства.
- Возникновение школы количественных методов непосредственно связано с развитием вычислительной техники и кибернетики. Упор делается на разработку новых эффективных методик прогнозирования, а также алгоритмов выполнения планов.
Модели менеджмента
Стоит отметить, что сущность и содержание понятия "менеджмент" во многом зависят от национальных особенностей государства, где функционирует предприятие. Таким образом, в теории управления выделяются следующие модели:
- На формирование азиатской модели менеджмента огромное влияние оказали религиозные учения и течения. Именно поэтому в организации производства ключевую роль играют такие категории, как взаимопонимание и уважение. Ввиду того, что персонал подбирается тщательно и исходя из уровня образования, между сотрудниками устанавливаются доверительные отношения. Здесь работники нацелены на общий результат, а не на самовыражение.
- Западная модель менеджмента опирается больше на практическую сторону вопроса и подразумевает не коллективизм, а индивидуальную ответственность за результаты работы. При этом отношения между сотрудниками должны быть исключительно рабочими (дружба и близкие контакты не приветствуются). Все полномочия по управлению производством принадлежат исключительно руководителю, а работники лишь исполняют директивы.
Стоит отметить, что, ввиду национальных особенностей в чистом виде данные модели могут использоваться исключительно на своей "родине". Тем не менее многие организации экспериментируют, пытаясь создавать новые методы, сочетающие в себе принципы азиатской и европейской моделей.
Сущность понятий "менеджмент" и "управление"
Экономической науке известен ряд терминов, которые хоть и близки по значению, но не являются равнозначными. Так, сущность понятий "менеджмент" и "управление" многие отождествляют, что является ошибочным. Стоит отметить, что первый термин более широк.
Если говорить об управлении на предприятии, то оно включает в себя весь спектр деятельности по распределению ресурсов и обязанностей для достижения целей, которые были поставлены руководством. Если же говорить о менеджменте, то это совокупность методов и механизмов, посредством которых осуществляется достижение заранее запланированного результата.
Что такое финансовый менеджмент
Понятие и сущность финансового менеджмента заключаются в совокупности специфических приемов по обеспечению максимального уровня прибыли, а также минимизации риска наступления банкротства. Эта категория включает планирование финансовых показателей, а также регулярную оценку экономического состояния предприятия с целью своевременного реагирования на отклонения. Сюда также входит управление ликвидностью и построение взаимоотношений с разного рода финансовыми институтами.
Главная задача финансового менеджмента - это обеспечение регулярного и бесперебойного поступления финансовых средств для нормального функционирования организации. Если же говорить о долгосрочной перспективе, то должна быть обеспечена не просто выживаемость предприятия, но также и достижение максимально возможных показателей прибыли.
Стратегический менеджмент
Понятие и сущность стратегического менеджмента состоят в том, что этот механизм подразумевает постановку долгосрочных целей, а также разработку и осуществление мероприятий по их достижению. Одной из главных задач является формулирование и разработка стратегии, которая определяет направление деятельности организации. На основании этого производится разработка целей и тактических шагов.
Если говорить о стратегическом менеджменте, то он выполняет в организации следующие функции:
- определение системы взаимодействия между внутренней и внешней средой предприятия;
- выявление общего направления и вектора деятельности организации, на основании чего производится детализация целей и задач;
- обеспечение тесных и отлаженных взаимосвязей между различными подразделениями предприятия;
- своевременное выявление отклонений и адекватная реакция на них;
- составление достаточно точных прогнозов по развитию организации и отрасли в целом.
Стратегический менеджмент направлен в первую очередь на то, чтобы определить текущее состояние предприятия (как объективное, так и относительно основных конкурентов). Далее стоит составить реалистичный план (на основе данных о развитии предприятия как в прошлые годы, так и в отчетном периоде), в котором будет обозначено перспективное состояние организации. На основании этого должен быть выработан четкий механизм действий, который приведет организацию из текущего состояния к целевым показателям.
Цели и задачи менеджмента
В рамках темы "Понятие, сущность, цели менеджмента" стоит подробнее остановиться на последних. Они определяют конкретное состояние, которое должно быть достигнуто по результатам деятельности. Если говорить об общих целях менеджмента, то они заключаются в планировании определенных показателей, а также их достижении. Также сюда можно включить непрерывное управление производством и мотивирование персонала.
Одной из основных задач менеджмента является обеспечение выживания организации. Суть заключается в том, что даже в критические моменты предприятие должно оставаться на плаву, обеспечивая хотя бы минимальный уровень прибыли и сохраняя свое место на рынке. В том случае, когда данная цель достигнута, стоит переходить на новый уровень, который подразумевает движение к максимальным экономическим показателям.
Поскольку экономическая среда характеризуется нестабильностью, то одной из важных задач менеджмента можно считать избежание рисков. При этом важно не только реагировать на колебания внешней и внутренней среды, но также и уметь их предвидеть с целью выработки профилактических мер.
Говоря о таких категориях, как понятия, сущность и задачи менеджмента, можно выделить следующие пункты:
- формирование производственной программы в соответствии с потребностями потенциальных клиентов (для этого проводятся соответствующие исследования;
- поиск квалифицированных специалистов, которые должны занять как управленческие, так и рабочие должности;
- разработка системы мотивации, которая включает улучшение условий труда и финансовые стимулы, что будет способствовать заинтересованности персонала в достижении целей организации;
- определение стратегического направления, в соответствии с которым будет развиваться предприятие;
- составление четких планов как по предприятию в целом, так и по отдельным его подразделениям;
- выявление потребности в разного рода ресурсах для бесперебойной работы предприятия и поиск путей их обеспечения;
- непрерывный контроль соответствия достигнутых показателей плановым.
Функции менеджмента
Сущность понятия "функции менеджмента" мы уже, в принципе, обозначили. Суть заключается в том, что все виды управленческой деятельности должны способствовать достижению целевого состояния организации. К ним принято относить следующие:
- Планирование - это одна из главных категорий менеджмента, которые определяют его сущность. Основные понятия менеджмента неразрывно связаны с предвидением будущей ситуации, а также определением желаемого состояния организации в конкретный период времени. Помимо определения плановых показателей, также имеется ввиду разработка конкретных мероприятий по приведению предприятия к желаемому состоянию.
- Функция организации - подразумевает разработку соответствующей структуры предприятия, которая обеспечит эффективную целенаправленную деятельность. Здесь также имеется ввиду обеспечение производственного процесса всеми необходимыми ресурсами - временными, трудовыми, материальными, финансовыми и так далее. Кроме того, происходит определение обязанностей и направления деятельности каждой отдельно взятой структурной единицы.
- Мотивация - подразумевает разработку и реализацию мер, которые помогают простимулировать работников предприятия к более продуктивному труду. Создавая благоприятные условия для персонала, вы сможете обеспечить высокую эффективность производства, а потому данному моменту стоит уделять особое внимание.
- Контроль - подразумевает непрерывный мониторинг текущих показателей на предмет соответствия их поставленным целям. Этот процесс помогает вовремя заметить отклонения, а также оперативно принять меры по их устранению. Выполнение этой функции возложено на специальное подразделение, тем не менее генеральный директор также принимает непосредственное участие.
- Координация - это одна из основных функций менеджмента, ведь она подразумевает обеспечение взаимосвязей между различными подразделениями предприятия. Здесь используются различные методы коммуникации, а также устанавливается система отчетности.
Виды менеджмента
Экономическая наука изучает сущность, понятие и виды менеджмента. Так, можно выделить следующие основные категории, в соответствии с областью деятельности:
- Производственный менеджмент - относится непосредственно к процессу изготовления продукции, предоставления услуг или же осуществления прочих операций, которые относятся к основной деятельности предприятия. Это касается организации, снабжения, планирования, а также расстановки кадров по рабочим местам.
- Финансовый менеджмент подразумевает управление всеми финансовыми потоками, которые осуществляются как внутри организации, так и с внешними контрагентами. Здесь речь идет о разработке методов и механизмов, которые обеспечат своевременное и полное обеспечение организации денежными средствами, что позволит удовлетворить производственные нужды и обеспечить экономическую устойчивость.
- Инновационный менеджмент - выполняет задачу непрерывного обновления всех систем организации для того, чтобы привести их в соответствие с научно-техническим прогрессом. За это отвечает отдельная служба, которая занимается изучением новейших научных разработок, а также адаптацией их к существующим производственным условиям.
- Инвестиционный менеджмент - подразумевает процесс привлечения финансовых потоков из внешних источников, а также управление ими. Здесь идет речь о создании привлекательного имиджа организации, который будет способствовать притоку денежных ресурсов, а также правильном их распределении для получения соответствующей выгоды.
- Антикризисный менеджмент - призван сохранить организацию на плаву в период экономической нестабильности как внутренней, так и внешней среды. Стоит отметить, что данные действия должны носить не реактивный, а предпочтительно превентивный характер. Важно спрогнозировать возможные финансовые колебания, чтобы не допустить негативных реакций со стороны производства.
- Международный менеджмент - это механизмы и процессы управления сотрудничеством между предприятиями, которые функционируют в различных странах мира. Помимо изучения спроса и целесообразности заключения деловых отношений, здесь также должны учитываться особенности иностранного законодательства, а также традиции ведения бизнеса.
- Стратегический менеджмент - направлен на долгосрочную перспективу. Здесь важно определить направление деятельности предприятия с учетом прогнозов и тенденций развития экономики. Это основа функционирования организации, исходя из которой развиваются все остальные элементы управления.
Система менеджмента
Мы рассмотрели понятие, сущность системы менеджмента. Осталось заметить, что подобная деятельность направлена на управление финансовыми ресурсами, которое включает следующие составляющие:
- миссию предприятия; цели и задачи работы;
- базовые показатели определения эффективности;
- налаженные производственные процессы;
- эффективная организационная структура;
- информационное обеспечение;
- финансовое благосостояние.
Выводы
Ведущие экономисты и ученые непрерывно занимаются изучением таких вопросов, как сущность, понятие менеджмента, организация. Менеджмент можно определить как совокупность механизмов по регулированию работы предприятия. При этом данный термин стоит отличать от управления. Второй является более широким по смыслу. Он применим не только к предпринимательской деятельности, но также и к другим сферам человеческой жизни. Если говорить о менеджменте, то это не просто деятельность по организации производства, но также и полноценный раздел экономической науки. Также под этим понятием может подразумеваться управленческий аппарат и особые способности директора или прочих сотрудников организации.
Сущность и основные понятия менеджмента формировались под влиянием различных школ. Изначально речь шла о научном подходе, основанном на точных замерах и нормативных показателях. Здесь персонал воспринимался исключительно в качестве рабочей силы, а внимание уделялось лишь физиологическим особенностям и потребностям. Что касается административной школы, то ее теория более реалистична, ведь каждый из ее представителей имел непосредственное отношение к управленческой деятельности. Говоря о школе человеческих отношений, стоит отметить, что здесь работник выходит на новый уровень. Берутся во внимание не только физиологические потребности, но также и психологические особенности. С развитием современной вычислительной техники появляется школа количественных методов, которая выстраивает управление предприятием на основании четких экономических расчетов и прогнозов.
Стоит отметить, что на формирование традиций и особенностей менеджмента не последнее влияние оказывает национальная принадлежность. Так, если речь идет об азиатских странах, то здесь предприятие позиционируется как семья. Проповедуется уважение и взаимная поддержка между работниками. При этом вырабатывается чувство коллективной ответственности и желание трудиться на благо организации. Зачастую работник всю жизнь трудится на одном и том же предприятии, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице. Что касается европейских стран, то их модель менеджмента можно охарактеризовать выражением "каждый сам за себя". Создается атмосфера конкуренции, а ответственность за каждый участок дейтельности индивидуальная. При этом сотрудники активно мигрируют между разными предприятиями.
Итак, мы рассмотрели сущность, основное понятие менеджмента. Эта деятельность тесно связана с планированием, которое подразумевает выработку "дорожной карты" работы предприятия. Далее следует решение организационных вопросов, таких как формирование соответствующей структуры и расстановка кадров по местам. Чтобы сотрудники как следует выполняли свои обязанности, их следует мотивировать посредством материальных и нематериальных стимулов. При этом все производственные процессы необходимо постоянно контролировать, чтобы вовремя выявлять отклонение от плана. Стоит также отметить важность такой функции, как координация, которая обеспечивает эффективное взаимодействие между структурными подразделениями.
businessman.ru
90 определений понятия Менеджмент | Библиотека студента
Библиотека студента
1. Менеджмент - управление социально-экономическими системами, в том числе — производственными. 2. Менеджмент – наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди). 3. Менеджмент - Учение о достижении целей руками других людей. 4. Менеджмент - Система управления организацией. 5. Менеджмент - Управление людьми, нацеленное на решение стоящих перед компанией задач. 6. Менеджмент - профессиональное управление коллективами работников (персоналом). 7. Менеджмент - система управления брендами. Менеджмент - это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. 8. Менеджмент - вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности. 9. Менеджмент - процесс целесообразного воздействия на коллективы людей для организации и координации деятельности в процессе производства. 10. Менеджмент - вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу. 11. Менеджмент - это искусство получения работы, сделанной посредством других. 12. Менеджмент - это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм. 13. Менеджмент - это отрасль управленческой деятельности. 14. Менеджмент - Стадия управленческого процесса с использованием достижений науки управления. 15. Менеджмент - Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления. 16. Менеджмент - это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения. 17. Менеджмент - это процесс управления производством и производственным персоналом. 18. Менеджмент - это совокупность мер по управлению предприятием. 19. Менеджмент – это деятельность менеджеров различных уровней, или manage – это управление. 20. Менеджмент - это искусство и наука управления в общем, он имеет как научную, так и прикладную, практическую сторону. 21. Менеджмент – универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации. 22. Менеджмент - необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). 23. Менеджмент – способ, манера обращения с людьми. 24. Менеджмент - особого рода умения и административные навыки. 25. Менеджмент – административная единица. 26. Менеджмент – орган управления. 27. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей 28. Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм 29. Менеджмент – власть и искусство управления. 30. Менеджмент – искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. 31. Менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. 32. Менеджмент – искусство управления, которое базируется на том, что организация - это сложное социально - технические системы. 33. Менеджмент – совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления. 34. Менеджмент – феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры в различных масштабах. 35. Менеджмент – особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов. 36. Менеджмент – управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности. 37. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. 38. Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. 39. Менеджмент - организация воздействий, направленных на достижение целей. 40. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. 41. Менеджмент - как наука изучает все процессы, происходящие на предприятии, а также законы, закономерности в деятельности предприятий. 42. Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия . 43. Менеджмент - это особый класс руководителей в индустриальном обществе . 44. Менеджмент - управление как творческая деятельность . 45. Менеджмент - это высшее руководство . 46. Менеджмент - это особый орган предприятия . 47. Менеджмент - дисциплина, изучающая процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров. 48. Менеджмент - непосредственно процесс управления. 49. Менеджмент - аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации. 50. Менеджмент - орган предприятия задачей которого является поддержание устойчивого функционирования организации. 51. Менеджмент - орган организации задачей которого является развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень. 52. Менеджмент - управление, ориентированное на успех . 53. Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. 54. Менеджмент - система руководства предприятием с целью получения социально-экономической прибыли в рамках законодательства. 55. Менеджмент - это воздействие управляющей системы(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. 56. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 57. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование. 58. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью. 59. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели. 60. Менеджмент - наука об умении достигать поставленных целей. 61. Менеджмент - науку и искусство побеждать. 62. Менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. 63. Менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. 64. Менеджмент - вид деятельности с помощью которого можно научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность товара. 65. Менеджмент - орган управления первичной задачей которого является принятие решений. 66. Менеджмент - управленческая деятельность, охватывающая прогнозирование, организацию, управление, координацию и контроль. 67. Менеджмент - это искусство руководить и достигать желаемого. 68. Менеджмент - это современная система управления, которая более полноценно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений. 69. Менеджмент - это управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок. 70. Менеджмент - это синтез науки, искусства и опыта. 71. Менеджмент - это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения . 72. Менеджмент - это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство. 73. Менеджмент - это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки). 74. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. 75. Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности . 76. Менеджмент - теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка . 77. Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации . 78. Менеджмент - это управление производством или коммерцией. 79. Менеджмент - это процесс, при котором субъект управления координирует все процессы, происходящие внутри организации, и добивается целей, поставленных перед собой, с помощью использования различных ресурсов (человеческий ресурс, оборотный капитал, технология, информация). 80. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. 81. Менеджмент - как собирательное от слова «менеджер» это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. 82. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. 83. Менеджмент - область знаний, как наука представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. 84. Менеджмент - как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным. 85. Менеджмент - искусство управления, которое базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. 86. Менеджмент - спец. орган, который призван условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. 87. Менеджмент - процесс управления, направленный на постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций на предприятии не только в настоящем, но и в будущем. 88. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей. 89. Менеджмент - процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели. 90. Менеджмент - это собирательное понятие, обозначающее менеджеров одной организации.
2009-03-08 23:29:08 Учебники — вернуться к списку
www.studd.ru
Менеджмент
Скачать
План:
I. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.
II. Основная часть.
Понятие “менеджмент”.
Формирование понятия.
Определение понятия и проверка его правильности.
Деление понятия.
Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
Простой категорический силлогизм.
III. Заключение.
I. Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.
В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.
Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент – необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В 1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории управления:
- Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А. Файоль и М. Вебер).
- Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).
- Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).
Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально были ориентированны только на производственно-хозяйственную сферу деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике. Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределами производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.
В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей” [5, стр. 10]. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.
Встречаются и более упрощенные определения менеджмента. Например:”Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.
Можно встретить и такое определение: “Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм” [5, стр. 11]. Но – в чем его цель и практическое приложение?
Дадим правильное определение на русском языке, в котором слово “менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять” применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В англоязычных странах разделение соблюдается более четко:
To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.).
To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.).
To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).
В настоящее время в России слова “менеджмент” и “управление” часто применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.
II. Основная часть.
1. Понятие “менеджмент”.
Понятие – это форма абстрактного мышления, в которой отражаются признаки одно-элементарного класса однородных предметов.
- Формирование понятия.
Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования понятия “менеджмент”.
Не вызывает сомнения, что менеджмент – это отрасль управленческой деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое можно отнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,
Менеджмент – это
- Стадия управленческого процесса;
- Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;
- Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;
- В данной социальной группе (организации, фирме, компании).
Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем, что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:
- Научное исследование, теория управления;
- Практическое применение полученных знаний.
Чтобы выделить существенные и несущественные признаки предмета, используем прием сравнения.
Таблица 1.
|
Менеджмент |
Маркетинг |
|
Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях. |
|
Существенные сходства |
|
|
Существенные различия |
|
|
Несущественные сходства |
Маркетинг – интегративная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия. |
|
Несущественные различия
|
|
|
Несущественные различия |
Задачи, функции, время, объем использования, объект управления, средства и способы управления – могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации, уровня управления. |
Таблица 2.
|
Менеджмент |
Управление |
|
Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях. |
|
Существенные сходства |
|
|
Существенные различия |
|
|
Несущественные сходства |
|
|
Несущественные различия |
|
Теперь выделим существенные признаки предмета и отделим несущественные, второстепенные, т.е. произведем абстрагирование, а также объединим существенные признаки, полученные нами в процессе анализа (синтез).
Таблица 3.
Существенные признаки |
Несущественные признаки |
|
Теперь объединим отдельные признаки менеджмента, т.е. произведем обобщение:
- Управление чьей-либо деятельностью;
- С использованием науки управления;
- Цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшее использование ресурсного потенциала;
- В данной социальной группе (организации, фирме, компании).
- Определение менеджмента и проверка его правильности.
Определение – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия. В явном определении понятия, содержание которых надо раскрыть, называется определяемым понятием (definiendum – Dfd), а то понятие, с помощью которого оно определяется, называется определяющим понятием (definience – Dfn).
На основании логических приемов формирования понятия “менеджмент” произведем его определение (или дефиницию).
Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.
Содержание понятия менеджмент выведено с помощью логической операции определения через род и видовое отличие A=BC, где А- определяемое понятие (менеджмент), В- род (научное управление), С- видовое отличие (с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения).
Проверим выведенное определение по правилам составления определения, а также выясним отношение объема и содержания.
- Правило соразмерности объемов: объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. При нарушении этого правила могут возникать следующие логические ошибки в определении:
- Широкое определение – объем Dfn больше Dfd. Например, опустив в Dfn слово “научное” [управление], мы получим определение, в результате которого управленческую деятельность вождя первобытного племени, следящего за сбором плодов, можно назвать менеджментом. Или, убрав “социальное объединение”, мы получим определение, согласно которому управление автоматизированными системами является менеджментом.
- Узкое определение – объем Dfn меньше объема Dfd. Например, определив менеджмент как процесс научного управления с целью … получения прибыли, мы увеличим содержание, но уменьшим объем, так как теперь управленческая деятельность в некоммерческих организациях не будет являться менеджментом. Другой пример: менеджмент – это процесс … управления производством и производственным персоналом. Значит, управление социальными ресурсами, если оно не касается конкретно производства товаров и услуг, не является менеджментом.
- Определение в одном отношении широкое, в другом узкое – т.е. объем Dfd больше и меньше объема Dfn (в разных отношениях). Например: менеджмент – это совокупность мер … по управлению предприятием. С одной стороны, мы имеем ввиду любые формы управления, в том числе без использования научного подхода (увеличение объема), но – на базе одного предприятия (уменьшение объема).
Вывод: в данном нами определении нельзя убрать или добавить существующие признаки из-за соразмерности определяемого и определяющего понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия выполнен.
- Правило запрета круга.
Круг возникает тогда, когда Dfd определяется через Dfn, а Dfn было определено через Dfd. Круг возникает, если определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное другими словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее в качестве его части (тавтология). Например: менеджмент – это деятельность менеджеров различных уровней, или manage – это управление. В нашем определении правило не нарушено.
- Определение должно быть четким, ясным.
Смысл и объем понятий, входящих в Dfn, должен быть ясным и определенным. Не должно быть двусмысленности, метафор, сравнений. Так, например, не будет определением следующее суждение: менеджмент, в отличие от маркетинга, занимается не только адаптацией предприятия к изменяющимся условиям рынка или обеспечением разработки новых товаров.
- Правило нежелательного отрицания.
В определении должны отсутствовать определяющие отрицания.
Вывод: данное нами определение понятия “менеджмент” не нарушает ни одно из 4-х правил, следовательно оно верно.
Зная содержание и объем понятия, определим, к каким видам понятий оно относится:
Менеджмент – общее, неизбирательное, абстрактное, положительное, безотносительное понятие.
Логическая характеристика понятия позволит точнее использовать его в процессе мышления. Кроме определения, существуют другие операции над понятиями. Рассмотрим их подробнее.
- Деление понятия.
Деление – это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного основания деления (признак, по которому производится деление объема понятия). Подмножества, на которые разделен объем понятия, называются членами деления. Делимое понятие – родовое, а его член деления – виды данного рода, соподчиненные между собой, т.е. непересекающиеся по своему объему (не имеющие общих членов).
Высший уровень Представители: председатель правления, Президент, Глава исполнительной власти, Вице-президент и др. |
Средний уровень Представители: руководители подразделения, директор завода, директор производства, функциональный Вице-президент, коммерческий директор, главный бухгалтер |
Первый уровень Представители : инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер, бригадир и др. |
Неуправленческие служащие: продавцы, неквалифицированные и квалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие и др. |
Рис. 1. Уровни менеджмента. |
Примером деления на уровни менеджмента по степени властных полномочий, субординации и выполняемым функциям может служить рис. 1.
Рис. 2. Функции менеджмента |
Примером функционального деления менеджмента будет следующая схема:
Деление понятий должно удовлетворять следующим правилам:
- Соразмерность деления, т. е. Объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. В нашем примере это правило соблюдено полностью. Его нарушение ведет к ошибкам двух видов:
- Неполное деление – перечислены не все виды данного родового понятия. Так, например, если опустить во втором примере (см. рис. 2) контрольную функцию менеджмента, то окажется, что менеджеры управляют предприятием, но не контролируют исполнение подчиненными своих управленческих решений.
- Деление с лишними членами. Его примером может стать следующее суждение: управление делится на научное, ненаучное и менеджмент. Лишним членом является менеджмент, т.к. сумма объемов понятий научного и ненаучного управления исчерпывают объем понятия управления.
- Деление должно проводиться только по одному основанию. Это означает, что нельзя брать два и большее число признаков, по которым проводится деление. Например, при делении маркетинга на дифференцированный, недифференцированный и … интерактивный, третий вид не связан с двумя первыми общим основанием.
- Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются. Если, производя деление понятия “управление” мы скажем, что оно включает в себя менеджмент, маркетинг и др. виды, мы совершим ошибку, т.к. второе видовое понятие (маркетинг) принадлежит первому (менеджмент).
-
Высший менеджмент
Менеджмент первого уровня
Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя в делении делать скачки. Например, при делении понятия менеджмент по уровням полномочий ошибкой стала бы схема:Средний менеджмент
Научное управление |
Ненаучное управление |
Не имеющее цели |
Добиться высокой эффективности деятельности |
Не добиться высокой эффективности деятельности |
С использованием ресурсного потенциала |
Без использования ресурсного потенциала |
В данном социальном объединении |
Вне данного социального объединения |
Кроме деления по видоизменению признака существует дихотомическое деление. При делении по видообразующему признаку основанием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия. При дихотомическом делении объем делимого понятия делится на два противоречащих понятия А и не-А. Рассмотрим пример дихотомического деления.
Операция деления лежит в основе всех известных классификаций понятий.
Кроме деления и определения существуют операции обобщения и ограничения. Рассмотрим их подробнее.
- Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
Ограничение – это логическая операция перехода от родового понятия (больший объем) к видовому (меньший объем) путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Обратная ограничению логическая операция – обобщение – переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака. С помощью обобщения делают выводы и заключения в отношении каких-либо действий, а также производят оценку явлениям. Ограничение служит для конкретизации явлений. Рассмотрим эти операции на примере кругов Эйлера.
А – управление В – научное управление С – научное управление, имеющее цели D – добиться высокой эффективности деятельности Е – с использованием ресурсного потенциала F – в данной социальной группе – менеджмент |
Составим таблицу сравнительных понятий, и, используя ее, рассмотрим отношения одних понятий с другими.
Совместимые понятия |
Несовместимые понятия |
||||
Тождество |
Пересечение |
Подчинение |
Соподчинение |
Противоположность |
Противоречие |
|
|
|
|
|
- Отношение тождества: А - менеджмент,
В - процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения,
- Отношение пересечения: А – наука,
В – управление,
С – менеджмент.
- Отношение подчинения: В – управление,
А – менеджмент.
- Отношение соподчинения: А – управление производством,
В – маркетинг,
С – менеджмент.
- Отношение противоположности: А – менеджмент 1-го уровня,
В – менеджмент среднего уровня,
С – менеджмент высшего уровня.
- Отношение противоречия: А – научное управление,
- ненаучное управление.
Итак, мы определили понятие менеджмент и проделали над ним операции деления, обобщения, ограничения. Составим теперь умозаключение с нашим понятием.
- 2. Простой категорический силлогизм.
Категорический силлогизм – это вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух истинных категорических суждений, где S ( меньший термин – субъект) и P ( предикат – больший термин ) связаны средним термином М, и при соблюдении правил необходимо следует заключение. В состав категорического силлогизма входят две посылки и заключение. В основе вывода по категорическому силлогизму лежит аксиома силлогизма: все, что утверждается (отрицается) о роде (или классе), необходимо утверждается (отрицается) о виде (или члене данного класса), принадлежащем к данному роду.
Примером простого категорического силлогизма является суждение:
- Все методы менеджмента – управленческий процесс (А).
- Некоторый метод менеджмента – стратегическое планирование производства (I).
- Стратегическое планирование производства – некоторый управленческий процесс (I).
Силлогизм составлен по III фигуре, где
M – средний термин – методы менеджмента,
P – большой термин – управленческий процесс,
S – меньший термин – стратегическое планирование производства.
- Большая посылка – общеутвердительное суждение (А), где средний термин распределен, а больший – нераспределен.
- Меньшая посылка – частноутвердительное суждение (I), где средний термин нераспределен, а меньший - распределен.
- Заключение – частноутвердительное суждение (I), у которого меньший термин распределен, а больший – нераспределен.
Силлогизм построен по III фигуре и имеет правильный модус, тип А I I. Проверим правильность построения силлогизма.
- 1. Общие правила силлогизма.
- Правило терминов.
- В каждом силлогизме должно быть только три термина (S, P, M). Ошибкой будет “учетверение” терминов, когда один из них трактуется в разном смысле. Правило трех терминов не нарушено.
- Средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок – в нашем случае средний термин распределен в большей посылке.
- Термин распределен в заключении, если и только если он распределен в посылке. Иначе в терминах заключения говорилось бы больше, чем в терминах посылок. У нас меньший термин распределен во втором утвердительном суждении и в заключении.
Вывод: правило терминов не нарушено.
- Правило посылок.
- Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения.
- Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным. В нашем силлогизме отрицательных суждений нет.
- Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. В нашем случае большая посылка общеутвердительное суждение.
- Если одна из посылок частная, заключение должно быть частным. В нашем силлогизме вторая посылка и заключение частноутвердительные.
Вывод: правило посылок не нарушено.
- 2. Особые правила силлогизма.
Правило III фигуры:
- Меньшая посылка должна быть утвердительной. В нашем случае она частноутвердительная.
- Заключение должно быть частным. У нас оно частноутвердительное.
Вывод: правила не нарушены.
- 3. Метод круговых схем.
Первая посылка |
Вторая посылка |
Заключение |
Совмещение |
|
|
|
Итак, мы видим, что схемы одной формы. Объем одного понятия включается в объем другого. При совмещении наблюдается та же картина.
Вывод: ошибок в силлогизме нет. В результате проверки силлогизма правилами ошибок в его построении не обнаружено. Следовательно, силлогизм правильный, а заключение истинно.
III. Заключение.
В заключении подведем итоги проделанной работы. Она носила исследовательский характер. Целью была систематизация и применение на практике законов логики, закрепление теоретического материала.
Рассматривая понятие “менеджмент”, мы столкнулись с неожиданными трудностями. Из-за иностранного происхождения слова, его значение в русском языке варьируется слишком широко, чтобы быть полностью истинным. Кроме того, произошла историческая эволюция слова. Если в начале XX века, когда термин только вошел в употребление, а научное управление делало свои первые шаги, понятие “менеджмент” означало совокупность процессов научного управления производством и производственным персоналом, было ограничено хозяйственной сферой деятельности, то в настоящее время менеджмент – это искусство и наука управления в общем, он имеет как научную, так и прикладную, практическую сторону. Мы выяснили, что частое использование термина “менеджмент” в значении “управление” неправильно, т.к. оба понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.
Давая логическую характеристику нашему понятию, мы пришли к выводу, что понятие “менеджмент” является абстрактным, т.к. определяется рядом признаков, а также общим, неизбирательным, положительным, безотносительным.
Во время логических операций с данным понятием мы глубже узнали его смысл. В конце первого этапа работы были составлены круги Эйлера и, с их помощью, раскрыты отношения между нашим понятием и другими, на первый взгляд сходными по смыслу.
На втором этапе контрольной работы был составлен простой категорический силлогизм с понятием “менеджмент”. Были определены термины силлогизма, сделан его анализ по фигурам, с учетом правил фигур, модуса, правил терминов и посылок. Для контроля правильности составленного силлогизма использованы также круговые схемы с распределенностью терминов. Сделан вывод о правильности силлогизма и, следовательно, истинности его заключения.
Раскрыв таким образом понятие ”менеджмент”, мы поняли, на сколько важно знать точное определение того или иного термина, уметь пользоваться логическими законами. Мы подошли к вопросу о важности и необходимости логического подхода в экономических отраслях знаний как на микро-, так и на макро-уровнях. Логическое мышление сегодня необходимо каждому грамотному руководителю, специалисту любой сферы деятельности.
Дейл Карнеги, знаменитый американский психолог, в книге “Как перестать беспокоиться и начать жить” пишет: “разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервному срыву” [3,стр. 4].
Итак, логическое мышление помогает сэкономить время и нервы, самым коротким путем прийти к желаемому результату, доказать свою правоту и убедить в ней окружающих, быстро разобраться в истинности слов собеседника, критически воспринимать различные определения и классификации, подбирать формы доказательств истинных суждений и опровержения ложных. Логика дает возможность с легкостью овладеть разнообразной информацией, отделить главное от второстепенного. Все перечисленное – только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение древнейшей из наук – логики, т.е. науки о законах формах правильного мышления.
Современному менеджеру необходимо знать и уметь использовать логику научного исследования, логические основы семантики и семиотики, логику экономических систем и процессов, логику принятия решения, логику спора и общения, логику структурного анализа информации и логику конфликтов. Список можно продолжить, но главное, что дает логика – это возможность обдуманно руководить процессами общественного.
Список использованной литературы:
- Баркан Д.И. “Маркетинг для всех: Беседы для начинающих”,Л.: Редакционно-издательский центр “Культ-информ-пресс” совместно с социально-коммерческой фирмой “Человек”, 1991.
- Бузук Г.Л. “Логика и компьютер”, М.: “Финансы и статистика”, 1995.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике, М.: изд-во “ВЛАДОС”, 1995.
- Голубков Е.П. “Маркетинг: словарь”, М.: “Экономика. Дело лтд”, 1994.
- “Основы менеджмента” под ред. Зайцева О.А. и др., М.: изд-во “ЦЕНТР”, 1998.
- Райзберг Б.А. “Современный экономический словарь”, М.: “ИНФРА-М”, 1997.
- “Толковый словарь по управлению”, сост. С.Н. Петрова и др., М.: “АЛАНС”, 1994.
vsempomogu.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.