Основные понятия менеджмента кратко: Менеджмент: основные понятия, предмет менеджмента, функции менеджмента: планирование, организация, мотивация контроль.

Предмет, метод, задачи и объект менеджмента — Учимся вместе

Можно ли определить канонические основы дисциплины для менеджмента? Формулировка именно таких основ, как предмет метод объект в менеджменте иногда вызывает затруднения. В данной статье сформулируем эти понятия и дадим пояснения к ним.

На самом деле единого мнения по данной проблеме нет. Зачастую каждый автор стремится сформулировать свое определение, концентрируясь на чем-то одном уникальном выявленном именно данным автором. Попытаемся свести различие понятий в единые определения. Но будучи научной дисциплиной, Менеджмент, должен и имеет свой предмет и методы и прочие атрибуты научности.

Предмет менеджмента

Как известно предмет любой науки это то, что она изучает, основа на которой она сконцентрирована. Для менеджмента таких основ несколько это организация, человек, цели и задачи.

Одно из самых распространенных определений предмета менеджмента. Если немного упростить его, то получим следующее. Предмет менеджмента это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации.
В общем, менеджмент изучает деятельность организации, совместное взаимодействие людей в организации и деятельность по достижению ориентиров организации.

Метод менеджмента

Метод любой науки это инструменты, которые используются, чтобы изучить предмет. Значит методы менеджмента это то, при помощи чего мы изучаем все организационные отношения и действия.

Это общее определение метода менеджмента. Однако столь сложная дисциплина не может использовать в своей деятельности лишь один метод.
В менеджменте используются разные методы изучения, которые заимствованы из других дисциплин. К методам менеджмента можно отнести и исторический подход, системный анализ, анализа синтез, индукцию и дедукцию, эксперимент, психоанализ и ряд других методов. Ведь основа менеджмента это аналитика, ведь именно на основе всестороннего анализа и принимаются эффективные решения.

Объект менеджмента

Объект менеджмента в общем это то чем мы управляем. А здесь есть масса вариантов. Объектами могут быть и люди (как индивидуально, так и группы), и предметы, и процессы. Можно управлять человеком, можно организацией, можно информацией, деньгами, коллективами и так далее.

Понятие объект менеджмента входит в состав понятия контура процесса управления. Контур представляет собой классическое выражение управление, то есть это, то, как мы управляем. Поэтому процесс управления включает всегда в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие и обратную связь.

Субъект и объект в управления неразделимы, точно так же как и управленческое воздействие, которое присутствует всегда. А вот обратная связь необходимость эффективного процесса управления.

Задачи менеджмента

Каждая научная дисциплина имеет свои цели и задачи. Обычно задачи вытекают из цели.
Базовая цель менеджмента это достижения цели организации.

Задачи менеджмента вытекают из цели. Чтобы добиться цели необходимо эти задачи решить. К задачам можно отнести и управление производством и организацию труда, обеспечение продаж продукции, контроль выполнения процессов. Ниже приведены основные задачи менеджмента.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Содержание понятия менеджмент — Энциклопедия по экономике

Содержание понятия «менеджмент «  [c.10]

Содержание понятия «менеджмент»  [c.14]

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая  [c.14]

Такое содержание понятия «менеджмент» соответствует нашему понятию внутрифирменного управления. В данном учебнике мы сужаем предмет изучения и будем рассматривать управление только в промышленных фирмах, где оно по содержанию и направленности отличается от управления в других фирмах в зависимости от их вида и характера деятельности.  [c.19]

В сфере международных экономических отношений имеет место определенная трансформация содержания понятия менеджмент. Применительно к внешнеэкономической деятельности фирмы под ним можно понимать управленческую деятельность, направленную на разработку и активное осуществление эффективной хозяйственной политики на внешнем рынке, а также на перестройку всей внутренней среды предприятия в соответствии с изменившимися требованиями и представлениями.  [c.105]

Укажите, какое из определений характеризует содержание понятия функции производственного менеджмента .  [c.205]

В то же время остается актуальной проблема осмысления содержания и целей маркетинговой деятельности в условиях библиотеки через призму управления, ее связей с комплексом хозяйственно-экономических вопросов. Важно уяснить, каково соотношение понятий «менеджмент» и «маркетинг», что нового привносит маркетинг в работу библиотеки, как меняется структура управления и какой может быть индивидуальная маркетинговая концепция, в чем отличие «библиотечного» от «некоммерческого» маркетинга, какие преимущества дает библиотекам маркетинговая ориентация и есть ли ограничения в ее развитии.  [c.6]

Раскройте значение и содержание понятия инновационный менеджмент .  [c.90]

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ  [c.5]

Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение понятия менеджмент , включив в него следующее содержание.  [c.7]

Рассмотрим теперь понятие TQM с точки зрения содержания слова менеджмент .  [c.66]

Понятие менеджмент довольно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по сути, аналогией понятия управление . Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любой организации в целом, используются. отдельные разновидности менеджмента, характеризующиеся применением специфических форм управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности, получившие название функциональный менеджмент . Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, управление финансовыми процессами — финансового, управление инвестициями — инвестиционного, управление кадрами — персонального менеджмента и т. д.  [c.5]

Маркетинг и менеджмент соотносятся между собой, как часть и целое, что вполне понятно. Маркетинг — это функция менеджмента, а значит, и его часть и, как следует из параграфа 1.2, самая главная его часть, самая важная его функция. Настолько важная, что при определенных условиях менеджмент можно назвать маркетинговым. Но прежде чем определить эти условия, обратим внимание на форму и содержание самого соотношения этих двух понятий — менеджмента и маркетинга.  [c.69]

Содержание понятий инновации и инновационный менеджмент .  [c.12]

Тема 1. Сущность и содержание понятий инновация , нововведение , инновационная деятельность , инновационный менеджмент , инновационный маркетинг . Классификация инноваций.  [c. 347]

Сущность и содержание инновационного менеджмента и инновационного маркетинга . Корреляция данных понятий. Становление научной концепции инновационного менеджмента.  [c.348]

Совокупность, порядок и характеристики технологических операций составляют технологический процесс, направленный на качественное изменение обрабатываемой среды, ее формы, строения и потребительских свойств. Это наиболее общее содержание понятия «технология» и будем подразумевать его при дальнейшем рассмотрении функций инновационного менеджмента. Кроме того, каждую из множества технологий можно считать производственной, так как любая из них предназначена для производства нового качества исходной среды или материала.  [c.56]

Менеджмент как дисциплина, оказывающая прямое влияние на управление процессами, которые определяют судьбы многих людей и целых коллективов, имеет пока недолгую историю и считается наукой, т.е. системой теоретических, методологических и практических знаний. В более или менее современном виде она появилась в начале XX в. Функциональное содержание менеджмента как развивающейся дисциплины постоянно расширяется, захватывая все более и более широкие сферы деятельности человека и социума в целом. Сегодня можно говорить по крайней мере о пяти блоках, или комплексных функциях, которые составляют целостное понятие менеджмент (рис. 1).  [c.13]

Понятие бухгалтерская отчетность шире понятия финансовая отчетность . Первое понятие, помимо финансовой отчетности, включает внутрихозяйственную информацию (отчетность), предназначенную для выполнения менеджментом компании функций планирования, регулирования производственных процессов, контроля. Форма и содержание такой информации определяются менеджментом исходя из его потребностей. Система МСФО не распространяется на эту от-  [c.14]

Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. Максимизация прибыли—одна из главных целей развития фирмы и непосредственный объект финансового менеджмента. Однако несмотря на то, что понятие прибыли многими воспринимается как нечто самоочевидное, в действительности феномен прибыли не так прост, как кажется на первый взгляд. Поэтому в данном параграфе мы попытаемся исследовать генезис различных точек зрения на экономическое содержание прибыли.  [c.79]

Реализация этой концепции в практике инвестиционного менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже изложено содержание основных из этих понятий. ИНФЛЯЦИЯ — процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен. ТЕМП ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.  [c.140]

МЕНЕДЖЕР — профессиональный управляющий, обладающий специальным образованием, зачастую в дополнение к инженерному, юридическому и экономическому. М. — центральная фигура в системе менеджмента. В последнее время понятие М. стали рассматривать как организатора производства вообще, который может не иметь специального образования в области управления, но обладает необходимыми качествами и навыками для эффективного руководства. Причины этого нехватка профессиональных М., -во-первых, и быстрое развитие предприятий малого бизнеса, где руководителями, как правило, являются их владельцы из-за отсутствия средств на содержание профессиональных М., — во-вторых.  [c.133]

Общие основы управления следует рассматривать через ряд ключевых понятий, способных достаточно емко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленческого процесса, ожидаемые результаты. К таким понятиям относятся управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей системами, эффективность управления и т.п. В частности, под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.  [c.257]

В зарубежной литературе авторы учебников по финансам корпораций и финансовому менеджменту обычно не уделяют внимания таким теоретическим вопросам, как содержание и функции финансовых предприятий. Они сводят это понятие к прикладной управленческой функции, без соответствующих методологических обоснований излагают в них конкретные способы управления. Такой подход уже наблюдается и в нашей литературе по финансам. Например, в учебнике Принятие финансовых решений концепции, задачи, ситуации авторы, раскрывая природу финансов, утверждают, что финансы — это специализированная прикладная функция административного управления, состоящая в управлении денежными потоками организации будь то завод, госпиталь, банк или школа . Однако это определение не раскрывает экономической природы финансовых предприятий, а в лучшем случае определяет одну из задач управления финансовой деятельностью.  [c.298]

Понятийный аппарат менеджмента можно представить в виде общих понятий, связанных с экономической средой и предприятием (экономика, рыночная экономика, бизнес, предпринимательство, менеджмент, маркетинг, предприятие, фирма, корпорация, организация и другие понятия), и в виде частных понятий, вытекающих из конкретного содержания менеджмента.  [c.13]

Первые четыре раздела отражают основную проблематику менеджмента в целом с учетом специфики обучения государственных служащих. Здесь раскрываются основные понятия и технологии менеджмента, а также специфика менеджмента в условиях современной России и его особенности в сфере государственной службы. Содержание этой части учебника структурировано по четырем основным разделам  [c.3]

При анализе содержания менеджмента и процесса управления организацией уже неоднократно встречались такие понятия, как система и структура . Системный подход является мощным инструментом исследования любых объектов и процессов. Рассмотрим его основные положения.  [c.31]

Классическая (административная) школа управления, школа классического менеджмента А. Файоля (ее расцвет пришелся на 1920-1950 годы) исследовала не столько эффективность отдельных элементов организации, сколько эффективность организации как целого принципы рационального управления организацией, функции управления, структура системы управления. В понятие управление А. Файоль включил 6 функций производственную (техническую), коммерческую, финансовую, защитную (защита собственности и личности), бухгалтерскую, административную. В последующем в этот набор функций управления вносились различные изменения, но в основе остался подход А, Файоля. Ученый исследовал содержание и соотношение этих функций у руководителей разного уровня и определил совокупность качеств и знаний, через призму которых следует- рассматривать содержание труда управленцев разного уровня. Эти качества, по мнению ученого, должны быть сведены в такие группы физические качества, умственные качества, нравственные качества, общее развитие, специальные знания, опыт 10. Чем не основа для разработки структуры профессиональных и личностных качеств работников А. Файоль определил также и общие принципы управления  [c.29]

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей и факторов влияния руководителя на культуру и поведение организации, в том числе по отношению к персоналу, обозначим терминологическую определенность понятий руководитель , лидер , менеджер , поскольку специалисты и авторы трудов по управлению у нас и за рубежом зачастую вкладывают в эти понятия разное содержание. Слова руководитель и лидер в английском языке имеют одно и то же значение в отечественной же науке сформировался такой подход руководитель — это лицо, формально, т. е. по приказу, назначенное на должность, а лидер — это человек, стихийно, спонтанно выдвинутый коллективом как наиболее авторитетный. Таким образом, прослеживается связь между понятием лидер и неформальный руководитель , а идеальным случаем для коллектива, организации является слияние признаков формального и неформального руководителя в одном лице. Есть и некоторое разночтение в понятиях руководитель и менеджер . Преобладает точка зрения, будто это синонимы, прослеживаемая в фундаментальном труде Основы менеджмента Мескона и  [c.168]

Реализация этой концепции в практике финансового менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже изложено содержание основных из этих понятий.  [c.76]

Вначале остановимся на терминах управление (русский) и менеджмент (английский) оба термина в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций к определению их сущности и роли в обществе. Основу обеих терминов составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий, подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого в данной работе термины менеджмент и управление используются как тождественные. Но мы не отрицаем того факта, что отличия в трактовке и применение этих понятий все-таки имеются и они безусловно представляют интерес для специалистов занимающихся этими проблемами.  [c.5]

Книга написана с учетом последних нормативно-законодательных актов Российской Федерации в сфере функционирования финансового механизма. Даются новые понятия финансов, содержание и состав финансовой системы современной России, новые приемы финансового менеджмента.  [c.127]

За последние годы наш язык рынка значительно расширился и обогатился, вобрав в себя широкую гамму различных слов, словосочетаний, выражений, используемых в практике отечественного и зарубежного предпринимательства. И это, разумеется, было учтено и нашло свое отражение при составления предлагаемого толкового терминологического словаря. Основная его цель — раскрыть содержание предпринимательской деятельности, подчеркнуть особую значимость новой стратегии и тактики управления и хозяйствования. Не случайно поэтому в книге содержится большое количество новых терминов и понятий из области маркетинга, менеджмента, биржевого, банковского и финансового обслуживания, внешнеэкономической деятельности, статистики, которые до последнего времени мало или совсем не употреблялись в отечественной деловой литературе. Включены также некоторые наиболее часто употребляемые в деловом мире слова и выражения, относящиеся к области политики, юриспруденции, идеологии.  [c.3]

Еще одна важная причина, по которой прибегают к определению стоимости предприятия, объясняется тем, что в последнее время находит все большее признание постулат, что успешный менеджмент может ориентироваться только на стоимостные показатели. Управление акционерной стоимостью приобрело для менеджмента корпорации характер важнейшей стратегической задачи. Многие успешно действующие компании определяют величину созданной -жономнческой стоимости компании в целом и ее основных подразделений, поощряя их руководителей в соответствии именно с этим показателем. Подробнее мы рассмотрим управление предприятием на основе стоимостных показателей в главе 11, раскрыв содержание понятия экономической стоимости с чего, собственно, мы и начали эту книгу.  [c.413]

В преддверии двадцать первого века наша страна начала переход к регулируемому рынку и предпринимательству. Многие проблемы приходится решать впервые, и в деловом мире в ближайшее время появятся неизвестные или малоприменяемые у нас термины. Отсутствие достаточного количества книг и учебных пособий по маркетингу, менеджменту, предпринимательству и бизнесу затрудняет усвоение новых терминов. Рынок, либерализация цен, бездефицитный бюджет, приватизация собственности — все эти понятия, еще недавно почти абстрактные, ныне наполняются конкретным содержанием. В практический обиход все активнее входят такие термины, как маклер , брокер , биржа , акция , дивиденд , индексация доходов , и многие, многие другие.  [c.5]

Многочисленные трактовки понятия риск , появление теорий риск менеджмента 1 и научного направления управления рисками не привели пока к выработке общепринятой концепции определения и классификации различных подходов к определению понятия риск . В качестве примера рассмотрим одно из последних по времени исследований понятия производственный риск, проведенное аспирантом Воронежского государственного технического университета Еленой Смирновой2. Результаты предпринятого ее анализа сущности производственного риска отражены в трех таблицах (см. Приложение 4). Содержание этих таблиц достаточно наглядно иллюстрирует разброс мнений по поводу сущности понятия риск и управление рисками . По этой причине необходимо определить нашу позицию по отношению к определению данных понятий.  [c.104]

При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, на современном теоретическом уровне — уровне начала XXI в., и в то же время кратко и понятно, сопровождая изложение убедительными примерами из практики. В книге отражены темы, вопросы и понятия, предусмотренные треббваниямй к содержанию программ по дисциплине Менеджмент , которые установлены обязательными к применению с 2000 г. в вузах России государственными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по экономическим, управленческим и другим специальностям, таким, как Технология и предпринимательство , Профессиональное обучение (Экономика и управление) .  [c.3]

В учебном пособии учтены последние теоретические достижения в области финансов и управления ими, а также нормативно-законодательные акты Российской Федерации в сфере функционирования финансового механизма. Даются новые понятия финансов, содержания и состава финансовой системы современной России, новые приемы финансового менеджмента (рента, бенчмаркинг, процентный своп, приемы менеджмента по операциям с недвижимостью «каш флоу», лоссэджасмент, мэрджер, раннинг-офф и др.).  [c.479]

Менеджмент: концепция, определение и процесс

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете об управлении: 1. Концепция управления 2. Определения управления 3. Процесс 4. Принципы 5. Комментарии.

Концепция управления:

Один из способов анализа управления — это подумать о том, что делает менеджер. Используя этот подход, мы можем прийти к процессу управления, описывающему работу любого менеджера.

Управленческую работу можно разделить на несколько основных функций управления, а именно:

РЕКЛАМА:

(1) Планирование,

(2) Организация,

(3) Режиссура,

(4) Контроллинг.

РЕКЛАМА:

Планирование — это определение целей и разработка планов, стратегий, программ, политик, процедур и стандартов, необходимых для достижения желаемых целей организации. Для реализации планов должна быть какая-то организационная структура.

Человеческие и материальные ресурсы или ресурсы распределяются между различными подразделениями, и между подразделениями устанавливаются отношения. Организация – вторая функция менеджера. Организация — это процесс разработки структуры из людей, функций и физических объектов для выполнения планов и достижения поставленных целей.

Третья функция менеджера заключается в том, чтобы направлять, стимулировать и мотивировать людей в организации для добровольного выполнения желаемых действий в соответствии с заранее определенными планами и целями. Мотивация является неотъемлемой частью направления для обеспечения желаемых результатов.

Четвертая и последняя функция управления заключается в контроле для обеспечения целенаправленных действий в соответствии с планами и целями. Контроль включает в себя установление стандартов, измерения и сравнение фактических результатов со стандартом, а также необходимые корректирующие действия для устранения отклонений от плана.

РЕКЛАМА:

Эксперты сходятся во мнении, что менеджмент — это особый вид деятельности, в первую очередь ответственный за выполнение задач другими людьми, и он отличается от всех других видов человеческой деятельности. Точно так же они также согласны с тем, что все управленческие функции универсальны, и все менеджеры в любой области человеческой деятельности выполняют эти типичные управленческие функции независимо от того, чем они управляют.

Однако у нас нет единого взгляда властей на то, что такое управленческие функции и что такое управление. Различия во мнениях и подходах отражены в следующих часто цитируемых определениях менеджмента.

1. «Управлять означает прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать». — Анри Файоль. Он пытается описать управление с точки зрения того, что делает менеджер, а не того, чем является управление.

2. «Менеджмент — это многоцелевой орган, который управляет бизнесом и управляет менеджером, а также управляет работником и работой». — П. Друкер: Практика управления

РЕКЛАМА:

Друкер выделяет три должности менеджера:

(i) Управление бизнесом;

(ii) Управляющий менеджер; и

(iii) Управление работниками и работой.

РЕКЛАМА:

Даже если один из них опущен, у нас больше не будет управления, а также у нас не будет коммерческого предприятия или индустриального общества. По мнению П. Друкера, менеджер должен сбалансировать и согласовать три основные функции делового предприятия.

Таким образом, менеджер является динамичным и животворным элементом в любом бизнесе. Без эффективного управления мы не сможем обеспечить наилучшее распределение и использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Определения менеджмента:

(i) Обобщенное определение менеджмента :

Менеджмент — это отдельный непрерывный процесс распределения вложений организации (человеческих и экономических ресурсов) по типичным управленческим функциям (планирование, организация, руководство и контроль) с целью достижения поставленных целей, а именно, производства товаров и услуг, желаемых его клиенты (окружающая среда).

В процессе работы осуществляется с персоналом организации и через него в постоянно меняющейся бизнес-среде.

РЕКЛАМА:

Это определение включает основные идеи любой школы менеджмента:

(1) Функциональная школа рассматривает управление как процесс планирования, организации, руководства и контроля.

(2) Поведенческую школу интересует не только процесс, но и то, как этот процесс влияет на организацию, т. е. с персоналом или человеческими ресурсами и через них.

(3) Количественная школа хочет улучшить качество принятия решений, т. е. выполнение заявленных целей предприятия.

РЕКЛАМА:

(4) Системный подход концентрируется на всей организации, т.е. входы-процессы-выходы.

(5) Подход на случай непредвиденных обстоятельств подчеркивает динамичный характер процесса управления в постоянно меняющейся бизнес-среде.

(ii) Точное определение менеджмента :

Сформулируем точное определение менеджмента. Это должно быть основой нашего изучения принципов управления. Сущность управления должна быть определена как процесс. Процесс – это то, что делает человек.

Под процессом также подразумеваются текущие и непрекращающиеся циклические операции. В управлении у нас есть цикл планирование-действие-контроль. Наше определение должно включать этот цикл управления. Процесс указывает на динамическую природу управления.

Это также подразумевает, что изменения являются постоянной реальностью организационной жизни, а управление — это управление изменениями. Наконец, управление рассматривается как социальный процесс, потому что оно непосредственно связано с управлением человеческими ресурсами, чтобы обеспечить сотрудничество и совместную работу людей в их работе 9.0003

Процесс управления преследует две цели:

РЕКЛАМА:

(1) Максимальная производительность или рентабельность и

(2) Максимальное человеческое благополучие и удовлетворение.

Определение управления как процесса состоит из пяти частей: во-первых, координация ресурсов; во-вторых, выполнение управленческих функций как средство достижения координации; в-третьих, установление цели или цели процесса управления, т. е. это должна быть целенаправленная управленческая деятельность; четвертый аспект состоит в том, что управление есть социальный процесс, а пятый — в его цикличности.

Опишем каждую деталь отдельно:

1. Управление координацией:

Менеджер предприятия должен эффективно координировать всю деятельность и ресурсы организации, а именно, людей, машины, материалы и деньги – четыре «М» управления.

РЕКЛАМА:

2. Менеджмент – это процесс:

Менеджер достигает надлежащей координации ресурсов посредством управленческих функций планирования, организации, подбора персонала, направления (или руководства и мотивации) и контроля.

3. Менеджмент – это целенаправленный процесс:

Он направлен на достижение заранее определенных целей или задач. Без цели у нас нет места назначения или пути, по которому нужно следовать, чтобы достичь нашего места назначения, то есть цель, как управление, так и организация должны быть целенаправленными или ориентированными на цель.

4. Менеджмент как социальный процесс:

Это искусство добиваться цели с помощью других людей.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

5. Менеджмент как циклический процесс:

Представляет цикл планирование-действие-управление-перепланирование, т. е. непрерывный процесс для достижения запланированных целей.

(iii) Менеджмент — искусство, наука или профессия?

Наука подразумевает наличие совокупности знаний в систематизированной форме, основанной на тщательном наблюдении, точных измерениях, экспериментах и ​​выводах или выводах, полученных на основе подробного анализа данных, т. е. фактов и цифр.

Знание можно проверить с помощью экспериментов, дающих нам явление причинно-следственной связи. Другими словами, наука дает теорию, принципы и законы любой отрасли человеческого знания. Наука дает знание, которое, в свою очередь, дает силу для применения.

Менеджмент – развивающаяся наука. В настоящее время он выработал некоторые основные принципы и элементы в виде процесса управления, который имеет универсальное применение в каждой отрасли человеческой деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Однако менеджмент не сравним с точными науками, такими как физика, химия, биология и т. д. Он имеет дело с людьми и представляет собой социальную науку, подобную экономической науке.

Совершенно очевидно, что принципы управления не являются фундаментальными истинами и их применение не всегда может давать желаемые результаты. Поведение человека постоянно меняется и очень непредсказуемо. Она не подчиняется законам механики.

РЕКЛАМА:

Человек не неодушевленная машина. Следовательно, управление сложными человеческими существами обречено быть неточной наукой. Даже в этом случае теоретическая база знаний необходима для развития надежной практики. На самом деле теория должна постоянно дополняться практическими знаниями. Наука и искусство дополняют друг друга, и одно дополняет другое.

Искусство отражает практическое применение знаний и совершенствуется посредством знаний и экспериментов. Искусство не только основано на знании, оно черпает свое вдохновение через интуицию, вдохновение и такие другие чисто субъективные атрибуты.

Менеджер – это не только ученый, но и художник. Как ученый он опирается на существующую теорию и философию управления и разрабатывает новые знания, новые принципы и новые школы управленческой мысли.

Как художник, он должен полагаться на свой собственный опыт, интуицию и суждение при принятии решения по любой управленческой проблеме и принятии мер по решениям для реализации поставленных целей. Научный подход и научный метод должны применяться в подходе к решению проблем, например, в маркетинговых исследованиях, бизнес-исследованиях и т. д. Но принятие решений не может быть полностью сведено к науке.

В действительности человеческое суждение и опыт пользуются правом вето при принятии решений, и как человек, принимающий решения, менеджер является художником. В конечном счете, принятие решений, являющееся сердцевиной управления, — это Искусство, которое можно освоить сознательными усилиями и практикой.

«Знание — сила» — старая поговорка. Но, чтобы быть правильным, следует сказать: «Прикладное знание — сила». Ни наука, ни искусство управления не должны идти рука об руку, и оба являются взаимозависимыми и взаимодополняющими. Теоретическое обучение медицине и технике почти всегда сопровождается практической работой в больнице или мастерской.

РЕКЛАМА:

Планирование и организация называются механикой управления и указывают на акцент на науке управления, тогда как направление (включая коммуникацию), мотивация, координация и контроль представляют собой динамику управления с упором на искусство управления. Выполнение работы с помощью людей — это искусство управления.

Это тяжелая работа, требующая инициативы, напора, такта, осмотрительности и других высших качеств. Нам нужны художественные управленческие способности для выполнения управленческой работы. Искусство управления в полной мере выражается в способности менеджера принимать решения. Суждение и воображение необходимы даже в компьютеризированной экономике. Компьютер не может заменить менеджера в принятии решений.

«Профессиональный менеджер — это тот, кто специализируется на планировании, организации, руководстве и контроле усилий других и делает это посредством систематического использования классифицированных знаний, общего словаря и принципов, а также придерживается стандартов практики и кодекса. этики, установленной признанным органом». — Луис А. Инопланетянин.

Управленческая революция привела к отделению управления от собственности в корпоративном управлении во всех странах медленно, но неуклонно. Таким образом, в течение последних трех десятилетий менеджмент приобретает профессиональный характер.

1. Свод знаний:

Менеджмент в настоящее время разработал специализированный корпус теории и философии управления. Литература по менеджменту растет во всех странах. На самом деле, управленческие знания — лучший пропуск в мир трудоустройства.

2. Средства управления:

Были разработаны

темы управления, такие как бухгалтерский учет, коммерческое право, психология, статистика, эконометрика, обработка данных и т. д. Эти отрасли профессии управления повысили практическую полезность науки управления.

3. Отдельная дисциплина:

Изучение менеджмента во многих университетах и ​​высших учебных заведениях признано отдельной дисциплиной. С 1951, у нас есть даже специализированные школы менеджмента, предлагающие степень магистра в области управления бизнесом и администрирования.

Семинары, спецкурсы, обучающие программы становятся модными и популярными для ориентации и переподготовки в областях управления, например, управление экспортом, управление персоналом, общее управление, управление производством, управление маркетингом, управление финансами и т. д.

4. Специализация:

Существует растущая тенденция выбирать и назначать высококвалифицированных, подготовленных и опытных людей для управления бизнесом в каждой функциональной области управления. Таким образом, сегодня мы наблюдаем растущую тенденцию в пользу управления экспертами или профессионалами.

5. Кодекс поведения:

Просвещенные бизнесмены осознали, что управление бизнесом является социальным институтом и что оно должно выполнять социальные обязательства — по отношению к клиентам, сотрудникам, обществу или обществу. Корпорации теперь имеют общественное сознание и осведомленность.

Маркетинговая концепция, ориентированная на потребителя, является отражением корпоративного кодекса поведения. Давление защиты прав потребителей, профсоюзного движения, общественного мнения и законодательства определенно побуждает руководство разрабатывать этический кодекс. Больше не «покупатель, берегись» управляет обменными отношениями на рынке. Теперь у нас есть «осторожно, продавец» вместо «осторожно, покупатель», влияющий на рыночную практику.

6. Профессиональная ассоциация:

В настоящее время у нас есть ассоциации управления бизнесом во многих странах, которые способствуют распространению знаний во всех областях управления и создают яркий общественный имидж управленческой профессии.

Процесс управления:

Принципы управления:

Последователи Файоля дали другие принципы управления, такие как универсальность управления, контроль путем исключения, равенство полномочий и ответственности, власть и подотчетность и координация.

Внеся две модификации в концепции Файоля, мы могли бы легко установить основу современной теории управления:

(1) Менеджмент – это планирование, организация, командование, координация и контроль технической, финансовой, коммерческой, бухгалтерской и охранной деятельности.

(2) Не команда, а мотивация может помочь нам понять, почему мужчины и женщины работают и как добиться от них максимальной производительности.

Таким образом мы подменяем мотивацию командой. Направления и командования недостаточно, чтобы что-то делать через людей. Современный менеджер должен поощрять, общаться, развивать и стимулировать своих сотрудников, чтобы обеспечить более высокую производительность. Современный менеджмент уделяет наибольшее внимание мотивации как ключу к производительности.

Модель управления, сложившаяся в компании Du Pont, оказала далеко идущее влияние на современное деловое предприятие. Работы Тейлора и Файоля стимулировали дальнейшие исследования теории управления и ее применения в бизнесе. Пример Du Pont послужил образцом, которому с большим успехом последовали многие другие компании.

Работы Тейлора и Файоля, двух пионеров эволюции управленческой мысли, на самом деле дополняют друг друга:

(1) Они оба указывали, что проблема персонала и управления им на всех уровнях является главным ключом к промышленной производительности и прогрессу.

(2) И научный подход, и научный метод для решения проблем управления.

(3) Тейлор работал в основном на оперативном уровне снизу вверх по организационной иерархии. В то время как Файоль сосредоточился на управляющем директоре и работал вниз по организационной иерархии.

(4) Оба, однако, подчеркивали технические или профессиональные аспекты управления, и оба несут ответственность за управленческую революцию, которая произошла после 1940 года.

Комментарии к руководству:

(1) Менеджмент – это социальный процесс.

(2) Он непосредственно отвечает за распределение, использование и координацию всех человеческих и материальных ресурсов, которые должны быть получены из деловой среды или общества. Среда предоставляет эти ресурсы в качестве входных данных для бизнес-предприятия. Большинство этих ресурсов ограничены и имеют альтернативное использование. Менеджмент должен разработать оптимальную комбинацию этих ресурсов или входов.

(3) Ресурсы координируются и интегрируются руководством посредством выполнения типичных управленческих функций, а именно планирования, организации, подбора персонала, направления, мотивации, коммуникации и контроля. Эти функции составляют процесс управления. Основные ресурсы подчинены фундаментальным функциям управления.

(4) Процесс управления необходим для определения целей и задач и принятия соответствующих мер, т. е. реализации плана для достижения поставленных целей. Контроль обеспечивает выполнение плана и позволяет руководству устранять отклонения, если таковые имеются, между фактическими результатами и ожидаемыми результатами.

(5) Поскольку люди являются нашим самым большим ресурсом, руководство несет особую ответственность за создание благоприятной рабочей среды и обеспечение максимального морального духа и производительности сотрудников. Следовательно, руководство должно не только управлять бизнесом, но и управлять как менеджерами, так и рабочими.

Мотивация и лидерство — это две уникальные управленческие функции или виды деятельности, направленные на обеспечение максимального использования человеческих ресурсов без ущерба для благосостояния и удовлетворенности людей.

(6) В качестве менеджера вы будете призваны играть разные роли в различных ситуациях, например планировщик, координатор, лидер, посредник (связующее звено), наблюдатель, представитель, распространитель информации, лицо, ответственное за риск, распределитель ресурсов, переговорщик, улаживающий конфликты, разрешающий межличностные и межведомственные конфликты и так далее.

(7) Классическое или бюрократическое управление уместно там, где окружающая среда относительно неизменна. Поведенческое и органическое управление уместно там, где среда динамична, а инновации и творчество в приоритете.

теорий и концепций управления на рабочем месте | Малый бизнес

Независимо от того, мотивируют ли они сотрудников, принимают решения, распределяют ресурсы или ведут переговоры о сделках, менеджеры жизненно важны для бизнеса. Менеджеры были неотъемлемым фактором успеха в бизнесе со времен промышленной революции. Теории управления разрабатывались и использовались с тех пор, как управление впервые стало стандартной частью деловой практики. В то время как старые теории по-прежнему актуальны, новые теории продолжают разрабатываться, чтобы идти в ногу с современными тенденциями в бизнесе.

Рабочее место резко изменилось с тех пор, как были созданы первые теории управления. Современный менеджмент не является универсальной практикой. Поэтому полезно получить представление о теориях управления и их приложениях.

Общие концепции в теориях управления

Все теории управления вращаются вокруг схожих концепций. Ожидается, что менеджеры будут обрабатывать процессы, людей, информацию и выполнять другие обязанности по мере необходимости. Менеджеру может потребоваться мотивировать своих подчиненных сотрудников или определить, как лучше всего улучшить операционные процессы. Теории управления обеспечивают основу для успешного выполнения этих обязанностей.

Менеджеры должны нести ответственность за работу своих команд в достижении организационных целей. Достижение бизнес-целей может включать сокращение человеческих ошибок или стандартизацию процессов. Теории управления помогают прояснить эти типы целей для менеджеров и сообщить, как лучше всего реализовать эти цели.

Где возникли теории управления?

Массовое производство и промышленная революция выдвинули новые требования к управлению людьми и процессами. По мере того, как компании начали расти в размерах и объемах производства, владельцы бизнеса все чаще нуждались в менеджерах для ведения своих повседневных операций. До промышленной революции только несколько организаций и вооруженных сил нуждались в теориях управления. В результате расширения промышленности практика управления стала одним из основных теоретических соображений при изучении бизнеса.

Как классифицируются теории управления?

Некоторые теории управления стали неотъемлемой частью современной деловой практики. Существует три основных классификации теорий управления: классическая теория управления, поведенческая теория управления и современная теория управления . Эти классификации представляют собой другую эпоху в эволюции теорий управления. Каждая из этих классификаций также содержит несколько подтеорий.

Классическая теория менеджмента сосредотачивается на исполнении и максимизации производства. Теория управления поведением все больше внимания уделяет человеческим элементам и рассматривает рабочее место как социальную среду. Современная теория управления основывается на двух предыдущих теориях, но при этом включает современные научные методы и системное мышление.

Классическая теория менеджмента

Классическая теория менеджмента — старейшая теория менеджмента. Классическая теория управления фокусируется на операциях и создании стандартов для увеличения объема производства. В классической теории менеджмента компенсация считается основной мотивацией для сотрудников. Менеджер, практикующий классическую теорию управления, будет сосредоточен на повышении производительности и поощрении высокоэффективных сотрудников в виде заработной платы или премий.

Классическая теория менеджмента состоит из трех основных теорий:

Научная теория менеджмента

Научная теория менеджмента — это очень ранняя теория менеджмента, ориентированная на минимизацию отходов и сокращение времени производства. Он был разработан Фредериком Тейлором, который попытался использовать научный подход для улучшения операций. Теория Тейлора делает упор на стимулирование производительности сотрудников и сокращение практики «проб и ошибок».

Теория административного управления

Теория административного управления была разработана Анри Файолем, который считается основоположником теории управления. Эта теория рассматривает все многочисленные виды деятельности, которые должен выполнять бизнес. Менеджмент считается основным видом деятельности, и эта теория дает подробные рекомендации для менеджеров.

Теория бюрократии

Теория бюрократии продвигает разум для принятия управленческих решений, а не харизму или кумовство. Эта теория, разработанная социологом Максом Вебером, делает упор на формальные системы власти. Единство и авторитет организационных иерархий занимают центральное место в теории бюрократии.

Теория управления поведением

Все более сложные отрасли и организации порождают больше человеческих интересов на рабочем месте. Теории управления стали включать больше методов, ориентированных на людей. Человеческое поведение и удовлетворение межличностных потребностей сотрудников стали более важными для управления. Менеджер, практикующий теорию управления поведением, может мотивировать командную работу, создавая атмосферу сотрудничества.

Теория управления поведением состоит из двух основных теорий:

Теория человеческих отношений

Теория человеческих отношений рассматривает организацию как социальную сущность. Эта теория признает, что одних денег недостаточно для удовлетворения потребностей сотрудников. Моральный дух считается неотъемлемой частью работы сотрудников. Основная слабость этой теории состоит в том, что она делает несколько предположений о поведении.

Теория поведенческих наук

Теория поведенческих наук сочетает в себе элементы психологии, социологии и антропологии, чтобы обеспечить научную основу. Он исследует, почему сотрудники мотивированы конкретными факторами, такими как социальные потребности, конфликты и самореализация. Эта теория признает индивидуальность и необходимость для менеджеров быть общительными.

Современная теория управления

Современные организации должны справляться с постоянными изменениями и экспоненциальными сложностями. Технологии — это элемент, который может очень быстро изменить и разрушить бизнес. Современная теория управления стремится объединить эти элементы с человеческими и традиционными теориями. Менеджер, практикующий современную теорию менеджмента, может использовать статистику для измерения производительности и поощрения межфункционального сотрудничества.

Три основные современные теории составляют современную теорию управления:

Количественная теория

Количественная теория возникла из-за необходимости повышения эффективности управления во время Второй мировой войны. Он был разработан с участием экспертов из разных научных дисциплин для решения проблем, связанных с интеграцией систем людей, материалов и систем. Эта теория была разработана в первую очередь для улучшения и поддержки принятия военных решений.

Теория систем

Теория систем рассматривает управление как взаимосвязанный компонент организации. Вместо того, чтобы рассматривать организацию как серию бункеров, каждый отдел является частью общей системы или организма. Менеджмент должен поддерживать цели и потоки процессов, которые служат общему здоровью организации.

Теория непредвиденных обстоятельств

Теория непредвиденных обстоятельств была разработана социологом Джоан Вудворд после того, как она исследовала, почему одни компании работают лучше, чем другие. Она обнаружила, что высокоэффективные организации лучше используют технологии, а их менеджеры принимают лучшие решения в ситуационных контекстах. Эта теория признает, что эффективные менеджеры должны уметь адаптироваться к уникальным ситуациям и обстоятельствам.

Как выбрать теорию управления?

Каждая теория управления дает ценную информацию о управленческих требованиях. Не существует единой модели или теории, которая будет работать для каждой организации. Многие современные организации применяют комбинацию теорий для достижения успеха в управлении. Это привело к созданию новых организационных моделей с менее структурированной иерархией.