ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Психология цвета в рекламе. Психология цвета в рекламе


Психология цвета в рекламе - Marketer

Для того, чтобы современная реклама была качественной и результативной, недостаточно просто ее придумать и запустить в работу. Современная реклама — это искусство, в котором нужно знать что-то большее, чем целевую аудиторию продукта. Теперь важна и форма, и подача, и цвет, о котором мы и хотим рассказать.

Главная цель рекламы продукта или услуги — вызвать интерес к ней таким образом, чтобы покупатель осуществил приобретение этого товара. Можно использовать многие уловки, вроде ярких цветов в упаковке и рекламе, работать на асcоциациях, но все таки, каждый цвет хорош для своего. А вот для чего именно, сейчас разберемся.

Цвет в рекламе осуществляет несколько функций:

  • Привлекает интерес возможных потребителей.
  • Способствует осмыслению сущности продукта и услуг.
  • Увеличивает запоминаемость рекламы.
  • Подчёркивает единичные элементы рекламы.
  • Выделяет конкретные качества продукта и услуг.
  • Формирует положительное видение рекламы.

А теперь, по порядку, почти что по цветам радуги, пройдемся по самым популярным оттенкам, которые любят использовать маркетологи.

Красный

Для человека красный цвет ассоциируется с мощью, силой, властью, инициативностью, агрессией и наталкивает на сильную эмоциональную реакцию. Именно красный цвет заставляет действовать решительно, что обуславливает то, почему именно он привлекает внимание к себе и вызывает интерес. Он хорош при тех условиях, если в рекламе вам нужно выделить какой-то элемент, например, акцию, свежий релиз товара и так далее — достаточно выделить красным тоном, и наблюдатель точно заметит ваше предложение.

Помимо этого красный также ассоциируется со страстью, любовью, что автоматически направляет людей на мысли о сексуальном желании и энергетике. Именно поэтому этот цвет часто используют в рекламе продукции, направленной на представителей мужского пола. Данный цвет хорошо подойдёт для рекламы в таких сферах бизнеса, как продукты питания,  IT-области, продаже машин. А вот для таких областей, как финансовая, индустрия красоты и в рекламе авиакомпаний этот цвет лучше не использовать.

Оранжевый и желтый

Оранжевый символизируется с приятными эмоциями, жизненной силой, позитивом и все в этом духе. Особенно хорош этот цвет для комуникации с детьми. Цвет, как и красный, привлекает внимание, заряжает бодростью, но он более сдержанный. Логично, что именно из-за хорошей коммуникации с детьми, этот цвет хорош для детских товаров, но также он подойдет и для образовательных услуг или продуктов.

Желтый цвет напоминает людям об общении, так что этот цвет можно вполне назвать таковым. Первые мысли, которые могут у вас возникнуть — это солнце или лимон. Так что и настроение соответственное: радость, возвышенность, удовольствие. Цвет распахнутой души и желания коммуницировать. Хорош для рекламы туризма, с солнечными бликами. В совокупности с синим цветом напомнит о молодости (или Украине), с фиолетовым будет выглядеть мистически и загадочно, а вот с зеленым напомнит о свежести и юности.

Рекламный текст желтыми буквами на темном фоне также очень хорошо читаемый, особенно на расстоянии для уличных рекламных щитов. Лучший выбор желтого цвета будет для туризма, высокие технологии, разного рода маркетинговые агенства.

Зеленый

Цвет спокойствия и природы, который сразу намекает на молодость, натуральность, жизненную силу, расслабляет. Лучше всего подходит на фон. Идеально подойдет для рекламы медицинских услуг, социальной рекламы, сфер связаных с природой и окружением, и, конечно же, для продуктов питания.

Фиолетовый

Как и синий, влияет на концентрацию. Правильный оттенок фиолетового будет влиять по разному, если выбрать слишком темный, то он оттолкнет, но более нежный наоборот будет радовать глаз. На данный момент именно фиолетовый цвет является самым популярным, при создании логотипа для бренда или же для рекламы — мода, по-другому никак не объяснить.

Сам цвет ассоциируется с творчеством, поэтому хорош, когда вы хотите его использовать для рекламы творческих проектов. Также он является некой загадкой среди других цветовых решений, ассоциируется с благородством, элегантностью и утонченностью. Плох для рекламы бытовой техники и в аграрной сфере. Очень хорош для привлечения внимания, но можно легко переусердствовать, так что с ним нужно поаккуратнее, выгодно сочетая с другими цветами.

Синий и голубой 

Синий цвет — спокойный и уравновешенный, наталкивает на размышления и заставляет концентрироваться. Не привлекает внимание, как красный цвет, но при этом не отталкивает. Идеально подходит для рекламы напитков, воды, туристических услуг, техники и электроники.

Голубой более нежный, светлый, чем синий, поэтому воспринимается мягче. Цвет тоже ассоциируется со спокойствием, но еще и с гармонией, поэтому прекрасно подойдет для рекламы фармацевтических услуг, социальных реклам и общественных мест.

Черный

Главный цвет во всей палитре, который как ни как, да используют в рекламе. Кто-то предпочитает как шрифт, другие используют из-за простоты и доступности. Тайна, утонченность, благородность — все это о черном цвете. Может быть строгим, а может и игривым, все зависит от подачи рекламы. Отличный в качестве фона для других цветов, как контур, так как все цвета хорошо выделяются на черном. Но при этом именно этот цвет не очень хорош как фон для текста большой длинны или небольших букв, так как глаза устают. Не лучший выбор для больших площадей.

Белый

Чистота, прозрачность, честность, которая чаще всего выступает фоном. Не вызывает особых эмоций, так как потребитель нейтрален к нему, но хорош, если нужно донести информацию. В сочетании с серым цветом будет выглядеть утонченно и нежно, слегка футуристично, так что такое переплетение отлично подходит для рекламы техники, которую люди привыкли видеть в белом цвете, те же холодильники, например.

Коричневый

В зависимости от оттенка может напоминать о разном: кому-то о янтаре, кому-то о шоколаде, другим о грязи. При этом цвет крепкий, сильный, более мужской, чем женский. Вызывает чувство стабильности, комфорта и зрелости. Идеальный для рекламы мебели, как подтверждение надежности. Как «мужской» цвет также идеально подходит для товаров этой целевой аудитории. Но стоит быть аккуратными и не переусердствовать, так как коричневый цвет говорит о старости, а это может плохо повлиять на покупателя и его мысли о товаре.

Розовый

Цвет наивности, ребячества и в целом, сразу ассоциируется с женственностью и нежностью, именно поэтому идеально подойдет для рекламы женских товаров или рекламы детских игрушек, мебели или питания. Последние несколько лет пастельный розовый был в моде, так что его можно было увидеть везде, именно мода сделала его узнаваемым и привлекательным, но как только она уйдет, цвет больше не будет так сильно привлекать внимание.

marketer.ua

Психология цвета в рекламе

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой.

Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

  • вызывают психологическую реакцию;
  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
  • имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
  • прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
  • «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
  • желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие,в Бразилии — отчаяние;
  • зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
  • голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
  • синий: в России — ночной покой;
  • фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
  • белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
  • черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.

Наиболее популярны цвета:

  • красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
  • оранжевый: в Голландии;
  • желтый: в Китае;
  • зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
  • голубой: в Индии;
  • белый: в Мексике;
  • коричневый: в Болгарии.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности».

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый — 100;темно-синий — 90;бирюзовый — 85;интенсивно-лимонный — 60;черный — 47;темно-фиолетовый — 42;желтый — 22;голубой — 17,5;синий — 14,5;коричневый — 9,5;рубиновый — 7,5;красно-розовый — 3,5.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

— красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

— оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

— желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;

— теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

— светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

— золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

— зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должениспользоваться в сочетании с белым или синим;

— голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

— синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

— фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;

— белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;

— бежевый: олицетворяет «седину»;

— бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;

— багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;

— коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

— черный: символизирует изящество;

— светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;

— розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

— светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.

Несколько слов о психологии формы

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов. Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного — изображения лица.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.

Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

psycho.ru

Психология цвета в рекламе

Ахмеджанова Умида Баходировна Ассистент кафедры «Промышленный дизайн» ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Определая цвет в рекламе важно учитывать тот факт, что цвет синонимичен душевным состояниям человека и родственен его психическим процессам. Психологи доказали, что каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии биосистемы. Цвет влияет на внесюжетный эмоциональный элемент психологической деятельности, являясь своеобразной управляющей программой. Выбор цвета практически не зависит от расовых, культурных и национальных особенностей. В этом смысле каждый человек, попав в «желтую» комнату, скажет, что она «теплая».

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Насыщенность oписывает такое качество цвет, как интенсивность или яркость. Насыщенный оттенок очень интенсивный и вибрирующий. Тусклые цвета называются ненасыщенными; цвета, в которых практически отсутствует оттенок, например, теплый серый или очень тусклый коричневый, называются нейтральными. Как в случае с оттенком, насыщенность одного и того же цвета может восприниматься по-разному в зависимости от того, рядом с каким оттенком он находится.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

Цветовое предпочтение — это своеобразные сигналы личности (т. е. совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки).

Цель красного типа — покорение, желание успеха, необходимость постоянно ощущать, чего еще он может добиться.

Цель синего типа — удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви со-принадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении.

Цель зеленого типа — уверенность в том, что он как личность обладает значимостью, что с ним считаются.

Цель желтого типа — беззаботная свобода. Такой тип ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.

Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, опираясь на собственные ощущения: самоуважение ( зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

Специальная литература

  1. Timothy Samara. Design Elements. — New York: STIM Visual Communication, 2011.- 272 p.
  2. Johannes Itten. The Elements of Color. — New York: 2010.- 92p.
  3. Джетере И.Э. Упаковка. Учебное пособие. ТГТУ. Т.: 2003. −67 с.
  4. Методические указания для практических заданий по курсу Основы объемной композиции. — Т.: ТошДТУ, 2011. — 39с.

journalpro.ru

Психология цвета в рекламеПсихология цвета

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека.

Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

вызывают психологическую реакцию: подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.; имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.; "взывают" к чувствам: придают объемность среде и предметам. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% — зрением.

Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь; желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние; зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду; голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов; синий: в России — ночной покой; фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль; белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость; черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность. Наиболее популярны цвета:

красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии; оранжевый: в Голландии; желтый: в Китае; зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте; голубой: в Индии; белый: в Мексике; коричневый: в Болгарии. Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их "функциональности".

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый — 100; темно-синий — 90; бирюзовый — 85; интенсивно-лимонный — 60; черный — 47; темно-фиолетовый — 42; желтый — 22; голубой — 17,5; синий — 14,5; коричневый — 9,5; рубиновый — 7,5; красно-розовый — 3,5. Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. "Уменьшает" поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым; оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой "холодной" по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.; желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым; теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный; светло-желтый (лимонный): холодный, "кислый", отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности; золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства; зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение "обделенности" и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим; голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях; синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс; фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, "примиряет" чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно "провоцирует". Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости; белый: символизирует чистоту. Для него характерно "самоустранение" его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым; бежевый: олицетворяет "седину"; бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях; багровый: с ним связывают полноту и насыщенность; коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). "Тяжелый" по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом; черный: символизирует изящество; светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление; розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости; светло-зеленый: придает холодность окружающей среде. Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, "смелых" цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.

Несколько слов о психологии формы Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов. Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного — изображения лица.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.

Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.

Незамысловатые и симметричные формы "прочитываются" гораздо быстрее других, привлекают внимание.

Рубрика: Психология цвета

allmystic.ru

Психология цвета в рекламе: значение сочетаний в маркетинге

Психология цвета в рекламе подразумевает внешнее восприятие потребителем, для которого создаётся та или иная информация.

В различных культурах цвета наделяются разными значениями, поэтому крайне сложно унифицировать оформление продукции.

При продвижении товаров в разных странах и регионах необходимо находить компромиссы в разработке этикеток и упаковок, чтобы они адекватно были восприняты покупателями на максимальном географическом пространстве.

Реклама должна вызывать интерес, пробуждать эмоции и внимание. Она призвана сделать предложение производителя отвечающим самым различным интересам и сделать его убедительным.

На 60% успех рекламы зависит от цветового ее решения. Психологические исследования утверждают, что лишь 20% цвета и света поглощается зрением, а 80% — нервной системой.

Специалисты заявляют, что сбалансированное использование цвета в рекламе привлекает потенциального потребителя, создает благоприятную атмосферу, успокаивает и облегчает восприятие информации. Колер существенно влияет на эмоциональное и интеллектуальное состояние людей, поскольку он, прежде всего, оказывает воздействие на чувства.

Цвет вызывает подсознательные ассоциации, следовательно, между цветовым решением рекламы и восприятием зрителя существует четкая зависимость. Должно быть все продумано до мелочей. В первую очередь роль цвета в рекламе – это привлечь аудиторию, заинтересовать конкретной продукцией. Поэтому цвет в маркетинге используется чрезвычайно продумано.

Особенности цветовых решений

Оптимизация цветовых решений в продвижении конкретной продукции – одна из основных задач, которые необходимо чрезвычайно точно решать при разработке.

Особенно актуален этот вопрос при продвижении глобальных брендов. Перед российскими производителями цветовые решения встают не менее остро, если учесть многообразие культурных, социальных, демографических и этнических различий среди населения нашей страны.

Рекламисту приходится задаваться массой вопросов. В том числе, как воспринимают цвет потребители рекламной информации? Как воспринимается он массовым сознанием в различных местностях, регионах и этнических интеграциях? Как реагируют на цвет различные возрастные и социальные группы?

Психология цвета в рекламе разрабатывалась специалистами с прицелом на предпринимательскую сферу. Исследования показали, что цветовое решение упаковки существенно влияет на выбор того или иного продукта.

Эксперименты и тестирование контрольных групп были направлены на то, чтобы помочь рекламистам, товаропроизводителям, менеджерам и дизайнерам сделать наиболее оптимальный выбор для «одежды» продукции, с учетом выгоды и эффективности.

Например, производители сахара на сегодняшний день прекрасно знают, что упаковка их продукции ни в коем случае не должна быть зеленого цвета, который ассоциируется у большинства потребителей с понятием «кислый».

Большинство изготовителей используют голубой колер, который связан с ощущением сладкого и нежного. Таким образом, роль цвета в рекламе и сочетания различных оттенков сложно переоценить.

Воздействие тонами на человека

Психологи провели исследования воздействия цвета на людей различных стран. Результаты зачастую были различны. Например:

  • Красный в Китае означает удачу или праздник, в Америке – любовь, в России – активность и даже агрессию, в Индии – жизнь.
  • Желтый в России воспринимают, как разлуку, в Америке – процветание, в Бразилии – отчаяние, в Сирии – траур.
  • Зеленый китайцы ассоциируют с роскошной жизнью, американцы – с надеждой, индусы – с миром.
  • Голубой в Индии означает правдивость, в Америке – веру, в Китае – траур.
  • Белый американцы ассоциируют с миром и чистотой, а китайцы с опасностью и подлостью.
  • Черный в Америке – сложную ситуацию, а в Китае – честность.

Психолог Марк Люшер (Швейцария) изучал воздействие цветов и их сочетаний на человека. И установил, что определенные оттенки вызывают в людях конкретные эмоции. Например, красно-желтые тона возбуждают и волнуют. Серые и синие наоборот успокаивают и расслабляют.

Черный цвет имеет значение культурности и изысканности, поскольку воспринимается, как противостояние «вульгарности красок». Яркие оттенки соответствуют свободе, праздничности и эмансипации.

Цветовые сочетания становятся важным компонентом рекламного образа и самой вещи. Когда говорят о функциональности красок, имеют в виду их соотношения друг с другом и с окружающей средой.

Практические примеры

Поскольку в странах Евросоюза все больше усиливается противостояние табачной и алкогольной продукции, то существуют и цветовые ограничения.

В некоторых государствах на уровне законодательства разрешены лишь черно-белое оформление. Известно, что крупный шрифт голубого или красного цвета на белом фоне вызывает у покупателей желаемое поведение, а мелкий шрифт черного цвета – нежелательное.

Наиболее эффективны с психологической точки зрения рубиновый, желтый, сине-фиолетовый и бирюзовый. Специалисты считают, что все цвета имеют дополнительные свойства от природы, либо от образа, в котором они используются.

Специфика предметов роскоши или высококачественных товаров лучше подчеркивается сочетанием черного и красного, или черного и золотистого.

Свежесть лучше передают холодные оттенки – зеленый, синий или желтый. Совершенно не случаен выбор голубых тонов для морепродуктов, зеленого – для молочных товаров, коричневого – для изделий из керамики, ярких колеров – для промышленной продукции, а голубых, красных и синих – для ювелирных изделий.

В обычной рекламной практике используют не больше двух различных тонов, которые разнообразят различными их оттенками. Такие сочетания не раздражают зрение и создают ощущение последовательности. Человек имеет совершенную систему цветовосприятия.

Разработано множество способов использования красок для различных нужд, как профессиональных, так и личных. Реклама с каждым годом становится все более успешной благодаря грамотному использованию в ней цветов.

В результате они могут стать и фирменным стилем компании, например, зеленый – у Сбербанка России, а голубой – у Газпрома. Существует специальная отрасль в маркетинге, которая занимается выбором цветов для продукции. Здесь важно все: традиции, эстетичность, психология, стереотипы и многое другое.

Также может быть интересно:

memosales.ru

Психология цвета в рекламе — Мегаобучалка

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом от­ношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успо­каивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обра­щаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

— вызывают психологическую реакцию:

подчеркивают качество, настроение, чувство;

создают теплую или холодную среду;

отражают времена года и т.д.;

— имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

— "прикасаются" к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

— "взывают" к чувствам: придают объемность среде и предметам. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света

"поглощаются" Нервной системой и только 20% — зрением.

Между цветовым решением рекламы и естественным восприя­тием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциа­ции.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на вы­разительность цветовых и пространственных решений. Все проду­мано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — при­влечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокой­ствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстри­ровать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками корич­невого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой ко­робкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым аромат­ным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой ко­робкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие челове­ка, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

— красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, празд­ник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;

— желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние;

— зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;

— голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае — один из траурных цветов;

— синий: в России — ночной покой;

— фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии — печаль;

— белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;

— черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычай­ную ситуацию, в Китае — честность.

Наиболее популярны цвета:

— красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;

— оранжевый: в Голландии;

— желтый: в Китае;

— зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ир­ландии, Египте;

— голубой: в Индии;

— белый: в Мексике;

— коричневый: в Болгарии.

Влияние цвета на восприятие рекламы

Цвет Символ зрительно-чувственного восприятия
    Расстоя­ние Размер Темпера­тура Душевное настрое­ние Гигиени­ческое воздей­ствие
Зеленый далекий уменьша­ет нейтраль­ный, очень холодный очень спокой­ный свежий
Красный близкий увеличи­вает теплый раздража­ющий, тревож­ный  
Оранже­вый очень близкий увеличи­вает очень теплый увлека­тельный, возбужда­ющий  
Желтый близкий очень теплый
Коричне­вый очень близкий нейтраль­ный грязный
Фиолето­вый очень близкий   холодный агрессив­но тре­вожный, обескура­живающий  

 

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона со­здают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, куль­турности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эман­сипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их "функциональности".

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается про­тивостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законода­тельным порядком табачная и алкогольная реклама допускается ис­ключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведе­ния крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное.

Практика показывает, что благоприятное восприятие рекламы туризма прямо связано с цветовым фоном, представленным ниже по убывающей (частота использования цвета в рекламе дана в %):

желтый (цыплячий) — 37;

бирюзовый — 18;

синий — 15;

голубой — 13;

интенсивно-лимонный — 7;

темно-фиолетовый — 4;

сине-фиолетовый — 3;

красно-розовый — 2;

рубиновый — 1.

С точки зрения психологической эффективности наиболее удач­ны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в мага­зинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привле­чения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый — 100;

темно-синий — 90;

бирюзовый — 85;

интенсивно-лимонный — 60;

 

черный — 47

темно-фиолетовый — 42

желтый — 22

голубой — 17,5

синий — 14,5

коричневый — 9,5

рубиновый — 7,5

красно-розовый — 3,5.

Перечисленные данные характеризуют восприятие цветового фона, на котором рекламируется бытовая техника.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, при­сущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологи­ческие и психологические характеристики цвета:

— красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, сим­вол опасности и запрета, показывает деятельный настрой. "Умень­шает" поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмер­ную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

— оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теп­лота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, де­лает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для

такой "холодной" по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

— желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраня­ется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не ре­комендуется использовать на больших поверхностях и лучше при­менять в сочетании с зеленым;

— теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

— светло-желтый (лимонный): холодный, "кислый", отталки­вающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

— золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстра­ции своего превосходства;

— зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновеши­вает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощуще­ние "обделенности" и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим;

— голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

 

— синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбира­ют люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд же­лательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

— фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосу­ды, увеличивает выносливость ткани, "примиряет" чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслаб­ляет и одновременно "провоцирует". Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;

— белый: символизирует чистоту. Для него характерно "самоус­транение" его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;

— бежевый: олицетворяет "седину";

— бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становит­ся нейтральным и приемлемым во многих случаях;

— багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;

— коричневый; вызывает ощущение стабильности и реалисти­ческое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консерва­тивные). "Тяжелый" по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

— черный: символизирует изящество;

— светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатле­ние;

— розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавос­ти;

— светло-зеленый: придает холодность окружающей среде. Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши

лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золоти­стым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеле­ным. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной про­дукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для кера­мики, "смелых" цветов (оранжевого, например) — для промыш­ленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания распо­лагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на жел­том; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; бе­лый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оран­жевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на

белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на крас­ном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воз­действия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двух­цветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%. •

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупа­теля. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокой­ную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и ней­тральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более при­емлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта приме­нения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цвето­выми сочетаниями психологическое воздействие дифференциро­ванно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Реклама становится более успешной при правильном использо­вании цветовой гаммы, которая со временем становится фирмен­ной цветовой гаммой.

megaobuchalka.ru

Психология цвета в рекламе

Цвет может привлекать и отталкивать, возбуждать или дарить чувство умиротворения и спокойствия. Красочные оттенки обращаются не к разуму, а к чувствам человека. Любой цвет вызывает у нас подсознательные ассоциации и влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Психология восприятия рекламы основана на использовании и сочетании различных цветов. Подробнее об этом читайте далее.

Не все так просто

Цветовые решения в рекламе находятся в тесной зависимости от естественного восприятия человеком тех или иных оттенков. Психология наружной и телевизионной рекламы опирается на общие медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета. Рассмотрим некоторые из них:

  • красный. Теплый и раздражающий, стимулирует мозговую активность. Красный – символ опасности и запрета, держит человека в напряжении. Красный предпочитают люди эмоциональные и влюбчивые. В рекламных роликах часто сочетается с бирюзовым или серым цветом;
  • оранжевый. Жизнерадостный оттенок, создает чувство благополучия и удовлетворенности. Часто используется в сочетании с синим, что делает восприятие рекламируемых товаров более «теплым»;
  • желтый. Привлекает внимание и надолго запоминается. Вызывает чувство голода, улучшает аппетит. Яркость этого цвета способна вызывать нарушения психо-эмоционального характера, поэтому его лучше применять в сочетании с зеленым;
  • зеленый. Уравновешивает, снимает стресс и усталость. Оттенки зеленого олицетворяют свежесть и естественность. Чтобы не вызвать у человека ощущение некоторой пустоты, чаще всего используется в сочетании с белым или синим;
  • голубой. Используется в рекламе лекарственных препаратов. Вызывает ощущение легкости;
  • синий. Придает внутреннюю силу и создает гармонию. Позволяет расслабиться и борется со стрессами. Сам по себе цвет холодный;
  • фиолетовый. Разрешает внутренний конфликт, благотворно влияет на сердце, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость организма. Используется в сочетании с зеленым или бирюзовым;
  • черный цвет символизирует строгость и солидность.

Психология формы в рекламе, как и цвета, воздействует на эмоциональное восприятие человека. Геометрические формы, отличающиеся своей простотой (квадрат, круг, треугольник) быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются.

Социальная психология рекламы заключается в создании эффективного «посыла». Основной целью является создание и привлечение потенциальных и реальных потребителей рекламируемых товаров.

Психология восприятия цвета в рекламе, хотим мы того или нет, диктует нам свои правила при выборе того или иного товара. Именно на это и рассчитывает заказчик промо-роликов, он же производитель.

 

womanadvice.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство