Невероятные идеи нестандартного использования деталей LEGO. Технологии лего
Познавательное развитие дошкольников с помощью лего-технологий
Наши дни характеризуется быстрым развитием информационных и компьютерных технологий, которые отыгрывают особую роль в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.
На современном этапе система дошкольного образования отражает тот факт, что существует прямое взаимодействие медиа и образования. Перед образовательной практикой сейчас ставятся новые задачи, которые связаны с активным использованием новых технологий в обучении воспитанников, которые бы отвечали современным потребностям развития детей-дошкольников.
Наше учреждение стремится к совершенствованию и обеспечению качества образовательного процесса, осуществляет поиск возможностей, эффективных форм работы с воспитанниками, создает разнообразные условия внедрения инновационных технологий, позволяющих достичь образовательных целей творческим способом.
Одной из таких возможностей является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий Лего, основанных на интегративных принципах, которые позволяют соединить воспитательные, развивающие, обучающие задачи.
Уникальность данной технологии перед другими состоит в том, что ее использование в образовательном процессе активизирует познавательную деятельность, положительно влияет на игровые мотивы обучения, повышает творческий потенциал, обеспечивает развитие различных психических качеств и процессов (понятийное мышление, воображение, способность к предвидению результата, проектные качества мышления и др.).
Перспективность применения таких технологий напрямую зависит от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно реализовываться в образовательном процессе. Поэтому сегодня мы представляем опыт применения LEGO-технологий в целях познавательного развития воспитанников.
Требования к реализации проекта минимальны. Для работы по программе необходимы: компьютер стандартной комплектации, колонки, микрофон, интернет, программное обеспечение (LEGO Digital Designer, Smart Notebook, Microsoft Office Power Point).
В целях эффективной организации использования этого замечательного конструктора в образовательном процессе педагоги прошли обучение, участвовали в региональных фестивалях проектов и областных конференциях. Обязательным условием стало обучение педагогов навыкам работы с компьютером. Повышению профессионального уровня воспитателей способствовало самообразование, семинары, консультации, мастер-классы по использованию конструктора Лего в процессе специально организованной и свободной деятельности малышей, организованные в учреждении дошкольного образования. В основу повышения квалификации педагогов была положена идея философии Лего, которая включает в себя четыре составляющих: установление взаимосвязей, конструирование, анализ, развитие.
Далее, творческой группой педагогов в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями воспитанников были разработаны конспекты занятий; составлены картотеки схем для конструирования из кирпичиков. Проведена работа по оснащению информационно-методического центра тематическими наборами.
Тематические наборы LEGO, наряду с конструкторами серии PRIMO, DUPLO активно используются педагогами в образовательном процессе, что позволяет расширить спектр средств обучения. Различные виды этих конструкторов дают возможность заниматься с детьми разной возрастной группы и реализовывать задачи учебной программы дошкольного образования.
LEGO-технологии можно использовать как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие. Также можно использовать в условиях семейного воспитания детей.
Этот конструктор для всех возрастных категорий детей. Освоение данной технологии проходит поэтапно.
1 этап — конструирование. Внедрение LEGO-технологий в образовательный процесс начинается со второй младшей группы: детям предлагается конструктор DUPLO. Они знакомятся с основными деталями, способами скрепления кирпичиков, упражняются в умении соотносить с образцом результат собственных действий. Это дает возможность воспитанникам младшей группы обогащать свой сенсорный опыт, различать и классифицировать предметы по форме, размеру и цвету, закрепить количественные и пространственные характеристики. Различные тематические наборы конструктора используются для формирования представлений об объектах природы ближайшего окружения.
В средней группе материал конструктора LEGO используется для объемного и плоскостного конструирования (например, дерево, солнышко, снежинка и др.), организации экспериментирования в рамках формирования у воспитанников представлений об объектах дизайна и средствах художественной выразительности (цветовое сочетание, ритм, композиция), создания доступных объектов дизайна — декоративных элементов интерьера.
2 этап — конструирование с помощью информационно-коммуникативных технологий (программа LEGO Digital Designer). Реализуется в рамках нерегламентированной деятельности, позволяющей детям практиковаться в создании моделей из деталей виртуального конструктора LEGO в формате 3D, где воспитанники закрепляют приобретенные навыки и знакомятся с уникальными возможностями виртуального моделирования.
Согласно с нормативно-правовыми актами использование компьютерной программы LEGO для детей от 5 до 7 лет допускается не более двух раз в неделю. Продолжительность работы с ресурсом составляет 5—10 минут. Форма организации детей, как правило, индивидуальная.
Она включает следующие компоненты:
- психологическая подготовка детей воспитателем к решению игровых и дидактических задач на компьютере;
- сама обучающая игра;
- общение с каждым воспитанником по возникающим вопросам в ходе игры;
- реализация вновь полученных (после игры на компьютере) навыков в самостоятельной игре в игровом зале с опорой на модули и другие игрушки, а также в условиях сада и семьи в других видах игр.
Практика работы педагогов свидетельствует о том, что конструирование полностью отвечает способностям и интересам детей. Благодаря конструктору они особенно хорошо совершенствуются в технических навыках и умениях, в умственном развитии. Системное использование Лего-технологий в триаде «педагог-ребенок-родитель» позволит развивать познавательные и творческие способности у детей, расширить их кругозор, способности к анализу, планированию, рефлексии, развить навыки коллективного творчества в процессе детских видов деятельности.
А. Сигаева
vscolu.ru
Статья на тему: «Лего-конструктор и ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ» Лагунова Анастасия Андреевна, Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР-д/с№587, г. Екатеринбург Студент гр. МТРК-1501, ИПиПД, УрГПУ, г. Екатеринбург Аннотация. В статье автор рассматривает значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Описывает игру и ИКТ-технологии, как благоприятные усло-вия, способствующие формированию положительно социализированной личности. Ключевые слова: личность, конструирование, творчество, лего-конструктор, игра, развитие, социализация, деятельность, педагогическое средство, технологии.
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий создает необходимость быть не просто человеком, а личностью которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития ребенка. Очень важным является то, что дошкольный возраст – период становления основных способностей, которые необходимо развивать, раскрывать за счет создания развивающей предметно-пространственной среды. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте сказано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников» [4]. Среди всех факторов, влияющих на развитие детской одаренности, авторы «Рабочей концепции одаренности» ставят на первое место, личностно развивающее обучение, которое должно быть построено на основе психологических принципов развития, на основе индивидуальных особенностей, а также с учетом познавательных потребностей ребенка. Такое обучение должно включать: духовно-нравственное развитие, развитие индивидуальности одаренного ребенка, широкую образовательную подготовку педагога, условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала[1]. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры с конструктором происходит самореализация личности, а также ребенок, получающий удовлетворение от деятельности, достигает ситуации успеха. За счет этого происходит всесторонне развитие ребенка. Кроме того, помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре. В связи с этим появляется необходимость для поиска новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности. Одним из таких средств, по моему мнению, является лего-конструктор, основной направленностью его является развитие интеллекта, познавательных способностей и творческого мышления детей. В процессе конструирования и моделирования у детей развивается не только логическое мыш-ление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения детей. Лего-конструктор привлекает для педагогов и воспитанников тем, что:
Но для того, чтобы конструктор лего был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе лего-конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования: Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей. Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также со-временных технических средствах, которые можно использовать в процессе лего-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook»). А также программа «Story Visualizer», позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из лего-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуни-каций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем бу-дет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса? и т.п. Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание лего-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей. Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей наводящими вопросами. С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология лего-конструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
Таким образом, можно сказать о том, что лего-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Литература
|
doshkolnik.ru
Путь к успеху: LEGO - ПРОЕКТ
«Интеграция образовательных областей через технологию Лего – конструирования»
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО- конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей; определить наиболее эффективные целесообразные методы, приемы, средства, способствующие интеграции образовательных областей через технологию Лего-конструирования;
5. Сформировать требования к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе и интеграции образовательных областей;
6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи;
7. Развитие взаимодействия и социального партнерства в Ассоциации со всеми ее членами.
Участники:
Ø Дети
Ø Педагоги
Ø Родители
Ø Социум
Ожидаемый результат:
1. повышение статуса дошкольного учреждения в обществе, повышение качества образования в детском саду;
2.увеличится число детей, имеющих высокий уровень социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
3.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ЛЕГО - конструирования повысится их квалификация, профессионализм.
Профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.
4.Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Девиз проекта:
«От старта возможностей к старту достижений»
Детский сад – первая ступень для:
- погружения в среду творчества и познания;
- ранняя диагностика способностей;
- конструирование и первые изобретения.
Детский сад – школа – ВУЗ = развитие технических способностей и творческих талантов.
Актуальность.
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность
Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка, начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что Лего (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап.
Ценностно-ориентированный этап.
Анализ предметно-пространственной среды дошкольных учреждений, наличие необходимого оборудования.
Введение педагогов, дошкольников и родителей в Лего технологию, через создание проблемных ситуаций.
Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование Лего технологии.
II этап.
Конструктивный этап.
Проведение обучающих семинаров для педагогов.
Повышение квалификации педагогов.
Проведение мастер-классов для родителей по применению Лего технологии.
Анализ и обработка научно-методических пособий по Легоконструированию.
III этап.
Практический этап.
Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.
Перспективное планирование по Лего-конструированию.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Создание в детских садах Лего-студий, Лего-парков.
Разработка технологических карт для Лего-конструирования.
Разработка цикла конструктов по использованию Лего технологии в различных образовательных областях.
Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.
Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.
IV этап.
Презентационный этап.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между детскими садами объединения, по различным номинациям.
Проведение городских и окружных семинаров по обмену опытом в работе с ЛЕГО.
VI этап.
Оценочно-рефлексивный.
Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.
Анкетирование родителей, увеличение процента детей, увлеченных конструированием, увеличение процента одаренных детей, нестандартномыслящих.
Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование.
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). |
Речевое развитие. | Работа на логопункте с логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора. реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной. |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Сроки и этапы реализации проекта.
Сроки и этапы | Содержание деятельности |
Аналитико-диагностический - подготовительно-информационный - подготовительно-документальный | - диагностика исходной ситуации (фиксация проблем), - выявление уровня компетентности педагогов в освоении Lego-технологий; - создание инициативных творческих групп; - работа педагогической мастерской «Удивительный Lego-мир»; - подготовка проекта; Планируемый результат: Обеспечение готовности субъектов, определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы. Презентация проекта «Интеграция образовательных областей через применение Лего-технологии» |
Организационно - исполнительный | - внесение корректировок в образовательную программу, в часть формируемую участниками образовательных отношений, - внесение корректировок в рабочие программы педагогов - корректировка инструментария, связанного с формированием «прединженерного мышления»; - соглашение с Центром универсального образования и разработка плана работы по взаимодействию с ним. - вовлечение родителей и специалистов в единую творческую деятельность, через создание «Клуба юных изобретателей»; - проведение мастер-классов для педагогов по использованию лего-конструирования в совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми; - разработка структурными подразделениями подпроектов по интеграции Лего-конструирования в образовательные области: 1.«С конструктором LEGO в увлекательный мир математики» 2. «Мы будущие инженеры» (ранняя профориентация, в плане реализации «Славим человека труда») 3. «LEGO, как средство формирования основ безопасного поведения у дошкольников» 4. «LEGO, как средство общения и культуры» 5. «LEGO, как средство развития творческой активности» 6. «Планета Земля и LEGO» и др. - текущий мониторинг Планируемый результат: 1.Создание способствующей развитию технических способностей и творческих талантов образовательной среды, через реализацию проекта «Интеграция образовательных областей через применение LEGO – технологии» и подпроектов детских садов . |
Стабилизационный | -распространение опыта работы в плане реализации проекта - выпуск методических рекомендаций - конструктов образовательной деятельности педагогов с применением LEGO технологии в образовательных областях |
|
nataliashkapova.blogspot.com
Лего-технологии в современном коррекционно-развивающем обучении Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
Список литературы
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий /
В.С. Аванесов. — 3-е изд., доп. — М.: Центр тестирования, 2000. — 240 с.
2. Ананьин, А.Д. Итоговая государственная аттестация выпускников высших учебных заведений: методические рекомендации по специальности 311400 — «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» / А.Д. Ананьин. — М.: МГАУ, 2004. — 37 с.
3. Ананьин, А.Д. Тестовые задания по агроинженер-ным специальностям: учебно-методич. пособие / А.Д. Ананьин. — Ч. 1. — М.: МГАУ, 1997. — 272 с.
4. Родыгина, Т.А. Квалиметрический подход к разработке тестов для комплексной оценки уровня подготовки выпускников / Т.А. Родыгина, И.Н. Светлакова // Пробле-
мы энергообеспечения и энергосбережения: сб. научных трудов ИжГСХА. — Т. 2. — Ижевск: ИжГСХА, 2003. —
С. 206-209.
5. Снегирева, Т.А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых / Т.А. Снегирева; науч. ред. В.С. Черепанов. — Москва-Ижевск: Экспертиза, 2006. — 124 с.
6. Челышкова, М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / М.Б. Челышкова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 75 с.
7. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы: учебное пособие / В.С. Черепанов. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 124 с.
УДК 376
Т.В. Лусс, канд. пед. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Педагогическая академия последипломного образования»
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБучЕНИИ
Современное развитие общества и уровень технических средств способствует разработке и успешному внедрению в педагогическую практику общих и специальных (коррекционных) дошкольных и начальных школьных образовательных учреждений инновационных конструктивно-игровых технологий, направленных на повышение эффективности обучения, развития и воспитания детей, на создание особой коррекционно-развивающей среды. Большое значение в коррекционно-развивающем процессе уделяется педагогическим технологиям, которые в последних документах ЮНЕСКО рассматриваются как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом взаимодействия технических и человеческих ресурсов, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования, с учетом уважения свободы и жизни каждого ребенка, творческого раскрепощения и развития его личности через социально и личностно значимые виды деятельности (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко). Они основываются на лучших достижениях педагогической, психологической и социальных наук, передовом педагогическом опыте народной, отечественной и зарубежной педагогики (А. Дистервег, Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоц-ци, В.Л. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Р. Штайнер и др.).
Особую популярность получили Лего-техно-логии, это система обучения с применением конст-
рукторов LEGO, выпускающихся в образовательной корпорации GROUP LEGO DACTA*.
Активное внедрение Лего-технологий в систему зарубежного образования объясняется следующими фактами. Во-первых, в 80-х годах прошлого столетия сфера образования в странах Организации экономического содружества и развития подверглась обширному реформированию, которое было направлено на повышение познавательного потенциала учащихся. Об этом говорил выступавший в 2000 г. на образовательном форуме, проводимом под эгидой Министерства образования Дании, руководитель компании Лего-ДАКТА Р. Расмуссен. Во-вторых, в 1998 г. была основана независимая организация «Следующий форум поколений» (NGF) — аналитический центр компании ЛЕГО, который подчеркнул, что в школах важно больший акцент делать на изучение того «как учить». Необходимо, чтобы знания приобретались не только как информация и факты, а должны быть творческими. Современные технологии и социальные изменения преобразовывают окружающее, поэтому следующие поколения детей нуждаются в несколько иных навыках, чем предшествовавшие.
Представители корпорации считают, что система Лего-ДАКТА концептуально предназначена для
* Образовательный отдел Лего-ДАКТА, функционирующий с 1989 г., был образован от выпускающей игровые конструкторы фирмы «Лего», основанной Ole Kirk Christiansen в 1932 г. в Дании. Термин «Лего» официально зарегистрирован 1 мая 1954 г. и переводится как «хорошо, весело играть вместе».
организации оптимального познания учащимися окружающего мира через практическую деятельность. Необходимо отметить, что в специальном обучении данная система может успешно применяться для решения диагностических, коррекционных и развивающих задач.
Следует рассмотреть некоторые аспекты данной педагогической технологии. Философский аспект Лего-ДАКТА основывается на понятии «конструктивизма», теоретически обоснованным и разработанным профессором С. Пейпертом (Массачусетский технологический институт, ОПТА), который предполагает оптимизацию процесса обучения за счет активного включения произвольного познания самих обучающихся (О.В. Михеева, П.А. Якушкин, 1996). Таким образом, обучение приобретает качественно иной уровень, потому что дети не только изучают, но еще и сами создают модели объектов окружающего мира, что позволяет получить не только новые знания об этих объектах, но и понять возникающие между ними связи и взаимоотношения. Это способствует нахождению обучаемыми более сложных и интересных решений, приводящих к расширению и углублению полученных знаний. Практическое усвоение знаний оказывается наиболее эффективным по сравнению с сообщаемыми в устной форме. Это и позволяет говорить об «обучении в практической деятельности» (learning by making). Моделирование из деталей Лего реальных объектов и их отношений есть форма абстракции: модель — это своеобразный знак, замещающий реальный объект. Это положение хорошо согласуется с основными постулатами деятельностного подхода к обучению, разработанного в отечественной психологии (Л.С. Выговский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
Отечественные ученые в области общей и специальной педагогики и психологии (А.Р. Лурия, В.Б. Синельников, В.Г. Нечаева, Л.Г. Парамонова, О.П. Гаврилушкина и др.) также придавали большое значение конструктивной игре в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Концепция Лего-ДАКТА предусматривает уместность ее использования на всех возрастных ступенях обучения: от дошкольного детства до среднего школьного возраста (О.В. Михеева, П.А. Якуш-кин, 1996), причем с достаточно эффективными результатами, что подтверждается рядом исследований. Перуанские преподаватели апробировали образовательные наборы Лего в 130 школах с учениками 6-11 лет. Результаты свидетельствовали, что школьники, основываясь на практическом опыте, в процессе исследовательской деятельности и коллективного выполнения заданий быстрее понимали простые физические законы, лежащие в основе использования механизмов и рычагов. Повышение эффективности было отмечено на 60 % у испытуемых в обучении математике, а также в коммуникативных
126
навыках; увеличились активность, внимание, удовлетворение и чувство собственного достоинства.
Мотивационный аспект системы Лего-ДАКТА включает в себя специфическое понятие «hardfun» («трудная забава»). При использовании системы, методики и философии LEGO DACTA обучающихся ставят в такие условия, что для достижения реального результата и связанного с ним удовольствия и удовлетворения от собственной интеллектуальной активности, им необходимо потрудиться и подумать, но само достижение, искомого результата неизбежно открывает новые возможности, новые перспективы, новую мотивацию (В.Н. Просвиркин, А.И. Новиков, Т.И. Данюшевская, 1997).
Непосредственное участие педагога в процессе обучения с ЛЕГО позволяет, с одной стороны, осуществлять руководство деятельностью испытуемых, а с другой — поддерживать их активность, направлять на самостоятельные поиски решения.
Разработчики наборов ЛЕГО учитывали и социальный аспект, который подчеркивали в игрушках Р. Бардес, Г.В. Плеханов, Б.П. Никитин и др. Сравнивая игрушки с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, авторы отмечали недостатки готовых игрушек, лишающих ребенка творчества и созидания. В конструкторе заложен элемент разрушения, который естествен для детей дошкольного возраста и сохраняется до семи лет (В.В. Зеньковский, 1996). В конструктивноигровой деятельности с Лего это проявляется в перестроении отдельных частей или целой постройки.
Дидактический аспект Лего-технологий необходимо оценивать с двух позиций. ЛЕГО — это конструктивно-игровое средство в рамках свободной творческой деятельности детей, а также как вспомогательное дидактическое средство в целенаправленном педагогическом процессе при умелом использовании его педагогом. Эти две позиции взаимодо-полняют друг друга, но только в этой взаимосвязи, поэтому целесообразно рассматривать Лего как новую технологию в коррекционно-развивающей среде. В сочетании с раздаточным материалом, применяемым на занятиях по обучению грамоте, математике (Л.И. Тихонова, Н.А. Селиванова, 2000), при ознакомлении с окружающем Лего позволяет значительно ускорить формирование познавательной, творческой, коммуникативной, социальной сферы и добиться более устойчивых результатов.
Творческие способности при игре в Лего ускоренно формируются в результате манипулирования большим количеством разнообразных деталей, позволяющих соединять их многочисленными способами, усложняя действия по мере освоения этого инновационного средства. Развитие творческих способностей и навыков у детей формируется поста-дийно. Первая стадия — это исследование и примитивное экспериментирование с материалом. Вторая
стадия — «царапина», которая предполагает более сознательное экспериментирование детей с материалом, с учетом его свойств. Движущей силой является детское любопытство. После ознакомления с элементами наступает третья стадия — «формовочная», предполагающая создание моделей, характер которых определяется уровнем развития и интересами ребенка. По мере развития ребенка его конструктивноигровые навыки совершенствуются, побуждая выдумывать что-нибудь новое, реализовывать все новые возможности, приобретая новый ценный опыт, на который и опирается последующее развитие. Все, что ребенок создает, вызвано только его свободным желанием — творить, в соответствии с его индивидуальными способностями и особенностями [1].
Имеется некоторый положительный опыт использования этой технологии при коррекции (коррекционный аспект) различных отклонений в развитии у детей. Апробация наборов Лего-ДАКТА проводилась в Словакии (Братислава) с детьми дошкольного и школьного возрастов, имеющими различную патологию — нарушение зрения, речи, ДЦП, сложные дефекты, физическое недоразвитие. Полученные данные представлены в работе Э. Поляковой (1995). Она рассматривает Лего-ДАКТА в аспекте трех функций: образовательной, объединяющей и социализирующей. Автор отмечает, что данная технология открывает абсолютно новые перспективы в педагогической работе с детьми-инвалидами.
Основываясь на результатах исследований отечественных и зарубежных педагогов, на определении педагогической технологии (Г.В. Селевко, 1997), можно считать, что Лего-ДАКТА имеет необходимые структурные составляющие, такие как концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть и удовлетворяет методологическим требованиям, поэтому ее можно рассматривать с точки зрения новой технологии как в общем, так в и специальном образовании.
Лего-ДАКТА обладает характеристиками, значительно отличающими данные игры от других педагогических технологий, а с точки зрения игровой и учебной деятельности они имеют ряд специфических особенностей, заключающиеся прежде всего в большом диапазоне возможностей, а также соответствуют требованиям, предъявляемым к дидактическим средствам на современном этапе [2].
Свободные конструктивные игры с Лего несут в себе большие возможности, направленные на развитие творческой, физической, эмоциональной, коммуникативной сфер, на социализацию детей в целом, но их уровень определяется развитием ребенка. Выявлено, что с деталями конструктора, вне зависимости от формы и комплектации, ребенок не может играть «правильно» или «неправильно», поскольку то, как он играет и то, что он создает, определяется только его развитием. И в этом проявляется развитие ребен-
ка, поскольку ограничение детской конструктивноигровой деятельности связано с уровнем развития, его воображения и представлений об окружающем.
Л.А. Парамонова (1999) определила Лего-конструирование как вид технического конструирования, исследовала формирование творческой конструктивной деятельности дошкольников с нормальным психофизическим развитием, выявила некоторые особенности начальной стадии — свободной игры и разработала методику развития конструктивной деятельности таких детей.
Широкий спектр изучения литературных источников, с одной стороны, позволяет говорить о многоплановости Лего, а с другой — предполагает необходимость более детальное изучение его многофункциональных возможностей.
Однако приходится констатировать, что в целом методическая база использования Лего для развития детей разработана пока недостаточно. Анализ литературных источников как отечественных, так и зарубежных показывает, что раскрыты только некоторые векторы применения Лего-ДАКТА в образовании.
Поскольку игра имеет диагностическую функцию, а деятельность с Лего рассматривается именно как конструктивно-игровая, то диагностические возможности с данным средством требуют доработки. Так, важно рассмотреть вопросы применения конструктивно-игровой деятельности с Лего на этапе скрининг-обследования в различных условиях (в условиях дошкольных образовательных учреждений, в условиях центра, дома) у детей дошкольного возраста с различными патологиями (с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с речевой патологией) [3].
Большое значение имеет организация учебных и игровых зон, поэтому важно рассмотреть и оборудование Лего-кабинета с точки зрения его функциональных возможностей, а также место этого развивающего средства в группе детского сада.
Успешность обучения зависит от подготовленности педагогов, логопедов, воспитателей к работе с новыми инновационными технологиями, таким образом, необходимо разработать систему подготовки кадров к работе с Лего-ДАКТА с учетом особенностей детей.
Список литературы
1. Лусс, Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / Т.В. Лусс. — М.: Академия, 2002. — С. 425-438.
2. Лусс, Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с отклонениями в развитие помощью ЛЕГО: пособие для педагога-дефектолога / Т.В. Лусс. — М.: Российский университет дружбы народов, 2007. — 132 с.
3. Лусс, Т.В. С Лего станем мы сильней! Пособие по обучению игре с ЛЕГО / Т.В. Лусс. — М.: Ассоциация «Национальный мониторинг», Союз социальной защиты детей, 2007. — 20 с.
127
УДК 378; 658. 012: 63. 007. 2.
А.С. Симан, аспирант
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
итоговая аттестация студентов с использованием тестовых методик
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты) [1].
Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности «Профессиональное обучение» включает государственный экзамен и выпускную квалификационную работу (дипломный проект) [1].
Процедура аттестации допускает использование устного, письменного, лабораторно-практического, графического и других видов контроля. Отдельно следует выделить программированный контроль, т. е. контроль при помощи компьютерных программ [2].
Использование программированного контроля стало возможным в результате внедрения в учебный процесс относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, однако наличие компьютерной техники не является достаточным условием для проведения качественного педагогического контроля в рамках учебного заведения, и именно поэтому был предложен ряд новых методов, позволяющих получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых. Один из них — тестовая методика контроля знаний учащихся, которая органично сочетается с внедрением в педагогический процесс новых информационных технологий (персональных компьютеров).
Компьютерное тестирование существенно расширяет возможности педагогической диагностики в целом и контроля в частности, так как тест является средством педагогического измерения, обладающим рядом характеристик, выгодно отличающим его от всех остальных средств педагогического контроля. В отличие от традиционных средств контроля, тесты при определенных условиях позволяют выявить не только уровень подготовки, но и степень отклонения структуры знаний обучающихся от идеальной. Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом. Такой контроль
128
выполняет важные обучающие функции, он обеспечивает педагогов информацией об уровне знаний их подопечных, о пробелах их подготовки.
Тестовые методики открывают новые возможности в процессе аттестации, поскольку именно они обеспечивают обоснованность, объективность и сопоставимость результатов диагностики [3].
Обоснованность: в отличие от обычных экзаменов, где сплошной опрос заменяется выборочным, тесты позволяют включить задания для проверки подготовленности выпускников почти по всем требованиям стандартов и тем самым повысить обоснованность аттестационных оценок.
Объективность: в процессе получения тестовых оценок практически исключены моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставленных традиционным путем. Данное свойство тестовых методик в полной мере соответствует одному из важнейших принципов контроля, принципу научности, который предписывает использование в практике контроля научно обоснованных средств оценки знаний обучающихся. Только для тестов существуют научно обоснованные критерии качества (надежность и валидность). Это, пожалуй, самое существенное свойство, выгодно отличающее тесты от традиционных средств контроля.
Одним из требований проведения экзамена является то, что в аудиторию не допускаются специалисты по предметам, по которым проводится экзамен. Вместе с использованием единой инструкции по проведению экзамена это позволяет обеспечить соблюдение единых условий для всей выборки испытуемых.
Сопоставимость: в процессе статистической обработки результатов тестирования мы можем их сопоставить между отдельными учащимися, а также выявить пробелы в подготовке студентов и составить программу коррекции по тем дисциплинам, которые этого требуют. Отсутствие сопоставимости у традиционных оценок является крайне существенным недостатком, делающим невозможным осуществление корректной аттестации в той ситуации, когда она проводится без тестов.
Государственный экзамен предусматривает проверку остаточных знаний выпускников по циклам общепрофессиональных, отраслевых дисцип-
cyberleninka.ru
Невероятные идеи нестандартного использования деталей LEGO
Вряд ли найдутся такие, кто не слышал о конструкторах Lego, а многие в своё время наверняка даже были владельцами этого чуда. Lego вдохновляет детей на протяжении десятилетий, конструктор формирует их творческие навыки, а также развивает мышление.
С Lego малыш может быть и архитектором, и инженером, и изобретателем одновременно.
Немного из истории чудесного конструктора.
Производство Lego началось в 1949 году в Дании. Его создателем является Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Christiansen), который в своей мастерской в Биллунде и придумал мировую знаменитость.
Читайте также: Полезные идеи, советы и игры из конструктора LEGO для детей и взрослых
С тех пор с конвейера сошло более 560 миллиардов деталей. Это по 62 "кирпичика" на каждого человека на земле!
Существует также шесть парков Lego, а тематика игровых наборов простирается от игр и фильмов до книг и спортивных мероприятий.
Есть даже детали Lego, которые путешествуют в космическом пространстве, потому как в мае 2011 года 13 комплектов Lego отправились в космос для того, чтобы астронавты сумели построить модели и изучить, как ведут себя кирпичики в условиях микрогравитации.
Читайте также: 20 конструктивных фактов про Лего (Lego), которые удивят вас
Каждая вещица от Lego проста и одновременно вдохновляет. Даже само слово "Lego" произошло от датской фразы "leg godt", что в переводе значит "играй хорошо", а стандартная деталь конструктора может выдержать давление до 430 кг.
Неудивительно, что дети и взрослые во всём мире очень любят его, и придумывают различные способы использования красивых маленьких кирпичиков.
Единственная плохая новость о Lego заключается в том, что по данным одного он-лайн голосования боль от стояния на одной детальке голой ногой была признана сильнейшей из всех, "доступных" человеку, уступив пальму первенства лишь родам.
Необычное использование LEGO
Если вы хотите украсить свой дом, научить детей математике или создать ювелирное изделие, вы это всё можете сделать с помощью Lego. Ниже представлены замечательные творения, созданные людьми при помощи деталек конструктора. Вдохновляйтесь.
1. Простой ремонт стены
2. Творческий и красочный дизайн интерьера
3. Образовательные инструменты, которые помогут детям освоить математику
4. Настоящий дом!
5. Протез конечности для животного
6. Держатель для ключей
7. Невероятная подставка для телефона
8. Необычная подставка под кухонные ножи
9. Декорированный системный блок
10. Запонки для особых мероприятий
11. Торшер на лампе превратит комнату в уголок чудес
12. Новый дом или игрушка для вашего домашнего питомца
13. Полноценный диван
14. Подарочная упаковка или коробка для хранения вещей
15. Подставки под напитки
16. Цветы, которые никогда не умрут
17. Цветочные горшки
18. Держатели для книг
19. Зеркало или картина в прекрасном обрамлении отлично впишутся в детскую комнату
20. Вы даже можете сделать из кирпичиков ювелирные украшения
21. Подставка под зубные щётки
22. Оригинальная книжная полка
23. Держатель для салфеток. Будет очень кстати на детских праздниках
Перевод: Баландина Е. А.
www.infoniac.ru
Лего Техник (Tehnic) - каталог наборов с инструкциями по сборке, видео, картинками
Линейка LEGO Technic состоит из наборов реалистичных транспортных и технических моделей, обладающих различными функциями. Это достаточно сложные конструкторы самолетов, гоночных автомобилей, лодок, бульдозеров и другой рабочей и транспортной техники. Реально существующие или фантастические, они оснащены движками, пневматикой, пультами ДУ. Оживить собранную игрушку помогут комплекты с электродвигателями. Дополняют серию многофункциональные образцы, такие как «Строительная команда», в составе которых есть сразу два-три вида техники.
Проверьте свои возможности в машиностроении с LEGO Technic
Конструкторы LEGO дарят возможность взрослым и детям всех возрастных категорий проявлять фантазию и экспериментировать. Эта компания, стоящая сегодня на третьей позиции по продажам игрушек в мире, произвела уже более сотни разнообразных тематических конструкторов. LEGO Technic — очередная разработка производителя, ориентированная на детей с 7 лет, и ее наверняка не обойдут своим вниманием взрослые почитатели инженерных головоломок.
От простого к гениальному
Выбрать конструктор из большого разнообразия сложно, настолько все они хороши и интересны. Начинающим изобретателям больше подойдет набор, состоящий из небольшого количества деталей и механизмов. Разобраться помогут инструкции и схемы, приложенные к конструктору. Более опытным механикам будет интересно повозиться, преодолевая трудности, с большой и сложной моделью. Обладающие богатой фантазией инженеры могут, игнорируя инструкции, создать нечто свое, новое и фантастичное из имеющихся деталей. Усложненные наборы заставят применять технические решения, в их сборке пригодятся знания основ механики. Каждая модель конструктора промаркирована возрастом, на который рассчитана игрушка. Дополнительно это может дать подсказку о степени ее сложности.
Функциональность моделей: Собранный экземпляр представляет собой реалистично выглядящий механизм, колеса которого крутятся, дверцы открываются, кузова откидываются, руль поворачивается. То есть это уже полноценная игрушка. Она подвижна благодаря мотору и пневматическому приводу.
Все модели дополнительно могут управляться дистанционно с помощью пульта.
И если ребенку будет интересно развлекаться с уже сконструированной игрушкой, то настоящему любителю LEGO, скорее всего, захочется попробовать себя в качестве инженерного гения и создать из деталей набора нечто особенное, не предусмотренное изготовителем. И это возможно!
Разнообразие конструкторов Technic
- Гоночные машины обладают всеми необходимыми атрибутами и особенностями авто для гонок. Некоторые модели можно трансформировать во внедорожники. Линейка представляет более 25 наборов этой категории;
- Внедорожники. Техника оснащена полноприводной коробкой передач и специальной подвеской для экстремального вождения;
- Мотоциклы. Огромный выбор самых разных моделей: квадроциклы, байки, трициклы, кроссовые и уличные мотоциклы;
- Самолеты и вертолеты. Есть где проявить фантазию и инженерные умения любителям воздушных аппаратов. Категорию наполняют образцы техники от небольшого спасательного вертолета до большого грузового самолета;
- Лодки — катера на воздушной подушке;
- Рабочая техника включает все виды строительных и городских вспомогательных машин, в точности повторяющих внешний вид своих аналогов. Это самая многочисленная категория серии;
- «Арктический спасательный центр» и «База на вулкане» — целые технические городки, которые можно наполнить соответствующими машинами.
В продаже есть комплекты с дополнительными конструктивными элементами (моторы, пневматические переключатели, звенья цепи). И наборы для любителей электрики Lego Power Functions, являющиеся полноценными комплектами с деталями, собрав которые можно привести в движение модели машин и механизмов.
Каждый год производители радуют поклонников Technic очередными новинками. Под занавес необходимо добавить несколько слов о безопасности игрушек — все материалы, применяемые компанией LEGO Technic для производства конструкторов, являются качественными и безвредными для детей.
4constructor.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.