Дома начнет «лепить» пирожник ?
Парламентская газета 5.12.2006
Строительная отрасль стоит на пороге небывалых перемен. Если следовать букве Федерального закона от 2 июля 2005 года №80-ФЗ, с 1 января 2007 года отменяется лицензирование практически всех видов деятельности в строительстве.
Однако уже ясно, что разработать альтернативный механизм, который обеспечивал бы безопасность и качество строительных работ, законодатели к назначенному сроку не успеют. Может возникнуть правовой вакуум, в условиях которого любой предприниматель, будь он хоть сапожник, хоть пирожник, будет вправе претендовать на участие в строительном бизнесе. И практически ни перед кем не будет отвечать, если его «блин», то есть дом, выйдет «комом».
Строительство во все времена считалось деятельностью, связанной с повышенной опасностью и потому требующей особого регулирования. В Древнем Вавилоне, например, согласно кодексу царя Хаммурапи, недобросовестный строитель мог быть казнен, если возведенный им дом «упал и убил» человека. Российские законы, регулирующие безопасность и качество строительных услуг, конечно, не столь кровожадны. Их главная цель — не допустить ситуаций, подобных той, что описана в кодексе Хаммурапи. И первым заслоном, преграждающим вход на строительный рынок непрофессионалам, стала система государственного лицензирования строительной деятельности, введенная в 1991 году.
— Лицензия — это своего рода «паспорт» ответственности предпринимателя, доверия к нему, — рассказывает генеральный директор Федерального лицензионного центра при Росстрое (ФЦЛ) Александр Толкачев. — Решение о выдаче лицензии на те или иные виды деятельности принимается на основе документов, которые представил соискатель (есть ли у него специалисты соответствующей квалификации, техника, офис, состоит ли на налоговом учете). Если строитель не может выполнять заявленные в лицензии виды работ, потребитель вправе предъявить претензию в судебном порядке. Кроме того, сведения обо всех лицензиатах размещены на сайте Росстроя.
Сегодня в реестре Росстроя числятся свыше 210 тысяч лицензиатов, занимающихся проектно-изыскательскими и строительными работами. И за всеми государство обязано осуществлять лицензионный контроль. Так, в 2006 году были проверены почти 42 тысячи предприятий и организаций, 156 лицензий были аннулированы в судебном порядке, 2,5 тысячи приостановлены до устранения нарушений.
Одним словом, система работает. Зачем же понадобилось ее ломать? По мысли инициаторов отмены лицензирования (а эта идея исходила из Минэкономразвития и фонда «Институт экономики города»), лицензия создает дополнительные административные барьеры в строительстве. А их и без того хватает. В разной форме и с разных сторон процесс строительства контролируют сейчас полтора десятка федеральных ведомств и все три уровня власти. Помимо лицензионного контроля существует архитектурный, строительный, технический и авторский надзоры. Плюс госэкспертиза инженерных изысканий, проектной документации, бесчисленные согласования, разрешения и так далее.
И что же? У семи нянек дитя без глазу. Качество работ из года в год ухудшается, ЧП на стройках стали едва ли не нормой. Крыши падают, лестницы проваливаются, люди гибнут. И при этом чиновники, недосмотревшие за строителями, не отвечают ни рублем, ни креслом.
Вместо «выродившегося инструмента», как охарактеризовал лицензирование замминистра экономразвития Андрей Шаронов, предлагается такая схема. Государственный контроль и надзор будут вестись на основе законодательно принятых технических регламентов, которые заменят устаревшие СНиПы. А непосредственное регулирование строительной деятельности будет передано в руки саморегулируемых организаций (СРО), то есть профессиональных сообществ, несущих солидарную юридическую и материальную ответственность за каждого своего члена. Гарантией такой ответственности станет компенсационный фонд. Он будет формироваться за счет членских взносов. Если кто-то из членов СРО нарушит условия договора, «кинет» заказчиков строительства, плохо построит или вообще самоликвидируется, все претензии — к саморегулируемой организации. Она обязана будет возместить причиненный вред из своего компенсационного фонда. «Сегодня во всем мире основным лицензионным требованием становятся не профессиональные качества, а размер материальной ответственности», — говорит председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
Понятно, что организация, которая отвечает за своих членов рублем, не станет принимать в свои ряды фирмы с сомнительными профессиональными и финансовыми возможностями. «Всяк входящий» обязан будет пройти жесткий отбор (финансовый и профессиональный аудит). Таким образом, сама суть «входного контроля» в строительной деятельности не только сохранится, но и значительно усилится, считают в Минэкономразвития.
Однако в этой логичной конструкции есть два больших «но». Во-первых, до сих пор не разработан и не принят ни один технический регламент в области строительства, хотя планировалось, что минимально необходимые из них появятся уже в 2006 году. Хуже того. Правительство в очередной раз перенесло сроки их разработки — теперь уже на конец 2008 года (чем заслужило гнев первого вице-премьера Дмитрия Медведева, потребовавшего прекратить этот «парад безволия»).
Во-вторых, не принят закон о саморегулируемых организациях, то есть передавать бразды правления некому. Но даже если закон увидит свет в ближайшие месяцы, в мгновение ока он не заработает. Регулирование в строительстве — чрезвычайно сложный процесс, требующий тщательной подготовки как с нормативно-правовой, так и с организационной точки зрения. Необходим некий переходный период, в течение которого саморегулируемые организации сформируются, пройдут государственную аккредитацию, разработают условия членства, стандарты и требования профессионального сообщества. А главное — определят механизмы солидарной ответственности. И еще не факт, что все здесь пройдет гладко. Далеко не всем строительным организациям нравится идея круговой поруки, когда добросовестные компании вынуждены будут отвечать своими деньгами за мошенников, непрофессионалов, нарушителей.
Возможность возникновения правового вакуума в сфере обеспечения безопасности строительства не на шутку беспокоит всех участников строительного рынка, не говоря уже о региональных властях, которым придется расхлебывать упущения законодательства. В адрес Госдумы, Правительства, Президента летят тревожные обращения с просьбой продлить действие лицензирования. По данным Росстроя, только за последние два года поступило около 1300 таких обращений от профессиональных и творческих объединений, общественных организаций, строительных компаний, законодательных собраний и органов исполнительной власти субъектов Федерации. «Правительство Москвы убеждено, что на период разработки и принятия технических регламентов должен сохраниться существующий порядок лицензирования строительной деятельности как важнейший инструмент, препятствующий появлению на строительном рынке неподготовленных и недобросовестных подрядчиков», — пишет мэр Москвы Ю. Лужков в обращении к Президенту РФ. «Сегодня, когда отсутствуют разработанные технические регламенты, нет правовой базы саморегулирования, отмена государственного лицензирования, с нашей точки зрения, преждевременна», — это уже из обращения губернатора Кузбасса А. Тулеева. «Опыт управления строительным комплексом показал эффективность мер, принимаемых к недобросовестным строительным организациям в виде приостановления действия лицензий», — утверждают депутаты Саратовской областной Думы в обращении к своим коллегам с Охотного Ряда. Подобных цитат можно привести еще множество.
Опасность разрегулирования отрасли в Госдуме понимают. В ближайшее время депутаты планируют рассмотреть поправки в закон №80-ФЗ, продлевающие действие системы лицензирования в строительстве.