Бизнес в стиле ISO 9000
С того момента, как появилось представление о престижных товарах или услугах, мировая экономика была обречена на новые критерии оценки эффективности производства: стиль, оригинальность продукта, его образ в сознании целевой аудитории, эмоциональное отношение к нему общественности.
На фоне сверхпроизводства и глобализации экономики становится очевидным, что имидж – уже не «приятное дополнение» к производственным мощностям, штату компетентных сотрудников и солидному годовому обороту компании. Имидж начинает играть доминирующую роль в успехе или неуспехе компании. Так, например, в 2002 году на рынок Японии было выведено более 1000 брендов газированной воды в алюминиевых банках. В 2003 г. в производстве осталось чуть больше 50 из них. Можно с большой долей уверенности предположить, что это произошло не в силу их цены или качества, а только лишь потому, что их образы, как отражение восприятия продукта в сознании целевых аудиторий, были лучше продуманы.
В ситуации, когда основным орудием труда становится интеллект, репутация компании – по сути единственное, что у нее действительно есть. Перед высшим менеджментом каждой современной компании стоит задача по усилению доверия к ней со стороны клиентов, признания в деловом сообществе. Одно из эффективных средств создания привлекательного имиджа – это использование определенных маркеров, которые дадут клиенту или партнеру простой знак: «мы свои», «мы – то, что тебе нужно».
В большинстве стран мира такими знаками являются стильный офис в престижном деловом центре, спланированный известным дизайнером, оригинальные визитные карточки, приветливый и компетентный персонал, дорогая оргтехника, вкусный кофе, сотрудники в хороших костюмах, публикации в тематических СМИ, большие и красивые стенды на профессиональных выставках, спонсорство природоохранных организаций и целый ряд других знаков. Однако, ни один из этих маркеров не имеет под собой действительно твердой и надежной основы, так как не связан ни с качеством выпускаемого продукта, ни с организацией производственных процессов в компании.
По мнению аналитиков Национального экспертного совета по качеству (НЭСК), опорным элементом имиджа успешной и надежной компании может стать система менеджмента качества (СМК) по всемирно признанным стандартам ISO серии 9000.
Стандарты ISO серии 9000 – это группа общепринятых требований по созданию в организации системы управления качеством. Система качества может быть применена ко всем аспектам управления - маркетингу, продажам продукции, финансам, процессам производства продукции или предоставления услуг. В мировой деловой практике внедрение СМК является инструментом развития качества продукции и услуг, а также - укрепления менеджмента компании.
Уже несколько десятилетий во всем цивилизованном мире сертификат ISO 9000 является документом, подтверждающим стабильность и надежность компании. Получение фирмой этого сертификата становится стандартом, обязательным для развития партнерских отношений, привлечения инвестиций, выхода на мировые финансовые рынки. Сертификаты ISO – объективное свидетельство признания со стороны одной из влиятельнейших и авторитетнейших мировых организаций - Международной Организации по Стандартизации (International Organization for Standardization). Он укрепляет репутацию компании и возвышает имидж сертифицированной фирмы в глазах делового сообщества до уровня лидеров мирового бизнеса.
Сертификат ISO серии 9000 украшает почти 100 % офисов IT-компаний. Как наиболее прогрессивная и готовая к инновациям часть делового сообщества, они давно поняли, что внедрение СМК позволит им эффективно контролировать качество всех бизнес-процессов и выгодно подчеркнет их имидж «компаний будущего».
Внедрение системы менеджмента качества является не только важным инструментом развития эффективности управления компанией, но и повышения доверия к ней. Процессы внедрения СМК по мировым стандартам ISO 9000 подразумевают совершенствование системы управления компании, и как следствие, являются индикатором прозрачности управления, что неизбежно ведет к росту эффективности коммуникаций с внешними аудиториями.
Внедрение СМК по стандартам ISO 9000 – весьма многоаспектный процесс, который обеспечивает PR-специалистов целой группой новостных поводов, свидетельствующих о коренных изменениях организационной структуры, оптимизации производственных процессов, улучшении работы персонала и качества продукции компании. Эта информация, грамотно поданная специалистами массовых коммуникаций, безусловно, будет способствовать расширению положительной публичной известности организации и среди клиентов, и в профессиональном сообществе.
Что характерно, за последние несколько лет внедрение в компаниях, работающих в самых различных областях бизнеса, ISO 9000 стало не просто важным шагом в борьбе за приобретение новых конкурентных преимуществ и повышение рентабельности, но и своеобразной модой. Теперь внедрение СМК – не только признак «взросления» компании, но и знак ее успешного продвижения в среде современных бизнес-коммуникаций, необходимый атрибут престижа. Наличие СМК является важнейшим инструментом развития положительного восприятия компании со стороны деловых партнеров, инвесторов, инвестиционного и финансового сообщества (В2В).
Люди, как известно, любят разговаривать на общие для них темы: футболисты о футболе, автовладельцы – о машинах, женщины – об одежде, детях и мужчинах. Можно с полной уверенностью прогнозировать, что внедрение ISO 9000 станет самой модной темой для бесед топ-менеджеров и владельцев компаний на ближайшие пять-десять лет.
Иными словами, представление о стандартах ISO 9000 как «стильном аксессуаре» и знаковом элементе имиджа компании в деловом сообществе уже сформировано. А поскольку стиль в XXI веке становится едва ли не главенствующим критерием любого выбора, сертификат ISO 9000 необходим любому достаточно крупному бизнесу так же, как и дорогая офисная мебель в зонах front-офиса, дорогой корпоративный автопарк, наличие крупных зарубежных партнеров и собственного «карманного банка» в оффшорной зоне.
В противном случае, компания (и, что немаловажно, – ее владелец) может заслужить себе репутацию ненадежного и даже нежелательного делового партнера.