Менеджмент современная система управления Методологические основы менеджмента (стр. 1 из 6). Менеджмент управления
Менеджмент: вид деятельности и система управления. Функции менеджмента. Смена парадигмы управления на современном этапе
Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей для достижения поставленных целей. Данное понятие является синонимом более понятного и привычного для многих термина «управление».
Предметом воздействия менеджмента могут быть не только отдельные работники, но и сформированные определенным образом группы людей или какие-либо организации в целом.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемые в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, военная, общественная и т.д.), от ее размеров, от сферы деятельности, от уровня управления – иерархии (высшее, средний уровень, нижний уровень управления), от функций внутри организации (закупки, бухгалтерия, кадры…) и многих других факторов.
Несмотря на многообразие, функции менеджмента удалось обобщить и сформулировать основные, общие функции менеджмента. Это сделал Анри Файоль – французский инженер в 1888г.:
- техническая;
- коммерческая;
- финансовая;
- правовая;
- административная.
Он также сформулировал и 5 основных элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.
В настоящее время в процессе управления выделяют 3 этапа деятельности:
- Принятие управленческих решений. Данный этап состоит из целеполагания – установления целей и планирования – выделение этапов и определение сроков.
- Реализация управленческих решений
Включает в себя:
- а) Организацию системы, выполняющей решения. Сюда входит формирование стратегии (определение способов достижения цели, планирование работы – определение задач и сроков исполнителям, мотивирование исполнителей.
- б) Координацию и регулирование(согласование поведения элементов системы). Регулирование при этом рассматривается как ликвидация отклонений от плана. Регулирование происходит с использованием мотивации – вмешательства с целью ускорения.
Результат процесса управления будет положительным лишь в том случае, если реализованы. Все эти функции.
Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.
Система управления
Управляющая подсистема посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы. Таким образом, управление возможно только в замкнутом контуре. Необходимое условие – наличие обратной связи от объекта управления.
Парадигма в экономической и управленческой науке определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов, определяющая тренд мышления исследователей и практиков.
С середины 20 в. вследствие бурного развития информационных технологий, предприятия и компании находятся в условиях, которые характеризуются тотальной конкуренцией, быстрыми переменами, растущими потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и глобализацией. В результате сформировалась новая бизнес-среда, основными факторами развития которой являются:
- знания – этот капитал стал стратегическим фактором
- перемены – вызывают неопределенность и снижают предсказуемость развития событий
- глобализация – раскрытие экономик, глобальная конкуренция.
Ответом на вызовы современных тенденций ведения бизнеса стал:
- менеджмент знаний – приобретение и повышение эффективности использования интеллект. капитала компании;
- менеджмент обучающихся организаций – способность не только наращивать производственно-хоз. деят-ть, но и наращивать интеллект. капитал.
А основной компетенцией менеджера на сегодня стала СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ.
Подсчитано, что амортизация образования на сегодня составляет 10-15% в год. Появился термин обучение в течение всей жизни – постоянное наращивание своего интеллектуального потенциала.
1.1. Суть менеджмента и управления
Любым предприятием, то промышленным гигантом или семейным магазином, необходимо управлять. Когда говорят "управление предприятием", имеют в виду действия его руководителя, которые направлены на достижение какой-то определенной мети.Сегодня руководителей предприятий все чаще называют словом "менеджер", а то, чем они занимаются - менеджмент. Что же означает слово "менеджер"? С самого начала англичане употребляли это понятие в управлении ... лошадьми. Слово "менеджмент" означает "искусство верховой езды". В современном значении слова "менеджер" и "менеджмент" появились лишь тогда, когда хозяева предприятий поняли, что очень выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать к этому профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Именно им, талантливым специалистам, работающим по найму, стали поручать главная задача предприятия - получение высокой прибыли. Задача не легче, чем управление строптивым конем. Стоит отметить, что за этот труд не жалели высокой награды. Менеджер и сейчас одна из профессий, которая наиболее шедро оплачивается в развитых краинах.Итак, менеджер - это руководитель-профессионал, который работает по найму и специализируется на приумножении прибыли. То есть - это руководитель предприятия в рыночной економици.С легкой руки американцев, английское слово менеджмент стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. Что же означает этот термин "менеджмент"? Почему мы занимаем его, а не пользуемся словом "управление"? Речь идет не только и не столько о словах. Употребляя термин "менеджмент", мы идем по традиции, давно установилась в международных изданиях по теории управления, которая подразумевает определенный круг явлений и процессов. В практике, сложившейся в отечественной научной литературе по управлению, менеджмент уже более 30-ти лет используется как синоним капиталистического управления. И главное - управление не заменяет "менеджмент", так как в последнем речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании.Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает такое толкование "менеджмента": а) способ, манера отношение к людям; б) власть и искусство управления; в) особый род умения и административные навыки; г) орган управления, административная одиниця.В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях.Менеджмент - это также область человеческих знаний, которые помогают осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров,-это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно отчетливо осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой людей - в весьма влиятельную общественную силу.Менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления капиталистической фирмой или корпорациею.П. Друкер, американский авторитет в области менеджмента, дает такое объяснение. Термин "менеджмент" исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и вряд ли может быть переведен на какой-то другой язык, в т. ч. английский. Он означает функцию, а также людей, которые ее выполняют, он указывает на социальное или служебное положение, и в то же самое время означает учебную дисциплину, область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент неадекватный как понятие: в организациях, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерив.Сейчас большинство американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме ефективности.Менеджмент - это не только академическая дисциплина или участок профессиональной специализации работников, но и сфера деятельности, а также источник существования привилегированных социальных груп.В функциональном плане менеджмент наиболее часто определяют как процесс, с помощью которого группа людей, что сотрудничают, направляет свои действия к общим цилей.Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент возможен лишь на базе рынка, который сложился и развился: он является управленческим механизмом, который встроен в рыночную экономику. Услуги менеджеров предлагаются деловым организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании на контрактной основе. Рынок предоставляет менеджерам известную независимость как перед собственниками капитала, так и перед авторитетом правительственных чиновников, так как риск и неопределенность, как сопутствующие любой рыночной операции, формируют у менеджеров самостоятельность и ответственность за то, что они делают, способствуют совершенствованию их професионализму.По своей организационной природе менеджмент - орган корпорации, где место индивидуаиьнои частной собственности занимает более обобществленного-акционерная власнисть.А что такое управление? Точно никому не известно. Судите сами: один до-тошно аспирант насчитал около трехсот высоконаучных определений управления. Все они приведены в серьезных книгах и все совершенно разные. Но в этих определениях проходит одна правильная мысль: для того, чтобы управлять, нужно, во-первых, влиять и, во-вторых, видеть цель этого впливу.В некоторых справочниках сказано, что управление - это прежде всего руководство людьми. Следует заметить, что в словарях руководство и управление тождественны поняття.В одном документе по управлению производственными предприятиями и объединениями указано, что управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех сферах деятельности предприятия, направленных на достижение главной цели. Итак, решение - это основной продукт управленческой дияльности.Сейчас очень много производственной и нормативной информации, и суть управления в том, чтобы целенаправленно ее переделать. Это основное открытие принесенное в мир наукой кибернетикой в середине XX столиття.К чему же мы пришли? Есть одна притча о том, как группа слепых встретила слона и решила разобраться, что это такое. Люди обступили большое животное и начали ее ощупывать с разных сторон. А потом собрались в круг и начали делиться впечатлениями. "Слон - как змея," - сказал один (тот, что ощупывал хвоста). "Нет, - сказал другой, - слон - как толстое дерево" (он подержался за ногу). Кому-то показалось, что слон похож на костяную палку (впечатления от бивня), толстую пожарную кишку (хобот), даже дирижабль (брюхо). Но мы знаем, что слон - это ни то, ни другое, ни третье. Но все чувства в совокупности - это и есть слон. Так и управления. И ошибается тот, кто считает, что управление - это воздействие на коллектив, или принятия решений. Это правда, но не вся. Ведь слон - это не только хвост или бивень.Следовательно, управление - это воздействие на коллектив, направленный на достижение цели, и необходимые для этого взаимосвязаны мероприятия, организация, рычаги и регулирования этого процесса с помощью обратной связи, руководство людьми, разработка, принятие и реализация решений; лучший распределение ресурсов и целенаправленная переработка информации и т.п.. Все это в совокупности, в неразрывной связи и взаимодействии составляет управлиння.Директор, руководитель - древняя профессия. Необходимость в управлении появилась одновременно с формированием человеческого общества, как только люди начали объединяться в группы для совместной праци.Современный руководитель предприятия - директор - появился не на пустом месте. Ему предшествовали тысячелетия труда, заботы о разумной ее организацию, смелый поиск лучших умов своего часу.В Ливане, недалеко от Бейрута, есть небольшой городок Баальбек. Это место известно во всем мире благодаря руинам древнего храма, построенного много тысяч лет назад. В основание храма положены огромные плиты, верхний ряд которых лежит на высоте 8 метров. Это монолиты весом 750 т. Рядом возвышаются 6 крупнейших на земле полированных колонн весом 45 т и длиной около 20 метров каждая. К храму ведут величественные лестницы шириной около 40 метров. Все это поражает воображение и сегодня. Но наибольшее удивление вызывает то, что части колонн и каменные блоки ничем не связаны между собой. Они настолько подогнаны друг к другу, что даже лезвие для бритья (толщина его 0,01 мм) не входит в зазор. Кто и как все это мог сделать? Появились предположения, что баальбекський храм - дело рук инопланетян. Между тем, сделано все это обычными людьми. И тем не менее, как велись такие работы, рассказывают высеченные на камнях рисунки, сохранившиеся на подобных сооружениях древнего Египта. Высота крупнейшей египетской пирамиды составляет 146 м (это соответствует дома в 48 этажей). Важнейшую роль в этих строительных чудесах сыграло управления. Судите сами, чтобы сдвинуть с места обработанный тысячетонный блок в Ба-альбеци, нужны усилия 40-ти тысяч человек. Как организовать их работу? ичсшиння для будивницива добывали с оагаго сотен километров от оуди-вельного площадки, иногда за морем. Нужно было спланировать, согласовать работу по заготовке камня, его обработки, доставки. Это потребовало четкой организации труда сотен тысяч людей, учета природных условий, контроля за качеством труда, умение влиять на человека - всего того, что мы сегодня называем управлинням.В книге "Поучение Птаххотепа", написанная почти 4 тысячи лет назад, есть мысли, которые имеют значение и для нынешних руководителей. Например, если ты руководитель, будь спокоен, когда слушаешь слова просителя, не останавливай его прежде, чем он выльет свою думку.Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих ришень.Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объема виробництва.В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о повединку.Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века. ее основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной отраслью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных цилей.Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определенную иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управлиння.Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других людей". Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться грошима.Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс доусуспильнення производства, в результате которого у крупных фирм появилась возможность влиять на рынок, осуществляя его передел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем . Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Реализация менеджмента в практической деятельности фирм выступает как система управлиння.Итак, менеджмент регулируется законами развития рынков системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к рыночным условиям, которые зминюються.Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный пидхид.Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации и рассматривается не как одновременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий-функций управления (планирование, организация, распорядительный влияние, мотивация, руководство, координация , контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала). При системном подходе руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких я к люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях среды, зминюеться.При ситуационном подходе пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует много факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого лучшего способа управления организацией. Эффективным в конкретной ситуации является метод, который наиболее соответствует данной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые влияют на функционирование организации в настоящее время. Используя ситуационный подход, руководители могут понять, какие методы и средства будут лучше действовать чтобы достичь нитей организации в конкретной ситуации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые влияют на каждой конкретной ситуации.Менеджмент рассматривается с разных точек зору.1. Менеджмент как организация управления фирмой, которая осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленные на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, заключается в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской дияльности.2. Менеджмент как орган управления. Обычно под организацией розу миеться структура (состав) производственных подразделений, в рамках которых прово дятся мероприятия, которые сознательно координируются и направлены на достижение за общих целей. Организация - это своего рода анатомия предприятия, управления - его физиология. Или: организация - это статика дела, управления - его динамика.Под органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.3. Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в своем названии английском языке имеет слово "менеджмент". На западных предприятиях различают: топ-менеджмент - высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления) мидл-менеджмент - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов) -Ловер-менеджмент - низшее звено управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений). 4. Менеджмент - специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Предприятие может действовать только через свои органы, то есть через руководство или менеджмент. Разница менеджмента делового предприятия от других видов управления обусловлена целью такого пидприемства.Задачей его управления является производство товаров или предоставление услуг, иными словами - удовлетворение социальных потребностей или потребностей клиентов через ринок.В отличие от других видов менеджмента, производственный менеджмент во всех своих решениях должен руководствоваться экономическими результатами деятельности. Любое решение, принимаемое в сфере производственного менеджмента, - это мероприятие экономического характеру.Менеджмент, скорее всего. - Практическая деятельность, чем наука или профессия, хотя он обнимает и то и другое. 5.
econbooks.ru
Менеджмент современная система управления Методологические основы менеджмента
Феодосийский политехнический институт
Николаевского университета кораблестроения им.адм. Макарова
Реферат
по менеджменту
на тему: «Менеджмент – современная система управления.
Методологические основы менеджмента»
работу выполнила
студентка гр.Ф-331
Виняр А.И.
работу проверил преподаватель
Феодосия 2009
План
1.Понятие, цели и задачи менеджмента
2.Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента
3.Научные подходы к менеджменту
Понятие, цели и задачи менеджмента
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.
Рыночная система — это сложный механизм, который через систему цен и рынков объединяет действия огромного количества индивидуумов, фирм и государства. Как и любая другая система, она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.
Переход от одной экономической системы к другой всегда сопряжен с большими потерями и сложностями. В это время идет беспрецедентная ломка существующих стереотипов управленческого мышления. Все усложняющиеся социально-экономические проблемы невозможно эффективно решать без постижения теории и практики современного управления – менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социально-экономических отношений роль менеджмента будет постоянно возрастать, так как он является мощным двигателем и ускорителем общественного развития.
Для того чтобы управлять сложным системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента − теорию и практику управления.
В период реформирования экономики главным направлением развития являются научные основы управления.
Менеджмент — это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент > Руководство.
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.
Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.
Управление ставит своей непосредственной задачей внесение необходимой упорядоченности в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.
Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.
Основная цель менеджмента состоит в обеспечении согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов организации.
Виднейший менеджер XX столетия Ли Яккока, пройдя сложный и тернистый путь познания науки и практики, смог сформировать направления по овладению искусством управления. Во главу угла он поставил умение контактировать с людьми, умение сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем, умение определять приоритеты, четко формулировать цели, умение открыто признавать свои ошибки и упорно добиваться своих целей даже перед лицом возникающих препятствий.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:
· ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;
· постоянное стремление к повышению эффективности производства;
· хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;
· постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
· необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.
В мировой литературе установилась традиция, дающая термину "менеджмент" чрезвычайно широкую трактовку.
Менеджмент определяется как:
· способ, манера обращения с людьми;
· власть и искусство управления;
· особого рода умелость и административные навыки;
· орган управления, административная единица.
· совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
«Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
«Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людей в самых разнообразных организациях». [ ]
«Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли». [ ]
Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции».
«Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата развитого современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяющую организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды жизнедеятельности. Осуществление данной функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизводству определённых социально-экономических отношений, выступающих общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального производства». [ ]
В этой связи выделяются следующие основные значения термина "менеджмент":
· умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
· функция, специфический вид деятельности – процесс руководства людьми в организациях;
· область человеческого знания, помогающая осуществлять эту функцию;
· орган управления, выполняющий эту функцию.
Выделяются следующие четыре основных аспекта менеджмента:
· экономический,
· социально-психологический,
· правовой
· организационно-технический.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей .
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность определенной группы лиц по организации и руководству усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей . Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство .
Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей , осуществляющих эту работу.
Кроме того, менеджменту присущи профессиональные различные модификации.
С точки зрения экономистов, менеджмент – это важнейший фактор управления производством наряду с трудом и капиталом .
Администраторы считают его системой власти в организации, с помощью которой осуществляется регулирование отношений между руководителями и подчиненными .
Социологи рассматривают менеджмент как социальный институт, как важный элемент структуры современного общества и системы социальных статусов .
Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей .
Основные из них: маркетинг, анализ, управление персоналом.
mirznanii.com
Менеджмент — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Управление — процесс, направленный на достижение цели.Управление социально-экономическими системами, в том числе — производственными получило название менеджмент (англ. management).
Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Соответствует русскому понятию приказчик.
Менеджмент- (от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди).
- Учение о достижении целей руками других людей.
- Система управления организацией.
Составные части менеджмента[править]
Принципы и функции управления производством[править]
Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Все большее значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений. Современное управление производством уже нельзя представить без компьютеров.
Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.
Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования «кружков качества» не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов, использовавшиеся в СССР, директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.[Источник?]
Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.[Источник?]
Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание — ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам.[Источник?] Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создает опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.
Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой — обусловлены комплексной природой бизнеса — специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции — управлять бизнесом — значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями.
Сложность и адаптация систем управления[править]
Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель при принятии управленческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом следует выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь ее целей. Однако достижение целей всех подсистем организации — явление желательное, но почти всегда нереальное.
Необходимость системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы своей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели. Стратегия, техника и экономика — взаимосвязанные элементы одной общей проблемы. Суть экономической проблемы состоит в том, чтобы избрать такую стратегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наиболее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затратах).
Управляющая система может быть представлена особым видом машины на основании того, что каждая система выполняет какие-либо функции, которые можно рассматривать как цель машины. Одной из основных отличительных категорий управляемых систем является сложность. Любая фирма имеет много противоречивых целей, и это является одним из решающих факторов, обуславливающих необходимость описания предприятия или фирмы как очень сложной вероятностной системы. Сложность системы определяется количеством составляющих ее элементов и возможных связей между ними. Степень сложности измеряется разнообразием системы. Разнообразие характеризует число возможных состояний системы. Фундаментальным принципом управления, открытый У. Эшби (Ashby W. Ross), является закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню разнообразия управляемой системы. Отсюда, в частности, следует, что невозможно создать простую систему управления для управления сложными системами и процессами. Из этого следует, что, как отдельные люди, так и целые организации не в состоянии справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый определенный уровень. Когда этот уровень превышен, управляющие уже не в состоянии понять, что происходит вокруг и разработать адекватную стратегию управления фирмой или страной.
Другая причина растущей сложности управления производством связана с темпами изменения внешней среды. Влияние внешней среды является определяющим фактором для фирмы при выборе системы управления. Скорость изменений во внешней среде организаций растет и соответственно растет сложность возникающих перед организацией проблем. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени занимает их решение. Чем больше возрастает скорость изменений, тем короче жизнь найденных решений проблем. К моменту, когда решение найдено ситуация уже изменилась и требуется принципиально новое решение. Организация не может быть способной быстро и эффективно обучаться, если такой способностью не обладает ее руководство. В целом закон необходимого разнообразия для управления фирмой определяет, что для успешного противостояния среде, сложность и быстрота решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих во внешней среде.
Классификация любых систем с позиций кибернетики, предусматривает два критерия — (а) по степени сложности: простые динамические системы, сложные системы, поддающиеся описанию (хорошо структурированные), и очень сложные системы, не поддающиеся адекватному аналитическому описанию (слабо структурированные), а также (б) по различию между детерминированными и вероятностными системами. Причем к вероятностным относятся не те системы знания, о которых не достаточно полны на данный момент, а вероятностные по своей природе, не поддающиеся однозначному описанию в принципе. К классу очень сложных вероятностных систем относятся фирма, мозг и экономика. В соответствии с законом необходимого разнообразия управляющая система для экономики и фирмы тоже должна представлять очень сложную вероятностную систему и промышленные системы управления (при условии, что они достаточно эффективны) должны строиться как кибернетические системы. Кибернетика предлагает механизм обратной связи как выход из противоречий вероятностных управляющих и управляемых систем. Регулятор с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определённого вида, но и любых возмущений. В частности, он компенсирует влияние на систему возмущений, причина которых совершенно неизвестна. В этом как раз и заключается важность принципа обратной связи для управления промышленным производством, являющимся очень сложной системой, не поддающейся детальному описанию.
Социально-экономические функции и цели менеджмента[править]
Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии и т. д.). Теория институциональной экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание взаимозависимости разных сторон общественного и индивидуального производства привело к современному пониманию системной природы экономики, в том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций его институционализации как определяющего фактора социального взаимодействия в процессе экономического развития.
Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию идей теории систем и системного анализа применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые рассматриваются как составные и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. Системные функции взаимообусловлены и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включённости в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе. Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств, является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.
Исходя из того, что функции подсистем социально-экономической системы реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента как институциональной структуры можно представить следующими концепциями:
а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом; б) реализация его системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и наличием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества; в) менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, осуществляемый посредством управленческих решений, результатом которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и создание материальных благ и услуг — с другой.В общесистемном понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.
Таким образом, вышеперечисленные положения и схема анализа системных функций менеджмента позволяют структурно и функционально отразить место и роль менеджмента в обществе и их институциональную взаимосвязь. Менеджмент как подсистема общественного производства имеет родовое значение и видовые характеристики. Родовое значение сформировано субъектно-объектными свойствами: функции менеджмента определяются институциональными факторами социально-экономической системы и вместе с тем его действия направлены на изменение состояния производства, а результаты в экономическом отношении атрибутивно удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.
Системный подход к проблемам менеджмента неизбежно приводит к необходимости поиска значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят выживание коммерческих предприятий, эффективность их и всего общественного производства. Столь же необходимо и выявление структур, формирующих эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической системы в целом. Ведь развитие данной социально-экономической системы обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику. Из этого следует, что явно или неявно в каждой социально-экономической системе устанавливаются уникальные системные функции менеджмента, играющие не последнюю роль в достижении целей общественного производства.
Наличие собственных целей — основное отличие организации от других искусственных систем, созданных человеком.[Источник?] Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены столь же объективно, как и число содержащихся в них элементов. Это позволяет исследовать систему телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента.[Источник?]
Системное рассмотрение организации (см. Системный подход в управлении) определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому исследование организации должно предусматривать анализ трёх уровней целей: самой системы, её частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость учёта такого большого количества целей одновременно формирует и императив цели, и проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента.
Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (Beer Stafford) определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)» (Бир Ст. Кибернетика и управление производством. — М.: Наука, 1965. — С. 194).
Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:
задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода; цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода; миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.Четких границ между этими тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная реакция на нужды и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму.
Миссией советского государства было достижение всеобщего равенства и строительство коммунизма, миссией постсоветского государства — свобода и строительство демократического общества. Следующий уровень целей представлял стратегии строительства соответствующей социально-экономической структуры для достижения принятой миссии. Степень влияния миссии и стратегии государства как факторов внешней среды на характер принятия управленческих решений предприятия можно принимать равными и для социалистических — плановых, и для капиталистических — рыночных структур. В то же время можно считать, что степень детализации целей третьего уровня — задач, выдвигаемых государством перед конкретным предприятием, и формирует принципиальные различия в условиях принятия управленческих решений для социалистического и капиталистического предприятия.
Цели фирмы обычно определяются категориями доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка и т. п. Объединяющим началом этих категорий является тенденция роста их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие при этом рассматривается как организм, а не как организация (см. Предприятие как организм и Предприятие как организация). Поэтому рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание фирмы. И даже когда в формулировке цели употребляется понятие «развитие», принятые показатели подразумевают количественный рост фирмы. В то же время рост и развитие — не одно и то же. Рост может происходить без развития (кладбище, свалка). Страна или предприятие может развиваться и не расти. Под развитием в данном случае понимается процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои желания и желания окружающих. В странах с высоким жизненным уровнем начинают критически рассматривать экономический рост как главный двигатель социального прогресса. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Реальную угрозу достижения целей, связанных с ростом предприятия, составляют ограничения ресурсов и проблемы загрязнения окружающей среды. В этих условиях цели начинают переориентироваться с роста на достижение развития предприятия. Для нынешней ситуации в экономике РФ, как показывают исследования, чрезвычайную актуальность приобретает следующий тезис П. Ф. Друкера (Drucker P.F.): «В угасающей индустрии менеджмент должен осуществляться прежде всего на основании постоянного, систематического и целенаправленного снижения издержек производства при непрерывном улучшении качества товаров и обслуживания. Другими словами, менеджмент нужно ориентировать на укрепление положения компании в отрасли, а не на рост объёмов производства» (Питер Друкер Практика менеджмента' = The Practice of Management . — М.: «Вильямс», 2007. — С. 400. — ISBN 0-7506-4393-5>). Здесь особо следует обратить внимание на то, что именно снижение издержек и рост качества товаров является основой укрепления компании, в то время как большинство стратегических направлений в отечественной экономике связано с ростом объёмов производства.
При этом, чем больше уровень зависимости выживания предприятия от экономической эффективности результатов производства, тем выше уровень вероятности совпадения объективно обусловленных оценок эффективности и реализации системных функций менеджмента. В этой связи концептуальное различие понятий «рыночные методы управления» и «традиционные методы ведения хозяйственной деятельности» в отношении российских собственников и менеджеров с позиций двойственности содержания понятия «эффективный менеджмент», заключается во вторичности экономической эффективности в иерархии критериев принятия решений.
Следовательно, генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических позиций показывает, что:
— управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в целом и его инструментария — в частности;
в условиях рынка экономическая эффективность является императивом всей производственной деятельности коммерческого предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде.
Эволюция производства и концепций управления[править]
С конца прошлого века с ростом сложности производства менялись представления о предприятиях, как об объектах управления и менялись принципы их управления.
Предприятие как машинаСчиталось, что промышленные организации, появившиеся в результате промышленной революции, принадлежат их создателям и владельцам. Предприятия представлялись как машины, функцией которых является обслуживание их создателей, обеспечение их адекватной отдачей на вложенное время и деньги. Поэтому главная, если не единственная цель подобных организаций, — создавать прибыль. При таком взгляде на предприятие, его работники рассматривались как заменимые машины или части машины. Следовательно, их личные цели и особенности считались несущественными. Для людей были разработаны очень простые повторяющиеся задания, как если бы они предназначались для машины.
Адекватность такого представления о предприятии как машине сохраняется до тех пор, пока поддерживаются следующие условия:
- владелец (частное лицо или государство) обладает неограниченной властью над своими работниками и может ее употреблять: нанимать и увольнять, другими способами поощрять или наказывать их в той степени, в какой считает нужным;
- угроза экономических лишений, связанных с безработицей или репрессиями, должна быть для работников серьезной и реальной;
- квалификация работников должна быть в целом низкой, чтобы ее можно было легко приобрести;
- уровень образования и запросов у рабочих должен быть относительно низким.
В начале века такие условия преобладали в США. Рабочие сопротивлялись им почти с самого начала. Рост такого сопротивления происходил наравне с ростом заводов и фабрик.
Со временем условия, питавшие механическую концепцию предприятия, стали изменяться. Во-первых, возможности роста отдельных компаний в целом стали ограничиваться рамками самофинансирования. Поэтому многие частные фирмы стали общественными — акционерными. Их собственность рассеялась среди огромного числа акционеров, большинство из которых не вступало в прямой контакт с рабочими. Появился менеджмент (наемные управляющие), выполняющий пожелания акционеров.
Во-вторых, появление менеджмента, отделенного от владения, сопровождалось ростом социального обеспечения и экономики, что уменьшало угрозу экономических лишений для людей труда.
В-третьих, растущая механизация требовала более высокой квалификации рабочих. Чем выше становилась квалификация, тем труднее и дороже становилась их замена.
В-четвертых, повышение уровня образования и принятие законов, ограничивающих использование детского труда, подняли общий уровень запросов наемных работников. Они уже не хотели принимать условия жизни на уровне машин.
Механическая концепция предприятия стала не соответствовать новой ситуации в промышленности. Начала формироваться новая концепция.
Предприятие как организмВ соответствии с новой концепцией промышленное предприятие представлялось как организм. То есть, отдельные цеха и подразделения завода, так же как в организме печень, сердце, мозг, связаны между собой и выполняют свои функции. При этом предприятие наделялось собственными жизнью и целями. Стало считаться, что главными целями предприятия, как и любого организма, является выживание и рост. Прибыль предприятия во многом стала рассматриваться так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не цель жизни. При этом управляющие должны были взять на себя полную ответственность за свои решения.
Рабочие, рабочие места и общество, в котором они работали, постоянно изменялись. К рабочим и менеджерам предъявлялись исключительные требования. Стало очевидным, что отношение рабочих к своей работе оказывает значительное влияние на то, сколько и насколько хорошо они работают. Когда работа давала меньшее удовлетворение, выпуск продукции резко снижался. По мере введения и распространения автоматизации содержательность труда с технической точки зрения значительно возросла. Вложения в образование и подготовку рабочих превратилось в одну из главных статей затрат, что удорожало замещение рабочих. Чем большую квалификацию приобретал рабочий, тем труднее становилось его начальнику указывать ему, как выполнять работу. Управляющие могли только уточнить, какой продукт или результат им требуется. Таким образом, повышение технической содержательности работы несло с собой все большую свободу наемных исполнителей и зависимость от них работодателей.
Поскольку квалификация рабочих возрастала, они становились все менее склонными слепо повиноваться нанявшим их предприятиям. Поэтому их личные запросы и требования к работе становились все большей заботой для нанимателей, нуждающихся в их квалификации. В этих условиях уже недостаточно рассматривать работника (рабочего или тем более инженера) просто как отдельный орган предприятия. Для успешной работы предприятия к его сотрудникам надо было уже относиться как индивидам, обладающим собственными целями и ценностями, наряду с целями и ценностями предприятия в целом.
Предприятие как организацияОрганизации существовали и раньше, но в рамках новой концепции этому понятию придали новое представление о предприятии. Организация есть (1) целенаправленная система, которая (2) является частью одной или более целенаправленных систем и (3) части, которой — люди имеют собственные цели.
Характер воздействия на предприятие его элементов зависит от того, как оно воздействует на них, и точно так же влияние на него систем более высокого порядка зависит от его влияния на такие системы. Принципиально новым моментом в задачах менеджмента стала необходимость учета и согласования целей отдельного предприятия и работающих на нем людей, а также целей систем, в которые входит это предприятие, для достижения цели рассматриваемой системы (предприятия).
В соответствии с эволюцией условий производства получали развитие научные школы и направления менеджмента.
- Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. — М.: Прогресс, 1985. — 328 с.
- Акофф Р. Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования /Исследования по общей теории систем.- М.: Прогресс, 1969. — С. 143—164.
- Акофф Р. О целеустремлённых системах. — М.: Сов. радио, 1974. — 274 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Бир Ст. Кибернетика и управление производством. — М.: Наука, 1965. — 392 с — http://www.sim-mfti.ru/content/doc/Бир%20Мозг%20фирмы.doc
- Бодди К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.- 816 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество.
- Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: Наука, 1972. — 536 с. Достаточно компактная и четкая книжка, отражающая все основные результаты, все направления, начиная от Тейлора и до современных (по сост. на 1981-й год) представлений.
- Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
- Питер Друкер Задачи менеджмента в XXI веке = Challenge management in 21 century . — М.: «Вильямс», 2007. — С. 272. — ISBN 0-7506-4456-7>
- Питер Друкер Практика менеджмента = The Practice of Management . — М.: «Вильямс», 2007. — С. 400. — ISBN 0-7506-4393-5>
- Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Анализ системных функций экономики: институциональный аспект //Экономика и математические методы. — 1998. — Т. 34. Вып. 2. — с. 5-16.
- Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь О. В. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики //Экономическая наука современной России. — 2001. — № 3. — с. 51-69.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.- 280 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 896 с.
- Лафта Дж. Эффективность менеджмента организации. — М.: ДЕЛО, 1999. — 320 с.
- Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента = Management . — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 672. — ISBN 0-06-044415-0>
- Мескон М. и др. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2000. — 704 с.
- Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. — СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1. — 468 с.
- Морита А. Сделано в Японии. — М.: Прогресс, 1991. — 384 с.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
- Олдкорн Р. Основы менеджмента. — М.: Финпресс, 1999. — 320 с.
- Олейник А. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М. — 2000.
- Олкок Д. Искусство администрирования. — М.: Финпресс, 1998. — 176 с.
- Оптнер С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. — М.: Советское радио, 1969. — 216 с.
- Орлов А. И. Менеджмент. — М.: Издательство «Изумруд», 2003. — 298 с.
- Пирсон Б. Магистр делового администрирования. — М.: Альпина, 2000. — 218 с.
- Сергеев А. Л. Институты управленческой парадигмы //Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 55-66.
- Сергеев А. Л. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис и эффективность. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. — 200 с.
- Сергеев А. Л. Системные функции и оппортунизм института экономических агентов фирмы //Финансы и кредит. — 2006 — № 11.
- Современный бизнес. В 2-х т. — М.: Республика, 1995.
- Современное управление. Энциклопедический словарь. В 2-х т. — М.: Издатцентр. — 1997.
- Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. — М.: ДЕЛО, 2000. — 360 с.
- Хитч Ч. Военная экономика в ядерный век. — М.: Воениздат. 1964. — 624 с.
- Эшби У. Введение в кибернетику. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.- 432 с.
См. также в других словарях Традиции
traditio.wiki
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.