ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

БИЗНЕС ДЛЯ ЖЕНЩИН

МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН

ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

БИЗНЕС-СОВЕТЫ

БИЗНЕСМЕНАМ

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Определение менеджмент разных авторов


Вопрос 1 Что такое менеджмент?. Менеджмент

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Ответ

Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. – СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Существует множество определений менеджмента. Нормативное, т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсутствует.

Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:

Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.

Менеджмент (англ. management)  – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. И. Данилов-Данильян. – М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.

Менеджмент – способ организации совместной трудовой деятельности людей.

Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн. – справ, пособие. – СПб.: Специальная литература, 1995.

Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. – СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Менеджмент – процесс управления организацией (искусство и способ руководства).

Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Союз, 2002.

Менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление – воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Дафт Р. Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С. 802.

Менеджмент – эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Приведенные выше определения английского термина «менеджмент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существует мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя согласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпонимия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весомый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менеджменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в области менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптируют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точнее – шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, немец Макс Вебер.

В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в определениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлежность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалистическим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, принадлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж. – экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Экономика, 1983. С. 26).

Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом сложным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вообще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не менеджмента, а управления: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно считать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции преподавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взглядов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий менеджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).

Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Менеджмент: понятие и многочисленные дефиниции российских и зарубежных ученых

Аннотация: В наше время понятие менеджмент стало многозначным, разрастаясь вместе с развитием экономических отношений. Существует немало дефиниций данного понятия, различающихся по смыслу и содержанию. Синтез различных дефиниций может дать целостное представление о менеджменте и помочь при дальнейшей разработке управленческой теории, оказать содействие в ее практическом применении.

Ключевые слова: менеджмент, дефиниция, управленческая  теория

Abstract: Presently the concept management became multiple-valued, expanding together with development of economic relations. There are many definitions of the given concept differing on sense and the maintenance. Synthesis of various definitions can give complete representation about management and help by the further working out of the administrative theory, assist in its practical application.Keywords: management, definition, administrative theory

 

Поработав с литературой и проанализировав различные дефиниции понятия менеджмент, можно сделать вывод, что с течением времени и с развитием общества эти определения существенно изменялись, конкретизировались некоторые аспекты, входящие в это понятие.

Что интересно, первоначально менеджмент определялся как умение и искусство управлять лошадьми. Именно с этого определения начинается история данного термина. Какой смысл вкладывают в понятие менеджмент современные ученые?

Большинство авторов различных учебников, учебных пособий и т.п. определяют менеджмент как управление. Так Б.В.Прыкина[1] утверждает, что менеджмент - это управление, т.е. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Е.Е.Вершигора[2] называет менеджментом профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленном на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. В новой экономической энциклопедии, под редакцией Е.Е.Румянцевой[3], находим следующее определение: менеджмент - это система управления на уровне предприятия как коммерческой организацией. Близкое к данному дает определение Н.П.Масленникова[4]: менеджмент- это управление в социально–экономической системе, в производственно–хозяйственной сфере, т.е. в коммерческой организации, с целью извлечения и приумножения прибыли.

Два выше представленных определения аналогичны определению, которое встречаем в учебнике под редакцией М.М.Максимцовой и М.А.Комаровой[5]: менеджмент - это управление в социально-экономических системах, умение управленца добиваться поставленных целей, организуя и направляя труд, интеллект, мотивы, поведения людей, работающих на предприятии». Как видим из приведенных выше определений, многие ученые рассматривают менеджмент как управление коммерческой организацией для получения и увеличения ее прибыли.

Можно выделить вторую группу ученых, которые рассматривают менеджмент с позиции процесса. Так Б.В.Прыкина[6] наряду с определением менеджмента как управления, называет его процессом: менеджмент - это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, опыта и искусства.

Отличное от данного определение встречаем у О.А.Зайцевой, А.А.Радугина, К.А.Радугина, Н.И.Рогачевой[7]: менеджмент - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Но при этом они выделяют и значение менеджмента как искусства: это искусство получения работы, сделанной посредством других людей.

Непосредственно как процесс руководства менеджмент рассматривается в учебном пособии Ю.В.Кузнецовой и В.И.Подлесных[8]: менеджмент - это процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом для достижения целей организации». Аналогичное по смыслу определение находим и в учебнике В.И.Королева[9]: менеджмент - это особый процесс организации управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения намеченных целей и задач. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури [10] определяют менеджмент, как процесс планирования, организации, мотивации и контроля с целью формирования и достижения целей организации. С.Роббинс и М.Коултер[11] определяют менеджмент, как процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

Наиболее точным, на наш взгляд, является определение, которое встречаем в учебнике под редакцией М.П.Переверзцева[12]: менеджмент - это комплексный процесс обеспечения целенаправленный хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которые основывается на системе принципов, функции, методов и организационной структуры управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Третья группа ученых определяют менеджмент как совокупность, способов, методов, приемов и средств. В Популярной экономической энциклопедии под редакцией А.Д.Некипелова[13] встречаем следующее определение: менеджмент - это совокупность способов, методов, приемов и средств управления производством и персоналом; также он раскрывает это понятие как органы управления, руководство фирмы; тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Определение менеджмента как совокупности принципов встречаем в толковом словаре иностранных слов под редакцией Л.П.Крысина[14]: менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.

Наиболее широкое определение находим в энциклопедии менеджмента под редакцией П.Ф.Друкера[15]: менеджмент - это набор методов и приемов, совокупность анализирующих инструментов, базирующихся на следующих принципах. Касается человека и только человека, главная задача – интеграция людей в единое предприятие, наличие возможности роста и развития предприятия в целом, каждого из работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей, деятельность основывается на обмене информацией и на индивидуальной ответственности.

Достаточно широким является и следующее определение из современного экономического словаря Б.А.Райсберга и Л.Ш.Лозовского, Е.Б. Стародубцева[16]: менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Также определяет данное понятие Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкина, Н.А.Кислякова[17]: менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

К четвертой группе ученых можно отнести тех, кто определяет менеджмент как вид деятельности. Например, И.Н.Герчикова[18] говорит, что менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществленной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент как деятельность, сохраняющая целостность организации и устанавливающая взаимодействие организации с внешней средой и реализующаяся по средствам деятельности других людей рамсматривают О.С.Виханский и А.И.Наумов[19] .

Бесспорно, если есть вид деятельности, способы и методы, посредствам которых осуществляется управление людьми, то понятие менеджмента можно рассматривать как науку. В учебнике под редакцией Б.З.Зельдовича[20] встречаем определение менеджмента как области науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями.

Конечно, это не исчерпывающий взгляд на дефиниции понятия менеджмент, но все они имеют общие черты, и, учитывая динамизм данного понятия, можно с уверенностью сказать, что взгляды ученых будут корректироваться и дополняться новыми аспектами, что явится требованием определенного времени.

_______________________________________

[1] Прыкина Б.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. - Москва: ЮНИТИ, 1998. - 415с.

[2] Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений экон. профиля/ Е. Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

[3] Новая экономическая энциклопедия. Под ред. Е.Е.Румянцевой. - Москва: ИНФРА-М, 2005. - 724с.

[4] Масленникова Н.П., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере. - Москва: ИДФБК-ПРЕСС, 2005. – 536 с.

[5] Менеджмент: учеб. для вузов / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 320 с.

[6] Прыкина Б.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. - Москва: ЮНИТИ, 1998. - 415с.

[7] Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.: Изд-во: Центр, 1998. – 430 с.

[8] Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И. Менеджмент (учебное пособие). - Санкт - Петербург: ОЛБИС, 2001. - 192 с.

[9] Менеджмент: учебник для вузов / ред. В. И. Королев; Всерос. акад. внешней торговли, М-во экон. развития и торговли Рос. Федерации.- М.: Экономистъ, 2004.- 431 с.

[10] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Москва: «Вильямс», 2007. - 642с.

[11] Роббинс, С. Менеджмент: учебник / С. Роббинс, М. Коултер; пер. с англ. - 6-е изд. - М.: "Вильямс", 2002. - 880 с.

[12] Менеджмент: учеб.для вузов/ М.П. Переверзев, Н.А.Шайденко, Л.Е.Басовский; под общ.ред. М.П.Переверзева; Тульский гос.пед.ун-т.-М.:ИНФРА-М,2002.-288с.

[13] Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов; Редкол.: В.С. Автономов и др. - М.: Большая Российская энциклопедия,2001. - 367 с.

[14] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. - 2-е изд., доп.. - М.: Русский язык, 2000. - 856 с.

[15] Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Ф. Друкер. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2004. - 421с.

[16] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2004.

[17] Основы менеджмента: Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.: Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. шк., 2001. – 367с.

[18] Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп.; ред. Н.Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ, 2005.

[19] Менеджмент: Учебник/ О.С.Виханский, А.И.Наумов, 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2006 – 670с.

[20] Менеджмент: учебник для вузов / Б. З. Зельдович. - М.: Экзамен, 2007.

 

uecs.ru

Определение менеджмента. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие

Определение менеджмента

Ключевым аспектом менеджмента является признание роли и значения других людей. Хороший менеджер знает, что для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимо участие всех сотрудников. В начале ХХ в. Мэри Паркер Фоллетт, исследователь в области менеджмента, определяла менеджмент как искусство достижения целей с помощью других людей.

Несколько позже выдающийся теоретик менеджмента Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том, чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития – именно то, чем занимаются менеджеры. Этими видами деятельности занимается не только высшее руководство, но и руководители службы безопасности, бухгалтерии, директор по маркетингу и другие менеджеры. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, менеджмент – это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами9.

В данном определении необходимо выделить два важнейших аспекта: а) четыре ключевые функции менеджмента, включающие планирование, организацию, лидерство и контроль; б) достижение организационных целей эффективным и экономичным способом. Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три также ключевые группы: концептуальные, гуманитарные и технические навыки. Некоторые теоретики менеджмента выделяют дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникаций, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные. Процесс менеджмента охватывает реализацию функций, приобретение и использование ресурсов в целях достижения конечных результатов организации (подразделения).

1. Планирование

Выбор целей и путей их достижения

2. Контроль

Мониторинг и корректировка деятельности

3. Организация

Установление ответственности за выполнение задания

4. Лидерство

Использование влияния, чтобы мотивировать сотрудников

5. Ресурсы

Человеческие

Финансовые

Сырьевые

Технологические

Информационные

6. Результат

Достижение целей

Продукты

Услуги

Эффективное использование ресурсов (экономичность)

Эффективность

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

1. Введение

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

УГС (код, наименование): 080000 – Экономика и управление

Направление подготовки (код, наименование): 080400.62 – Управление персоналом

Профиль (наименование): Управление социальным развитием персонала организации

Факультет: Экономики и менеджмента

Кафедра: Управление персоналом и рекламы

Учебная дисциплина: Основы теории управления

Курс 2 Группа 6271

Тема реферата: Определение «менеджмента». Основные школы менеджмента

Студент __________________ А.А.Колесова, Е.В.Петрова

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Руководитель

должность ____________________ Л.В.Костюк

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..1-4

2. Определение менеджмента……………………………………………...5-10

3. Особенности менеджмента в России…………………………………...11-13

4. Историческое развитие школ управления …………………………......14-15

5. Развитие подходов в управлении …………………................................16-17

6. Характеристика школ менеджмента.…………………….......................18-29

7. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента …………...30-33

8. Заключение……………………………………………………………….34

9.Литература………………………………………………………………...35

Менеджмент окружает нас повсюду, касается самых разнообразных сторон нашей современной жизни, но не каждый человек понимает и осознает сущность этого явления, хотя, пожалуй, не найдется такого человека, который не слышал бы этого термина. Следует понять и осознать, что представляет из себя понятие менеджмент. Так как это понятие довольно широкое, и понимание этого явления у всех разное, то рассмотрим несколько определений русских и зарубежных авторов, узнаем их точку зрения. Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах специальной печати в период трансформации общественно-экономических отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей стране и развитых капиталистических странах параллельно, что было обусловлено общественно-экономическими условиями организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей стране и менеджменту как специфической области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного капитализма, появлением в 1776 г. труда А. Смита «Богатство народов». Характерной чертой эпохи отмечалось значение специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это товарная концепция (конец ХIХ - начало ХХ в.), сбытовая (30-50-е гг.) и маркетинговая (с конца 50-х - начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции.

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.

studfiles.net

1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание. Менеджмент: учебный курс

1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание

На современном этапе развития существует значительное разнообразие формулировок и трактовок сущности и понятия «менеджмент», которое свидетельствует о том, что менеджмент как наука находится в стадии формирования. В табл. 1.1 представлен анализ понятия «менеджмент», который базируется на мнении авторов, разделяющих хозяйствующий субъект на три системы: управляющую, управляемую и информационную. Совокупность этих трех систем составляет внутреннюю среду любого хозяйствующего субъекта, действующего во внешней рыночной среде.

Таблица 1.1

Варианты формулировок понятия «менеджмент» и их идентификация с элементами внутренней среды хозяйствующего субъекта и сферами управленческой деятельности

Вопросы состава, анализа, построения и функционирования управляющей системы являются предметом изучения общесистемного менеджмента. Из общесистемного менеджмента в отдельный предмет исследования выделяется функциональный (функционально-ориентированный) менеджмент, включающий методологию построения и анализа рациональности (эффективности) выполнения каждой функции управления независимо от сферы управленческой деятельности. Совокупность объектов управления – сфер управленческой деятельности – представляет собой систему, изучением которой занимается объектный (объектно-ориентированный) менеджмент.

В соответствии с различными сферами управленческой деятельности специалисты выделяют производственный, кадровый, финансовый, инвестиционный, инновационный, информационный, маркетинговый, природоохранный (экологический), коммуникативный, внешнеэкономический, сбытовой и другие виды менеджмента.

Информационный менеджмент, являясь самостоятельной частью объектного менеджмента, в качестве предмета исследования рассматривает процессы, происходящие в информационной системе, которые соединяют управляющую и управляемую системы в единую внутреннюю среду.

Как видно из формулировок понятий и их сущностной идентификации, составленной в виде пояснений состава элементов, входящих в описание каждого понятия (табл. 1.1), к менеджменту в большей степени относят кадровый менеджмент. Описание этого вида менеджмента входит в шестнадцать описаний из проанализированных двадцати семи. Следует заметить, что двадцать два понятия «менеджмент» (с первого по двадцать второе) в исследуемой литературе относятся к менеджменту как к самостоятельной сфере научных исследований и практического использования, а пять последних формулировок полностью отождествляют менеджмент с управлением, хотя в заглавии книг указано понятие «менеджмент».

Подавляющее большинство формулировок относится к менеджменту, осуществляемому на уровне хозяйствующего субъекта (локальном уровне управления), и только одно понятие принадлежит к управлению социальными процессами на макроуровне управления – региональном (окружном) и уровне субъекта Российской Федерации.

Понятия «менеджмент» и «управление» следует различать, поскольку к менеджменту относится управление хозяйствующими субъектами как организационно-экономическими системами локального уровня. На других, более высоких уровнях управления, объекты управления (сферы управленческой деятельности) отличаются от тех, которые присутствуют во внутренней среде хозяйствующего субъекта.

Менеджмент – это часть науки управления, охватывающая методологию построения, анализа и реализации управляющих, управляемых и информационных систем на уровне хозяйствующего субъекта, действующего во внешней рыночной среде.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

В зарубежной практике управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

     • научное управление;

     • административное управление;

     • управление с позиций психологии и человеческих отношений;

     • управление с позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Фредерик Тейлор, считавший менеджмент истинной наукой, а работу по управлению – определенной специальностью. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, и в частности вопросам повышения эффективности производства.

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Эта концепция получила также название классической теории управления. Согласно концепции одного из представителей классической теории управления Анри Файоля (1825–1925), «управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Концепция управления с позиций науки о поведении – это современная теория, получившая развитие в 1960-е гг. Ее кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Поэтому главными вопросами становятся исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, а также изучение лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Нам известны три научных подхода к управлению:

     • подход к управлению как к процессу;

     • системный подход;

     • ситуационный подход.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Оптимальный набор функций включает в себя планирование, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, а также подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность таких взаимозависимых элементов, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку как в самой организации, так и в окружающей среде существует множество внутренних и внешних факторов, не существует единого оптимального способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

Содержание менеджмента как организации управления фирмой состоит в достижении компанией определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности. При этом менеджмент можно рассматривать как орган управления, как различные уровни аппарата управления, как организацию работы людей, сотрудников, коллектива, как систему управления.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Управленческое решение должно содержать ответы на вопросы: как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение. Принятие решения – прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Поэтому менеджмент можно рассматривать как процесс принятия решений. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

1.Содержание понятия менеджмент

Вопросы по менеджменту (Госы)

  1. Содержание понятия "менеджмент".

  2. .История развития менеджмента и его "школы".

  3. Состав комплекса менеджмента организации.

  4. Системность в менеджменте.

  5. Основные различия российского и зарубежного менеджментов.

  6. Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.

  7. Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.

  8. Отличительные черты современного менеджмента.

  9. Смысл ситуационной концепции менеджмента.

  10. Роль организационной культуры в успехе предприятия.

  11. Роль технического прогресса в менеджменте.

  12. Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.

  13. Миссия организации и ее выбор.

  14. Внутренняя и внешняя среды организации.

  15. 0сновные управленческие ограничения.

  16. Сущность организационной управленческой структуры.

  17. Практические разновидности организационных структур.

  18. Характеристика основных функций управления.

  19. Постановка вопроса о методах управления.

  20. Характеристика методов управления.

  21. Система методов управления социальной организацией.

  22. Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.

  23. Типовые стили руководства.

  24. Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.

  25. Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.

  26. Авторитарный стиль руководства.

  27. Демократический стиль руководства.

  28. Управленческая "решетка" Р.Блейка и Д.Мутон.

  29. Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.

  30. Пассивный и либеральный стили руководства.

  31. Главные требования к руководителям.

  32. Целеполагание в планировании.

  33. Стратегическое и тактическое планирование.

  34. Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.

  35. .В иды планов.

  36. Принципы рационального планирования.

  37. Типы управленческих решений.

  38. Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.

  39. 0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.

  40. Требования к управленческим решениям.

  41. Потребности человека.

  42. Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.

  43. Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.

  44. .Цель и сущность трудовой мотивации.

  45. Мотивационная теория ожиданий.

  46. Мотивационная теория справедливости.

  47. 0снования власти менеджера.

  48. Мотивация группового поведения.

  49. Смысл и содержание функции организация.

  50. Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.

  51. Эффективность функции контроля.

  52. Функция контроля в менеджменте.

  53. Основные этапы процедуры контроля.

  54. Мера контроля работников.

  55. Управление нововведениями.

  56. Методы убеждения в работе менеджера.

  57. Важнейшие социально-психологические явления в организации.

  58. Критика в работе менеджера.

  59. Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.

  60. Авторитет менеджера.

  61. Режим труда и отдыха менеджера.

  62. .Имидж менеджера.

  63. Работа менеджера над повышением деловой квалификации.

  64. Организация рабочего места менеджера.

  65. Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.

  66. Работа менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.

Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления (школы) М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к повышению эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

Существует несколько определений М. Различных авторов: 1) определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”; 2) определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури - М. - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”; 3) Винан “Основы М.” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”. 4) “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.; 5)”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии; 6) постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

2.История развития м. И его школы

Эта наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”

В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.

studfiles.net

Определение понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент», как и определение любой другой сферы человеческой деятельности, охватывающей обширные области применения, многогранно и имеет большое количество толкований.

Существует множество определений понятия «менеджмент». Каждый автор научных трудов, учебников и даже простой студент, обучающийся по данной специальности, формулирует собственное определение, которое основано на жизненном и трудовом опыте. При дальнейшем ознакомлении с этим справочником вы встретите разные вариации определения понятия «менеджмент», которые даже в какой-то мере могут (и будут) противоречить друг другу. Это объясняется объективно существующими различиями применения принципов, методов и подходов к управлению в разнообразных видах деятельности.

На наш взгляд, общее определение менеджмента таково: это сознательное и управляемое объединение усилий и действий различных людей, сведенное в одну систему, которое позволяет достигать заранее определенных целей путем решения и выполнения разнообразных задач.

Менеджмент как понятие это:

  • вид трудовой деятельности, последовательное исполнение определенных действий, направленных на достижение конкретных целей;
  • сам по себе процесс управления, выполнение определенных функций, включающий в себя прогнозирование, планирование, координацию, осуществление контрольных функций, анализ, стимулирование деятельности;
  • орган управления какой-либо организацией, объединения, группы людей, территориальной единицы и т.д., т.е., структура, которая осуществляет целенаправленные действия по управлению определенным объектом;
  • научная дисциплина, предметом которой выступает процесс управления людьми другими людьми;
  • учебная дисциплина, изучающая все процессы управления.

Взгляды на управление (а соответственно, и толкование функций, целей, задач, стоящих перед менеджером) значительно менялись с течением времени.

Развитие общественных отношений, технологий производства, совершенствование технологий связи и обработки информации и другие факторы развития человечества влияли на понимание того, что собой представляет менеджмент как вид деятельности.

Научные подходы к менеджменту

В основе любых теорий и научных подходов к менеджменту всегда лежат три основополагающих явления:

  • цели и задачи,
  • человек как субъект и объект управления,
  • сам по себе процесс управленческой деятельности.

В первоначальных теориях и учениях об управлении, которые заложили основы современных представлений о менеджменте, какое-либо из этих явлений являлось доминирующим, и вся концепция выстраивалась с упором на него.

В процессе развития управленческой науки, с формированием значительной практической и теоретической базы, все большее развитие стал получать синтетический подход, для которого характерно объединение этих и других явлений в органичное целое.

Следует также отметить, что не существует единого, общепризнанного, всеобъемлющего, являющегося стандартом определения понятия «менеджмент». Каждый автор учебников, научных трудов, практикующие менеджеры по-своему истолковывают это понятие.

Кроме того, в литературе можно встретить рассуждения о различии понятий «менеджмент» и «управление». Основная масса авторов считают эти понятия идентичными, но существует и другая точка зрения.

Она сводится к тому, что менеджмент – это частный случай более общего понятия «управление», что менеджмент как процесс управления применим лишь к чему-то, что обладает волей и разумом. Объектом управления (в значении «менеджмент»), согласно этим взглядам, может быть:

  • конкретный человек;
  • коллектив – то есть некоторая общность людей, объединенная по признаку единства вида деятельности;
  • социум – большая устойчивая социальная общность, связанная единой экономической и культурной жизнью.

spravochnick.ru


© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.

Высокое качество системы сертификации Центрстройэкспертиза-Тест подтверждено ВОК



Ассоциация СРО Единство