Бондарь – это профессия, которая по-прежнему нужна. Профессия кто делает бочки
Бондарь – это профессия, которая по-прежнему нужна :: SYL.ru
Есть ли разница между бочкой и кадкой? И если есть, то какая? А где их можно приобрести? Эти вопросы лет сто назад не вызвали бы затруднений даже у городского жителя. Сегодня же все по-другому.
Не всегда мы с легкостью можем назвать профессию человека, который мастерит эти емкости. Тем не менее, бондарь – это ремесленник, чьи изделия продолжают пользоваться спросом даже в высокотехнологичном XXI веке.
Из глубины веков
Как свидетельствует археология, на протяжении тысячелетий человечество пользовалось глиняной посудой. Первую деревянную утварь, по мнению некоторых ученых, стали изготавливать древние греки, а после римляне.
Для транспортировки масла, воды и вина, наряду с амфорами, они использовали большие бочки. Одну из них, относящуюся ко времени Римской империи, обнаружили археологи в Венгрии. Сосновая бочка действительно была большой: шириной 1 м, высотой 2 м и толщиной 2 см.
Однако конкретные сведения о деревянной посуде относятся только к первым векам нашей эры. Вначале, вероятно, использовали дуплистые стволы, затем стали изготавливать долбленую утварь. Правда, у таких изделий был существенный недостаток: со временем они растрескивались.
Но изобретательные ремесленники прошлого нашли выход, сделав первый шаг к бондарной посуде, – они изобрели обруч для стягивания. В Средние века бондарь – это уже очень востребованная профессия не только в городе. Каждая деревня обязательно имела своего ремесленника, который изготавливал деревянную посуду.
Мастер-бондарь на Руси
Старая Ладога в устье р. Волхов знаменита, во-первых, тем, что в IX в. была стольным городом князя Рюрика. Во-вторых, здесь археологи нашли самые древние бондарные изделия, созданные русскими мастерами.
Реконструкция посуды новгородских ремесленников X-XV вв. свидетельствует о том, что они изготавливали практически весь ассортимент домашней утвари, составлявшей часть жизненного уклада наших предков вплоть до начала XX в.
Деревянная посуда отличалась простотой, рациональностью и практичностью, благодаря чему использовалась в обиходе на протяжении долгих веков. Кружки, жбаны, лохани, ушаты, кадки, ведра, шайки, подойники – всю эту утварь делали по неизменной технологии как в XV, так и в XIX вв.
Особым уважением на Руси пользовался мастер по изготовлению бочек. Возможно, по этой причине бондарей называли еще и бочарами. Некоторые из них занимались ремеслом круглый год, другие же – только зимой, когда заканчивались полевые работы.
Деревянная тара
Ни одно крестьянское хозяйство не могло обойтись без посуды для хранения продуктов. С этой целью чаще всего пользовались однодонными бочками высотой 80-120 см. В них квасили на зиму свеклу и капусту. В таре меньшего размера солили грибы, огурцы, щавель, хранили моченые фрукты и ягоды.
Кроме бочонков с одним дном, были и двудонные для содержания вина, кваса, пива, березового сока и прочих напитков. Существовала также деревянная тара для зерна, муки и круп. Но продукция бондарей не ограничивались посудой. Например, бодня – кадушка с замком и крышкой, служила для хранения одежды.
Как видно, диапазон применения деревянных изделий был чрезвычайно широк. К счастью, бондарь – профессия, которая в недалеком прошлом пользовалась большим почетом, не канула бесследно в Лету. Сегодня так же есть мастера, продолжающие работать традиционными методами.
Редкая профессия
Ремесло бочара – это и наука, и искусство. Действительно, достаточно вспомнить тщетные попытки Робинзона Крузо смастерить бочонок на необитаемом острове, чтобы понять: бондарское дело имеет свои секреты.
Например, заготавливать древесину можно только осенью, когда останавливается сокодвижение. Кроме того, необходимо знать, какое дерево выбрать для изготовления домашней утвари в зависимости от ее будущего использования. Скажем, липовая посуда используется для хранения меда, сметаны, напитков, икры, сливочного масла. В дубовой мочат яблоки, солят огурцы, капусту, хранят солонину и сало.
Конечно, в наши дни мастеров, умеющих изготавливать деревянную тару, не так уж и много. При этом ремесленные инструменты остались теми же, что и сотни лет назад. С другой стороны, бондарь – это профессия для тех, кто обладает большим терпением и усидчивостью, ведь на изготовление самого обычного бочонка уходит неделя кропотливого труда.
Особенности ремесла
Главная отличительная черта традиционной бондарной технологии – экологичность. В самом деле, мастер в работе использует только дерево. Детали изделия соединяются деревянными обручами и шкантами – крепежными элементами цилиндрической формы. Никаких гвоздей, шурупов или клея настоящая бондарная технология не предусматривает.
Поскольку дерево играет столь важную роль в ремесле бочара, мастер должен хорошо разбираться в качествах той или иной древесины. Знать, в каких случаях подойдут лиственные породы, а в каких – хвойные; чувствовать пластику дерева, виртуозно владеть инструментом. Другими словами, бондарь – это настоящий профессионал.
Обучение
Интерес к ремеслу бочара в наши дни не пропал совершенно. Никакие современные технологии не могут заменить деревянную тару. Об этом хорошо знают виноделы, качество продукции которых во многом зависит от того, из какой именно древесины изготовлены бочки для вина.
Впрочем, те, кому довелось попробовать мед из липового бочонка или квашеную капусту из дубовой кадки, утверждают, что они имеют особенный вкус. Ну и какая русская баня без деревянной купели! Таким образом, бондарь – профессия актуальная и сегодня.
В основном занимаются ею небольшие артели и частные мастера во многих регионах России. Как отличить изделие, выполненное по старинной технологии? По отсутствию металлических элементов. Именно таким способом работает высокопрофессиональный бондарь. Обучение этому древнему промыслу предлагает, например, сайт «Невские ремесленные палаты».
www.syl.ru
Кто такие бондари и чем они занимаются?. БелПресса
«БелПресса» рассказывает о самой редкой, как выяснилось, профессии в регионе.
А перед этим предлагаем проверить, что вы знаете о бондарях:
В нашей области единственный бондарь (бондарь – от украинского бондар (бочка). Бондарь, или бочар, – мастер по изготовлению бочек) живёт в Грайвороне. Секретами своего ремесла делится мастер – золотые руки, потомственный бочар Роман Скляров:
«Искусству бондаря я учился от отца Виктора Петровича Склярова, а тот – от своего родителя, Петра Александровича. В 1980-е годы отец преподавал труды в школе села Замостье Грайворонского района. При школе работал учебно-производственный комбинат, выпустивший несколько классов ребят с «корочками» мастеров-бондарей, которых отец готовил. До перестройки в таких спецах потребность была практически на каждом пищевом предприятии – бочки нужны были для транспортировки товара. В них хранили рыбу, соленья, мясо. А потом пришёл век пластмассовой тары – дешёвой и лёгкой в изготовлении. В 1990-е годы спрос на деревянные кадки и бочки сошёл на нет.
Я думал, что профессия уйдёт. Но прошло время, люди стали вспоминать, какими вкусными и крепкими были огурчики и мочёные яблочки из дубовых кадок. Возрождалось виноградарство и виноделие. Экологически чистые продукты вошли в моду. И всё чаще меня стали просить сделать деревянную бочку.
Единственный в регионе бондарь Роман Скляров живёт в Грайвороне.Фото Вадима Заблоцкого
Я бондарные навыки не растерял, тем более что инструмент всё время держал в руках – занимался столяркой. У меня сохранились дедовы инструменты для изготовления бочек. Уторник – с его помощью в стенках бочки прорезают уторный паз для дна. Лезвие в нём настраивается на нужную высоту и глубину надреза. Натяжитель (раньше назывался натяг) – крючок на палке, который используют для натягивания обруча. Струги – металлический полукруглый инструмент на рукоятке для строгания клёпок. Фуганок – на нём, сверяясь со специальным лекалом, выстругивали нужный угол для соединения клепок в окружность. Ещё у бондаря была специальная скамья наподобие верстака с тисками, которые удерживали клёпку во время строгания.
Но делать бочки вручную – низкопроизводительный и тяжёлый труд. Процесс нужно было механизировать. Когда я поставил дело на поток, поехал по местам, где сохранился промысел: в Москву, Воронеж, на Украину. Подсматривал у бондарей, каким оборудованием они пользуются, определился, что мне нужно, а потом дорабатывал станки сам. Получается, что разработал и усовершенствовал 30 станков – это предмет моей гордости.
Из чего складывается современный процесс изготовления бочки? Сначала, конечно, заготавливаю древесину. Потом бревно распускаю на дощечки – клёпки. У меня они сначала под навесом сохнут естественным способом, потом от двух недель до одного месяца – в сушилке. Нужно, чтобы влажность древесины не превышала 12 %. После сушки запускаю клёпки в производство. Первоначально соединяем их с одного края обручем. Затем распариваем, чтобы дерево стало более эластичным. После этого стягиваем остов бондарным винтом и фиксируем. Чтобы закалить древесину, края обжигаем, одновременно снимаем напряжение дерева. Вырезаем уторный паз – так называется паз для дна. И затем устанавливаем остальные обручи. Процесс сборки бочки зависит от квалификации мастера и может занимать от нескольких часов до нескольких дней.
Фото Вадима Заблоцкого
Как понять, хорошая бочка или нет при покупке? В первую очередь обратите внимание на то, чтобы древесина была без сучков. Материал должен быть хорошим, отборным, прямослойным, чистым. Всё должно быть одного цвета, никаких тёмных вкраплений – они говорят о гнилях.
Новую бочку для вина или коньяка обязательно готовят, чтобы напиток не потемнел и не приобрёл терпкий вкус. Сначала обрабатывают внутри паром или кипятком, заливая его три раза. Затем наполняют доверху водой и вымачивают в течение двух-трёх недель, меняя воду каждые три-четыре дня. В конце замачивания вода должна быть совершенно чистой, неокрашенной, без постороннего привкуса и запаха. После замачивания бочонок пропаривают в течение получаса, а за неимением пара обрабатывают кипятком. Моют полчаса горячей водой с содой (200 г соды на одно ведро горячей воды), споласкивают горячей водой, меняя её до тех пор, пока вода не станет совершенно прозрачной. Споласкивают холодной водой. Нельзя допускать, чтобы горячая вода остыла в бочонке, т. к. клёпка может впитать в себя посторонние запахи. Если бочонок какое‑то время не используется, необходимо окурить его серой, чтобы не развивались микроорганизмы. Для этого в нём сжигают серные фитили.
При хорошем уходе бочка может служить около ста лет. В подтверждение тому – дорогие коньяки и виски, которые выдерживают в одной бочке от 70 и более лет. При этом виноделы следят, чтобы в помещении всегда была одинаковая температура и не было сквозняков.
В обычном, бытовом использовании бочку нужно держать в прохладном месте, желательно в подвале. Под низ лучше поставить поддон, чтобы она не соприкасалась с землёй и дно проветривалось. Ни в коем случае нельзя, чтобы на неё попадали прямые солнечные лучи. Отопительные приборы и тепло вообще действуют на бочку плохо: она рассыхается, а налитая в неё жидкость испаряется.
В старину размеры бочек служили мерами сыпучих продуктов. Самой крупной была кадь, затем с уменьшением в определённых пропорциях следовали четверть, пудовка, гарнец».
Записала Ольга Бондарева
Творческая работа «Профессия Бондарь»
Бондарство – профессия древняя. Бондарь – мастер, изготавливающий деревянные бочки, большую деревянную посуду типа лоханок, корыт и прочего.
Эта профессия была очень распространенной в довоенные и послевоенные годы. Бондарями считались ремесленники, выделывавшие бочки. Ремесло так и называлось - «бондарство». Деревянные бочки были необходимы при производстве вина, коньяка и для заготовки солений. Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживал клёпки бочки одна к другой, выстругивал их, делал фальцы (зауторы) зауторником, в них вгонял днище и всё связывал деревянными или железными обручами.
Бондарь - то же, что бочкар: ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.
Ранее бондарство имело повсеместное распространение, однако в XX веке почти повсеместно сошло на нет. Однако и в XXI веке профессия бондаря по-прежнему необходима, так как настоящие деревянные бочки требуются при производстве вина и коньяка.
Сегодня бондарь - профессия редкая, а владеющий ею человек к тому же должен быть мастером на все руки - и плотником, и столяром, и жестянщиком, и станочником, и даже знатоком пород деревьев. Далеко не каждая деревяшка может стать частью бочки или ведра. Бочки и кадушки обычно делают из липы, осины и ели, но лучшие породы - дуб и вереск. При условии, что древесина будет без сучков, трещин, определенного возраста и просушки. Поэтому, чтобы отобрать нужный материал, бондарь должен отлично разбираться в дереве. Настоящий бондарь непременно и хороший столяр: важно так подогнать все бруски и днище, чтобы деревянное изделие влагу не пропускало.
Организация и условия труда:
Бондарь работает на предприятиях местной промышленности. Может заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Профессия имеет 2-5 разряды.
Обязанности:
Выполняет комплекс бондарных работ на механизированном поточном производстве. Занимается ручным изготовлением и ремонтом бочек, чанов, бутов, отстойников, других емкостей и заводского технологического оборудования из древесины различных пород.
При изготовлении сложных сосудов большой емкости и заводского оборудования работу выполняет по чертежам.
Требования:
Личностные качества:
- хорошая координация движений;
- развитое пространственное воображение;
- аккуратность.
Должен знать:
- способы и приемы выполнения операций изготовления продукции;
- режимы термообработки;
- режимы замачивания, пропарки, обжига и сушки особо сложной специальной продукции;
- технические требования к готовой продукции;
- породы и качество древесины;
- свойства клеев, канифоли и способы их применения;
- нормы расхода материалов;
- правила чтения чертежей.
Медицинские противопоказания
Для профессии бондаря медицинских противопоказаний практически нет, кроме аллергии на применяющиеся клеевые составы и канифоль.
Образование
Требуемый уровень образования: для работы бондарем достаточно иметь начальное профессиональное образование. Возможно обучение непосредственно от мастера.
Бондарство перешло в разряд забытых ремесел. Остались только энтузиасты, которых можно пересчитать по пальцам. Один из них - Владимир Станкевич, член Белорусского Союза мастеров народного творчества.
Владимир Иванович не потомственный бондарь. Лет двадцать назад попался в руки журнал, где описывался процесс изготовления деревянных бочек. Заинтересовался, попробовал, стал искать дополнительную литературу по бондарству – и «заболел» этим ремеслом всерьез и надолго. Вначале как любитель, теперь же он методист-мастер по бондарству Заелицкого Дома ремесел.
– Работа с деревом требует огромного терпения, не каждому под силу, – говорит Владимир Станкевич. – Поэтому почти никто не хочет этим заниматься. У молодежи нынче других забот хватает – компьютеры, Интернет. Тем более больших заработков изготовление бочек не принесет. Работа ручная, а значит, ценится недешево. А заплатить за такую вещь столько, сколько она стоит, не каждому по карману. В то же время недорогих различных пластиковых емкостей и посуды в торговле хватает.
Соленья из бочки или кадушки можно всегда определить по вкусу. Однако нужно знать, из какой породы дерева изготовлять емкость. Оказывается, для квашения капусты или огурцов лучше всего подходит осина, дуб. Также осиновые и дубовые бочки обычно делают для вина для придания особого вкусового букета напитку. А вот, например, масло дольше хранится в сосне.Шайки для бани лучше всего изготовлять из ели – она меньше впитывает влагу. При этом мастер стягивает ее деревянными обручами. Обычный металл со временем «выдает» себя ржавчиной, а нержавейка слишком дорогая.
Технология бондарства трудоемкая. Чтобы изготовить сравнительно небольшую бочку, необходимо затратить не один месяц кропотливой работы. Вначале нужно выбрать дерево, затем распилить на колодки, расколоть их, причем надо знать как. Затем сушка дерева – самая длинная и затратная операция. Так, дуб в сушильной камере нужно продержать не менее тридцати дней, чтобы на выходе он имел влажность не более 15%. После этого изготовляются уже сами дощечки.
По мнению мастера, в каждое изделие вкладываешь не только свое мастерство, но и частичку своей души. Только тогда оно будет радовать глаз своей внешностью и формой, принесет максимальную пользу тому, кому будет служить.
Бондари на Руси всегда пользовались заслуженным уважением, на их изделия спрос не падал, их работа ценилась высоко. Резные наличники, деревянные вёдра, как в сказке про Емелю, - сегодня штучный товар, настоящие произведения искусства. Исконно русские ремёсла в наши дни обретают всё большую популярность. В.В.Кортунов – потомственный бондарь. Начиналось всё с простой банной шайки, а теперь из-под его рук выходят высокохудожественные изделия, сложные по технике исполнения: бары в виде старинных карет, различные стилизованные фигурки и рельефы ( старичок-боровичок, птицы, виноградные гроздья, вензеля, пулемёт и мн.др.), резное деревянное кружево для полочек, наличников карнизов и ещё много всего. Добрая молва о золотых дел мастере разнеслась далеко за пределы его села. Заказы поступают из Москвы, Тулы, Ростова и других мест. Качеством исполнения всегда довольны, рекомендуют мастера другим желающим приобрести эксклюзивные деревянные изделия или простые банные аксессуары, бочки кадки, жбаны. Его изделия попали в качестве подарков в личное пользование В.Путину, Д.Медведеву, С.Шойгу и не раз представлялись на многих российских ярмарках, где имели большой успех и были дипломированы. А чтобы его мастерство не пропало, он организовал мастерские и набрал несколько подмастерьев.
Проходит время, а оно как всегда диктует нам свои правила. Появляются новые профессии, а те, которые когда-то были востребованы, незаметно ушли в историю…
xn--j1ahfl.xn--p1ai
водовоз, денщик, бурлак, трубочист, шорник и другие.
Рынок труда не стоит на месте. Одни профессии корректирует технический прогресс, другие уходят в небытие. Какие занятия были востребованы в прошлых столетиях? Офеня, водовоз, денщик… Рассматриваем картины русских живописцев.
Водовоз
Сергей Грибков. Водовоз. 1873
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.
Денщик
Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850–1851
Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны. Их обязанности исполняли водители.
На полотне Павла Федотова изображен обыденный вечер офицера. Предположительно, на картине художник написал самого себя. Прототипом слуги, раскуривающего трубку, стал реальный денщик Коршунов, друг и помощник автора.
Бурлак
Василий Верещагин. Бурлак с шапкою в руке. 1866
Бурлаками называли наемных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.
При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым русским художником, изобразившим этот тяжелый труд, был Василий Верещагин. Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.
Офеня
Николай Кошелев. Офеня-коробейник. 1865
Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».
Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.
Трубочист
Фирс Журавлев. Трубочист. 1870-е
Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.
Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.
Фонарщик
Леонид Соломаткин. Утро у трактира. 1873
Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.
На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с помощью которого он зажигал и дозаправлял фонари.
Шорник
Михаил Клодт. Шорник. 1860-е
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.
Бондарь
Сергей Скачков. Бондарь — изготовитель бочек на Руси. 2014. Изображение: артуспех.рфТрадиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.
На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
www.culture.ru
Как делают дубовые бочки - Как это сделано, как это работает, как это устроено
Бондарное ремесло возникло в Древней Греции, но история самой бочки началась существенно раньше. Правда, в те незапамятные времена их просто выдалбливали из стволов крупных деревьев и поэтому размер бочек непосредственно зависел от размера дерева. Однако прошло время и люди научились делать бочки, стягивая отдельные дощечки при помощи обручей. Горизонты, что называется, расширились, и появилась возможность делать деревянные емкости заданного диаметра. Слышали что-нибудь про дошник? Это такая огромная бочка, которая зарывается в землю и предназначена для закваски солений. Дык вот стандартный дошник вмещает целых 16 тонн квашеной капусты!
Но не суть. Я про то, что и в наше высокотехнологичное время, не смотря на то, что прилавки магазинов завалены посудой из самых различных современных материалов, настоящие дубовые бочки ещё не утратили своей актуальности. Потому что самым непосредственным образом влияют на вкус хранящихся в них напитков. И сегодняшний мой рассказ об этом и о настоящих хранителях традиций, которых я разыскал на юге Воронежской области в городке под названием Россошь. Небольшой по современным меркам производственный комплекс "Велес" вот уже почти 12 лет производит бочки для вин и коньяков, а так же различные кадки, бочонки для мёда и солений, кашпо для цветов, ушата, запарники для бань, различную деревянную мебель и многое другое. Но в первую очередь - это всё таки бондари, поэтому сегодня я постараюсь рассказать и показать всё, что я узнал о секретах бочарного ремесла.
02. Эта история началась ещё зимой, когда в муках выбора подарка к юбилею тестя, я забрел в специализированный магазин по продаже банных аксессуаров. На мое счастье, там же продавалось и несколько дубовых бочонков с латунными краниками, а у тестя большой сад и каждый год он делает вино собственного производства. Я уточнил у продавца, что данные экземпляры предназначены не только для украшения интерьера, но и, собственно, для долговременного хранения алкогольных напитков, и понял, что подарок найден. После вручения тесть признался, что уже сам давно подумывал о приобретении деревянной емкости, так что подарок пришелся очень кстати.
03. Но вернемся снова в магазин. Там же я увидел большие ведерные самовары и поинтересовался у продавца, где они такие закупают. Очень уж мне захотелось посмотреть как их делают. Однако ответ молодого человека меня обескуражил - совершенно русские по внешнему виду самовары делали в Сирии!!! "Дожили, блин!" - сказал я, - "А бочки тоже оттуда или из Китая?". "Нет" - ответил продавец. - "Бочки наши, воронежские. Кажется, где-то в Россоши делают". "Ну, тогда поддержим российского производителя", - подумал я и буквально через полтора месяца оказался в кабинете директора. Им оказался молодой, увлеченный своим делом Александр Колган, который и устроил мне и моей жене Лене персональную экскурсию и подробно рассказал о своем производстве. На фото несколько образцов продукции, собранных в его кабинете.
04. А вот еще более крутой, чем тот, что я подарил тестю, дубовый бочонок. Краник у него не латунный, а деревянный (собственного производства), а в комплект поставки входит набор стопок с гравировкой. Сам бочонок тоже украшен рисунком виноградной лозы, нанесенным методом лазерной гравировки специальным станком. Это спецзаказ или, если хотите, индивидуальный подход к каждому клиенту. На предыдущем фото вы найдете даже продукцию с изображением бренда заказчика.
05. Ну, а мы отправляемся в цех.
06. Впрочем, давайте лучше пройдем все стадии производства бочки поэтапно. От заготовки до готового изделия. Для винных и коньячных бочек используют, как я уже писал выше, дуб. Иногда даже южный дуб скалистой породы, который завозят из Абхазии и Краснодарского края. Для изготовления медовых бочонков используют, соответственно, липу. Лес, уложенный в штабеля, отлеживается не менее одного года. Очень важно, чтобы дуб был спилен зимой, в период когда у него не происходит сокодвижение. Тогда древесина будет более плотной.
07. Движемся дальше. А дальше из отлежавшейся древесины с помощью деревообрабатывающих станков делают клёпки. Или "клепочки", как ласково называет их Александр. Это те самые дощечки, из которых и состоит остов любой бочки. Они имеют довольно сложную форму: в середине клепка тоньше и шире, чем у торцов. Утоньшение в середине облегчает гнутье клепок при сборке остова бочки.
08. Распил клёпки должен быть радиальным или, в крайнем случае, полурадиальным, чтобы в будущем избежать протечки изделия и увеличения так называемой "доли ангелов". Так называют количество испарившегося за время выдержки спирта. Процесс обусловлен способностью спирта испаряться быстрее воды, а испарения происходят благодаря пористой структуре дерева. 2-3% - это в порядке нормы.
09. Кстати сказать, некоторые производители бочек уверяют, что они клёпки для бочек не пилят, а колят. Да, это действительно самый дедовский, классический, так сказать, способ заготовки, но цена такой бочки должна быть, как минимум, вдвое больше. В противном случае - это просто рекламный трюк. Александр считает, что России вообще максимум четыре достойных производителя бондарной продукции.
10. Впрочем и география поставок россошанских бочек это подтверждает. Это Казахстан, Татарстан, Абхазия, Москва, Питер, Ростов-на-Дону, Саратов и так далее. Недавно пришел заказ из Комсомольска-на-Амуре.
11. Но вернемся к технологическому процессу. Поскольку клёпки нужно дополнительно как следует просушить, делают их сразу с запасом и укладывают в пирамидки.
12. Следующим этапом собирают остов. Для этой цели используют так называемые рабочие обручи. От постоянных они отличаются тем, что сделаны из чермета и соединены сваркой, а не заклепками.
13. К сожалению, увидеть воочию этот процесс мне не удалось, но приблизительно это происходит следующим образом: обруч прикрепляют струбцинками к трем клепкам, расставленных с определенным интервалом. Затем между ними по порядку вставляют промежуточные клепки, как можно плотнее прижимая их друг к другу. Затем снимают зажимы и головной обруч осаживают книзу, одновременно нагоняя на остов торцевые и срединные обручи.
14. Для того, чтобы максимально плотно прижать клёпки друг к другу, внутри пока еще бездонной бочки разводят самый настоящий костёр.
15. Для стягивания используют металлический трос, которым с помощью ворота постепенно увеличивают усилие на торцы бочки. Бочка на костре гнется минимум полчаса, после чего бочка "стоит" на костре еще минут двадцать. Более интенсивный обжиг древесины применяется для бочек, предназначенных для выдержки красных вин, средний обжиг подойдет для коньячных бочек, а слабый, соответственно, для тех, в которые нальют белые вина. Паяльную лампу, как заверил меня Александр, не используют никогда.
16. Для достижения наилучших результатов применяют и самый дедовский способ - обжиг с помощью дубовых или фруктовых опилок. Их поджигают, а остов плавно перекатывают, следя за тем, чтобы древесина не обуглилась, а лишь слегка подкалилась, приобретя золотистый оттенок.
17. Далее в торцах бочки нарезается так называемый уторный паз и вставляются донья, которые так же делают из клепок-дощечек, плотно подогнанных и прифугованных друг к другу. Поосле этого бочка шлифуется. Только снаружи, внутри всё остается так как получилось после обжига. Проиллюстрировать этот этап у меня, увы, не чем, поэтому мы переходим к следующему. Это установка постоянных обручей.
18. Они делаются из оцинкованной стали толщиной 2 мм и стягиваются с помощью стальных заклепок. Отмечу, что для больших промышленных бочек, предназначенных, например, для винзаводов, отверстия для заклепок не сверлят, а пробивают вручную. В чем разница? В том, что у просверленного отверстия получаются острые кромки и гигантским давлением внутри большой бочки заклёпки может просто срезать. Обручи так же изготавливают с запасом по всем основным типоразмерам.
19. Следующим этапом в донце бочки вставляют деревянный или латунный кран. Безусловно, именно эта деталь и место её крепления является самым слабым на протечку местом бочки. Всем клиентам-виноделам Александр рекомендует просто вбивать деревянный чоп, а вкручивать и использовать краник уже на этапе употребления напитка. В бочках объемом более 100 литров отверстие под кран вообще не сверлят, используя для забора напитка трубочку.
20. Ну и, наконец, переходим к "финишной отделке". К бочкам могут предложить подставку, оплетку веревкой и, по желанию клиента, лазерную гравировку. Про стопочки уже писал выше.
21. Кроме того, на специальном станке могут изготовить даже небольшую деталь с самым сложным контуром. Например, фигурные буквы или орнамент.
22. По технологии изготовления дубовых бочек показал/рассказал всё что узнал сам, но поведаю еще несколько подробностей о самой компании и других видах выпускаемой продукции. Трудится здесь порядка 20 человек работников и по плану каждый из них за один рабочий день делает одну бочку.
23. Бочонки для мёда изготавливают тоже из клёпок, но обручи на них при этом носят исключительно декоративную функцию. Грубо говоря, это просто молдинги. Дело в том, что медовые бочонки клеят. Их не обжигают, а вощат внутри натуральным пчелиным воском. Сверху делают съёмную крышечку с ручкой, под которую вкладывают специальную веревочку, с помощью которой края крышки как бы пломбируются, но оставляют петельку, за которую веревочку можно будет потянуть. В противном случае крышку со временем так притянет к остову бочки, что просто за ручку вы её не откроете.
24. Помимо бочек, как я уже говорил выше, компания производит еще целый спектр бондарных изделий, но особо меня порадовало, что помимо бочарного ремесла, ребята освоили и выпуск эдакой нарочито грубой деревянной мебели. Это сейчас модно, другое дело, что зачастую подобные детали интерьера (типа фальш-балок), которые можно найти в свободной продаже, сделаны из пластика и лишь имитируют дерево. Здесь же всё по-настоящему. Большую лавку или стол придется двигать вдвоем. На столе Александра я подсмотрел вот такой дизайн-проект...
25. ...А в цехе уже некоторые его элементы.
26. Увидев мою заинтересованность подобной продукцией, Александр предложил прокатиться до соседней улицы, чтобы показать уже готовый интерьер, в постройке которого он и его ребята принимали самое непосредственное участие. Фотографировать вечером субботы в пивом баре я не решился, но фасад щелкнул. По-моему, очень здорово. Особенно на фоне других провинциальных заведений и магазинов, отделанных сайдингом и с безвкусными вывесками.
Что я еще могу сказать в заключении... Отрадно, что во времена, когда самовары делают в Сирии, а веники для русской бани заготавливают в Китае (сам видел - срамотища!), где-то еще есть настоящие мастера, делающие качественные натуральные вещи. Более того, мне захотелось сделать целый цикл постов о традиционных ремеслах. А еще замечательно, что Александр согласился на встречу и у меня появилась возможность рассказать о его деле своим читателям, а так же передать пламенный привет от тестя.
Оригинал взят у muph в Как делают дубовые бочкиКопипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна.Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.kak-eto-sdelano.livejournal.com
Кто такой бондарь? - Полезная информация для всех
Держите тут и рассказывается о том кто такие бондари и что их фактически нет. Осталось только одна единтсвенная компания
Бондарь - это редкая профессия, сегодня почти забытая, поскольку пластиковые емкости почти вытеснили деревянные. Бондарство представляет собой старинное ремесло, связанное с производством и ремонтом обручных емкостей, таких как бочки, кадки, чаны и отстойники. Бондарь - это мастер на все руки, ведь он должен быть и знатоком древесных пород, и столяром, и жестянщиком, и станочником.
Раньше в профессию приходили потомственные бондари, которые перенимали искусство изготовления деревянной продукции от своих предков. Работа эта сложная и многогранная. Мастер должен подобрать подходящую древесину, рассчитать емкость будущего изделия, выполнить чертежи и изготовить все комплектующие элементы. И только после этого бондарь занимается подгонкой деталей и их сборкой. Сегодня бондарь является редкой профессией и чаще всего мастера осуществляют ремонт бочек и других емкостей.
Профессия человека, изготавливающего бочки для вина, засолки, хранения рыбы.
Как всеми принято считать, бондарь- это изготовитель бочек. Не абы каких, а именно сделанных из дерева своими руками. Но по сути бондарь- это мастер на все руки. У меня дед был бондарь и я до сих пор пользуюсь его делами. Жалею конечно, что не вникал в тонкости изготовления. Знаю принципы, есть/остались все инструменты и много дедовых записей. Бывает на досуге мастерю, что нибудь.
человек,который делает бочки из дерева.скрепляет металлическими обручами(один из вариантов)
Бондарь - человек-мастер золотые руки, который умеет изготавливать бочки.
Поверьте, это непростое занятие. Такому ремеслу надо учиться и учиться. Поэтому способности изготавливать бочки передавались от одного человека другому, как в кузнецов и многих других ремесленников.
Иногда говорят бондарь на тех мастеров, которые занимаются изготовлением корабельных мачт.
А еще, есть такая фамилия у людей и встречается очень часто.
Мастер (бондарь) изготовляет деревянные: бочки, шайки, кадки, чаны, вс делается из дерева.
В наше современное время бондарей почти не осталось, так как дешевые пластмассовые, керамические да железные изделия вытеснили деревянные изделия.
Бондарь - это мастер по изготовлению всевозможных бочек, шаек, ушатов и прочей домашней утвари из дерева. Раньше они пользовались большим спросом, потому что люди и мылись в банях и солили (квасили) овощи и фрукты в бочках... Сегодня у нас есть ванны, душевые кабины для мытья и банки для заготовок на зиму...
Бондарь это человек выделывающий бочки, раньше у них была еще одно направление, они делали корабельные мачты.
Работали, да и сейчас работают в основном индивидуально, по заказам.
Это довольно много знающие люди, так как при производстве бочек и другой продукции каждый бондарь должен знать, как надо замачивать, пропаривать, обжигать и сушить различные породы древесины, в том числе и очень дорогостоящей.
Дополнительно к этому он должен уметь хорошо читать чертежи, которые нужны для больших бочек или для каких либо специальных заказов.
В наше время найти настоящего бондаря очень сложно, но при определенных усилиях это все же возможно.
Под таким понятием как quot;бондарьquot; скрывается тот человек, который профессионально занимается изготовлением бочек из дерева. Это люди мастера и знатоки своего дела. Кстати изготовление бочек производится исключительно вручную.
Бондари - это ремесленники, которые производят продукцию из дерева по особой секретной технологии. Продукция получается очень высокого качества. К примеру, сегодня изделия бондарей можно увидеть в компании Фитородник. Эти ребята - одни из немногих в России, кто еще хранит и использует такую уникальную технологию. Я там кедровую бочку брала - супер!!!
Бондарь - это мастер совего дела. А дело у него такое: изготовление деревянных бочек полностью ручным способом. Для этого он использует различные столярные инструменты. Такие бочки широко применяются при производстве винной продукции и коньяка.
info-4all.ru
Профессия: бондарь
Существуют профессии, которые постепенно исчезают. Однако и в XXI веке профессия бондаря по прежнему необходима, так как при производстве хорошего вина и коньяка до сих пор требуются настоящие деревянные бочки. Конечно, многие бондарские инструменты сейчас заменены машинами, но обученные специалисты пока незаменимы.
Для бочковой винной тары предпочтительна дубовая древесина горных местностей, так как дуб, произрастающий в низменных сырых местностях (на жирной почве), обладает рыхлостью и крупной пористостью. Бочки, изготовленные из такого дуба, менее прочны, и вино в них поддастся слишком быстрому окислению и испарению.
Сделать бочку — вопрос техники, а правильно высушенная древесина определяет качество бочки. По традиции бочарные клепки должны в течение трех лет храниться под открытым небом. Солнце высушивает древесину, дождь вымывает жесткие танины, полисахариды и глюкозу. Сегодня большая часть бочарной древесины высушивается искусственно в специальных печах-сушилках, так что вся процедура изготовления бочек занимает от 3 до 12 месяцев.
Винная бочка состоит из круглого, несколько выпуклого по середине остова и двух плоских доньев (торцоных стенок). Остов и донья собирают из отдельных клепчин (дошечек). Остов бочки стягивают железными обручами, благодаря чему весьма просто и надежно скрепляются составные части бочки в одно целое и достигаются плотность и непроницаемость.
Попробуем кратко описать этапы создания бочки:
Подготовка деталей. Расщепление ствола дерева вдоль волокон давно уже перестали делать вручную, предоставив этим заниматься механическому колуну. Раскалывание древесины имеет по сравнению с распиливанием то преимущество, что при этом не повреждается клеточная структура дерева. Однако стволы сейчас уже не раскалывают на четыре части, как раньше, а бочарные дощечки выпиливают из цельного бревна.
Сборка остова. Размер бочарных клепок для барриков рассчитывается при помощи математических формул, затем дощечки выстругивают, выпиливают и, просушив, собирают из них остов бочки. О том, чтобы между клепками не просачивалась жидкость, заботится само вино: древесина набухает, и бочка не протекает.
Набивание металлических обручей. После того как бондарь вставит донья, рабочие обручи снимаются и на баррики набивают постоянные металлические обручи. Они скрепляют бочарные клепки и не дают бочке расползаться под весом вина. И, наконец, в одной из клепок выпиливают отверстие под втулку
«Обжиг» бочек. До того как в остов вставить донья, его «обжигают». Так бочары называют опаливание внутренних стенок бочки. Пламя оказывает влияние на химическую структуру древесины, что позднее проявится в вине легким «поджаристым» тоном. В зависимости от типа вина, которое будет зреть в бочках, их опаливание бывает слабым, средним и сильным.
lefkadia.ru
© 2005-2018, Национальный Экспертный Совет по Качеству.