«Знак качества» - новый имидж России
Идея очередного нацпроекта, но на сей раз нацеленного на международное развитие, уже, можно сказать, витает в воздухе. Работать на имидж государства призвал Российских производителей вице-премьер Сергей Иванов, выступая на конференции посвященной 10-летию конкурсов на соискание премий в области качества. Его поддержал и министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. «Российское качество» должно стать государственным брендом. Здесь чиновники ссылаются на опыт Германии, которая еще до 20-х годов прошлого столетия считалась технически отсталой страной, а немецкая продукция была ширпотребом, как тогда говорили, «дрек». Сейчас весь мир признает, что можно поставить знак равенства между словами «качество» и «Германия».
Немецкую экономику перевернул завод BASF, который первым стал выпускать недорогую, практичную и очень качественную продукцию. Россия, считают российские чиновники, может возродить знак качества, в первую очередь, за счет ВПК, НПЗ и конечно же, науки. Как полагает первый вице-премьер Сергей Иванов, отечественная экономика в большей степени должна базироваться на знаниях. Он, в частности, сказал: «Экономика должна все больше и больше базироваться на знаниях и интеллекте…, в развитых странах научный потенциал в производстве достигает 60-70%».
Но как убежден вице-президент РАН Жорес Алферов, главная беда российской науки как раз в ее «никому ненужности». «Губительна, в первую очередь, невостребованность результатов исследований экономикой», - говорит Жореc Алферов, - «если бы промышленность развивалась на основе высоких технологий, то финансовые ресурсы, безусловно, появились, причем в запрашиваемых научным сообществом объемах». По мнению Нобелевского лауреата, без радикальной диверсификации сырьевого уклона российской экономики, создания инновационных технологий в базовых перерабатывающих отраслях с получением продукции высокого передела, инвестиции в науку теряют смысл.
Похоже, что с академиком согласны и в правительстве. «Российские предприятия должны увеличивать свою капитализацию используя не только здания и землю, но и собственные ноу-хау», - подтвердил вице-премьер Сергей Иванов, - «повышение качества - единственный путь, не только к доминированию отечественной продукции на внутреннем рынке, но и завоeванию международных рынков». Он же ввел понятие «российское качество», которое, по его мнению, должно стать государственным брендом. «Побольше бы таких традиций, которые стимулируют экономику, повышают национальное самоуважение и укрепляют авторитет нашей страны», - считает вице-премьер. По его мнению, в таком случае выиграют все и главным образом российское общество.
Но пока у наукоемкой продукции заказчиков в России нет, а иностранные компании, как это часто бывает, просто увозят команду талантливых исследователей за рубеж вместе с наработанными технологиями. Отток научных кадров в настоящее время составляет порядка 10%. Единственная надежда – на создаваемую «Корпорацию нанотехнологий». Вот если бы вся наука финансировалась не по остаточному принципу, а наравне с нефте-газовой сферой, ученые бы не уезжали работать за границу. Многие из них покидают отечественные лаборатории по той причине, что надо просто нормально работать, например, создавать лекарства, а если наше государство не может даже поставить оборудование – зачем «простаивать» светлой голове?
Сегодня Россия накопила достаточные ресурсы, чтобы системно переориентировать национальную экономику с сырьевого на инновационный путь развития, вовлекая в оборот преимущественно прорывные, критические технологии. На нынешнем этапе чрезвычайно важно инвестировать в переоснащение научных лабораторий современной исследовательской аппаратурой и приборами. При этом основным инвестором программной модернизации приборной базы отечественной науки должно выступить государство. Так что выступление Сергея Иванова многие работники науки воспринимают с оптимизмом.
Дипломантами премии в этом году стали семь компаний. В категории предприятий с численностью работающих более тысячи человек премию получили ОАО «Тензор» и ОАО «Раменский приборостроительный завод», который создает навигационные системы для самолетов.
Источник: www.newsinfo.ru