Стройка 2007 – торжество дилетантизма или новые стандарты
качества?
После того, как в 2007 году будет отменено обязательное лицензирование,
единственным эффективным средством контроля качества продукции и услуг станет
создание профессиональных ассоциаций и внедрение собственных, либо уже
существующих стандартов качества.
В целом ряде просвещенных государств контролем качества и коррекцией объема
предложения занимаются профессиональные ассоциации. Для оценки качества работ,
выполняемых членами таких ассоциаций, помимо внутренних стандартов нередко
используется широко распространенная в Европе и Америке система стандартов ISO
9000, разработанных Международной организацией по стандартизации. Сущность этих
стандартов - обеспечение заданного качества услуг с использованием современных
методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и
руководства. Применение стандартов позволяет повысить конкурентоспособность и
снизить издержки не только в деятельности отдельных компаний, но и целых
отраслей. Эта мера тем более актуальна, что во многих странах существует
правило: государственные организации пользуются товарами и услугами только тех
компаний, которые зарегистрировали систему качества ISO 9000 или аналогичные
национальные стандарты. При наличии такой системы лицензирование и госконтроль
для большинства областей коммерческой деятельности действительно излишни,
однако, в России их попросту нет. Вернее, они есть, но, по мнению
экспертов Национального экспертного совета по качеству (НЭСК), они еще
слишком молоды и не имеют реальных инструментов влияния на своих членов и других
представителей данного сегмента бизнеса. Возможно, они будут сформированы в
течение ближайших лет, поскольку закон «О внесении изменений в Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с
которым лицензирование некоторых видов деятельности упраздняется с 1 января 2007
года, уже подписан президентом РФ.
Закон предполагает отмену 49 из 124 видов деятельности, лицензируемых на
сегодняшний день. Среди них такие, как распространение лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, перевозка пассажиров на коммерческой основе
легковым автотранспортом, публичный показ аудиовизуальных произведений в
кинозалах, ветеринарная деятельности, туроператорская и турагентская
деятельность, производство табачных изделий, оценочная и аудиторская
деятельность. Но самым значимым может стать отмена лицензирования для
проектирования, строительства зданий и сооружений и инженерных изыскания для
строительства.
Поскольку строительство и реализация объектов жилой и коммерческой
недвижимости было и остается одной из наиболее инвестиционно-привлекательных
областей отечественного бизнеса, общая для всех участников рынка система
контроля качества здесь наиболее актуальна. К сожалению, на сегодняшний день
такой системы не существует: заказчик строительства выбирает застройщика, исходя
исключительно из его бизнес-репутации и списка реализованных объектов, а чаще –
сметы и личных договоренностей. Практически никто из участников рынка не
пользуется общепринятыми во всем мире строительными и управленческими
стандартами качества и не задумывается об эффективности их использования в
собственном бизнесе и при выборе компании-партнера.
До последнего времени вопросы качества работ, выполняемых строительными
компаниями, находились в ведомстве Росстроя. Эта организация была достаточно
эффективна в качестве контролирующего органа. Для примера результатов работы
проверяющих комиссий Росстроя можно привести следующую статистику: на
сегодняшний день в реестре лицензий числится 177,4 тыс. организаций и
индивидуальных предпринимателей. В 2004 году было проведено 37 тыс. проверок
деятельности компаний, имеющих лицензию, – 15 тыс. из них получили
предупреждения, штрафы и пр. за нарушение лицензионных требований. В 2005
году проведено 22 тыс. и скорректирована деятельность 10 тыс.
компаний. Однако, эта статистика не учитывает исключительно значимого фактора
персональной незаинтересованности проверяющих чиновников и тех широких
возможностей личного обогащения, которые перед ними открываются.
Сейчас наиболее авторитетные представители строительной профессии выражают
серьезную обеспокоенность по поводу отмены лицензирования на строительную
деятельность. Так, по мнению заместителя руководителя Росгорстроя Анатолия
Попова, уже одна только трагедия, в "Трансвааль-парке", продемонстрировала
необходимость сохранения лицензирования в строительной деятельности. Возможно, в
чем-то строители правы, но нельзя не согласиться и с тем, что лицензирование и
контроль Росгорстроя был лишь паллиативной мерой по сравнению с принятием
стандартов, таких как ISO 9000 и др. Эти стандарты могли бы гарантировать
контроль качества в силу естественных законов рыночной экономики, а не за счет
штрафов и выговоров, объявляемых строительным компаниям Росгорстроем.
Стоит
отметить, что и до отмены лицензирования в строительстве существовал целый ряд
вопросов, требующих принятия решений на государственном уровне. Один из наиболее
актуальных – создание действующих, практически применимых регламентов и других
документов, на основании которых возможно было бы осуществлять контроль качества
строительных работ, выполняемых частными компаниями-застройщиками. Теперь их
формирование из желательного стало необходимым. Для своевременной подготовки
этих документов потребуется серьезная аналитическая работа и, возможно,
содействие государству в этом вопросе смогут оказать независимые аналитики и
эксперты, в частности те, которых объединяет на сегодняшний день Национальный
экспертный совет по качеству (НЭСК). Возможно также использование наиболее
авторитетных во всем мире стандартов управления производством и контроля
качества бизнес-процессов ISO 9000. Их внедрение в российском строительном
бизнесе могло бы гарантировать высокий уровень выполнения всех работ – от
создания и утверждение архитектурного проекта, до юридического оформления
недвижимости и формализации взаимоотношений застройщика с
инвесторами.