«Вечерняя Москва», 8 февраля 2007 года
Временный паралич. Строительная отрасль должна научиться саморегулироваться до 1 июля
Одним из наиболее актуальных законодательных вопросов, к решению которого депутаты приступили едва ли не сразу же, как только закончились праздники, стало регулирование строительной деятельности. Все дело в том, что принятые в самом конце прошлого года поправки в Градостроительный кодекс, хоть и звучали весьма прогрессивно, на деле принесли лишь проблемы.
Предполагалось, что поправки устранят излишние административные барьеры, сократят количество экспертиз. А на деле получилось, что строительный процесс в некоторых регионах был просто парализован. Ни строители, ни регулирующие органы просто не знали, как поступать – ряд норм сохранен, а кто должен следить за их исполнением, неясно. В результате спешно появилась информация, что уже в феврале в Госдуму будет внесен закон о саморегулировании строительной деятельности. Вопрос настолько острый, что в дело вмешался лично заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев.
Будучи куратором нацпроектов, в том числе и по созданию доступного жилья он более чем заинтересован в скорейшем решении вопроса. Выступая 23 января на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, Медведев буквально потребовал от Минрегиона и Росстроя до 2 февраля выработать детальный план по вопросу создания новой системы экспертизы и надзора за градостроительной деятельностью.
Пока же временно продлено лицензирование строительной деятельности – до 1 июля 2007 года. Вообще говоря, если судить по текущей ситуации, очень сомнительно, чтобы к 1 июля отрасль научилась «саморегулироваться». Четко понимая это, Москва, например, пока выступает против отмены лицензирования. В городе строительный процесс налажен как нигде больше в стране, и власти понимают, о чем говорят. Отмена административных барьеров – это хорошо, но вряд ли стоит это делать ценой полного паралича всей сферы, хоть и временного.
Более всего интересно то, что строители сами выступают против такого ускоренного переведения отрасли на саморегулирование. Характерным примером стала отмена государственной экологической экспертизы. Экологическую экспертизу, согласно новым поправкам в Градостроительный кодекс, предлагается заменить так называемой государственной экспертизой проектной документации, предметом которой будет являться оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Но все дело в том, что в настоящее время не существует ни одного технического регламента, в котором были бы перечислены экологические требования. И специалисты говорят, что принятие таких регламентов практически невозможно ранее 2008–2010 гг. То есть со вступлением в силу Закона никакой превентивной оценки экологической безопасности объектов хозяйственной деятельности осуществляться не будет.
Но даже сами строители говорят, что неучастие природоохранных ведомств в процессе недопустимо. А вот как и в чем они участвуют, что делает и как Ростехнадзор, а что Росприроднадзор – непонятно.
Понимание важности проблемы – это уже хорошее начало, но этого мало. Ведь строительный процесс нельзя просто забросить на период дискуссий. Причем сами строители говорят, что это дело государства – создать законодательную базу и системы четкого государственного (!) регулирования и просто возмущены тем, что власть пытается переложить груз ответственности на плечи бизнес-сообщества.
До июля пока еще есть время, которое надо потратить с толком. И, пожалуй, спешное создание новых институтов, к которым не готовы прежде всего сами представители отрасли – не лучший вариант. Эффективнее было бы привести в порядок ту систему, которая существует и во многих случаях очень неплохо работает.